Сообщение на тему синонимия словосочетаний

Обновлено: 07.07.2024

Синонимичные словосочетания - это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но выражаются различными грамматическими формами.

Хрустальная ваза - ваза из хрусталя.

Цветочный сад - сад, полный цветов.

Говорить громким голосом - громко говорить - говорить на повышенных тонах.

Красная машина - машина из метала, красного цвета.

Маша пришла в школу в красивом черном платье - Маша пришла в школу в красивом платье черного цвета.

Саша нашел на улице грязного кота - Саша нашел на улице кота, который испачкался/ был грязным.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.

Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.

В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.

Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными

Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.

Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:

Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов

Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:

  1. Бессоюзных и сложносочиненных:

    • Последовательность действий в БСП заменяется союзными конструкциями с И, ДА, А. Ветер колышет листву, шепчут столетние кроны. — Ветер колышет листву, и шепчут столетние кроны.
    • Антонимия передается использование союзов А, НО. Можно было двигаться дальше —машина сломалась. — Можно было двигаться дальше, но машина сломалась.

  2. БСП и СПП. Все конструкции с отношениями причины, следствия, времени, места, условия, цели тождественны БСП с соответствующими подчинительными союзами. Солнце встанет — разбужу детей. — Когда встанет солнце, разбужу детей.
  3. ССП и СПП. Не все типы сочинительных отношений способны к синонимии. Отношения чередования или выбора (или, либо, то..то..) не тождественны подчинению. При этом уступительные придаточные возможно заменить ССП с А, НО: Хотя надвигался ураган, капитан решил выйти в море. — Надвигался ураган, но капитан решил выйти в море.

Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Синонимия словосочетаний. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500

Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими. Например: город у моря - приморский город; держаться с достоинством - держаться достойно; идти лесом - идти через лес - идти по лесу; землетрясение в девять баллов - девятибальное землетрясение.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово - бассейн 2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего? 3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. Например: стеклянная крыша - крыша (из чего?) из стекла.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо; 2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное. Например: топот коня - топот (чей?) конский.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги: 1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи - инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием. Например: поехать работать - поехать на работу.

Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим: 1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно. 2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем). 3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным. 4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченно – рассказывала с увлечением). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя). 5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СИНОНИМИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ Словосочетания, которые имеют разное строение, но сх.

Описание презентации по отдельным слайдам:

СИНОНИМИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ Словосочетания, которые имеют разное строение, но сх.

СИНОНИМИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со с.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги: 1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи - инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием. Например: поехать работать - поехать на работу.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со с.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо; 2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой? чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное. Например: топот коня - топот (чей?) конский.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово - бассейн 2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего? 3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. Например: стеклянная крыша - крыша (из чего?) из стекла.

Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим: 1. Н.

Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим: 1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно. 2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем). 3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным. 4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченно – рассказывала с увлечением). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя). 5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ С.

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ. Без предлога. Уровень А. 1.Лесной запах – Уровень Б. 1.Преподавательский стол - стол преподавателя запах леса

С предлогом: Уровень А. 2.бессонная ночь – Уровень Б. 2.алгебраическая задача.

С предлогом: Уровень А. 2.бессонная ночь – Уровень Б. 2.алгебраическая задача – ночь без сна задача по алгебре ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: Уровень А 3.гол.

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: Уровень А 3.голубоглазая девочка – Уровень Б 3.белоствольная берёза - ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ. девочка с голубыми глазами берёза с белым стволом

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО.

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ Уровень А. 4.бесшумно едет - Уровень Б. 4.осторожно слез – едет без шума слез с осторожностью

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО.

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ Уровень А 5.уезжал со спокойствием - Уровень Б 5.отзывался с гордостью – спокойно уезжал гордо отзывался


№ слайда 1

Например: город у моря - приморский город; держаться с достоинством - держаться

№ слайда 2

Например: город у моря - приморский город; держаться с достоинством - держаться достойно; идти лесом - идти через лес - идти по лесу; землетрясение в девять баллов - девятибальное землетрясение. Например: город у моря - приморский город; держаться с достоинством - держаться достойно; идти лесом - идти через лес - идти по лесу; землетрясение в девять баллов - девятибальное землетрясение.

1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово - бассей

№ слайда 3

1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово - бассейн 1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово - бассейн 2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего? 3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. Например: стеклянная крыша - крыша (из чего?) из стекла.

1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнезд

№ слайда 4

1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо; 1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо; 2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное. Например: топот коня - топот (чей?) конский.

1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать

№ слайда 5

1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать; 1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи - инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием. Например: поехать работать - поехать на работу.

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос

№ слайда 6

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно. 1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно. 2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем). 3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным. 4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченно – рассказывала с увлечением). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя). 5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/174-sinonimiyaslovosochetaniy.html

№ слайда 7

Читайте также: