Сообщение на тему суффиксальный способ образования
Обновлено: 03.07.2024
Суффиксальный способ словообразования — что означает
Суффиксальный способ словообразования – образование новых слов за счет присоединения суффиксов к производящей основе.
Деривация (или словообразование) представляет собой процесс появления новых слов от основы с таким же корнем. На конечном этапе дериват и слово-основа состоят в формально-семантическом соотношении, независимо от того, какими частями речи они являются.
Учитель – учительский, врач – врачебный, отдых – отдыхающий.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Особенности применения с примерами
Суффиксальное словообразование предполагает добавление к основе суффикса: рыба – рыбка, дом – домик, желтый – желтоватый.
В результате этого от слова со строгим значением может образоваться та же часть речи, но уменьшительно-ласкательного смысла: роза – розочка, коса – косичка. При этом часть речи остается той же.
Рассматриваемый способ предполагает также образование с помощью добавления соответствующего суффикса глагола, прилагательного, наречия. Тогда значение первичной основы может сохраниться либо измениться, к ней может присоединиться либо один суффикс, либо суффикс и префикс.
Суффиксы, которые участвуют в словообразовании, могут также полноценно участвовать в придании новому слову определенного значения. Так, выделяют следующие группы суффиксов:
- Формирующие название частей либо целого предмета. К ним относят: -льник, -щик, -тор, -ник, -янт и др. Примерами являются: заправщик, куратор, спекулянт, холодильник и т.п.
- Определяющие пол предмета – имени существительного. Например для слов мужского рода употребляются суффиксы: -тель, -ик, -ер, -ец, -як, -ач, -льщик. Примеры производных слов: водопроводчик, водитель, кондитер, молодец, коровяк, скрипач, крепильщик. Для слов женского рода употребляются: -к, -ниц, -ш и др. С их помощью получаются слова: грузинка, воспитательница, капитанша.
- Придающие слову абстрактное значение: -ость, -ни, -и, -изм, -аж и т.п. Например: оперативность, магнетизм, конъюнктура.
- Позволяющие сформулировать субъективную оценку: -к, -ик, -очк, -ушк, -еньк и т.п. Например: стенка, столик, корочка, пирушка, тетенька и т.п.
- Определяющие принадлежность чего-либо чему-то либо кому-то. Пример: -ев, -ин, -ов и т.п. Получаются следующие слова суффиксального образования: бойцов (подвиг), мамин, попугаев (язык).
- Употребляемые для указания на похожесть, склонность к какому-либо признаку: -ист, -лив и т.п. Например, холмистый, терпеливый.
Существуют и другие возможности изменения значения первичного слова с помощью присоединения к нему суффикса. При этом именно от варианта суффикса зависит новое, получаемое значение.
Метод словообразования с помощью суффикса представлен практически во всех частях речи. При этом корень первичного слова-основы сохраняется, а значение может кардинально отличаться.
Образование имен существительных
Образование имен существительных может происходить при присоединении суффиксов:
- -ество (качественный – качество, излишний – излишество, монашеский – монашество);
- -о (красивый – красиво, отменный – отменно, скоропалительный – скоропалительно);
- -ость (гадкий – гадость, радостный – радость, данный – данность);
- -ени, -ий (ответвить – ответвление, явиться – явление, уметь – умение);
- -ие (углубить – углубление, желать – желание, обучить – обучение, создать – создание).
При этом имена существительные могут образовываться от глаголов, прилагательных, наречий независимо от таких характеристик, как число, род, спряжение.
Образование прилагательных
Суффиксальный способ применяется и для образования прилагательных.
При этом в качестве основы могут служить разные части речи. Для этого используются следующие суффиксы:
- -оньк, -еньк (легко – легонький, весело – веселенький);
- -енн (весна – весенний);
- -ущ, -ющ (злой-злющий);
- -оват, -еват (зеленый – зеленоватый, мрачный – мрачноватый).
В указанных случаях образование прилагательного произошло от прилагательного, с помощью применения специального суффикса.
Это не единственный способ. Имя прилагательное может образовываться от существительного, например, с помощью:
- -н, -ан, -ин (утро – утренний, весна – весенний);
- -ист (золото – золотистый);
- -ов (дед – дедов);
- -ск (детство – детский);
- -чат (внук – внучатый);
- -лив (суета – суетливый);
- -ий, -ый (скала – скалистый).
Нередко прилагательные образуются от основы – глагола. В таком случае на помощь приходят суффиксы:
- -н (жарить – жареный);
- -чив (разговаривать – разговорчивый);
- -лив (говорить – говорлив);
- -ист (отрывать – отрывистый);
- -к, -л (стыдиться – стыдливый).
Еще одним способом образования прилагательного с помощью суффикса является использование в качестве основы наречия и числительного. Тогда используются:
-н, -енн (рано – ранний, внутри – внутренний, наружно – наружный).
Суффиксальный способ образования глаголов
Используя в качестве основы существительные и прилагательные, с помощью определенных суффиксов можно образовать глаголы. Кроме этого, в качестве основы могут служить местоимения, числительные, междометия.
Примеры таких суффиксов:
- -нича, -ича (умный –умничать, лодырь – лодырничать);
- -ова, -ева (совет – советовать, дебют – дебютировать);
- -ствова (содействие – содействовать);
- -ирова (изоляция – изолировать);
- -изирова (идеал – идеализировать).
Часть в качестве глаголообразующего суффикса используется –и. Например: сор – сорить, белый – белить.
В аналогичных случаях применяется –е. Например: старый – стареть, слабость – слабеть.
Немного реже применяется –ну. Например: слепой – слепнуть, крик – крикнуть.
Особым образом для образования глагола с помощью суффикса используются междометия. К ним добавляются –а, -я (охать, ойкать) и –ка (аукать). Можно использовать –ну. Например: ойкнуть, пикнуть, мяукнуть.
Суффиксальный способ образования наречий
Суффиксальный способ словообразования применим и в случае с наречиями. Основой могут быть:
ГОСТ
Суффиксальный способ словообразование – это образование новых слов от однокоренных при помощи добавления суффиксов.
Общее понятие о словообразовании
Более распространённым в международной лингвистике названием словообразования является морфологическая деривация.
Словообразование в самом общем виде представляет собой образование от однокоренных новых слов (дериватов).
Словообразование может быть осуществлено несколькими способами:
- морфологический способ - способ образования новых слов через присоединение аффиксов к корню или основе слова (он включает присоединение или сокращение приставок и суффиксов, а также словосложение и аббревиацию);
- •морфолого-синтаксический способ – способ образования новых слов через переход слова из одной части речи в другую (например, рабочий человек – молодой рабочий);
- лексико-семантический способ – способ образования новых слов через приобретения ими иных значений (например, долг [задолженность] – долг [обязанность]);
- лексико-синтаксический способ – способ образования новых слов путем сращения словосочетания (например, с ума сшедший – сумасшедший).
Таким образом, говоря о суффиксальном способе словообразования, мы подразумеваем участие в этом процессе суффикса.
Суффикс как словообразовательная морфема
Суффикс – это морфема, которая, как правило, располагается после корня.
Готовые работы на аналогичную тему
В контексте темы настоящей статьи необходимо провести разграничение между формообразующими и словообразующими суффиксами.
Формообразующие суффиксы участвуют в создании новых форм слова, то есть они придают слову другое грамматическое значение при сохранении его общего лексического значения. В этом случае не образуются новых слов, они по сути остаются одними и теми же лексическими единицами языка.
Например, посредством добавления суффиксов образуются формы сравнительной степени прилагательного (вкусный – вкуснЕЕ), формы прошедшего времени глагола (делать – делаЛ), формы множественного числа существительного (время — времЕНа).
Словообразующие суффиксы принимают участие в образовании слов, которые представляют собой новые лексемы. Они прибавляются к уже существующим словам, причём это прибавление способствует образованию слова части речи, отличной от исходного.
В качестве таких примеров можно привести следующие пары слов:
- камень (существительное) → каменНый (прилагательный);
- красный (прилагательное) → краснЕть (глагол);
- крутой (прилагательное) → крутО (наречие);
- гав (междометие) → гавКАть (глагол).
Особенности суффиксального способа словообразования различных частей речи
В зависимости от того, слово какой части речи выступает в качестве исходного и слово какой части речи должно в итоге образоваться, различаются суффиксы, которые используются для словообразования.
Словообразование существительных заключается в трансформации мужского рода в женский. Для этого используют суффиксы -к-, -иц-, -ниц-. Например, волейболист → волебойлистКа; учитель → учительНИЦа.
Чтобы образовать от существительных и глаголов названия лиц, используют суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- (барабан → барабанЩИК, кормить → кормилЕЦ).
А наименования предметов и приспособлений образуются с помощью суффикса -ник-/-ниц- (сахар → сахарНИЦа).
Если присоединить к основе прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин-, то будут образованы названия качеств и отвлеченных признаков предметов (добрый → добрОТа, смелый → смелОСТЬ).
Как правило, от присоединения к глаголам суффикса –к- создают существительные, которые обозначают предмет, процесс действия или его результат (попытаться → попытКа). Зачастую исходный глагол имеет в своём составе приставку, однако конечное существительное является результатом суффиксального способа словообразования (красить → ПОкрасить → покрасКа).
Кроме того, от глаголов при помощи суффиксов -ни-/ени- образовано большое число отвлеченных существительных (восстановить → восстановлЕНИе).
Суффиксы активно используются при образовании прилагательных. Особенно это относится к прилагательным, образованным от существительных с помощью суффикса -н- (осень → осенНий). Также в данном случае применяют такие суффиксы, как -онн-/енн-, -ин-, -ан-/ян-, -ск-, -ив-/ев-, -ист-, -ат-, -аст-, -лив- (лебедь → лебедИНый, серебро → серебрИСТый).
Также прилагательные часто образуются от глаголов. Это достигается благодаря суффиксам –н-, -ен-, -енн-, -л- (жарить → жарЕНый, зреть → зреЛый).
Образование глаголов происходит только с помощью суффиксов, основными из которых являются –е-, -и-, -о-, -а- (богатый → богатЕть, завтрак → завтракАть).
Также глаголы образуются от существительных через суффиксы -ова-/-ева- (танец → танцЕВАть).
Суффиксы –а-, -я- участвуют в образовании глаголов несовершенного вида, которые являются парными бесприставочным глаголам совершенного вида (бросить → бросАть).
Если речь идёт о приставочных глаголах, то используют суффиксы –ива-, -ыва- (рассказать → рассказЫВАть).
Несколько глаголов суффиксальным способом (суффиксы –а-, -ка-) образованы от междометий и звукоподражательных слов (хи-хи → хихиКАть).
Ещё одной частью речи, которая образуется при помощи суффиксов, является наречие.
От прилагательных, которые имеют суффикс –ск-, наречия образуются через суффикс –и- (дружеский → дружескИ). Во всех остальных случаях применяют суффиксы –о- и –е- (близкий → близкО).
При помощи архаичного суффикса –жды наречия образуются от количественных числительных (два → дваЖДЫ).
Таким образом, суффиксальный способ словообразования активно применяется в русском языке, располагая при этом разветвленным списком используемых суффиксов.
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука' (пшеничная) - му'ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает строение словарных единиц и способы их образования. В русском языке существуют различные способы словообразования, которые показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Каждый способ словообразования – это функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций. Это сложение, переход от одной части речи в другую и т.д.
Морфологический способ образования слов
В современном русском языке есть основные способы словообразования. Первый, о котором мы поговорим – это морфологический (слова образуются при помощи присоединения морфем к производящей основе или слову).
Данный способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: приставками (префиксами), суффиксами, постфиксами, интерфиксами и окончаниями.
Выделяют следующие морфологические способы словообразования в русском языке:
- Приставочный (префиксальный). Новое слово образуется путем добавления приставки к основе.
- Суффиксальный. К производящей основе добавляется словообразующий суффикс.
- Приставочно-суффиксальный. Данный способ словообразования предполагает одновременное присоединение приставки и суффикса.
- Нулевая суффиксация. Новое слово образуется с помощью добавления нулевого суффикса.
- Постфиксация. К целому слову добавляется постфикс.
- Приставочно-постфиксальный. Слово образуется путем добавления приставки и постфикса.
- Суффиксально-постфиксальный. Это разновидность суффиксального способа, которая предполагает добавление суффикса и постфикса.
- Сложение. Данный способ словообразования предполагает образование слова с помощью соединения двух или более основ (или слов).
- Сращение. В этом случае словосочетание превращается в одно слово без изменений (характерен для словосочетаний типа: наречие + прилагательное).
- Аббревиация. Способ, который предполагает сложение усеченных отрезков (или усеченных отрезков и целых слов исходного словосочетания).
- Усечение. Новые лексемы образуются путем сокращения полного слова, а также усечения производящей основы.
Для того, чтобы было более понятен принцип образования слов в каждом конкретном случае, приведем примеры для каждого способа словообразования.
Приставочный: бежать – добежать; прочный – сверхпрочный; заголовок – подзаголовок; брать – отобрать и т.д.
Суффиксальный: земля – земляк; пахать – пахота; теплый – теплота; комфорт – комфортабельный; белый – белизна.
Приставочно-суффиксальный: локоть – подлокотник; мышца – внутримышечный; стенка – застенок; гора – пригорок.
Нулевая суффиксация: тихий – тишь; бегать – бег; отдыхать – отдых; зеленый – зелень.
Постфиксация: кто – кто-нибудь; какой – какой-нибудь; что – что-то.
Приставочно-постфиксальный: мечтать – размечтаться; плакать – расплакаться; есть – наесться.
Суффиксально-постфиксальный: пост – поститься; гордый – гордиться; ветвь – ветвиться.
Сложение предполагает разные варианты словообразования. Есть чистое сложение:
- защита рыб – рыбозащита;
- светлый розовый – светло-розовый;
- официальный и деловой – официально-деловой;
- хранилище овощей – овощехранилище.
Существует сложение с суффиксацией – это способ, который предполагает использование словообразовательных средств, которые применяются при сложении и при суффиксации:
- голова и ломать – головоломка;
- орден и носить – орденоносец;
- железная дорога – железнодорожный;
- два метра – двухметровый.
Сращение: высоко оплачиваемый – высокооплачиваемый; мало соленый – малосоленый; быстро растворимый – быстрорастворимый; ума лишенный – умалишенный.
Аббревиация: заработная плата – зарплата: центральный спортивный клуб армии – ЦСКА; запись актов гражданского состояния – ЗАГС; военный комиссариат – военкомат.
Усечение: заместитель – зам; килограмм – кило; метрополитен – метро; специалист – спец.
Читайте также: