Сообщение на тему водительские воинские должности

Обновлено: 06.07.2024

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием большого количества различной самодвижущейся техники (автомобили, танки, бронетранспортеры, подводные и надводные корабли, железнодорожные, транспортные средства). Поэтому водительские должностные обязанности определяются многообразием, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин. Однако в деятельности водителей есть и много общего. Все они должны обладать следующими качествами: умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения; своевременное проведение технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулировки материальной части; уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и обслуживания подвижного средства. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой нервно-психической устойчивостью; развитой зрительной и слуховой памятью; быстрой реакцией и хорошей координацией движений; умением сохранять работоспособность; нормальным цветоощущением.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин. Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др. Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту. В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения. Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность. В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.


Калининградский пограничный институт

К исходным водительским обязанностям можно отнести:

• умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;

• соблюдать установленные правила движения;

• своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;

• управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки. Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов.

Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

• высокой нервно-психической устойчивостью;

• развитой зрительной и слуховой памятью;

• быстрой реакцией и хорошей координацией движений;

• умением сохранять работоспособность;

В различные годы подготовка офицерского состава для Пограничных войск КГБ СССР (НКВД/МГБ) осуществлялась следующими учебными заведениями:

• Всесоюзный институт повышения квалификации офицерского состава Пограничных войск КГБ СССР (Москва);

• Высшее пограничное командное ордена Октябрьской Революции, Краснознаменное училище КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского (Алма-Ата);

• Высшее пограничное командное ордена Октябрьской Революции, Краснознаменное училище КГБ СССР имени Моссовета (Москва);

• Калининградское высшее пограничное командное училище;

• Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище;

• Высшее пограничное военно-политическое ордена Октябрьской Революции, Краснознаменное училище КГБ СССР имени К. Е. Ворошилова (ПГТ Голицыно);

• Орловское высшее военное командное училище связи КГБ СССР имени М. И. Калинина;

• Харьковское высшее военное училище тыла МВД СССР;

• Военный институт КГБ при Совете Министров СССР;

• Махачкалинское пограничное училище МГБ СССР;

• Каменец-Подольская школа усовершенствования офицерского состава;

• Ленинградское военное училище войск НКВД;

• Саратовское военное училище войск НКВД;

• Орджоникидзевское военное училище войск НКВД;

• Себежское специальное училище войск НКВД;

• Ленинградское Суворовское пограничное военное училище МВД.

Сегодня в России существуют следующие военные образовательные учреждения профессионального образования:

1. Пограничная академия ФСБ России.

2. Московский пограничный институт ФСБ России.

3. Голицынский пограничный институт ФСБ России.

4. Калининградский пограничный институт ФСБ России.

5. Курганский пограничный институт ФСБ России.

6. Хабаровский пограничный институт ФСБ России.

7. Институт береговой охраны ФСБ России.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Профессия водителя является довольно распространенной гражданской специальностью. Однако нельзя обойтись без этой должности и в армии. Служба военным водителем предполагает не только транспортировку людей и грузов, но и ответственность за исправное техническое состояние автомобильной техники. Попасть на службу военным водителем сегодня можно как по призыву, так и по контракту.

Водитель в армии

Военный водитель относится к сухопутному роду войск и имеет звание рядового.

Во время службы он должен обеспечивать безопасную транспортировку личного состава подразделений либо грузов, необходимых для материального и технического обеспечения в повседневной жизни или в бою.

Кроме того, военнослужащий автомобилист должен отвечать за поддержание вверенного ему транспортного средства в исправном техническом состоянии , своевременно и качественно проводить обслуживание и ремонт автомобиля.

Основные обязанности

Возможно, на первый взгляд служба водителем в армии может показаться довольно простой. Тем не менее, у военнослужащего есть немалый перечень обязанностей, которые он должен соблюдать.

  • Необходимо знать все правила эксплуатации военного автомобиля, технические возможности транспортного средства.
  • Военнослужащий должен справляться с управлением автомобилем в любое время суток и при любых погодных условиях.
  • Всегда содержать технику в исправном состоянии и полной боевой готовности, прилагая разумные усилия по продлению срока службы автомобиля.
  • Своевременно проводить техосмотр и необходимый ремонт транспорта.
  • Знать все правила дорожного движения, а также специальные военные команды и регулировочные сигналы.
  • Разбираться в нормах расхода горючих и смазочных материалов, применяемых для данного автомобиля, не допускать их перерасхода и стараться соблюдать экономный режим эксплуатации транспортного средства.
  • О возникновении поломки автомобиля необходимо доложить командиру, после чего попытаться устранить неисправность своими силами.
  • Каждый день военный шофер должен производить осмотр автомобиля для того, чтобы убедиться в его технической исправности. Особое внимание требуется уделять тормозной системе, рулевому управлению, состоянию шин, работе стеклоочистителей и внешних световых приборов.
  • Военнослужащий должен приложить все силы для того, чтобы доставлять людей или грузы к указанному месту в целости и сохранности, соблюдая при этом правила транспортировки, посадки людей, погрузки и крепления грузов.
  • Военный шофер всегда обязан иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, а также документ, удостоверяющий личность. Для транспортной машины необходим также лист эксплуатации.
  • Водитель не имеет права передавать управление транспортным средством третьим лицам.
  • Необходимо уверенно ориентироваться на местности, пользоваться навигатором или картой маршрута.
  • Курить, а также есть или пить во время движения водителю категорически запрещено.

Как стать водителем в армии

Чтобы попасть на службу в армию в качестве водителя, необходимо обладать интересом к технике, трудолюбием и дисциплинированностью, уметь принимать ответственные решения в кратчайшие сроки.

Также военный шофер должен обладать высокой работоспособностью , стрессоустойчивостью, способностью переключать внимание, хорошей координацией рук и ног.

Стать водителем в армии сегодня могут как призывники, проходящие срочную службу, так и военнослужащие на контрактной основе.

Служба по контракту

На должность военного водителя по контракту могут поступить лица, имеющие:

  • среднее или среднее профессиональное образование;
  • водительские права категории С, D, E;
  • стаж вождения транспортных средств, относящихся к данным категориям;
  • навыки технического обслуживания автомобиля и поддержания транспортного средства в исправном техническом состоянии.

Проходя службу военным водителем по контракту, можно повысить классную классификацию до первого класса. Также есть возможность открывать новые водительские категории. Возможно и повышение в звании: военнослужащий может быть назначен командиром автотранспортного взвода.

В некоторых случаях требования к лицам, поступающим на службу военным водителем, могут быть весьма специфичными. Например, при наборе военнослужащих по контракту на должность водителя категории С, D, E в дивизию ВДВ, от кандидата может потребоваться готовность к совершению прыжков с парашютом и выполнению зарубежных командировок.

Также при поступлении на данную должность военнослужащий должен иметь здоровье категории А и быть годным к службе в ВДВ.

ВАЖНО! Зарплата военных водителей, служащих по контракту, составляет в среднем 20-35 тысяч рублей.

Служба по призыву

Если призывник хочет попасть на службу в армию в качестве водителя, то он может заранее к этому подготовиться. На сегодняшний день подготовкой военных автомобилистов занимается ДОСААФ России. Отделения данной организации есть практически в каждом регионе страны.

В ходе программы подготовки военных водителей, созданной специально для призывников, молодые люди изучают:

  • основные особенности эксплуатации автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • устройство и принцип действия всех основных узлов и агрегатов военного автомобиля;
  • возможные неисправности, возникающие при эксплуатации, и способы их устранения;
  • особенности технического обслуживания транспортного средства;
  • общие правила безопасности при эксплуатации автомобиля;
  • основы экстремального вождения военной техники;
  • обязанности военного водителя в случае тревоги.

ВАЖНО! Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет и подлежащие призыву на военную службу. Также необходима годность по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам. Наконец, призывники должны иметь профессиональную пригодность не ниже III категории.

Также попасть на службу в армию в качестве водителя можно на условиях общего распределения. Но в данном случае призывник должен иметь водительские права категории С, D, E.

Также предпочтение отдается призывникам, имеющим опыт эксплуатации грузовых транспортных средств , профильное образование.

На первый взгляд, служба водителем в армии может показаться менее сложной по сравнению с остальными должностями. Однако данная специальность также имеет множество нюансов, требований и обязанностей, предъявляемых к военнослужащему.

Управляя автомобилем, военный водитель несет ответственность за сохранность людей и грузов. Также водитель должен справляться со своей работой в любых экстремальных условиях.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.

1. Командные воинские должности

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п.

Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.


Рис. Оператору необходимо иметь способность к длительной концентрации внимания

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения

Связь — основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную(*), тропосферную(**), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

  • водить самодвижущуюся военную технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
  • соблюдать установленные правила движения;
  • своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
  • управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.
  • высокой нервно-психической устойчивостью;
  • развитой зрительной и слуховой памятью;
  • быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
  • умением сохранять работоспособность;
  • нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях почти всегда осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

  • безошибочно выполнять должностные обязанности;
  • в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
  • в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;
  • мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
  • действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

  1. Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов - это командные воинские должности.
  2. Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.
  3. Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.
  4. Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.

Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

Дополнительные материалы к § 35

Технические воинские должности

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует большое количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны: уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.


Рис. Специалисты, имеющие технические специальности, осуществляют ремонт и настройку механизмов

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техникой.

Прочие воинские должности

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатомётчиков и пулемётчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатомётчики и пулемётчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

(*) Радиосвязь по линии, образованной цепочкой приёмопередающих радиостанций-ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах.

(**) Радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой.

Читайте также: