Сообщение на тему родоначальники жанровой живописи

Обновлено: 02.07.2024


Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в семье греков. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах. В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали. Семью записали в купеческое сословие.

Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, а одной из самых ранних работ — портрет матери.

Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.

В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.

В 1815 году Венецианов женился на Марфе Азарьевой, у них родились две дочери. Художник жил то в имении Сафонково, то в Санкт-Петербурге, в это время он писал в основном портреты. В 1818 году Венецианов создал целую серию, в которой изобразил известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от нее золотую табакерку.

15 марта 1819 года Венецианов подал прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи. Люди для его портретов не наряжались и не позировали — они занимались бытовыми делами, обыденным трудом.

Вскоре Венецианов вернулся обратно в имение. Стареющий художник продолжал заниматься с учениками и работать. В сентябре 1847 года он завершал работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря. Через несколько месяцев Алексей Венецианов погиб по трагической случайности — выпал из саней. Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово. Старшая дочь живописца — Александра Венецианова — стала одной из первых русских художниц.

Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи — цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Джанни Стрино. Художница

Виды живописи

Различают следующие основные виды живописи:

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Доменико Гирландайо. Рождение Богородицы (фрагмент фрески в капелле), 1486-1490

Существует еще и декоративная живопись, главное призвание которой — украшать. Отличается чистыми, сочными цветами, тщательно проработанными формами, логическим построением композиции. К особенностям направления относятся: нарушение перспективы, изменение пропорций, отсутствие объема, наличие контура и орнаментальных узоров. Декоративная живопись может быть и станковой, и монументальной.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Олег Давыдов. Декоративный натюрморт

Основные стили живописи

На протяжении многовекового развития изобразительного искусства образовались все новые стили написания произведений. Некоторые стили существовали совсем не долго и не нашли поддержку в обществе. Другие же стали эталонами, на которые ориентируются и современные художники. Рассмотрим основные стили живописи:

Жанры живописи

В зависимости от сюжета, произведения изобразительного искусства принято делить на такие жанры живописи:

Техники живописи

История возникновения и развития живописи

История живописи берет свое начало с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.

История живописи. Первые наскальные рисунки

История живописи. Роспись в древнеегипетской усыпальнице

От античности до наших дней

Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.

История живописи. Аид и Персефона (древнегреческая фреска), 340 г. до н.э.

Живопись в средние века обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой, все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.

Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.

История живописи. Андреа Соларио, Клеопатра, 16 в.

История живописи. Жан-Батист Симеон. Прачка. ок. 1735

В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм, вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм — направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.

Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению. Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.

Жанровая живопись является одним из пяти основных видов изобразительного искусства, входящих в традиционную иерархия жанров.

Железопрокатный завод. Менцель.

Железопрокатный завод. Адольф Менцель.

Наряду с ней, этот список включает историческую живопись, портретное искусство, пейзаж и натюрморт.

Определение, характеристика и история жанровой живописи

Дробильщики камня. Курбе.

Дробильщики камня. Курбе.

Мальчик с собакой. Мурильо.

Мальчик с собакой. Мурильо.

В направлении религиозной и исторической живописи в течение 19-го века все больше художников начинают черпать вдохновение в бытовой жизни обычных людей. Еще одним витком в эволюции жанра стал интерес к повседневным сценам импрессионистов и постимпрессионистов.

Игроки в карты. Сезанн.

Игроки в карты. Поль Сезанн.

Разница между жанрами

Маленькая улочка. Вермеер.

Маленькая улочка. Вермеер.

Место направления в иерархии

Базиль. Мастерская художника.

Мастерская художника. Фредерик Базиль.

Жанровая живопись – один из пяти основных видов живописи, которые составляют традиционную иерархию жанров. В число этих пяти жанров входят: историческая живопись , портретная живопись , жанровая живопись , пейзаж и натюрморт .

Определение и особенности жанровой живописи

В изобразительном искусстве термин жанровая живопись (также называемый бытовыми сценами) относится к картинам, изображающим ситуации и сцены повседневной жизни. Сюжеты обычно содержат домашний быт, интерьеры, время приема пищи, праздники, таверны или крестьянскую жизнь, рынки и другие уличные сцены.

В целом, ключевая особенность жанровой живописи заключается в том, что сцена представлена неидеализированным способом, в отличие от традиционного классического подхода к изображению сцен с героическими, благородными или драматическими характеристиками. Сравните, например, неокрашенных персонажей в крестьянских сценах Курбе с идеализированными уличными мальчишками, изображенными севильским художником Бартоломе Эстебаном Мурильо. Возможно, лучшие образцы этой среды появились в голландской реалистической школе жанровой живописи 17-го века, возглавляемая великим делфтским художником Йоханнесом (Яном) Вермеером (1632-1675).

Разница между жанровыми сценами, пейзажами и натюрмортами

Повествование, а также декоративные цели

Как начиналась жанровая живопись?

Реформация

Голландский реализм – золотой век

❷ Гарлемская школа с участием Адриана Брауэра (1605-1638), который специализировался на сценах пьянства; Адриана Ван Остаде (1610-1685), который писал жанровые сцены о крестьянах вих домах или в тавернах; Яна Стена (1626-1679), мастера таверны, создававший многолюдные сцены; Джерарда Терборха (1617-1681) и Давида Тенирса Младшего (1610-1690).

❸ Лейденская школа, в состав которой входили Жерар Доу (1613-1675), создатель многочисленных крошечных этюдов персонажей, и его ученики Габриэль Метсю (1629-1667) – известный своими работами интимного жанра и Франс ван Миерис (1631-1681) – который писал сцены удовольствия и рассеяния очень богатых современников.

❹ Дельфтская школа под руководством Яна Вермеера (1632–1675 гг.), вероятно, величайшего из всех нидерландских жанровых художников, и Питера де Хуча (1629–1684 гг.), известного своими образами крестьян и солдат. Для конкретного анализа работ Вермеера см.: Анализ известных картин.

История и развитие жанровой живописи

Жанровые картины восемнадцатого века

Хотя Италия оставалась под сильным влиянием великих гуманистических традиций эпохи Возрождения, жанровая живопись, наконец, появилась в 18 веке, не в последнюю очередь благодаря венецианскому художнику Пьетро Лонги (1702-1785), посвятившему ей всю жизнь, изображая сцены аристократов и представителей более низкого класса в таких картинах, как: Театральная сцена (1752) и Показ слона (1774).

В Англии ранним представителем жанровой живописи был Уильям Хогарт (1697-1764). Его сцены современной жизни, такие как серия Похождения повесы и Модный брак , изображают человеческое поведение с ясным моральным посланием. Для сравнения, картины Томаса Гейнсборо (1727-1788) применяют шаблоны изысканности к сценам буржуазного сельского благородства и удовлетворения.

Жанровые картины девятнадцатого века

В то время как религиозная и историческая живопись пришли в упадок в 19 веке, все больше и больше художников искали вдохновения в повседневной жизни простых людей. Реалисты, особенно во Франции, пошли дальше, разместив свои повседневные жанровые сцены на крупномасштабных полотнах – ранее предназначавшихся для более бурных или утонченных исторических работ.

В Англии наиболее популярными жанровыми художниками 19-го века были шотландский художник Дэвид Уилки (1785-1841), в число работ которого входили Слепой скрипач (1806, Галерея Тейт, Лондон); Приветственное письмо (1813, Национальная галерея); Арест имущества за аренду (1815, Национальная галерея); и Чтение завещания (1820, Пинакотека, Мюнхен) – см. его работы и работы и Уильяма Пауэлла Фрита (1819–1909) в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург. Восхищенный королевой, Фрит был летописцем викторианской жизни на скачках, на море и во время путешествий, в таких картинах, как День Дерби (1858) и Железнодорожный вокзал (1862). Уолтер Сикерт (1860-1942) – ведущий британский художник эпохи импрессионизма и постимпрессионизма – предпочитал более скромные сюжеты, такие как уличные сцены, дешевые интерьеры, проститутки и музыкальные залы, изображая их без гламура в палитре мутных цветов.

Другим важным художником жанровых сцен был немецкий художник Адольф Менцель (1815-1905), чьи тихие интерьеры предшествовали импрессионизму на 25 лет.

Жанровая живопись достигла другого пика в эпоху импрессионизма и постимпрессионизма. Помимо пуристов, таких как Моне, Писсарро и Сислей, большинство импрессионистов сосредоточились на повседневных сценах парижской жизни. Примеры:

Фредерик Базиль (1841-1870)
Студия Базиля (1870)

Поль Сезанн (1839-1906)
Игроки в карты (1892-6)

Берта Моризо (1841-1895)
Колыбель (1873)

Джон Сингер Сарджент (1856-1925)
Эль-Халео (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер).

Тулуз-Лотрек (1864-1901)
На Мулен Руж (1892)

В России величайшими жанровыми художниками были Илья Репин (1844–1930), наиболее известный по Бурлакам на Волге (1870–73) и Религиозному шествию в Курской губернии (1883); Константин Савицкий (1844-1905) отмечен за Ремонт железной дороги (1874); и Абрам Архипов (1862–1930), известный картинами Посещение (1915), Прачки (1899), Рабочие на чугунолитейном заводе (1896) и Вдоль реки Оки (1890).

Для интерпретации картин жанра 19-го или 20-го века, пожалуйста, смотрите: Анализ современной живописи (1800-2000).

Жанровые картины двадцатого века

Середина и конец двадцатого века и начало 21-го века стали свидетелями роста стилистической абстракции, что привело к деградации жанрового искусства. Эдвард Хоппер (1882–1967) – редкое исключение, с такими шедеврами, как Ночные ястребы (1942), как и Алекс Колвилл (р. 1920), с такими работами, как Плавательная гонка (1959). Джек Веттриано – успешный шотландский художник, работающий в схожих идиомах, хотя и без живописных качеств Хоппера и Колвилла.

Читайте также: