Сообщение на тему тяжелое машиностроение

Обновлено: 05.07.2024

Совокупность подотраслей машиностроения, предприятия которых заняты производством металлургического, горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размольного, подъёмно-транспортного оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов, железнодорожных вагонов, дизелей (См. Дизель). В состав Т. м. входят металлургическое, горнорудное, угольное, подъёмно-транспортное машиностроение, вагоно-, тепловозо- и дизелестроение. Т. м. — основа тяжёлой промышленности (См. Тяжёлая промышленность) и строительства. Значительная часть заводов Т. м. имеет в своём составе уникальные по размерам производственные цехи, располагает заготовительной базой для производства крупных отливок, поковок, металлоконструкций; механосборочные цехи для обработки деталей и сборки крупных машин оснащены уникальными станками и мостовыми кранами большой грузоподъёмности. Заводы Т. м., как правило, комплексные, универсального типа, многие из них характеризуются индивидуальным и мелкосерийным типами производства.

В дореволюционной России Т. м. было развито слабо. Продукцию Т. м. выпускали немногие машиностроительные заводы: Ижорский, Краматорский (ныне Старокраматорский), Сормовский, Коломенский, Харьковский, Путиловский (ныне Кировский), Брянский и некоторые др. В СССР Т. м. начало развиваться в восстановительный период. В годы первых пятилеток (1929—1940) быстрыми темпами развивалось производство металлургического, транспортного, угольного и горнорудного оборудования. К производству продукции Т. м. были привлечены многие машиностроительные заводы, построены новые и реконструированы старые заводы, что позволило в короткий срок освободиться от импорта из капиталистических стран многих видов оборудования.

Т. м. обеспечивает не только нужды народного хозяйства СССР в крупных машинах и оборудовании, но и экспортирует значительную часть своей продукции.

Табл. 1. — Производство металлургического оборудования в СССР, тыс. т

Металлургическое оборудование (доменное и сталеплавильное, прокатное, коксовое, 1940 1950 1960 1970 1975
агломерационное, машины непрерывного литья стали) 29,7 131,2 222,0 280,6 312,9
в т. ч. прокатное 10,2 66,1 120,6 140,1 132,1

Предприятия угольного машиностроения изготовляют машины и оборудование для механизации и автоматизации основных процессов подземной добычи угля, в том числе очистные комбайны и струговые установки, комплексы и механизированные крепи для очистных работ, комбайны проходческие, оборудование для гидродобычи, проходки шахтных стволов, погрузки и транспортировки породы и угля в забоях и шахтах, обогащения, водоотлива, вентиляции, шахтного освещения и др.

Производство угольного и горнорудного оборудования показано в табл. 2.

Табл. 2. — Производство угольного и горнорудного оборудования в СССР

На предприятиях отрасли сосредоточено производство кранов всех видов, конвейеров ленточных грузонесущих, толкающих, вибрационных и т.д., кранов-штабелёров, эскалаторов, перегружателей и др. Созданы и освоены средства непрерывного и напольного транспорта (см. табл. 3).

Табл. 3. — Производство подъёмно-транспортного оборудования в СССР, шт.

1970 1975
Краны мостовые электрические 5737 6494
Краны козловые 1472 2312
Краны портальные 106 102
Краны металлургические 34 54
Конвейеры ленточные стационарные 10630 13043
Конвейеры подвесные толкающие, с автоматическим 50 91,3
адресованием грузов, км 820 2023
Конвейеры грузонесущие

Дизелестроение производит дизели общепромышленного применения — судовые, тепловозные, для стационарной и передвижной энергетики, буровых установок, строительно-дорожных машин, большегрузных автомобилей и др. Дизелестроение в России начало развиваться с конца 19 в. Были созданы отечественные оригинальные конструкции дизелей стационарного и судового применения. К 1914 общий годовой выпуск дизелей в стране составил 122 тыс. л. с. После Октябрьской революции дизелестроение стало развиваться быстрыми темпами, в 1924 организована исследовательская лаборатория, позднее преобразованная в Центральный научно-исследовательский дизельный институт (ЦНИДИ). Были проведены работы по упорядочению типажа дизелей и созданию их новых типов, в том числе первых тепловозных дизелей. К 1940 выпускалось 19 типов дизелей, из них 14 новых, в том числе лёгкие быстроходные мощностью до 1000 л. с., судовые — до 4000 л. с. (1 л. с. = 0,736 квт).

Табл. 4. — Производство дизелей в СССР (без автотракторных)

1940 1960 1970 1975
Дизели общего назначения: 12140 54322 59627 65235
шт. 469,9 8830,7 16158 18230,6
тыс. л. с.

Т. м. достигло высокого уровня развития и в др. социалистических странах. Машиностроение Чехословакии производит современные прокатные станы, тепловозы, дизели, роторные и универсальные экскаваторы и др.; ГДР — сортовые прокатные станы, краны, дизели, роторные экскаваторы; Польши — судовые дизели, краны; Венгрии — волочильные станы, дизели и др.; Румынии — прокатное оборудование, дизели; Болгарии — подъёмно-транспортное и др. оборудование.

Среди капиталистических стран, которые производят большое количество продукции т. м., — США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, Италия.

О производстве тепловозов и железнодорожных вагонов см. в ст. Транспортное машиностроение.

Гост

ГОСТ

Тяжелое машиностроение: сущность и история развития

Тяжелое машиностроение - это материалоемкая отрасль машиностроения, характеризующаяся большим потреблением металла и малой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят:

  1. Металлургическое производство
  2. Горно-шахтное производство
  3. Производство турбин и прочего крупного энергетического оборудования
  4. Производство тяжелых станков
  5. Производство морских судов и др

Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления. Большинство заводов тяжелого машиностроения имеют значительного размера цеха, располагают большой заготовительной базой для отлива деталей, техникой большой грузоподъемности и т. п.

В дореволюционное время в России тяжелое машиностроение было развито слабо, лишь немногие заводы занимались выпуском подобной продукции. В СССР для развития данного направления были реконструированы, объединены и построены многие новые заводы, что позволило в довольно короткие сроки избавиться от импорта большинства видов оборудования.

Тяжелое машиностроение работает не только для производства оборудования для народного хозяйства России, но и для экспорта продукции за границу.

С развитием металлургической промышленности стало развиваться и тяжелое машиностроение.

До 1917 года заводов, специализирующихся на производстве горного оборудования фактически не было, вся техника поступала из-за границы.

Наиболее крупными центрами изготовления горнодобывающего оборудования считаются Новокузнецк, Кемерово. В Красноярске располагается наиболее крупный завод по производству тяжелых экскаваторов, применяемых при освоении буроугольных месторождений.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие угольного машиностроения начинается с 1924 года, когда был построен ряд заводов. В последующие годы начался активный выпуск буровых станков, шахтных лебедок, оборудования для механизации поверхности шахт и др.

Подъемно-транспортное же оборудование целиком и полностью поставлялось из-за границы. В дальнейшем оно также начало производиться на различных отечественных машиностроительных заводах, ввиду роста спроса на данную продукцию.

Так же к тяжелому машиностроению стоит отнести и дизелестроение, в которое входит производство дизелей судовых, тепловозных, для стационарной и передвижной энергетики, буровых установок и др.

В 19 веке дизелестроение начало свое активное развитие, были созданы дизели стационарного и судового применения. Уже к 1940 году в СССР выпускалось 19 видов дизелей. Был проведен ряд работ по повышению надежности и сроков службы дизелей.

Наряду с этим развивалось и энергетическое машиностроение, налаживался выпуск паровых турбин, генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Конечно же, оно требовало высококвалифицированных кадров, поэтому подобные центры располагались лишь в крупных городах.

Причины кризиса отраслей тяжелого машиностроения

Еще одной проблемой считается отток кадров, так как наличие живой конкуренции требует большого потенциала кадровых ресурсов. За последние 15 лет приток молодых специалистов резко снизился. Многие ученые уезжают на Запад.

Еще одной существенной проблемой можно по праву считать географический разброс предприятий тяжелого машиностроения. Нестабильные цены на нефть, а, следовательно, и на бензин, затрудняют транспортировку продукции тяжелого машиностроения.

Тяжелое машиностроение в нынешнее время

В 2015 году объем рынка тяжелого машиностроения составил 114% к 2014 году, а также увеличилось внутреннее производство на 29%.

Так как от тяжелого машиностроения зависит функционирование сырьевых отраслей, была разработана стратегия его развития. Согласно этой стратегии необходимо повысить конкурентоспособность отрасли путем антикризисной поддержки государства, это в какой-то мере поможет выйти машиностроению из кризисного коллапса.

Одной из проблем тяжелого машиностроения можно считать проигрыш отечественных производителей зарубежным конкурентам по цене и качеству машин. Именно поэтому 80% все еще составляют поставки из зарубежных стран. Так же некоторые высокотехнологические комплектующие не производят на Российских заводах. В итоге за счет таможенных издержек стоимость конечного продукта растет.

Так же в последнее время растет давление со стороны иностранных конкурентов, за счет оказываемой им государственной поддержки.

Из-за кризиса 90-х годов, набор кадров был прекращен на некоторое время, что привело к разрыву в составе конструкторских, технологических и рабочих кадров. К относительно небольшому количеству персонала предъявляются высокие требования.

Продажи в тяжелом машиностроении претерпевают спад из-за недостаточной конкурентоспособности.

В 2008 году был создан комитет по тяжелому машиностроению, чьей задачей является выработка единой позиции в отношении тяжелого машиностроения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что поддержка государства должна быть направлена на решение следующих проблем:

  1. Технологическое отставание российской продукции от зарубежной
  2. Отсутствие долгосрочных контрактов на поставку продукции
  3. Недостаток квалифицированных кадров

В результате проведения ряда мер, направленных на поддержку развития тяжелого машиностроения, условия для российских производителей должны выровняться относительно зарубежных конкурентов. Так же не стоит оставлять без внимания то, что тяжелое машиностроение является фундаментом обороноспособности России. Так же тяжелое машиностроение важно и для бизнеса.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 17 05 2021

Илья Александрович Кочетков

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

совокупность подотраслей машиностроения, предприятия которых заняты производством металлургического, горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размольного, подъёмно-транспортного оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов, железнодорожных вагонов, дизелей (См. Дизель). В состав Т. м. входят металлургическое, горнорудное, угольное, подъёмно-транспортное машиностроение, вагоно-, тепловозо- и дизелестроение. Т. м. — основа тяжёлой промышленности (См. Тяжёлая промышленность) и строительства. Значительная часть заводов Т. м. имеет в своём составе уникальные по размерам производственные цехи, располагает заготовительной базой для производства крупных отливок, поковок, металлоконструкций; механосборочные цехи для обработки деталей и сборки крупных машин оснащены уникальными станками и мостовыми кранами большой грузоподъёмности. Заводы Т. м., как правило, комплексные, универсального типа, многие из них характеризуются индивидуальным и мелкосерийным типами производства.

В дореволюционной России Т. м. было развито слабо. Продукцию Т. м. выпускали немногие машиностроительные заводы: Ижорский, Краматорский (ныне Старокраматорский), Сормовский, Коломенский, Харьковский, Путиловский (ныне Кировский), Брянский и некоторые др. В СССР Т. м. начало развиваться в восстановительный период. В годы первых пятилеток (1929—1940) быстрыми темпами развивалось производство металлургического, транспортного, угольного и горнорудного оборудования. К производству продукции Т. м. были привлечены многие машиностроительные заводы, построены новые и реконструированы старые заводы, что позволило в короткий срок освободиться от импорта из капиталистических стран многих видов оборудования.

Т. м. обеспечивает не только нужды народного хозяйства СССР в крупных машинах и оборудовании, но и экспортирует значительную часть своей продукции.

Тяжёлое машиностроение России — совокупность подотраслей российского машиностроения, предприятия которых заняты производством металлургического, горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размольного, подъёмно-транспортного оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов, железнодорожных вагонов, дизелей. [1]

Объём производства в тяжёлом машиностроении России в 2015 году составил 116 млрд рублей. [2]

В натуральных показателях объём выпуска по основным видам продукции тяжёлого машиностроения в 2015 году составил: [3]

  • сталеплавильное оборудование и литейные машины — 27,2 тыс. тонн (158,4 % к 2014 году);
  • прокатное оборудование — 456 тонн (85,1 % к 2014 году);
  • подъёмники и конвейеры непрерывного действия для подземных работ — 315 штук (68,9 % к 2014 году);
  • краны мостовые электрические — 1690 штук (71,3 % к 2014 году).

Содержание

Экспорт продукции тяжёлого машиностроения из России в 2015 году составил 14 млрд рублей, доля экспорта в российском производстве — 12,1 %. [4]

В досоветское время тяжёлое машиностроение России было развито слабо. Продукцию тяжёлого машиностроения выпускали немногие машиностроительные заводы: Ижорский, Краматорский, Сормовский, Коломенский, Харьковский, Путиловский, Брянский и некоторые другие. [5]

В СССР тяжёлое машиностроение начало развиваться в восстановительный период. В годы первых пятилеток (1929—1940 годы) быстрыми темпами развивалось производство металлургического, транспортного, угольного и горнорудного оборудования. К производству продукции тяжёлого машиностроения были привлечены многие машиностроительные заводы, построены новые и реконструированы старые заводы, что позволило в короткий срок освободиться от импорта из капиталистических стран многих видов оборудования. [6]

Тяжёлое машиностроение России подразделяется на: [8]

  • Металлургическое машиностроение;
  • Горнорудное машиностроение;
  • Угольное машиностроение;
  • Подъёмно-транспортное машиностроение;
  • Вагоностроение;
  • Тепловозостроение;
  • Дизелестроение.

Оборудование для добычи руды и угля открытым способом: карьерные экскаваторы, одноковшовые погрузчики, экскаваторы-драглайны, многочерпаковые цепные экскаваторы, отвалообразователи, транспортеры и конвейеры, грейферные краны, роторная техника, дробилки, грохоты, мельницы. [9]

Оборудование для подземной добычи руды и угля: проходческие комбайны, добычные (очистные) комплексы, механизированные гидравлические крепи, конвейеры, подъемные установки (копры и клети), системы рудничной и шахтной принудительной вентиляции, пневмооборудование, буровые станки. [10]

Перегрузочное и усреднительное оборудование: укладчики, усреднители, заборщики, питатели, толкатели, конвейеры, рыхлители. [11]

Буровое оборудование: буровые установки для бурения на суше, буровые установки для бурения на шельфе. [12]

Оборудование для нефтегазопереработки: тяжелые металлические сосуды-реакторы гидроочистки, реакторы риформинга, реакторы гидрокрекинга и т. д. [13]

Вращающиеся печи для обжига цементного клинкера, магнезита и других материалов, запчасти к вращающимся печам: обечайки корпуса вращающихся печей, бандажи вварные и плавающие, роликовые опоры, блоки опорные, гидроупоры, венцы зубчатые, редуктора привода печи; холодильники колосниковые, мельницы цементные и запчасти к ним; глиноболтушки. [14]

Прирост инвестиций в 2008 году в сравнении с 2005 годом составил: [16]

  • в производстве машин и оборудования для металлургии — 137 % до уровня 1,53 млрд руб.;
  • в производстве машин для добычи полезных ископаемых и строительства — 154 % до уровня 4,69 млрд руб.;
  • в производстве подъемно-транспортного оборудования — 175,5 % до уровня 2,09 млрд руб.

Такое увеличение инвестиций вызвано ростом объемов производства и финансового результата деятельности предприятий тяжелого машиностроения. [17]

В 2015 году среднесписочная численность рабочих и среднемесячная зарплата на основных предприятиях тяжёлого машиностроения России составили 181 тыс. человек (99,5 % к 2014 году) и 30 тыс. руб. (103,4 % к 2014 году) соответственно. [18]

Основными центрами и точками роста отрасли являются: [19]

Системообразующие компании тяжёлого машиностроения России (по состоянию на май 2020 года): [20]

ОКВЭД и другие классификаторы (ОКП, ТНВЭД) не выделяют именно тяжёлое оборудование, поэтому данные официальной статистики зачастую не позволяют точно выделить необходимые показатели при анализе отрасли. Данные классификаторов ОКВЭД, ОКП и ТНВЭД применительно к тяжелому машиностроению невозможно сравнивать между собой, поскольку они описывают несовпадающие сектора машиностроения. [21]

Строки классификатора ОКВЭД, имеющие отношение к тяжёлому машиностроению, включают в себя: [22]

  • 29.22 производство подъёмно-транспортного оборудования;
  • 29.51 производство машин и оборудования для металлургии;
  • 29.52 производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства.

В 2008 году производственные мощности по выпуску тяжёлого оборудования были загружены по большинству видов продукции тяжелого машиностроения не более чем на 30 %. [23]

Объём производства в тяжёлом машиностроении России (млрд рублей): [24]

Объём выпуска в России оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства (млрд рублей):

  • 2004 год: 54,9 [25]
  • 2005 год: 57,8 [26]
  • 2006 год: 70 [27]
  • 2007 год: 94,8 [28]
  • 2008 год: 109,1 [29]
  • 2009 год: 60,3 [30]

Вклад тяжёлого машиностроения в ВВП России составил в 2009 году 1,2 %. [31]

Средняя рентабельность продаж предприятий тяжёлого машиностроения в 2009 году составила: в производстве металлургического оборудования — 4,1 %, в производстве машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства — 0,6 %, рентабельность продаж подъемно-транспортного оборудования 6,2 %, по специальным кранам — 8,1 %. [32]

Среднесписочная численность работников тяжёлого машиностроения по видам деятельности в 2009 году: [33]

  • Производство машин и оборудования для металлургии — 43159 человек;
  • Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства — 96091 человек;
  • Производство подъемно-транспортного оборудования — 57728 человек.

В 2009 году среднемесячная заработная плата работников тяжёлого машиностроения по видам деятельности составляла: [34]

  • Производство машин и оборудования для металлургии — 18545,4 рублей;
  • Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства — 14643,5 рублей;
  • Производство подъёмно-транспортного оборудования — 16308,5 рублей.

За 2009 год произошло сокращение численности занятых на производстве в тяжелом машиностроении на 37,6 тыс. человек. [35]

Читайте также: