Сообщение на тему утечка информации

Обновлено: 05.07.2024

Как утекают данные? Чем утечки грозят компаниям? Что делать в случае обнаружения утечки и как ее предотвратить? Отвечаем на эти вопросы в рубрике TAdviser Детали .

Что представляют собой утечки данных? Насколько они опасны?

Утечка данных означает попадание конфиденциальной информации к лицу, которое не имеет к ней легитимного доступа, в частности, персональных данных, коммерческой или государственной тайны в открытый доступ или к конкурентам. В случае утечки данных организация может столкнуться с рядом неприятных последствий – от штрафных санкций со стороны государственного регулятора и потери своей репутации до перехода клиентов к конкурентам и коллективного иска со стороны пострадавших.

Более того, в России предусматривается специальная мера ответственности для компаний, являющихся операторами персональных данных, но не использующих соответствующие меры защиты информации . То есть штраф можно получить даже без наличия доказанного факта утечки. По состоянию на 2015 год он небольшой и составляет всего 5000 рублей, но в ближайшем будущем ситуация может измениться.

Кроме этого, утечки в любом случае наносят серьезный ущерб. Так, случившаяся осенью 2015 года утечка с сайта "Кинопоиск" привела к публикации планов о развитии компании, структуре сервиса и другой конфиденциальной информации, что повлияло на конкурентные позиции компании на рынке и привело к многомиллионным потерям.

Какова статистика утечек в российских компаниях за последние годы? Какие компании находятся в зоне риска?

По данным аналитического центра InfoWatch , Россия уже два года подряд занимает второе место в мире по числу утечек. При этом уже несколько лет наблюдается их стабильный рост. В частности, в 2014 году количество российских утечек данных выросло на 25%. За этот же период объем скомпрометированных данных увеличился более чем в 2,5 раза, в результате за год в России утекло более 8 миллионов записей о персональных данных россиян, которые представляют собой самую привлекательную категорию конфиденциальной информации для злоумышленников. Утечки персональных данных составляют 90% всех инцидентов подобного рода.

При этом основным источником утечек данных является средний и малый бизнес, на который приходится 71% от общего числа утечек. Как отмечают в InfoWatch , наиболее интересными целями для злоумышленников являются организации финансового сектора – банки и страховые компании. В 2014 году на их долю прошлось 20% всех утечек. Тем временем, персональные данные чаще всего утекали из интернет-сервисов и образовательных учреждений, где они наименее защищены.

Какие типы утечек существуют?

Утечки можно разделить по вектору воздействия и по намерениям.

Согласно первому признаку компрометация данных бывает вызвана действиями сотрудников компании и называется инсайдерской атакой. В случае внешнего вектора воздействия утечка происходит в результате хакерской атаки, По данным Аналитического центра InfoWatch , большинство инцидентов происходит именно по вине сотрудников компаний.

Второй фактор позволяет классифицировать инсайдерскую активность: внутренние утечки бывают злонамеренными и ненамеренными. То есть сотрудники могут специально красть конфиденциальную информацию и передавать ее третьим лицам, либо делать это случайно: из-за недостаточной квалификации, в связи с халатностью или из-за отсутствия четких корпоративных правил работы с информацией.

По данным InfoWatch в 2014 году в России наблюдалось 74% случайных утечек и 18% умышленных. В 74% случаев виновными в утечке информации оказались сотрудники компаний, и только в 7% случаев – высшие руководители организаций.

Как происходит утечка?

Эксперты InfoWatch отмечают, что большая часть утечек происходит через каналы, которые можно контролировать техническими средствами. В российских компаниях до сих пор утечки происходят, как правило, по одному из двух каналов: через интернет или на бумаге. В 37% случаев сотрудники просто отправляют информацию с рабочего компьютера, например, в облако или через веб-интерфейс личной почты, а в 35% просто распечатывают конфиденциальные документы и уносят их с собой.

Менее популярными, но все же реальными каналами утечек являются также USB -носители информации и мобильные устройства, которые сегодня используют практически все сотрудники компаний, независимо от их должности и служебного положения.

По данным исследования InfoWatch , доля утечек из категории "канал не определен" выросла в 2015 году и составила 31% за 1 полугодие 2015 года. Например, в октябре 2015 года данные 20 000 пользователей оператора общественного транспорта в Вене (Wienner Linen) были опубликованы бывшим сотрудникам. Из-за отсутствия системы контроля и защиты представители компании даже не могут сказать, как уволенному сотруднику удалось получить доступ к этим данным.

Что делать руководителю компании, если он узнал об утечке?

По состоянию на 2015 год в России нет закона, требующего раскрывать данные об утечках ни перед клиентами, ни перед СМИ. Поэтому при возникновении утечки необходимо в первую очередь проанализировать, как утеря данных может повлиять на деятельность организации, и принять превентивные меры, а также внедрить соответствующие системы безопасности, которые помогут закрыть обнаруженный канал утечек.

Однако следует помнить, что в России утечки часто остаются незаметными не только для СМИ, но и для самих пострадавших компаний. Например, в ходе пилотных внедрений системы контроля трафика InfoWatch Traffic Monitor Enterprise в 2014 году были выявлены случаи утечек (как внутренних, так и внешних), о которых сами компании ничего не знали.

Какие решения можно применять для противодействия утечкам?

Поскольку основная причина утечек – действия инсайдеров, защита от утечек подразумевает установку средств защиты от внутренних угроз. Для этого применяются системы класса DLP (Data Leakage Prevention).

Существуют специальные решения для установки на пользовательских системах ( компьютерах , ноутбуках, планшетах и смартфонах ), которые ограничивают работу с USB , не позволяют передавать рабочие файлы в интернете, а также предоставляют данные о действиях пользователей, чтобы проводить централизованные расследования.

Второй тип систем представляет собой специальное ПО или оборудование для шлюзов , которое анализирует весь трафик, выходящий за пределы компании. После тщательной настройки, такие системы позволяют обнаружить передачу конфиденциальной информации в момент отправки данных, пресечь факт нарушения и выявить виновных.

Все перечисленные средства защиты дополняют системы разграничения прав доступа и шифрования данных. Такие решения не позволят пользователю обращаться к данным, которые не нужны ему в работе, а также обеспечивают защиту данных от перехвата при передаче по открытому интернету, а также не позволяют прочитать конфиденциальную информацию в случае утери мобильного устройства или USB-накопителя. Главное, чтобы используемые системы располагали нужным сертификатом ФСТЭК и соответствовали требованиям по определенному классу защиты, если ваша компания является оператором персональных данных.

Сколько стоит система защиты от утечек?

Стоимость защиты от утечек данных будет сильно зависеть от выбранной стратегии, количества защищаемых рабочих станций и мобильных устройств, мощности установленных средств фильтрации трафика на шлюзе, наличия дополнительных элементов, таких как защита данных в облачных хранилищах или контроль запуска приложений. Например, если приобретать только решения для защиты от копирования через USB -порт, стоимость защиты будет составлять несколько тысяч рублей на один ПК, а стоимость комплексных систем объявляется поставщиками только по запросу.

Утечки информации — неправомерная передача конфиденциальных сведений (материалов, важных для различных компаний или государства, персональных данных граждан), которая может быть умышленной или случайной.

Любые сведения, находящиеся в компьютере, имеют свою стоимость. Поэтому похищение личных данных владельца компьютера способно нанести ему вред. Имея доступ к логинам и паролям, а также к банковским картам и счетам, злоумышленники крадут деньги граждан, промышленные секреты и тайны предприятий.

Классификация видов утечки информации

Утечка информации возможна по разным причинам.

Утечки информации

Анализ риска

Для защиты от утечки конфиденциальной информации используются:

  • системы аутентификации и идентификации,
  • системы криптографической защиты дисковых данных, а также информации, передаваемой по сетям,
  • программные решения для управления ключами шифрования.

Средства аутентификации и идентификации позволяют ограничить доступ к ресурсам сети. Для этого у пользователя запрашивается некая информация, известная только ему, после чего открывается доступ. Для реализации этой возможности используются:

  • биометрия — физиологические особенности людей (отпечатки пальцев, изображение радужной оболочки глаза и так далее);
  • конфиденциальная информация — пароли, ключи и прочее.

Для криптографической защиты информации применяются специальные средства, помогающие маскировать содержимое данных. В результате шифрования преобразовывается каждый символ защищаемых сведений. Суть шифрования сводится к перестановке символов, замене, аналитическим преобразованиям или гаммированию. Распространены комбинированные средства шифрования, когда несколько различных методов используются поочередно.

image

Автор: Натхан Соррентино

Когда произошла утечка?

Какие данные утекли?

Кто виноват?

Существует множество способов предотвращения угроз подобного рода, но давайте начнем с начала. В этой статье мы коснемся основ утечки данных (что это такое, причины возникновения и так далее) и рассмотрим некоторые базовые шаги, которые организация может предпринять для снижения риска, связанного с появлением в завтрашних заголовках популярных изданий.

Утечка данных – это когда некто получает неправомерный доступ к информации.

По чьей вине возникает утечка данных

Обычно существует три категории людей, которые могут стать причиной утечки данных внутри организации.

Случайный инсайдер

Иногда утечка данных может быть случайной. Например, кто-то работал в организации и имел слишком большие привилегии. В этом случае папка или файл могут оказаться в поле зрения случайно или вследствие нездорового любопытства. У человека не было намерения причинить ущерб, просто кто-то оказался в ненужное время в ненужном месте. В случае со случайными инсайдерами раскрытая информация не представляет особой угрозы, но меры по устранению проблемы все равно должны быть предприняты.

Злонамеренный инсайдер

Ситуация схожа с предыдущей с тем лишь отличием, что у данного типа инсайдеров нечистоплотные помыслы. Альтернативный вариант: когда у сотрудника был нужный уровень полномочий, но возникла мысль о мести текущему или бывшему работодателю. Злонамеренный инсайдер – самый неприятный сценарий среди рассматриваемых в этой статье, поскольку некто, к кому было доверие, становится причиной намеренной утечки. Классический пример, о котором многие из вас знают, - Эдвард Сноуден. Работая в АНБ в качестве подрядчика, у Сноудена был соответствующий уровень доступа, что стало причиной утечки чрезвычайно секретной информации о противоречивых правительственных программах.

Злонамеренный деятель со стороны

Злонамеренный деятель со стороны – любой злоумышленник, который получает неправомерный доступ к информации. В эту категорию попадает широкая группа людей с разной мотивацией, начиная от скучающего тинэйджера и заканчивая группой хакеров, спонсируемой правительством. Последствия от утечек, связанных с посторонними деятелями, могут оказаться очень неприятными. Недавние примеры, попадающие в эту категорию, - атаки на компании Target и Sony .

Что становится причиной утечки данных

Касаемо утечки данных, решающую роль могут играть разные факторы. Некоторые среди наиболее распространенных причин указаны ниже:

Уязвимости в системе.

Слабые или повторно используемые пароли.

Избыточные права доступа.

Фишинг или спуфинг.

Украденные учетные записи.

Уязвимости в системе

Часто по случайности компьютер или система становятся подвержены атакам разного рода из уязвимости в коде. Довольно распространенное явление. Хотя многие организации устанавливают обновления, зачастую системные администраторы не могут сразу же накатить патч по разным причинам или просто не знают, что появилась новая уязвимость, на основе которой написан эксплоит. Во многих случаях злоумышленники намеренно используют известные экспоиты там, где соответствующие обновления еще не установлены, что приводит к взлому и утечкам.

Слабые или повторно используемые пароли

Слабые и повторно используемые пароли пригодны для реализации атак навроде credential stuffing. Организации должны внедрить правила, чтобы пароли были более устойчивы ко взлому, как, например, принудительное использование различных типов символов и минимальную длину.

Сотрудники нередко используют корпоративную электронную почту для регистрации в сетевых сервисах, которые нужны для работы. В случае если один из подобных сервисов будет скомпрометирован, злоумышленник может использовать электронную почту и пароль для доступа к корпоративным или другим сетевым ресурсам. Если злоумышленник сможет получить доступ только почте, то дальше сможет сбросить пароль в другой системе. Эта схема сработает даже если пароль другой, поскольку в большинстве систем на электронную почту присылается ссылка для восстановления пароля.

Национальный институт стандартов и технологий (документ 800-63b) и компания Microsoft разработали рекомендации, которые многие считают радикальными подходом к политике паролей. Логика, пришедшая на смену старой тенденции, существовавшей в течение трех десятилетий, заключается в том, что устаревшие политики были неэффективными и принуждали пользователей создавать и повторно использовать небезопасные пароли. Ситуация постепенно меняется.

Целевые атаки

Целевая атака – это атака, нацеленная на конкретную организацию, и может включать в себя несколько векторов, которые в том числе упоминаются в рассматриваемом нами списке. Целевые атаки обычно тщательно планируются, основываются на нестандартных сценариях и могут включать техники, начиная от выступления от имени коллеги по работе или вышестоящего менеджера для получения ценной информации и заканчивая целенаправленной отсылкой поддельных писем конкретному сотруднику.

Избыточные права доступа

Как упоминалось ранее, подобные причины утечек часто связаны с инсайдерами. Если у сотрудников есть права доступа к ресурсам, которые не нужны по работе, открываются возможности для утечки данных, намеренной или случайной. На первый взгляд кажется, что проблему легко решить, но подобные ситуации возникают снова и снова, когда у сотрудника меняется роль, или права нового сотрудника наследуются от кого-то еще.

Вредоносные программы

Весьма вероятно, что большинство людей, читающих этот пост, хотя бы раз в жизни сталкивались с вредоносными программы. Приложения подобного рода разрабатываются с единственной целью – принести ущерб вашей системе. Инфицирование может происходить разными методами, но обычно через вложения в электронные письма или вредоносные ссылки. После заражения, как правило, у злоумышленника появляется неограниченный доступ к системе, который используется в качестве отправной точки для дальнейшего перемещение во внутрь сети (вбок или вертикально) с целью получения ценной информации.

Фишинг или спуфинг

Фишинг, иногда ассоциирующийся с распространением вредоносов, представляет собой рассылку электронных писем от имени достоверного источника. Цель мероприятия подобного рода – спровоцировать жертву на нажатие вредоносной ссылки, загрузку файла с вредоносом или вовлечение в схемы, связанные с отправкой денег или получением конфиденциальной информации.

Украденные учетные записи

Что делать в случае утечки данных

Хотя утечка данных – явление неприятное (некоторые даже скажут, что неизбежное), организация может предпринять некоторые шаги для минимизации ущерба для данных и систем, а также сохранить репутацию бренда и доверие покупателей. Наиболее важный шаг – подготовка.

Есть ли у вас внутренние ресурсы для реагирования на инциденты и разработанный план? Если нет, рассмотрите возможность заключения договора с фирмой, которая предоставляет услуги подобного рода. Как насчет юридической стороны вопроса? Обладают ли ваши юристы достаточными компетенциями для сопровождения вас через бремя уведомлений и ответных обязательств? Когда в последний раз ваша команда проводила тестирование подготовленного плана во время учебной утечки данных? Четко ли распределены роли и сферы ответственности, чтобы действовать в едином ключе?

Когда произойдет настоящая утечка информации, у вас не будет времени, чтобы искать ответы на эти вопросы. Эффективное и своевременное реагирование подразумевает тщательную подготовку. Хотя невозможно затронуть все аспекты, но главное, что ваш отдел реагирования должен действовать сообща с юристами.

Кроме того, существует три основных вида мер, которые вы можете предпринять во время утечки данных.

Оповестить пострадавших

Этот шаг может казаться очевидным, но в реальности пренебрегаемый многими. Доверие чрезвычайно важно в бизнесе. На первый взгляд может показаться, что лучше не раскрывать информацию об инциденте, однако в долгосрочной перспективе честность выигрывает. Более того, за сокрытие информации об утечке от общественности и государства могут быть предусмотрены высокие штрафы.

Обновить пароли со всех учетных записей

Будь то сотрудники или пользователи, которые платят за ваши услуги, важный шаг – сбросить пароли со всех аккаунтов. У этой меры двойное назначение: блокировка учетных записей, украденных злоумышленником, и принуждение пользователей к замене паролей, которые могут быть скомпрометированы.

Как предотвратить утечку данных

Хотя есть множество мер, которые организация может предпринять для снижения риска утечки данных, есть несколько простых шагов для повышения уровня безопасности:

Внедрить политику безопасности.

Придерживаться принципа наименьших привилегий.

Внедрить корпоративную политику паролей.

Внедрение политики безопасности

Реализация политики или программы в сфере безопасности, которая сфокусирована не только на защиту конфиденциальной информации, но и учетных записей, обеспечивающих доступ к этой информации – критически важно для снижения рисков. Почему? Поскольку учетные записи и данные – два общих знаменателя в каждом инциденте, связанным с утечкой.

Принцип наименьших привилегий

Один из наиболее важных принципов, которого следует придерживаться, - принцип наименьших привилегий. То есть когда у всех сотрудников и аккаунтов (особенно у привилегированных пользователей) уровень доступа в строгом соответствии с выполняемыми функциями. Повторимся еще раз, особенно в случае с привилегированными пользователями следует придерживаться подхода к управлению привилегированным доступом (PAM), когда в случае отсутствия необходимости использование подобных аккаунтов полностью исключено. Когда все пользователи имеют доступ только к нужным ресурсам, риск от компрометирования отдельной учетной записи снижается экспоненциально.

Корпоративная политика паролей

Внедрив общекорпоративную политику паролей, ваша организация убудет защищена от многих атак на механизмы аутентификации. Подобная политика предусматривает отключение слабых или уже скомпрометированных паролей – вне зависимости, удовлетворяют ли эти пароли требованиям сложности. В дальнейшем принудительная гигиена касаемо паролей снижает возможности злоумышленников во время взлома или угадывания паролей при помощи автоматических и ручных методов.

Если вы не хотите использовать правила о периодической смене и сложности пароля, тогда рекомендации следующие: двухфакторная аутентификация, длина пароля не менее 14 символов и отсутствие в базе утечек. Если пароль обнаружен в подобной базе, требуется замена. Иначе пароль может оставаться навсегда.

Обучение сотрудников

Возможно, наиболее важная мера в этом списке. Организации должны тратить время и другие ресурсы на обучение сотрудников. Например, как вовремя распознать фишинговую атаку. Участие в этих мероприятиях нужно сделать обязательным. Небольшая инвестиция сейчас в дальнейшем может окупиться многократно. Даже если обучение поможет избежать хотя бы одной утечки, то вложение ресурсов уже окажется выгодным.

В нашем телеграм канале мы рассказываем о главных новостях из мира IT, актуальных угрозах и событиях, которые оказывают влияние на обороноспособность стран, бизнес глобальных корпораций и безопасность пользователей по всему миру. Узнай первым как выжить в цифровом кошмаре!

КАСПЕРСКАЯ Наталья

За первое полугодие 2019 года в мире число утечек конфиденциальных данных выросло на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В России — на 61%. При этом аналитики, работающие в сфере информационной безопасности и собирающие эти данные, изучают только публичные случаи таких происшествий, которые нашли отражение в СМИ. По их оценкам, в публичное поле попадает не более 1% происходящих в мире утечек.

Но даже по этому проценту, по мнению Натальи Касперской, можно делать далеко идущие выводы — о сущности утечек, их динамике, каналах, о том, как меняются их характер и частота.

Слишком быстрая цифровизация — как причина роста утечек

Мы собираем информацию о таких происшествиях с 2004 года. И все 15 лет видим, что их количество только растет. Причина роста — слишком быстрая цифровизация. Государственные услуги, финансы, медицина, добыча и переработка полезных ископаемых — все это быстро становится цифровым и вместе с новыми возможностями порождает новые угрозы, новые "дыры" в защите корпораций. После этого происходят масштабные "сливы" оцифрованной информации.

Ситуация в России

В России в последние три-четыре года динамика таких происшествий выше, чем была раньше. Думаю, это связано с повышенным вниманием СМИ и общества к этой теме. Важность защиты информации становится все более очевидной для различного рода организаций, а не только для банков и спецслужб.

Личные данные россиян в Сети:

Но вообще, в разных странах разная корреляция предполагаемой картины утечек с набором инцидентов, попадающим на страницы прессы. Например, в англосаксонских странах существуют законы, согласно которым компании обязаны оперативно уведомлять органы о допущенных утечках. Именно поэтому США занимают в мировом распределении утечек львиную долю. Российское законодательство не требует раскрытия этих данных, так что у нас в публичное поле попадает намного меньший процент таких происшествий, чем в США.


Мы делали детальные отчеты для разных регионов мира и выяснили, что динамика утечек конфиденциальной информации в разных странах отличается не слишком сильно. Потому что ключевые бизнес-процессы в корпоративном мире похожи (производство, маркетинг, продажи, работа с клиентами), набор основных угроз информационной безопасности тоже различается не очень существенно, а возможности систем защиты информации в разных регионах мира, по сути, почти на одном уровне.

Преднамеренно или нет

По нашим данным, виновниками 39,3% утечек в мире в 2018 году стали внешние злоумышленники. В первой половине 2019 года число случаев компрометации данных по их вине выросло уже до 46,3%. В этом смысле картина в России резко отличается. Так, за прошлый год в нашей стране по вине внешних злоумышленников произошло всего около 10% утечек, а в первом полугодии 2019 года эта цифра выросла до 14%. Получается, что в России по вине хакеров и взломщиков компрометируется намного меньше чувствительных данных, чем в мире. Это означает, что большая часть таких происшествий в нашей стране идет через внутренних сотрудников.

При этом аналитика, отображающая типы намерений злоумышленников, несет в себе определенное лукавство. Потому что каждая утечка там относится лишь к одной категории — "внутренней" или "внешней". На практике же все сложнее: часто внешний злоумышленник, которому нужна конфиденциальная информация, вступает в сговор с внутренним "сотрудником-мерзавцем", и они вместе ее воруют.

Однако в аналитических отчетах эта утечка, как правило, попадает лишь в одну категорию — "внешнюю" или "внутреннюю". В зависимости от того, куда ее отнесет конкретный аналитик или конкретное СМИ. Поскольку на Западе (в США и Великобритании) законы предписывают публиковать факт утечки, то компании, потерявшие информацию, всячески стремятся изобразить это как акт внешних "злых хакеров". В России такого требования нет, поэтому и статистика более релевантна.

Защита от утечек

В п 2.3 ГОСТ Р 50922−2006 упоминается о способах защиты информации от несанкционированного воздействия/доступа, непреднамеренного воздействия/доступа, разглашения и получения разведками. По сути, это и есть виды утечек информации, от которых требуется организовать защиту. Давайте рассмотрим подробнее каждый из них, разберемся с причинами, из-за которых утекают важные данные, и способами, помогающими предотвратить подобные инциденты.

Несанкционированное воздействие и доступ к информации

Несанкционированное воздействие/доступ приводит к уничтожению, разрушению, искажению информации, сбоям в работе информационных систем и носителей, а также к утечкам важных данных путем копирования или незаконного перехвата. Такие виды утечки информации возникают по следующим причинам:

· Кража носителей информации (флеш-карт, SSD, HDD дисков).

Защита важных данных от несанкционированного доступа и воздействия

Для защиты от указанных выше видов несанкционированных утечек информации используются технические и организационные меры. Организационные меры защиты включают в себя разработку политик безопасности, должностных инструкций, управление правами доступа сотрудников к определенным данным.

Технических мер защиты от основных видов утечки информации немало. Для этого могут использоваться:

· Антивирусное программное обеспечение. Современные антивирусы защищают от широкого спектра различных угроз, в том числе от некоторых видов вредоносного ПО, при помощи которого злоумышленники получают доступ к уязвимым данным. Благодаря использованию технологий искусственного интеллекта и методов сигнатурного сканирования они обеспечивают эффективную защиту даже от новых угроз, которых еще нет в антивирусных базах.

· Программные и аппаратные файрволы (межсетевые экраны). Отвечают за фильтрацию трафика, обеспечивают защиту от несанкционированного доступа к корпоративной сети извне.

· IDS и IPS-системы. Такие решения отслеживают активность программного обеспечения в сети, анализируют трафик и происходящие в охраняемом информационном периметре события. IDS системы формируют оповещения для администратора (специалиста по информационной безопасности) о возможных угрозах, а IPS, также могут блокировать нежелательные действия.

· DLP-системы. С их помощью вы сможете организовать комплексную внутреннюю защиту информационной системы компании. Такие решения следят за трафиком, анализируют активность пользователей в приложениях, могут использоваться для анализа переписки по email, в мессенджерах и решения других задач. Внедрив DLP в инфраструктуру компании, вы защититесь от основных утечек информации без необходимости использования набора разносортных решений, за которыми нужно следить и организовать централизованное управление ими.

Защитить важные корпоративные данные помогают и физические средства. Это: элементы СКУД, средства блокирования доступа в помещения (замки и пр.), заглушки для портов, постановщики помех для предотвращения перехвата разговоров и иные решения.

Непреднамеренное воздействие на информацию и утечки

Непреднамеренное воздействие ведет практически к тем же последствиям и возникновению таких же видов утечки информации, как и умышленное. Возникает оно по различным причинам. Среди них:

· Непреднамеренные действия пользователей из-за недостаточных знаний в области информационной безопасности (далее — ИБ). Предотвратить такие явления помогут регулярные занятия и контроль знаний персонала.

· Отсутствие эффективной системы разграничения доступа к информации. Сотрудники, которые знают то, что им не положено, могут непреднамеренно допустить утечки информации, т.к. не понимают ее ценности и последствий попадания в третьи руки.

· Экономия на средствах защиты информационной системы, ошибки в настройках систем безопасности.

Утечки информации в результате проведения разведки

Нечистые на руку компании активно пользуются таким способом получения конфиденциальных сведений. Многие мировые гиганты из различных сфер становились жертвами промышленного шпионажа. Пример — компания Kodak, бывший сотрудник которой Гарольд Уорден похитил важные данные и хотел использовать их для создания собственной консалтинговой фирмы (это громкое событие произошло в 90-х годах прошлого века).

Меры защиты от промышленной разведки/шпионажа аналогичны тем, что используются для предотвращения рассмотренных выше видов утечки информации: организационные и технические. Так что, каких-то специальных сложных мероприятий для этого проводить не придется. Если у вас внедрены эффективные решения защиты конфиденциальной информации, от промышленного шпионажа они тоже помогут защититься.

Стоит отметить, что какой-то общепринятой и утверждённой нормативно-правовыми актами классификации видов утечек информации не существует.

Читайте также: