Сообщение о духовно нравственном человеке
Обновлено: 28.03.2024
Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные – нравственность и духовность. Они взаимосвязаны между собой, да, конечно, и они часто определяют друг друга, но это просто разные вещи.
В чем же различие между ними? Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь – к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе.
Нравственность связана с определенными действиями человека. Ведь меня же никто не назовет безнравственным оттого, что у меня бывают кое-какие мысли, ну, не совсем нравственные. А кто знает, какие у меня мысли? Никто не знает. Я вот скажу только о нравственных мыслях, а о безнравственных не скажу. Когда мы пытаемся оценить те или иные проявления человека, т.е. характер, поведение, мы оцениваем их по его действиям. И мы называем нравственным какого человека? Того, который не обманывает, не прелюбодействует, не убивает и т.д. Как видите, мы оцениваем деятельность, поведение, творчество человека с точки зрения тех норм, которые очевидны. Которые можем увидеть, услышать, заметить, и, в зависимости от этого, называем человека нравственным или безнравственным. Например, находят у него соответствующие открытки и говорят: ну, понятно, какая тут нравственность! Или какие фильмы он смотрит, какие книги читает. То есть оценка его нравственности основывается на том, чем он интересуется. Это то, что относится к нравственности.
Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Поэтому духовные ценности каковы? В Евангелии их называют, например: любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, так что всем это будет очевидно. Напротив, чем бо́льшие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает.
Я встречался с таким явлением. Я жил в Гжатске, теперь это город Гагарин. Там был хирург, замечательный хирург. Человек, который никому ни в чем не отказывал. Просят его, он бросает обед и тут же идет и т.д. Вот он скончался. Пришла его жена к священнику, и вдруг священник стал ей говорить такие странные вещи, что она не смогла вынести. Она пришла к священнику с тем, чтобы он… прославил ее мужа, одним словом. А он стал ей задавать кое-какие вопросы – и в результате показал ей, каково было на самом деле его поведение, которое вызывало у всех восторг. Оказывается, вот это его поведение было сопряжено с удивительно (т.е. неудивительно) высоким-превысоким мнением о себе, с гордостью. Человек этот был преисполнен гордости. Такой тип людей очень часто встречается на Западе. Безупречная нравственность, он свят, он доволен самим собой, он всегда ставит себя в пример.
Вот только при каком условии человек приобретает истинное состояние духа, которое делает его способным к восприятию Бога. Не Бог нас принимает или не принимает, а мы становимся способными к принятию Бога. Пока мы поступаем, как говорится, греховно, мы не способны принять Бога. Запомните, Бог есть Любовь. И Он готов в каждый момент нашей жизни дать нам все, что только может дать. Почему же не дает? Нельзя, нельзя. Надень на меня митру сейчас, я потом никого не подпущу к себе – вы недостойны. Дай мне дар чудотворения – сейчас такие чудеса наделаю, что весь мир перевернется. Понимаете, нельзя. Я весь испорчен внутри, хотя этого не вижу, до времени. Недаром говорят: хотите узнать человека, дайте ему власть.
И еще об одном я хотел бы сказать – о неверном понимании христианства. Понимание, которое, в общем-то, если и не всегда присутствовало, то обозначаться стало уже давно, а в наше время приобрело широкий размах. Речь идет о понимании христианства, на первый взгляд, необычном, но вылившемся тем не менее уже в целое богословское направление, доктрину. Речь идет о социально-политическом понимании христианства. Конкретнее – речь идет о том, что христианство явилось той религией, в задачу которой входит такое преобразование человеческого общества, в котором оно действительно станет обществом благодействующих на земле. И все те основные нравственные принципы, которые возвещены Христом, – и они, и догматические истины, все они направлены именно к этому. А что Бог – Любовь, есть ясно, конечно. Вот христианство как раз и является такой доктриной, если хотите, системой мысли, учения, которая направлена на решение этой задачи.
В последнее время уже как-то немножечко замолчали, а вот в 60‑е – 70‑е годы, даже в 80‑е, особенно громко о себе заговорило т.н. богословие революции, затем – богословие освобождения. Под освобождением разумеется освобождение людей от рабства, от эксплуатации, от несправедливости вот в этих, земных, условиях человеческого существования. В богословии революции прямо утверждается, что христианство призывает человека бороться с несправедливостью. Призывает? Кто скажет, что не призывает? А вот какими такими средствами – ну, это извините! Какими средствами? Вплоть до революции. Христос изгнал бичом из Храма, применил насилие? Применил. Следовательно, возможна революция. То есть борьба за социальную справедливость и материальные блага допускает все средства, если целью является справедливость и блага человека. Правда же, доктрина достаточно оригинальная? Она оформилась в таком виде, сравнительно недавно, как я вам говорил.
На самом деле подспудно эти идеи очень давно уже возникли, да и неудивительно, удивляться нечего, поскольку мы постоянно пытаемся все Заповеди Божии, само христианство, приспособить к чему? К жизни нашего ветхого человека. Посмотрите, как протестанты великолепно приспособились. Верующему – грех не вменяется во грех. Что лучше можно придумать, найдите, что лучше: я и верующий христианин, и Библию читаю. Грешу – ну и что, а верующим грех не вменяется в грех. Потому что я верю, что Христос пострадал за всех нас 2000 лет назад и принес полное удовлетворение за все грехи каждого верующего человека. Великолепно! Собственно, само богословие революции, если хотите, оно своими корнями, своей базой имеет вот этот протестантский тезис, хотя, нужно сказать, это богословие революции явилось даже, по-моему, первоначально в лоне кажется Католической Церкви. Я, по крайней мере, знаю о том, что Ватикан очень неодобрительно отнесся к этому, да, и какие-то там были санкции, это было в Латинской Америке, но они плюнули на Ватикан – и все. Через океан не так страшно, океан большой, Папа – далеко.
Почему христианство не боролось с социальной несправедливостью? С рабовладельческим строем? В чем дело? Это вопрос серьезный, друзья мои, вам придется на него ответить. А дело вот в чем. Христианство обращает свой взор на источник человеческой несправедливости, это самое главное. Что является этим источником? Отсутствие любви в человеке. Этот источник – отсутствие любви в человеке – порождает все несправедливости, как в плане личном, так и в плане социальном. Вот на это христианство и направило все острие своего учения.
И подумайте теперь: если рабовладелец и раб, помещик и крестьянин простой, капиталист и рабочий, если они действительно, по существу являются братьями, – не все ли равно, какой будет строй? Рабовладельческий строй будет не рабовладельческий, хотя бы и назывался таковым, и, хотя бы этот раб и был рабом, на каком он будет положении? На положении брата возлюбленного. Христианство смотрит на сердце человека и воспитывает сердце, и это именно проповедует.
Без любви нет христианства. И если ты христианин, ты должен в каждом человеке видеть равного себе, брата своего, а не раба. Этим самым подсекается основа, база, фундамент всякой социальной несправедливости, не по дисциплине жизни, когда есть начальник и есть подчиненный, а по социальной несправедливости. Вот почему христианство имеет совершенно другую функцию – воспитание человека, человеческого сердца, а не социальные перевороты и политические кружева. Поэтому попытка сведения христианства к какой-то социальной или политической доктрине не выдерживает никакой критики.
Всепронизывающий аспект Абсолюта, то, что в христианской традиции называют Святой Дух — это то, из чего исходит все живое, и то, что проникает во все клеточки каждой личности. Постоянно помнить о присутствии в окружающем мире Высшего Начала и видеть его во всем — это качество духовного человека.
Духовность не означает уход от мира. Ни в коем случае.
Духовность человека — это качество сознания, а не внешний ритуал.
- Духовный путь человека: как найти и выбрать
- Что будет, если соединить психологические методики и духовное знание?
Откуда возникают противоборства между, скажем, приверженцами разных духовных традиций? Они рождаются из понимания духовности не как качества сознания, а как ритуала. И если ритуал другой — это уже не духовность. Значит, нужно бороться с этой неправильной духовностью.
Получите успех и удачу
Упавший духом гибнет раньше срока.
Духовные качества человека
Духовные качества человека связаны с развитием личности. Почти всегда развитию духовных качеств предшествует большая внутренняя работа личности над собой. Развитие духовных качеств может потребовать от человека многих лишений. Некоторые люди, обычно ради веры и души готовы преодолевать трудности, проблемы, неприятности, унижения, лишения, болезни.
Во все времена с целью развития своих духовных качеств некоторые люди бросали достаточно обеспеченную, но не духовную жизнь и уходили в монастыри, в леса, в святые места. Данными примерами наполнены разные Святые книги, рассказы о Святых, праведных, монахах и пр.
Можно назвать следующие духовные качества человека: нравственность, покаяние, кротость, раскаяние, светлая духовность, веротерпимость, духовная гармония, подвижничество, правдивость, праведность, искренность, чистосердечие, бесхитростность, доверие, безгрешность, светозарность, благодарность, признательность, справедливость, радость за других и прочее.
Качества духовно-нравственного человека — процесс развития, процесс, формирования личности, в котором происходит выработка человеческих этических норм, социальной адаптации, осознания себя в обществе людей. Духовное развитие — потребность человека. Типичные компоненты духовности выражаются в интересах личности к развитию мировоззрения, формированию идеалов и убеждений. Такие составляющие образуют ту сущность личности, какая становится руководящей силой в делах и поведении людей.
Нравственные качества – это по своей сути человеческие принципы и моральные нормы, которые вошли в миропонимание и стали духовными мотивами поведения, и определили этим настающую форму личности. Содержание данной личности, её суть заключается в специфике выбора жизненной позиции. Ряд подобных выборов определяет судьбу человека. О таком формирование нравственных качеств человека писали Матвиенко и Сухомлинский.
Качества духовно-нравственного человека всегда развиваются вместе с волевыми особенностями личности. Именно воля придает человеку тот духовный стержень, который включает в себя содержательную часть личности и её направленность. Духовное и нравственное развитие человека важнейшая часть внутренней, духовной работы любого человека.
Духовно-нравственные качества людей
Социальные и духовные качества человека
Социальные и духовные качества людей наиболее важны в жизнедеятельности общества. Развитие личности обычно идёт в самодеятельном, добровольном взаимодействии и согласованности чувств, действий, стремлений, с такими же чувствами, действиями, стремлениями большинства участников социума.
Духовная работа людей сильно отличается от физической работы. Через духовное развитие люди не получают никаких материальных выгод, духовная работа невидима окружающим и если она настоящая, то идёт тайно, без показухи и надежд на какие либо выгоды.
От духовной деятельности люди ждут духовного тепла, света, внутренней радости, иногда учачи и разного подобного, но никак не общественного признания. Иначе это уже корысть, которая не способствует развитию благих духовных качеств.
Однако необходимо отличать духовное от религиозного. Часто духовные философии и практики непосредственно связанны с религией. Они умышленно разграничивают тело, с духом и умом заставляя людей менять личную перспективу восприятия мира.
Духовность, по своей сути, не является религией. ,Но религия делает духовность своей составной частью и адаптирует её для своих сторонников. Каждый человек может самостоятельно или участвуя в групповой практике изучать трансцендентальные состояния мозга, тела и души и т.д. Смысл такой деятельности в конечном итоге может стать собственное понимание жизни.
Хоть и существует множество религий и духовных практик, каждый имеет право выбирать личное направление, назначение, курс, постижения духовного и развивать духовные качества которые сам выбирает. Эти линии, пути, дороги не ведут к одному и тому же результату. Одно из направлений может привести к целительству, другой путь к мистическому пути одного из мировых религий, а другой взаимодействует, к примеру, с мирами ангелов и полубогов. Не все дороги ведут в Рим. Но многие из них достигают самых глубин сердца.
О духовном успокоение
Ребёнку достаточно обнять любимую маму, что бы все беды и невзгоды улетели. Время идёт. Проблемы ставятся тяжелее и мама уже не всегда в состояние отвести невзгоды и разочарования. Душевную материнскую чистоту временно заменяют друзья и любовные встречи, потом нам становятся больше нужны деньги и разные блага со своими атрибутами: дорогая одежда, автомобили, украшения. Неспособность приобрести их вызывает в людях своеобразную жажду. Источник которой, при внимательном рассмотрение кроется в огромной потребности в успокоении.
Человек полагает, что деньги или власть дадут ему защиту наподобие той, которую раньше могли дать родители. Приходит время понимания, что масса вещей, на которые человек раньше полагался, не доставляет ему удовольствия. Всегда чего-то не хватает потому, что приобретенное не избавляет от глубинного и истенного страдания. Не одна из вещей не приносит ожидаемого эффекта если человек не приходит к понимаю о необходимости удовлетворения духовных потребностей, а не физических. Потому, что та пламенная страсть которая живет внутри людей не имеет физическую природу. Она духовная. И когда человек разумеет, что надо искать успокоение духовное обычно рядом с ним появляются люди или книги и что-то подсказывает ему, что необходимо осознание своей духовной природы и души. Это происходит магическим образом природа которого неузнаваема.
Тогда ум находит в теле душу и образует связь человека с его духовной природой. Ошибки которые совершал человек ориентированный на удовлетворение плоти, своей животной природы, совершаются всё реже, ведь они были результатом отсутствия информации и знания о душе. Пока ум поддерживает чёткую связь со своей духовной природой он всегда спокоен и знает как надо поступить.
Он безошибочно определяет то, что хорошо и что плохо поскольку ошибочные представления о жизни исходят от животной природы человека. Как наркотики затуманивают они сознание и мешают найти в себе душу. Они постоянно рождают мрачные, чёрные мысли и стрессы. Это есть духовная болезнь, излечить которую может религия.
Я считаю, что нет смысла людям, родившимся в одной религии искать религию лучше чем та которая у него уже есть. Такие часто становятся жертвами сектантов. Если связь ума и души найдена люди сами видят нужное место для лечения духовных ран. Когда мы находим духовную связь ума и души, то смотрим внутрь себя и осознаем, что причина неприятностей и беспокойств не в других людях, нет. Эта причина внутри нас. Когда человек образует в себя связь с духовной природой и не только своей личной, но духовной природой всего живого, он понимает это.
Здесь нас ожидает счастливое открытие. Выясняется, что причина счастья и радости тоже в нас. Как только человек делает такое открытие, не через то, что прочитал сейчас. А когда лично почувствовал и понял, он наконец, находит успокоение, которого ему не хватало. Такое понимание приводит к мыслям, что и хорошее и плохое – плоды нашей жизни. Надо работать над собой и своим миропонимание, применять волю, чтобы закрепить хорошее и отдалится от злого. Когда связь с духовной природой найдена, тогда закон каузальности, причины и следствия, становится для нас вполне очевидным и мы наблюдаем его во всём. Знания о действии причинно-следственных связей даёт нам дополнительные преимущества. Мы уже не двигаемся в неизвестности, а понимаем причины явлений. Духовная связь не только успокаивает, она указывает нам праведные пути для наших действий и не даёт проявятся человеческому эгоизму.
Иногда достигнув успокоения и найдя пути решения разных задач, некоторые люди могут проявлять свой эгоизм тем, что хвалят себя за духовные достижения. Хвастаются ими. Проявляют этим свою животную природу и вновь закрывают зыбкие духовные связи. Установив однажды связь с душой, нужно потратить некоторое время для того, что бы прочно закрепить в себе рефлекс на движение по пути добра. Это значит нельзя лукавить, приспосабливаться, говорить неправду, строить коварные планы даже мысленно. Любое событие, которое может быть воспринято душой как грех не должно быть допущено.
Духовная работа начавшаяся как желание личного, духовного успокоения, через нескорое время начинает развивается и перерастает в желание содействия другим людям которые не вступили на духовный путь, но находятся в состояние духовного поиска. Всё это приводит к пониманию тех истин которые написаны в великих духовных книгах и конечно Богу. Обращаясь за успокоением к своё духовной природе мы тем самым обращаемся и к Богу.
Это происходит ещё и из-за того, что мы видим результаты наших поступков и подходим к ним осознанно. Любому кто нашёл в себе духовную связь нет необходимости объяснять, что наши мысли являются причинами наших страданий и в тоже время основой для нашего самого большого счастья. И что гораздо важнее защищать чистоту наших помыслов и беречь мысли от плохого влияния, чем защищать тело. Это значит, что позитивный, духовный настрой сознания гораздо важен чем деньги, имущество и разные вещи. Человек не имеющий связи с духовной природой, поступает наоборот. Он старается сберечь тело и плоды своего животного проявления. Он способен причинять вред другим. Но как только устанавливается связь с душой цели меняются.
Духовная, природа преобладает и цели смещаются. Теперь этот же человек считает своей необходимостью помогать, а не вредить. Это значит, он проявляет сострадание, чувствует как работает каузальность и не теряет связь со своей душой, а значит и с Богом. Человек нашедший связь с духовной природой находит и удовольствие в реализации своих талантов. Он проявляет творческие способности. Меняется приоритеты, образуется новый круг знакомых разделяющих его взгляды, он приходит в религию перерождается в счастливую, духовную, творческую личность. Более того, все честолюбивые помыслы осуществляются, идеи воплощаются в реальность. Мысли блуждавшие раньше сами по себе теперь стали спокойнее. Чем прочнее связь духовная, тем большее хорошего случается в жизни. Счастье и спокойствие, наконец, стали истинными и в сердце больше нет места беспокойствам, только покой.
Добавить комментарий
Проверьте себя
Представьте, вы хотите дать другому человеку попить воды. Для этого вы совершаете последовательность действий — определенный социальный ритуал. Который состоит в том, что вы берете кружку, чашку, стакан и наливаете туда воду. Далее ритуал продолжается — вы протягиваете воду человеку. Такова внешняя формальная, ритуальная часть этого действия.
Если в стакане не будет воды, но внешний ритуал будет выполнен просто идеально… Представьте, вы элегантно берете стакан, изящными движениями рук и тела, с улыбкой на лице, с очень хорошим отношением к человеку вы соблюдаете внешнюю сторону ритуала, но… Воды в стакане не будет.
Исполнится ли желание, ради которого все это происходит?
Потому что в данном случае без воды невозможно поделиться своей любовью. Любой подарок, который мы делаем другому человеку через поддержку, помощь, через любое действе — это выражение любви нашего сердца. Вода должна быть в стакане.
Примеры духовного развития
Примеры духовного развития много, даже взять меня. Что бы я в 17 лет понимал, буду заниматься психологией, разбираться в любом человеческом шаге, направляя в правильное русло. Но ко всему этому меня привели личные проблемы.
Бесплатная консультация психолога. Получить!
Так шаг за шагом, я отказался от старой модели поведения, где был не уверенный в себе, застенчивый с букетом комплексов неполноценности в сторону лучшей версии себя. Для этого я изучил много техник работы над собой и любую негативную эмоцию я проработал. Теперь меня не злят пробки на дорогах или когда водитель тебя подрезает. Раньше меня это сильно бесило, но сейчас я к этому отношусь так: если передо мной что-то происходит, значит, я сам захотел на это посмотреть.
Ритуалы в духовной практике
Ритуал, если мы говорим о духовной практике — это лишь внешняя составляющая. Духовность человека не измеряется внешними категориями. Это нечто внутреннее, это вне ритуала. Это то, что ритуал доносит до нашего сердца или до сердца другого человека.
Поэтому и молитва, и медитация полностью бессмысленны — если мы не вкладываем в них определенное настроение.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Разработала учитель русского языка
и литературы: Шнайдер О.В.
Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Без духовно-нравственного воспитания невозможно быть культурным и образованным человеком, понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, нельзя развить высоконравственную гражданскую позицию, пробудить чувство патриотизма, осознать необходимость жить нравственно. Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность нашего времени.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
формирование потребности в здоровом образе жизни;
формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
эстетическое развитие детей;
сотрудничество семьи и школы
обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Цели проекта.
1. Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение школьников к основам православной культуры.
2. Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
3. Снижение уровня агрессивности.
4. Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся.
Задачи проекта.
Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.
Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований.
Активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде.
Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.
Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический : отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический : воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия школьника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Участники реализации проекта
Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений;
чтения стихотворений детьми,педагогом;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми :
- чтение литературных произведений;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Формы работы с родителями:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-лекторий для родителей;
-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, -родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-индивидуальные консультации специалистов;
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей.
-ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
-индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
Планируемые результаты
Обучающиеся имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла.
-сотрудничают в тесном контакте со школой по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
С самого раннего возраста родители учат нас, что хорошо, а что плохо. Эти знания помогают людям без проблем существовать в рамках социума, выстраивать успешные взаимоотношения с окружающими. Следование таким законам позволяет определить зрелость личности. А о том, что это такое – морально-нравственные качества человека вместе с определением, читайте дальше.
Понятие в психологии
Каждый индивид имеет для себя перечень правил и взглядов и старается им следовать. В комплексе этот свод создает моральный характер. Все это влияет на выбор, взаимодействие в обществе, отношение к другим, к природе, к себе. Нравственность прививается еще в детстве. Есть три варианта развития:
- Сдерживание на основе страха. Ребенок начинает понимать связь между наказанием и неправильным поведением и в итоге воздерживается от совершения действий, запрещенных родителями или учителями.
- Проявление эмпатии. Это умение представлять то, что ощущает другой. Так человек старается своими поступками сдвинуть эмоциональное состояние людей в лучшую сторону.
- Совершенствование мышления личности на ступени формального подхода. В этом случае приобретается определенный опыт по проверке предположений, новой оценки информации и переформулирования взглядов.
Связанные понятия, ориентиры и позиция
Существует несколько смежных терминов, которые нельзя оставить без внимания. Например, духовно-нравственный ориентир – это цели и табу, формирующие поведение. Личность устанавливает для себя границы и старается не выходить за их пределы. Они контролируют деятельность индивида, способствуют поиску места в социуме, определяют степень порядочности. Ведь некоторые не могут совершить воровство, измену или предать других ввиду собственных установок.
- самоконтроль поступков и действий;
- совесть;
- ощущение человеческого достоинства;
- поведенческие побуждения.
И, наконец, принципы – основа для выстраивания социальных и межличностных взаимоотношений. Они являются универсальными и регулируются посредством порицания или одобрения деятельности социумом.
Какие бывают нравственные качества личности: список
Сразу же скажу, что помимо хороших, существуют отрицательные свойства: завистливость, злость, властность, лживость. При низкой степени нравственности подобные деяния рано или поздно начнут казаться допустимыми, а может даже и предпочтительными. Чтобы этого не допустить, необходимо, в первую очередь, следить за собой и своими поступками.
Этот перечень поможет выявить сильные или слабые стороны и наметить курс на самосовершенствование. Но это только первые шаги к улучшенной версии себя. Если вы решительно настроены на развитие положительных характеристик, то записывайтесь на мою консультацию .
Ответственность
Индивид обязан понимать, что его деятельность и даже ее отсутствие ведет к конкретным последствиям. Увы, такая черта присуща в основном зрелым личностям, отличающимся самостоятельностью и обладающим самоуважением. Ведь тем, кто привык, что за них все проблемы решают другие, будет довольно сложно отвечать за собственные поступки.
Ответственность зависит от воспитания. Ребенок, зная о правилах и запретах, понимает, что нарушив их, он будет наказан. Взрослым развить это свойство уже сложнее. Для этого можно за каждый проступок придумать штраф. Например, сделать то, что не очень хочется, но полезно.
Гуманизм
Это высокое нравственное качество , без которого жить в обществе было бы гораздо сложнее. Сюда входят сопереживание, заботливость. Но затруднение в том, что вызвать эти чувства специально практически невозможно, так как они просто возникают. Также довольно сложно любить всех вокруг. Но если присмотреться к окружению, интересоваться их жизнью, наблюдать за ними, любовь становится оправданной.
Верность
Эта характеристика сегодня в большой цене. Ее проявление подразумевается не только к возлюбленному, но и к себе и к собственным обещаниям. Если индивидуум желает, чтобы его ценили и уважали, то ему следует сдерживать слово. В противном случае нужно заранее предупредить о трудностях, чтобы не испортить взаимоотношения.
Дисциплина
Это пример морального качества человека , когда необходимо соблюдать все сложившиеся общественные нормы, чтобы не наткнуться на санкции со стороны государства. Но в психологии также есть понятие девиантной личности. Оно применимо в том случае, если индивид не может соблюдать законы и порядочно себя вести.
Честность
Примеры нравственных качеств и чувства
Эмоции зависят от того, совпадают ли действия с принятыми обществом правилами или нет. Если поступки индивида были совершены с соблюдением моральных устоев, то ощущения у него положительные. Но если они идут вразрез с одобренными моделями поведения, то негатив будет обеспечен.
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Приведу наглядные ситуации из жизни:
- Юноша поддался всплеску раздражительности и нагрубил пожилому. Если уважение к старшим является одним из его ориентиров, то он будет осуждать себя и корить за подобный проступок.
- Девушка дожидается своего возлюбленного из армии, проявляя верность и преданность. Она будет испытывать внутреннее удовлетворение от того, что ее дело соответствует общепринятым принципам.
- Путешественник долго ездил по разным странам и наконец возвращается на родину. В момент возвращения у него возникает ощущение патриотизма, что также вызывает положительное состояние.
Поведение
Его можно назвать нравственным в том случае, когда личность связывает его со сложившейся системой взглядов и ценностей. Все это выливается в совокупность поступков – действий, вызывающих одобрение или осуждение в социуме. Но если ситуация требует активности, а индивид ее не проявляет, это также можно назвать деянием, имеющим собственные последствия.
То, как человек себя ведет в обществе, расценивается в виде реализации таких принципов, как доброта, вежливость, справедливость. Но вместе с тем выделяется и безнравственное поведение, основанное на ненависти и лжи. Оно несет разрушающее воздействие, в то время как позитивные проявления, наоборот, реализуют стремления индивидуума и делают его лучше в глазах окружающих и его самого.
Оценка нравственных качеств личности – не всегда объективно. Не выявлено даже критериев для подобного оценивания. Но все же анализ разбивается на множество факторов. Среди основных выделяются:
- Мотивы. Их огромное количество и они неоднозначны. Ведь бывают ситуации, когда благороднейшие стремления приводят к негативным действиям.
- Последствия. Их стоит учитывать всегда. Часто поступок оценивается с точки зрения общественной значимости.
- Действительность. Одно и то же деяние при разных обстоятельствах может стать значимым либо осуждаемым.
- Средства, используемые для совершения. С точки зрения морали, достижение результата любыми способами не есть хорошо. Ведь это развивает эгоистические свойства.
Нравственное поведение определяется моральными убеждениями личности, степенью ее культурного и общего развития. Оно устанавливает дальнейшую жизнь индивида, возможность сосуществовать в обществе и добиться в нем высокого положения, а также создает его представление о добре и зле, счастье.
С одной стороны, это свободный выбор, а с другой – ограничение посредством установленных требований. Поэтому человек всегда старается найти баланс между двумя крайностями: социальными рамками и собственной независимостью.
Разновидности норм: какие бывают
Установки со стороны нравственности похожи на правовые. Они также формируют поступки людей, но при этом не зафиксированы в письменном виде, а просто известны всем.
Такие ценности воплощают мораль, ведь она определяют сознание индивидуума в различных сферах, будь то семья, профессиональная деятельность или межличностные взаимоотношения. И если за нарушение закона государством применяются санкции в виде административной или уголовной ответственности, то несоблюдение нравственных устоев карается общественным осуждением и возникновением внутренних негативных эмоций, что мы называем угрызениями совести.
Если говорить о видах норм, то представим себе шкалу с двумя противоположными полюсами: плюс и минус. Это поощряемые и порицаемые поступки, влекущие за собой определенные последствия.
К первым можно отнести всем известные требования:
- уступать место в транспорте беременным, детям и пожилым;
- приветствовать и прощаться;
- помогать нуждающимся.
Каждое из этих правил имеет свой антипод. Он и станет недопустимым в социуме действием. Сохранить нейтральную позицию в системе невозможно, так как даже бездействие повлечет за собой конкретные события. Именно поэтому личности приходится следовать имеющимся нормам, чтобы успешно жить в обществе.
Что указывает на зрелость
Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.
Выделю 6 критериев:
Понятие релятивизма – что это такое
Говоря о морально-этических качествах, стоит затронуть тему и об этом философском течении. Его сторонники уверены, что понятий абсолютного добра и зла не существует. Согласно этой теории, мораль не привязана к универсальным правилам. Всякое суждение является оценочным и относится к конкретному субъекту, генам, эпохе или культуре.
В связи с этим термин рассматривается с двух сторон:
- мнение о добром и злом условно;
- социальная нравственность также относительна в зависимости от установленных стандартов.
Пару слов о развитии нравственных устоев
Как же моральные ценности формируются у детей? Существует 3 этапа развития детского сознания:
- Доморальный (от 4 до 10 лет). В этот период в приоритет ставится собственная безопасность и выгода. Малыш стремится избежать наказаний и поэтому поступает так, чтобы получить одобрение взрослых. Затем наступает вторая стадия, где действия детей направлены непосредственно на вознаграждение.
- Конвенциональный (от 10 до 13). Происходит осознание установленных правил и системы ценностей. Сначала авторитетом выбирается близкий. И нежелание его расстроить становится причиной соблюдения этих норм. Затем ребенок начинает понимать причину рамок и использует их для отстаивания собственных прав.
- После 13 лет. В этот период подросток формирует свой комплекс взглядов путем корректирования социального шаблона. На первой ступени большое внимание уделяется требованиям, обеспечивающим спокойствие жизни. А на второй – создается индивидуальный устойчивый свод.
В этом возрасте человек уже сможет вынести осуждение, если поведение массы покажется ему отдаленным от справедливости.
Явление безнравственности
Процессы в обществе происходят циклично. Поэтому наступает момент, когда нравственность переживает упадок. Причиной этого может стать постоянная трансляция образа успешной личности, не берущей в счет мораль, идущей к своей мечте, разрушая на пути все имеющиеся стереотипы.
Все это, конечно, подается под соусом романтики, так привлекающей молодежь, легко поддающейся влиянию. Однако молодое поколение в большинстве своем не может оценить масштабность последствий. Ведь игнорирование требований ведет к анархии, хаосу и беззаконию.
Безнравственный социум — это сообщество, где люди следуют на поводу у собственного эгоизма. Они не испытывают угрызений совести, когда наносят вред окружающим. Все это ведет к глобальной катастрофе. Разрушаются исторически сложившиеся установки, размывается граница между добром и злом.
Заключение
Итак, в этой статье я рассказала, какие есть нравственные качества человека, и привела их список с определениями. Добавлю только, что особенно важно с младенчества воспитывать детей с учетом высоких моральных взглядов. Ведь только так можно подарить подрастающему поколению осознанную жизнь в мире и гармонии. Если хотите получить более подробную информацию, как найти и понять себя, запишитесь на мою консультацию .
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Читайте также: