Сообщение на тему самобытность языка писателя лескова

Обновлено: 18.05.2024

Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Творчество Лескова. Общая характеристика.

Лесков Николай Семенович (1831- 1895)

— художник слова, который, по справедливому утверждению М. Горького

Чрезвычайно разнообразное по проблематике, творчество Лескова имело особую направленность, отвечавшую существенным интересам его эпохи и в известной мере предвосхитившую искания русской литературы начала XX в. Самобытный талант писателя был обращен к познанию глубин русской национальной жизни, постигаемой им во всей пестроте ее социального состава, на самых разных уровнях ее развития. Испытующему взгляду Лескова русская жизнь открывалась и в ее корневой основе, и в ее нарастающей раздробленности, в ее вековой неподвижности и драматизме назревающих исторических перемен.

Бурный рост общественного самосознания сообщает новую актуальность постановке в искусстве национально-исторических проблем. Наиболее многостороннее раскрытие они получают, пожалуй, именно в творчестве Лескова.

Детство и ранняя молодость Лескова прошли на Орловщине. Глубокую привязанность к этому краю он сохранил на всю жизнь. В силу ряда причин Лескову не удалось получить систематического образования. Он рано начал чиновничью службу и вел ее сначала в уголовной палате орловского суда, а затем, после переезда в Киев, в рекрутском присутствии.

В 1857 г. Лесков Николай Семенович вступает в коммерческую компанию своего дальнего родственника англичанина А. Я. Шкотта. Новая хозяйственная деятельность, частые и дальние разъезды по России еще более расширили его кругозор, познакомили с новыми сторонами народного быта. В начале 60-х годов он вошел в литературу уже сложившимся человеком, хорошо знавшим русскую жизнь, имеющим свое представление о ее общем состоянии и путях ее развития.

(1870—1871), сыгравших роковую роль в его дальнейшей писательской судьбе.

идеи о принципиальной несовместимости высших этических принципов и тех норм и законов поведения, которые предписываются человеку в уставном порядке, получают развитие в ряде поздних сочинений Лескова.

В отличие от часового каждый из них, будучи звеном единого государственного механизма, в значительной степени уже заглушил в себе всё человеческое и подчинил свое поведение тому, чего требует от него его официальное положение, интерес карьеры, логика сиюминутной конъюнктуры.

. Не раз сочувственно цитирует в письмах и художественных произведениях Салтыкова-Щедрина.

Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой. Новую актуальность оно приобрело в период революционного сдвига русской жизни, повклекшего за собой активное участие в исторических свершениях самых широких народных масс.

В эту пору М. Горький, К. Федин, Вс. Иванов

и другие писатели, стоящие у истоков советской литературы, с большой заинтересованностью обращаются к изучению лесковского творчества и признают свою преемственную связь с ним.

Писатель-антинигилист

Николай Лесков в 1860-е годы. Фотография: russianresources.lt

Сочинение на тему: “Художественный мир Н. С. Лескова “

Каждый писатель стремится создать особый мир , отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира действительного. Причем неоднократно отмечалось, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть так же различны, изменяясь в зависимости от сложности общественной или внутренней обстановки, характеров изображаемых героев. В первую очередь сказанное относится к творчеству таких своеобразных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков.

Настолько разнообразны герои, сюжеты, тематика его произведений,

что иногда вызывает затруднение определить какое-либо художественное единство. Однако в них много общего, например, тотальность, черты характеров персонажей и главных героев, мотивы. Поэтому, невольно настраиваешься на определенный лад, прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное. Видится атмосфера, обстановка, среда, погрузившись в которую, можно открыть удивительный и интересный в своем своеобразии мир.

С первых страниц мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачным, так как он населен в основном героями – “правдоискателями”, которых окружают

глупцы и невежды, единственной целью которых является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе писательского таланта Лескова в изображении героев преобладают оптимистические сюжеты, ощущается внутренняя красота и гармоничность художественного мира. Герои Лескова на удивление безупречны и благородны, их речь красива своей простотой и передает мысли, содержащие “вечные” истины: о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. “Жители” мира Лескова настолько реальны, что нас не покидает уверенность в том, что их прототипами были реальные люди.

Нет сомнений в том, что автор действительно сталкивался с ними во время своих бесчисленных поездок по стране. Все герои, какими бы обыкновенными и простыми они ни были, – праведники, так их определяет сам Лесков: “Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу”. Цель автора – обратить внимание на русский народ, на его характер и душу, что, несомненно, ему удается. Лесков в полной мере раскрывает характер русского человека со всеми его достоинствами и недостатками. При чтении произведений Лескова особенно бросается в глаза вера героев в Бога и безмерная любовь к родине.

Эти чувства поражают своей открытостью и глубиной, что человек, находящийся под влиянием этих эмоций, может одолеть все преграды, стоящие перед ним. Самопожертвование всегда было присуще русскому человеку, он готов достичь поставленной даже своей жизнью, чтобы достичь поставленной цели, которая непременно высокая и прекрасная. Но как бы ни был русский человек прекрасен и чист душою, он наделен и отрицательными качествами, одним из которых является склонность к пьянству.

Произведение получилось столь народным не без влияния того старого оружейника из Сестрорецка, о котором Лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.

Мир Лескова – мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к “праведникам” и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.

Лексов - это уникальный, самобытный и яркий автор со своим особенным языком, стилем и манерой повествования.

В этой статье представлен анализ особенностей языка и стиля Лескова, своеобразия повествовательной манеры.

Особенности языка и стиля Н. С. Лескова, своеобразие повествовательной манеры

А. И. Фаресов о Н. С. Лескове:

". он пишет массу рассказов, сильных по выполнению и проникнутых в каждой строчке
благородным настроением автора. Таковы его рассказы, вошедшие во II том под общим заглавием "Праведники", и полный эпического спокойствия "Сказ о тульском левше и стальной блохе" и т.д.

Живая и разговорная речь, действительно, резко отличается от книжной и правильно-литературной. Вот почему Лесков не сам рассказывает "Запечатленного ангела", "Очарованного странника" и т.д., а влагает их в уста людей, говорящих чужим для него языком. Лесков, как художник, прежде всего должен быть в воспроизведении жизни верен действительности: как характеру лиц, так и их языку.

А между тем многие удивляются тому, что у Лескова есть шепелявящие герои, которые вместо "город" произносят "голод"; в затруднительные минуты заговариваются и ставят одно слово вместо другого: "знако лицомое, а где вам помнил - не увижу" [из романа "Божедомы"] и т.д.

Удивляются тому, что рассказчик в "Стальной блохе" и приживалка в "Полуношниках" говорят приблизительно одним и тем же языком, хотя это объясняет просто тем, что оба они страдают недугом "артистической удали", свойственной многим беспокойным натурам, недостаточно интеллигентным, в простоте не говорящим ни одного словечка. Таких натур можно встретить всюду и даже среди публицистов в претензией на звание философов.

. язык в произведениях Лескова является результатом изучения самого предмета.

. он. в стомилионной массе русского народа не отрицал и добродетели ("Праведники"), и гений, и изобретательность ("Стальная блоха") и гордился сознанием положительных типов из русской нации.

. правильного отношения к себе вообще у большинства наших критиков Н. С. Лесков так и не дождался. С мнениями о нем господ Буренина и Волынского, однако, можно считаться: они оба иначе смотрят на Лесков, чем следует на него смотреть, но ни тот, ни другой не отрицают за ним его заслуг в литературе."

(А. И. Фаресов, "Против течений. Н. С. Лесков. Его жизнь, соч., полемика и воспоминания о нем", 1904 г.)

М. О. Меньшиков о Н. С. Лескове:

"Язык Лескова излишне меток и колоритен; это чисто русский язык, но уже слишком пересыщенный русской солью, отягощенный курьезами, облик которых подавляет.

Неправильная, пестрая, антикварная манера делает книги "Лескова" музеем всевозможных говоров: вы слышите в них язык деревенских попов, чиновников, начетчиков, язык богослужебный, сказочный, летописный, тяжебный, салонный, - тут встречаются все стихи великого океана русской речи.

Язык Лескова, пока к нему не привыкнешь, кажется искусственным и пестрым. Как некогда венецианцы, делая набеги на Восток, отовсюду привозили что-нибудь для своего собора св. Марка. так и Лесков в постройке своего языка: он обобрал, кажется, все сокровищницы и кладовые русской речи.

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороками богатства - пресыщенностью. В нем нет строгой, почти религиозной простоты стиля Лермонтова и Пушкина, у которых язык наш принял истинно классические, вечные формы; в нем нет изящной и утонченной простоты гончаровского и тургеневского письма, нет задушевной, житейской простоты языка Толстого, - язык Лескова редко прост.

Лесков совсем не похож по типу творчества ни на Достоевского, ни на Щедрина, но удивительно родствен им по темпераменту. Сатира требует, может быть, по своей природе особого языка; . яд речи, необходимый сатирику, черпается им из элементов распадения речи, из выразительных, причудливых словечек, не укладывающихся в организме языка.

Как у Щедрина и Достоевского, у Лескова такое же пристрастие причудливому, чрезмерному, резкому и курьезному, и как у них - способность при случае писать и совершенно спокойным языком. Некоторые романы Лескова очень напоминают Достоевского, а многие страницы, по выдержанности, не уступают лучшим тургеневским."

Художественный мир Н. С. Лескова обладает ярким своеобразием. Его творческая манера неповторима и самобытна. По этой причине писателя сложно спутать с любым другим русским автором 19 века.

Понять суть самобытности прозы Н. С. Лескова можно с помощью произведения "Очарованный странник", где одной из ключевых особенностей, присущих автору, является живая манера изложения, язык, близкий к разговорному.

Создавая эту повесть, Лесков намеренно употреблял речевые ошибки и неправильное употребление слов. Это можно заметить в речи главного героя — Ивана Флягина. В ней присутствует множество ошибок и просторечных выражений: "мой родитель был кучер", "флигеля для приезду".


Характерной чертой художественного мира Николая Семёновича Лескова является также анекдотизм, обилие неожиданный поворотов и казусов в судьбе героев, что можно увидеть в том же "Очарованном страннике". Писатель показывает неловкие моменты и неожиданные события в жизни Флягина, чтобы более живо и реально изобразить историю, сделать судьбу героя более многогранной, без присутствия однонаправленного движения. Анекдоты, происшествия, конфликты в произведении "Очарованный странник" не сливаются в единое русло с иерархическим порядком. В этом можно увидеть искусство Лескова идти против установленных правил, где писатели стремятся к завершённости и отточенности организации всего сюжета.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что самобытность Н. С. Лескова в прозах заключается в употреблении автором речевых ошибок и просторечных выражений в речи героев, что помогает объективно раскрыть внутренний мир героя. Также Лесков отличается от многих других русских писателей тем, что в его произведениях присутствует анекдотизм, неожиданные повороты в жизни героев и отсутствие целеустремлённого движения. Такое своеобразие во многом выделяет автора среди других писателей своего времени.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

На Орловщине, в селе Горохове, 4(16) февраля 1831 года в семье небогатого судейского служащего, поповича Семена Дмитриевича Лескова родился сын Николай, ставший впоследствии одним из лучших, талантливейших русских писателей. Николай Лесков с его обостренным интересом к национальной культуре создал удивительно своеобразный художественный мир и разработал неповторимый – "лесковский" - способ изображения. Своими произведениями он пытался найти путь такого развития России, которое позволило бы опереться на национальные традиции и культурные ценности. "Обращаемся к истории и видим, - писал Лесков, - что русский народ . не лишен способности понимать общественную пользу и служить ей с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение Отечества представлялось невозможным…".

Писатель прожил довольно долгую творческую жизнь. Похоронили этого удивительного человека 23 февраля (7 марта) 1895 года в Петербурге, на Волковом кладбище при завещанном им молчании. Подробности его жизни вы можете сами почерпнуть из интернета, моя задача - познакомить будущих участников Литературного конкурса "Русские классики" с особенностями поэтики Н.С.Лескова и стилистикой его речи.

Лесков, безусловно, писатель первого ряда. Значение его постепенно растет в нашей литературе, возрастает интерес к нему читателей. Он изумительный экспериментатор, ставивший себе большие цели, во имя которых он и вел свои эксперименты. Какие именно?

Во-первых, в определении ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВ. Очень многие из произведений Лескова имеют под своими названиями жанровые определения, которые им дает Лесков, как бы предупреждая читателя о необычности их формы:

И здесь обнаруживаем второй литературный эксперимент Лескова - ПОБУЖДЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. Там, где надлежало бы закончить повествование, Лесков его продолжает, уводит в сторону, передает другому рассказчику и пр. Этим закрепляется та любопытная особенность произведений Лескова, что они интригуют читателя истолкованием нравственного смысла происходящего в них. Читатель сам должен мастерить из предлагаемых ему материалов "игрушку" или найти ответ на те вопросы, которые Лесков ему ставит. Его собрание сочинений - это огромный задачник, в котором даются сложнейшие жизненные ситуации для их нравственной оценки, и прямые ответы не внушаются, а иногда допускаются даже разные решения, но в целом - это все же задачник, учащий читателя активному добру, активному пониманию людей и самостоятельному нахождению решения нравственных вопросов жизни.

Чудак не только хранит тайну своей доброты, но он еще и сам по себе составляет литературную загадку, интригующую читателя. ВЫВЕДЕНИЕ ЧУДАКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, по крайней мере у Лескова,- это тоже один из приемов литературной интриги. Чудак всегда несет в себе загадку.

Читайте также: