Сообщение на тему стенография

Обновлено: 30.06.2024

Стенография - скоростное письмо, основанное на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи и рационализировать технику письма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 4
ИСТОРИЯ СТЕНОГРАФИИ 4
Из глубокой древности 4
Развитие стенографии 7
Русская скоропись 8
Стенография за границей 11
Из истории наук и искусств 12
Альфред Эдмунд Брем 12
Дмитрий Иванович Менделеев 12
Дмитрий Николаевич Прянишников 13
Николай Егорович Жуковский 13
Иван Петрович Павлов 14
Николай Михайлович Горчаков 14
Лев Николаевич Толстой 15
Фёдор Михайлович Достоевский 16
Чарлз Диккенс 17
ВЫВОД К ГЛАВЕ I 19
ГЛАВА II 20
Массовое стенографическое письмо. 20
Анализ старых и новых стенографических систем. 20
Характеристика стенографического письма 21
Стенографический алфавит 21
Применение на практике 24
ГЛАВА III 25
ВИДЫ СТЕНОГРАФИИ 25
Геометральные системы 25
Курсивные системы 25
Морфологические системы 25
Фонетические системы 25
ГЛАВА IV 27
Актуальность стенографии в современном мире 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
БИБЛИОГРАФИЯ: 32

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ СТЕНОГРАФИИ новое (2) - копия.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А. Шолохова

Факультет иностранных языков и международных коммуникаций

Кафедра перевода и переводоведения

Реферат на тему:

ИСТОРИЯ СТЕНОГРАФИИ 4

Из глубокой древности 4

Развитие стенографии 7

Русская скоропись 8

Стенография за границей 11

Из истории наук и искусств 12

Альфред Эдмунд Брем 12

Дмитрий Иванович Менделеев 12

Дмитрий Николаевич Прянишников 13

Николай Егорович Жуковский 13

Иван Петрович Павлов 14

Николай Михайлович Горчаков 14

Лев Николаевич Толстой 15

Фёдор Михайлович Достоевский 16

ВЫВОД К ГЛАВЕ I 19

ГЛАВА II 20

Массовое стенографическое письмо. 20

Анализ старых и новых стенографических систем. 20

Характеристика стенографического письма 21

Стенографический алфавит 21

Применение на практике 24

ГЛАВА III 25

ВИДЫ СТЕНОГРАФИИ 25

Геометральные системы 25

Курсивные системы 25

Морфологические системы 25

Фонетические системы 25

ГЛАВА IV 27

Актуальность стенографии в современном мире 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

ПРИЛОЖЕНИЯ 29

БИБЛИОГРАФИЯ: 32

На протяжении всей истории человечества письмо было одним из визуальных средств передачи информации. В течение технического и информационного прогресса, перед человеком встала основная задача: отобразить информацию в письменном виде и в сжатые сроки.

Эволюцией письменности стала стенография – скоростное письмо особыми знаками. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4—7 раз.

Актуальность выбранной темы обусловливает более углубленное и подробное изучение особого вида письма, его характеристик, а также расширение кругозора студента.

Целью данной работы является закрепление и расширение теоретических и практических знаний о стенографии. Использование навыков стенографирования в учебном труде при записи конспектов, лекций.

Основная задача реферата заключается в освещении важных моментов в истории стенографии, а также в разъяснении основных определений и правил скоростного письма.

Ученые доказали, что стенография развивает зрительную и механическую память, мышление, умение четко формулировать свои мысли, способствует улучшению знаний русского языка, исправляет плохой почерк, расширяет кругозор. Именно по этой причине, скорым письмом целесообразно обладать людям разных профессий. Во всех областях: в политике, экономике, науке, технике, искусстве – стенография экономит время, улучшает качество работы.

Исключительное значение имеет она для студентов вузов, учащихся техникумов, а также для старшеклассников средних школ при поступлении в вуз.

Эти и многие другие аспекты раскрываются в данном реферате.

Из глубокой древности

Стеногра́фия - это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно успеть записать живую речь или возникшую мысль.

Слово "стенография", имеющееся во многих языках, греческого происхождения (στενός — узкий, тесный и γράφειν — писать) и в точном переводе значит "узкопись", "теснопись". Его впервые ввел в употребление англичанин Джон Уиллис.

Устное слово живет несколько секунд. Записанное, оно может просуществовать тысячелетия. Поэтому понятна та роль в развитии культуры, которая принадлежит стенографии как средству закрепления произнесенного слова.

Письмо возникло за несколько тысяч лет до нашей эры в результате упорного стремления людей к взаимному общению. На первой ступени своего развития письмо было предметным. Наиболее интересными системами такого письма являются раковинное и узловое. В глубокой древности узловое письмо - "квиппу"- было в большом применении у китайцев, мексиканцев, персов и

К этому же письму довольно близко примыкало раковинное письмо, достигшее особого развития у североамериканских индейцев.

Позднее на смену предметному письму появилось начертательное. Оно прошло три стадии развития: живописное (картинное), иероглифическое и, наконец, алфавитное, буквенное письмо, существующее и в наши дни.

Живописное письмо передавало отдельные понятия и фразы при помощи картинок.

Древнеегипетское письмо

Древнеегипетская скоропись, происшедшая из иероглифического письма

(иератическое письмо)

До последнего времени живописное письмо сохранилось у некоторых индейских племен Америки.

В начале четвертого тысячелетия до нашей эры зародилось иероглифическое письмо. Слово "иероглиф" означает священные письмена или священное письмо жрецов.

Около IX века до нашей эры был составлен первый алфавит, приписываемый финикийцам - народу, жившему на северном побережье Африки. Славяне создали свою азбуку - глаголицу

Позднее, во второй половине IX века нашей эры она была вытеснена другой азбукой-кириллицей. Кириллица - по имени Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием перевел евангелие на старославянский язык. Эта азбука легла в основу старославянского и современного русского алфавита.

Скорость нашего обычного письма относительно невелика, она достигается усовершенствованием техники письма, но самые буквы- значки остались такими же, какими пользовались наши предки. Поэтому человечество не удовлетворяется и этим письмом и продолжает его совершенствовать и упрощать.

Развитие стенографии

Много веков назад возникла идея создать новое, более упрощенное, стенографическое письмо, позволяющее записывать живую человеческую речь.

Уже древние греки и римляне заметили огромную разницу в скорости между произнесением слова и его письменным изображением и попытались приблизить скорость письма к быстроте устной речи. Результатом было появление особого вида письма - скорописи, или стенографии. Наибольший расцвет скоропись получила в Древней Греции и Риме.

Автором древнеримской стенографии считается Тирон - раб и секретарь знаменитого оратора древности Цицерона. Латинская стенография в честь её автора называется тироновыми нотами.

(Стенография Р.А. Вексман, Я.Е. Каждан, Т.С. Порто, Москва, 1971г.)

Стенография древности, с нашей точки зрения, весьма несовершенна: в противоположность буквенному характеру современного скоростного письма древняя стенография была словной, то есть каждое слово выражалось особым знаком. Тироновых нот насчитывалось около 5 тысяч: запомнить их все было невероятно трудно.

Стенография – это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно записать живую речь.

Благородным и таинственным искусством называл её Чарлз Диккенс.

Стенография существует более двух тысяч лет. Если обыкновенном письмом можно записать в одну минуту около 20 слов, то стенографическим – от 80 до 140 слов.

Стенографическим письмом целесообразно знать людям разных профессий. Во всех областях: в политике, экономике, науке, технике, искусстве – стенография экономит время, улучшает качество работы.

Исключительное значение имеет она для студентов вузов, учащихся техникумов, а также для старшеклассников средних школ при поступлении в вуз.

Когда зародилась стенография? Что она из себя представляет и по каким правилам ведется?

Эти вопросы и многие другие вопросы раскрываются в данном реферате.

1. История стенографии

Письмо возникло за несколько тысяч лет до нашей эры в результате упорного стремления людей к взаимному общению. На первой ступени своего развития письмо было предметным. Люди пытались передавать свои мысли с помощью предметов. Позднее на смену предметному письму появилось начертательное, которое прошло три стадии: живописное (картинное), иероглифическое и, наконец, алфавитное, т.е. буквенное, существующее в наши дни.

Стенографическое письмо зародилось из обычного письма на ранней стадии человеческое культуры в связи с возникшей у разных народов потребностью в краткой и быстрой записи и точном запечатлении устной речи.

Еще в Древне Египте заметили огромную разницу в скорости между произнесением слова и его письменным изображением и попытались приблизить скорость письма к быстроте устной речи. Результатом было появление особого вида стенографии. Наибольший расцвет стенография получила в Древней Греции и Риме. Автором древнеримской стенографии считается Тирон – раб и секретарь знаменитого оратора древности Цицерона. Латинская стенография в честь её автора называется тироновыми нотами.

Конечно, стенография древности, с нашей точки зрения, весьма несовершенна: в противоположность буквенному характеру современного скоростного письма древняя стенография была словной, т.е. каждое слово выражалось особым знаком. Тироновых нот насчитывалось около 5 тысяч: запомнить их все было очень трудно.

Автором первой буквенной стенографии был Джон Уиллис. Знаки его системы – это части круга, прямые линии, отличающиеся друг от друга наклоном. Слова напоминали геометрические фигуры, поэтому система была названа геометральной.

Конец XVIII и начало XIX веков ознаменованы рождением так называемых курсивных систем, которые также появились в Анлии. Родоначальником первой курсивной системы был Симон Бордлей (1789). Знаками его системы послужили элементы обычного письма.

Геометральный и курсивные системы не требовали заучивания каждого слова в отдельности, ибо слова составлялись уже из стенографических знаков.

В царской России стенография применялась крайне редко, знание её было недоступно для широких масс, стенографов было несколько десятков. Стенография не могла получить широкое распространение в стране, где большинство людей даже расписываться не умели.

Новый этап в развитии русской стенографии наступил после победы Октября. В 1925 г. В Москве состоялась первая конференция стенографов. Участники приняли решение о создании унитарной системы стенографии, которая впоследствии совершенствовалась.

В настоящее время в мире применяются геометральные системы, характерные для языков с относительно короткики словами (английский. Французский), и курсивные, свойственные языкам с длинными словами (русский, немецкий).

2. Массовое стенографическое письмо

Новая система стенографии разработана специально для русского языка. Теория массового письма построена на научных основах с учетом психологических, физиологических, гигиенических, графических условий и процессов обычного и стенографического письма.

Фундаментом всякого письма, в том числе и стенографического, является его алфавит – буквы. Стенографические алфавитные буквы, или, как принято их называть, знаки, намного проще обычных букв, а стенографическое письмо в 5–7 раз короче обычного.

В старых системах стенографии алфавитные знаки брались из частей соответствующих рукописных букв немецкого языка или произвольно. Для приобретения автоматизации письма таких знаков требовались месяцы.

Алфавитные же знаки в предлагаемой чисто русской системе стенографии взяты по возможности из частей соответствующих букв русского скорописного шрифта, автоматизация написания которых приобретается нами с детства. Нужно заметить, что у изучающего уже имеется в коре больших полушарий давно выработанный и прочно закрепленный условно-рефлекторный динамический стереотип обычного письма; иначе говоря, он записывает каждую букву определенным привычным движением руки. Эта родственная ассоциативная связь стенографических знаков с обычными буквами с первых же занятий намного облегчает запоминание стенографических знаков, значительно ускоряет процесс письма и чтения, сокращает сроки обучения стенографии, делает приобретенный в процессе обучения навык скоростного письма устойчивым, прочным.

Второй отличительной чертой предлагаемой системы является размер алфавитных знаков. Если в старых системах применялись алфавитные знаки трех и даже четырех размеров, то в новой – только двух. Это дало возможность увеличенные алфавитные знаки использовать для обозначения сочетаний букв – символизации. При этом учтен фонетический строй русского языка, что сблизило эту систему некоторыми системами родственных славянских языков.

Символизация согласных сделала начертания большого количества слов значительно короче, а это, в свою очередь, позволило избавиться от многих сокращенней, которые требуют специального заучивания и постоянного повторения.

В отличие от старых в данной системе имеются алфавитные знаки для выражения всех гласных, что является обязательным условием массовой стенографии.

В то же время система дает высокие практические результаты при изучении ее в объеме профессионального курса.

Переход от массового письма к профессиональному происходит без всякой перестройки навыка и заключается в освоении более высоких принципов краткого письма, в увеличении количества тренировок. Система позволяет приобрести навык письма любого уровня, а значит применять стенографию уже во время ее изучения.

Изучение стенографии идет легко и быстро, если оно поставлено правильно, если соблюдаются все педагогические, методические и технические требования и указания. Как нельзя строить здание без фундамента, так и в стенографии нельзя переходить к новым темам без хорошего усвоения пройденного. Особое значение при изучении стенографии имеет систематичность занятий. Каждый перерыв не равнозначен остановке, так как не сложившийся еще навык письма быстро разрушается и при возобновлении занятий требуется затратить время на восстановление забытого. Поэтому, если приходится прервать на время занятая, надо обязательно продолжать тренироваться на том материале, который уже изучен.

Замечено, что ежедневные занятия с меньшей затратой времени дают значительно лучшие практические результаты, чем многочасовые, но не регулярные занятия,

С самого начала изучения стенографии особое внимание следует уделять начертанию каждого алфавитного знака. Надо стараться писать точно так, как указано в учебнике: не торопясь, но и не рисуя. Почерк должен быть безнажимным нажим затрудняет и задерживает письмо.

Для письма применяется обычная тетрадь в одну линейку с расстоянием между линиями 9 мм. Писать лучше пером или хорошей авторучкой. Можно в дальнейшем писать и остро отточенным карандашом.

3. Характеристика стенографического письма

Стенографическое письмо, построенное на буквенном принципе, обладает рядом особенностей. От обычного письма оно отличается прежде всего краткостью начертаний.

Произвольно менять начертания стенографических знаков нельзя, так как они стандарты. Если в обычном письме допускается несколько вариантов написания одной и той же буквы, то в стенографическом письме имеет одно строго определенное начертание.

Стенографический алфавит

Знаки согласных букв пишутся с наклоном вправо – под углом 60° к линии письма. Все знаки пишутся на линии письма.

Основным правилом стенографического письма является соблюдение точного размера, формы, наклона каждого знака. Без соблюдения его нельзя, писать и читать быстро. Чтение письма так же важно, как и письмо.

Размеры согласных знаков. Размер знаков определяется по их высоте. Все алфавитные согласные знаки делятся на одномерные, или большие, и малые.

Размер одномерных знаков 3 мм, а малые знаки составляют 1/3 одномерных.

В отличие от обычного письма в стенографии в первую очередь изучают согласные буквы, а потом уже гласные. Это связано с тем, что гласные не всегда обозначаются алфавитными знаками.

Стенографические знаки для согласных делятся:

· Большие (одномерные, двумерные);

· Малые (1/3 меры и менее).

Соединение знаков. Целое слово всегда пишется без отрыва пера от бумаги. Промежуток между двумя знаками оставляется в пол меры.

В начале слова знаки б, р, л пишутся левым оборотом.

Знаки согласных букв соединяются между собой соединительной чертой, как в обычном письме, или без соединительной черты, путем непосредственного соединения или слияния одного знака с другим.

Гласные с согласными всегда соединяются непосредственно, без соединительной черты. К концу знака гласной приписывается знак согласной буквы и наоборот. Строка играет роль для записи первого знака. К первому знаку прибавляется второй, ко второму третий и т.д.

Неправильно написанный знак или слово не исправляют, а зачеркивают наклонной чертой () и пишут правильно.

Из всех знаков препинания достаточно применять точку, тире, вопросительный и восклицательный знаки. Запятая, кавычки ставятся только в случае необходимости.

Заключение

Замена стенографией письма обычного, где это только возможно, не только облегчает труд, но и приносит большую пользу и экономию времени.

К тому же письменное изучение стенографии помогает и общему развитию. Стенографируя, приходится записывать большое количество разнообразных текстов, а это обогащает словарный запас.

Стенография (узкопись, теснопись) – это разновидность письма посредством набора знаков, сокращений, позволяющих быстро фиксировать устную речь. Скоропись, зародившаяся в Древнем Египте, обрела настоящее название и нынешний алфавит благодаря Джону Уиллису в начале семнадцатого века.

Что такое стенография, ее особенности

Стенография – совокупность знаков, оформленных согласно геометрическим или курсивным принципам. В основе геометрической систем лежат геометрические фигуры (круг, сектор, эллипс, горизонтальные, вертикальные или диагональные линии).

Что такое стенография

Геометрическая система предназначена для записи односложных слов и сочетаний, обозначающих действие в будущем времени. Курсивная система распространена в европейских странах, а также России.

Особенность состоит в подъеме при написании гласных и опускании при написании согласных букв. По типу скорописи выделяют морфологические и фонетические системы. В первой графемы обозначают морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание), во второй записывают звуки – фонемы.

Известные системы

Так по Питману согласные представлены в виде геометрических линий, а гласные на письме обозначаются точками, штрихами. По толщине штрихов определяется звонкость и глухость звуков. Система Питмана официально применяется для записи в английском парламенте.

Система Дюплюайе основана на различном наклоне знаков. Многие графемы напоминают иероглифы, имеют причудливые очертания. Этот вид скорописи пропагандировался миссионерами в Новом Свете.

Стенография Грегга представлена минимумом символов. Так гласные обозначены значком, расположенным над графемой, ниже графемы или пересекает ее. В этой системе имеет место прямое и обратное написание символов. Суть принципа сводится к применению округлых графем с наклоном. Последнее сделало систему второй по распространенности в мире.

Кому пригодится этот навык

Человек, владеющий данной техникой, не останется незамеченным, все, заглядывающие в его записи, невольно зададут вопросы об эффективности метода, о сроках овладения скорописью.

Кому пригодится навык стенографии

Способность быстро фиксировать тексты на бумажном носителе пригодится сотрудникам крупных компаний, где поток информации постоянно обновляется, а успеть нужно многое. Ведение записей избавляет стенографирующего от опасений, что посторонние проникнут в его мысли, идеи, планы.

Конспектирование методом скорописи предостережет от попыток любопытных коллег или знакомых проникнуть в личную информацию. Электронные и звуковые носители – не гарантия защиты данных и тем более удобства работы с текстом. Так при необходимости проанализировать определенный момент разговора необходимо заниматься перемоткой или прослушивать запись целиком.

Напротив, при ведении записей или конспектов посредством метода стенографии зафиксировать главную мысль можно сразу, попутно внося собственные заметки на полях. Такой подход облегчает работу с текстом в дальнейшем и способствует лучшему восприятию информации.

Запись речи рутинным способом – сокращение слов при написании получается не у каждого. В подобной ситуации овладение навыками стенографии пойдет на пользу и позволит своевременно записывать устную речь. Стенография – метод, которой подойдет:

  • секретарям;
  • журналистам;
  • студентам;
  • врачам;
  • юристам.

В журналистике скоропись позволит фиксировать информацию различного объема в короткие сроки, да и диктофон не всегда может оказаться под рукой (кто знает, когда встретится интересное интервью или гениальная мысль).

Студентам, особенно медицинских вузов и колледжей, этот навык будет не лишним. Постоянная тренировка памяти, запись большого потока текстов, многие из которых не раз пригодятся при подготовке к очередному экзамену.

Изучение стенографии: алфавит и последующие шаги

Основа стенографии – алфавит, символы которого включают элементы традиционных букв. Сокращение приставок, окончаний позволяет записывать сложные слова несколькими движениями кисти.

Изучение стенографии

Научиться стенографировать может каждый

Приступить к скорописи может каждый желающий, достаточно запастись терпением, тетрадью или блокнотом, парой ручек. Не требуется особой подготовки, данный метод доступен абсолютно каждому, а необходимые вложения минимальны.

Стенографический алфавит включает элементы рукописных букв, что облегчает запоминание. Для успешного освоения метода требуется регулярность, знание определенных правил, что избавит от необходимости запоминать тысячи сокращений.

Для упрощения запоминания графем сравните их с элементами соответствующих букв. Это позволит, увидев сходства, легче запомнить алфавит. Первое время записи лучше вести в тетрадях в косую линию — это приучит к аккуратности и поможет сделать почерк разборчивым.

На начальных стадиях пишите медленно, но точно воспроизводя очертания знаков – необходимое условие, которое поможет разбираться в собственных записях. Графемы, обозначающие согласные, в большинстве одномерные (лишь шесть принадлежат к малым – меньшего размера) и пишутся с наклоном:

Так к малым знакам принадлежат знаки л, н, р, с, т, щ. Гласные – это соединительные линии разной длины и наклона, от чего зависит положение следующего знака согласной.

Компьютерная стенография

Компьютерная скоропись включает овладение слепой десятипальцевой печатью. Это позволяет считывать текст, одновременно вбивая его на клавиатуре. При этом каждый палец занимает четко определенную позицию. Приступать к методу следует после освоения основных навыков работы с компьютером.

Компьютерная стенография

Овладение данной методикой требует определенного положения пальцев. Так большие установлены на кнопке пробел, указательные на буквах а и о (найти последние вслепую просто, так как они обозначены точками или штрихами). Остальные пальцы располагаются во втором ряду справа и слева от больших.

Работа за компьютером требует от сидящего прямой осанки, локти должны лежать на столе, образовав прямой угол. Цель обучения на ранних стадиях – приучить пальцы к определенному положению, соответствующему определенной букве.

При нажиме работающего пальца остальные сохраняют свои позиции. Последнее достигается многократным выполнением однотипных упражнений, следя за кратностью и ритмичностью контакта с клавиатурой. Главное запомнить клавиатуру тактильно, а не зрительно. С этой целью можно закрыть рабочее поле листом бумаги, затем выполнять упражнения.

Компьютерная стенография оптимизируется, создается ряд программ для быстрой записи, наделенных следующими свойствами:

  1. Для ввода достаточно переместить курсор с изображением буквы основного текста в рабочее окно.
  2. Локализация букв выполнена соответственно их фонетике, а каждой букве соответствует набор букв, объединенных по звучанию.
  3. При наведении на букву курсором открывается окно с возможными вариантами звучания последней.
  4. При введении двух-трех букв слова автоматически отыскиваются в словаре, затем достаточно лишь движения курсора и слово выводится в поле целиком. Таким образом, алфавитная информация может вводиться без кликов, что увеличивает скорость создания текстов на компьютере.

Стенография, как и любое занятие, требует регулярных тренировок, каждодневной практики. Овладеть скорописью может каждый, для этого следует руководствоваться определенными правилами, упорно упражняться в написании и чтении текстов.

Так, расшифровка текстов направлена на развитие памяти. Последнее позволяет запоминать большие отрывки текстов и ускоряет скорость их воспроизведения. Важно тренировать чтение и запись одновременно, достаточно не только записывать, но и расшифровывать тексты, стремясь точно воспроизводить графемы, и передавать смысл изложенного.

За какое время можно обучиться скорописи

Освоение навыка происходит медленно на ранних порах. Приступая к обучению, переписывайте готовые тексты, в точности воссоздавая все элементы. Далее приступайте к записи текста под медленную диктовку, возможно будут ошибки или затруднения при воспроизведении букв, однако – это нормальная практика.

Помните, что закрепление навыка происходит лишь на практике. Для начала тренировок подойдут простые слова, написание которых следует повторить несколько раз. Постепенно ускоряйте темп, достигнув стадии написания 60 слов в минуту, приступайте к освоению написания цельных текстов.

Совершенствуя навык, переходите к фиксации основных моментов текста в виде конспекта. Конспектирование поможет сосредоточиться на четком воспроизведении графем. Обращайте внимание на соединения, правильность последних – залог успешной передачи смысла информации.

Соблюдение правил написания – необходимое условие стенографии. Отрабатывайте навык ежедневно, придерживаясь условий скорописи, и результат не заставит себя ждать. Освоение письма начального уровня занимает до трех месяцев, однако все зависит от усидчивости, поэтому сроки могут варьировать для разных лиц.

Помните, занятия стенографией требуют соблюдения определенных принципов:

  1. Внимательно ознакомьтесь с правилами написания графем, сокращения элементов и их соединений.
  2. Помимо теоретических аспектов, требуется постоянное совершенствование навыков на практике.
  3. Обучение скорописи должно быть регулярным.
  4. При формировании навыка начинайте с медленного, но точного создания текста.
  5. Набор знаков должен подкрепляться прочтением написанного с исправлением ошибок.

Нет ни волшебной клавиатуры, ни волшебной авторучки, способной помочь в этой ситуации. Надо просто воспользоваться особыми значками, позволяющими и писать и печатать очень быстро, связно.

Эргономическая письменность позволяет читать и буквенный текст продуктивнее раза в четыре. Просто за счет возможности записать свою горячую мысль при чтении одним компактным знаком даже на полях своей (если не жаль) книги.

Многократные повторения одинаковых текстов – необходимая работа над ошибками. Приучайте себя к аккуратному ведению записей, стенография не терпит небрежности, будьте терпеливы при овладении стенографией.

Этот вид фиксации информации поможет как студентам, так и работникам крупных компаний. Стенография тренирует память, внимание, концентрацию – это тренировка для ума. В целом скоропись подобна освоению нового языка, а все новое способствует развитию новых нейронных связей.

Практические советы по освоению стенографии вы получите из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Не совсем понял, для чего в статье смешали два разных понятия, такие как скоропись и стенография. Быстро печатать на пишущей машинке, а потом и на клавиатуре компьютера могут многие. Да и обучиться этому не составляет труда. А вот стенографировать в состоянии лишь единицы.

Всё ждала, когда скажут как обозначать две гласные подряд. Это так и осталось вопросом…

Теперь я понял на каком языке пишут врачи ))))

Стенография

В настоящее время стенографические системы делятся на две группы – геометрические и курсивные (нотные алфавитоидные) системы. Т.н. "геометрические скорописные системы" берут за основу круг или эллипс, части круга, и прямые линии размещены строго горизонтально, вертикально или по диагонали. Первые современные системы сокращения были геометрическими. Таковыми были системы Питмана, Бойда, Тейлора, Прево-Делоне, Дюплюайе, Грегга (John Robert Gregg, 1867-1948, Ирландия, Shantonagh). Геометрический принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции. Курсивный принцип разработан в Германии, в который гласные обозначают подъемом или опусканием графем для согласных. Этого приема придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки принадлежат флективному строю.

Алфавитными были системы Грегга и Дюплюайе; смешанными (позиционными) алфавитами – немецкие система Арендса и Габельсбергера (например, частичное игнорирование гласных, например, пропуск "а" внутри слова), шведская Мелина; консонантными – Тейлора и Питтмана, Teeline Shorthand (разработана в 1968 Джеймсом Хиллом и принята Национальным советом по подготовке журналистов Великобритании); буквенно-слоговыми – Бойда, Реймиллер.

Еще одно подразделение – на на морфологические и фонетические стенографические системы.

Система Грегга основана на частях эллипса, крестообразно перечеркнутого двумя наклонными линиями, скоропись Питтмана – на прямых линиях и четвертушках окружности, повернутых на различные углы.

Конкурирующие системы в Германии – Штольце (почти идентичная Габельсбергеру) и Г. Роллера (Heinrich Roller). В 1924 разработана Унифицированная немецкая скоропись ( DEK; Deutsche Einheitskurzschrift), принятая по сей день в Германии и Австрии.

Первая серьезная фонетическая стенографическая система, то есть базирующаяся на звуках речи, а не на правилах написания, появилась в Англии в 1783 в Универсальной стенографии Сэмюэля Тейлора (An essay intended to establish à standard for an universal system of Stenography, or Short-hand writing). Принятая в английском суде, система Тейлора вышла вскоре на международную арену, поскольку первые разновидности этой системы были напечатаны в нескольких европейских странах и в 1819 в США.

В скорописи Тейлора гласные писались только в начале и конце слов, некоторые звуки обозначались одинаковой графемой ( s-z, j-g и т.д.). Знаки чисто формально напоминают слоговую письменность индейцев Канады. Изолированные буквы означают слова, например: b (be, been, by), d (do, did), f (of, off, if), g (go, give, God, judge) и т.д.

Графемы согласных звуков в скорописи Питмана представляли собой геометрические линии. Гласные звуки записываются с помощью точек, штрихов или других значков, расположенных рядом с соответствующей согласной графемой. Если гласный предшествует согласному, первый записывается над или до согласной графемы, а если гласный следует за согласным, то записывается ниже или за согласной графемой. Краткие гласные звуки записываются точками, а долгие – линиями. Скоропись Питмана была первой фонетической в истории, первой, в которой толщина штриха имела значение звонкости/глухоты согласных, и первой, где место образования согласных влияло на вид кривой: знаки взрывных согласных – прямые линии, фрикативов – дуги, альвеолярных и зубных согласных – вертикальные линии. Сейчас фамилия Питмана ассоциируется со скорописью. Его система используется для 20 языков, включая латинский, японский и тамили, и в настоящее время ею пользуется 30 миллионов человек во всем мире. Это официальная система, которой записываются отчеты о заседаниях английского парламента.

Скоропись Грегга примечательна максимально возможной экономностью алфавита: консонантные знаки состоят всего из одного штриха (знаки для гласных представляют собой петли и крюки с диакритикой). Другая инновация системы Грегга – подразделение алфавита на знаки прямого и обратного написания (например знак для t пишется снизу вверх – / , а для ch сверху вниз, хотя графически выглядит также, как и t) . Расположение знаков для петлевых знаков для гласных инвариантно.

Скоропись Грегга адаптирована к африкаанс, эсперанто, тагалог , французскому, немецкому, ивриту, ирландскому, итальянскому, японскому, польскому, португальскому, испанскому, каталонскому языкам.


Специфика французской системы Дюплюайе состоит в использовании разных наклонов знака / (например k, g угол наклона 45 ° , l, r – примерно 30 ° ), а также вариативность знаков для гласных (в зависимости от окружающих графем они имеют 4 радиально симметричных варианта). Как и стенография Питмана, эта система нелинейна, и многие слова имеют весьма затейливую конфигурацию, напоминающую иероглиф. Другая французская система стенографии – Прево-Делоне (Prévost-Delaunay). Эти системы заменили скоропись Коссара, 1651.

Система стенографии Дюплюайе помимо французского языка адаптирована к немецкому, испанскому и румынскому. Интересно то, что эта скоропись насаждалась миссионерами (См. Миссионерские письменности) среди аборигенов Нового Света. Например, эта стенография обслуживала чинукский (торговый пиджина на основе индейского языка чинук, существовавший до 1970 на северо-западном побережье Тихого океана от Орегона до Аляски); салишские языки лилоэт (St’át’imcets), томпсон (Nlaka'pamuctsin, или Nlaka'pamux), оканаган.

Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 появилось там же новое стенографическое общество. В 1839 в Дрездене учрежден Königliches Stenographisches Institut, в 1872 Дюплюайе создает в Париже Institut sténographique des Deux-Mondes, в 1851 Питман открывает Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный стенографии, появился в Англии в 1842. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887. В 1949 в Болгарии организован Институт стенографии и машинописи. Первым, кто опубликовал стенографическую систему для японского языка, был Коги Тагуссари. В 1883 г. были открыты по этой системе курсы стенографии в Токио. В настоящее время существует Международная организация стенографов Интерстено, объединяющая скорописцев многих стран.

All human beings are born free and equal in dignity and rights. They are endowed with reason and conscience and should act towards one another in a spirit of brotherhood.

Текст декларации , записанный стенографией Питмана:


Текст декларации , записанный стенографией Грегга:


Текст декларации , записанный реформированной стенографией Габельсбергара ( DEK ):


Текст декларации , записанный стенографией Карасева:


После Октябрьской революции 1917 появились новые стенографические системы: М. Лапекина (1920), Н. Фадеева (1922), Н. Соколова (1924) и др. В 20-е гг. стенография преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографического образования. На основе теоретического и практического сравнения 7 лучших систем, произведенного Наркомпросом РСФСР в 1933, ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Н. Соколова. В дальнейшем эта система подвергалась частичному усовершенствованию, а также были предложены альтернативные стенографические системы, например: система О. Акопьяна, система О. Александровой (фоностенография), система В. Герасимова и др.

Описание системы ГЕСС

Стенография ГЕСС является безотрывным и безнажимным наклонным письмом. Знаки бывают разной высоты – одномерными (н, с, з, т, р, ц), двухмерными, которых большинство, трехмерными (б, ч, х) и четырехмерными (спецзнаки, обозначающие сокращения). Алфавитные знаки могут выступать на одну меру вверх (за условную черту, называемую контрольной), но не вниз (нижняя условная черта, на которой пишется большинство стенографических знаков, называется основной).

Эта система стенографии основана на позиционном (или нотном) методе передаче гласных (поднятие или опускание знаков для согласных влияет на качество предшествующего или, в редких случаях, последующего гласного).

Ниже, на рисунке представлены гласные в начале и конце слов:

В стенографии ГЕСС гласные а/я, у/ю, е/ё/э, и/ы не различаются ("а" в середине слова пропускается); ь/ъ, й выражаются диакритикой. Заглавные буквы выделяются коротким подчеркиванием, аббревиатуры – длинным подчеркиванием:

Подчеркивание также сигнализирует о том, что слово похоже по начертанию, но имеет другое значение. Например: буква "в" означает предлог "в/во", а с подчеркиванием – "вклад"; буква "ф" – "форма", а с подчеркиванием – "флот".

Правила расстановки гласных в начале/конце и середине слов отличаются.

В начале слов:

Знак для "а/я" – двумерная наклонная прямая черта из-под основной линии. В начале слова она доходит до начала следующего за ней знака, стоящего на основной линии.

Знак для гласных "о" и "у/ю" – короткая и длинная горизонтальная линия (иногда она бывает чуть задрана вверх), которую приписывают к последующему знаку, округления после этих знаков выпрямляются.

Сочетание "но/он" пишут наклонной буквой "н".

Знак "и" пишут от строки и приписывают к большим знакам, оставляя их на линии письма, малые знаки пишут под контрольной линией, поднимая их на размер знака для "и". [ Приставка "ин(о)" по форме аналогично начальной "и" ] .

Знаки для "е/ё/э" – короткая (в 2 раза меньше "и") линия, которую приписывают к большому знаку. Малые знаки поднимают на 1/2 меры. Начальный слог и частицу "не" [ а также сочетание "нет/нед(о) ] пишут в середине между основной и контрольной линиями. Слово "это" пишется полумерным наклонным штрихом под контрольной линией.

В конце слов

Гласные пишут так же, как и в начале, но только от конца предыдущего знака, сохраняя размер и направление. Горизонтальные линии (о, у/ю) выпрямляют округления предыдущих знаков для согласных.

В середине слов

Звук "а/я" не выделяется. В случаях, когда это необходимо, используют диакритику: "а" маркируют точкой бод буквой, "я" обозначают подстрочным вертикальным штрихом. Аналогичным образом разграничивают звучание пар и/ы, е/ё.

Мягкий и твердый знаки (ь/ъ) при необходимости обозначают надстрочной точкой. В середине слова "й" маркируют надстрочной запятой.

Скопление гласных обозначают посредством разделительного узелка. Хотя чаще из двух рядом стоящих гласных в конце слова выбирают только вторую: оруж(и)е, Австр(и)я. А в середине слова выпадает первая гласная: ле(о)пард, у(я)снить, о(а)зис, ки(о)ск.

Для выражения гласной "о" следующая за ней графема опускается на половину своего размера.

Для выражения "е" следующий за ней знак для согласного поднимается вверх на полмеры.

Для выражения гласных "и/ы" следующие за ними графемы для согласных ведут себя по-разному: малые знаки поднимаю под контрольную линию, а большие знаки значительно отодвигают вправо.

Для выражения "у/ю" следующий за ней символ одновременно отодвигается вправо и опускается вниз на половину своей высоты.

Следует заметить, что стенография ГЕСС не является слоговым письмом. Скорее уж "антислоговым", когда гласные видоизменяют не предшествующий, а последующий знак для согласного: ср., с-п-ис-ок. С этим антислоговым принципом связана основная сложность при изучении стенографии системы Соколова. К такой записи слов непросто привыкнуть. Кроме того, антислоговая схема зачастую нарушается: в начале слов форманты "не", "ни", "со" и др. обозначаются по слоговому принципу; в ряде случаев, если в слове идут несколько слогов с повторяющимся гласным, то в последних звеньях этой цепи он игнорируется (использование консонантного принципа).

Правило строчности

Если какой-либо знак поднят над линией письма (в сочетаниях с "е"), то следующий за ним большой (многомерный) знак вновь опускается на исходную строку.

Если в слове опущен большой знак, то следующий за ним большой знак ставится рядом (даже если перед ними идут гласные "о" или "у/ю").

Правило строчности ограничивает стремление знаков позиционной системы стенографии уйти далеко за контрольную линию.

Особенности малых знаков

С малыми (одномерными) знаками "р, с, т, ц, з, н" связан ряд особенностей. Если малый знак образует начальный слог, то поднятый над линией на одну меру, он приобретает гласную "е", а на две меры – "и". Если же в начале слога малый знак опускается под основную линию, то приобретает гласную "о". Т.о. малые знаки в начале слова подчиняются слоговому принципу письма.

Правило отправной точки

Опущение или поднятие знаков происходит не только относительно основной линии, но и в согласовании с соседними поднятыми или опущенными знаками. Причем, если знаки, меняющие позиции, являются большими, то вступает в силу постулат строчности (см. выше), отменяющий правило отправной точки.

Сократительные приемы:

Знаки связанных понятий – устойчивые словосочетания, связанные союзом:


● Лит.:
Фоли Дж., Энциклопедия знаков и символов, 1997, М.; Соколов Н.Н., Теоретические основы государственной единой системы стенографии, М., 1949; Юрковский А.М., Стенография сквозь века, М., 1969; Вексман Р.А. и др., Стенография, М. 1971; Демачева Ю.С., Заранко К.М., Стенография, 1991; Гильдебранд , А.Г., Стенография, 1950, М.; Ваксман Р.А., Каждан , Я.Е., Порто Т.С., Стенография, 1971.

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-2012

Читайте также: