Сообщение на тему доврачебная помощь в аптеке этика законы ответственность

Обновлено: 05.07.2024

В стандартах обслуживания крупных аптечных сетей прописаны алгоритмы на разные случаи жизни - в том числе и как действовать в подобной ситуации. Чаще всего этот алгоритм предполагает не только продажу нужного препарата, но и допродажу СТМ-продукта - например, для улучшения работы сердечно-сосудистой системы. В аптеках без работающих стандартов первостольник зачастую не знает, как правильно поступить в ситуациях, когда посетителю нужна медикаментозная помощь. Разберемся, что говорит по этому поводу закон.

Никаких лекарств

  1. отсутствие сознания;
  2. остановка дыхания и кровообращения;
  3. наружные кровотечения;
  4. инородные тела верхних дыхательных путей;
  5. травмы различных областей тела;
  6. ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;
  7. обморожение и другие эффекты воздействия низких температур;
  8. отравления.

Еще одно письмо Минздрава (от 05.10.2018 №14–3/2095930 ) подтверждает, что применение лекарственных средств для оказания первой помощи противоречит закону N 323-ФЗ, приказу Минздрава России N477н и приказу Минздрава России N169н (о требованиях к комплектации аптечек).

Однако ситуации бывают разными. “Если у человека, например, гипертонический криз, мы, конечно, вызываем скорую. Но она и 40 минут может ехать, а у него давление 200, и он уже сознание теряет. Понятное дело, даем “Каптоприл” под язык, чтобы человек дожил до приезда скорой помощи” , - поделилась с нами еще одна работница аптеки. Что бы ни говорил закон, сложно представить себе бездействующего фармспециалиста в такой ситуации.

Нужно отметить, что Минздрав в своем письме не запрещает применение необходимых лекарственных средств, назначенных пострадавшему врачом для личного пользования. А значит, фармспециалисту необходимо уточнить у посетителя, какой у него диагноз и какие препараты назначены ему врачом, предложить приобрести их и сразу же принять.

Риск обоснован не всегда

Строгая позиция Минздрава в отношении лекарственных препаратов связана с тем, что их прием при оказании первой помощи всегда связан с риском серьезных нежелательных реакций, вплоть до летального исхода. Возмещать причиненный вред придется тому, кто оказывал помощь — в нашем случае, работнику аптеки, о чем говорится в письме Минздрава №14–3/3055979–13422 . Другими словами, человек, которому вы оказали помощь, при неблагоприятном исходе может подать на вас в суд, и выиграть его на вполне законных основаниях.

Очевидно, что риск нежелательных реакций (например, аллергии) гораздо выше в случае с пациентом, который никогда не жаловался на сердце и не наблюдался у врача - но вдруг попросил “Корвалол”, потому что закололо сердце. Совсем другая история, если это хронический больной, регулярно принимающий назначенные лекарства, но просто забывший их дома. Каждая ситуация индивидуальна, и в каждой фармспециалисту приходится принимать сложное решение, оценивая риски и свою ответственность.

Важно четко понимать, что применение лекарственных препаратов при оказании помощи противоречит нормативно-правовой базе и может нанести серьезный вред здоровью пострадавшего. Если посетителю очевидно плохо, лучший вариант действий - немедленно вызвать скорую помощь, убедив человека дождаться ее в аптеке, под присмотром ее сотрудников. Если же вопрос идет в прямом смысле о жизни и смерти, и фармспециалист понимает, что помочь может только он, важно успеть оценить все риски и лишь затем принимать решение - дать или не дать пациенту препарат.

А как часто вам приходилось делать подобный выбор? Поделитесь в комментариях своими историями

Такая функция аптечных организаций, как обязанность по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях, сегодня является источником определенных споров и проблем. Практика показывает, что далеко не все работники аптечных организаций помнят о том, что эта обязанность является не только одним из элементов отраслевого стандарта, но и профессиональным требованием к званию фармацевта и провизора.

Проверка на человечность

На этот счет сразу же хочется заметить, что нигде и никогда ни в российском, ни в советском законодательстве обязанность по оказанию первой помощи не подразделялась в зависимости от организационно-правовой формы организации или учреждения здравоохранения. Поэтому сама мысль о том, что данное требование распространяется только на некие государственные или дежурные аптеки, в корне не верна и противоправна. И все, о чем будет говориться в этой статье далее, относится к любой аптеке, вне зависимости от ее размера, подчинения и местоположения.

Конечно, существует и рыночный, и правовой аспект этой функции российских аптек, однако главным, на мой взгляд (и я надеюсь, что и на взгляд любого нормального человека), является то, что если человек обращается к нам за помощью в тот момент, когда он находится в тяжелом или критическом состоянии, то обязанность помочь ему это обязанность не только фармацевта, провизора или врача, это долг каждого человека.

С такой ситуацией сталкивается каждый работник аптеки. Но каждый ли провизор и фармацевт четко знает, как действовать?

Догоспитальная или домедицинская помощь– это действия, направленные на сохранения жизни человека при неотложном состоянии, осуществляемые, в том числе лицами без медицинского образования, но обученными необходимым навыкам. Так она определена в Основах законодательства о здравоохранении. Цель тоже понятна – сохранение жизни и минимизация возможных негативных последствий для здоровья человека.

Доврачебная помощь – это, во-первых, фармацевтическая опека, которая, как известно, подразумевает взаимодействие провизора/фармацевта с пациентом до того, как он обратится к врачу и/или взаимодействие провизора/фармацевта и врача в процессе лечения конкретного пациента. Последнее, к счастью, перестало быть редкостью, и специалисты отмечают позитивные результаты своей работы, когда такая коммуникация осуществляется на практике.

Но что делать, если человеку стало плохо просто на глазах провизора, в торговом зале? Это не так часто происходит, как можно было бы предположить, беря во внимание тот факт, что посетители аптек – это, в основном, люди нездоровые. С другой стороны, как отмечают сами аптекари, наши люди и лечиться привыкли в аптеке, и, когда чувствуют, что состояние здоровья ухудшается, тоже идут в ближайшую аптеку.

Первая помощь в аптеке: что думают практики?

– Торговый зал аптечного учреждения не предусматривает проведение медицинских манипуляций, поэтому в некоторых случаях фармацевт просто не может сделать ничего, кроме как вызвать скорую помощь и поддержать пострадавшего до приезда врачей. Аптека – место отпуска лекарств, а не их применения. Провизор или фармацевт может дать квалифицированную консультацию о том или ином препарате, взаимодействии разных лекарств или их компонентов, побочных действиях и оптимальных – наиболее рациональных, а не индивидуальных (!) – режимах приема и дозировках. Но назначать и непосредственно применять их для людей – задача врача, а не специалиста фармации. В аптеке нельзя делать инъекции, проводить тестирование на инфекционные заболевания и прочее, поскольку это может представлять опасность для самих посетителей аптеки. Даже несмотря на то, что участники нашей Ассоциации постоянно стараются повышать качество и разнообразие своих услуг и расширять рамки фармацевтической опеки, стремясь соответствовать лучшим мировым стандартам фармацевтической практики GPP, – подчеркивает директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины, профессор, доктор фармацевтических наук Владимир Руденко, – существуют определенные требования к помещениям, где проводятся медицинские манипуляции. Они продиктованы, прежде всего, заботой о безопасности самого пациента.

Но, что касается первой помощи, то в случае, когда состояние посетителя аптеки резко и внезапно ухудшилось, аптекарь, конечно не может игнорировать этот факт. Главная его задача – сделать все возможное, чтобы пациенту до приезда кареты скорой помощи, которую нужно вызвать незамедлительно, не стало еще хуже. Что конкретно можно предпринять, фармацевты хорошо знают еще со студенческой скамьи. Но экстренная ситуация – это всегда стресс, растеряться может и работник аптеки. Поэтому, помимо Протоколов для провизоров, в большинстве аптек есть еще и подробные инструкции о том, как действовать в различных внештатных ситуациях. Работа фармацевта – это постоянное обучение, поэтому, по возможности, владельцы и управляющие сетей организовывают и проводят для работников тренинги как силами самих сотрудников, так и при участии коучей, мобильных врачебных бригад (а такие есть и в Одессе, и в Киеве, да и в других городах – если захотеть, такие всегда можно найти), – уверен профессор Руденко.

Обязывает ли закон аптекаря оказывать первую помощь?

– На этот счет статья 12 Закона об экстренной медицинской помощи прямо относит фармацевтических работников к лицам, обязанным предоставлять домедицинскую помощь людям в неотложных состояниях, – напоминаетНаталия Петривская, юрист фармацевтического права. – Точно так же, как и спасатели аварийно-спасательных служб, работники государственной пожарной охраны, органов и подразделений полиции, фармацевты (это входит в их служебные обязанности) должны владеть практическими навыками оказания домедицинской помощи. Но если для полицейского – это служебная обязанность, то для фармацевта, как для специалиста здравоохранения, это еще и профессиональная обязанность.

Соответствующими документами регламентируется Порядок подготовки, повышения квалификации для лиц, которые обязаны предоставлять домедицинскую помощь, он утверждается специальным постановлением КМУ.

Проводится подготовка и повышение квалификации на базе высших медицинских и фармацевтических учебных заведений I-IV уровня аккредитации независимо от формы собственности и подчинения, учебно-тренировочных отделов центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, учебно-тренировочных отделов Общества Красного Креста, других учебно-тренировочных подразделений, по программам, утвержденным Министерством здравоохранения и МОН.

Кроме того, в каждом аптечном учреждении должна быть аптечка для оказания домедицинской помощи. Её комплектация не регламентирована нормативными актами, но существует ряд требований к тому, где именно она должна находиться – в специальном шкафу, беспрепятственный доступ к которому должны иметь все работники аптеки. Они также должны быть поставлены в известность о том, что входит в ее комплектацию, чтобы аптечку не приходилось лишний раз открывать.

К чему же нужно быть готовым фармацевту?

Чаще всего, конечно, резкое ухудшение самочувствия происходит у людей пожилого возраста: из-за духоты, физической усталости (иногда дойти до аптеки для немолодого человека – уже серьёзная нагрузка) или скачков давления.

Кроме того, даже у молодого человека может случиться приступ астмы, стенокардии или эпилептический припадок. Реже, но бывает, что в помощи нуждается беременная женщина. Что делать? Вызывать ли скорую в каждом, из перечисленных случаев? Особенно сейчас, в условиях пандемии, этот вопрос очень важен. Ведь, с одной стороны, состояние может оказаться не настолько серьезным и простых похлопываний по щекам или нашатырного спирта будет достаточно. Но, с другой стороны, бывают ситуации, когда быстрая реакция и вовремя оказанная помощь (при развитии инфаркта или инсульта, к примеру) – для человека вопрос жизни или смерти.

Не нужно также совать нитроглицерин под язык человеку с сердечным приступом. Это довольно мощный препарат, способный резко снизить давление, чего нельзя допустить, если боль в сердце, на которую жалуется человек, не является следствием ишемии сосудов сердца при ИБС (ишемической болезни сердца). А если плохо стало беременной женщине, то следует немедленно вызывать бригаду скорой помощи, ведь речь идет о, как минимум, сразу двух жизнях. Кроме того, состояние беременной женщины может ухудшаться стремительно.

Многие сотрудники аптек задаются вопросом — обязан ли фармацевт оказывать первую помощь, и в каких случаях? Правы ли посетители, которые требуют дать им лекарство от повышенного давления, а при отказе — начинают возмущаться? Мы подробно изучили информацию по оказанию первой медицинской помощи в аптечной организации и рассказываем её вам.

Различия медицинской и первой помощи

Прежде всего, следует понять разницу между медицинской помощью и первой доврачебной.

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, которые направлены на поддержание и восстановление здоровья человека. Он включает медицинские услуги, которые могут оказывать только медицинские сотрудники.

Исходя из этого определения и ст. 32 ФЗ № 323 можно сделать вывод, что фармацевты и провизоры не могут оказывать медицинскую помощь, в том числе с применением лекарственных препаратов — они не относятся к медицинским работникам.

Другие требования предъявляются к оказанию первой помощи. Её оказывают при травмах, несчастных случаях, отравлениях и подобных состояниях, в результате которых возникает риск угрозы здоровью и жизни человека.

Первая помощь — комплекс экстренных мероприятий, направленный на поддержание жизни и здоровья пострадавшего до приезда медицинского персонала.

Первую помощь могут оказывать пожарные, полицейские, спасатели и другие лица с соответствующей подготовкой по оказанию первой помощи.

В ст. 31 ФЗ № 323 определена обязанность лица оказать первую помощь, если оно соответствует двум требованиям:

  • обязано оказывать первую помощь в силу закона или специального правила (например, врач);
  • имеет необходимую подготовку.

При этом сотрудники аптечной организации НЕ относятся к лицам, которые ОБЯЗАНЫ по закону оказать пострадавшему первую помощь.


Что может сделать фармацевт?

Первую помощь МОЖЕТ оказать любой человек, в том числе сотрудник аптеки, если он имеет необходимую подготовку и навыки. В этом случае человек действует по своему усмотрению.

Пример: посетитель аптеки поскользнулся на входе и получил травму. В этом случае сотрудник аптеки может её осмотреть и вызвать скорую помощь. При необходимости он может провести мероприятия по охлаждению ушиба.

В Приказе Минздрава № 477н содержится список состояний и мероприятий, которые следует оказывать в рамках первой помощи. Он включает:

  • потерю сознания;
  • остановку кровообращения или дыхания;
  • наружное кровотечение;
  • травмы;
  • инородные тела верхних дыхательных путей;
  • ожоги;
  • обморожение тканей;
  • отравления.

Есть общие рекомендации по порядку оказания первой помощи при несчастных случаях.


Должен ли фармацевт давать лекарства?

Аптечные организации отпускают лекарственные препараты, они не предполагают назначения и применения лекарств на их территории. Провизоры и фармацевты предоставляют квалифицированную консультацию о препаратах, их взаимодействии и взаимодействии их компонентов, о наличии противопоказаний и показаний, а также о наиболее рациональных дозировках и режимах приёма. Это не предполагает индивидуального назначения препарата — назначение входит в компетенцию врача.

При этом нет запрета на использование лекарств, которые были назначены пострадавшему врачом. Поэтому при необходимости фармацевт может узнать у посетителя его диагноз и назначенные врачом препараты, после чего предложить ему их приобрести и принять.

Конечно, в соответствии со ст. 223 ТК РФ в аптеках должна была аптечка, однако она может использоваться только для оказания первой помощи работникам организации. Её применение для посетителей аптеки не предусмотрено. Аптечки первой помощи должны быть укомплектованы исключительно медицинскими изделиями.

Ответственность сотрудников аптеки

Минздрав имеет строгую позицию в отношении использования лекарств при оказании первой помощи. Это связано, прежде всего, с возможных риском развития серьезных нежелательных реакций, в том числе летального исхода.

Компенсировать причинённый вред должен будет тот, кто оказывал помощь пострадавшему — в данном случае сотрудник аптеки. Этот момент определён в письме Минздрава № 14—3/3055979—13422. Из этого можно сделать вывод, что при неблагоприятном исходе оказания первой помощи пострадавшая сторона может подать в суд и выиграть его.

Если посетителю аптеки стало плохо, лучшим решением станет вызов скорой помощи. При этом посетителя следует уговорить остаться в аптеке до приезда врачей.

Источники:
Статья: Ответственность первостольника при оказании первой помощи в аптеке.

Читайте также: