Сообщение на тему своеобразие типизации салтыкова щедрина

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. – ПРОКУРОР РУССКОЙ ЖИЗНИ.

Тематика и художественные особенности сатирического изображения мира в произведениях Салтыкова-Щедрина.

Кроме того, яркой особенностью Салтыкова-Щедрина является полное отсутствие положительного героя (в русских народных сказках всегда есть положительный герой, и всегда добро побеждает зло).
Михаил Евграфович использует элементы психологизма и внутренние монологи. Например, Премудрый пескарь постоянно думает, рассуждает, философствует вслух, в своих снах он видит то, о чем может только молчать: как можно свободно плавать по реке, не боясь, что тебя кто-нибудь съест.
Салтыков-Щедрин располагает животных в своих сказках по социально-иерархической лестнице: медведь – градоначальник и крупный чиновник, волк – чиновник помельче или цензор, заяц, пескарь – угнетённый народ, проявляющий покорность и начальстволюбие.

Коняга - сказка, в которой нашла отражение вся боль писателя за свою Родину. Коняга - символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных зверской эксплуатации. Деревенские зеленеющие поля радуют глаз, труд источник довольства и самоуважение для крестьянина. Так должно быть по мнению Салтыкова-Щедрина, но так никогда не было на самом деле.

Тощие поля были ареной каждодневных мучений коняги, “Обыкновенного мужичьего живота, замученного, побитого, с разбитыми ногами”. Никто никогда не писал об этих полях так, как это делал Щедрин. Просторы этих полей держали мужика как в тюрьме. Их зелень сулила сытость барину, чиновнику, купцу, но не мужику, не Коняге. Для них эти поля были каторгой, длящиеся из года в год без передышки и без надежды на будущее. И ничего не получал Коняга за свою работу, кроме боли, усталости и злосчастия.

Был у Коняги брат Пустопляс, но ему достались нет труд и голод, а овёс и тёплое стойло. Пустоплясы жили за счёт Коняги и вели о нём учёные разговоры. Разговоры эти в сказке сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции 80-ых годах XIX века.

Пустоплясы поражались несокрушимости Коняги.

Народ - великая сила, но кто освободит её, кто даст свободно ей проявиться. Россия - великая страна, но кто раскрепостит её, укажет путь на простор, всю жизнь бился Щедрин над этими вопросами-и всё же не мог дать на них ответа.

Салтыков-Щедрин, прибегая к приёму иносказания, наполняет привычные образы народной сказки политическим и злободневным содержанием.

Вывод: Сказки Салтыкова-Щедрина – это сатира на современное его общество, на его нравы. Как писатель-сатирик он применяет такие художественные приёмы, как гротеск, иронию, эзопов язык, аллегорию.
Сказки Салтыкова-Щедрина до сих пор не теряют своей актуальности. И сейчас в них можно узнать героев современного общества, так как темы, затронутые сатириком, вечны.

Используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

Обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков- Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы всего его творчества. В них подводился итог деятельности писателя.

Героями Сказок Щедрина являются:

1) эксплуататоры-крепостники ( Дикий помещик );

3) трусливые, продажные либералы ( Либерал );

5) жестокие и тупые самодержцы ( Богатырь , Орёл-меценат );

6) русский народ.

Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса, власть имущих и на важнейшую проблему эпохи - проблему судьбы русского народа.

Достоевский поднимает важные социальные проблемы своего времени(рост пьянства и проституции, мир бедных людей, нищих). Но социальные мотивы – внешний план. Можно точно определить место (Петербург, Столярный переулок) и время (июль 1865) действия. Художественный мир Достоевского кажется предельно достоверным, создается некая иллюзия. Романы Достоевского не только отражают, но и опережают действительность.

Его романы – испытание идей, испытание человечности. В романе поднимаются проблемы о свободе личности (право на преступление).

Герои Достоевского – герои-идеологи. Главное – идея. Философские, вечные проблемы решаются героем как глубоко личные. Идеи взаимодействуют в романе.

Смысл романа не в самой идее, а в Раскольникове, поглощенном, пораженном, подавленном этой идеей. Сами по себе философские рассуждения героев – это характеристика их, а не воплощение смысла романа.

Две сюжетные линии (история семьи Мармеладовых и судьба Дуни и Пульхерии Александровны), объединенные образом Раскольникова. Он является композиционным центром романа, на нем замыкаются все остальные сюжетные линии, все события и герои романа. Он также духовный и идейный центр романа.

Достоевский создал новый реализм, на более высокой стадии.

Война и мир.

Хронологические рамки: 1805 – 1814 гг.

Жанр: исторический роман-эпопея. Толстой опирается на отечественную и западноевропейскую традиции исторического романа.

В романе-эпопее действуют примерно 569 героев. Развитие сюжета идет в нескольких сюжетных ответвлениях, но есть стержневой исторический сюжет. Здесь 3 главные исторические линии: 1)1805 г. – завязка; 2)война 1812 г. – кульминация; 3) события, связанные с изгнанием Наполеона – развязка исторического сюжета. События подчиняют себе частную жизнь героев.

Главные герои: Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Илья Андреевич Ростов и т.д.

Анна Каренина

Это роман 70-х гг. (1873 – 1877). Задумал новый исторический роман из эпохи Петра. Начал собирать материал, но неожиданно начал писать роман о современности. Замысел изменился. Несколько редакций: 1)героиня – преступница, которая погубила двух хороших людей. 2)появляется новый герой – Константин Левин. От первоначального замысла узко семейного романа Толстой перешел к огромному эпическому повествованию о жизни современного ему пореформенного общества.

Тема народа – через духовные и нравственные искания Константина Левина поднимаются и социальные, и психологические, и эстетические проблемы.

Вронский – неоднозначный герой. Это средний человек, подчиненный своеобразному кодексу чести. Полюбив Анну, он оставляет службу, во многом перерождается, изменяется. В нем любовь борется с честолюбием, не может посвятить всего себя любви. Не может найти себе занятия и не может посвятить свою жизнь Анне. Свет влияет на Анну не через подруг, а через Вронского. Он отстраняется от нее, у Анны появляется чувство вины по отношению к Вронскому (погубила его карьеру).

Его любовь стала единственным смыслом жизни Анны, но ей кажется, что любви нет. Выход – смерть. Субъективно самоубийство для Анны не наказание, а благо, это наказание для Вронского и других. Перед лицом смерти люди становятся иными, она при помощи смерти хотела изменить отношение к себе. Возникает мотив смерти. Хочет наказать его, чтобы раскаялся, страдал. Мотив очищения Вронскому и обществу, которое подталкивает Анну к гибели.

Анна погибает, так как не может найти в своей душе оправдания. Она виновата перед собственной совестью, она себя судит, а мы не вправе судить. Объективно Анна не настолько виновата, чтобы платить за это смертью. Но Толстой делает акцент на осознании вины самой героиней. Она не нашла другого способа, это единственное для нее решение проблемы.

Константин Левин. Другой исход, итогом это назвать нельзя, так как герои Толстого никогда не останавливаются в развитии. Это герой автобиографический, очень близкий автору. В начале – человек, который хотел жить обособленно, честно, жить в счастье, труде. Но мечты о личном счастье не сбываются. Любимая отказала, так как он недостоин, несовершенен. Надо работать над собой. Занимается хозяйством, пишет книгу о том, как должна развиваться деревня. Все его начинания не вызывают энтузиазма, отклика у крестьян. У них противоположные интересы, Левин думает, как их примирить. Решил разделить имение, крестьяне не верят, думают, что это новый способ их ограбить. Это больно ранит Левина. Его начинания заканчиваются ничем. Он завидует цельному народному миру. Символическая сцена - сцена сенокоса. Думает, не жениться ли ему на крестьянке. Сцена символически воплощается в пейзаже: небо – перламутровая раковина. Видит карету, в которой едет Кити. Понял, что все мечты о женитьбе на крестьянке – вздор. Он любит Кити, и никто не нужен. Смотрит на небо – никакой раковины нет. Небо ответило ему на вопрос – это красиво, но утопично. После женитьбы на Кити (единственная счастливая семья) приходит мысль о самоубийстве. Не понимает, зачем живет, в чем смысл. Вера, которую обретает Левин – вера в бога, религиозная вера. В идее бога человек всегда выражал причину существующего, нравственный идеал, оправдание воздаяния. Религия – вера в совершенство человека, бога; отношение человека к бесконечному миру. Бог есть любовь к миру, людям, жизни. К этой вере Толстой приводит своего героя – к вере в бога.

Типизация предопределяет активное отношение писателя к действительности. Воспроизводя жизненные явления, показывая их сущность и типичность, художник тем самым выражает свое отношение к изображаемому. Писатель не может быть безразличным к создаваемым им типам. Степень его сочувствия или негодования определяется тем, какое влияние на общество оказывают изображаемые типы. "Мне кажется, - писал Щедрин, - явление это объясняется тем, что в этом случае и сочувствие и негодование устремляются не столько на самые типы, сколько на то или иное воздействие их на общество"

Салтыков отрицал такое понимание типизации, как поглощение всех черт характера какой-либо одной чертой. Он указывал, что пренебрежение к индивидуальному своеобразию типа ведет к примитивизму, обедняет художественное произведение: "Человек есть организм сложный, потому и внутренний его мир до крайности разнообразен; следовательно, тот писатель, который населит этот мир признаками совершенно однообразными, который исчерпает его одной или немногими нотами, - тот писатель, говорим мы, быть может, нарисует картину очень резкую и даже в известном смысле рельефную, но вместе с тем, наверное, и безобразную"

Вечная жизненность образов, созданных русской классической литературой, заключается не только в охвате ими типичных примет действительности, но и в высокохудожественной индивидуализации каждого из них. Утверждая типизацию образов, Салтыков-Щедрин в то же время отстаивал принцип индивидуализации изображаемых характеров: "Конечно, если взирать с высот глуповских на всех этих Антипок и Прошек, которые там, внизу, копошатся, то кажется, что они составляют безразличную массу и что, в смысле общеглуповских интересов, все равно, кого ни вырвать из этой массы: Антипку или Прошку. Но это не так. Микроскопические наблюдения доказывают нам до очевидности, что каждый из этих Антипок имеет свое собственное очертание. Затем психологические наблюдения доказывают еще больше: они доказывают, что каждый Антипка имеет не только свое собственное очертание, но и свою собственную нравственную физиономию. "

Создание типического характера требует от художника внимательного и глубокого изучения действительности, вдумчивого отбора качеств и признаков, свойственных создаваемому образу. Задача писателя-реалиста, с точки зрения Щедрина, заключается в том, чтобы, не перегружая художественного произведения деталями, которые совсем не гарантируют от односторонности и не обогащают нас в познании и понимании сути явления, показать действительность во всем многообразии ее связей и переплетений, вскрыть в образе тенденцию развития так, чтобы из нее органически вырастали не случайные, а действительно необходимые признаки явления.

Искусственное нанизывание мелочей и ненужных подробностей, смешение существенных и второстепенных фактов совершенно несовместимо с реализмом. Подробности и детали должны занимать в произведении художника строго ограниченное и определенное место, соответствующее своему значению. "В общем ходе человеческого развития подробности занимают лишь второстепенное место; они играют роль эпизодов, не имеющих существенного влияния на канву и процесс движения"

Специфика сатиры накладывает отпечаток и на типизацию. Сатира бичует все отрицательное, вредное. Ее особенность заключается в том, что это отрицательное изображается крупным планом, показывается его комизм.

Задачу преувеличения Щедрин видел в выявлении истинной сущности человека, в обнажении мотивов его речей и поступков. Изображая людей, их типические черты и свойства характера, писатель может представить, как поступили бы эти люди в различных обстоятельствах.

Для того чтобы правильно понимать преувеличение, нужно уметь различать в изображаемом явлении его сущность от видимости. Тот, кто отрицает право сатиры на преувеличение, "ставит на первый план форму рассказа, а не сущность его, что он называет преувеличением то, что, в сущности, есть только иносказание, что, наконец, гоняясь за действительностью обыденною, осязаемою, он теряет из вида другую, столь же реальную действительность, которая, хотя и редко выбивается наружу, но имеет не меньше прав на признание, как и самая грубая, бьющая в глаза конкретность"

Писатель не может ограничиваться изображением лишь тех действий, которые человек совершает в обычных обстоятельствах. Создавая художественный тип, писатель должен "коснуться всех готовностей" (8, 190) персонажа, то есть выявить те задатки, которые кроются в человеке, и определить его склонности к тем делам, от которых он в силу определенных условий отказывается в обыденной жизни.

Если предоставить человеку полную свободу действий и изложения мыслей, снять с него стеснения и ограничения, налагаемые жизненными условностями, то перед нами предстанет совершенно другой человек, в нем выявятся те свойства и черты, которые ранее оставались незамеченными, но которые составляют главную его сущность. "Но это будет не преувеличение и не искажение действительности, а только разоблачение той, другой, действительности, которая любит прятаться за обыденным фактом и доступна лишь очень и очень пристальному наблюдению. Без этого разоблачения невозможно воспроизведение всего человека, невозможен правдивый суд над ним"

Недальновидный читатель мог сказать, что ему нет никакого дела до того, что определенный субъект воздерживается от каких-то поступков, его вполне удовлетворяет то, что это лицо не совершает их. Салтыков-Щедрин предупреждал об опасности подобного легкомыслия. "Но берегитесь! - писал сатирик, - сегодня он действительно воздерживается, но завтра обстоятельства поблагоприятствуют ему, и он непременно совершит все, что когда-нибудь лелеяла тайная его мысль, и совершит тем с большею беспощадностью, чем больший гнет сдавливал это думанное и лелеянное"

М. Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки.
Почти все произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество не справедливое отношение господ к рабам покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества.
Ярким и доступным для читателя примером безнравственности общества в творчестве Салтыкова-щедрина

являются сказки, казалось, такой литературный жанр как сказки предназначен для детского понимания добра и зла. Но сказки Салтыкова-Щедрина проникнуты иронией, в них заключена проблема русского общества, которую автор хочет разрешить на простом примере, высмеивая в отдельных моментах поступки своих героев.
В романе “История одного города” Щедрин отражает наиболее ужасные стороны жизни русского общества. В своем произведении писатель не напрямую рассказывает о проблемной ситуации в нашей стране. Не смотря на название за образом народа города Глупова, где проходит жизнь главных героев,

скрывается целая страна, а именно Россия.
Таким образом, Салтыков-Щедрин открывает новые приемы и способы сатирического изображения в литературе.
Сатира-вид пафоса, основанный на комическом сюжете. В романе “История одного города” показано резкое отрицательное отношение автора в сложившейся ситуации в обществе, выражающееся в злой насмешке. “История одного города” – сатирическое произведение, где основным художественным средством в изображении истории одного города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск-прием соединения фантастического и реального, создающий комические ситуации. С помощью использования гротеска с одной стороны Салтыков-Щедрин показывает читателю повседневную жизнь каждого человека, а с другой слепую нелепую фантастическую ситуацию главными героями которой являются обыватели города Глупова. Однако роман “История одного города” – реалистическое произведение, Салтыков-Щедрин использовал гротеск, чтобы показать уродливую реальность современной жизни.

В описании градоначальников автор также использовал гротеск. Например, давая характеристику одному из градоначальников-Органчику, автор показывает качества не свойственные для человека. Органчик имел в голове механизм и знал только два слова – “не потерплю” и “разорю”.
При чтении произведения Салтыкова-Щедрина “История одного города” в отличие от других сатирических произведений, читатель сам должен понимать, какая же реальность скрывается за полуфантастическим миром, который показан в романе. Использование писателем в своих произведениях такой прием сатирического изображения как “Эзопов язык” подтверждает то, что за тайной, которую хочет скрыть автор, утаивает его подлинные мысли. Практически полностью на иносказании построен роман Салтыкова-Щедрина “История одного города”.

Например, под городом Глуповом скрывается изображение всей России. Тогда, следовательно, напрашивается вопрос: “Кто такие глуповцы?” – обыватели губернского города Глупова. Нет.

Как ни тяжело признавать, но глуповцы это россияне.
В произведении “История одного города” кроме указанных иносказаний есть более конкретные свидетельства: Беневоленский-Сперанский. Угрюм-Бурчеев-Аракчеев, в образе Негодяева таится образ Павла I. Итак “Эзопов язык” помогает понять глубокий образ действительности, а значит, лучше понять саму жизнь.
В произведении “История одного города” при описании градоначальников, да и на протяжении всего романа в целом автором показано преувеличение тех или иных свойств. Это называется еще одним способом для изображения сатиры гиперболой.
То, что один из градоначальников оказался с фаршированной головой, это является преувеличением автора. Писатель использует в романе гиперболу для придания эмоционального настроя читателю.
Обличающий пороки и показывающий нелепость реальной жизни. Салтыков-Щедрин передает читателю особую “злую иронию” по отношению к своим героям. Всю свою творческую деятельность писатель посвятил борьбе с недостатками и пороками России.

Читайте также: