Сообщение на тему социометрия

Обновлено: 05.07.2024

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Теоретические основы

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. "Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории "социальной микроскопии". В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии". Изучение "первичных атомистических структур человеческих отношений" рассматривалось Морено как "предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований". Одно из центральных понятий этой теории - теле, - термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть "общей теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

  • формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
  • двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
  • прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
  • сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

  1. Ограниченное количество (3-4);
  2. логическая связь между собой;
  3. критерии должны вызывать интерес;
  4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
  5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

  • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки непараметрической процедуры:

Параметрическая процедура

где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];

N — число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

  • повышает надёжность полученных данных;
  • облегчает статистическую обработку;
  • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

  • I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
  • II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
    • готовятся списки членов группы;
    • каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.

    Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

    • заголовок;
    • инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
    • подписание карточки (разборчиво).

    В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

    Пример социометрической карточки

    В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

    б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

    б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

    При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:

    Величины ограничения социометрических выборов

    случайного выбора Р(А)

    5-й этап

    В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

    Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

    Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

    • необходим доверительный контакт с группой.
    • Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
    • Мягкое формулирование целей тестирования.

    В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

    Варианты инструкций

    Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

    6-й этап

    Непосредственно обработка и интерпретация результатов

    Обработка результатов

    Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).

    Социометрическая матрица

    Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

    Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

    Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

    Социограмма

    Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

    Социограммы бывают двух типов:

    Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

    Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

    • конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
    • "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

    Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

    Социометрические индексы

    Выделяют два типа социометрических индексов:

    • персональные социометрические индексы;
    • групповые социометрические индексы.

    Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

    Основными персональными социометрическими индексами являются:

    • индекс социометрического статуса i-члена;
    • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
    • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

    Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

    • i – объект выбора;
    • j – субъект выбора;
    • ij – совмещение ролей.

    Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

    • индекс эмоциональной экспансивности группы;
    • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

    Интерпретация результатов

    Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

    Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

    Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

    Социометрия как метод исследования изучения и анализ внутригрупповых отношений в малых группах.

    Он применяется для диагностики межличностных, межгрупповых отношений с целью их улучшения, изменения. Результаты этого исследования можно использовать не только как диагностические, но и для коррекционной работы, изменения положения человека в системе межличностных отношений, разрешения конфликтов и т.п.

    Метод исследования : изучение и анализ литературы по данной теме.

    Актуальность данного исследования обусловлена требованиями современной образовательной практики.

    Целью данной работы является изучение социометрии как метода психолого-педагогичского исследования, которая представляет процесс измерения эмоциональных отношений и влияния одних групп людей на другие.

    Задачи исследования:

    Раскрыть понятия о социометрии, как методе психолого-педагогического исследования, применяемом для изучения эмоциональных отношений малых групп.

    Рассмотреть метод социометрического опроса с точки зрения практичности для применения педагогом в ходе проведения психолого-педагогического исследования

    ПОНЯТИЕ О СОЦИОМЕТРИИ

    Целью социометрического исследования могут стоять следующие вопросы:

    измерение степени сплоченности – разоблаченности;

    выявление соотносительного авторитета внутри группы по позициям симпатии-антипатии;

    обнаружение внутригрупповых подсистем;

    Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Метод социометрии не требует больших временных затрат – не более 15 минут, при этом он позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе.

    Надежность социометрической процедуры зависит от правильного выбора критериев и оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования такова. После постановки задач исследования формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. В ходе социометрии не может быть полной анонимности. Вопросы заносятся на карточку или предлагаются устно. Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий – антипатий, доверия или недоверия.

    Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах.

    Непараметрическая процедура

    Параметрическая процедура

    ограничения позволяет повысить надежность исследования и облегчить обработку материала. С другой стороны подобное ограничение заставляет испытуемых более серьезно и внимательно относиться к своим ответам, выбирать только тех людей, которые действительно считают подходящими для роли, предложенной в опросе. Ограничение числа выборов позволяет стандартизировать результаты и сравнивать данные, полученные в разных группах. Но у параметрической процедуры есть свои недостатки: она не позволяет раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, а показывает лишь субъективно значимые связи.

    Вопросы могут быть социометрические и аутосоциометрические. При аутосоциометрических опросах предлагается оценить, кто из членов группы выберет данного респондента или предсказать, как будут отвечать те или иные члены группы, как будут друг друга выбирать.

    Тип вопроса должен соответствовать характеристике, которую предполагается исследовать. Необходимо, чтобы вопрос был конкретен, то есть при вопросе “Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени?” необходимо уточнить, как именно будут проводить время: поездка в турпоход, посещение кинотеатра и так далее.

    Социометрия в психологии – это метод исследования межличностных отношений в группе. Автор направления – Дж. Морено. Психотерапевт разработал как отдельную методику с аналогичным названием для изучения коллективов, так и целое направление. В широком смысле социометрия – это совокупность методов для исследования отношений в группе. Давайте разберем подробнее, что такое социометрия, когда и для чего применяется, как правильно использовать социометрическое исследование. А также определим основные понятия и процедуры метода социометрии.

    Определение понятия

    что такое социометрия

    психиатр Дж. Морено

    Кем был разработан метод социометрии? Автор теории и методики исследования – психолог, социолог и психиатр Дж. Морено. Исследователь полагал, что все социальные проблемы можно решить при помощи упорядочивания отношений между людьми. Однако для этого нужно определить характер межличностных и межгрупповых отношений. С этой целью и был создан метод социометрии. В основе социометрии заложена групповая психотерапия.

    Для изучения какого процесса используется социометрия? Социометрия – это метод психологического исследования, который используется для описания и изучения межличностных отношений в коллективе. Социометрия позволяет собрать первичную информацию о малой социальной группе для дальнейшего анализа. Причина конфликта согласно социометрии – разница убеждений людей и противоречие в эмоциональных отношениях.

    Цель социометрии

    Цель социометрии

    Цель социометрии как метода исследования в психологии – улучшение и оптимизация взаимодействия тех лиц, которые входят в состав обследуемой группы. Задачи социометрии:

    1. Определить степень сплоченности или разобщенности между членами коллектива.
    2. Выявить авторитетных людей, симпатии и антипатии внутри группы.
    3. Обнаружить мини объединения внутри большого коллектива, возглавляемые неформальными лидерами.

    К социометрии прибегают в том случае, если заметны признаки неблагоприятного психологического климата в коллективе, разобщенность участников, конфликты, противоречия, снижение работоспособности и продуктивности. Полученные в ходе социометрии данные можно использовать для дальнейшей перестройки коллектива. От сплоченности группы зависит общий результат, достижение общих целей.

    Важно! Социометрия указывает на симпатии и антипатии внутри коллектива, но не называет конкретные проблемы. Для более точного определения психологических проблем и их устранения необходимо использовать дополнительные методики для диагностики, например, беседу, опросы, проективные тесты.

    Тезисы

    Ключевые положения относительно методики исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии:

    1. Все человечество – единая структурированная единица, так как все люди взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
    2. Ни при каких условиях и методах нельзя совершенно объективно оценить существующую реальность, так как она состоит из множества субъективных реальностей. У каждого человека своя точка зрения относительно процессов, протекающих в мире и в коллективе.
    3. Целесообразно проводить исследование в группе, которая объединена общей деятельностью (другим критерием) на протяжении минимум полугода.
    4. Каждый член группы должен четко и точно понимать выдвигаемый для исследования критерий.
    5. Исследование проводит посторонний человек, например, можно пригласить внештатного психолога. Однако в то же время социометрист должен стать частью диагностической группы.
    6. Социометрическое исследование помогает понять характер отношений в группе, но оно не называет причин и мотивов поведения людей.

    Необходимо заранее изучить особенности группы и определиться с набором методик для социометрии. Подумайте о цели исследования. Будет хорошо, если вы осветите одну и ту же проблему с разных сторон, проанализируете ее при помощи разных формулировок вопросов. Это даст более точные результаты и поможет в случае чего распознать неискренность участников.

    Социометрическая процедура

    Что представляет собой метод социометрии? Социометрическое исследование проводится в малых группах (12–15 человек). Малая группа – это образование, в котором люди объединены по какому-то критерию, виду деятельности или условиям существования. Социометрическое исследование проводится в двух видах групп:

    1. Группа членства. В этом случае люди формально объединены. Например, трудовой коллектив.
    2. Референтная группа. В этом случае люди объединены каким-то интересом, делом, то есть все участники являются значимыми друг для друга. Например, группа друзей, субкультурное объединение.

    Кроме этого, можно выделить такие типы групп:

    • диффузная (основана на симпатиях и антипатиях);
    • ассоциация (каждый участник преследует личные цели);
    • корпорация (группа преследует антисоциальные цели);
    • коллектив (каждый участник заинтересован в достижении личных и общих целей).

    Почему мы говорим об этом? Потому что для анализа и оценки результатов социометрического исследования важен тип группы.

    Диагностика

    Опросник Лири

    Основное средство социометрии – методика с одноименным названием. Однако для максимально полной картины и точного результата рекомендуется использовать другие инструменты. Например, можно обратиться к опроснику Лири (1957 год). Как и классическая техника социометрии, он диагностирует межличностные отношения в группе и свойства каждого из ее участников.

    Опросник Лири выявляет 8 типов личности:

    • властно-лидирующий;
    • эгоцентричный;
    • прямолинейно-агрессивный;
    • скептический;
    • покорный;
    • зависимо-послушный;
    • сотрудничающий;
    • покровительствующий.

    Кроме этого, по итогу можно получить характеристику каждого человека по двум шкалам:

    • самостоятельность и доминирование или зависимость и подчинение;
    • доброжелательность и любовь (эмоциональное принятие) или агрессивность и ненависть (отвержение).

    Каждому участнику предлагается ответить на 128 утверждений. Затем исследователь анализирует ответы и представляет итоговые результаты в виде таблицы и графического изображения.

    Кроме опросника Лири можно использовать и другие диагностические методики для социометрического исследования, например, такие:

    Как проводится социометрическое исследование

    социометрическое исследование

    Социометрическое исследование основано на социологическом опросе. Сама процедура опроса состоит из нескольких этапов.

    Как проводить социометрию:

    1. Подготовка. Необходимо определить предмет, объект, цели и задачи исследования. А также на этом этапе нужно собрать как можно больше информации о группе в целом и о каждом отдельном участнике.
    2. Разминка. Этот этап предполагает встречу с группой, установку доверительного контакта, объяснение критериев для исследования.
    3. Сам опрос. Ведущий дает краткую инструкцию испытуемым, раздает диагностические материалы, дает время на заполнение бланков, собирает материалы.
    4. Обработка результатов социометрии. Исследователь оценивает ответы, проверяет их на достоверность и надежность.
    5. Итоги. Исследователь интерпретирует результаты и составляет рекомендации по улучшению климата в группе, изменению ее структуры и т.д.

    Список вопросов составляется в индивидуальном порядке. Каждый вопрос должен отражать актуальную и понятную для участников группы ситуацию. Например, при диагностике спортивной команды вопросы могут быть связаны с тренировками, празднованием победы, выездными соревнованиями, изменением состава команды и т.п.

    • формальными и неформальными (деловые и личные отношения);
    • двойными и одинарными (отношения между коллегами и в системе «начальник-подчиненные);
    • прогностическими (насколько адекватно отдельный участник воспринимает характер сложившихся отношений);
    • значимыми и незначимыми (глубокие, стабильные отношения и поверхностные отношения).

    Условия выбора критериев:

    • ограниченность (максимум 8–10);
    • логическая связь между всеми критериями и вопросами;
    • значимость и интерес критериев для членов группы;
    • понятность критериев для участников группы;
    • максимум конкретики и примеры на основе реальных ситуаций.

    Все критерии пишутся в столбик, напротив каждого вопроса испытуемый должен будет поставить свой выбор (фамилии или заранее оговоренные номера участников группы).

    Пример социометрической карточки:

    ТипКритерииВыборы
    1РаботаКого бы вы выбрали бригадиром?
    Кого бы вы ни за что не выбрали бригадиром?
    2ДосугКого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
    Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?


    Что касается вариантов ответа, встречаются два вида исследования: с ограниченным числом выборов (параметрическая форма социометрии) и с неограниченным значением выборов (непараметрическая). Способ выбора в обязательном порядке заранее оговаривается с участниками опроса.

    Результаты социометрии

    Результаты стандартной социометрии могут быть представлены в виде таблицы, социограммы, индексов (мы говорили об этом подробнее в другой статье). Если коротко, то социометрия фиксирует следующее:

    • положительные и отрицательные выборы относительно каждого участника группы;
    • люди, получившие максимальное и минимальное количество выборов;
    • люди, которые совсем не получили никаких выборов;
    • рейтинг симпатий и антипатий;
    • взаимные выборы в целом и относительно каждого участника;
    • наличие и состав мини групп внутри исследуемой группы;
    • связь между мини группами или ее отсутствие;
    • уровень разобщенности и сплоченности группы;
    • динамика и структура отношений внутри группы;
    • психологический климат в группе;
    • статус каждого человека внутри группы.

    социометрическая матрица

    А социограмма в социометрии, построенная при помощи социоматрицы, еще и позволяет наглядно выявить все это. Анализ результатов других опросов проводится согласно ключам в выбранных методиках. Самое важное – сравнить результаты всех тестов. Если вы видите, что ответы из разных методик, но из одной и той же области расходятся, то это говорит о нечестности опрашиваемых, попытках схитрить. Если же разные методики указали на одну и ту же проблему, то не стоит сомневаться в ее наличии.

    По итогу вы должны составить общий портрет группы и рекомендации по улучшению работоспособности каждого из участников и продуктивности группы в целом. Например, если речь идет об анализе класса, то можно рассадить выявленных зачинщиков срыва дисциплины. Если речь идет о диагностике трудового коллектива, то выявленного негативного лидера можно перевести в другой отдел. Или же можно выявить двух конфликтующих людей и пригласить их на отдельную беседу и т.д.

    Заключение


    Специальность:

    Форма обучения:

    Студент:

    Курс: Группа:

    Методист отдела практики,

    Иванова О.А.____________

    подпись

    Содержание

    1.Социометрическое тестирование как метод изучения структуры межличностных отношений 5

    2.Процедура социометрического опроса. Требования к его проведению 6

    3.Проблемы надежности социометрии 11

    Список использованных источников 14

    1. Социометрическое тестирование как метод изучения структуры межличностных отношений 5

    2. Процедура социометрического опроса. Требования к его проведению 6

    3. Проблемы надежности социометрии 10

    Список использованных источников 14

    Введение

    Каждый член группы занимает определенное место не только в системе деловых отношений, но и в системе личных, эмоциональных отношений. В данном случае речь идет о том, что наряду с интеграционными процессами в каждой группе по мере ее развития протекают и процессы дифференциации, т.е. различия занимаемых мест в той или иной системе взаимоотношений.

    Все индивиды имеют определенные взаимоотношения в различных сферах, и на работе, и в семье, в учебном классе или группе. Данные группы и представляют общество. Личность, так же как и группа оказывают влияние друг на друга, так как каждый имеет свои характеристики. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Но, несмотря на это, человек не может жить вне общества. Поэтому важно изучать взаимодействие в малой группе, поведение людей и эмоциональные проявления. Этим и доказывается актуальность применения метода социометрии для изучения механизмов взаимодействия современного общества.

    Для изучения всех вышеописанных характеристик наиболее эффективным методом изучения межличностных и межгрупповых отношений является метод социометрии. О нем и пойдет речь в нашей работе.

    Цель работы: рассмотреть социометрию как метод социально-психологического исследования и выявить, каким образом она организуется и проводится в малой группе.

    Предмет: особенности организации и проведения социометрии в малой группе.

    Социометрическое тестирование как метод изучения структуры межличностных отношений

    Методика получила свое существование и развивалась благодаря американскому исследователю Джейкобу Морено, который работал в этом направлении с 1958 года и, занимаясь исследованием малых групп, видел главную цель изучения групп в изучении эмоциональных связей, отношений симпатии и антипатии.

    Метод позволяет исследовать и идентифицировать:

    1. Особенности систем неформальных отношений в группе;

    2. Степень психологической совместимости конкретных людей;

    3. Внутригрупповые статусы участников процедуры;

    4. Качество психологической атмосферы группы в целом.

    Данная методика представляет собой способ количественной оценки межличностных отношений людей в группе и предполагает три различных типа реакций субъекта: выбор; отклонение; отсутствие выбора или отклонение.

    Социометрическая процедура выполняет следующие функции:

    2) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

    3) выявление внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, которые могут возглавляться собственными неформальными лидерами 2, с.298.


    1. он не должен быть членом опрашиваемой группы;

    2. желательно, чтобы этот человек был известен группе;

    3. он должен иметь определенную степень доверия к группе.

    Процедура социометрического опроса. Требования к его проведению

    1) границы группы, в которой проводится исследование, должны быть четко обозначены (необходимо иметь список членов группы);

    2) все выборы членов группы должны проводиться независимо;

    3) вопросы должны быть понятны всем членам группы;

    5) для выявления выборов лица должны быть опрошены с точки зрения определенного критерия;

    6) критерии должны быть значимыми для членов группы 5, с.269.

    В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым (без выбора). Количество вариантов, сделанных субъектом, не может быть ограничено (непараметрическая процедура) для повышения точности и глубины анализа или ограничено (параметрическая процедура) заранее определенным числом для облегчения обработки результатов.

    Социометрический шифр. Всем членам группы, включая тех, кто в данный момент отсутствует, присваиваются порядковые номера (шифры). Их общие списки составляются заранее и распределяются по столам во время процедуры. Если в кабинете есть классная доска, то на ней можно написать список шифров и фамилий. При ответе респонденты ставят на бланках не имена других членов группы, а соответствующие цифры 1, с.94.

    При проведении социометрического опроса нет, и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура будет неэффективной. Поэтому карточки должны быть подписаны респондентами. Однако в некоторых случаях можно использовать метод скрытой нумерации форм до начала социометрии. Если исследователь точно знает, кто из респондентов заполнял эту анкету, то не обязательно иметь на ней фамилию 4, с.169.

    Необходимо следить за тем, чтобы ответы держались в секрете. Исследователю важно помнить, что, раскрывая систему неформальных отношений к группе, он замыкает множество новых информационных обратных связей, которые ранее не осознавались членами группы. Это может привести к нежелательной напряженности во внутригрупповых отношениях.

    Все данные о возрасте, поле, образовании и т. д. лучше получать опосредованно и не загромождать социометрическую карту лишними вопросами. В заключительной части карточки иногда пишется вежливое напоминание заполняющему лицу о необходимости проверить ответы, посмотреть, не забыл ли он указать свой шифр (номер) в соответствующей графе и т. д. Текст карточки заканчивается словами благодарности за помощь в исследовании и заверением, что результаты опроса будут доступны только для самого исследователя, они не подлежат огласке и обсуждению в группе.

    После того как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она состоит из трех этапов: табличного, графического и индексологического 2, с.372.

    Матрица заполняется следующим образом:

    - в строках вводятся имена тех членов группы, которые участвовали в опросе и выбрали других членов группы;

    - по столбцам - имена членов группы, отобранных для дальнейшей оценки.

    Как стоится социограмма.

    Социограмма строится на основе социоматрицы.

    Социограмма - это графическое представление отношения респондентов друг к другу при ответе на социометрические критерии. Позволяет более четко выражать и глубоко анализировать групповые отношения. Обычно символы на социограмме могут выглядеть так, как показано в таблице 3 (Приложение 3):

    Типы социограмм 4, с.128:

    а) произвольный тип - показывает сочетание межличностных отношений с наиболее удобным расположением для восприятия членов группы;

    в) вид локограммы - в которой испытуемые предварительно обозначены на плоскости так, как они в действительности находятся в помещении, где происходит основная деятельность группы (образцы в приложениях 4 и 5).

    Социометрические показатели используются для выявления количественных характеристик отношений в группе. Различают индексы личностные (П. С. И.) и групповые (Г. С. И.). Основными П. С. И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной насыщенности (для выбранного) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.

    Социометрический статус - это характеристика положения члена группы, он отражает степень влияния человека, потенциальную способность к лидерству. Такой показатель может быть положительным или отрицательным. Расчеты индексов представлены в приложении 6.

    Стоит сказать, что каждый индивид в группе имеет социометрический статус, который можно определить как сумму предпочтений и отказов, полученных от других членов. Социометрический статус зависит от того, положительно или отрицательно относятся к субъекту другие члены группы. Совокупность всех статусов задает иерархию статусов в группе 3, с.189.

    Самым высоким статусом считаются так называемые социометрические лидеры - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных. Это люди, на которых направлены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые количеством положительных выборов и не имеющие большого количества отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные. На более низком уровне межгрупповые отношения изолированные - субъекты, у которых нет никакого выбора, как положительного, так и отрицательного. Положение изолированного человека в группе - одно из самых неблагоприятных. Изгои - это те члены группы, которые имеют большое количество негативных выборов и небольшое количество предпочтений. На последней ступени иерархии социальных предпочтений находятся отверженные - члены группы, не имеющие никакого положительного выбора при наличии отрицательного 2, с.311.

    Проблемы надежности социометрии

    Отсутствие характеристики эмоциональной экспансивности респондентов, которая во многом выражает степень общительности (кто-то выбрал бы, например, только двух, а другой, более общительный, 15 человек, но им разрешено не более трех), мешает составить полную картину членов группы, но когда размер группы увеличивается до 12-16 человек, этих связей становится так много, что без использования компьютерных технологий становится очень трудно их анализировать.

    Скорее всего, можно предположить, во-первых, испытуемый не достаточно серьезно относится к процедуре исследования, сознательно дает искаженный ответ по причине одинаково безразличного отношения к членам группы, либо считает процедуру формальной и бесполезной, либо прикрывается лояльностью к членам группы и исследователю. Часто просто нет желания думать, анализировать и делать выбор. Во-вторых, испытуемый на самом деле имеет некую обобщенную аморфную и недифференцированную систему отношений с другими (что маловероятно). По этой причине социометрия как единственный метод не применяется, чаще всего его применяют сочетании с другими методами, изучающих особенности взаимоотношений членов малой группы 5, с.240.

    В ходе теоретического исследования, мы выявили сущность и особенности метода социометрии, что и являлось целью нашей работы.

    Тема приобретает свою актуальность благодаря тому, что процесс организации социометрии как метода повлияет на результаты исследования, соответственно, исследователь безошибочно спланирует и проведет процесс коррекции взаимоотношений в малой группе между ее членами, обмена информацией между общающимися людьми, правильно будет изменен социометрический статус в системе личностных отношений, урегулированы конфликты и т.п.

    Социометрия должна быть организована с соблюдением определенных правил и этапов. Наиболее важным является соблюдение этических моментов. Исследователь должен быть знаком членам группы, поэтому ему доверяют. Так как в социометрии высока вероятность искажения истинных данных членами группы, то исследователь должен ее настроить перед ее проведением на искреннюю работу и гарантировать принцип конфиденциальности результатов. Важно грамотно сформулировать социометрические вопросы, чтобы получить достоверные ответы и сделать реально существующее в группе положение вещей.

    Все результаты социометрии заносятся в социометрическую таблицу, которая облегчает анализ многочисленных данных. Строится социометрическая мишень, где явно хорошо видны статусные позиции членов группы и их взаимосвязи. Метод предполагает расчеты положительного и отрицательного социометрического статуса.

    Как все методы социометрия имеет свои достоинства и недостатки. Основными положительными моментами можно отметить быстроту проведения самой процедуры в группе, сразу со всеми ее членами. Также исследователь может проводить методику ситуативно, совершенно не планируя ее задолго, при возникновении определенной проблеме в группе. Единственное, что ему нужно подготовить, это перечень вопросов для проведения процедуры в той сфере взаимоотношений, которая его интересует.

    Отрицательный момент – это большие временные затраты на ее обработку и результатов исследования, так как выявляется большое количество различных взаимосвязей в группе. По этой причине метод не применяется в средних и больших по численности группах.

    Итак, мы выявили главные особенности социометрии, каждый ее участник непринужденно может принять участие в ней, является метод самым распространенным и применяемым. Таким образом, все поставленные задачи нами были решены, цель работы достигнута.

    Читайте также: