Сообщение на тему символика структуры и архитектуры

Обновлено: 14.05.2024

Архитектура основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения.

Файлы: 1 файл

Символизм в архитектуре.doc

Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат - это земля, треугольник - символизирует взаимодействие между землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками.

Пирамида Снофру, Медум 27 век до н.э. квадрат в плане, треугольник вертикальном сечении.

Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси. Это - модель организованного космоса, проявление одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 1 - в пирамидах, число 3 - в христианских храмах, число 8 - в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя - квадратом и двумя - кругом. Известны также храмы-пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети - вовнутрь: в сердце горы, человека, вещей.

Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Большой собор Святого Мартина. Сочетает в себе символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Рассмотрим подробнее основные символы в архитектуре.

Наиболее широко в ХIХ – начале ХХ вв. эти знаки встречаются в эклектичной архитектуре, стилизующей формы древнерусского зодчества, и в постройках в стилистике модерна (ростовские постройки – ул. Б.Садовая, 146; ул. Станиславского 149; пер. Братский, 35; Пушкинская, 65; Пушкинская, 106).

Так же круг является одим из четырех фундаментальных символов. Это символ движения (колесо), неба, бесконечности, вселенной, времени, защиты, обеспеченной в своих границах. Это расширившаяся точка (центр) с общими символическими свойствами. Он ассоциируется с культом огня, героев, божества. В христианской мифологии круг символизирует вечность.

Часто это можно наблюдать в соборах и церквях. Барабан купола имеет в плане круг, что символизирует движение ( возношение) к небу.

Иссакиевский собор. Барабан купола имеет в плане круг.

Готическая архитектура имеет в своей основе треугольник - символ Троицы.

В различных видах треугольник – обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в XIX – начале XX вв.

*Было удивительно отмечать про себя, что какой бы она не взяла предмет, то все они были связаны между собой числами, будь то симвология или нумерология.

Равносторонний треугольник содержит скрытые внутри него четыре меньших равносторонних треугольника. В этом заключается также тайна ключевого числа трехмерного мира числа 7. Здесь же кроется великая тайна сакральной геометрии: треугольник с десятью точками дает идею разделения его на другие треугольники, в результате чего получается сакральная фигура

В более общем смысле линейные треугольники или композиции, имеющие форму треугольника, могут обозначать триады богов и другие тройственные понятия: триединая природа вселенной; Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; в человеке - интеллект, сердце и воля; в Химии - кислота, основание, соль . Треугольное сияние - атрибут Бога-Отца. Равносторонний треугольник может также рассматриваться в качестве символа Солнца. Конечно, самое распространенное символическое представление Солнца - круг с точкой центром, делающее акцент на отношении центра и периферии. Но так как Солнце - источник жизни, тепла и света, оно может изображаться и в виде треугольника.

Солнце в виде треугольника считается лучшим Символом Святой Троицы (красноречивый образ могущества, любви и мудрости Бога). Равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называется треугольником эволюции (эволюционным тернером). Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда Горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовный мир. Это также троица любви, истины и мудрости. Треугольник красного цвета означает королевское величие. Равносторонний треугольник вершиной вверх - египетская эмблема Бога. Пифагорейский символ мудрости. А кроме того, в Отличие от следующего знака, это мужской элемент, который базируется на земном и стремится к высшему. Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции, или инволюционным тернером.

Перевернутый треугольник - возможно, более древний знак, он является лунным и имеет символику женского начала, плодовитости матки, воды, дождя, холода, природы, тела, йони, шакти. Символизирует Великую Мать как родительницу, божественную милость. Символизм женского лобкового треугольника иногда обозначается более непосредственно: путем добавления короткой внутренней линии, проведенной от вершины ..

В символике горы и пещеры гора - это мужской, обращенный вершиной вверх треугольник, а пещера - треугольник женский, обращенный вершиной вниз.

Треугольники, символизирующие стихии, таковы: огонь - обращенный вершиной вверх; вода - обращенный вершиной вниз; воздух - обращенный усеченной вершиной вверх; земля - обращенный усеченной вершиной вниз. Как простейшая плоская фигура, основанная на священном числе три, треугольник был пифагорейским знаком мудрости, связанным с Афиной. У греков дельта (треугольник) символизирует дверь жизни, женское начало, плодородие. В иудаизме и христианстве равносторонний треугольник вершиной вверх - знак Бога. У христиан равносторонний тре¬угольник или треугольник, образованный тремя пересекающи-мися кругами, символизирует троицу (единение и равенство трех составляющих ее лиц). Бог христианской троицы иногда представлен глазом ВНУТРИ треугольника или фигурой с треугольным нимбом.

В индуизме обращенные вершинами вверх и вниз треугольники - это шакта и шакти, лингам и йони, Шива и его Шакти.

В Китае треугольник - почти всегда женский символ. Треугольник с подвешенными мечами символизирует восстановление.

Оккультисты рассматривают треугольник как магический символ, имеющий особенное значение, поскольку он ассоциируется с понятием тройки и символизирует триады в различных оккультных системах.

Пламенеющая готическая арка задает тему огня и развивает апокалиптическую тему. Пилоны, боковые колоны, дверные косяки - стражи входа. Портики повторяют алтарь - программную тему храма. Крытые колоннады олицетворяют годовой цикл. Четыре времени года и четыре периода человеческой жизни служат Аналогией четырех фаз ритуального спасения (исцеления): 1. Опасность, смерть, страдание; 2. Очистительный огонь; 3. Исцеление; 4. Выздоровление. В сдвоенных фронтальных башнях готических соборов - символы Близнецов, Януса и цифры 2, а также две вершины холма Марса.

Купола в буддизме, исламе и христианских храмах(имеют в разрезе треугольник) означают купол неба - на них изображаются звезды, ангелы. Купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство, или тору Юпитера. Рай находится над платформой, а ад под ней. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов - это четыре райские реки. Дверь изображает барьер, через который могут пройти только посвященные. Является также переходом на другой уровень существования. Три двери христианского храма олицетворяют веру, надежду, милосердие. Окно в храме - это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Центральная розетка - это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля. Церковные стены ограждают спасенное человечество. Контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу. Крыша - милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества.

Ислам, интегрируя религию во все сферы жизни, создал цельное мировоззрение, которое выражается в его архитектуре. Священная архитектура ислама - кристаллизация исламской духовности. В мусульманской мечети отсутствует идея прометеевского порыва. Она согласовывается с природными ритмами. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий элементов, соотнесенностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эманирующим свет и влияние на все сферы активности человека. Пространство всего города считается очищенным присутствием Божественного Слова, которое периодически заполняет город в призывах к молитве. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.

Гробницы в храме как ворота в другой мир. Они содержат все необходимое для репрезентации доброго имени человека в двух мирах, характе ризуют его заслуги и добродетели. Замок - место физического и духовного убежища.

Готический собор в Сиднее. Преобладающая форма – треугольник.

Следующим основным символом в архитектуре является квадрат. Квадрат - один из четырех фундаментальных символов. Это символ земли в противопоставлении небу, а также символ созданной вселенной - пространства, это фигура антидинамичная, символизирующая остановку, выделенное мгновение, идею стагнации, застывания. Во всех астрологических традициях квадрат представляет землю, материю, ограничение.

Квадрат — это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных нетрадиционных толкований. Наиболее явно квадрат связан с числом четыре, символизирующим такие понятия, как порядок, равенство, истина, справедливость, мудрость, честь, искренность, земля. Квадрат персонифицирует четыре стороны света, четыре времени года, четыре человеческих возраста, четыре основные элемента мира (огонь, вода, земля, воздух). Это также союз четырех стихий.

Квадрат — фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения. Квадрат совмещает в себе принципы статической устойчивости и целостности.

Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. Квадрат — мужское началопоэтому квадрат отождествляется с Землей.

Квадрат - фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения, в то время как в архитектурной символике он представляет фиксацию зданий сельскохозяйственных и оседлых народов как противопоставление динамичным и непрерывно перемещающимся округлым в плане палаткам кочевников и их стоянкам. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой.

Защищающие символы

Символы на фасадах домов не только украшают здание, но и превращают его в открытую книгу. Они могут многое рассказать об истории дома и его владельцах. Одни символы используют как обереги, другие — для привлечения удачи, третьи — открывают свои тайны посвященным. Нужно только уметь читать язык знаков.

Андреевский крест называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол Андрей. Он символизирует совершенство, а также присутствует на флаге Российского флота. По легенде, Апостол Андрей посещал территорию будущей Руси, поэтому является святым покровителем России.

Атлант — могучий титан, держащий на плечах небесный свод. В архитектуре это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия зданий, балконы, карнизы. Атлант символизирует выносливость и терпение.

Бык — символ плодородия, сексуальной силы, а также насилия и ярости. Это воплощенная мощь, власть, мужская плодовитость.

Венок — кольцеобразное сплетение из листьев и цветов. Венок олицетворяет жизнь, успех, изобилие, благополучие, торжество, празднество, славу, награду, победу, совершенство. Но поминальные венки служат напоминанием о смертности и, одновременно, вечности. Дополнительное значение венку придают растения, из которых он сплетен.

Виноград — один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Активно этот знак используют в христианстве, так как виноградная лоза — один из символов Христа, а виноградный сок — олицетворение человеческой крови.

Всевидящее око (Лучезарная дельта) — сложная аллегория, обозначающая Всевидящего Бога. Часто Всевидящим Оком называют глаз, вписанный в треугольник — символ Троицы. Масоны заимствовали этот символ, дополнив его расходящимися лучами. Он стал известен как Лучезарная Дельта. Это знак просвещенности и внимания, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков (треугольник — знак огня и просвещения, открытый глаз — знак истины и совести). Также Лучезарная Дельта напоминает посвященным, что у каждого есть его собственная звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках.

Символы приносящие удачу и изобилие

Голубь — мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Также это традиционный христианский символ Святого Духа и крещения. При этом голубиное воркование связывают с сексом и с рождением детей. Именно поэтому голубка стала олицетворением нежной жены.

Грифон — мифологическое существо с туловищем льва и головой орла. Эти животные олицетворяют власть над воздухом и землей (король птиц и король зверей), поэтому грифоны символизируют силу и бдительность. По легенде, грифоны охраняли золото Индии и скифов, поэтому и сейчас они выступают в качестве стражей.

Держава является одним из атрибутов верховной власти. Круглая форма державы ассоциируется с земным шаром.

Единорог — мистическое существо с телом лошади или оленя и длинным острым рогом. По легенде, он может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть. Поэтому единорог символизирует непорочность, чистоту и целомудрие.

Звезда пятиконечная (пентаграмма) толкуется по-разному. Она символизирует радость и счастье, победу духовного над материальным, безопасность. Это и символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. А у масонов пятиконечная звезда символизирует мистический центр.

Змея, обвившая чашу, — распространенный символ медицины. У всех народов змея олицетворяет молодость, мудрость, бесконечность жизни. Змей считали обладателями магической целебной силы. Они жили в лечебном центре бога врачевания Эскулапа. А лекарства при этом изготавливали в ритуальном сосуде — чаше. Также в засушливых странах в чаши собирали живительную влагу. Кроме того, чаша — древний сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали различные лекарства. Именно поэтому сейчас образ змеи, обвившей чашу, используют аптеки и медицинские учреждения.

Кариатиды — женские скульптуры, поддерживающие перекрытия или карнизы. Они названы так от девушек города Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах. Кариатиды символизируют женское начало и, нередко, деву Марию.

Квадрат, благодаря своей устойчивости, стал символизировать землю и материю, а его четыре угла — четыре стороны света, четыре стихии и четыре времени года.

Символы власти

Книга — знание. Открытая книга символизирует книгу жизни, учение, откровение и мудрость писаний. Также книга может означать поход и поиск.

Колесо — символ солнечной энергии (центр — солнечный диск, спицы — лучи). Оно олицетворяет также жизненный цикл, перерождение, обновление, изменчивость. Нередко используют и колесо фортуны — символ взлетов, падений и непредсказуемости судьбы.

Колесница — символ власти, могущества и быстроты передвижения. Также колесница олицетворяет человеческую сущность: возничий (сознание), используя вожжи (силу воли и разум), управляет лошадьми (жизненными силами), везущими повозку (тело).

Конь (лошадь) у некоторых народов был священным животным. По древним поверьям, солнце передвигалось по небосклону в колеснице, запряженной огненными скакунами. На конях передвигались и другие боги и герои. Этим и объясняется общепринятое символическое значение лошади — верность, скорость, энергия, движение, трудолюбие, выносливость, рыцарство, свобода, героизм.

Корабль (ладья, лодка, судно), по легендам, был средством передвижения небесных тел и богов, а также служил для переправы умерших в потусторонний мир. Изображения кораблей можно трактовать как символы путешествия, переправы, бессмертия и жизненного пути. При рассмотрении жизни как опасного путешествия лодка становится символом безопасности: она противостоит морю страстей. Отсюда в христианстве Церковь уподобляется кораблю. Также корабль и ковчег — суда сокровенного знания.

Корона — один из древних символов и воплощений верховной власти (сходные с короной головные украшения из рогов, перьев, ветвей и трав встречаются у народов еще дописьменных культур). Корона возвышается над своим носителем и, одновременно, возвышает его над окружающими. Таким образом корона становится знаком высших, сверхчеловеческих сил и полномочий. Также замкнутый круг обода короны является символом бессмертия и вечности применительно к власти.

Крест — древний универсальный символ связи духа и материи. В христианстве крест символизирует Христа. Но если вписать крест в круг, то мы получим масонский крест. Он означает святое место и космический центр.

Круг — совершенство, единство, вечность. Круг олицетворяет космос и земной шар.

Кукуруза, как и почти все зерновые, — общепринятый семенной образ, олицетворяющий изобилие, питание, мир.

Лавр символизирует бессмертие, триумф, победу и успех. Согласно древнегреческому мифу, бог поэзии Аполлон преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в лавровый куст. Ветвями его Аполлон украсил свою голову и лиру. Вот почему в Древней Греции музыкантов, поэтов и танцоров награждали лавровыми венками. А римляне распространили эту традицию на военных победителей.

Символы, раскрывающие качества владельца дома

Лев — один из самых используемых символов силы, царственной власти, справедливости, покровительства.

Летучая мышь — ночное млекопитающее двойственной природы (мышь и птица). На Западе летучих мышей считают зловещими существами, питающимися кровью. Символизируют ночную жизнь, черную магию, странствие душ, хищность.

Лотос — символ плодовитости, рождения и возрождения (считают, что он олицетворяет идеальную форму вульвы). Также этот совершенный по красоте цветок стал символом богов, создавших мир. Лотос символизирует прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно.

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Это эмблема рыцарей Мальтийского ордена (ордена госпитальеров), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту в 1529 году — отсюда это название. Восемь концов мальтийского креста обозначают восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.

Медведь — символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств. А еще его считают негласным символом России.

Меч — один из наиболее распространенных символов. С одной стороны, это грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой — символ власти, правосудия, высшей справедливости.

Музы — в древнегреческой мифологии покровительницы искусств и наук. Каждая из девяти муз олицетворяла свое направление в искусстве и изображалась с характерными для него атрибутами: Каллиопа — эпическая поэзия, Эвтерпа — лирическая поэзия и музыка, Мельпомена — трагедия, Талия — комедия, Эрато — любовная поэзия, Полигимния — пантомима и гимны, Терпсихора — танцы, Клио — история, Урания — астрономия.

Символы для посвященных

Олимпийских богов могут изображать как в виде скульптур, так и в виде маскаронов. В древнегреческой мифологии это верховные божества, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских богов входили:
Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний;
Гера — жена Зевса, покровительница брака, семейной любви;
Посейдон — бог морской стихии;
Аид — владыка царства мертвых;
Деметра — богиня плодородия и земледелия;
Гестия — богиня домашнего очага;
Афина — богиня мудрости, справедливости, наук и ремесел;
Арес — бог войны и кровопролития;
Персефона — богиня весны, королева Царства Мертвых;
Афродита — богиня любви и красоты;
Гефест — бог огня и кузнечного ремесла;
Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства;
Аполлон — бог света, покровитель искусств, бог-врачеватель и покровитель оракулов;
Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле;
Дионис — бог виноделия и веселья.

Орел — властелин воздуха, воплощение мощи и скорости, символ правителей и воинов. Орел ассоциируется с величием, властью, господством и отвагой. Поэтому двуглавые орлы означают всезнание и двойную власть — небесную и земную.

Оружие олицетворяет силу, власть над миром, справедливость, решимость, оборону, военную добычу. В легендах и мифах многих народов можно найти указание на то, что оружие давали героям Боги, и оно наделяло своего обладателя необычайными способностями. В этом смысле оружие становится символом борьбы и победы над самим собой.

Павлиний хвост — символ вечных космических циклов, звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности.

Пегас — это крылатый конь Муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отсек ей голову. Он символизирует превосходство духовного над материальным, красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание. Сейчас пегаса используют как эмблему воздушного транспорта.

Пирамида — символ иерархии и единства. Считается, что посвященные выбрали форму пирамиды для своих святилищ потому, что хотели, чтобы сходящиеся к вершине, устремляющиеся к Солнцу линии напоминали человечеству о единстве.

Перо символизирует истину, легкость, небеса, простор, душу.

Раковина — символ, связанный с процветанием, рождением, жизнью и браком. Так, рождающуюся Венеру уже на помпейских фресках изображали стоящей на раковине.

Символы с духовным началом

Рог изобилия — символ изобилия и богатства. Обычно его изображают изогнутым, наполненным цветами, плодами и тому подобным.

Рога, будучи острыми и колющими, являются символом фаллическим и мужественным, при этом, будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Поэтому рога олицетворяют воинов и плодовитость.

Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, божественной, романтической и чувственной любви. Роза — красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность.

Рысь, благодаря своему острому зрению, символизирует бдительность.

Рыцарь — всадник, принадлежащий военному сословию, ордену или дворянской ступени. Рыцарь олицетворяет мужество, верность, великодушие, благоразумие, честь, а также является стражем.

Саламандра — мифическое существо, которое обычно изображают в виде маленькой ящерицы среди языков пламени. Считается, что саламандра может жить в огне, поскольку у нее очень холодное тело. Это символ борьбы с чувственными соблазнами. Также саламандру используют страховые компании.

Свастика (коловрат) прямая — это крест с концами, загнутыми влево (вращение считается происходящим по часовой стрелке). Это символ движения жизни, солнца, света, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ долгожительства и здоровья. Обратная свастика — это крест с концами, загнутыми вправо (вращение считается происходящим против часовой стрелки). Она ассоциируется с негативной энергией. Вообще у свастики много значений, и у большинства народов они были положительными, пока свастику не скомпрометировали нацисты.

Серп и молот — символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Он стал главной государственной эмблемой Советского Союза и одним из основных символов коммунистического движения. Вообще молот активно использовали как эмблему для разных ремесел, а серп был наиболее массовым общекрестьянским орудием труда, символизировавшим жатву и урожай.

Скипетр (жезл, посох) — древний символ сверхъестественной силы. Посох был также атрибутом паломников и святых, что может означать знание, как единственную опору человека.

Сова (филин) — традиционный символ мудрости. Но из-за бесшумного ночного полета, светящихся глаз и жутких криков сову иногда связывают со смертью и оккультными силами. Тем не менее совам всегда приписывают дар пророчества, поэтому она олицетворяет проницательность и книжную эрудицию.

Сокол (буревестник) — знак превосходства, сильного духа, света, свободы, силы, мужества.

Тирс — жезл греческого бога вина Диониса. Он представляет собой копьеобразный шест, увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда. Тирс символизирует плодородную силу — как сексуальную, так и растительную. Шишка присутствует на тирсе, вероятно, потому, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу — считали, что это усиливает сексуальные ощущения.

Топор — символ власти, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает единство противоположностей, верховную власть и силу.

Профессиональные символы

Травный, растительный орнамент активно использовали для защиты жилища. Росток — символ пробуждения жизни.

Фемида (весы) олицетворяет справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Поэтому Фемиду чаще всего изображают с завязанными глазами.

Хлеб — важнейший продукт питания народов, возделывающих зерновые культуры. Он символизирует жизнь, тело божества, плодородие, средства существования, труд, а в сочетании с солью — гостеприимство.

Химера — это чудовище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Она символизирует опасность и заблуждение, так как может порождать иллюзии.

Чаша (котел, кубок) — символ изобилия, поддержания жизни, возрождения. Также чаша может олицетворять святой Грааль — кубок, который Иисус использовал в Тайной Вечере, и в которой затем собрали кровь Христа после распятия. Считают, что он дарует испившему из него вечную жизнь, и поэтому символизирует духовный поиск, духовное знание, просветление и искупление.

Шишка — фаллический знак. Шишка была атрибутом Диониса (Вакха) и олицетворяла мужественность, плодородие, здоровье, семейную жизнь, богатство.

Щит символизирует защиту, щит и меч — эмблема отваги.

Якорь олицетворяет надежду, спасение, безопасность, прочность, устойчивость, стабильность, спокойствие, надежность, верность, преданность, опору, осторожность, веру. Символизм идет как от формы, так и от функции якоря.

Не меньшее символическое значение имеет и количество архитектурных элементов:
1 — единство, мудрость, начало;
2 — двойственность, чередование, равновесие, иногда — различие и конфликт;
3 — Троица, созидание, обновление, рост, удача;
4 — целостность, земля, устойчивость, порядок;
5 — пять чувств, индивидуальность, активность;
6 — союз, равновесие, совершенство;
7 — уверенность, обилие;
8 — гармония, правосудие;
9 — сила, энергия, исполнение, достижение.

4. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство // Малая история искусств. – М.: Искусство, 1973.

8. Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы – Символы – Фигуры / пер. с англ. Борисова.- М.Б.М.: АСТ: Астрель, – 2009. – 208 с.

10. Щусев А.В. Об архитектуре // Мастера советской архитектуры об архитектуре / под ред. М.Г. Бархина. Т. 1. – М.: Искусство, 1975.

Символ – знак, образ или объект, представляющий абстрактную вещь, воплощающую какую-либо идею. Понятие символа (от греч. simbolon – опознавательный знак, примета) – частный случай понятия знака. Знак – это схематичное однозначное отображение предмета, понятия или явления: знак может быть абстрактным (простая черта, крест, след) и не обязательно обладает символическим значением. Символическое выражение, как правило, противоположно рациональному выражению, излагающему идею прямо, не прибегая к чувственным образам. Символы и их значения активно применяются в архитектуре, культуре, философии и т.д.

Символическим значением обладают изображения различных видов животных, присутствующих на многих архитектурных сооружениях: львов, быков, единорогов и т.д. В культуре разных народов мира это явление называется зооморфизм – представление богов в образах животных, а священных животных как воплощение сущности богов. Каждое животное имеет свое символическое значение и свой мифологический смысл. Иногда, несмотря на то, что символизм основан на ошибочных взглядах на историю и он совершенно фантастичен, все это не лишено некой привлекательности. В качестве примера можно привести использование пеликана как символа Спасителя. Легенда гласит, что, когда другой пищи нет, пеликан направляет свой клюв в грудь (отчего у него клюв красного цвета) и кормит свое потомство кровью. Кентавр с луком и стрелами – изображение астрологического знака Стрельца. Пример того, как данный символ использован в церковной архитектуре, можно увидеть на западных воротах церкви в Порчестере – это интереснейший образец норманнского зодчества.

Двуглавый орел так же является одним из древнейших символов. Он был широко распространен в Шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии. Неподалеку от турецкого селения Богазкёй, где когда-то находилась столица Хеттского государства, было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла (XIII в. до н.э.), высеченное на скале. Двуглавый орел с распростертыми крыльями держит в лапах двух зайцев. Современная интерпретация этого изображения такова: царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов, которых изображают зайцы, животные трусливые, но прожорливые. Двуглавый орел изображен и на цилиндрических печатях, найденных при раскопках крепости Богазкёй. Этот символ также найден на стенах монументальных сооружений других городов хеттской цивилизации. Хетты, как и шумеры, использовали его в религиозных целях.

Но не только отдельные элементы здания или декора могут иметь символическое значение, ведь и само архитектурное сооружение может быть символом. Архитектура основана на символическом понимании пространства, ввиду чего обращается к символическому смыслу здания, устанавливая соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек прошлого определялись символическим значением форм. Например, в древних греческих и римских храмах в целях подчеркивания идеи духовного восхождения устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями. Наиболее последовательно идея постепенного восхождения выражена в композиции вавилонских зиккуратов. В его основе лежит сложная геометрическая символика, включающая в себя пирамиду, лестницу и гору. Некоторые элементы этой символики можно обнаружить и в западных культовых сооружениях, например, в готических соборах. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий, соответственностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы.

Православный храм являет собой неразрывное религиозное и эстетическое единство, он представляет собой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Храм как целостный символ – это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.

Эти каноны использовались при строительстве древних храмов. Самые древние на территории России христианские храмы находятся на Кавказе. Построены они в раннем Средневековье, в период с VI-XIII вв. Храмы расположены в горах, труднодоступны, малоизвестны, плохо изучены.

Кавказ – уникальное место в мировой истории. Имеет символическое значение для России. Для Российского государства его судьбоносная роль очевидна как в географическом, так и в культурно-историческом плане. Кавказ, который традиционно считался мусульманским, на самом деле, один из первых областей христианской проповеди. Здесь пролегал путь Андрея Первозванного и Варфоломея. Древнейшая из мечетей (г. Махачкала) стоит на фундаменте христианского храма IV века (Ислам возник 3 века спустя).

Археологами описаны и другие реликвии древнего христианства: каменные кресты с надписями на греческом языке на месте основания города Ставрополя, города Буденновска и т.д., статуи христианских рыцарей, камни с древними надписями, останки храма у аула Карт-Джюрт в районе горы Эльбрус и т.д.

Рассматривая архитектуру как исторический временной процесс, мы обнаруживаем несомненные признаки того, что материальная символизация архитектурных форм почти всегда являлась постоянным коммуникативным средством. В архитектурный язык на всех этапах его изменения и развития вводились элементы, которые могут прямо рассматриваться как знаки и интерпретироваться с точки зрения семиотических теорий.

В наши дни символика активно используется современными архитекторами при проектировании архитектурных сооружений. Примером тому является знаменитый оперный театр в Сиднее, один из главных достопримечательностей Австралийского континента – парусообразные оболочки, представляющие собой образ застывшей музыки, образуют крышу делающую это здание непохожим ни на одно другое в мире.

Благодаря этому мы можем сделать вывод, что сохраняя традиции, вновь строятся сооружения архитектура которых не утратила своего символического значения.

Также особенным символическим значением обладают изображенные на фасадах зданий различные животные и птицы (львы, быки, единороги, двуглавые орлы). Это явление носит название зооморфизма: изображение священных животных как земного воплощения божественных существ, каждое животное имеет свой мифологический смысл и символическое значение.

Стиль модерн: общая характеристика.

Модерн (фр. moderne — современный) - художественное направление в искусстве, архитектуре и дизайне, возникшее во второй половине XIX века — начале XX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства.

Отличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Основной принцип стиля Модерн – динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах. Отделочные материалы декора – обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых.

Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.

Интерьер стиля Модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси – более светлыми. Печать кажущегося произвола лежит и на формах мебели, окон, дверей.

Стилизованный растительный орнамент в декоре Модерна доминирует в декоративном убранстве стульев и кресел, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом, стеклянных абажуров, напоминающих формой чашечку цветка. В мебели стиля Модерн параллельно развиваются две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность, ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Римершмида и Панкока.

В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером – импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент Модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков. Вычурные цветы (самыми популярные ирисы, водяные лилии) и насекомые (стрекозы, кузнечики, жуки) украшали




не только ткани, но и обои, витражи окон (популярны большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна, имитирующие готику).

Мебель в стиле Модерн отличается простотой форм и высокой функциональностью. Оригинальные мебельные решения легко вписываются в интерьер современного жилища, это может быть, например, кресло, сделанное из растянутой на металлическом каркасе кожи или ткани. Однако, развиваясь в разных странах, Модерн приобрел и другое направление в дизайне мебели. Здесь в мебели, как и в самом стиле Модерн, широко применяются растительные мотивы и плавные линии. Простой стул, например, может быть по форме похож на бутон цветка.

Стиль Модерн прекрасно применим и для современных интерьеров, их декора. Популярная сегодня корпусная мебель является прямым потомком конструктивных немецких и английских решений для мебели в стиле Модерн. Также стиль Модерн хорошо сочетается с использованием разнообразных материалов в отделке – сочетание металла, дерева, пластика и стекла – именно к этому стремились дизайнеры начала века.

Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа.Развитие промышленности в Америке началось значительно позже европейской

Также особенным символическим значением обладают изображенные на фасадах зданий различные животные и птицы (львы, быки, единороги, двуглавые орлы). Это явление носит название зооморфизма: изображение священных животных как земного воплощения божественных существ, каждое животное имеет свой мифологический смысл и символическое значение.

Стиль модерн: общая характеристика.

Модерн (фр. moderne — современный) - художественное направление в искусстве, архитектуре и дизайне, возникшее во второй половине XIX века — начале XX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства.

Отличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Основной принцип стиля Модерн – динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах. Отделочные материалы декора – обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых.

Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.

Интерьер стиля Модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси – более светлыми. Печать кажущегося произвола лежит и на формах мебели, окон, дверей.

Стилизованный растительный орнамент в декоре Модерна доминирует в декоративном убранстве стульев и кресел, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом, стеклянных абажуров, напоминающих формой чашечку цветка. В мебели стиля Модерн параллельно развиваются две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность, ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Римершмида и Панкока.

В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером – импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент Модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков. Вычурные цветы (самыми популярные ирисы, водяные лилии) и насекомые (стрекозы, кузнечики, жуки) украшали

не только ткани, но и обои, витражи окон (популярны большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна, имитирующие готику).

Мебель в стиле Модерн отличается простотой форм и высокой функциональностью. Оригинальные мебельные решения легко вписываются в интерьер современного жилища, это может быть, например, кресло, сделанное из растянутой на металлическом каркасе кожи или ткани. Однако, развиваясь в разных странах, Модерн приобрел и другое направление в дизайне мебели. Здесь в мебели, как и в самом стиле Модерн, широко применяются растительные мотивы и плавные линии. Простой стул, например, может быть по форме похож на бутон цветка.

Стиль Модерн прекрасно применим и для современных интерьеров, их декора. Популярная сегодня корпусная мебель является прямым потомком конструктивных немецких и английских решений для мебели в стиле Модерн. Также стиль Модерн хорошо сочетается с использованием разнообразных материалов в отделке – сочетание металла, дерева, пластика и стекла – именно к этому стремились дизайнеры начала века.

Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа.Развитие промышленности в Америке началось значительно позже европейской

Читайте также: