Сообщение на тему строевой шаг смыкание размыкание на месте

Обновлено: 15.05.2024

По исполнительной команде все занимающиеся, за исключением колонны, в сторону которой производится смыкание, поворачиваются в соответствующую сторону и учащенным полушагом подходят на установленный для сомкнутого строя интервал, по мере подхода самостоятельно останавливаются и поворачиваются налево (направо).

Преподаватель объясняет технику выполнения упражнения, показывает сам, затем показ продолжает первая четверка учеников.

Для отработки данных приемов размыкание и смыкание повторяются, при этом в первом ряду должны поочередно побывать все занимающиеся.

Размыкание и смыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на вытянутые руки

Методика обучения приемам совершенствования такая же, как при размыкании и смыкании налево и направо.

Размыкание и смыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на два и большее количество шагов

Точно так же можно размыкаться на три, четыре и более шагов.

Размыкание и смыкание дугами вперед и назад


Рис. 1. Размыкание дугами вперед

По исполнительной команде вторые и третьи номера на шесть счетов по дуге встают на свои места и на семь, восемь (четов выполняют поворот кругом.

По исполнительной команде вторые и третьи номера на два счета выполняют поворот кругом, на шесть счетов выходят вперед-в стороны (вторые – вправо, третьи – влево) и встают на интервал двух шагов на одной линии с первым и четвертым номерами.


Рис. 2. Размыкание дугами назад

По исполнительной команде вторые и третьи номера на два счета выполняют поворот кругом и на шесть счетов по дуге встают на свои места.


Рис. 3. Размыкание дугами вперед из колонны по пять

По исполнительной команде вторые и четвертые номера на четыре счета выходят по дуге вперед-в стороны (вторые – влево, четвертые – вправо) и встают рядом с первыми и пятыми номерами, затем первые и пятые номера на восемь счетов начиная с пятого выходят по дуге вперед-в стороны (первые – влево, пятые – вправо) и встают на интервал двух шагов на одной линии со вторыми и четвертыми номерами; на тринадцатый и четырнадцатый счета все выходившие выполняют поворот кругом.

По исполнительной команде первые и пятые номера на восемь счетов по дуге выходят вперед и встают на свои места. Затем вторые и четвертые номера на четыре счета, начиная с девятого, по дуге выходят вперед и также встают на свои места; на тринадцатый и четырнадцатый счета все вставшие на свои места выполняют поворот кругом.

Во время размыкания и смыкания преподаватель сообщает, на какой счет оно производится.

В целях совершенствования размыкания и смыкания рекомендуется использовать следующие варианты:

• многократное повторение;
• смена занимающихся в каждом ряду, колонне;
• выполнение без подсчета и только под музыку; необходимо соблюдать синхронность действий.

Размыкание и смыкание одного круга в два и обратно

Если нужно разомкнуть группу на большую дистанцию, то вторые номера делают не два, а три шага к центру. В этом случае учитель заранее предупреждает, что вторые номера должны сделать три шага.

Размыкание и смыкание одного круга в три и обратно

Разучивать размыкание и смыкание нужно так же, как и предыдущие способы.

Для того чтобы техникой размыкания овладели все занимающиеся, они должны меняться местами в кругу.

Размыкание в движении на дистанцию и интервал

По исполнительной команде ученики, перестраиваясь, принимают указанные дистанцию и интервал.

Ведущая роль при этом размыкании принадлежит направляющим – первому ряду занимающихся, которые должны точно и быстро принять указанный интервал, а также второму ряду– здесь дети выравниваются в затылок направляющим, точно соблюдая указанную дистанцию. Остальные занимающиеся также соблюдают равнение в затылок в колоннах.

Техника размыкания вышеуказанными способами несложная, поэтому при обучении вполне достаточно одного объяснения и исправления ошибок по ходу исполнения.

В целях усвоения размыкания рекомендуется в первый и второй ряды ставить по очереди всех занимающихся.

Размыкание и смыкание по заданию

Акробатическими упражнениями. Для размыкания можно использовать различные элементы: кувырки вперед, в стороны, назад; перевороты боком; медленные перевороты вперед и назад; перекидки и другие более сложные элементы, а также связки элементов.

Выбор того или иного элемента или связки зависит от подготовленности группы.

Сочетанием различных движений. Так же как и предыдущий, этот способ размыкания создает на занятиях доброжелательный эмоциональный фон, позволяет отрабатывать и закреплять изученные ранее элементы общеразвивающих, а также некоторых хореографических и вольных упражнений.

Размыкание можно выполнять выпадами в стороны, вперед, назад с различным положением рук: за голову, за пояс – или в сочетании с различными движениями руками: к плечам, вниз; шагами в сочетании с остановками, приседаниями, наклонами, шагами польки, вальса, галопа и т.п.: например, размыкание колонны по четыре от середины выпадами в стороны с движениями руками.

Особенности школьной методики

Изучая гимнастику в рамках школьной программы по физической культуре, учащиеся выполняют размыкание несколькими способами.

Так, в 1-м классе изучают размыкание на вытянутые руки в стороны и вытянутые вперед руки; во 2-м классе – размыкание и смыкание приставными шагами; в 4-м – из колонны по три, по четыре на вытянутые руки в движении.

Методика обучения размыканиям в школе имеет свою специфику. Поэтому кратко остановимся на указанных выше способах.

3. Размыкание от середины приставными шагами и смыкание применяется при построениях в колонны по два, по три, по четыре. Вначале изучается выполнение приставных шагов в колонне по одному. Следует обратить внимание на правильное отставление и приставление ног. После этого изучается само размыкание.

4. Во время размыкания и смыкания ведется подсчет.

5. Внимание учащихся должно концентрироваться на правильном выполнении приставных шагов, соблюдении дистанции и равнении в затылок.

Размыкания- способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания- приемы уплотнения разомкнутого строя.

4. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что предстоит сделать, и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы обрывисто и энергично.

Голос при подаче команд и пауза между предварительной и исполнительной командами должны быть соразмерны величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между предварительной и исполнительной командами и громче подача последней.

Исполнительная команда, являющаяся сигналом к началу работы, по произношению должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Следует помнить, что команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса.

Громкость подачи команды надо соразмерять с ее необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.

Подавая команды, преподаватель должен находиться в положении основной стойки.

При размыкании последовательность частей команды будет такой:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перестроения, размыкания и смыкания

1. Перестроения

По этой команде вторые номер стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад (счет раз), левой ногой влево (счет два) и, приставляя правую ногу, становятся сзади вторых номеров (счет три). Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, (счет раз), шаг правой ногой вправо (счет два) и, приставляя левую ногу, становятся перед вторым номером (счет три).

hello_html_m259e14cf.jpg

Рис. 8. Перестроение из 1 шеренги в 3

Преподаватель ведет подсчет до того момента, пока первая шеренга не приставит ногу (на 1 счёт больше наибольшего числа шагов – при расчёте на 9-6-3-на месте наибольшее число шагов – 9, счёт ведётся до 10.)

hello_html_668dc6eb.jpg

Рис.9. Перестроение уступами

hello_html_m14decbfe.jpg

hello_html_55481bda.jpg

Рис.11. Перестроение из 1 колонны в 3 и обратно

hello_html_3ba10fd1.jpg

Рис. 12. Способы перестроения

а – дроблением б – сведением

hello_html_m73c9623f.jpg

Рис. 13. Способы перестроения: а – разведением, б – слиянием

2. Размыкания

РАЗМЫКАНИЕ может выполняться: от середины строя; в сторону фланга строя; от указанной колонны (занимающегося).

Если не указан способ размыкания (например, приставными шагами) то по исполнительной части команды все занимающиеся, за исключением того, от которого производится размыкание, поворачиваются в указанную сторону, одновременно с приставлением ноги поворачивают голову в сторону фронта строя и идут учащенным шагом (бегом), смотря через плечо на идущего сзади; после остановки сзади идущего, каждый делает ещё указанное число шагов и поворачивается налево (направо). Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. После остановки идущего сзади, каждый делает ещё один шаг и поворачивается налево (направо).

Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю.

При размыкании от середины указывается, кто средний. Средний поднимает вперед левую руку и опускает ее. При выравнивании группы (отделения) установленный при размыкании интервал сохраняется.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных дейст­вий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, вы­работки чувства темпа и ритма, формирования правильной осан­ки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подгото­вительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые уп­ражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.

Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.

Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.

Эффективная организация занятий по физической культуре немыслима, без использования строевых упражнений. Их применение позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся и многообразию различных форм перемещения, строевые упражнения - одна из основных частей массовых гимнастических выступлений. Большая часть строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая создавалась в процессе работы по гимнастике.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

- построения и перестроения;

- размыкания и смыкания.

Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.

2.

Основные понятия о строе

Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг - правая или левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

Тыльная сторона строя - сторона противоположная фронту.

Фронт - сторона строя в которую занимающиеся обращены лицом.

Интервал- расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция - расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося).

Направляющий - учащийся идущий в колонне первым.

Замыкающий - учащийся, идущий в колонне последним.

Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна - строй, в котором занимающиеся, расположены, а затылок друг другу.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся, расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом указанным преподавателем.

Ряд - два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.

3.

Строевые приемы

К строевым приёмам относятся команды: "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!", "Отставить!", "Правой (левой) - вольно!". Расчет, куда входят команды: "По порядку - Рассчитайсь!" и др. Повороты на месте. В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.

Построения и перестроения

Построения - действия занимающихся после команды преподавателя и принятия того или иного строя.

Перестроения - переход из одного строя в другой.

Перестроения из одной шеренги в две. После предварительною расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1).

Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся!". По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).

Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) - Стройся!". Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3).


Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчета (6 -3 - на месте, 6 - 4 - 2 - на месте и др.), подаётся команда: "По расчету шагом марш!" Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов. Преподаватель ведет подсчёт на один больше, максимального количества шагов. При расчете 6 - 3 - на месте - до семи.

Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!". Все выходившие из строя делают поворот кругом, и идут на свои места и, дойдя до них, выполняют поворот кругом. Преподаватель ведет подсчёт до тех пор, пока последний вошедший в строй не сделает поворот кругом (рис.4).

Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчёта по три подаётся команда: "Первые номера - два (три и т.д.) шага вправо, третьи номера - два (три и т.д.) шага влево шагом - Марш!". По команде занимающиеся выполняют указанное количество шагов.

Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!". Перестроение выполняется приставными шагами (рис.5).

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом.После предварительного расчёта по три, четыре и т.д. подаётся команда: Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперед шагом, - Марш!". По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: "Группа - Стой!".

Для обратного перестроения подаются команды:

2. "Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд шагом - Марш!".

3. "Группа - Стой!". Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся доходят до своего места в шеренге (рис. 6).

Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подаём команда: "В колонну по два (три и т.д.) налево - Марш!". После поворота первой двойки (тройки и т.д.), следующие делают поворот под команду своего замыкающего, на том же месте, что и первые.

Для обратного перестроения подаются команды:

2. "В колонну по одному направо в обход шагом - Марш!".

При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.


Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.

1. "Через центр - Марш!" (как правило, подаётся на одной из середин).

2. "В колонны по одному направо, налево в обход - Марш!" (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые - налево в обход.

3. "В колонну по два через центр - Марш!", подается при встрече колонн (рис. 8 а, б, в). Обратное перестроение называется разведением и слиянием.

Сведение - соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка.

Разведение - деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка.

Перестроение из колонны в круг производится по команде "Взявшись за руки, в круг, шагом - Марш!" (предварительно преподаватель обозначает центр будущего круга). По этой команде оба фланговые заходят вокруг указанной точки до взаимной встречи, "размыкая" всех занимающихся на указанный интервал.


Перестроение из одного круга в два. Подаются команды: 1. "По три - Рассчитайсь!". 2. "Вторые номера три шага (два и т.д.) вперёд, третьи номера полшага вправо, шагом - Марш!". Занимающиеся выполняют указанные действия. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!". По этой команде все выполняется в обратном порядке (с поворотом кругом) рис. 9 а.

Перестроение из одного круга в три. Подаются команды: 1. "По семь - Рассчитайсь!", 2. "Четвертые номера шесть шагов вперёд, вторые и шестые - три шага вперёд, седьмые полшага вправо, шагом.- Марш!". Занимающиеся выполняя указанные действия, перестраиваются в три круга. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!", по которой занимающиеся становятся на свои места с поворотом кругом.


Размыкания и смыкания

Размыкания - действия занимающихся связанные с увеличением интервала и дистанции.

Смыкание - приём уплотнения разомкнутого строя.

1. Размыкание по уставу ВС. Команда: "Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!". Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.

2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда: "От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разом - Кнись!". После подачи команды подсчет по два пока последний не приставит ногу. Для смыкания подается команда: "К середине (вправо, влево) приставными шагами сом - Кнись!", Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.

3. Размыкания по распоряжению. Например, "наберите интервал – два шага" и т.д.

4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

5. Размыкание дугами можно выполнять из колонны по 3, 4, 5, (по три размыкание выполняют первый и третий номера; по четыре - второй и третий) Подаётся команда: "Дугами на два (три) шага разом - Кнись!" По этой команде выше указанные номера выходят вперёд, обходя по дуге на пять счётов справа и слева стоящих, и останавливаются с указанным интервалом от них, приставляя ногу (на счёт шесть) и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом (рис. 9 б).

Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда: Дугами на два шага разом - Кнись!", покоторой вторые и четвёртые номера на шесть счётов обходят по дуге первых и пятых становясь рядом с ними, по счёту семь - восемь поворачиваются кругом. После чего первые и пятые номера на шесть счётов обходят дугами рядом стоящих на интервал два шага и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом. При размыкании дугами назад, вначале выполняется поворот кругом, а потом размыкание по дуге.

Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.

Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.

Движения на месте выполняются по команде:

1. "На месте шагом - Марш!".

2."Направляющий - На месте!" - тогда, когда необходимо сомкнуть передвигающуюся группу на дистанцию в один шаг.

3. Для возобновления движения вперёд при ходьбе на месте, подаётся команда: "Прямо!", - под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперёд.

Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: "Шире - Шаг!", "Короче - Шаг!", "Чаще - Шаг!" "Ре - Же!". Исполнительная команда подаётся под левую ногу.

Для передвижения бегом подаётся команда: "Бегом - Марш!". При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подаётся под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега под музыку по команде: "Шагом - Марш!". Если музыкального сопровождения нет, команда "Марш!" подаётся под правую ногу.

Повороты в движении. Исполнительная команда для поворота направо подаётся под правую ногу, после чего занимающиеся, делают шаг левой вперед, поворачиваются на носке левой ноги и с правой ноги начинается движение в новом направлении. Исполнительная команда и действия при повороте налево - аналогичны.

Для выполнения поворота кругом подается команда: "Кругом - Марш!". Исполнительная команда: "Марш!" подаётся под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперёд, полшага правой вперёд, и поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.

При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.

Противоход - движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда: "Противоходом направо (налево) - Марш!". Интервал между встречными колоннами один шаг (рис. 11).

Змейка - несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому" противоходу. Команды: 1. "Противоходом налево (направо) Марш!"- 2. Змейкой - Марш!" (рис. 12).

Читайте также: