Сообщение на тему учебник

Обновлено: 30.06.2024

В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом содержание материалов направлено на воспитание экономической культуры учащихся, умение самостоятельно и верно оценивать экономические факты действительности, творчески использовать экономические знания в жизни (воспитательная функция).

Основными компонентами содержания учебника являются:

Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения и иллюстраций (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивная компонента предназначена для общеучебных, предметно-познавательных и практических действий.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, эстетическую и другие направленности.

В учебнике дается теоретический материал, трактовка экономических понятий, уточняется их содержание, идет формирование экономического лексикона учащихся.

Кроме того, в учебнике даются практические задания, которые способствуют систематизации, обобщению изученного, направляют деятельность учащихся на формирование у них умений и навыков.

Аппарат организации усвоения материала (вопросы, задания, памятки, инструкции, подписи к иллюстрациям, упражнения) помогает четко и правильно усваивать изучаемый материал.

Иллюстративный материал учебника (рисунки, схемы, таблицы, графики и т.д.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, дополняет, конкретизирует изучаемый материал, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом.

Аппарат ориентировки учебника (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.д.

Учебник предназначен для учащихся и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя учебник – источник методической системы. С помощью учебника педагог определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Приемы работы с учебником

Учебная книга - источник получения информации школьниками. Работая с книгой, школьник формирует навыки свободного чтения и понимания прочитанного, умение выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, осмыслять прочитанный материал, поэтому учитель экономики в ходе урока обучает работе с книгой.

Этапы работы с книгой: установление связи с ранее изученным материалом, умение выделить главное в тексте, объяснение непонятных слов самостоятельно и с помощью словаря, составление плана и опорных конспектов по прочитанному, ответы на вопросы в конце параграфа и т.д.

Для работы с учебником можно использовать различные приемы, позволяющие пополнить, систематизировать знания учащихся, приучать их к последовательному, самостоятельному освоению знаний.

Конспектирование - краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Конспектирование различают сплошное, выборочное, полное, краткое.

Тезирование - краткое изложение основных идей в определенной последовательности.

Реферирование - обзор источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы.

Составление плана текста - после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них. План бывает простой и сложный. Простой план состоит из нескольких пунктов, которые не делятся на подпункты. Сложный план представляет собою деление пунктов на подпункты. Подпункты, в свою очередь, тоже могут делиться на дополнительные пункты.

Цитирование - дословная выдержка из текста. При цитировании идет дословная передача содержания высказанного, делается сноска на выходные данные цитаты: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница.

Аннотирование - краткое, свернутое изложение материала без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание рецензии, краткого отзыва с выражением своей точки зрения о прочитанном.

Составление справки. Справка – это сведения о чем-либо после полученных поисков. Справки бывают биографическими, статистическими, географическими, экономическими, терминологическими и т.д.

Составление формально-логической модели – это составление словесно-схематического изображения прочитанного.

Составление тематического тезауруса – это комплекс базовых понятий по теме, разделу, всей науки экономики.

Составление матрицы идей – составление в виде таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Пиктографическая запись – бессловесное изображение экономических явлений и закономерностей. Например, рисунок.

Разнообразие работы с учебником помогает ученику с интересом изучать теоретический материал, видеть его практическое применение, учитель при этом демонстрирует свое методическое мастерство в подаче и контроле знаний учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме: "Роль учебника в системе образования" был подготовлен для выступления на заседании предметно-цикловой комиссии .

Роль учебника в системе образования

Подготовила преподаватель химии Г.В. Монастырева

с. Кожевниково 2020 г.

Реформой общеобразовательной подготовки , осуществляемой в настоящий период, предусматривается переход на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Ведущим принципом этих стандартов становится формирование у обучающихся общих компетенций.

Под компетенцией понимают наперёд заданное социальное требование к образовательной подготовке обучающегося; цель обучения и набор компонентов содержания, усвоение которых должно обеспечить формирование указанной компетенции. Соответственно говорят о формировании компетентности как способности обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В число так называемых общих компетенций входят: - ценностно-смысловые - общекультурные - информационные - исследовательские - коммуникативные - социально-трудовые - компетенции личностного самосовершенствования.

Компетентностный подход предполагает реализацию специальной программы формирования, так называемых, универсальных учебных действий обучающихся, среди которых называют общеучебные действия. К ним относятся в частности поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью. Указанные универсальные учебные действия могут и должны формироваться при активной работе обучающихся с учебниками по соответствующим предметам.

В связи с этим целью моей работы стало выявление роли учебника в системе образования и раскрытие технологии его применения в обучении химии.

Для решения цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть учебник как объект и средство обучения.

Проанализировать учебники по химии, наиболее часто используемые в работе.

Усовершенствовать методику использования учебника на уроках химии и апробировать её в экспериментальном преподавании

Учебник по своему существу всегда остаётся моделью конкретного учебного предмета, границы изучения которого обусловлены рамками образовательной программы, определяющей общий уровень образованности и воспитанности подрастающего поколения.

Как известно учебник выполняет следующие педагогические функции:

- Информационную - трансформационную - систематизирующую - закрепления и самоконтроля - самообразования - интегрирующую - координирующую - воспитательную

Функции учебника находят своё выражение в его структуре.

У чебник

Печатные тексты Внетекстовые компоненты

Пояснительный Аппарат организации усвоения

Дополнительный иллюстративный материал

Основной Аппарат ориентировки

Как видим в учебник включаются печатные тексты и внетекстовые компоненты. К печатным текстам относятся основной, дополнительный и пояснительный тексты, а к внетекстовым - аппарат ориентации и другие. Методически правильно построенный учебник способствует повышению качества обучения. В наиболее общем виде учебник должен удовлетворять следующим требованиям:

Сообщать научно достоверные данные в соответствии с современным уровнем развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных образовательной программой.

Развивать мышление обучающихся, формировать его системность.

Обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем.

В методическом плане учебник должен:

Соответствовать возрастным особенностям обучающихся, как по содержанию, так и по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия.

Иметь четкое структурное членение и графическое оформление ( выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т.п.)

Содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом и другие.

На основе указанных требований были взяты мной в качестве критериев при сравнении некоторых учебников по химии. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице.

Сравнение учебников по химии

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Аппарат организации усвоения

Вопросы и задания, включенные в основной текст

Соответствие возрастным особенностям

Обеспечение постоянного нарастания трудностей, увеличение сложности материала

Включение развивающих занятий

По результатам сравнения учебников по химии трёх авторов видно, что всем выбранным критериям соответствует учебник по химии Е.Е. Минченкова. В учебнике Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана отсутствует алфавитный указатель , вопросы и задания, включенные в основной текст ( Аппарат усвоения знаний). В учебнике О. С. Габриеляна отсутствуют предисловие, алфавитный указатель, вопросы и задания, включенные в основной текст. Таким образом, самым оптимальным учебником по химии из числа рассмотренных для среднего ( общего) образования является учебник Е.Е. Минченкова.

Причины неполного овладения навыками работы с учебной литературой:

- низкий уровень интеллекта

-низкая способность к обучению

-полное отсутствие мотивации к обучению.

На каждом последующем уроке используются, как правило, два-три разных приёма организации работы обучающихся с учебником.

Как известно, обучающие изучают химию в течение четырёх лет. Наблюдая за работой одних и тех же обучающихся, можно отметить динамику сформированности умения работать с учебником. ( Слайд № 14)

К концу изучения химии число обучающихся, умеющих работать с учебником возрастает.

Динамика численности обучающихся, умеющих работать с учебником химии ( на примере одного класса)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебник — неизменная основа урока в начальной школе.

Учебник - это одно из средств обучения , которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьни­ ков, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формиро­ вать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.

Школьный учебник - это специальная книга, излагаю­ щая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Основными функциями учебника являются сле­ дующие: информационная, трансформационная, систематизирую­ щая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (система­ тизирующая функция) и служащие для формирования соответст­ вующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспи­тание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последую­ щей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в опреде­ленной последовательности, содейству­ ет развитию школьников, формированию у них материалистиче­ ского мировоззрения, воспитанию высокие моральные качества.

Структурные компоненты учебника.

Тексты составляют основное содержание учебников по предметам. Тексты делятся на основные и дополни­ тельные.

В основных текстах описываются факты и явления , даются определения понятий, перечисляются их основ­ ные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются зада­ ния и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков.

В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений и т.п.

Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученно­ го, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, табли­ цы, графические обозначения и т. л.) способствует более глубоко­ му осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с ос­ новным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев вос­ полняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указате­ ли, оглавление, заголовки и т. п.) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материа ла, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.

Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методиче­ски верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на опреде­ ленном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов.

Для ученика учебник является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.

Для учителя - это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюде­ ний более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, - можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: разобраться в материале и дать дополни­ тельные вопросы; найти то, о чем не говорили на уроке; отметить то новое, что узнали; составить план ответа и т. п.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в школе. С этой це­ лью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять по­лученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.

Регулярность повторения - необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализа­ цию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержа­ щие материалы для повторения изученного на разных этапах про­ цесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы, в конце учебно­ го года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточне­ния знаний и умений, полученных школьниками на предшествую­щих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы, а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.

Формирование учебных навыков при работе с учебником

При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из пер­ вых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необ­ ходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником.

Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего, прочитать и понять, что необходимо сделать.

Особое место при работе с учебником занимают обще- учебные умения учащихся:

Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, уп­ ражнение, текст и т. д.).

Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основ­ ные этапы выполнения задания и т. д.)

Выполнение задания (сюда же входит проверка).

Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.).

Выполнение заданий с ориентированием на условные обо­ значения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения).

Работа со словарем.

Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).

Учебник - это книга, которая может многому научить уча­щихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.

Сергей Зотов

Первые учебные пособия

Со временем учебники стали усложняться, что показывает, как активно в Шумере развивалась наука. Новые пособия уже были посвящены теологии и математике, грамматике и ботанике, зоологии и географии. Для заучивания и копирования на табличках учителя давали ученикам стереотипные фразы, списки названий трав, животных, стран или городов. Часто учебники состояли исключительно из таких перечней. Литературные тексты могли дополнять их, рассказывая не только о названиях изучаемых предметов, но и об их свойствах. К примеру, вот небольшой учебный шумерский текст о петухе:

  • Петушок говорит ри-ди-ик, ри-ди-ик.
  • У петушка переливчатая шейка, как у жар-птицы.
  • У него гребешок на голове.

А этот текст описывает разницу между двумя животными:

  • Кота [узнаешь] — по его мыслям.
  • Мангуста [узнаешь] — по его действиям.
  • Когда на поверхности земли появятся всходы, следует помолиться Нин-кил им, богине полевых мышей и вредителей, иначе они нанесут вред посевам; кроме того, следует отпугивать прилетающих птиц.

Учебники древних египтян

  • Твое самочувствие — самочувствие человека полного жизненных сил, и миллион раз!
  • Пусть творит тебе добро Монту, владыка Фив, как желает того слуга покорный!
  • Пусть Птах-к-югу-от-его-стены сполна услаждает твое сердце жизнью, прекрасной старостью, достижением посмертной обеспеченности!

Кроме практических рекомендаций учебник Кемит также включал в себя поучительные притчи, возможно, используемые для копирования во время учебы.

Как учились в античности и Средневековье

В качестве обучающих пособий в средневековых монастырях использовались также текст Библии, часословы и псалтыри, а так называемые абецедарии, похожие на буквари, не только помогали освоить буквы, но и рассказывали о Христе. Ученики постарше, которым азбука уже была хорошо знакома, изучали труды и энциклопедии Боэция, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного.

Учебники составлялись и для царственных особ. Часто эти книги пытались объяснить все, начиная от самого устройства мира. К примеру, существует пособие, составленное для сына Карла Великого Пипина монахом Алкуином. В нем в образной форме разбирается философская суть различных явлений:

  • Что такое буква? Страж истории.
  • Что такое слово? Изменник души.
  • Кто рождает слово? Язык.
  • Что такое язык? Бич воздуха.
  • Что такое воздух? Хранитель жизни.
  • Что такое жизнь? Счастливым радость, несчастным горе, ожиданье смерти.
  • Что такое смерть? Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.
  • Что такое человек? Раб смерти, мимо идущий путник, гость в своем доме.

В средневековых университетах учебный процесс, конечно, был несколько другим. Там в качестве пособий могли использоваться труды ученых и их компиляции. Лекторы и студенты часто приходили на занятия с книгами, о которых беседовали, истолковывая текст и проводя диспуты на определенные темы. На экзамене студент показывал, насколько хорошо понял пройденную литературу.

Первые печатные учебники

Появление современных принципов обучения стало возможным только после изобретения печати. До этого момента ученики, стесненные в средствах, были вынуждены брать книги напрокат или переписывать тексты от руки. Однако после того, как Иоганн Гутенберг в XV веке создал способ книгопечатания подвижными литерами, появились школьные учебники по арифметике и грамматике, которые были крайне популярны. Сам первопечатник, помимо издания Библии, прославился как раз своими учебниками, выходившими широкими тиражами.

  • Аз есть всему миру свет.
  • Бог есть прежде всех век.

Учебники сегодня

Долгое время учебники были печатными, но сейчас школы и вузы постепенно переходят на электронные версии, снабженные интерактивными материалами: анимированными иллюстрациями, видео, аудиозаписями, картами и играми. Новые учебники просматривают на планшетах или электронных книгах.

Какими же учебники станут в будущем? Вероятно, материал будет подаваться в соответствии с новыми техническими и образовательными стандартами: текст станет проще для понимания, каждый термин будет поясняться по клику, задания будут сопровождаться обучающими видеороликами, электронный лектор сможет появляться в комнате в виде голограммы. При изучении иностранного языка можно будет пользоваться всеми возможностями интернета — в том числе общаться с носителями языка. В приложение учебника будет встроена статистика, определяющая слабые места ученика и дающая ему дополнительные упражнения на недостаточно хорошо освоенные темы. Заданий на заучивание текста станет меньше, а игровых и на взаимодействие с интернетом — гораздо больше.

Будет и постоянная обратная связь с создателями учебника — для того, чтобы каждый обучающий материал создавался в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ученика. Не исключено, что для автоматической настройки учебник на начальных этапах будет использовать подключение к странице ученика в соцсети. Учебник также будет оснащен системами подсчета достижений и лайков, позаимствованными у компьютерных игр и соцсетей. Результатами практических работ можно будет делиться на личных страницах. Учеба, таким образом, перестанет ассоциироваться с зубрежкой и нудными классными занятиями и станет разнообразной и веселой, но при этом не менее эффективной.

Читайте также: