Сообщение на тему сословия в российской империи

Обновлено: 05.07.2024

Сословный строй в России является, по справедливому замечанию проф. Н. Коркунова, ничем иным, как остатками совершившихся в XVIII в. попыток привить к русской жизни начала западноевропейского сословного строя, в котором все население разделялось в средние века на четыре строго обособленных сословия: дворянство, духовенство, горожан и крестьян, причем каждое пользовалось особыми правами и составляло объединенное целое, противополагавшееся другим сословиям. В современном государственном быту Зап. Европы это сословное деление исчезло; сохранялось же, как особое привилегированное сословие, одно только дворянство, и то значительно изменив свой характер. В настоящее время дворянство пользуется в большинстве государств лишь почетными преимуществами и не составляет объединенного целого¹*. В России до Петра I сословий в собственном смысле слова не было, и в языке Московской Руси не найти даже слов для выражения таких понятий, как “сословный строй”, “сословные учреждения”, “сословные предрассудки”²*. Сословный строй России — создание последних столетий русской истории. Но в то время, как в Зап. Европе население уже не делится на обособленные сословия, русское законодательство до сих пор удерживает сословную группировку населения, — группировку, чуждую нашей истории, заимствованную нами с Запада в эпоху слепого подражания всему иностранному³*. “Сословный строй (в смысле западноевропейском), говорит далее проф. Н. Коркунов, никогда не мог пустить в нашем быту сколько-нибудь глубоких корней, а реформы Александра II лишили его и последней опоры. Благодаря этому, современное русское законодательство, все еще сохраняющее сословную почву, оказывается в странном противоречии с фактическими условиями русской жизни. Сословные начала, упорно сохраняемые русским законодательством, в действительности так чужды русской жизни, что у нас не редкость встретить человека, который и сам не знает, к какому сословию он принадлежит”. Общее положение, помещенное в начале IX тома “Свода законов”, показывает, что “все природные обыватели России предполагаются разделенными на четыре главных рода людей: 1) дворян, 2) духовенство, 3) городских обывателей, 4) сельских обывателей (крестьяне, казаки, инородцы). Закон дает им название сословий (ст. 4), но большинство их вовсе не составляет единого целого, даже дворяне делятся на потомственных и личных, духовенство — по вероисповеданиям, городское сословие — на почетных граждан, купцов, мещан и цеховых; среди крестьянства тоже целый ряд разновидностей. Далее, некоторые из „сословных состояний” не наследственны, даже не пожизненны и вообще не замкнуты”. По Коркунову, сословиями на Руси могут быть признаны лишь дворяне, почетные граждане, мещане и крестьяне, но и в этих “сословиях” жизнь пробила большие бреши. Официальная статистика рисует следующую картину распределения российских обывателей по сословиям (Финляндия не принимается при этом в расчет). Нижеследующая таблица, составленная на основании переписи 1897 г., показывает абсолютное число лиц разных сословий. В этом году было насчитано:

Сословия в России

Сословия – это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.

Когда появились сословия

Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.

С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.

Сословия в России

Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.

Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Сословия, их права и обязанности

Сословие

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

– Владение населенными землями.

– Освобождение от налогов.

– Освобождение от земских повинностей.

– Освобождение от телесных наказаний.

– Освобождение от обязательной службы.

– Поступление на госслужбу и получение образования.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Без особых обязанностей.

Духовенство

Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.

Были обязаны проповедовать Слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.

Без особых обязанностей.

Купечество

1-, 2- и 3-й гильдий.

Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.

Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.

Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).

Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

Содержание

Образование сословий

Стройной системы сословий в Российской империи так и не образовалось, так что отдельные исследователи (М. Конфино) считают, что сословий западноевропейского типа в России вообще никогда не было.

Классификация в начале XX века

По состоянию на начало XX века проживающие в Российской империи разделялись на подданных и иностранцев.

Подданные в свою очередь делились на:

В свою очередь природные подданные, жители Финляндии, а также некоторые из инородцев разделялись на сословные группы. У столь сложного деления было много разнообразных причин:

Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов все природные обыватели России предполагались разделёнными на четыре главных группы людей (статья 2):

Свод законов называл эти группы сословиями (статья 4), но комментаторы отмечали, что это название было весьма условным. Во-первых, большинство из этих главных групп людей не составляли одного целого. Например:

Во-вторых, некоторые из этих состояний не только не наследовались, но даже не были пожизненными. Так, правами купечества лица пользовались лишь при условии уплаты гильдейских пошлин, а вместе с тем после их уплаты любой мог приобрести все права купечества. Так же и духовенство не образовывало на практике особого сословия: дети священнослужителей и церковнослужителей причислялись к почётному гражданству, а духовные лица, сложившие с себя сан, возвращались в первоначальное своё состояние. Кроме того, лицо, носящее духовный сан, могло одновременно принадлежать и к дворянству. Тем самым особые права духовенства на практике не были сословными правами, а просто преимуществами, присвоенными духовному сану. Цеховые и рабочие люди также реально не были особым сословием, так как им законодательство не присваивало никаких особых личных прав (какие были, например, присвоены почётным гражданам и купцам).

Казачество

Реформы Александра II

После реформ Александра II, по мнению Н. М. Коркунова, эффективно сословные различия сохранились только в существовании одного привилегированного сословия: дворянства. Тем самым, русское законодательство того времени о правах состояния, состояло в противоречии с фактическими условиями жизни; не редкость была встретить человека, который не знал к какому сословию он принадлежал.

Ликвидация сословного разделения

Отмена сословий стала планироваться сразу после Февральской революции; ожидалось, что всесословный характер будущей Российской республики будет утверждён Учредительным собранием.


При царском режиме общество было сильно стратифицировано. Четыре пятых населения составляли крестьяне, но вся власть находилась в руках крошечной правящей элиты, во главе которой стоял царь. Власть царя была абсолютной и считалась ниспосланной Богом.

Русское дворянство

Социальный срез общества

Социальная сословная пирамида Российской империи по переписи 1897 года выглядит так:

  • правящий класс - царь, суд, правительство - 0,5 %;
  • высший класс - дворянство, высшее духовенство, офицеры - 12,0 %;
  • коммерсанты - торговцы, фабриканты, финансисты - 1,5 %;
  • рабочие - 4,0 %;
  • крестьяне - 82,0 %.

Сословия в России во второй половине XVIII в.

В отличие от других европейских стран, межсословные перегородки не были установлены раз и навсегда. Возможности перехода в другое сословие в Российской империи были достаточно гибкими. Это достигалось по мере продвижения по государственной службе, получением государственных наград, учебой. Для инородцев повышение статуса было связано с принятием православия.

Основные сословия и их градация

Свод законов Российской империи 1832 года определял, какие сословия были в России: дворянство, духовенство, горожане и сельские жители. В рамках этих категорий была принята более подробная классификация, называемая внутрисословной группой.

Духовенство делилось на священников и монахов. В обиходе эти группы часто называли белым и черным духовенством, по цвету одежды.

Городские обыватели подразделялись на следующие категории: потомственные почетные граждане и персональные почетные граждане, купечество, мещанство и цеховые ремесленники. Среди горожан выделяли и военное сословие в России, к которому относились низшие воинские чины, уволенные в запас, и бессрочные отпускники.

Царские войска

Иждивенцы обычно включались в сословие главы домохозяйства.

К городским простолюдинам относили людей, у которых была некоторая недвижимость в городе, которые занимались какой-то торговлей, ремеслом или обслуживанием и платили налоги. Эта категория являлась наследственной. Но человека могли исключить из этого сословия по решению суда или мещанской управы.

Крестьянство делили на сельских жителей и городских крестьян.

Инородцы и разночинцы

В категорию сельских жителей входили и инородцы. В это сословие включали нерусских и неправославных представителей коренных народов Сибири, Средней Азии и Кавказа. Инородец, принявший православие, исключался из сословия инородцев и приписывался к другим, чаще всего к крестьянству.

Отдельной категорией, не отнесенной ни к одному из вышеперечисленных сословий, были разночинцы.

Табель о рангах

Царь и охрана

Отдельная стратификация существовала для правительственной бюрократии, которая классифицировалась по Табели о рангах. Высшие чины относились к сословию дворянства. Чиновник низкого ранга был сопоставим с сословием, которое использовалось для всех формальных целей, например для переписи населения.

В Сибири существовало официально признанное сословие ссыльных, в котором выделяли отдельную подкатегорию ссыльного дворянства.

Почетное гражданство

Институт почетного гражданства был введен манифестом Николая I от 10 апреля 1832 года. Так появилось в 19-м веке в России сословие почетных граждан. Они стояли на иерархической лестнице выше купечества и ниже дворянства, освобождались от налогов, воинской повинности, телесных наказаний и т. д.

Звание почетного гражданина было доступно для лиц с ученой степенью, выпускников определенных учебных заведений, людей искусства и отдельных торговцев и промышленников при соблюдении определенных условий.

Податные сословия

Рабочие в России

Все сословия в России были разделены на две основные группы: облагаемые налогом, так называемые податные сословия, которые должны были платить личный налог, и не облагаемые налогом, или привилегированные.

Обязанности, в том числе и размер податей, увеличивались по мере понижения социального статуса. Дворяне и почетные граждане не имели особых обязанностей и были освобождены от налогов. Духовенство было обязано проповедовать слово божье. Купцы первой гильдии были освобождены от части налогов.

Начиная с купцов 2-й и 3-й гильдий и далее вниз по социальной лестнице увеличивался список обязанностей и количество налогов и податей.

С развитием капитализма и упразднением крепостного права в России сословия в 19-м веке уже не соответствовали фактическому социально-экономическому расслоению населения, но использовались до русской революции 1917 г.

В то же время правовая и государственная система постепенно становилась имущественно-независимой, при этом определяющую роль играл имущественный класс личности.

В конце 19-го века русское общество было сильно иерархическим. Царские политические структуры, религиозные ценности, правила землевладения и российский правовой кодекс укрепили социальную иерархию нации, определили ее положение и статус.

Социальная структура России часто изображалась и высмеивалась в визуальной пропаганде. Например, было несколько вариантов "русского свадебного торта". В этих изображениях русское общество показывалось как феодальная пирамида. Высшие классы удерживаются трудом крестьянских, которые находятся под давлением религии и угрозы насилия.

Бедное крестьянство и промышленный рабочий класс составляли более четырех пятых населения, в то время как образованный и профессиональный средний класс России был ничтожно мал по сравнению со странами Западной Европы.

Русская аристократия

Семья Романовых

Помимо самодержавной власти, ключевыми привилегированными сословиями в России были глубоко консервативное духовенство, деспотичная военная и сложная коррумпированная бюрократия. Все они стремились сохранить форму правления, существовавшую со времен Позднего средневековья. Среди этих групп существовали глубоко укоренившиеся предрассудки, порожденные страхом и презрением по отношению к необразованным нищим массам.​

В эту категорию включалась царская семья в самом широком смысле слова и богатое дворянство, которые жили комфортной жизнью, изолированной от недовольства низших сословий.

Дворянские титулы и землевладение были основными детерминантами привилегий в царской России. Царь был крупным землевладельцем, владевшим около десяти процентов пашни в Средней России.

Русская Православная Церковь и ее высшее духовенство также владели большими земельными участками.

Крестный ход

Защищая свое богатство и привилегии, российская земельная аристократия была, пожалуй, самой консервативной силой в империи. Отмена крепостного права в 1861 году позволила многим из них увеличить свои земельные владения, в основном за счет государства и освобожденных крепостных.

Большинство министров царя были из аристократии. Сергей Юльевич Витте, выходец из аристократического рода, но не имевший крупных земельных наделов, в свое время дал такую характеристику царским министрам: "Многие аристократы –невероятно скупые лицемеры, негодяи и бездельники".

Средний класс

В основном представленный городскими жителями, средний класс России работал на государство, как правило, в высших эшелонах бюрократии. Иногда на частный сектор, в качестве владельцев малого бизнеса или подготовленных специалистов: врачей, юристов, инженеров, управленцев.

Промышленный рост в 1890-х годах способствовал расширению среднего класса за счет увеличения числа фабрикантов и предпринимателей. Это были, как правило, хорошо образованные, восприимчивые к либеральным, демократическим и реформистским идеям люди.

Представители среднего класса часто становились членами различных политических партий, например кадетов, а позднее были широко представлены в Государственной думе.

Крестьянство

Крестьянская деревня

Сельские жители были самым крупным и самым низшим податным сословием в России. В нем состояли по крайней мере четверо из каждых пяти русских. Большинство из них работали на небольших участках земли, используя методы ведения сельского хозяйства, которые мало изменились со времен Средневековья.

Сельское хозяйство в России было трудным делом, которое диктовалось почвой, погодой, а иногда чистой удачей. В южных регионах России, где почва была плодородной, а климат более умеренным, было легче. Здесь культивировали зерновые культуры – пшеницу, ячмень, рожь и овес, которые давали неплохие урожаи.

Дальше на север и восток почвы были менее плодородны, что затрудняло выращивание зерновых. Крестьяне здесь выращивали в основном клубневые культуры: картофель, репу, морковь и свеклу. На большей части Сибири почва была малопригодной для земледелия.

Затрудняли получение хороших урожаев и устаревшие методы земледелия. Большинство крестьян использовали только ручной труд, даже вьючные животные были только у зажиточных крестьян.

Изменения после 1861 года

До 1861 года большинство русских крестьян были крепостными и не имели ни правового статуса, ни прав, как свободные люди. Манифест об отмене крепостного права Александра II давал им свободу передвижения и другие права, но последовавшее за этим перераспределение земель оставило тысячи крестьян в худшем положении, чем раньше.

После освобождения лучшие участки сельхозугодий обычно выделялись землевладельцам. Они держали его для себя или сдавали в аренду за высокую арендную плату. Бывшие крепостные получили то, что осталось, но были обязаны оплатить в казну 49 ежегодных выкупных платежей. По сути, им продали их наделы в 49-летнюю государственную ипотеку. Эти платежи часто превышали арендную плату и налоги, которые они платили до 1861 года.

Большинство крестьян жили в небольших деревнях, и это формировало их мировоззрение. Практически все они были неграмотны, редко покидали свою деревню, события за ее пределами их мало интересовали. Шансов на повышение сословного статуса они не имели.

Читайте также: