Сообщение на тему столярное ремесло

Обновлено: 05.07.2024

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) — получили развитие на заре формирования человеческого общества и вместе с появлением примитивных орудий труда. На протяжении многих веков человек, широко используя для своих потребностей этот природный материал, постепенно изучал разнообразные породы деревьев, их свойства, приобретал практические навыки, нарабатывал мастерство.
Изделия из дерева сначала обрабатывались каменными орудиями. На рубеже III— IV тыс. до н. э. с освоением бронзы, а позже- железа ( конец II тыс. до н. э.)
были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда и развития столярного
дела.Такие виды деревообработки как затачивание, отсекание, раскалывание, плетение, выжигание, сверление, точение, выдалбливание были известны еще во времена палеолита. Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд , люди научились украшать изделия.
Древесина обладает красивым естественным цветом и разнообразными рисунками текстуры, хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, удобством обработки, небольшой плотностью и рядом других полезных свойств. Из древесины строили жилые помещения и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты ; изготавливали посуду ( чаши и кубки, ведра, кадки, ложки, ковши, солонки); лодки и корабли, струги, телеги, кареты и сани, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (веретена, прялки ) и многое другое.
В наше время почти не осталось подлинных древних памятников художественной обработки древесины , информация о некоторых из них сохранилась в литературных источниках, летописях, фольклоре, изображениях в живописи и миниатюре. Многие памятники народного творчества более позднего периода сохранили старинные формы благодаря традиции, стойким бытовым и художественным, социально-экономическим факторам. С развитием искусства и архитектуры получили дальнейшее развитие и виды художественной обработки древесины.
В местностях богатых лесами развивались деревообрабатывающие ремесла, закладывались свои традиции. У каждого народа проявился свой подход к обработке древесины, обозначились свои предпочтения в изготовлении деревянных изделий, свои техники декорирования.

Древний Египет считается родиной деревообрабатывающих ремесел. Именно Египту человечество должно быть признательно за создание основных предметов мебели:ларцов,кроватей,сундуков, шкафов,табуретов,стульев и столов. Египтяне разработали технологию обработки древесины и основные техники ее декорирования.

сундук

Своей древесины в Египте было немного. Для изготовления мебели и домашних изделий египтяне применяли древесину пальм, секимор, платанов, растущих по берегам Нила. Для изготовления больших лодок использовали сосновые стволы из соседних стран — Финикии, Нубии, Ливана. — На эту торговлю у фараона была монополия.

ладья

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II. Дерево. Каир, Египетский музей.

Чёрное дерево достовляли из южных стран, из него делали разные шкатулки и шикарную элитную мебель.Египетские мастера владели большим набором инструментов — пилами,топорами, сверлами и теслами. Архивные документы свидетельствуют о том, что еще 1500 лет до нашей эры, египтяне использовали примитивный токарный станок для резания и обточки цилиндровых форм разной конфигурации.

В Древней Греции в результате разделения труда организовались самостоятельные профессии плотника, мебельщика, столяра. Столяры успешно пользовались рубанком и токарным станком.В рукописях ученого и государственного деятеля Івека н.э. Плиния Старшего содержится информация о применении токарного станка более приближенного к современному.

Рисунок токарного станка греческого мастера Феодора.VI век до н.э.

Изобретение рубанка также благоприятствовало развитию столярного дела и деревообработки. Технология изготовления мебели была на достаточно высоком уровне. Грекам были известны рамочно-филеночная вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона.

Древний Рим отличался значительным развитием столярно-плотницкого дела, с ценными породами древесины работали столяры-краснодеревщики.Большое количество деревянных изделий были найдены в Геркулануме, обуглившимися от горячего пепла при извержении Везувия в 49 г. н. э.: кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и др. предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. Художники и ремесленники славились мастерством в изготовлении мебели. Большое внимание уделялось богатой, часто помпезной отделке. Для декора мебели применялись разные техники : гравировка, резьба, роспись, фанерование, инкрустация.
У скандинавских народов самым распространенным видом художественного творчества была резьба по дереву. Ее применяли не только в декорировании предметов бытового назначения, но и в архитектуре. В начале ХХ века в Осеберге, близ Осло, в Норвегии было обнаружено большое погребение. Артефакты, найденные в этом погребении, демонстрируют высокое мастерство скандинавов в художественной резьбе. В погребении, предположительно норвежской королевы Осе, датируемом IX веком, обнаружен большой корабль, на котором сохранились утварь, ткани,и самое важное, несколько саней и телега, покрытая резьбой. В орнаментации деревянных предметов ведущим мотивом являются ленты переплетающихся животных. Здесь же найдены деревянные фигуры с фантастическими звериными головами, их устанавливали на носу корабля для отпугивания темных сил.

Артефакты, найденные в погребении в Осеберге, близ Осло, в Норвегии.

Средневековая Европа. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не благоприятствовал созданию условий для возникновения благоустроенного жилища. Творчество и свои способности мастер мог продемонстрировать, создавая мебель для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д. Универсальным предметом мебели был сундук, он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для хранения вещей. Первые сундуки, как и у первобытных народов, выдалбливали из стволов деревьев.
В XV в. мебель городских жилищ отделывается не менее тщательно, чем церковная: обильно украшается готическим орнаментом. Боковые стенки сундуков покрывают богатой резьбой, передающей узоры готических окон и других деталей архитектурной отделки зданий.

Невозможно себе представить средневековый собор Европы без резных алтарей, иконостасов, барельефов. В эпоху ранней Готики резьба украшала фасады зданий, колонны и арки, а также кафедральные соборы. В культуре народов Франции,Англии, Италии и Скандинавии художественная резьба по дереву была тесно связана с религией и готическим стилем в архитектуре. Во Франции обычай украшать двери искусной резьбой, был распространен во времена правления королей Людовика IV и Людовика XV. Одна из самых старых дверей находится в Англии, в Вестминстерском аббатстве, она была изготовлена в 1050 году.Так было вплоть до 16 века. С приходом Ренессанса Готический стиль утратил свою актуальность, а вместе с ним на некоторое время перестала быть востребованной и художественная резьба.

Русское искусство, возникшее на основе народного творчества, создало художественные произведения мирового значения. Его начало относится к творчеству древних славян, которые селились по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень, Волги в I тысячелетии. Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими навыками художественной обработки древесины, они владели разнообразными способами изготовления деревянных изделий и их декора. Из дерева делали все -храмы, избы, терема знати, культовые постройки, делали красивую бытовую утварь.

рез ру

Церковь Преображения Домовая резьба

Господня (1714 г.) Остров Кижи.

Токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы, бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны. Из клена вырезали изысканные ложки, из луба гнули короба для приданого.

Замечательными видами русского декоративно¬прикладного искусства являются прялки и деревянная посуда, формы которой появились в глубокой древности и развитые многими поколениями мастеров достигли высокого художественного совершенства.

сунд

Русский Север славился поделками из бересты. В XVII — XVIII в.в. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели. Большим спросом на Руси пользовались изделия из капового нароста, удивительного материала, называемого мастерами деревянным малахитом.

капо

Шкатулка из капа Изделия из бересты.

Украина исключительно богата деревянным зодчеством. Всего на территории страны известно около 3000 деревянных культовых построек.Жемчужиной деревянного храмового зодчества является Свято-Троицкий собор в Новомосковске, построенный в 1778году.

од ук

Свято-Троицкий собор в Новомосковске

укр6

Экспонаты музея этнографии и фольклора проф.лицея

г. Новограда — Волынского в Житомирской областе Украины, ХІХв.

Художественная выразительность и завершенность изделий в значительной степени усиливалась логическим использованием соответствующей отделки : резьбы, инкрустации, мозаики, выжигания, росписи и др.

яворов

Сундук, дерево, Львовская обл.,ХІХв.

Широкое распространение получило плетение изделий из лозы, соломы и коры. Из этих материалов делали корзины, коробки, шляпы (брилі), предметы мебели и др.

Царские врата из д. Ворониловичи ( Брестская область XVI в.)

Прибалтика. Обработка дерева для прибалтийских народов всегда была традиционным занятием. Но наиболее распространенными видами деревообрабатывающих ремесел считается изготовление транспортных средств: саней и телег , мебели, предметов домашнего обихода: кадок, бочек, коробов, корзин. Свадебные сани и мебель( шкафы, стулья,сундуки, вешалки для полотенец), а также обрядовые и ритуальные предметы декорировали резьбой и росписью. Красочно оформлялись короба для свадебных подарков и приданого у эстонцев, кружки для пива, прялки. С большим искусством сельские мастера изготавливали подвесные люстры и праздничные настольные подсвечники.

Искусство деревянной скульптуры cтало в Литве национальной традицией. Необычные кресты, смиренные мадонны, ссутулившиеся фигурки святых и разные персонажи литовской истории довольно часто встречаются в разных уголках страны: в музее и в лесу, парке и на кладбище, на обочине дороги. Искусство скульптурной резьбы очень древнее, но из за недолговечности дерева до нашего времени сохранились скульптуры только с XVIII века.

В Средней Азии численность деревообрабатывающих ремесел была ограничена дефицитом, а, следовательно, и дороговизной древесины. Жители оазисов в связи с рождением сына традиционно сажали дерево, которое в будущем служило уже взрослому мужчине строительным материалом для постройки собственного дома.Для украшения деревянных частей стационарного жилища: внутренних опорных столбов, дверей, ставен для окон, колон крытых террас (айванов) применяли изящную резьбу. Мастерство деревообработчиков было востребовано при изготовлении посуды, колыбелей, орудий труда, транспортных средств (арбы,седла, ), и др. Для кочевников дерево служило каркасом для юрты, из древесины изготавливали предметы ее интерьера — сундуки, шкафчики, подставки для домашнего имущества. Главным видом декора этих вещей была резьба, часто в сочетании с росписью, а казахи для декора использовали инкрустацию костяными накладками.

Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами из поколения в поколение.Признанными центрами резьбы по дереву в Узбекистане были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана. Каждая школа отличается своей техникой резьбы и узорами.

узбек

Орнаментальная отделка опорных столбов(Резьба). Узбекистан

Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг

Дагдганы, Армения, ІХ в.

Кавказ. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Орнаментом украшают мебель,народные музыкальные инструменты, традиционные сосуды для пива и вина, мелкие бытовые предметы.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагдганы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшены трехгранно-выемчатой резьбой.

Дерево в быту горцев с древнейших времен занимало более значительное место чем камень. В Дагестане из дерева изготовлялись не только архитектурные детали фасада и интерьера жилища, но также мебель и посуда. В горной Аварии и сейчас есть аулы, в которых женщины носят воду в высоких деревянных сосудах, в виде вытянутого усеченного конуса.

В Индии традиция резьбы по дереву теряется в древности. До нашего времени сохранились ранние деревянные храмы с великолепной резьбой в штатах Химачал Прадеш и Уттар Прадеш.

В штате Кашмир можно увидеть великолепный декор домов, облицованых деревом, потолки украшают геометрические узоры, а решетчатые окна изготовлены из дерева пинджара.Наглядным примером обработки древесины с применением характерных для этого района техник является Кханках Шах-и-Хамадан — старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.

инд2

Кханках Шах-и-Хамадан-старейшая мечеть в Шринагаре

инд3

В этой стране каждый регион отличается своим особенным стилем резьбы, развившимся в соответствии с местными традициями и с учетом породы дерева. Деревянные куклы, игрушки, религиозная атрибутика и резьба – вот образцы народного индийского искусства.
Санкхеда — известный центр лакированной мебели. Для отделки мебели использовали лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.
Китай. Резьба по дереву в Китае ведет свое начало со времен каменного века. Золотым периодом в развитии производства старинной китайской мебели в Китае считается эпоха правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.).В те времена древесины было в изобилии. Стены, резные столбы, картины из дерева — сохранились до нашего времени и представляют значительную часть культурного наследия Китая.

кит3
кит2

Великолепная резьба по дереву встречается в императорских дворцах в Пекине, городах Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.Во время правления императора династии Цин Цяньлуна (1711-1799), около 400 мастеров собрались в столице для украшения дворцов. Их работы резьбы по дереву до сих пор хранятся в Гугун, императорском дворце в Пекине.

Большой популярностью в Древнем Китае пользовалась лаковая мебель.Техника ее изготовления была известна китайцам еще 2500 лет назад.Позже такая китайская мебель послужила образцом для изготовления подобной европейской мебели.Также использовалась техника резьбы по лаку. Еще одной популярной техникой, прославившей Китай, являлась интарсия (инкрустация). Вставки выступали над поверхностью предмета и были изготовлены из слоновой кости, перламутра, драгоценных камней, панциря черепахи, металла и т.д.
Япония. Памятники древнего японского деревянного зодчества — это шедевры народного плотницкого искусства. Традиция строить храмы из древесины сохранилась до нашего времени.

Огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден) был построен в VIIIв., его площадь -73 х 50 кв.м и высота- 48 м. В 1705-1709г.г. здание было перестроено и уменьшено почти на 30%. Но и в современном облике храм остается самым большим деревянным сооружением в мире.

В XVII-XVIIIв.в. японские мастера демонстрируют высокое искусство орнаментальной резьбы по дереву. Резьба украшала дворцы и резиденции сегунов, храмовые сооружения, широко использовалась при изготовлении мелких предметов быта горожан.Также особое мастерство резчики показали при изготовлении голов для кукол театра дзерури и масок для театра но.
Америка. Несмотря на примитивные орудия труда индейцы Америки также демонстрируют особое мастерство в обработке древесины, равных примеров которому на американском континенте нет. Из огромных кедров, при помощи каменных топоров индейцы выдалбливали лодки, сооружали запруды. Раскалывая бревна на толстые доски, они возводили стены и делали крыши домов. Толстые столбы, врытые в землю,являются опорами для двускатной крыши и порталов, а нанесенная на них искусная резьба изображала родовые тотемы обитателей дома. Особенно выделяются дома индейцев хайда. Тотемные столбы с красивой орнаментацией ставились около каждого дома, придавая индейским деревням своеобразный колорит. Важным видом деревообработки у индейцев было лодочное производство.Мастера -лодочники пользовались большим уважением общины. Лодки выдалбливались из одного ствола большого кедра, были легки и быстроходны.
Из дерева делали различные предметы быта: ковши, блюда, ковши, ложки; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей тотемных животных, водонепроницаемые ящики для хранения продуктов и варки пищи.
В соответствии с особенностями ремесленной техники и ассортимента изделий среди деревообрабатывающих ремесел выделились промыслы : плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьба по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

С тех пор как древний человек встал на две ноги и стал обзаводиться кое-каким инструментом и имуществом, он начал использовать древесину, учился ее обрабатывать и приспосабливать для многих своих нужд. И это не удивительно, ведь дерево — это весьма прочный, но при этом легко обрабатываемый материал и весит он сравнительно не много, да и растут деревья почти повсеместно. Кроме того, из дерева можно делать не только полезные, но и очень красивые вещи, что во все времена привлекало творческих людей к работе с ним.

Задолго до того, как человек научился делать мебель и строить деревянные дома, появились первые художники по дереву, которые сидя у костра в свободное от охоты и сражений с соседними племенами время, вырезали фигурки богов и животных, наполняя теплый податливый материал живой человеческой душой. А другие охотники в это же время постигали искусство делать из дерева полезные предметы: копья для охоты, уютные шалаши, посуду и прочее.

Шли века, человек учился жить удобно, приспосабливая мир под себя. Когда был построен первый деревянный дом и кто сколотил первый стол, точно сказать невозможно, но именно тогда появились первые плотники: они научились грубо обрабатывать древесину, строить жилища из этого материала и делать простую мебель. Стоит отметить, что самым известным плотником в истории человечества был отец Иисуса Христа, да и сам Сын Божий до того, как стать мессией, занимался этим ремеслом.


Но некоторым плотникам захотелось большего и они принялись за более тонкую работу: вытачивать мелкие детали и соединять их, изготавливать лестницы, оконные рамы, двери, арки, строить лодки и более сложную мебель, - так появились столяры. Ну а затем из них выросли и настоящие художники по дереву — краснодеревщики, способные творить из редких сортов древесины настоящие произведения искусства.

Надо заметить, что на протяжении веков столярный инструмент практически не изменился: по-прежнему существуют молотки, гвозди, рубанки и пилы, да и используют их так же как раньше, несмотря на то, что у каждого из традиционных инструментов появились электрические аналоги.

Инструмент:

Никто не станет отрицать, что инструмент это основа в ремесле и для того, что бы создать настоящее изделие, нужен не просто инструмент, а качественный инструмент. Кто-то ответит, что используя современный электрооборудование можно изготовить, например, идеально точные соединения, добиться идеальной отделки и в итоге получить качественный серийный продукт.

Думаю, в таком случае тем, кто придерживается такой позиции не стоит дальше уделять внимание всему, что здесь излагается.

На сегодняшний день благо - хороший инструмент доступен, при наличии у потребителя соответствующего его запросам материального достатка. Однако обладание им не гарантирует положительный конечный результат.

Другое дело, когда из-под железа калевки с приятным слуху свистом выплывает витая ароматная стружка и остается после легких движений твоего рубанка гладкий глянцевый профиль.

Материал:

Следующая составляющая это материал, то есть древесина созданная природой. Это ее живая частица, пусть и попадающая на верстак в виде пиломатериала. Мастер ощущает ее тепло, видит ее красоту, применяя полученный годами опыт и знания, используя свойства и природные особенности дерева, воплощает все эти прелести в свое творение, заставляя обретать вторую жизнь.

Руки мастера:

И, конечно же, главная составляющая – те самые руки, благодаря которым и происходят все действа. Иными словами навыки, умение и мастерство человека.

Человека, который не только обладает мастерством (является мастером), но что особенно важно – любит свое дело.

Банально но, наверное, это так и есть. Идеально, когда это дело с тобой всегда - на протяжении всего дня, ночи - всей жизни. Оно в твоих мыслях всегда - в прошлом и в будущем. И думы эти не тяготят твой разум и не мешают принимать верные и здравые решения в жизни.

Проще говоря – человек нашел себя и получает удовольствие от того, что делает во благо себя, своих родных, близких и окружающих.

Достижение вершин мастерства остается радужной мечтой о прекрасном, которая необходима любому художнику, что бы создать неповторимый шедевр СВОИМИ РУКАМИ.

Для тех, кто желает ознакомиться с моим любительским творчеством - милости прошу на мой канал:


Отраслевой журнал для деревообработчиков и не только

Мастерская современного столяра


Столярное дело в России как значимая отрасль производства было фактически уничтожено в начале XX века в связи с развитием массового фабричного производства. Несмотря на то, что столярные соединения прочнее и обеспечивают лучшую формоустойчивость конструкций, чем любые другие, трудоемкость и длительность их изготовления не позволили им выиграть конкуренцию с более дешевыми изделиями, изготовленными промышленным способом. В результате развитие столярного дела разделилось на два направления: фабричное, занимающее сегодня более 95 % рынка, и классическое столярное искусство, традиции которого массово начали возрождаться только в последнее десятилетие.

Начать обрабатывать древесину и изготавливать столярные соединения может каждый. Чтобы стать столяром, потребуется несколько лет, настоящие же мастера не прекращают учиться никогда. За 1–2 года стать профессионалом невозможно, этого времени хватает только на освоение основных столярных приемов работы с древесиной. К примеру, на настройку такого, казалось бы, простого инструмента, как рубанок, может потребоваться несколько часов, а для того чтобы научиться им пользоваться, необходимо прострогать несколько километров древесины.

Даже после продолжительного курса обучения на изготовление столярного шкафа или небольшого прикроватного столика в первое время у начинающего мастера будет уходить несколько недель. Работа над большими проектами идет в течение нескольких месяцев, и не каждый заказчик готов столько ждать, а тем более – оплачивать такие, весьма дорогие изделия.

Для изготовления столярных элементов необходимо использовать только самую лучшую древесину, с равномерно распределенными по объему физическими свойствами и не содержащую пороков строения. Это значительно увеличивает ее стоимость, а также создает сложности с ее приобретением, так как доля таких заготовок в общем объеме сравнительно невелика. Для примера можно привести точеные элементы мебели или деревянную посуду, которые могут быть полностью изготовлены на токарном станке в течение нескольких часов. С другой стороны, к примеру, при точении посуды может быть использована древесина с пороками, причем чем их больше, тем лучше – тем фактурнее получается конечное изделие.

СЫРЬЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Древесину для столярных работ приобрести достаточно сложно. В розничных строительных магазинах продаются преимущественно пиломатериалы естественной или транспортной влажности, не рассортированные по качественным характеристикам. Кроме того, очень немногие производители пиломатериалов имеют маленькие сушильные камеры, позволяющие им производить небольшие партии пиломатериалов требуемых сечений заданной влажности. Возникает интересный парадокс: вроде бы хвойных пиломатериалов выпускается много, а использовать их в столярном деле сразу, без дополнительной обработки, невозможно. Как ни странно, но в сухом виде, как правило, продается в основном древесина экзотических пород, которую тем не менее необходимо дополнительно выдерживать в мастерской при определенной температуре и влажности не менее месяца. Ценные породы древесины, такие как дуб и бук, поставляются с Кавказа. До определенных политических событий выполнялось большое количество поставок из Украины. Наибольший ассортимент древесины экзотических пород предлагается специализированными магазинами, такими как Bumans. Стоимость их достаточно высока, что в наибольшей степени объясняется высокими транспортными затратами и низким потребительским спросом, а это, в свою очередь, также сказывается на цене изделий.

СОВРЕМЕННЫЙ СТОЛЯР
В столярном деле можно выделить три основных направления:

белодеревцы – мастера, работающие с недорогими породами древесины и изготавливающие дешевую мебель, окна и двери;

краснодеревцы – мастера, работающие с ценными породами древесины. Конечно, из красного дерева или дуба могут быть изготовлены лестницы, окна и другие изделия, но все же основным продуктом их труда является дорогая мебель;

чернодеревцы – мастера, обрабатывающие наиболее ценные породы древесины, как правило, изготавливающие деревянные мозаики – маркетри и интарсии.

Сегодня к столярам часто относят людей, изготавливающих мебель, хотя при классическом понимании профессии это достаточно спорно, поскольку современная мебель в основном изготавливается из композиционных материалов на современных станках, в том числе с ЧПУ. При всех ее несравненных достоинствах такая мебель имеет мало отношения к классическому столярному искусству.

Прикроватный столик работы Павла Вахитова, выпускника столярной школы Rubankov.net.jpg
День открытых дверей в столярной школе Rubankov.net.jpg

По мнению преподавателя школы Rubankov. net, определившей своей целью возрождение столярного дела, Алексея Юрьевича Дейкина, столяром в классическом понимании этого тер-мина может называть себя только тот мастер, который работает с цельной древесиной, формируя изделия с помощью столярных соединений. В современном мире работать так могут позволить себе либо реставраторы, либо любители, поскольку никто, кроме них, по экономическим соображениям не может себе позволить делать вручную изделия из цельной древесины. Получившиеся конструкции будут слишком дорогими и не всегда смогут найти своего покупателя. Единственным исключением из правил могут быть изделия мастеров с именем, которые приобретают не из практических соображений, а для возможности иметь работу признанного мастера.

В промышленных масштабах труд классического столяра сегодня востребован только в литейном деле. Несмотря на высокий уровень удельных затрат на изготовление одного изделия, это все равно дешевле, чем одиночное станочное производство опытных образцов, изготовление которых на станках слишком затрат- но, а порой и невозможно без разработки дополнительных специальных приспособлений. Этот процесс практически невозможно механизировать, поскольку модели всегда разные. Даже в век высоких технологий большинство таких моделей изготавливают вручную.

В наше время искусство ручной обработки древесины следует рассматривать в качестве достаточно дорого, можно даже сказать элитного хобби. В современном мире существует немало других, более дешевых способов самореализации. Столярное искусство для многих является слишком сложным или недоступным по финансовым соображениям. Несмотря на это, в столярные школы поступает достаточно большое количество слушателей, причем все больше девушек хочет учиться этому мастерству. В некоторых группах доля представительниц прекрасного пола достигает трети от общего количества обучающихся.

СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
При организации собственной столярной мастерской необходимо исходить из параметров выпускаемых изделий. Каждое изделие требует использования определенных пород древесины и различных инструментов для ее обработки. Необходимый набор инструментов должен служить не для изготовления абсолютно любых вещей, а подбираться в зависимости от параметров конкретного проекта.

Изготовить небольшой прикроватный столик можно, даже обладая небольшим помещением, площадью от 4–5 м 2 . Здесь необходимо установить верстак, организовать место хранения древесины и поместить шкаф с инструментами. Минимальный набор инструмента для изготовления такого столика следующий:

рубанок для чистового строгания;

обушковая пила для точных работ, позволяющая изготавливать шипы;

двухсторонняя японская пила или две европейские, позволяющие распиливать древесину как вдоль, так и поперек волокон;

минимум 3 стамески, шириной 50, 20 и 6 мм;

разметочный инструмент (угольник, линейка, рулетка, разметочные нож и рейсмус);

Читайте также: