Сообщение на тему шахматы

Обновлено: 05.07.2024

Шахматы являются любимой игрой многих на земном шаре. И не только игрой: у некоторых занятие шахматами превратилось в спорт, работу и профессию – существуют же профессиональные шахматисты.

Раньше фигуры для шахмат делали из кости – моржовой и слоновой, из керамики и дерева, стали, серебра и золота. Из янтаря и других камней. Иногда шахматы делали из костей домашних животных. Все раньше вырезали вручную, и хорошие резчики очень ценились. В двадцатом веке начали делать шахматные фигуры из пластмассы. И сейчас чаще всего шахматы делают из пластмассы и дерева - такие шахматы не очень дорого стоят и доступны многим. Очень богатым людям фигуры делают вручную из любого материала, который они пожелают.

На Руси игра в шахматы получила свое распространение с IX века. А умение играть очень ценилось – так же, как умение вести бой. Церковь была против шахмат, потому что часто священники проигрывали все. И все же эта игра живет на Руси и год от года становится все популярнее. Упоминание о шахматах можно встретить в различных художественных произведениях.

Первым чемпионом мира был Вильгельм Стейниц. Эмануэль Ласкер был чемпионом мира в течение 27 лет. Больше всего раз становился чемпионом Михаил Ботвинник. Вера Менчик – первая шахматная чемпионка мира среди женщин.

Первая шахматная партия между космонавтами на орбите и землей состоялась в 1970 году и закончилась вничью. Праздник шахмат – это Международный день шахмат, который празднуют 20 июля.

Игра в шахматы улучшает память и тренирует ум в любом возрасте, поэтому врачи особенно советуют делать это пожилым людям. И, действительно: эта игра развивает логическое мышление и позволяет просчитывать варианты. А это может помочь не только в игре, но и в жизни.

Доклад №2

Шахматы - это игра, которая известна во всех уголках нашей планеты. Все от детей до взрослых, если и не играли ,то уж точно слышали о ней. Игра, которая стала не только развлечением, но и спортом, искусством и работой. Ведь по всей планете профессиональные шахматисты борются за победу на турнирах и соревнованиях.

Любая игра имеет свою историю. Шахматы, не исключение. Предполагают, что родиной шахмат является далекая и загадочная страна Индия. По легенде, правитель страны имел огромную и мощную армию – чатурангу, которая включала в себя пеших воинов, конницу, а самое главное непобедимых слонов. Один мудрец и преподнес скучающему шаху игру, напоминающую сражения войск. Играть могли 4 человека, а очередность ходов зависела от выброса костей. Повелителю очень пришла она по душе. Ведь смысл игры был не только в победе, но и в тактике, которая вела к ней. Шахматы появились потом и в домах прославленных полководцев, которые просчитывали хода своих действий в надвигающейся войне. Другая легенда рассказывает не о мудреце, а о простом крестьянине. Он был поражен жестокостью повелителя к своим верным поданным, и придумал игру, в которой без поддержки - фигура короля мало что значит. Шах любил хвастаться своей игрой перед приезжими гостями. С позволения повелителя некоторым удавалось забрать игру в свою страну. Так шахматы и распространились по всему миру. Сначала были завезены в Китай, Иран и другие азиатские страны. Позже появились и на Руси, где тоже пришлись по вкусу.

Изменившись, шахматы и сейчас являются любимой игрой многих поколений.

История возникновения шахмат 2 класс, 3, 5 класс

Шахматы

Шахматы

В истории мирового искусства особенно примечательна эпоха Возрождения, богатая прекрасными творческими талантами. Одним из них был итальянский художник Леонардо да Винчи, родившийся в окрестностях небольшого городка Винчи. В возрасте 14 лет он

Диплодок – динозавр, живший во времена юрского периода, около 140 млн лет назад. Диплодок относится к отряду ящеротазовых – зауропод. Этот вид динозавров известен как один из самых крупных, его размеры могли достигать 35 м в длину и 10-15 м в высоту.

Город с истинно великой историей. Легенда о возникновении города повествует нам о том, что его основали два брата – Словен и Рус. По легенде город носил первоначальное название Словенск. Первое упоминание о городе приходится на 6 век.

Шахматы – настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

шахматы

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра – чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

шахматные фигуры

Пешка ♙ – ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ – ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ – ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ – ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ – ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ – ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка – 8 шт.;
  • ладья – 2 шт.;
  • конь – 2 шт.;
  • слон – 2 шт.;
  • ферзь – 1 шт.;
  • король – 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка – одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе – специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Выигрыш в шахматах

Шах – ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

мат в шахматах

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат – ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

шахматные часы

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:

  • швейцарская система;
  • круговая система;
  • нокаут-система;
  • схевенингенская система.

К популярным международным шахматным турнирам относятся:

  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • кубок мира;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Шахматные структуры

Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) – организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.

Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).

1. История возникновения игры

3. Правила соревнований

4. Контроль времени

В институтах физической культуры спортивные игры — это специальный учебный предмет, в который включается: история, теория, методика преподавания, практическое освоение отдельных видов игр и воспитание педагогических навыков.

Наряду с подвижными спортивными играми существуют также менее подвижные, интеллектуальные игры. К ним относятся: шахматы, шашки и так далее. Эти настольные игры также широко распространены и являются неотъемлемой частью спортивной жизни. По этим видам спорта проводятся соревнования, победители в которых на высоком уровне получают премиальные вознаграждения.

Сегодня шахматы, отвечая глубокой потребности людей в творческом самовыражении, рождены для испытания ума. Шахматы — абстракция, чистая мысль. Это демонстрация способности творить новое на основе известного. Они проверяют спортсменов резком противоборстве ума, воли, проницательности, воображения, дальновидности. В абстрактной форме они воплощают идею справедливости: перед шахматами все равны. Игра отвечает истинно человеческим потребностям разума, духовного нашего существа. В борьбе создаются, захватывающие дух своей красотой, произведения шахматного искусства, несущие на себе отпечаток драматизма, озарений и заблуждений.

Вот так, пройдя долгий путь от чатуранги до современных шахмат, претерпев множество изменений и реформ, шахматы пленили своей гармонией, глубиной и красотой сердца миллионов людей во всем мире и стали нашей любимой игрой.

Начальное положение фигур.

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8×8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8).

Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением взятия на проходе и рокировки, описанных ниже, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле по определенным правилам.

Ход на поле, занятое своей фигурой, невозможен.

При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).

Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали.

Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали.

Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали.

Слон ходит на любое расстояние по диагонали.

Поле называется находящимся под ударом фигуры или битым, если при своём ходе фигура могла бы взять находящуюся на этом поле фигуру противника (независимо от того, есть ли такая фигура на этом поле).

В шахматах существует два специальных хода:

  • Рокировка— если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура. Рокировка считается ходом короля, а не ладьи, поэтому рокировку следует начинать с перестановки короля, а не ладьи.
  • Взятие на проходе— когда пешка совершает ход на две клетки через битое поле, находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. При этом пешка противника перемещается на битое поле, а сбитая пешка снимается с доски (пример см. на диаграмме). Взятие на проходе возможно только непосредственно в ответ на ход пешки через битое поле, на следующих ходах оно уже не разрешено.
  • Король, находящийся на битом поле, называется стоящим под шахом. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит дать шах королю (или объявить шах). Ходы, после которых король сделавшего ход остаётся или оказывается под шахом, запрещены; игрок, король которого находится под шахом, обязан немедленно его устранить.
  • Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, этот игрок называется получившим мат, а его противник поставившим мат. Цель игры и состоит в том, чтобы поставить мат королю противника.
  • Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называется пат.

Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей.

Выигрыш фиксируется в следующих случаях:

Ничья фиксируется в следующих случаях:

Турнирные правила ФИДЕ.

Одобрены Генеральной Ассамблеей 1986 г. с изменениями, принятыми Генеральными Ассамблеями 1989, 1992, 1993, 1994 и 1998 гг.
Соревнование должно проводиться в соответствии с Правилами игры в шахматы ФИДЕ. Турнирные правила ФИДЕ должны применяться совместно с Правилами игры в шахматы и никоим образом не противоречить им. Они применимы во всех официальных соревнованиях ФИДЕ. Рекомендуется также применять их, если возможно, во всех турнирах ФИДЕ с обсчетом рейтинга. Предполагается, что организаторы, участники и арбитры любого соревнования ознакомлены с этими правилами до начала соревнования.

I. Приглашение и регистрация

  1. Жеребьевка должна быть открытой для игроков, зрителей и средств массовой информации.
  2. Жеребьевка должна проводиться, по крайней мере, за 12 часов (одна ночь) до начала первого тура. Все участники должны присутствовать на церемонии жеребьевки. Игрок, который не прибыл вовремя на жеребьевку, может быть включен по усмотрению главного арбитра.
  3. Если игрок выбывает или исключается из соревнования после жеребьевки, но до начала первого тура, жеребьевка должна быть проведена вновь, кроме следующих двух случаев:

— если, при четном числе участников, выбывший игрок имел последний номер в таблице;

— если другой игрок заменяет выбывшего игрока.

  1. Арбитр должен заранее приготовить конверты без пометок, каждый из которых содержит в себе один из нижеприведенных номеров. Конверты, содержащие группу номеров, затем помещаются в конверты большего размера без пометок.
  2. Порядок, в котором игроки тянут жребий, определен заранее таким образом: игроки федерации с наибольшим числом представителей должны тянуть первыми. Если две или более федераций имеют одно и то же число представителей, очередность определяется кодом страны в списке ФИДЕ в алфавитном порядке. Среди игроков одной и той же федерации очередность определяется их фамилиями в алфавитном порядке.
  3. Например, первый игрок из первой группы с наибольшим числом игроков должен выбрать один из больших конвертов, содержащий, по крайней мере, достаточное число номеров для его группы, и затем вытянуть один из номеров из этого конверта. Другие игроки этой группы должны также тянуть свои номера из этого же конверта. Оставшиеся номера доступны для использования другими игроками.
  4. Затем игроки следующей группы тянут жребий и процедура продолжается до тех пор, пока все игроки не вытянут свои номера.
  5. Все партии должны играться в турнирном помещении во время, заранее определенное организаторами.
  6. Механические часы следует устанавливать таким образом, чтобы стрелки на каждом циферблате показывали шесть часов при истечении первого контроля времени.
  7. Арбитр должен объявлять время начала и откладывания партий.

В зависимости от итога игрок получает следующее количество очков:

  • Выигрыш — 1 очко;
  • Ничья — ½ очка (введено на турнире в Данди в 1867 году);
  • Проигрыш — 0 очков.

В турнирах, где все игроки (команды) играют равное число партий, победитель определяется по количеству набранных очков в партиях или микроматчах (в случае равенства применяются различные коэффициенты).

С XIX века используется контроль времени. Первоначально он осуществлялся при помощи песочных часов, позднее, в 1883 году англичанин Томас Брайт Уилсон (Thomas Bright Wilson) сконструировал механические шахматные часы. В игре появились понятия цейтнот, проигрыш по времени, либо ничья в лучшей игровой ситуации, но с худшим временем, блиц. В наши дни все чаще используются электронные шахматные часы.

Все официальные партии должны использовать контроль времени. Для этого используются специальные шахматные часы. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, останавливающую его часы и запускающую часы противника.

В определённый правилами турнира момент начала партии судья запускает часы игрока, играющего белыми фигурами, независимо от того, пришёл он или опаздывает. Кроме того, правила турнира могут определять дополнительный штраф для опоздавшего игрока. Обычной практикой является удвоение времени опоздания; если игрок не начал партию в течение половины основного лимита времени, ему засчитывается техническое поражение за неявку.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал и этот факт заметил судья, или заметил один из игроков и обратил внимание судьи. При этом игроку, у которого упал флажок, засчитывается поражение, кроме следующих случаев:

  • Если на доске стоит мат, поставивший его победил, независимо от того, чей флажок упал.
  • Если на доске пат или ничья в соответствии с правилом троекратного повторения позиции или правилом 50 ходов, засчитывается ничья.
  • Если партия не была закончена, но обнаружилось, что флажки упали у обоих игроков (такое может произойти при игре с механическими часами, если противник игрока, первым просрочившего время, не заметил падения флажка соперника и не остановил часы, а доиграл до падения собственного флажка), независимо от того, у кого первого истекло время, засчитывается ничья.
  • Если тот из игроков, у которого флажок не упал, не может поставить мат в принципе, даже при самой худшей игре противника, засчитывается ничья.
  • Если лимит времени менее 60 минут на всю партию, судья не имеет права обращать внимание на упавший флажок. Победа или ничья по упавшему флажку засчитывается только по требованию игроков.
  • согласиться с мнением игрока и объявить ничью немедленно
  • отложить решение. При этом противнику могут быть добавлены 2 минуты, судья по возможности лично наблюдает за игрой и выносит решение до или после падения флажка. Если судья согласен с мнением игрока, он обязан объявить ничью.
  • сразу отклонить требование, в этом случае противнику добавляется 2 минуты времени (Правила ФИДЕ, статья 10).

Эти правила, однако, не применяются в блице (менее 10 минут на всю игру каждому противнику).

Шахматы давно уже перестали быть просто игрой, во многих странах мира, введены как обязательный учебный предмет в учебных заведениях. А для сотни тысяч шахматистов, шахматы – это профессиональная деятельности, которой они зарабатывают себе на жизнь.

Шахматы способствуют развитию: аналитического мышления, логического мышления, абстрактного мышления, памяти, концентрации внимания, воображения, счетных способностей. Имеют воспитательное значение: формируют и совершенствуют усидчивость, терпение, выдержку, решительность, выносливость, находчивость, чувство ответственности. Развивают умение преодолевать трудности, составлять план действий, оценить ситуацию и принять решение, закаляют характер и силу воли (волю к победе).

Шахматы что это

История появления

История возникновения игры насчитывает более 1500 лет. Индия стала тем местом, где изобрели шахматы. Произошло это примерно в VI веке до н. э. Назывались фигурки изначально чатуранга. Отличием от привычной игры было то, что одновременно участвовать в ней могли сразу четверо игроков, а ходы осуществлялись после бросков игровых костей. Победителем состязания становился тот, кто смог уничтожить все фигурки своих соперников. По мере распространения чатуранги в другие страны в ней произошли некоторые изменения.

Считается, что шахматы стали прообразом войн и битв, только без жертв. Этим объясняется интерес многих правителей к игре. Значение турниров очень велико, ведь благодаря им страны могли решить свои проблемы, не потеряв ни единого воина.

Правила игры

Шахматы википедия

  1. Пешкой осуществляются ходы только вперед на одну клеточку. Если в результате совершенного хода пешка может уничтожить фигуру соперника, ей разрешено сделать ход на одно поле вперед в сторону.
  2. Конем можно ходить на 2 клетки вверх и 1 в сторону.
  3. Слоном следует делать ходы на любую клетку по диагонали.
  4. Ладье можно перемещаться на любую клетку как вверх, так и в сторону.
  5. Ферзь осуществляет ход на любую часть игрового поля.
  6. Король может ходить на 1 клетку во все стороны.

Всего в турнире у каждого участника задействованы 8 пешек, по 2 коня, слона и ладьи, один ферзь и король. Соперники делают поочередные ходы. Начинает игру тот, кому по жребию достались белые фигуры. Помимо обычных ходов в игре есть 2 специальных: рокировка короля и ладьи. Рокировкой называется одновременная смена местоположения короля и ладьи, которая возможна только в том случае, если фигуры еще не совершали ходов. Во время рокировки король переходит на две клеточки к ладье, а она перемещается на поле между начальным и конечным положением короля.

Победа или ничья

Выигрышем в шахматном турнире считается мат — ситуация, в которой король одного из шахматистов находится под шахом и не может его избежать. Шах — король игрока оказался под угрозой удара, но участник еще может его спасти, переместив на соседнее поле или поставив другую свою фигуру под удар. Мат — король не может избежать удара соперника. Партия считается выигранной, если:

Шахматы это что такое

  1. Один из участников огласил мат королю своего соперника.
  2. Один из игроков признал свой проигрыш.
  3. У соперника вышло время, которое отведено на ходы.

В некоторых случаях игра может закончиться ничьей. Пат возникает, если участник не может сделать свой ход из-за того, что все его фигурки заблокированы противником и не могут сдвинуться с места. При этом важно, чтобы король не был под шахом. Состязание может закончиться ничьей, когда:

  • ходы не приводят к мату;
  • два участника совершили пятьдесят ходов без удаления фигурок противника и без ходов пешками;
  • оба участника согласились на завершение ничьей;
  • один из соперников не успел придумать ход в отведенное время.

Контроль времени

Шахматы где изобрели

Все соревнования по интеллектуальной игре проходят с четким контролем времени. Для этого применяются специальные часы. Участник, сделавший свой ход, должен нажать на кнопку. С этого момента начнется отсчет времени, отведенного для совершения хода соперником. Если флажок на часах падает, значит, время истекло. Это правило применяется ко всем ситуациям, кроме следующих:

  • на доске мат;
  • ситуация на поле не может завершиться победой одного из игроков;
  • флажки упали у обоих участников;
  • соперник не может поставить мат.

Все турниры проходят по одной из существующих систем: швейцарской, круговой, нокаут или схевенингенской. К самым популярным международным турнирам относятся чемпионаты и кубки мира, национальные и европейские чемпионаты.

Интересные факты

Шахматы — это не просто настольная игра, а вид спорта, участники которого должны обладать хорошо развитой логикой и умением грамотно выстраивать тактику. Благодаря многовековой истории развития и становления игры существует несколько интересных фактов о ней:

Все о шахматах

Шахматы вики

Шахматы увеличивают уровень интеллекта, улучшают память и позволяют научиться решать сложные задачи и продумывать идеи. Во время игры у человека активизируются оба мозговых полушария, что позволяет улучшить творческие способности, концентрацию и критическое мышление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель физической культуры

средней школы №60 г. Ярославля

Мусакин Олег Валентинович

2. История возникновения и становления игры

4. Правила соревнований

5. Шахматные часы

6. Международная Шахматная Федерация

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике.

Шахматы представляют собой организованный вид спорта с иерархией званий, развитой системой регулярных турниров, национальными и международными лигами, шахматными конгрессами. Возникновение профессионального спорта привело к появлению профессиональных спортсменов, тренеров, журналистов, функционеров, опирающиеся на армию любителей игры. Хотя шахматы и не входят в программу Олимпийских игр, по шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование.

2. История возникновения и становления игры

Историки игры стремятся установить, где, как и почему они возникли, как распространились по белу свету через века и страны, от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. Как со временем менялись правила игры, как развивалась ее теория, как и почему возникали различные школы шахмат. Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена – в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III–IV тысячелетиях до н.э.

Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии, хотя есть и другие гипотезы об их происхождении, связанные с Китаем и Месопотамией. Отсутствие фактических данных и археологического материала создает почву для самых фантастических гипотез, таких, например, что шахматы на землю занесли инопланетяне.

После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж.

В VIII–IX вв. в Арабском Халифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, ислам запрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией, шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму. Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали из обожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игры среди простого народа.

Западная Европа заимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов, в первую очередь, через Иберийский полуостров, но возможно также через Аквитанию и Прованс (южное побережье Франции), а также через юг Аппенинского полуострова. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.

Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу XI века, однако игра могла быть уже известна на один, а то и на два века раньше.

В XI–XII вв. шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. Настольные игры, существовавшие в Западной Европе со времен древнего Рима, были азартными играми на деньги, поэтому шахматы тоже стали игрой на ставку. Неудивительно, что Римско-католическая церковь пыталась их запретить, однако все эти запреты оказались безуспешными и позднее, к 1400, были отменены.

С конца XVI века слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их творчеством впервые связывается понятие школы – итальянской. Их партии и дебютные анализы, представленные в рукописи Полерио, книгах Сальвио, Карреры и Греко, показывают ярко выраженную наступательную стратегию игры – стремление к жертвам материала ради выигрыша времени для мобилизации сил, открытия линий и организации атаки на короля противника.

Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851. Его победителем стал Андерсен. Он же выиграл в 1862 в Лондоне второй международный турнир. Победу в третьем международном турнире, прошедшем в Париже в 1867, одержал Колиш. Первый международный турнир в Германии состоялся в 1870 – там снова победил Андерсен. В дальнейшем международные турниры стали проводиться регулярно.

Первый официальный матч на первенство мира по шахматам состоялся в 1886 в США между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира.

1924 году создается Международная Шахматная Федерация (ФИДЕ). Она взяла на себя организацию соревнований за звание сильнейшего шахматиста мира. В проведенном в 1948 матч-турнире победил представитель Советского Союза Михаил Ботвинник (1911–1995). Начиная с 1927 ФИДЕ начала проводить соревнования на первенство мира среди женщин. Первой чемпионкой мира стала чешка Вера Менчик. Она побеждала еще в шести подобных турнирах.

На территории Руси шахматы в форме шатранджа были завезены с Востока торговыми путями, вероятнее всего, через Хорезм и Хазарию. Первые письменные упоминания о них относятся к XIII века, хотя есть археологические находки, датируемые XI веком.

Игре в шахматы уделяли время русские цари – Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I. В шахматы играли на Петровских ассамблеях.

В XIX в. шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Ей уделяли внимание декабристы, члены кружка Т.Грановского. Шахматы были любимым досугом А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, Е.Чернышевского, Л.Толстого.

Первым международным соревнованием в России явился Петербургский матч-турнир сильнейших шахматистов мира 1895–1896.

3. Правила игры

Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются Статьей Правил, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах.

Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной “шахматной”. Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.

Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Всего 64 равных квадрата (8х8). Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h, слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

Восемь вертикальных рядов квадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратов называются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются “диагоналями”.

В начале партии у каждого из игроков имеется по 16 фигур (у одного – они белые, у другого – черные). В процессе игры фигуры движутся по доске, нападают на фигуры противоположной стороны, берут их и снимают с доски. Единственная фигура, которая всегда остается на доске – король.

Эти фигуры следующие:

Один ферзь (в просторечии – королева, хотя настоящее значение этого слова – министр).

Два слона (в просторечии – офицеры).

Две ладьи (в просторечии – туры или башни).

В начале игры фигуры размещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2 белые, 7 и 8 черные). Порядок начального размещения фигур на горизонталях 1 и 8 (от a к h): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Горизонтали 2 и 7 занимают пешки.

Игроки совершают поочерёдные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первыми ходят белые. Ни одна фигура, кроме коня, не может перепрыгивать через свои или чужие фигуры; конь может это делать. Фигуры не могут быть перемещены на поле, занятое фигурой того же цвета. произвести взятие на этом поле.

Фигуры ходят следующим образом:

- ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит. Ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой;

- ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит;

- слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит;

- пешка ходит вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или

а) с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;

б) пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру;

- король может перемещаться двумя различными путями:

а) ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить.

б) “рокируясь”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.

Рокировка становится невозможной:

a) если король уже ходил;

б) с ладьей, если она уже ходила.

Рокировка временно невозможна:

a) если поле, на котором стоит король, которое он должен пересечь, или которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;

б) если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.

Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

4. Правила соревнований

Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен. Если же он, намереваясь рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии, что она возможна. Если король не имеет ходов, игрок может сделать любой возможный ход. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером или, как только он намеренно коснется фигуры.

Когда фигура отпущена на поле как возможный ход или часть возможного хода, она не может затем пойти на другое поле. Ход считается сделанным.

Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей. Выигрыш фиксируется в следующих случаях:

На доске поставлен мат. Игрок, поставивший мат королю противника, выигрывает.

Один из игроков сдался. Игрок, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, может сдаться в любой момент. Его противник объявляется победителем. В официальных соревнованиях в большинстве партий игроки не доводят игру до мата, а сдаются, когда их позиция становится безнадёжной.

Один из игроков просрочил время. Его противник объявляется победителем, если при этом у него формально достаточно материала, чтобы поставить мат.

Техническая победа — присуждается в официальном турнире игроку, если его противник не явился на партию в течение определённого правилами турнира времени, либо прервал партию (начал партию, но отказался её продолжать), либо в случае грубого нарушения правил турнира или неподчинения судье. Также техническая победа может быть присуждена за несыгранную игру в том случае, если игроку в данном туре по какой-либо причине не находится соперника и правила проведения турнира специально оговаривают данный случай (например, если соперник, с которым должна была проводиться партия, выбыл из турнира, либо при нечётном количестве игроков в турнире по швейцарской системе).

Ничья фиксируется в следующих случаях:

Если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась патом.

Если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами. Считается, что партия закончилась “мертвой” позицией.

Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды, причём в понятие позиции здесь входит расположение фигур, очерёдность хода и возможные ходы (в том числе право на рокировку и взятие на проходе для каждой стороны). Для фиксации ничьей игрок, заметивший это должен обратиться к судье.

Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур.

Один из игроков просрочил время, но у его противника недостаточно материала, чтобы поставить мат.

5. Шахматные часы

При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.

Каждый циферблат имеет “флажок”. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования.

В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.

Если ни один из игроков не присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.

В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру. Временем, отведенным игроку на совершение хода, считается время с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.

Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход.

Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.

Если игрок не способен использовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника, который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственно скорректированы арбитром.

Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.

6. Международная Шахматная Федерация

Главным органом, занимающимся организацией международных шахматных соревнований, является ФИДЕ (FIDE, фр. Fédération Internationale des Échecs), организованная в 1924. Во многих странах мира существуют также национальные организации шахматистов.

Национальные Федерации могут обращаться в ФИДЕ с просьбами дать официальное разъяснение по всем вопросам, касающихся Правил Шахмат. ФИДЕ является членом Международного олимпийского комитета (МОК), однако шахматы как таковые никогда не принадлежали к олимпийским видам спорта. По шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование. Олимпиада 2008 прошла в Дрездене, ФРГ. Золотые медали у мужчин и женщин завоевали соответственно Армения и Грузия.

Читайте также: