Сообщение на тему стратегический менеджмент

Обновлено: 05.07.2024

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Менеджмент -- это эффективное управление, критерии оценки которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров.

Проблема нахождения методов и форм эффективного менеджмента была в свое время уже изучена многими классиками дисциплины, такими, например, как А. Файоль или Ф. Тейлор, нам известно, сколько интеллектуальных усилий было ими затрачено при разработке теории эффективного менеджмента и выделения принципов и правил результативного управления.

В результате расширения сферы управленческих исследований и совершенствования их методологии и техники, возникли школы и направления в менеджменте, которые делали акценты, например, на мотивации и взаимоотношениях людей в процессе труда (школа человеческих отношений и психологическая школа), совершенствовании организационных структур (системный анализ, структурно-функциональный подход), оптимизации трудовых процессов (научная организация труда), организационной культуре, коммуникациях и т.д.

1. Сущность стратегического менеджмента

1.1 Подходы стратегического менеджмента

В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):

* анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;

* цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;

* деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:

* анализ текущего положения организации в конкурентной среде;

* выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации;

* имплементация -- процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.

Анализ в этой модели соответствует подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.

1.2 Стратегическое и оперативное управление

Более глубокое понимание природы и целей стратегического менеджмента можно получить при сравнении его с оперативным менеджментом. Такое сравнение может осуществляться по следующим параметрам:

* организационный уровень разработки и принятия решений;

* непрерывность процесса планирования и осуществления;

* количество рассматриваемых альтернатив решения;

* объем и тип необходимой управленческой информации;

* временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий;

* используемые человеческие ресурсы управления;

* точность контроля и оценки;

* превалирующие интересы участников процесса принятия решений;

* отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений.

На основании сравнения параметров стратегического и оперативного управления вырисовываются некоторые отличия.

Стратегические решения разрабатываются и контролируются на самом верхнем уровне управления. Нижестоящие уровни выполняют функции поставщиков информации для стратегического управления. Оперативные решения принимаются на всех уровнях управления.

Для разработки стратегии необходим большой объем информации, получаемой из разных источников и о самых разнообразных процессах как во внешнем окружении организации, так и во внутриорганизационных системах. Трудно определиться в сборе данных, особенно если на их основе делаются экстраполяции будущих тенденций развития факторов и процессов, часто здесь решающими факторами являются интуиция и опыт. Процессы же сбора информации для оперативного управления в значительной мере формализованы, источники ее стабильны и находятся внутри организации, качество и достоверность данных информации можно проконтролировать. При этом можно шире использовать машинную обработку информации и автоматизированные системы управления.

Различаются и временные масштабы планирования и управления. Стратегическое планирование ориентируется на длительные временные промежутки, обычно три--пять лет, в то время как оперативное управление нацелено на решение задач, которые требуют несколько недель или месяцев работы.

Между стратегическими и оперативными решениями существует тесная связь. Оперативные решения всегда являются элементом выполнения стратегии и нацелены на достижение перспективных целей. Поэтому стратегия формулируется в более общих чертах, менее детализировано, чем оперативные цели.

Различается и использование человеческих ресурсов в стратегическом планировании и оперативном управлении. Стратегическое управление осуществляется высшим управленческим персоналом. Часто требует привлечения внешних и внутренних консультантов. Велика роль также групп людей, заинтересованных в успехе организации или пытающихся повлиять на процесс стратегического управления -- так называемых групп поддержки. Затраты на человеческие ресурсы в процессе стратегического управления высоки. Оперативное управление осуществляется средним и линейным управленческим персоналом, и затраты на него включаются в затраты на заработную плату.

Стратегический и оперативный менеджмент различается и с точки зрения требований к контролю и оценке последствий управленческих действий. Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты оперативного управления. Последствия стратегических решений можно с достаточной полнотой оценить только со временем, когда становится трудно, а иногда и невозможно выделить степень воздействия тех или иных факторов на процесс реализации стратегии. Последствия оперативного управления, как правило, не разделены большим промежутком времени с принятием решения, и поэтому причины, например неудачи, достаточно легко анализировать.

Стратегические и оперативные решения различаются с точки зрения интересов отдельных лиц или групп, участвующих в управлении, т.е. стейкхолдеров. Стратегические решения подчинены корпоративным целям, в то время как оперативное управление может ориентироваться на локальные, частные цели, например отдела или группы.

Риск при принятии стратегических решений несоизмеримо выше по сравнению с возможными потерями от неправильных оперативных решений, что объясняется как масштабами решений, так и различным уровнем неопределенности и сложности среды.

Следует также различать стратегическое и долгосрочное управление. Долгосрочное управление основывается на предположении, что современные тенденции развития окружающей деловой среды можно экстраполировать и на будущее. В этом случае представляется несложным определить основные параметры долгосрочного плана, прежде всего, выполнить бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана. Сформированный таким образом долгосрочный план можно разбить на более короткие промежутки времени. Долгосрочное управление эффективно в условиях стабильности организационной окружающей среды, однако в настоящее время организаций, действующих в таких условиях, не так уж и много. Поэтому в современной ситуации, когда организационная среда отличается высокой сложностью и динамизмом, более приемлема философия стратегического менеджмента, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью достоверности предсказать долгосрочные тенденции развития. Поэтому стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды. Более конкретные отличия стратегического управления и долгосрочного планирования выражаются в целях, задачах, методологии, оценке ресурсов организации. Так, в частности, целью долгосрочного планирования является расчет результатов деятельности и потребности в ресурсах на длительный период, при этом ставится задача оптимизации расхода ресурсов на применении детерминированных математических моделей различной степени сложности и компьютерных программ. Целью же стратегического менеджмента является достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В случае долгосрочного планирования главным критерием эффективности управления является рентабельность, прибыльность. Именно этого, чаще всего, требуют от совета директоров акционеры. Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды. В качестве важнейшего фактора успеха стратегический менеджмент рассматривает человеческие ресурсы организации и использование скрытых резервов организационной культуры.

2. Этапы становления стратегического менеджмента

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

II этап - Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

III этап - Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х -- начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

IV этап - Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз.

3. Основные шаги модели стратегического менеджмента

Эта модель является обобщением сложного и многостороннего процесса стратегического менеджмента. В самом общем виде ее шаги представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные шаги модели стратегического менеджмента

Каждый из этих шагов представляет собой систему действий, состоящую из многих взаимосвязанных элементов, на основании которых можно выделить предпосылки или методологические основания исследований в области стратегического менеджмента.

Изучение рынка. Здесь исследователей интересуют возможности роста рынка и изменения в составе основных конкурентов на рынке. Эти изыскания являются решающими для определения структуры коммерческих рисков фирмы.

Сбор информации. Организации необходимы достаточное количество каналов поступления информации как по внешнему окружению, так и относительно внутриорганизационных процессов и их динамики. Для эффективного действия на рынке коммерческая фирма должна иметь информационную систему, предполагающую не только сбор информации, но и ее обработку, анализ, систематизацию, хранение и определение информационных потребностей в будущем.

Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегический менеджмент конца 1990-х годов ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты корпораций.

Принятие решений. Процесс стратегического менеджмента -- это последовательность перманентного принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений.

Видение долговременных перспектив. В то время как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется на долгосрочные перспективы. Чаще всего перспективы следующего года деятельности организации рассматриваются как отправная точка стратегического развития и изменений.

Стратегические альтернативы. Методология стратегического менеджмента предполагает выдвижение и оценку альтернативных вариантов перспективного развития. Оценка вариантов -- одна из важнейших и наиболее ответственных задач стратегического менеджмента. Даже на этапе осуществления стратегии допускается возможность ее существенной коррекции или замены другой, более соответствующей изменившимся условиям.

Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук -- социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования.

Оптимизация использования ресурсов. Исследование возможностей организации и выбор стратегии, обеспечивающей эффективное использование ресурсов в долговременной перспективе, -- определяющий фактор планирования, выбора и осуществления стратегии.

Осуществление стратегии и контроль. Значительное внимание в стратегическом менеджменте уделяется человеческому фактору реализации стратегии. Успешная реализация стратегии возможна, когда менеджеры владеют навыками управления организационными инновациями, умеют преодолевать сопротивление изменениям, формировать инновационные команды и управлять ожиданиями людей, вовлеченных в процесс стратегических изменений.

4. Школы стратегического менеджмента

Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления -- школами стратегического менеджмента. В литературе последних лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997). Авторы выделяют десять научных школ, называя их в следующей последовательности (табл. 1).

Достижение максимального результата деятельности организацией считается непростой задачей. Для получения подобного эффекта придется использовать массу методов, как краткосрочных, так и долгосрочных. Стратегический менеджмент является не способом достижения поставленной задачи, а целым комплексом мероприятий, направленных на получение максимального результата.

Что такое стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент представляет собой управление предприятием посредством разработки долгосрочной стратегии.

Необходимость использования стратегического менеджмента возникает в связи с нестабильной экономической ситуацией, как на предприятии, так и в стране, мире в целом. Как правило, процесс включает в себя не только этапы разработки плана по развитию фирмы, но и анализ результатов деятельности, постановку целей, задач, а также определение путей их достижения. Также, в состав стратегического менеджмента включается работа по рациональному распределению ресурсов компании.

Данный вид управления, как правило, особенно уместен для применения в условиях повышенной конкурентной борьбы. Все дело в том, что в процессе его реализации используется масса методов и приемов, направленных на достижение поставленной задачи. В связи с этим, у компании появляется больше вариантов для принятия правильного управленческого решения.

Важно! Стратегический менеджмент направлен на человеческий фактор.

Это объясняется тем, что определяя основные цели компании и инструменты для их достижения, учитываются интересы клиентов, сотрудников фирмы, а также руководства. Например, в ходе реализации стратегического управления, предприятие никогда не примет решение об удешевлении стоимости продукции, если это приведет к снижению ее качества. А соответственно и к ущемлению интересов покупателей.

История возникновения стратегического менеджмента

Именно тогда течение деятельности многих компаний подвергалась большим изменениям. Менялись подходы к бизнесу и методы его ведения. Руководству предприятия все чаще приходилось принимать экстренные управленческие решение в отношении вопросов, связанных с динамикой окружающей среды.

Авторы теории стратегического менеджмента предположили, что данный вид управления поможет выстроить долгосрочные методы руководства предприятиям, которые помогут не только в развитии фирмы, но в оперативном реагировании на возникшие изменения.

Таким образом, стратегический менеджмент, по мнению авторов теории, представляет собой слияние двух подсистем управления: планирования и операционного руководства.

Со временем созданием своей теории стратегического менеджмента занялись и другие ученые. Так появились разные по своему значению школы, которые отличаются друг от друга формулировкой процесса руководства.

№ п.п. Школа стратегического менеджмента Формулировка процесса стратегии
1 Дизайна Осмысление
2 Планирование Формальный процесс
3 Позиционирования Аналитика
4 Предпринимательства Предвидение
5 Когнитивная Мыслительные процессы
6 Обучения Развивающие процессы
7 Власти Ведение переговоров
8 Культуры Групповые операции
9 Внешней среды Реактивность
10 Конфигурации Трансформирование

Стратегический менеджмент в текущем виде, как правило, включает в себя учения большинства школ.

Основная суть стратегического менеджмента

Даже после продолжительного развития теории стратегического менеджмента, однозначно сказать, что из себя он представляет невозможно. Все дело в том, что он охватывает несколько сфер деятельности предприятия, связанные с его управлением.

Как правило, стратегическим менеджментом можно назвать совокупность мероприятий, выполняемых для налаживания коммуникации фирмы с окружающей средой, с потребностями клиентов при помощи достижения поставленной цели.

С другой стороны, стратегическим менеджментом считают процесс выбора пути развития компании, увеличения уровня ее конкурентоспособности, а также выполнение некоторых других важных задач, определенных на этапе планирования.

Для определения путей развития фирмы, в ходе стратегического управления компания ставит перед собой цели и определяет перечень задач.

Этапы стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент является неотъемлемой частью многоуровневого планирования. Он дает понимание, каких результатов желает добиться компания, что из себя представляет фирма сегодня и какой ее видит руководство в дальнейшем, а также какие способы достижения целей будут использованы в первую очередь.

Стратегическое управление включает в себя несколько связанных меду собой этапов:

  • анализ окружающей среды, в том числе конкурентной;
  • постановка главных целей, а также главной миссии компании;
  • выбор методов достижения поставленной задачи;
  • оценка работы фирмы;
  • многоуровневый контроль всех сфер деятельности компании на каждом этапе работы.

Важно! Все этапы стратегического менеджмента выполняются исключительно в последовательном порядке.

Главная цель стратегического менеджмента

Главной целью стратегического управления компанией считается обеспечение стабильности фирмы в условиях жесткой, динамичной конкуренции. Для обеспечения данной установки руководство использует массу методов, включающих в себя анализ деятельности предприятия, конкурентов, определение путей развития фирмы, а также улучшение системы контроля.

Миссия и цели стратегического менеджмента

Миссия предприятия представляет собой главное направление деятельности. То есть, для чего вообще создана компания и зачем она работает на рынке. Исходя из вышесказанного определения, можно сказать, что миссия – это получение прибыли. Однозначно, для самих владельцев максимизация дохода, как раз является главным предназначением фирмы.

Но, как мы помним, стратегический менеджмент направлен на окружающую среду, на интересы потенциальных клиентов. Если рассматривать сущность миссии с этой стороны, то нужно понять, какую пользу для людей принесет деятельность организации.

Чтобы избрать главную миссию предприятия, нужно проанализировать потенциальных клиентов, определить их потребности и интересы.

Цели предприятия вытекают из ее миссии. Однозначно, главной задачей компании является максимизация дохода. Однако для ее достижения нужно определить микроцели. Например, чтобы нарастить доходность, нужно повысить производительность, а для этого приобрести новое оборудование, обучить сотрудников и т.д.

Все цели стратегического менеджмента основываются на следующих принципах:

  1. Конкретность. То есть, любая целью должна быть сформулирована четко.
  2. Измеримость означает то, что результат можно представить в каком-то выражении, например в объеме или в стоимости.
  3. Достижимость. Нужно ставить перед собой такие цели, которые можно достичь. Например, если сегодня компания получает прибыль 1 млн. рублей в год, то на протяжении следующего месяца она никак не сможет заработать 10 млн. рублей.
  4. Гибкость. То есть, цель можно подстроить под изменения окружающей среды.

Важно! Определяя цели необходимо подумать о максимальном периоде его достижения.

Классификация целей стратегического менеджмента

Все цели стратегического менеджмента делятся на 3 группы. Они могут быть краткосрочными, долгосрочными и среднесрочными. Первые ставятся сроком на 1- 3 месяца. То есть, на протяжении данного периода времени компания обязана достичь установки.

Среднесрочные цели обычно устанавливаются на срок от квартала до года. Например, улучшить производственные мощности невозможно за пару месяцев, но и долгое внедрение модернизации отрицательно скажется на конечном результате. Именно поэтому данную цель можно отнести к среднесрочной.

Долгосрочные цели определяются сроком от года. Как правило – это глобальные установки компании, такие как увеличение значимости на рынке, наращивание дохода или расширение производства.

Задачи стратегического менеджмента

Задачи стратегического менеджмента отличаются от целей тем, что они более конкретно отражают результат, к которому должна стремиться компания. Например, если предприятие ставит перед собой цель – нарастить объемы выпуска продукции, то для этого определяются такие задачи, как расширение производства, модернизация производственных фондов, обучение сотрудников и т.д.

В целом, стратегический менеджмент решает такие задачи, как:

  • выявление специфики работы компании, а также постановка конкретной миссии;
  • модернизация стратегии в конкретные мероприятия по достижению цели;
  • анализ всех сфер деятельности предприятия;
  • разработка стратегического плана, который включает в себя приемы и способы достижения запланированного результата;
  • оценка проведенных мероприятий на их эффективность;
  • внесение корректив в ранее намеченный стратегический план.

Надо отметить, что и задачи стратегического менеджмента следует выполнять в последовательном порядке. Например, применения данный стиль управления, необходимо начинать с определения специфики деятельности компании, а заканчивать оценкой стратегии и внесением в нее коррективов. Как правило, первая задача позволяет определить, что конкретно нужно предприятию, а последняя – понять, насколько успешно реализован стратегический план.

Проблемы сырьевой модели экономики в РоссииТема сырьевой модели экономики в России является довольно неоднозначной. Подобного рода модель экономики, сложившаяся в России за последние два десятилетия, не имеет будущего, поскольку является затруднительной. Для разрешения данной проблемы

Суть стратегического менеджмента краткоЧто такое стратегический менеджмент? Как он может быть полезен вашей компании? Как можно быстро и оперативно запустить его в реализацию? Содержание статьи: Суть стратегического менеджментаФункции стратегического менеджментаЦикл стратегического менеджмента Суть

Суть SWOT-анализа кратко: как делать и использовать?Содержание статьи: Что же такое SWOT-анализ предприятия?Как делать SWOT-анализ организацииИнтерпретация результатовРешаемые задачиSWOT-анализ может быть использован для:Примеры Что же такое SWOT-анализ предприятия? Как правило, в литературе SWOT-анализ представляют в виде такой таблицы

Анализ конкурентов и карта стратегических группВ данной статье мы рассмотрим рынок конкуренции при помощи одной из знаменитых моделей маркетинга. Содержание статьи: Модель 5-и рыночных сил ПортераНовые конкурентыСубститутыАнализ конкурентовКарта стратегических групп Модель 5-и рыночных сил Портера В 1979

Коммуникации в организации: понятие, виды, барьеры, проблемыСуществует множество различных видов коммуникаций в организации. Но, в первую очередь, говорят про распространение информации по иерархии компании. Содержание статьи: Виды корпоративных коммуникацийМетоды повышения эффективности коммуникацииЭлектронные коммуникацииФормальные и неформальные коммуникацииБорьба

Суть стратегического менеджмента кратко

Суть стратегического менеджмента кратко

Что такое стратегический менеджмент? Как он может быть полезен вашей компании? Как можно быстро и оперативно запустить его в реализацию?

Стратегический менеджмент — это серия действий, позволяющая осуществить долгосрочные цели компании в условиях меняющейся ситуации.

понятие стратегического менеджмента

Суть стратегического менеджмента

возникновение стратегического менеджмента

Для того, чтобы понять суть стратегического менеджмента, стоит рассмотреть три ключевых вопроса.
Первый вопрос:

1) В какой ситуации компания находится сегодня, т. е. какими способностями, возможностями, ресурсами она обладает?

2) Куда мы хотим двигаться завтра, т. е. к каким результатам мы хотим прийти через определенный промежуток времени?

Третий, один из самых важных вопросов:

3) Как, каким образом мы сможем достигнуть данных целей?

элементы стратегического менеджмента

И, чтобы разобраться в том, что такое стратегический менеджмент, давайте рассмотрим один простой пример.

Всем знакома ситуация с тотальными пробками на дорогах, особенно в огромных мегаполисах. Мы с вами сталкиваемся с тем, что какое-то шоссе оказывается максимально загруженным.

С точки зрения оперативного управления, сразу возникает желание разгрузить это шоссе. Каким образом? Может быть расширить его, а может быть построить параллельный дублер. Но если посмотреть с точки зрения перспективы, то окажется, что это решение не совсем верное. Потому что, задав себе первый вопрос, мы увидим, что в Москве есть уже более 4 млн. автомобилей, и каждый год это число только возрастает на несколько сотен тысяч. И окажется, что для того, чтобы решать эту задачу расширением новых дорог, нам нужно будет постоянно застраивать город. Поэтому стратегически лучше выбрать другое решение, лучше поставить цель не расширение дорог, а сокращение их использования.

Так, сейчас во всех мегаполисах вводятся и ограничения на парковки, и платный въезд в центр, и развивается общественный транспорт. В этом и заключается стратегия — посмотреть на компанию с такой точки зрения, чтобы мы увидели перспективы эффективного развития, а не только возможности сиюминутной выгоды и быстрых решений.

Функции стратегического менеджмента

Первая функция, о которой необходимо думать, когда вы внедряете систему стратегического менеджмента — это планирование, это все, что касается определения нашего направления развития. Здесь необходимо подумать и текущей ситуации, и том, какие цели мы перед собой ставим, и том, какую стратегию движения и развития мы будем избирать.

Второй функцией является организация — это уже непосредственная реализация нашего плана. К сожалению, очень много идей загибается на этапе планирования из-за того, что не получается оперативно ввести их в разработку и в реализацию.

Третья функция — мотивация. Это очень важная функция, потому что любые изменения, особенно стратегические, сталкиваются с очень большим зачастую сопротивлением. Например, внедрение новых технологий на предприятии. Мастера, работающие в цехах, изготавливающие те или иные детали, не желают использовать новые способы организации рабочего пространства, новые приемы, методы, инструменты.

Также встречается сопротивление на уровне руководства, которое не хочет рисковать, использовать новые технологии, потому что нет уверенности в том, что это будет работать эффективно в данной ситуации, но и по другим причинам. Для этого в компаниях организуются целые отделы, которые направлены на мотивацию сотрудников, на то, чтобы они прониклись этими идеями, у них появилось желание внедрять новые технологии.

Четвертая функция — это контроль. Если нет четкого поэтапного контроля за внедрением избранной стратегии, то есть большая вероятность того, что стратегия сама по себе может оказаться неэффективной, и мы не сумеем ее оперативно подкорректировать, ведь вокруг меняются рынок и ситуация, и необходимо всегда получать обратную связь, осуществлять регулярный контроль.

И, наконец, функция координации. Все успешные проекты и стратегии реализуются только тогда, когда хорошо налажена координация между подразделениями компании, между конкретными сотрудниками, и когда понятно кто какой блок реализует.

Функция планирования содержит в себе три ключевых ступени: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии.

Существует множество техник и методов, используемых для анализа. Одним из самых интересных и эффективных инструментов является SWOT-анализ. SWOT — это аббревиатура английских слов, которые означают: сильные стороны (преимущества, которыми обладает компания), слабые стороны (недостатки компании, отсутствие каких-либо ресурсов), возможности (факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества для компании), угрозы (факторы, которые потенциально могут ухудшить положение компании).

Чем крупнее организация, тем больше времени стоит посвещать вопросам миссии и целей, т.к. правильно выбранная миссия компании позволяет легко и просто доносить ее ценности.

На основе данного анализа можно ставить цели, уже здесь появляется понимание того, куда стратегически следует двигаться.

процесс стратегического управления

Цикл стратегического менеджмента

Таким образом, весь цикл стратегического менеджмента состоит из пяти этапов:
1. Анализ среды (внутренней и внешней);
2. Определение миссии и целей;
3. Выбор стратегии;
4. Реализация стратегии;
5. Оценка и контроль выполнения стратегии.

система стратегий организации

Только стратегическое видение и развитие компании позволит ей пережить действительно десятилетия, а не просто выстрелить и потухнуть за несколько лет.

Помните диалог Алисы с Чеширским котом, где она спросила, куда ей идти, чтобы попасть куда-нибудь? Кот ей ответил: “Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, если только не остановишься на полпути”. В этом кратком диалоге Льюис Кэрролл, сам того не ведая, описал проблему многих компаний, живущих без четкой стратегии. И вряд ли он мог предположить, что ровно через 100 лет после выхода его шедевральной книги про Алису, в 1965 году будет разработана система стратегического менеджмента, которая поможет многим компаниям разбогатеть и спланировать свой успех на десятки лет вперед.

Что же такое стратегический менеджмент, какие процессы охватывает и на сколько лет должна быть разработана корпоративная стратегия, чтобы компания могла пережить десятилетия, а не просто выстрелить и потухнуть — читайте в материале ниже.

Что такое стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент (strategic management) — это серия действий компании по достижению долгосрочных целей, которые позволяют бизнесу выжить в конкурентной борьбе и процветать в любых условиях внешней среды. И чем более нестабильны условия этой среды, тем выше потребность компании в четкой стратегии.

Стратегический менеджмент еще называют стратегическим управлением, так как он обеспечивает общее управление компанией в рамках реализации стратегии. А также связан с целым комплексом мероприятий, необходимых для эффективной работы компании: планированием, анализом среды, учетом ресурсов, контролем и регулированием.

процесс стратегического управления

Процесс стратегического управления в компании

Что же такое стратегический менеджмент простыми словами — рассмотрим на примере.

Всем знакома ситуация с пробками на городских дорогах, особенно в мегаполисах. С точки зрения оперативного управления, дорогу надо бы разгрузить, например, расширив шоссе. Но, если учесть, что количество машин ежегодно растет, то придется постоянно застраивать город. Поэтому стратегически лучше не расширять дорогу, а сокращать сам поток машин (ограничения на парковки, платный въезд, развитие общественного транспорта и прочее).

Так работает стратегическое управление в системе менеджмента компании — позволяет посмотреть на бизнес с точки зрения долгосрочной перспективы, а не из сиюминутной выгоды и быстрых решений.

История стратегического менеджмента

Стратегическое управление зародилось еще в 20-х годах прошлого века и уже интуитивно внедрялось в крупных компаниях. (Например, автомобильная корпорация General Motors уже в 1926 году с помощью стратегии “автомобили для любых потребностей и кошельков” увеличила свою долю рынка в 2 раза, отобрав немало клиентов у Ford.)

Однако сам термин “стратегический менеджмент” появился лишь в 1965 году благодаря американскому ученому Игорю Ансоффу. Он ввел это понятие в научный обиход, чтобы отличать стратегическое управление, которое осуществляется на высшем уровне, от текущего операционного — на уровне отделов и производства.

Элементы системы стратегического менеджмента

Система стратегического менеджмента включает разработку миссии и целей компании, а также действия для их достижения. А это значит, чтобы разработать эффективную корпоративную стратегию, менеджменту компании нужно ответить на 3 ключевых вопроса:

  1. В какой ситуации находится сейчас компания и какие возможности, ресурсы у нее есть?
  2. Куда планирует двигаться в будущем?
  3. Как сможем достичь этих целей?

А также использовать все элементы системы стратегического менеджмента, чтобы гарантированно достичь желаемых результатов:

  • провести анализ внутренней и внешней ситуации (внутри компании и на рынке);
  • сформулировать миссию и цели компании;
  • разработать стратегический план;
  • проанализировать портфель компании;
  • создать организационную структуру;
  • выбрать систему управления;
  • определить политику компании во всех сферах её деятельности;
  • реализовать стратегию;
  • собрать обратную связь и проконтролировать результаты
  • доработать стратегию в свете приобретенного опыта, изменившихся условий и новых возможностей.

Как видим, стратегия не статична. Процесс ее разработки и внедрения цикличен, предусматривает постоянную обратную связь и корректировку целей.

Чем отличается стратегическое управление от стратегического планирования

Стратегическое управление и стратегическое планирование постоянно работают в связке и дополняют друг друга. Вот только стратегическое управление — это комплексный процесс, направленный на реализацию стратегии, а планирование — анализ текущей ситуации и определение следующего шага на пути к цели.

Рассмотрим каждое понятие в отдельности на примерах известных компаний.

Стратегическое управление в системе менеджмента

Стратегическое управление — это постоянный процесс управления компанией, направленный на разработку и внедрение стратегии. Где стратегия — связующее звено между целями компании и линией ее поведения, выбранной для их достижения.

Основная роль стратегического управления в системе менеджмента при этом — реализовать миссию компании, усилить ее конкурентные преимущества, снизить затраты и помочь ей достичь желаемых результатов.

Преимущества стратегического управления

Преимущества стратегического управления

Пример № 1. Стратегия компании Cisco с упором на человеческий потенциал

Корпорация Cisco Systems развивалась очень быстро и в период расцвета интернета купила 70 фирм, увеличив численность сотрудников в 2 раза. После того, как финансовый пузырь в сфере hi-tech лопнул, компании пришлось изменить стратегию и вместо расширения штата, взяться за развитие собственных талантов. Cisco создала собственный университет, обучила персонал и за 3 года вновь стала лидером рынка.

Стратегическое планирование в системе менеджмента

Стратегическое планирование позволяет менеджменту оценить текущую ситуацию на рынке, и планировать будущее компании. Организовать стратегическое планирование в системе менеджмента правильно — означает постоянно оценивать угрозы внешней среды, с которыми может столкнуться компания, искать потенциальные возможности и определять следующие шаги на основе проведенного анализа.

Стратегическое планирование проходит в 5 этапов:

  • Определение миссии, видения и целей компании
  • Анализ среды (сбор информации, учет потенциальных возможностей, анализ сильных и слабых сторон организации и конкурентов)
  • Выбор и формулировка стратегии
  • Реализация стратегического плана
  • Оценка и контроль выполнения

В результате такого планирования у менеджмента на руках будет стратегический план — документ, в котором описаны стратегические и тактические планы компании, подкрепленные исследованиями и фактическими данными.

Вот только разработка такого документа — дело трудоемкое. Чтобы затраты на разработку стратегических планов в системе менеджмента не превышали ожидаемые выгоды от их реализации, рекомендуется учитывать расходы на каждую стратегическую сессию в компании. Это позволит быстрее перейти от планирования к делу.

Пример № 2. Стратегия Nucor Steel — оценка рисков и инвестиции в новые технологии

В 1986 году президент компании Nucor Кенес Иверсон должен был решить: инвестировать деньги в новую технологию отливки стали или нет. Технология должна была дать компании массу преимущества, в том числе — снижение текущих затрат. Но для ее внедрения требовались крупные вложения, а саму технологию еще не одобрили контролирующие органы. Иверсон решил рискнуть и построил в 1989 первый завод под запуск новой технологии. В итоге компания Nucor стала крупнейшим производителем стали в США.

Система целей в стратегическом менеджменте: на сколько лет писать стратегию и почему

Считается, что стратегия должна отражать, как минимум, 3 вида целей (по А. Пригожину), не связанных между собой иерархически — это цели-задания, цели-ориентации и цели системы.

На деле, это может выглядеть так: обеспечить рост производительности труда на 5% в течение трех лет, повысить лояльность покупателей на рынке услуг, а также сократить цикл оборота оборотных средств.

Если у компании есть стратегия хотя бы на год, это уже неплохо. Но это лишь краткосрочное планирование. Согласно с общепринятой мировой практикой, у компании должна быть долгосрочная стратегия минимум на 3-5 лет (в транснациональных компаниях — на 10-15 лет), в которой указаны миссия и видение, среднесрочная на пару лет и краткосрочная стратегия до 1 года.

Все эти 3 уровня стратегического планирования отражены в так называемой “пирамиде целей”.

система целей в стратегическом менеджменте

Пирамида целей и уровней стратегического планирования

При разработке целей нужно обязательно учесть, что компания работает для потребителя и от потребителя.

Поэтому определять цели нужно исходя из:

  • прогнозирования будущих решений (на какой сегмент ориентируется компания, какие рынки планирует задействовать, какие трудности могут быть и пр.)
  • эффективного распределения ресурсов (какая бюджетная политика, что с капитальными вложениями, инвестиционным управлением и пр.)
  • кадровой политики (сотрудники должны знать, куда движется компания, и понимать свои задачи в этом процессе).

Стратегия — это еще и инструмент управления, потому что она обеспечивает сотрудникам безопасность относительно будущего компании. Поэтому важно правильно донести разработанную стратегию до всех сотрудников. Так они смогут внести бОльший вклад в повышение прибыльности компании.

Почему управленцам важно мыслить стратегически

Научитесь мыслить глобально на онлайн-курсе “IPFM:Стратегический менеджмент”, чтобы повысить личную эффективность, раскрыть новые профессиональные горизонты и зарабатывать больше с международным дипломом IPFM.

Запишитесь на курс “IPFM:Стратегический менеджмент”, чтобы бесплатно посмотреть 1-й урок и оценить удобство дистанционного формата обучения!

Читайте также: