Сообщение на тему сталинизм и казахская интеллигенция

Обновлено: 17.05.2024

Если в середине 1937 г. в составе ЦК Компартии Казахстана было 85 членов, 35 кандидатов, 11 членов ревкома ( всего - 121 человек), то к концу этого же года осталось только 68 человек, т.е. было уничтожено более половины членов ЦК. Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия интеллигенции, став тем самым трагедией и несчастьем всего казахского народа. В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тысяч жертв сталинского террора. Возвращены народу добрые имена А. Байтурсынова, М,Жумабаева, Ж. Аймауытова, А. Букейханова, М. Дулатова, М. Тынышпаева, С. Асфендиярова и многих других деятелей Казахстана.

В конце 40-х - начале 50-х гг; жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики: А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменов, Е. Исмаилов, Л. Домбровский. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, Т. Тажибаев - ректор КазГУ, подвергшие гонениям, вынуждены были оставить Казахстан. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.

Таковы некоторые факты политических репрессий в Казахстане конца 40-х - начала 50-х гг. в условиях тоталитарного режима тех лет, которые подтверждают вывод о том, что масштабы репрессий в Казахстане были очень велики. Они" имели свои формы и методы. А существовавшие на территории республики филиалы ГУЛАГа являлись важнейшим способом организации и укрепления действовавшего в те годы режима.

Тоталитаризм и интеллигенция

В последней трети 30-х годов ХХ века политические репрессии приняли массовый характер, достигнув своего апогея в 1937-1938 годах.

Этот период характеризовался формированием протестного отношения не только интеллигенции, но и всех народов юга Казахстана и Средней Азии к силовой модернизации традиционных социумов. В советской и зарубежной историографии протестное движение в Средней Азии именовалось басмаческим (повстанческим) движением. На юге Казахстана оно протекало в форме вооруженных восстаний и повстанческих движений. Процесс изучения протестных движений и участие в них интеллигенции, его содержание привлекали внимание не только ученых американской, европейской историографической школы, но и советской школы. В годы независимости изучение этого процесса только усилилось, позволяя современным исследователям извлекать и анализировать архивные документы, которые долгие годы находились под запретом. На свет появились серьезные монографии, научные исследования, позволившие приоткрыть некоторые малоизученные страницы в истории репрессий интеллигенции 20-30-х годов ХХ века.

Важность интереса к национальной истории привел к тому, что Указом Президента РК 1997 год был объявлен Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий. В этот год все партии, общественные и этнокультурные объединения взяли на себя роль гарантов сохранения гражданского мира. Инициатором подписания такого соглашения выступила Ассамблея народа Казахстана.

1. Изучение истории интеллигенции в 20-30-х годов ХХ века.

2. Место и роль интеллигенции в современном обществе.

Эти направления есть попытка ответа на главный вопрос: какие уроки из прошлого должно извлечь современное общество, чтобы избежать их в будущем.

По результатам многочисленных дискуссий, диспутов, публикаций на эту тему, мной были сформированы некоторые тезисы, требующие разъяснений.

6e75e1e59e51686a4e3fc7b8a46cf7a3.jpg

Бурные процессы последних 25 лет привели к тому, что если часть интеллигенции не вписалась в условия (в первую очередь экономические), то достаточно многие смогли реализоваться в современных условиях.

В ходе биологического процесса советская интеллигенция покидала нас в силу изменений окружающей действительности. Оптимистический взгляд в этой ситуации должен быть направлен на поиск оставшегося неизменным, а не на стенания утраченного.

Интеллектуал – прагматик, он не может выработать национальную идею, исполнить свою миссию в обществе, как порождение гражданского общества. Он опирается не на социальные связи, а на технологические отношения. От человека не требуется самостоятельной активности, какого-либо выбора, оценки, от него требуется лишь четкое исполнение своих профессиональных обязанностей. Таким образом, человеческий фактор лишается субъективности. В современных условиях постепенно интеллигент трансформируется в интеллектуала. Интеллектуализм воплощается в прагматическо-потребительский образ жизни.

Таким образом, в обществе сохранились традиции интеллигентности, но интеллигенция, как страта, подверглась трансформации. Она из социального явления превратилась в культурное.

Тезис 2. Влияние интеллигенции на общественную мысль сохраняется.

Традиционный упрек интеллигенции в том, что она вступает в дискуссию, полемику. Она постоянно находится в поиске решений (причем, это может длиться годами). Такой способ существования культуры позволяет ей найти решение (верное или неверное) поставленной временем существующей проблемы. Конечно, для бизнеса, который любое действие неизбежно оценивает с позиции эффективности, прибыли, умозаключения интеллигенции, не сопровождающие последующим действием, – пустая трата времени. Стоит ли распространять принципы предпринимательства на человеческую жизнь в целом?

Историческая миссия интеллигенции – создание культурного пространства (а не всех поучать и ни за что не отвечать). Важной составной частью культурного пространства являются дискуссии, полемики, которые наглядно демонстрируют реформирование 90-х годов.

Тезис 3. Интеллигенция, как оппозиционная страта, существует.

Любой человек, выражающий личную (пусть даже негативную) по отношению к действующей власти позицию, в здоровом демократическом обществе системен. Власть, ставящая перед собой задачу эффективного управления обществом в интересах всего общества, должна воспринимать конструктивную критику как полезную и необходимую часть системы. Интеллигенция в этом смысле выступает не как партия, не как общественный контрольный орган. Она выступает как социальный рупор общества. В силу самых различных причин сильной стороной интеллигенции была именно критически-аналитическая, а не управленческая функция. Интеллигенция выступает барометром, позволяя обществу избегать всеобщего единомыслия и единогласия. Интеллигенция в силу образованности, склонности к общественному анализу и определенных условных рефлексов, приобретенных стараниями властей, раньше других общественных групп среагирует на скатывание общества к авторитаризму.

Поэтому интеллигенция должна находить общий язык и сидеть за одним столом переговоров с властью, продолжать работать на благо своей страны, оказывать влияние на формирование элит государства (политической, экономической, интеллектуальной), не идти во власть, где приняты играть по другим правилам, а действовать там, где можно в какой-то степени эти правила формировать, пытаться конструктивно влиять на будущее страны. Сегодня, как и ранее, это и есть ключевая и достойная задача современной интеллигенции.

Анализируя преступления и просчеты тоталитарного пути развития, можно с уверенностью говорить, что жестокое преследование по политическим мотивам вплоть до физического уничтожения интеллигенции нанесло невосполнимый урон народу Казахстана. Поэтому современное общество призвано вынести уроки тоталитаризма 20-30-х годов ХХ века, чтобы предостеречь от недопущения возврата ошибок прошлого в будущем.

Урок первый. Многочисленные бессмысленные человеческие жертвы во имя социалистических ценностей не принесли людям ни материального, не социального благосостояния. Идеология социализма оказалась разрушительным мифом, расколовшим мир на две части (свой и чужой), непримиримые системы (лагерь социализма и капитализма), где в основу всего был положен принцип братоубийственных гражданских, военных конфликтов. Идеологии социалистического толка: ленинизм, сталинизм, национал-социализм, проповедовавшие социалистические идеалы, во имя которых велись воины, строились концентрационные лагеря: ГУЛАГ, АЛЖИР, Карлаг, Освенцим и др., применяли массовое насилие и террор в отношении собственных народов.

Урок второй. Социалистическая утопия привела к тому, что национальное подменялось интернациональным, тем самым наносился вред свободе человеческой личности, его культуре, истории и языку.

Урок третий. Национальная политика, разделяющая народы на старших и младших, в конечном итоге приводит к протестным движениям в обществе. Общность исторических судеб этносов Казахстана, переживших вместе период тоталитаризма и идеологического нивелирования, испытавшие на себе все перипетии тоталитаризма, были принесены в жертву политическим интересам системы. Поэтому основным приоритетом в современном нациестроительстве должен быть принцип, когда национальное согласие является основой политической стабильности.

Тоталитарное прошлое, от которого мы не можем отказаться, заставляет казахстанцев выполнять гражданский долг не только перед жертвами политических репрессий, но и задуматься о перспективах дальнейшего развития демократического Казахстана.

картинки по запросу эмблема муа

Большой террор.

Сталинские репрессии против казахской интеллигенции.

Если в середине 1937 г. в составе ЦК Компартии Казахстана было 85 членов, 35 кандидатов, 11 членов ревкома, то к концу этого же года осталось только 68 человек, т.е. было уничтожено более половины членов ЦК. Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия, интеллигенции, став тем самым трагедией и Несчастьем всего казахского народа. В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тысяч жертв сталинского террора. Возвращены народу добрые имена А. Байтурсынова, М,Жумабаёва, Ж. Аймауытова, А. Букейхановэ, М. Дулатова, М. Тынышпаева, С. Асфендиарова и многих других деятелей Казахстана.

В конце 40-х - начале 50-х гг; жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики: А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменра, Е Исмаилов, Л. Домбровский. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, Т. Тажибаев - ректор КазГУ, подвергшие гонениям, вынуждены были оставить Казахстан. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.

Концлагеря на территории Казахстана. А.Л.Ж.И.Р.

В отличие от большинства лагерных отделений Карлага, 17-е отделение было обнесено несколькими рядами колючей проволоки, были установлены вышки охраны. На территории лагеря располагалось озеро, заросшее камышом. Камыш служил для отапливания бараков зимой и для строительства летом.

Позднее стали выявляться места массового погребения расстрелянных людей. Одно из них было случайно обнаружено под Алматы в местности Жаналык, где в 1937-1938 гг. были тайно погребены тысячи невиновных жертв тоталитаризма, в числе которых известные писатели и поэты М. Жумабаев, С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, выдающиеся ученые А. Байтурсынов, С. Асфендияров, крупные государственные и общественные деятели, руководители хозяйств, передовики производства. Состав репрессированных был многонациональным: казахи, поляки, русские, немцы, корейцы, уйгуры, узбеки и др.

Депортация народов СССР в Казахстан.

Начало депортации народов на территорию Казахстана. В 1920–1940-е годы авторитарная власть Советского Союза стала осуществлять насильственные выселения неугодных ей народов с обжитых обустроенных земель. Их выселяли из родных мест, которые затем заселялись другими поселенцами. В 1928–1936 годах в Казахстан из России, Украины и Беларуси было выселено 360 тысяч человек. С 1937 года из районов Дальнего Востока, находящихся близко к государственной границе, в Среднюю Азию и Казахстан стали насильственно переселять корейское население. Эти события стали началом насильственной депортации народов в Казахстан.

Многие десятки тысяч человек погибли в первые месяцы после депортации от голода и болезней, выжившие стали труд-армейцами. Им запрещалось покидать новое место жительства, нарушение этого положения каралось каторжными работами до 20 лет. Трудно было бы выжить в условиях сильнейшего морального надлома и физических тягот, если бы не поддержка и сочувствие местного населения. По существу, каждый пятый в республике был спецпереселенцем. Казахстан напоминал гигантский ГУЛАГ СССР.

Значительную часть рабочей силы Казахстана составляли спецпереселенцы. В начале войны из них были сформированы трудовые армии, общая численность которых в республике насчитывала более 700 тыс. человек, 200 тыс. из которых составляли казахи. Все они были определены на строительство объектов оборонного значения Урала и Сибири. Для немцев-трудармейцев был установлен особый статус. К концу 1946 г. было мобилизовано 121 459 немцев. Особый статус заключался в порядке содержания, дисциплине, трудовом использовании. Все мобилизуемые немцы направлялись для работы при лагерях НКВД СССР и организовывались в рабочие колонны, находились под строгой охраной, в специальной огражденной зоне, охраняемой военизированной охраной ГУЛАГа. География труд армейских лагерей была обширна – от КомиАССР до Дальнего Востока: Соликамск, Воркута, Якутия, Челябинск, Гурьев, Караганда, Иркутск, Новосибирск.

Очень тяжелым было положение людей, выселенных из родных мест. Резко возросла смертность ввиду голода и болезней, а также нехватки воды. Как сообщалось в сводке Управления внутренних дел СССР, в 1944 году из 144 704 депортированных людей, в том числе в Казахстан, 101 036 человек умерли. За депортированными народами на новых землях вели строжайший контроль. Без специального разрешения никто не мог никуда выехать. Даже за общением между соседями велся строгий контроль.

Депортированные люди не оставались в долгу, честно, добросовестно трудились, оказывали значительную помощь в развитии. Среди них был и ныне известный писатель Герольд Бельгер, который жил в немецкой семье в ауле близ реки Есиль в Северном Казахстане.

Процесс реабилитации депортированных народов начался со второй половины 1950-х годов. Чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки и другие народы получили возможность вернуться на свою историческую родину.

Новый взгляд на сталинизм в истории Казахстана.

Несколько иное положение сложились с мусульманским духовенством в Южном Казахстане. Сначала царизм, затем Советская власть смотрели на мусульманское духовенство с недоверием, а в период хлебозаготовок, коллективизации взаимоотношения мусульманского духовенства с властью резко обострились. Это способствовало закрытию мечетей и передаче их для эксплуатации в качестве культурно-просветительных учреждений, обложение духовенства непосильными для него налогами по хлебозаготовке. Агрессивно-атеистическая политика власти вынуждает мусульманское духовенство принять участие – где открыто, а где скрыто – в антисоветских выступлениях масс. Так, за активное участие в Тактакопирском, Созакском, Сарысуйском, Таласском, Батпаккаринском, Балхашском и Шокпарском крестьянских восстаниях были приговорены к ВМН – расстрелу – 8 ишанов и мулл, а 12 служителей религиозного культа – к различному сроку тюремного заключения и ссылке. Определенная часть мусульманского духовенства, наи более авторитетные ишаны и имамы Южного Казахстана, в 1929–1930 гг. эмигрировали в зарубежные мусульманские государства – в Узбекистан и Таджикистан. Репрессия мусульманского духовенства юга Казахстана достигает своего апогея в 1937–1938 гг. Сотни ишанов, имамов и мулл становятся безвинными жертвами политических репрессий Советской власти. Были закрыты сотни мечетей, полностью были ликвидированы мусульманские учебные заведения –медресе. Одним словом, было сделано все для отречения казахского общества от Бога и от мусульманской религии, тем самым был нанесен сильнейший удар народу. Не менее сложным было положение первого поколения казахских интеллектуалов – алашской интеллигенции и идущей за ней следующей волны политической элиты нации.

В Казахстане количество жертв политических репрессий за годы Советской власти, по оценке ученых, составило 3,5 млн человек. Однако эта цифра не окончательная, поскольку судьба многих людей, арестованных в 1920-1940-е годы, до сих пор остается неизвестной.

В памяти народов навсегда останется эпоха сталинизма, унесшая в массовых политических репрессиях миллионы ни в чем не повинных людей. Начало этим исторически беспрецедентным по своим масштабам преступлениям положили Октябрьская революция и Гражданская война в России.

Одна из самых темных и трагических страниц в истории СССР — политические репрессии, пик которых пришелся на 1930-е — начало 1940-х гг. В Казахстане за 1937-1938 годы в республике были незаконно осуждены более 100 тысяч человек, около 25 тысяч из них — расстреляны. Kaktakto вспомнил самых известных казахстанцев, которые подверглись репрессиям.

Знаменитые казахстанцы, репрессированные в 1937-1938 годах

Иллюстрация взята с сайта Kaktakto

Турар Рыскулов

Советский государственный деятель Средней Азии, председатель Мусульманского бюро Туркестанской Коммунистической партии (1919), ЦИКа и СНК Туркестанской АССР, Полпред Коминтерна в Монголии.

По инициативе Рыскулова в Казахстане была построена Туркестанско-Сибирская железная дорога, возникли мощные индустриальные центры — угледобывающие и металлургические комплексы Караганды, цветная металлургия Восточного и Южного Казахстана, нефтегазовая промышленность Западного Казахстана. На территории Казахстана и Центральной Азии были организованы крупные национальные заповедники всесоюзного значения.

В письмах Сталину, написанных в 1932-1933 годах, он открыто писал о судьбе родного ему казахского народа, страдающего от неслыханного голода, который был следствием волюнтаристской политики Ф.И. Голощекина. Массовая откочевка подвергшихся страшному голоду казахских крестьян в период коллективизации лишила кочевых казахов основного его источника пропитания — скота. Только после писем Т. Рыскулова Центральный Комитет ВКП(б) решил вопрос о продовольственной помощи Казахстану.

В период массовых сталинских репрессий Турар Рыскулов был объявлен врагом народа и расстрелян 10 февраля 1938 года.

В 1956 году реабилитирован посмертно.

Сакен Сейфуллин

Основоположник современной казахской литературы, поэт и писатель, государственный деятель, видный член Коммунистической партии большевиков. Основатель Союза писателей Казахстана. Один из первых — Председатель Совета народных комиссаров (глава правительства) Киргизской АССР РСФСР.

Ораз Джандосов

Советский партийный и государственный деятель Казахстана и Средней Азии. Народный комиссар просвещения Казахской ССР. Член Коммунистической партии с 1918 года.

Ораз Джандосов считается одним из основоположников национального строительства советского Казахстана, оказавшим заметное влияние на содержание и динамику созидательных процессов в сфере народного образования и национальной казахской культуры.

В 1937 году Ораза Джандосова сняли с занимаемой должности и исключили из партии. 13 октября того же года Джандосова арестовали по обвинению в принадлежности к антисоветской организации. Приговором Военной коллегии Верховного суда СССР 2 марта 1938 года осужден к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян.

8 июня 1957 года посмертно реабилитирован.

Ильяс Джансугуров

Казахский советский поэт, классик казахской литературы. Первый председатель Союза писателей Казахстана (1934-1936). Член РКП(б) Российской Коммунистической партии (большевиков), коммунист с 1924 года.

Реабилитирован посмертно в 1957.

Ахмет Байтурсынов

В 1988 году Ахмет Байтурсынов был реабилитирован.

Беимбет Майлин

Казахский советский писатель, драматург, один из основоположников казахской советской литературы.

Майлин внес большой вклад и в развитие в Казахстане жанра прозы, особенно — рассказа, а также драматургии.

В 1937 году был репрессирован, а затем расстрелян.

Посмертно реабилитирован в 1957 году.

Санджар Асфендияров

Российский военный врач, государственный деятель (нарком здравоохранения, нарком земледелия Туркестанской АССР, нарком здравоохранения КазАССР), ученый, профессор.

Реабилитирован 26 мая 1958 года Верховным судом СССР за отсутствием состава преступления.

Читайте также: