Сообщение на тему война в судьбе и поэзии анны ахматовой

Обновлено: 05.07.2024

Ахматова в другом стихотворении молит бога о том, чтобы он отобрал у неё всё, что она имеет. Всё для того, чтобы тёмные туча над страной превратилась в светлое облако, купающееся в лучах славы.

У женщин сильно развита интуиция. Вот Ахматова просто нутром чувствует, как Россию рвут на части. Тут не до радости, когда страна плачет. Как-будто её зовёт незнакомый голос, он предлагает уехать из России. Взамен он обещает ей счастье и покой, которых ей так не хватает. Но она просто затыкает уши руками, чтобы не слышать его.

2 вариант

Судьба поэта и судьба России тесно переплетены в творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой. Ее поэзия включается в себя обширный пласт стихотворений, посвященных патриотизму и любви к родине. В годы первой мировой войны Ахматова заняла позицию, расходящуюся с общепринятой. Поэтесса выступила как ярый противник войны. Так в стихотворении “Молитва” она говорит, что готова принести в жертву все что у нее есть за светлое будущее родины. Лирическая героиня Ахматовой вместе с Россией переживает тяжелые годы.

Стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно. ” о сознательном выборе поэтессы разделить со своей страной все тяготы и беды. Ахматова не видит своего будущего вдали от родины. Предать Россию, оставить ее не мыслимо для поэтессе. Ей неприятен голос, который звал “утешно” оставить родину, чтобы искать счастье на чужбине. Ее стихотворения - это отражение той части интеллигенции, которая осталась со своей страной в тяжелое для нее время. Любовью к родине и патриотизмом наполнено и стихотворение “Не с теми я кто бросил землю. ”. Поэтесса осуждает тех, кто оставил родную страну “на растерзание врагам”.

Тридцатые годы стали для Ахматовой временем тяжелых жизненных испытаний. Старый, дореволюционный мир был разрушен. Для поэтессы и многих ее современников это стало настоящим ударом. Но Ахматова находит в себе силы найти что-то светлое в вечной новизне жизни. Началась вторая мировая война. В стране же в это время началась война власти со своим народом. Многих единомышленников и друзей Ахматовой коснулись репрессии. Семья поэтессы была разрушена. Муж приговорен к расстрелу, сын взят под арест. Отчаянье и боль Ахматовой нашли отражение в строках “Реквиема”. Тема народного страдания раскрыта Ахматовой сквозь призму собственной, личной трагедии. “Реквием” - это плач матери, плач России над своими детьми. Поэтесса правдиво и открыто говорит о трагедии своего времени.

В 1942 году поэтессой было написано стихотворение “Мужество”. Ахматова верила в будущее России. В стихотворении раскрывается тема народа, мужественно защищающего свою страну. Анна Ахматова - это страстный патриот, сильная женщина и любящая мать. Ее лирика наполнена состраданием к судьбе своей страны. По мнению Ахматовой, связь с отечеством не может разорвать даже смерть. Итогом патриотических размышлений о связи человека и Родины становится стихотворение “Родная земля”. Оно относится к позднему творчеству Ахматовой. Центральной темой стихотворения является любовь к родине. Об этом чувстве Ахматова говорит без лишней патетики, считая ее наигранным патриотизмом. Родня земля, дающая людям приют, пищу, неисчерпаемое мужество и силу рассматривается поэтессой не как природный ресурс, а как самая большая ценность в жизни человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой

Популярные сегодня темы

Женился князь на княжне. Не успели они намиловаться, как нужно было князю покинуть свою жену. Наказал он ей не покидать свою башню, да с чужими разговоры не вести. Ослушалась его возлюбленная

Я очень люблю спорт и в частности баскетбол – самую лучшую игру с мячом. В секцию баскетбола меня позвал мой друг. Этой игрой я увлекаюсь с самого детства. Баскетбол стал моим любимым хобби

Жизнь А.А.Ахматовой (Горенко) - удивительной поэтессы серебряного века - насыщенна трагическими событиями. Революции, войны, блокадный Ленинград, болезнь, реабилитация, незаслуженная

За свою жизнь Николай Васильевич Гоголь создал множество прекрасных произведений. На его книги повлияли фольклорные традиции, обычаи и ритуалы, а также народное творчество: былины, легенды, сказки, поверья, песни.

Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим судьбам России. Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса пишет "Молитву":

Революция 1917 года была воспринята Ахматовой как катастрофа. Новая эпоха, пришедшая после революции, ощущалась Ахматовой как трагическое время потерь и разрушений. Но революция для Ахматовой – это и возмездие, расплата за прошлую греховную жизнь. И пусть сама лирическая героиня не творила зла, но она чувствует свою причастность к общей вине, а потому готова разделить судьбу своей родины и своего народа, отказывается от эмиграции. См. стихотворение "Мне голос был. " (1917):

"Мне голос был", – сказано так, словно речь идет о божественном откровении. Но это, очевидно, и внутренний голос, отражающий борьбу героини с собой, и воображаемый голос друга, покинувшего родину. Ответ звучит осознанный и четкий: "Но равнодушно и спокойно. " "Спокойно" здесь означает лишь видимость равнодушия и спокойствия, на самом деле оно является признаком необыкновенного самообладания одинокой, но мужественной женщины.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:

Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея "Мужества" не сводится к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, – вот ради чего народ совершает свой подвиг.

Заключительным аккордом темы родины у Ахматовой звучит стихотворение "Родная земля" (1961):

Эпиграфом выбраны строки из собственного стихотворения 1922 года. Стихотворение светлое по тону, несмотря на предчувствие близкой смерти. Фактически Ахматова подчеркивает верность и незыблемость своей человеческой и творческой позиции. Слово "земля" многозначно и многозначительно. Это и грунт ("грязь на калошах"), и родина, и ее символ, и тема творчества, и первоматерия, с которой тело человека соединяется после смерти. Сталкивание различных значений слова наряду с использованием самых разных лексико-семантических пластов ("калоши", "хворая"; "обетованный", "немотствуя") создает впечатление исключительной широты, свободы.

В лирике Ахматовой появляется мотив осиротевшей матери, который достигает вершины в "Реквиеме" как христианский мотив вечной материнской участи – из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру:

И здесь вновь личное у Ахматовой соединяется с общенациональной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль. Ахматова стала голосом своего времени, она и не была приближена к власти, но и не клеймила свою страну. Она мудро, просто и скорбно разделила ее судьбу. Памятником страшной эпохе стал "Реквием".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анна Ахматова в военные годы (1941-45г.г.)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анна Ахматова в военные годы (1941-45г.г.)

Анна Ахматова в военные годы (1941-45г.г.)

В июле сорок 1941 года, когда сотни тысяч ленинградцев в жгучем поту и черно.

В июле сорок 1941 года, когда сотни тысяч ленинградцев в жгучем поту и черной пыли рыли вокруг Ленинграда противотанковые рвы, когда еще целые окна стремительно покрывались белыми крестами, когда по улицам города непрерывно двигались под внезапно ожившую "Варшавянку" отряды народного ополчения, и детишки в тапочках на босу ногу семенили рядом с отцами, а женщины шли, держась за рукава мужей и сыновей; когда силы врага, в шесть раз превосходящие наши, всё сжимали и сжимали кольцо окружения вокруг Ленинграда, и сводки ежедневно приносили вести об оставленных после кровавых боев русских городах, - вот в эти дни в "Ленинградской Правде" появились крупно набранные четыре строчки: Вражье знамя Растает, как дым: Правда за нами, И мы победим. Эти строки принадлежали Анне Ахматовой.

Первые дни войны Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она р.

ПЕРВЫЙ ДАЛЬНОБОЙНЫЙ В ЛЕНИНГРАДЕ И в пестрой суете людской Все изменилось вдр.

ПЕРВЫЙ ДАЛЬНОБОЙНЫЙ В ЛЕНИНГРАДЕ И в пестрой суете людской Все изменилось вдруг. Но это был не городской, Да и не сельский звук. На грома дальнего раскат Он, правда, был похож, как брат, Но в громе влажность есть Высоких свежих облаков И вожделение лугов - Веселых ливней весть. А этот был, как пекло, сух, И не хотел смятенный слух Поверить - по тому, Как расширялся он и рос, Как равнодушно гибель нес Ребенку моему. Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг - он дышит, Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: "Хлеба!" До седьмого доходят неба. Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон - смерть. 1941

В конце сентября 1941 по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за преде.

Стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Название стихотв.

Стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Название стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: "Мы знаем, что ныне лежит на весах". На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества - люди СССР бросили орудия труда и взяли оружие. Далее автор пишет об идеологии, которая действительно существовала: люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Ключевыми являются лишь точные ахматовские эпитеты: "свободное и чистое русское слово". Это значит, что России должна остаться свободной. Ведь что за радость сохранить русский язык, но попасть в зависимость от Германии. Но он нужен и чистый - без иноязычных слов. Войну можно выиграть, но потерять свою речь.

Творчество А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны оказалось во мно.

Творчество А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны оказалось во многом созвучным официальной советской литературе того времени. За героический пафос поэта поощряли: позволили выступить по радио, печатали в газетах и журналах, обещали издать сборник. А. Ахматова была в смятении, поняв, что "угодила" власти. Ахматову поощряли за героизм и одновременно ругали за трагизм, поэтому одни стихотворения она напечатать не могла, тогда как другие - "Вражье знамя растет, как дым…", "А та, что сегодня прощается с милым…", "Мужество", "Первый дальнобойный в Ленинграде", "Копай, моя лопата…" - публиковались в сборниках, журналах, газетах. Изображение народного подвига и самоотверженной борьбы не сделало Ахматову "советским" поэтом: что-то в ее творчестве смущало власть постоянно.

Лирика поэта прежде всего героична: отличается духом непреклонности, волевой.

Лирика поэта прежде всего героична: отличается духом непреклонности, волевой собранностью и бескомпромиссностью. Во многих стихотворениях начала войны призыв к борьбе и победе звучит открыто, в них узнаваемы советские лозунги 1930-х - 1940-х годов. Эти произведения издавались и переиздавались десятки раз, за них А. Ахматова получала "необыкновенные" гонорары, называла их "заказными". …Правда за нами, И мы победим. ("Вражье знамя…", 1941). Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит! ("Клятва", 1941). Не пустим супостата На мирные поля. ("Копай, моя лопата…", 1941).

В годы войны "культурным" героем ахматовской лирики становится Петербург - П.

В годы войны "культурным" героем ахматовской лирики становится Петербург - Петроград - Ленинград, трагедию которого поэт переживает как глубоко личную. В сентябре 1941 года по радио звучал голос А. Ахматовой: "Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжелые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором" [2, с. 15]. А. Ахматова говорила о "непоколебимой вере" в то, что город никогда не будет фашистским, о ленинградских женщинах и о соборности - чувстве единения со всей землей русской.

В декабре 1941 года Л. Чуковская записала слова А.Ахматовой, вспоминавшей се.

А. Ахматова противопоставила войну "книжную" и "настоящую"; особым качеством.

А. Ахматова противопоставила войну "книжную" и "настоящую"; особым качеством последней, считает поэт, является ее способность порождать в людях чувство неотвратимости смерти. Не пуля - верней всего сражает страх, отнимающий силу воли. Убивая дух, он лишает человека возможности внутреннего противостояния происходящему. Страх уничтожает героику. …И нет Ленор, и нет баллад, Погублен царскосельский сад, И словно мертвые стоят Знакомые дома. И равнодушие в глазах, И сквернословье на устах, Но только бы не страх, не страх, Не страх, не страх… Бах, бах! ("И кружку пенили отцы…", 1942).

В стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне, на пересечении тем.

В стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне, на пересечении тем смерти и памяти возникает мотив мученичества, который А. Ахматова связала с образом воюющего Ленинграда. О судьбе города она написала в "послесловиях" к циклу стихов 1941 - 1944 годов. После окончания блокады поэт изменяет цикл, дополняет его, снимает прежние трагические "послесловия" и переименовывает в "Ветер войны". В последних четверостишиях "Ленинградского цикла" А. Ахматова запечатлела библейскую сцену распятия: как и в "Реквиеме", самый трагический образ здесь - Богородица, отдающая свое молчание Сыну. …Последнюю и высшую отраду - Мое молчанье - отдаю Великомученику Ленинграду. ("Послесловие", 1944). Разве не я тогда у креста, Разве не я утонула в море, Разве забыли мои уста Вкус твой, горе! ("Послесловие "Ленинградского цикла", 1944).

Пронзительны по своей трагической силе стихи, которые А. Ахматова посвятила.

Пронзительны по своей трагической силе стихи, которые А. Ахматова посвятила соседу по квартире в Фонтанном Доме Вале Смирнову. Мальчик умер от голода во время блокады. В произведениях "Постучи кулачком - я открою…" (1942) и "Памяти Вали" (1943) героиня творит обряд поминовения: помнить - значит не предавать, спасать от смерти. Строка пятая стихотворения "Постучи…" первоначально читалась: "И домой не вернусь никогда". Пытаясь избежать ужасного и дать место трагическому оптимизму, А. Ахматова заменила ее строкой "Но тебя не предам никогда…". Во второй части начинает звучать надежда на новую весну, возрождение жизни, появляется мотив искупления, очищения мира от греха (омовение водой), "кровавые следы" на голове у ребенка - раны войны и уколы тернового венца мученика.

Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой счи.

Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела. " Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе. Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы.

 Ольга Берггольц писала об Анне Ахматовой так: «И вот - военные стихи Анны.

Вторая годовщина В 1945 году Ахматова возвращается в Петербург. Вместе со сво.

Стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о с.

Стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Военные стихи Анны Ахматовой - как и лучшие военные стихи других наших поэтов - остаются для нас вечно живыми прежде всего потому, что они есть истинная поэзия.

Лицей №329 г.Санкт-Петербург работа ученицы 11 Б класса Малько Маргариты учит.

Лицей №329 г.Санкт-Петербург работа ученицы 11 Б класса Малько Маргариты учитель Фролова С.Д.

Гост

ГОСТ

Анна Ахматова является ярким представителем Серебряного века.

Об Ахматовой говорят как о преемнице Александра Сергеевича Пушкина. Он считал, что для того чтобы творить, поэт должен страдать и все время мучиться, думая о своем предназначении. Поэзия должна нести в массы эталоны дружбы и любви, чести и достоинства, милосердия.

В стихах Анны Андреевны отражается ее жизнь. Она считала, что через свое творчество она может влиять на чувства и эмоции людей. Ее стихи вряд ли смогут оставить равнодушным читателя, ведь в них слышится тонкий задушевный голос автора, глубина и красота чувств.

Особенности творчества Ахматовой

Для поэзии поэтессы характерен перенос неоконченной фразы на другую строку и своего рода психологический параллелизм – частый смысловой разрыв между двумя частями строфы. За этим разрывом скрывается ассоциативная связь.

В некоторых стихах Ахматовой можно наблюдать повествование не только от первого лица, но и совмещение повествовании первого и третьего лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Важную роль Ахматова отдает цвету, ее любимый белый, а не любимый черный. Именно их контраст оттеняет противоречивость чувств и настроений.

Тема Петербурга и любви в поэзии поэтессы

Масштабной темой в поэзии поэтессы является тема любви. Как правило у нее она драматична и несчастна. Но эта тема не интимная, а наоборот масштабная и всеохватывающая. В ней отражаются сложность и богатство чувств человека, связь с миром. Героиня стихов не замыкается в себе, а видит всю красоту и безграничность мира, он ей дорог и любим.

Художественное мышление Ахматовой пронизано религиозными чувствами.

Поэтессе свойственна была нравственна оценка, ощущение своей греховности и стремление к покаянию, которое характерно для сознания православного человека.

Вместе с основной темой любви в творчестве Анны есть место теме Петербурга и людей, живущих в нем. Героиня стихов Ахматовой влюблена в этот величественный город, в его площади, набережные, колонны и статуи. Часто тема любви и Петербурга присутствуют вместе в стихах.

Первая мировая война, революция, Великая Отечественная война в лирике Ахматовой

Первую мировую войну Ахматова восприняла как народное страшное бедствие. С этого периода в ее творчестве чаще слышатся мотивы гражданственности, тема России, Родины.

Ахматова была патриотом своей страны. В период революции, когда перед каждым писателем встал вопрос о том, остаться на родине или покинуть ее, у Ахматовой был один путь, она оставалась верна своей стране.

Годы революции были очень тяжелыми для Анны Андреевны. Жизнь впроголодь, бедность и расстрел Гумилева обессилили ее. В 1920-е и 1930-е годы она очень мало писала, и ей казалось, что вдохновение совсем ее покинуло.

Положение усугублялось еще и тем, что к ней относились как к представительнице дворянской культуры, которая была против нового строя.

В 1937 году арестовали ее сына Льва. Да и сама она жила в ожидании ареста. В этот сложный период она чувствовала себя затравленным волком.

В стихах военных лет Ахматова пишет о детях. Для нее дети это еще и солдаты, идущие на фронт, офицеры и все, кто причастен к этой трагедии.

В военные годы она находилась в эвакуации в Ташкенте. Все ее мысли были о жестокой войне и надежде на победу.

В стихотворениях 1950-1960-х годов возникает тема Родины.

До конца дней поэтесса не прекращала писать. Она писала о Питере, о его окрестностях, размышляла о смерти и жизни. И конечно она не переставала писать о любви, о том, что соединение двух сердец необходимо для людей. Диалог Анны Ахматовой с миром, людьми, природой был страстным, живым и правдивым.

Читайте также: