Сообщение на тему современная литература для подростков

Обновлено: 10.05.2024

Но сегодня можно отметить ряд уже вполне очевидных тенденций.

Основной темой проблемного молодежного романа становится некая конкретная проблема современного глобального общества и подросток, пытающийся выжить внутри этой проблемы. Ведущие мотивы жанра: смертельные болезни, травма, социализация особенных детей, суицид, насилие, убийство, наркотики, терроризм и др. В семье и школе эти темы редко обсуждаются и даже табуируются, в результате чего литература становится одной из немногих возможностей подростка проговорить и пережить с героями свои страхи.

Эти подсчеты в духе Кафкигипербола и метафора существования ребенка в современном мире, одиночки в хаосе бессмысленных множеств.

Силуэт мистера Гарви казался каким-то нечетким. На протяжении многих лет он гнал от себя воспоминания об убитых женщинах, но сейчас жертвы всплывали одна за другой. Самую первую девочку он обесчестил случайно. Что-то его разозлило — и уже было не остановиться, по крайней мере, так это виделось ему по прошествии времени. После этого она перестала ходить в гимназию, куда они оба были недавно приняты, но он не придал этому значения. Его родители то и дело кочевали с места на место, и он подумал, что одноклассница тоже куда-то переехала. Он раскаивался в изнасиловании этой тихони, которая, кстати, даже не пикнула, и считал, что вскоре оно у обоих выветрится из памяти. Его толкнула к ней какая-то неведомая внешняя сила. Когда все было кончено, она еще несколько мгновений смотрела на него в упор. Бездонными глазами. Потом натянула порванные трусы и прижала их пояском юбки, чтобы не спадали. Ни один из них не произнес ни звука, и она ушла. Тогда он порезал себе руку перочинным ножиком, чтобы легче было обставиться, если отец спросит, откуда кровь: вот, мол, смотри — и вытянуть руку. Случайно порезался. Но вопросов не последовало; никто его не искал. Ни отец той девчонки, ни брат, ни копы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат на тему:

Мельникова Елена Анатольевна

Книги для подростков, которые помогут им полюбить чтение

В книгах для подростков найдется место волшебству, фантастическому будущему, романтике, поцелуям, жестокости, предательству и первым взрослым решениям. Современная подростковая литература не читает нотаций, но все же незаметно воспитывает.

События книги разворачиваются вокруг мальчика, которого отдали в приют. Он быстро понимает, что справедливости в мире нет. В этой сказке будет несколько мятных капучино, много снега и пара разбитых сердец.

Подростки, страдающие от тяжелой болезни, не собираются сдаваться. Они по-прежнему остаются подростками - ядовитыми, неугомонными, взрывными, бунтующими, равно готовыми и к ненависти, и к любви. Хейзел и Огастус бросают вызов судьбе. Они влюблены друг в друга, их терзает не столько нависшая над ними тень смерти, сколько обычная ревность, злость и непонимание. Они - вместе. Сейчас - вместе. Но что их ждет впереди?

В старшей школе бывает нелегко. Кто-то пользуется популярностью, как, например, энергичный и жизнерадостный семнадцатилетний Адам. А для кого-то школа может превратиться в настоящий кошмар, как для робкого и необщительного четырнадцатилетнего Джулиана. Он – объект всеобщих насмешек, потому что любит читать детские книжки с картинками. Такие разные, они встречаются, и у Джулиана появляется друг, о котором можно только мечтать. Мальчики легко нашли общий язык, но чем больше времени проводят вместе, тем чаще Адам замечает, что Джулиан что-то скрывает. Решив разобраться, он начинает подозревать, что все серьезнее, чем кажется на первый взгляд, и, возможно, Джулиан нуждается в его помощи.

Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у смерти не было столько работы. И будет еще больше. Мать везет девятилетнюю Лизель Мемингер и ее младшего брата к приемным родителям под Мюнхен, потому что их отца больше нет - его унесло дыханием чужого и странного слова «коммунист, и в глазах матери девочка видит страх перед такой же судьбой. В дороге смерть навещает мальчика и впервые замечает Лизель. Так девочка оказывается на Химмель-штрассе - Небесной улице. Кто бы ни придумал это название, у него имелось здоровое чувство юмора. Не то чтобы там была сущая преисподняя. Нет. Но и никак не рай. "Книжный вор" - недлинная история, в которой, среди прочего, говорится: об одной девочке; о разных словах; об аккордеонисте; о разных фанатичных немцах; о еврейском драчуне; и о множестве краж. Это книга о силе слов и способности книг вскармливать душу.

Шестнадцатилетний Джейкоб с детства привык к рассказам своего деда о его юности на далеком уэльском острове, в приюте для странных детей: о чудовищах с тройными языками, о невидимом мальчике, о летающей девочке. Единственным побочным эффектом этих выдумок были ночные кошмары, мучившие подростка. Но однажды кошмар ворвался в его жизнь, убив деда наяву.

Сказки барда Бидля - пять впечатляющих историй о приключениях, трусости, сердечной боли и, конечно, волшебстве. Для колдовского сообщества они являются тем же, чем сказки братьев Гримм для многочисленных маглов. Новое роскошное иллюстрированное издание сказок (в переводе с рунического Гермионы Грейнджер) снабдил пространными комментариями Альбус Думбльдор. А лауреат премии Ханса Кристиана Андерсена художница Лизбет Цвергер добавила этим классическим историям глубины и выразительности, озарив их блеском красоты, деликатности и изобретательности.

Не так-то просто рассказать в двух словах об этой удивительной книге. Обычно аннотация дает читателю понять, о чем пойдет речь, но в данном случае мы опасаемся, что любые предварительные выводы или подсказки только помешают ему. Нам представляется очень важным, чтобы вы начали читать, не ведая, что вас ждет. Скажем лишь, что вас ждет необычное и завораживающее путешествие вместе с девятилетним мальчиком по имени Бруно. Вот только сразу предупреждаем, что книга эта никак не предназначена для детей девятилетнего возраста, напротив, это очень взрослая книга, обращенная к людям, которые знают, что такое колючая проволока. Именно колючая проволока вырастет на вашем с Бруно пути. Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. И нам остается только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнетесь ни с чем подобным. Книга же наверняка захватит вас и вряд ли скоро отпустит.

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в Доме есть своя кличка, и один день в нем порой вмещает столько, сколько нам, в Наружности, не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн, и банальные скелеты в шкафах - лишь самый понятный угол того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени. Дом - это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная.

Сири всего 10 лет, она живет с папой и младшей сестренкой Мики на острове Синий глаз, затерянном среди других таких же островков в Ледовом море. Мир Сири населен фантастическими существами и необычными животными. Но каждый ребенок в тех местах больше всего на свете боится пиратов и особенно их капитана Белоголового. Ведь те похищают детей и заставляют их работать в глубокой шахте.

1840 год. Белгравия, модный аристократический район Лондона. Именно здесь приобретает дом разбогатевший Джеймс Тренчард, в прошлом простой армейский интендант. Много лет назад София, его молодая и красивая дочь, влюбилась в Эдмунда Белласиса, отпрыска состоятельной аристократической семьи. Эдмунд погиб в битве при Ватерлоо, а вскоре во время родов умерла и София. Считая мальчика незаконнорожденным, ее родители, чтобы не позорить свое имя, отдали ребенка на воспитание в приемную семью. И только теперь, через двадцать пять лет, стали ощущаться истинные последствия событий 1815 года. Ибо в этом новом мире есть те, кто предпочел бы, чтобы тайны прошлого оставались погребенными. Впервые на русском языке!

С книжкой по жизни: что читать современным подросткам?

«Те, кто читают, те будут страной руководить,

науку двигать, открытия делать;

те, кто не читают, так и останутся недотепами.

1.Введение. Актуальность. Цель. Задачи.

5. Список литературы.

Актуальность. Объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Утверждается, что наш современник, чтобы находиться в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж. Руссо, А.С. Пушкин, Наполеон, Л.Н. Толстой, М. Горький, А. Эйнштейн. сейчас говорят, что наше поколение мало читает, мы решили выяснить, а так ли это? В нашем мире современных технологий подростки мало читают, а заполоняют всё свободное время гаджетами , ноутбуками и прочей электроникой. Нас заинтересовал вопрос, читают ли подростки что-то кроме произведений, изучаемых по программе в школе, и что может предложить нынешняя литература современному подростку?

Цель: изучить отношение подростков к чтению и читательский интерес современных подростков.

-провести анкетирование учащихся для выявления круга чтения и литературных интересов учащихся;

-исследовать вопрос о читательских интересах старшеклассников;

- доказать, что роль чтения остается по- прежнему актуальной в жизни подростка.

Предмет исследования: современная художественная литература, читаемая подростками.

- изучение теоретической литературы;

- анализ документов в сети Интернет;

- экскурсия – посещение библиотек;

- анализ полученных результатов.

Гипотеза: Мы считаем, что современные подростки не читают, так как отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы на классных часах, уроках литературы, внеклассных мероприятиях.

В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас человек с книгой в руках является редкостью. Очень редко можно увидеть школьника с книгой или услышать их спор о прочитанном произведении. Современные подростки зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. И в свободное время дети отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки есть подростки, которые любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиоверсии. Доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуре, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы.

Каково значение литературы для современного подростка? Книги помогают решать психологические проблемы ,

Несмотря на серьезное противостояние сил в произведениях фэнтези, всё-таки побеждает всегда добро, а это значит, что читать их стоит, поскольку они дают определенную установку на то, что нельзя быть злым, коварным, потому что настоящая сила дается только тому, кто добр и бескорыстен.

3. Практическая часть.

3.2.Затем мы посетили школьную библиотеку, чтобы узнать, посещают ли подростки школьную библиотеку и что читают. Выяснили, что подростки посещают библиотеку. Рекомендуемая литература для них включает в себя, в основном, произведения классиков. Во-первых, это книги, проверенные временем и, кроме того, это список, приведенный в школьной программе для внеклассного чтения. Во-вторых, многие замечательные произведения наших современников в современный список литературы ещё просто не успели войти.

3.3.Чтобы выяснить интересы учащихся, мы направились в детскую районную библиотеку . Оказалось, что подростки любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудио-версии. Интерес вызывает современная художественная литература разной тематики: о любви, дружбе, семейных отношениях, взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, науке и истории и т.д.

Работники библиотеки познакомили нас с литературными новинками и помогли

составить список книг для чтения, рекомендуемых для подростков, которые отра-

жают все то, что может происходить в жизни юных читателей.

3.4.Мы провели анкетирование.

1.Читаете ли вы книги?

Большая часть опрошенных нами учащихся книги читают

2 Какие книги вы читаете- современные или классику?

t1617532361ab.jpg

Наши одноклассники предпочитают современную литературу (67%).

8% читают и современную литературу, и классическую,

25% читают классику

3. Электронные или напечатанные книги вы читаете?

t1617532361ac.jpg

Учащиеся нашего класса читают чаще всего электронные книги

83% учеников хотят , чтобы ввели изучение современной литературы в школьную программу

5. Какого жанра книги вы предпочитаете?

t1617532361ae.jpg

66% респондентов читают все: романтику и фантастику, детективы и приключенческую литературу

17% одноклассников читают фантастику, и столько же романтику

6. Покупаете ли вы книги?

t1617532361af.jpg

67% опрошенных книги не покупают

Вывод: среди подростков есть такие, кто любит читать. Они охотно берут книги в библиотеке или читают в интернете. В основном читают художественную литературу. Большинство учащихся читают те произведения, которые изучают по программе в школе. Вне школьной программы читают произведения разных жанров: романтику, фантастику, детективы и приключения. Книги предпочитают не покупать, так как считают это дорогим удовольствием, а берут их в библиотеке или читают на страницах сети Интернет.

Наши сверстники хотели бы знать, что сейчас модно читать, какие книги пользуются популярностью.

1. Современные подростки, безусловно, читают.

2.Подростки в основном читают ту литературу, которую изучают по программе в школе.

3.Современные подростки выбирают литературу в основном для развлечения, для ухода в сказочный мир и для саморазвития.

4. Подростки порой не знают, что читать. В библиотеках отсутствуют стенды «Что читать"

5. Из зарубежной литературы в основном читают те произведения, которые были экранизированы.

Поставленные нами цели и задачи достигнуты

Наша гипотеза подтвердилась отчасти. Результаты анкетирования и опроса указывают на то, что современные подростки читают, хотя и увлечены электронными развлечениями;

пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуре, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий.

Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, мы пришла к выводу, что проявление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы - важнейшее условие успешности человека в обществе.

Чтобы развить читательскую культуру, необходимо:

В средствах массовой информации рассказывать подросткам о том, книги каких писателей следует выбирать для чтения.

Запустить интернет - ресурсы, посвященные молодежи и чтению, где подростки могли бы общаться, делиться отзывами, комментировать рецензии, знакомиться с текстами произведений.

Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения: если начал, дочитай до конца; книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в ее конец.

В доме обязательно должна быть библиотека, которая периодически должна пополняться. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы подростка.

Чтение сегодня - способ соответствовать времени, его жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать.

Действительно, хорошо читающий человек быстро улавливает смысл прочитанного, выявляет главное. Высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. Если человек много читает, то обладает большим объёмом информации. И, наконец, хорошая книга дает уроки высокой нравственности. Вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Памятка для учащихся

Если ты мягкий, романтичный и милый, и вам по душе романтическая литература, то мы подобрали для вас следующие книги:

Если же вы любите прочую фантастику и мистику, то мы вам посоветуем следующие книги:

Если вы предпочитаете расследования, детективы, то вам подойдут такие книги:

Если же вы больше любите приключения, то вам нужно почитать такие книги:

Многие книги помогают решать психологические проблемы и, прочитав их, можно многое осознать.

Белякова Людмила Михайловна

Бытует мнение о том, что детская литература переживает сегодня не самые лучшие свои времена. Для детей писать сложно, а для подростков тем более. Здесь критерий только один: книга должна быть написана просто и увлекательно, пробуждая интерес читателя буквально с первых строк.

Отечественная литература для детей имеет богатый опыт, она явилась достойной преемницей замечательных традиций передовой детской литературы. Для детей писали В. Маяковский, А. Толстой, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов и многие другие.

Где проходит граница между детской и взрослой литературами? Как распространяются и почему становятся популярными одни тексты для чтения, а судьба других – пылиться на полках магазинов? Какие уроки извлекает современный подросток, встречаясь с героями книг Анастасии Орловой, Андрея Усачёва, Анны Никольской? Отдаёт ли он предпочтение жанру произведения, или его влечёт нечто другое?

Гипотеза:

- несмотря на то, что современные школьники много времени уделяют компьютеру и Интернету, они все же читают книги. Возможно, если распространить информацию о современных книгах для подростков и создать условия для обмена мнениями о прочитанном, то интерес к современной детской литературе как к способу интересно и полезно провести время, возрастёт.

Эти вопросы определили цель[1] нашего исследования:

- создание и характеристика каталога книг для современного подростка, что, в свою очередь, потребовало решения нескольких задач:

- опираясь на результаты анкетирования и личный читательский опыт, определить круг тем и проблем, интересных современному подростку;

- учитывая интерес к определённым темам, сформировать каталог книг и анонсировать его читателям;

- составить литературную карту популярных детских писателей XXI века.

Объект исследования: современная детская литература XXI века

Предмет исследования: произведения XXI века, адресованные современному подростку.

Методы исследования:

- изучение, систематизация и структурирование произведений XXI века по теме исследования;

- наблюдение и фиксация материала по теме исследования;

- синтез и анализ исследуемого материала в логике темы;

- анкетирование и обработка социологического опроса.

При работе над проектом использовались работы Вдовиченко В.П.[2], Гуз Е.А.[3], Чудиновой В.П.[4], Шрайберг Я.Л.[5], материалы региональных исследований, статьи из профессиональных журналов для библиотекарей, интернет-ресурсы.

Структура работы:

[1] Материалы данного исследования определены читательским опытом автора - [выделено мною – А.Д.]

[2] Вдовиченко Вера Петровна- библиограф, заведующая отделом Российской государственной юношеской библиотеки г.Москва

[3] Гуз Евгения Александровна – писатель, литературный критик.

[4] Чудинова Вера Петровна- зав. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки.

[5] Шрайберг Яков Леонидович - российский учёный, научный руководитель Государственной публичной научно-технической библиотеки России, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

ВложениеРазмер
glava_i.docx 20.33 КБ
glava_ii.vtoraya_literaturnaya_ostanovka.docx 268.44 КБ
glava_2._tretya_literaturnaya_ostanovka.docx 133.32 КБ
glava_2._chetvyortaya_literaturnaya_ostanovka.docx 798.78 КБ
glava_2._pyataya_literaturnvaya_ostanovka.docx 229.08 КБ
zaklyuchenie_i_spisok_ispolzovannoy_literatury.docx 20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Глава I

Легко ли быть читателем? (размышления о детской литературе и читателе-подростке)

Как пробуждается интерес к чтению

Мой читательский опыт напрямую зависел от возраста. Если в 10-11 лет меня увлекали супергерои [1] , я словно проверял себя в необычных обстоятельствах, то чуть позднее мне важно стало находить ответы на вопросы, что есть милосердие, как проявляется человечность, мне важны стали уроки от положительных героев и самого автора книги.

Расширился диапазон познавательных интересов, они приобрели личностный смысл, стали избирательными, осознанными.

В одной из статей о проблеме чтения подростками я встретился с характеристикой читателей по их читательской активности. Выделено 3 категории:

Предварительный просмотр:

2.3. Вторая литературная остановка

Андрей Жвалевский и Елена Пастернак [1] о конфликте поколений

https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/01/98223a3548fe5162b0158f62b01f36181.jpg

Андрей:

- Признание детей - очень классно. Это огромный аргумент в борьбе с людьми, которые говорят: а дети не такие.

- Вы подсматриваете за детьми, подслушиваете.

- И подсматриваю, и подслушиваю

(2012 г. Из интервью) [2]

Кто же укажет верный путь подростку в современном мире: семья, школа? В обществе принято возлагать эту ответственность на школу, где, как бытует мнение, подростки больше всего проводят времени.

Появление такого сюжета среди других рассказов цикла весьма необычно, так как здесь читатель воспринимает подростков не с точки зрения родителей или учителей, а совершенно посторонних людей, далеких от школы. Тем не менее, никто из взрослых не догадывается, что скрывается под маской неуместного смеха героев рассказа.

Свои наблюдения мы оформили следующей таблицей

Взрослые и дети: полная утрата связей или брезжащая надежда на взаимопонимание?

«— Приготовились! — Снегурочка подбежала к стоящему в углу ноутбуку. — Начали!

«На следующий день классная докладывала директору:

— Все прошло организовано.

— А как детям? Понравилось?

«Вышла из аудитории как зомби. Выдохнула с облегчением от того, что под дверью нет Валентины… Ззынь!

О, нет! Зачем я включила телефон! Секунду поколебалась, но все-таки взяла трубку.

И, повернувшись к Витьке, сказала наставительным тоном:

«— Да я не курю! — взвилась Таня.

«В беседке за школой было противно. Достала из кармана сигарету. Зажгла спичку. Затянулась.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6708/2804319.20/0_a01af_d059ae53_XL.jpg

Выбор главок был определён собирательным портретом взрослых: родители, учителя, старшие братья или сёстры. Последние в отношении подростков не различаются ничем, вернее, их всех объединяет одно – равнодушие к тому, чем живёт взрослеющая личность. Так что же конфликт поколений не изжит? И по чьей вине? Ответ писателей этого произведения однозначен: дети всегда хорошие, если у взрослых есть на них время. Время, чтобы с ними поговорить.

[1] Андрей Валентинович Жвалевский и Евгения Борисовна Пастернак – успешный писательский тандем, обладатели многих литературных премий. Наряду с интересными фантастическими сюжетами авторы часто предлагают острые социальные темы, связанные с проблемами детей и подростков, ставят важные для них вопросы.

Предварительный просмотр:

2.4. Третья литературная остановка

Людмила Романовская о гаджетах и не только

https://uao.mos.ru/upload/medialibrary/16a/larisa-romanovskaya.jpg

Все мы по природе своей исследователи, а Лариса Романовская очень точно все это показала. Просто показала, без всякой назидательности, повесть — словно акварель. Все чисто, ясно, светло, а выводы читатель сделает сам, свой собственный.

За один учебный год героиня-подросток избавилась от всего фальшивого и ненужного, осознала цену людей, которые всегда были с ней рядом. Интернет-блог был для нее нечто таким, что помогало ей понять поступки себя и других людей, помогая меняться в лучшую сторону. И тогда, когда героиня понимает, что она преодолела этот трудный переходный этап на пути к новой счастливой жизни, Вера решает удалить свой дневник, ведь теперь ей хочется оставлять все самое ценное и дорогое исключительно для себя.


Предварительный просмотр:

2.5. Четвёртая литературная остановка


Наталья Соломко [1] о буднях школьной жизни и не только

Весь сюжет повести, жизнь молодого учителя географии, умещается в две недели. Всего пара недель, но сколько за это время произошло событий, как изменились в глазах Александра Арсеньевича окружающие его люди, и, конечно, сам он не мог не измениться.

И что делать? Есть ли ответ на это вопрос в самой повести? С этой целью исследуем ключевые монологи и диалоги героев, и первый – от главного героя учителя географии Александра Арсеньевича. Для удобства сопоставления также воспользуемся таблицей:

Школьные миры в повести

Монолог (или диалог)

Оценка ситуации через вопросы

Молодой учитель географии Александр Арсеньевич - Сан Сенич – так называют его ученики.

- Зачем он пошёл в школу, а не в аспирантуру?

- Почему он выбрал именно ту школу, где совсем недавно учился сам, а директор школы - его отец?

- А ученики современной школы действительно делят учебные предметы на серьезные и несерьезные?

- К какому разряду уроков относит сам учитель свои уроки географии?

« - Тихо! Сегодня будем открывать Америку.

- Тихо, я сказал! Сдвигайте парты к стене, Атлантический океан - на пол. Кто будет держать небо?

На этот вопрос 6"Б" реагировал без восторга: быть "атлантом" никто не хотел, скучное это было занятие - держать над океаном карту звездного неба.

- Нет добровольцев? Назначаю по списку: Васильев, Козаченко, Кравченко, Пименов.

Шестой "Б", толкаясь и споря, устраивался на полу, вокруг "океана".

Сцена на уроке географии.

Этот эпизод объясняет многое: почему дети любят своего учителя, чем так заворожил учитель своих учеников, почему дети с нетерпением ждут уроков географии.

Известно, что писательница Соломко в детстве занималась в студии, организованной В. Крапивиным. Может быть, образ увлеченного учителя списан немного с него (путешествия, корабли, астролябия)?

Может быть, но очень хочется, чтобы в школе и сегодня таких учителей было много.

« - Хватит донкихотствовать! - сказал Исаков-старший Исакову-младшему. - На рожон лезут глупцы и психи. А умные и сильные имеют выдержку. Они молчат и делают свое дело. Ты понимаешь меня, Борис? Они живут без болтовни, без криков о справедливости. И без высоких слов. Высокие слова - это для публики, запомни.

Они шли по вечереющей улице.

- Зачем тебе это нужно? - с неодобрением спросил Исаков-старший.

- Но ведь ты сам всегда говорил, что человек должен быть порядочным.

- Ты ведь неглупый человек, Боря. Пора бы уже понять, что жизнь штука сложная, и движут ею вовсе не законы добра и справедливости. Есть законы посерьезней.

- Ты мне раньше этого не говорил. - упрямо повторил Исаков-младший уже с отчаянием.

Ему хотелось, чтобы отец и теперь не говорил ему этого, потому что ему стало вдруг тоскливо и неуютно: изменилось все как-то вокруг. Дома, что ли, скособочились на родной улице или небо стало ниже в мире, где, оказывается, не в добре и справедливости было дело. И это отец ему говорил, самый главный человек, самый умный, все на свете знающий и понимающий.

- Как ты можешь? - растерянно сказал Исаков-младший.

- Ты, кажется, собирался стать кинорежиссером. Что, передумал?

- А для этого обязательно сначала стать подлецом? - запальчиво спросил Исаков-младший.

Диалог между отцом и сыном.

Дон Кихот, подлец, неудачник – вот характеристика людей, (по мнению Исакова-старшего), которые не способны ни на что.

- А чем отличается порядочный человек о непорядочного?

- Одинаковый ли смыл закладывает каждый из герое в эти понятия?

Мы знаем, что после этого разговора Исаков –младший ушел из дома и спрятался в лесу.

- Чем можно объяснить такое поведение героя?

Часто случается, что ученики влюбляются в своих учителей. Так произошло и в этой повести. Но только здесь любовь взаимная: и Сан Сенич любит Юлю, и она - его. И обоих мучает вопрос:

насколько возможно их счастье при существующих нормах морали.

Так о чём же эта книга: об учителях, учениках?

Для меня – об учителях! Книга показывает нам те типы учителей, которые сохранились и в наше время:

1.Те, кто не любит своих учеников, считает позволительным называть их "придурками", говорить, что они "никто".

2. Равнодушные учителя, им безразлична судьба учеников, главное - успеваемость и грамотность.

3. Лишь два героя в книге по-настоящему любят своих воспитанников - учитель истории Аристотель и молодой учитель географии Сан Сенич. Только эти два учителя вникают в судьбы своих подопечных, пытаются помочь изменить их жизни.

Отдельно можно говорить об Александре Арсеньевиче, молодом максималисте, который сам похож на девятиклассника, но он силен духом, противостоит остальным учителям в попытках помочь детям. Еще в детстве Аристотель научил его заклинанию "Белая лошадь - горе не мое", которое отгоняло все несчастья. Но, придя в школу, молодой человек понимает, что это его горе, что от него нельзя открещиваться, нельзя закрывать глаза на горе других людей.

Предварительный просмотр:

2.6. Пятая литературная остановка

Мария Гиппенрейтер [1] о том, как мечту превратить в реальность

https://sun1-89.userapi.com/s/v1/if1/fcXiurFDb337FEeT9E2XtKGTkDp6FUINU68JAtSmVGRHFa7foD3xoevUEv4wEZs-2UqCcQ.jpg?size=200x200&quality=96&crop=56,84,818,818&ava=1

Каждый родитель хочет сделать своего ребёнка счастливым, но не каждый понимает, что счастье только тогда становится счастьем, когда человек добывает его для себя сам.

Счастье – это мечта. Не лишайте ребёнка его мечты, и он будет счастливым.

Отъезд из дома в семнадцать лет и погружение в непростую жизнь на Байкале не только принесли Маше яркие новые впечатления, но и это был переломный момент в её становлении как сильной независимой личности. Она испытала себя, поверила в свои силы и укрепилась в решимости всегда пробиваться к своим мечтам.

Тайга и Байкал… Суровая красота и мужественная природа, которая и от человека требует выносливости, смелости духа, решительности. И вот здесь оказывается 17-летняя девочка…

И работает лесником-радистом на глухом кордоне… И учится управлять моторной лодкой, и печь хлеб в настоящей русской печке, и колоть дрова, и стрелять из ружья, и косить траву. А однажды сталкивается с браконьерами, а в другой раз встречает заблудившихся туристов и выводит их на тропу, не проходит мимо выпавшего из гнезда вороненка, приручает забитого и одичавшего коня, попадает с другими лесниками в шторм и не трусит.

Описаны эти эпизоды лесной жизни очень просто и лаконично, и в этом есть особая привлекательность повести: сочетание художественного стиля с научно-популярным. Читая описание приключений Маши, невольно задумываешься о том, что это всего лишь подросток, это женщина. Девочек в семьях принято беречь, а здесь родители не просто соглашаются с выбором дочери, но и принимают его. Они разрешали ей гулять в одиночку по фьордам и отправляться в длительные вылазки на собственной лодке - и не просто разрешали, но поощряли и учили всем необходимым навыкам выживания в дикой природе.

Читаешь про будни 17-летней Маши Гиппенрейтер и понимаешь, что между нею и большинством нынешних ровесниц - пропасть, причем раздел проходит не по навыкам стрельбы или управления моторкой, а по чему-то более глубинному и важному.

Внутренний стержень - вот в чем дело. А в сочетании с вниманием и поддержкой со стороны родителей это позволило девочке выработать необходимую независимость мышления и самостоятельность. И - самой [выделено мною – Д.А] определить свое призвание, реализовать мечту.

Читайте также: