Сообщение на тему ткачество на кубани

Обновлено: 05.07.2024

До начала XX века ткачество было одним из самых популярных домашних занятий многих народов. Почти все виды тканого полотна в России создавались на ручном деревянном станке.

Уже в те далёкие годы мастерицы владели разнообразными техниками, а многие из них научились создавать и геометрические узоры, орнаменты, фигуры и линии.

Ткачеством на Кубани тоже занимались давно и основным материалом для него были обработанные волокна конопли или льна, козья и овечья шерсть.

На таких станках они ткали полотно и шили из него одежду. Женские и мужские казацкие костюмы до сих пор хранятся в наших музеях.

В основе женского костюма была рубаха. Ее шили из домотканого полотна. Конечно манжеты, ворот, подол всегда были украшены оригинальной вышивкой.

Каждый цвет и рисунок имеет определённое значение. Так наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки.

Если заинтересуетесь, рекомендую посмотреть это видео.

Наиболее давнее сочетание цветов белый и красный. Красный цвет – символ плодородия, а белый - мира и чистоты. В те времена все красители делали из природного материала, а нити для вышивки красили и соком ягод.

Традиционно в народной вышивке на Кубани преобладает орнамент с пышными цветами и ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора.

Зачастую на полотенцах мог встречаться и орнамент с текстом пословиц, поговорок либо даже молитв.

И сегодня многие казачки по-прежнему пользуются специальными станками и вот такими самодельными приспособлениями.

Хотя с непривычки на них работать не так-то и просто, благо можно тут же спросить у мастера. Вам и покажут и подробно всё объяснят, было бы желание учиться :-)

Раньше во многих семьях имелась прялка. Молодые девушки сами ткали, пряли себе приданое, вышивали наряды и скатерти, полотенца и рушники на праздники.

Не так давно на одной из ярмарок сделала и это видео :-)

Многие мастерицы на КУбани умеют работать и так. Они прикрепляют к поясу специальные дощечки и плетут таким образом различные пояса или другие украшения для нарядов.

Пояса делались длинными, концы их часто украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Ткачество на дощечках — техника, которая была развита по всему миру, но на Кубани она получила особое развитие.

Исторически дощечки могли быть не только из дерева, но и из кости, рогов животных, металла, как это было в древней Скандинавии. Некоторые народы пользовались даже раковинами или осколками глиняной посуды.

Выточить нужные дощечки достаточно тонкими было непростой задачей, поэтому наборы в основном состояли из 2-3 десятков. Соответственно и тесьма была узкой.

На ярмарках в Краснодаре и сегодня порой можно встретить ручное ткачество . Мастер-классы проводят и по ткачеству из лент.

А вот в старину самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном станке являлась ремизная. В ней цветные нити чередовались в определённом порядке, что позволяло создавать узоры с простыми геометрическими линиями. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей или нижних женских юбок.

По традиции на Кубани перед свадьбой невесты часто устраивали и выставки своего приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии той или иной девушки.

Для таких ковриков и сейчас мастерицы изготавливают специальные приспособления, благодаря которым изделия плетутся быстро и качественно.

Делать их несложно. Нужна лишь деревянная основа и пара десятков колышек, на которые потом и накручивается любая пряжа.

В наши дни интерес к ткачеству не угасает, а даже специально в некоторых станицах Краснодарского края организовывают группы для желающих научиться рукоделию и в частности ткачеству.


Краснодарский край всегда славился умельцами, способными создать настоящий шедевр из куска дерева или глины. До сегодняшнего дня предметы быта, изготовленные ручным способом, высоко ценятся и считаются народным достоянием. На Кубани активно возрождаются старинные виды рукоделия и ремесла.

Прикладное мастерство

В каждой кубанской станице были мастера, которые из куска дерева могли сотворить настоящий шедевр. Лесные богатства края позволяли изготавливать из дерева практически все предметы быта – от посуды до мебели. Сундуки с росписью, резные зеркала, тарелки и иная утварь хранятся в городских музеях в память о старине.

Кузнечное дело

  • растительный (листья, цветы);
  • меандровый (орнамент из непрерывного бордюра);
  • зооморфный (изображения животных и птиц);
  • геометрический.

Кружева из металла стали украшать заборы, окна и двери, крыши и парадные лестницы. Они стали памятником декоративно-прикладного искусства Кубани исторического значения.

Ткацкое и вышивальное ремесло

Ткацким ремеслом на Кубани в основном занимались женщины. На станках они ткани полотно и шили из него одежду для всей семьи. Женские и мужские казацкие костюмы до сих пор хранятся в музеях.


В основе женского костюма была рубаха. Ее шили из домотканого льняного или конопляного полотна. Манжеты, ворот, подол всегда были украшены оригинальной вышивкой. Мужской костюм выглядел проще, он состоял брюк, бешмета или черкески, и сапог.
Орнамент, которым украшали одежду, был выполнен вышивкой крестом. Это были яркие цветы, птицы, геометрический рисунок. Подол мужской рубахи отделывали прошвой или мережкой.


Особо ценились мастера, умеющие обрабатывать кожу. Они шили сапоги, пояса, седла.
Все женщины на Кубани должны были владеть ткацким и вышивальным ремеслом. С малых лет девочек обучали работе на станке, чтобы они могли сами соткать и украсить орнаментом свое приданое.

Прядение на Кубани

1. Статья подготовлена на основе полевых исследований проводившихся н станицах, ранее входивших в состав территории Кубанской области: Урупский район (КЧР), Зслснчукский район (КЧР), Славянский район. Северский район, Тбилисский район, Калининский район, Абинский район, Апшеронский район, Мостовской район, Белореченский район, Выселковский район, Кореновский район., Тихорецкий район, Гулькевичский район. Отрадненский район, Курганинский район, Новонокровский район.

2. Автор благодарит, Корсакову Наталью Александровну -за предоставленную возможность познакомится с личным архивом и коллекцией фотографий по рассматриваемой теме.

3. Н И. Бондарь Традиционная культура Кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар, 1999. с. 54

4. ИМ 2003 г., полевой дневник автора, р. Адыгея, нос. Ходжох, респ. Колпак (Мария Лукинична 1932 г.р.

5 КФЭЭ-1998, А/К № 1799. Гулькевичский район, х. Духовской, респ. Потребная Марфа Сергеевна 1914 г.р.

6. КФЭЭ-1998, А/К № 1481, Урупский район, КЧР, ст. Прсградная, респ. Петрова Мария Савельевна/Павловна/ 1929 г.р.

7. Промысловые занятия в некоторых населенных пунктах Терской и Кубанской областей // Сборник материалов для описания местностей и плсмСи Кавказа. Тифлис, 1889. вып. 8.,

8. КФЭЭ-1998, А/К № 1481, Урупский район. КЧР, ст. Прсградная, респ. Петрова М.С. 1929 г.р.

9. КФЭЭ-1998. Гулькевичский район, ст. Скобслсвская, рссп. Рудницкая Н.Д. 1914 г.р., респ. Шевченко В.Р. 1926 г.р.

10. Материалы ФЭЭ-1995, А/К № 727, Славянский район, ст. Петровская, рссп. Давидюк Е.А. 1931 г.р., исл. Мисюкевич Е.Г., Фролова Е.А.

11. КФЭЭ-1998. КЧР, Зеленчукский район, ст. Зслснчукская, рссп. Бредихина А.А. 1915 г.р., КФЭЭ-1998, Гулькевичский район, ст. Скобслсвская, рссп. Сливснко 1941 г.р.

12. Колесников В., Федосов П. Два века станицы Расшсватской. Ставрополь, 2001.

13. КФЭЭ-1993, Майкопский район, р. Адыгея, ст. Севастопольская, рссп. Полунова А.Е. 1932 г.р.

14. Фонотека ПИЦ ТК: КФЭЭ-1996, Тихорецкий район, А/К№969 ст. Новорождсстпснская респ. Кривошанова П.М. 1913 г.р., респ. Кобатова Т.М. 1921 г.р., А/К №1298 Курганинский район, ст. Воздвиженская, респ. Колесникова Т.Д. 1914 г.р.

15. КФЭЭ-1998, А/К №1777, Гулькевичский район, ст. Скобслсвская рссп. Сливснко 1941 г.р., А/К №1799 х. Духовской рссп. Потребная Марфа Сергеевна 1914 г.р

16. А/К №1Д81 ст. Преградная, Урупский район, КЧР рссп. Петрова М. С. 1929 г.р.

18. Фонотека НИЦ ТК: КФЭЭ-1997, Тихорецкий район, ст. Ново рождественская, респ. Колесникова У.Г.; КФЭЭ-2006, Гиатинекий район, ст. Дондуковская, респ. Шпнгуиова Д А. 1910 г.р.; КФЭЭ-1998, А/К №1777, Гулькевичский район, ст. Скобслсвская, респ. Сливснко 1941 т р.. КФЭЭ-1999, Успенский район, А/К №1777 ст. Николаевская, респ.

19. Анализ опыта организации этнографических музеев под открытым небом в СССР и Европе. М., 1986. л

20 См: Кубанские станицы. М. 1962; Гангур Н А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар, 1999; Вакулснко Е.Г Методика обучения народному ткачеству, М, 2003; Она же: Обучение ткачеству. В кн Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. Ростов/н/Д, 2007; Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказывала природа // Народное творчество. 1998, № 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. Уже в 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

В каждой казацкой семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта. Эти фотографии передавались из поколения в поколение. Рамка с фотографиями украшалась вышитым рушником и искусственными цветами. Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.

На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое.

Помогая пепебирать старые вещи у прабабушки в сундуке мы наткнулись на старинные образцы вышивки и фотографии. И у нас появилось желание узнать побольше о вышивке и попробовать научиться вышивать как в старину

Тимашевский районт г.Тимашевск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Возрождение вышивки на Кубани


Засенко Ева Романовна

Балацкая Анна Сергеевна

Мягкова Елена Михайловна

История вышивки на Кубани

Ткачество на Кубани

1.Введение: Народное декоративно – прикладное искусство является лишь частью общей системы традиционной культуры любого народа.

Изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики. Знания основных его функций: этической, обрядовой, бытовой, эстетической, воспитательной, познавательной и др.и это освоение должно непременно идти в единстве видов и жанров: пения, танца, игры, пословицы, рассказа, стихов, вышивки и т.д. Всё это в совокупности формулирует в детях с ранних лет представление о целостной картине мира.

В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиций от поколения к поколению, необходимо использовать разнообразные формы образования, воспитания, в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление молодёжи, развить их трудовые навыки и умения.

2. Тема: Возрождение вышивки

Краснодарский край – в силу своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении более чем двухсотлетнего периода традиционно-бытовая культура кубанских казаков развивалась на основе южнорусской и украинской традиций. Здесь на Кубани рождалась новая региональная историко-культурная традиция, включавшая наиболее рациональные элементы культуры местных народностей. Более 120 национальностей проживают в Краснодарском крае. Глубокие исторические корни, многовековые традиции уважения к другим культурам способствовали развитию народного творчества. Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление кубанской культуры.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц.

3. Цель работы заключается в том, чтобы изучить, исторические материалы, литературу, собрать информацию о бытовой и обрядовой функции вышивки на Кубани. Познакомиться с народными обычаями, традициями славянского и кубанского народа через вышитые одежду и предметы быта. Пронаблюдать, как менялась народная вышивка и ее функции на протяжении веков, и какие ее приемы применяются, по сей день в современной жизни.

4. Задачи: привить интерес к культуре своего народа и любовь к Родине, уважение к истории. Осуществить поисково-исследовательскую работу с жителями нашего микрорайона для получения информации о культуре, традициях, обрядовой и бытовой функциях вышивки народов данной местности и исторически сохранившихся вещей.

5. Методы исследования:

чтение различной литературы; работа в интернете;

сравнение полученных результатов.

6. История вышивки на Кубани:

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находилась печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды ("горка" или "угольник"), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме "красный угол" - "божница". "Божница" оформлялась в форме большого киота, состоящего из нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В "божнице" сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, пасхальные яйца, пасхальные куличи -"паски", как их называют на Кубани, просвирки, записи молитв, поминальные книжки. Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты - фотографии на стене - традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армии, свадьба, похороны. В рамке собирались фотографии нескольких поколений. Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны. В каждой казацкой семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта. Эти фотографии передавались из поколения в поколение. Рамка с фотографиями украшалась вышитым рушником и искусственными цветами. Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.

Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. Уже в 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя, но и для продажи. Наши предки были земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее древнее сочетание цветов – белый и красный. Красный цвет – символ плодородия. Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. В народной вышивке на Кубани преобладает орнамент с пышными цветами, ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора. На ритуальных полотенцах встречается орнамент с текстом пословиц, поговорок, молитв. Большинство вышитых изделий вышито крестом, реже – гладью.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, совершенством пропорций, гармоничностью сочетания цветов, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходящей с Запада.

Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры – восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных. На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, мы прослеживаем процесс взаимовлияния культур и связь с фольклорными традициями.

Читайте также: