Сообщение на тему смысл древнерусских изображений и текстов 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Культура Руси в домонгольский период. история 6 класс

В середине XII – XV вв. на основе местных традиций начинает формироваться единая общерусская культура.
До XI – XII вв. Русь находилась в общем управлении князей – родственников, что способствовало сохранению её единства. С начала XII в. этот фактор, сплачивавший Древнюю Русь, исчез. Сохранялось лишь религиозное единство древнерусских земель и княжеств. Все они входили в единую церковную организацию с центром в Киеве.

Спас Нерукотворный.
Икона второй половины XII в.

Восприятие мира Человеку того времени всё казалось полным особого, сверхъестественного значения и смысла

Восприятие мира Человеку того времени всё казалось полным особого, сверхъестественного значения и смысла

Человеку того времени всё казалось полным особого, сверхъестественного значения и смысла. Сосредоточием христианской святости считали Иерусалим. Однако из – за недостойного, греховного поведения его жителей духовный центр мира переместился в Киев. А на народ Руси легла особая миссия – спасение всего христианского люда.

Деталь фриза Дмитриевского собора во Владимире

Повседневная жизнь древнерусского человека шла в соответствии с церковным календарём

Повседневная жизнь древнерусского человека шла в соответствии с церковным календарём

Повседневная жизнь древнерусского человека шла в соответствии с церковным календарём.
Животный мир представлялся людям полным тайн и загадок.
К описаниям мифических животных и птиц люди Древней Руси относились с полным доверием.

Смысл древнерусских изображений и текстов

Смысл древнерусских изображений и текстов

Смысл древнерусских изображений и текстов

Древнерусские изображения и тексты полны символики и глубокого смысла.
На этой иконе Георгий является символом воинства Христова, которое опираясь на правую веру (символ – белый конь), ведёт непримиримую и неустанную борьбу с дьявольскими силами (змий).

Чудо св. Георгия о змие.
Икона XV в.

На Руси до конца XVII в. и в живописи, и в литературе господствовала икона – особое образное восприятие и отображение мира

На Руси до конца XVII в. и в живописи, и в литературе господствовала икона – особое образное восприятие и отображение мира

На Руси до конца XVII в. и в живописи, и в литературе господствовала икона – особое образное восприятие и отображение мира. Здесь был установлен строгий порядок во всём: в сюжете, композиции, даже цвете.

Ангел Златые Власы

Новгород-
ские иконы XII в.

Богоматерь с Младенцем. Владимирская

Богоматерь с Младенцем. Владимирская

Богоматерь с Младенцем.

Новгородские иконы XII в.

Но стоит к ним приглядеться – ведь они рассчитаны на то, что человек будет смотреть на них во время молитвы по несколько часов, - и мы увидим, сколь различны они по своему внутреннему миру, настроению, чувствам.

В удельный период в отдельных княжествах начали вести свои летописи

В удельный период в отдельных княжествах начали вести свои летописи

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире XII в.

Православный храм как образ мира древнерусского человека.

Внешне древнерусский храм производит скромное впечатление. Снаружи его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.

Храм делится на притвор – западная часть храма, корабль (неф) – центральная часть символизирующее небо, алтарь – самая главная восточная часть отделяющаяся от нефа специальной…

Храм делится на притвор – западная часть храма, корабль (неф) – центральная часть символизирующее небо, алтарь – самая главная восточная часть отделяющаяся от нефа специальной…

Храм делится на
притвор – западная часть храма,
корабль (неф) – центральная часть символизирующее небо,
алтарь – самая главная восточная часть отделяющаяся от нефа специальной перегородкой – иконостасом.

Схема устройства православного храма

Посередине алтаря расположен престол – главная принадлежность христианского храма, прикасаться к которому может только священник

Посередине алтаря расположен престол – главная принадлежность христианского храма, прикасаться к которому может только священник

Посередине алтаря расположен престол – главная принадлежность христианского храма, прикасаться к которому может только священник. Престол освещается в честь своего святого или события Священной истории. Храм именуется по престолу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура Руси Выполнил: Плотникова О.В. Учитель истории и обществознания МБОУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура Руси Выполнил: Плотникова О.В. Учитель истории и обществознания МБОУ.

Цель: Узнать о развитии культуры на Руси

Цель: Узнать о развитии культуры на Руси

План: Начало формирования общерусской культуры; Восприятие мира; Смысл древне.

План: Начало формирования общерусской культуры; Восприятие мира; Смысл древнерусских изображений и текстов; Православный храм как образ мира древнерусского человека;

Начало формирования общерусской культуры В середине XII-XV вв. на основе мест.

Начало формирования общерусской культуры В середине XII-XV вв. на основе местных традиций начинает формироваться единая общерусская культура. Важную роль в этом играло распространение христианского мировоззрения. Стр.115 – читать Почему в начале XII века с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранилось?

Восприятие мира Повседневная жизнь древнерусского человека шла в соответствии.

Восприятие мира Повседневная жизнь древнерусского человека шла в соответствии с церковным календарем: Соблюдались все праздники; Соблюдались все запреты (например, посты) Пост – период воздержания от некоторых видов пищи и развлечений. Стр. 117 - пересказ

Смысл древнерусских изображений и текстов Чудо Георгия о змие Георгий – симво.

Смысл древнерусских изображений и текстов Чудо Георгия о змие Георгий – символ воинства Христова Белый конь – вера (правая (правильная) вера) Змий – символ дьявола Копье – символ победы над Сатаной Белый – цвет чистоты, символ побеждающего Святого духа Кровавый красный – цвет рубина, символизирующий СИЛУ Темно-красный - Атихрист

Смысл древнерусских изображений и текстов Почему древнерусские сборники остав.

Смысл древнерусских изображений и текстов Почему древнерусские сборники оставались неизменными на протяжении долгого времени? Какова была особенность новых произведений древнерусской литературы? Что общего было у всех летописных сводов древней Руси?

Православный храм как образ мира древнерусского человека Храм Покрова на Нерли

Православный храм как образ мира древнерусского человека Храм Покрова на Нерли

Дмитриевский Собор. Владимир

Дмитриевский Собор. Владимир

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Православный храм как образ мира древнерусского человека Внешний облик древне.

Православный храм как образ мира древнерусского человека Внешний облик древнерусского храма; Где расположен главный вход; На сколько ярусов делят храм внешние украшения фасада? Что означает каждый из ярусов? Что является высшим символом христианства? Вывод: Наружное оформление храма – его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.

Православный храм как образ мира древнерусского человека Заполните схему Храм.

Православный храм как образ мира древнерусского человека Заполните схему Храм Притвор Корабль Алтарь Дайте определение каждому из понятий. Стр. 120

Православный храм как образ мира древнерусского человека Солея – возвышение н.

Православный храм как образ мира древнерусского человека Солея – возвышение на котором помещаются алтарь и иконостас. Середина солея – амвон – место с которого произносятся молитвы и проповеди, читается Евангелие, преподается причастие. По краям солеи – клиросы – места для чтецов и певчих. В алтарь миряне не допускаются, особенно женщины.

Клиросы

Итог: Культура древней Руси развивалась самобытным путем. Люди верующие знали.

Итог: Культура древней Руси развивалась самобытным путем. Люди верующие знали, что их главная миссия – спасение всего христианского люда. Чтобы выполнить ее, надо хранить православную веру, соблюдать Божьи заповеди. Повседневная жизнь древнерусского человека была полностью связана с церковным календарем. А храмы, строившиеся на Руси в полной мере отражали внутреннюю и внешнюю природу христианина. Скромные снаружи, но с богатым внутренним миром.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 803 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.03.2017 1541
  • PPTX 1.9 мбайт
  • 12 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Плотникова Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.

Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.

Искусство Древней Руси. Височные кольца вятичей, XII век

Основные периоды искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.

Искусство Древней Руси. Софийский собор в Новгороде, XI век

Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.

Искусство Древней Руси. Золотые ворота в Киеве (современная реконструкция), XI век

После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.

Искусство Древней Руси. Икона святых Петра и Павла, XI век

Особенности искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:

Искусство Древней Руси. Ювелирные украшения из Вищинского клада, начало XIII века

Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).

Искусство Древней Руси. Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.

Искусство Древней Руси. Киевский Софийский собор, XI век

В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:

  • Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
  • Софийский собор в Великом Новгороде;
  • Успенский собор во Владимире;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Искусство Древней Руси. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.

Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.

Искусство Древней Руси. Збручский идол, X век

В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.

Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.

Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.

С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:

  • священных христианских текстов;
  • былинных сюжетов;
  • фольклорных народных произведений.

Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.

Искусство Древней Руси. Колты с изображениями птиц по сторонам древа жизни и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов XII век

Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.

Древнерусская иконопись

Наряду с архитектурой на Руси развивалось и иконописное искусство. Будучи живописным произведением, икона, однако, резко отличается от светской картины. В церковном представлении икона являлась как соединительное звено между верующим и божеством. Поэтому художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов, однако, и в них они вкладывали все же свои этические и эстетические идеалы, мечты и надежды.

Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст, грунтовали, сверху для прочности покрывали слоем олифы. Краски художники использовали природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным желтком, соком растений.

В 842 году на Вселенском соборе было дано строгое богословское определение "что есть икона" (по-гречески "икона"-подобие, изображение). Суть его в том, что на иконах изображается не божество, которое непостижимо и неведомо, но его человеческий образ. "Человеческие и предметные формы надлежит показывать в иконе хотя и условно, но жизнеподобно, с помощью соответствующих и приличных красок."

Покров Богородицы (Новгородская икона)



Особенность русской иконописи. Древнерусские иконы имеют индивидуальную особенность в изображении образов, фигур. В отличие от религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, где фигуры изображены объемно, на русских иконах фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.

Художники — иконописцы использовали в своих сюжетах разнообразные символы, приемы, с помощью которых они передавали в иконах идею, мечты и чаяния, как свои, так и русского народа. Эти символы были понятны народу, оттого иконы были им так близки и дороги. Что же это за символы? Звезда,например означает обоготворение. Крылатый юноша, дующий в трубы — ветер. Женщины, держащие амфоры, из которых льется вода -реки, потоки воды. Круг- вечность, вечную жизнь. Дева на троне в венце и мантии - весна. Люди с крестами в руках- мученики. Волнистые волосы ангелов, перетянутые лентами, - слухи, обозначающие высшее видение, знание.

Цвет -также своеобразный опознавательный знак изображений: по темно — вишневому плащу узнаем Богоматерь, по светло — малиновому - апостола Петра , по ярко — красному фону - Илью пророка. Краски как азбука : красный цвет — цвет мучеников, но и огонь веры; зеленый -выражение юности,жизни; белый -причастный к высшему званию, это цвет Бога. Золотой цвет также являетсяцветом Бога.

Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял икону трепетным пламенем лампады и образ на ней то выступал, то отодвигался за ту черту, куда нет доступа смертным.

Читайте также: