Сообщение на тему средства выразительности в лирике лермонтова

Обновлено: 08.07.2024

В материалах представленного урока рассказывается о творческой судьбе Михаила Юрьевича Лермонтова, его пейзажно-философской лирике.

План урока:

Краткий рассказ о жизни поэта

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, а судьба трагической. Мальчик появился на свет в Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, офицера в отставке, и его жены Марии Михайловны, единственной наследницы состоятельного дворянского рода. После рождения сына семья переехала в поместье Тарханы Пензенской губернии. Детство Лермонтова было не совсем счастливым, хотя он и рос в роскоши родового имения бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевной. Мальчику было три года, когда не стало его матери, которая скончалась от туберкулеза, не дожив до 22 лет. Бабушка настояла на опеке над внуком, принудив его отца отказаться от своих родительских прав. Смерть матери, разлука с отцом развили в мальчике задумчивость, мечтательность, стали причиной глубоких размышлений о семейной драме. С детства он привык чувствовать себя одиноким, жил в мире фантазий и грез. Детские переживания нашли отражение в лирике Лермонтова.

Лермонтов в детстве

Бабушка, хотя любила и баловала внука, старалась дать ему достойное образование и аристократическое воспитание. Елизавета Алексеевна Арсеньева не жалела средств на различные занятия ребенка. Множество талантов Лермонтов обнаружил уже в очень раннем возрасте: прекрасно рисовал, неплохо играл на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано. С легкостью давались Михаилу иностранные языки: к 12 годам он превосходно говорил и читал на французском, немецком, английском языках, неплохо знал латынь. В юности Лермонтов пользовался обширной домашней библиотекой в имении, самостоятельно изучал западноевропейскую и античную литературу, читая произведения на языке авторов.

После домашнего образования Лермонтов продолжил учебу в пансионе [1] Московского университета в 1828 г. Спустя два года его зачислили в студенты университета, сначала он учился на нравственно-политическом отделении, после на словесном. В 1832 г. юноша перешел в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую закончил, получив чин корнета [2] .

За крамольное [3] стихотворение, которое в списках стремительно распространялось в обществе, Лермонтов был сослан на Кавказ.

Спустя несколько месяцев Лермонтову разрешили вернуться в Петербург благодаря связям влиятельной Елизаветы Алексеевны. Теперь никому ранее не известный молодой гусарский офицер был уже знаменитым поэтом, его стихи стали печатать. Спустя два года он повторно был сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника, хотя поединок был бескровным: Лермонтов выстрелил в воздух, а его противник промахнулся. Но дуэль стала поводом для удаления неугодного властям поэта из столицы. Ему снова предстояла служба в действующих войсках. Лермонтов участвовал в боевых сражениях, но продолжал заниматься литературным творчеством.В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник. Лермонтов был очень требователен к своему творчеству. Для сборника он выбрал только 2 поэмы из 36 написанных и 26 стихотворений из 400.

Погиб Лермонтов на дуэли в 1941 г. возле Пятигорска. Он снова благородно выстрелил в сторону, но его соперник Николай Мартынов, обиженный на шутки друга, от своего выстрела не отказался и смертельно ранил поэта в грудь. Погребен Лермонтов в родовом имении Тарханы.

Ведущие темы в лирике Лермонтова

Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.

Художественные образы-символы в лирике Лермонтова. Отражение судьбы поэта в его поэтических образах. Основные художественно-выразительные средства

В обращении к тучам используются риторические вопросы, автор задает эти вопросы и самому себе. Риторические вопросы не предполагают ответа, либо ответ содержится в самом вопросе. Такие вопросы употребляются для обострения темы.

Особенности лирики Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов оставил бесценное наследие в литературе как создатель лирических, прозаических и драматических произведений. Основной особенностью лирики Лермонтова в ранний период творчества стал ее бунтарский дух. Поэту довелось творить в эпоху жесточайшей политической реакции правления Николая I после подавления восстания декабристов, когда жестко пресекались любые попытки свободомыслия. Не принимая существующие порядки, Лермонтов-лирик напророчил себе судьбу одинокого странника, изгнанника, скитальца.Лирический герой его произведений наделен в большей или меньшей степени чертами самого поэта. Это одинокая личность, неудовлетворенная действительностью, не признающая низменных ценностей и мелочных страстей, бездуховности и пошлости общества, которое живет в полном противоречии с законами природы.

Словарь

Пансион – закрытое учебное заведение с проживанием.

Корнет – младший офицерский чин.

Крамольный – призывающий к бунту, мятежу.

Элегия – лирическое произведение с философскими размышлениями.

Баллада – лирическое произведение с историческим или легендарным сюжетом.

Роптать – жаловаться, высказывать недовольство.

Оазис – небольшая часть пустыни с водоемом и растительностью.

Мираж – оптический обман, заставляющий видеть изображение там, где его нет.

Эпитет – художественное выразительное определение.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств или действий одного предмета на другой.

Что такое средства выразительности? Это особая методика авторов украшать свои произведения, подбирать слова, играть звуками. Если проанализировать работы разных поэтов, то можно понять, что у каждого есть свой подчерк.

Изучив работы одного человека, потом будет легко найти их среди тысяч других.

У Лермонтова тоже есть свои средства выразительности. Их часто анализируют по стихотворению “Когда волнуется желтеющая нива”.

Здесь отлично показана сила и красота метафор и эпитетов.

Лермонтов умело передает свои мысли, используя

Чтобы полностью понять стиль, нужно обращать внимание на размер, жанр, рифмовку стихотворения. Дополнительно можно разобрать стихотворение “Пророк”. Там есть немало интересных вещей.

При более детальном анализе творчества Лермонтова стоит использовать специальный план. Он дает возможность охватить все аспекты и не забыть про детали. Чем лучше мы изучаем средства выразительности, тем легче нам потом самим писать сочинения и эссе, стихотворения и поэмы.

Поэзия – это целый мир, где поэт – это волшебник, чья палочка умело выдает красноречивые фразы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор проекта: Шмелева Екатерина Андреевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 11, г.Балаково, Саратовская область.

Тема:"Средства художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова"

Данный проект поможет усвоить материал "Средства художественной выразительности". Обучающиеся научатся видеть и определять средства художественной выразительности в лирике, квалифицировать их, правильно определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

Проект реализуется на уроках литературы по изучению творчества М.Ю.Лермонтова (и других поэтов)

Участники проекта – учащиеся 6 класса.

Вид проекта – краткосрочный

Необходимые начальные знания, умения, навыки : знать изученные в 5 классе средства художественной выразительности, обладать начальными навыками комплексного анализа стихотворения

Образовательные стандарты :

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; правильно пользоваться русским языком; написание сочинений

личностные: развитие исследовательских навыков; развитие речи; воспитание чувства любви к родному слову, гордости за народ-носитель богатого, яркого, эмоционального языка.

метапредметные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; создание собственного сочинения (анализа)

предметныe : знание основных средств выразительности; умение находить в тексте и определять роль средства выразительности.

В ходе проекта учащиеся повторят знакомые средства выразительности, узнают новые средства выразительности, осознают, что слово-отражение личного восприятия мира, потренируются находить средства выразительности в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, грамотно их определять и анализировать стихотворения.

Основной вопрос проекта : Как можно применять слова в лирике?

Вопрос учебной темы : Какова роль средств художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова?

Частные вопросы

1. Что называют средством художественной выразительности?

2. Как избежать ошибок при определении средств художественной выразительности?

3. Какие средства выразительности выделяют учёные?

Темы исследований .

1. Виды тропов и стилистических фигур

2. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок", "На севере диком. ", "Тучи", "Парус", "Утес"

3.Роль средств художественной изобразительности языка в лирике поэта.

Этапы проекта

1. Подготовительный ( 1 урок)

Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Знакомство с творчеством поэта

2.Проектировочный (2 урок)

Обдумывание основополагающих вопросов, формулирование целей и задач, распределение по группам, выбор темы для исследования, разработка плана действия.

3. Практический (3 урок)

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Исследование по выбранным темам. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Представление таблиц, схем, презентаций

Оценивание своей работы и работы группы

4.Заключительный (4 урок)

Сочинение -анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

Результаты :

1 . Презентация ". Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок", "На севере диком. ", "Тучи", "Парус", "Утес"

3. Таблица "Средства художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова и их роль" (работы учеников)

4.Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова (Классное сочинение "Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова")

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Средства выразительности в творчестве Лермонтова.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Что такое средства выразительности? Это особая методика авторов украшать свои произведения, подбирать слова, играть звуками. Если проанализировать работы разных поэтов, то можно понять, что у каждого есть свой подчерк. Изучив работы одного человека, потом будет легко найти их среди тысяч других.

Здесь отлично показана сила и красота метафор и эпитетов. Лермонтов умело передает свои мысли, используя совершенно другие слова и образы.

При более детальном анализе творчества Лермонтова стоит использовать специальный план. Он дает возможность охватить все аспекты и не забыть про детали. Чем лучше мы изучаем средства выразительности, тем легче нам потом самим писать сочинения и эссе, стихотворения и поэмы. Поэзия – это целый мир, где поэт – это волшебник, чья палочка умело выдает красноречивые фразы.

2 содержание Введение Особенности языка поэзии М.Ю.Лермонтова Средства выразительности поэтического языка Анализ некоторых стихотворений Вывод

3 Особенности языка поэзии М. Ю. Лермонтова Лирика занимает основное место в творчестве М.Ю.Лермонтова. Основные темы: одиночество, усталость, безвыходность, судьба молодого поколения, поиск гармонии, понимания.

4 Средства выразительности языка Художественный троп – оборот речи в иносказательном значении Сравнение – определение сходств и различий у нескольких предметов Эпитет – это образное художественное определение. Олицетворение – это представление в образе живого существа Метафора – это скрытое образное сравнение

5 Анализ стихотворений Парус Белеет парус одинокий В тумане моря голубом Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны,ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит Увы,он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой.

6 На севере диком стоит одиноко… *** На хладной и голой вершине Стоит одиноко сосна. И дремлет… под снегом сыпучим, Качаяся, дремлет она. Ей снится прекрасная пальма В далекой восточной земле, Растущая тихо и грустно На жаркой песчаной скале.

8 Проба пера Тучная картина. Плыло по небу много туч, Точнее их было несколько куч. Плыли они густой семьей, Никого не видя перед собой. Потом вдруг рассердились они, До конца переполнились потоком воды. И разразился на землю гром, Тучка спустилась сильным дождем. Много от тучки людей пострадало, Да и животных погибло немало. Но отчего это было, кто знает, Да просто тучка была боевая.

9 Зимнее утро. Зимнее утро похоже на сказку: Липнут снежинки к окну. Очень красиво, ну прямо прекрасно. Тронуть бы хоть одну. На малышку снежинку приятно смотреть, На прозрачность ее белокрылую. А узорчик на ней, как будто иглой Портнихой опытной вытканный. Но тронешь такую красавицу, И пальчикам станет так холодно. Но сквозь облик ее замороженный Сердечко откроется теплое. Пролети вдруг она, Махнет своим платьицем, И много снежинок появится. И летают они, пока ночь не приблизится,… Зимнее утро похоже на сказку: Все липнут снежинки к окну…

Читайте также: