Сообщение на тему родная литература как источник и средство самообразования и самовоспитания

Обновлено: 03.07.2024

Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство ребёнка с окружающим миром.

По нашему мнению, если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность и навыки слушания чтения книги. Пусть они вначале (до полутора лет) ещё очень слабы, но к концу третьего года жизни он уже способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.

В это время у детей формируются и более сложные отношения к художественному тексту : первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки, конечно, он умеет и с удовольствием любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге.

Как нам кажется, что большую роль в привлечении к чтению играют семья и её традиции. Заинтересованность родителей в эффективном развитии ребёнка приводит к тому, что в доме появляются детские книги.

Первым помощником родителей всегда была книга и не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего в нравственном воспитании.

Уже в раннем дошкольном возрасте закладываются основы нравственности личности и её духовности. От самых своих истоков детская литература ориентирована на вечные, незыблемые гуманистические ценности. Она учит различать добро и зло, а также правду и ложь.

Мы считаем, что ребенка важно научить ценить личные отношения, и прежде всего родственные, связывающие его с родными и близкими им людьми: родителями, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. Ценить надо и дружеские отношения, возникающие в процессе общения со сверстниками. Этот опыт любви, уважения и доверия во взаимодействии малыша с близкими людьми постепенно должен стать основой отношения к остальному окружающему миру.

Знакомство малыша с устным народным творчеством, несомненно начинается с песенок и потешек. Они помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме, развивают речевые центры мозга ребёнка, мелкую моторику, а также способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Взрослые думают, что эти действия бессмысленны, но ребёнку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора, способствуют нормальному и физическому развитию ребёнка, обучают языку и мелодике, дают первые представления об окружающей действительности.

Одним из направлений дошкольного образования, прописанного также в рабочих общеобразовательных программах для ДОУ, согласно ФГОС, является воспитание нравственное, которое воспитывает инициативного и самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей, как мы считаем, играет художественная литература.

Воспитание нравственности ребенка должно основываться на том фундаменте, который был заложен вековой народной мудростью, и который содержит большой нравственный потенциал. Этим потенциалом обладает народный фольклор.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство необходимости исследования художественной литературы как средства нравственного воспитания детей раннего возраста.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей раннего возраста посредством художественной литературы.

Предмет исследования: художественная литература как средство воспитания нравственных качеств детей раннего возраста.

Гипотеза: эффективность нравственного воспитания детей раннего возраста в процессе ознакомления с художественной литературой может быть достигнута в следующих условиях:

1. Художественная литература будет отобрана по содержанию нравственных ценностей и соответствовать возрасту;

2. Планомерной и систематической работы по ознакомлению детей раннего возраста с художественной литературой;

3. Использования разнообразных форм и методов работы педагога с детьми раннего возраста.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития речи детей второго и третьего года жизни и определить роль художественной литературы в развитии речи детей;

2. Выявить сущность и специфику формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста;

3. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ.

Теоретико-методологическая база исследования: идеи развития эстетического восприятия учёных, таких как: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович др. Теоретические основы организации детского чтения B.А. Зеленко. Методические вопросы приобщения дошкольников к книге мы видим в исследованиях Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко и др.

I. Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Взрослые должны помогать детям, чтобы облегчить им усвоение речи. Ребёнок, как правило, хорошо запоминает слова, которые слышит довольно часто, поэтому с ним нужно говорить постоянно. Говорить нужно чётко, немногословно, чтобы ребёнок понимал, что данное слово служит для обозначения определённого предмета. Также говорить надо медленно и выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент, например: надень рубашку, принеси мне лопатку, ешь кашку, пей молочко, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребёнок и слышал слово, и видел, как его произносят. Малыш должен видеть движение губ взрослого, а ведь, при разговоре ребёнок часто смотрит на рот говорящего, он сам шевелит губами.

В. В. Гербова считает, что на речевое развитие позитивно влияют и совместное с взрослым рассматривание картинок, и стимулирование ребенка к называнию изображенных объектов. Создавая такие речевые ситуации, в ходе которых взрослый вводит новые для ребенка слова, а также разыгрывает непонимание сказанного малышом– взрослый тем самым побуждает его правильно называть слова, строить простые предложения.

II.С. Болотская в своей книге пишет, что дети данного возраста отличаются высокой познавательной активностью, что в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Приобщение же детей к книге, художественной литературе – это важнейшая задача дошкольного образования, именно со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности. Процесс этот требует кропотливой работы, и начинать его надо с раннего детства.

В целях формирования у детей раннего возраста интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе детского сада, и в домашних условиях надо создать уголок книги, либо книжную полку. Она должна располагаться на уровне роста ребенка и регулироваться по мере подрастания ребенка. На книжной полке следует выставлять разнообразные яркие книжки, по мере необходимости менять их и каждый раз обращать на них внимание детей. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги и репродукции картин известных художников. Хорошо также рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы.

Мы уже отмечали, что необходимо периодически менять материал: литературу, картины, портреты, при этом поддерживать связь с воспитательно-образовательной работой в группе.

Мы знаем, что интерес к книге и чтению у детей раннего возраста способствуют также утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств — музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно рекомендовать следующее:

- устраивать простые чтения педагога в кругу детей;

- проводить недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- проводить вечера чтения;

-организовывать для детей и их родителей выставки книг или устраивать организацию книжного уголка;

- устраивать семейные вечера чтения;

Можно выделить типы занятий, которые будут способствовать формированию любви и интереса к чтению у детей раннего возраста:

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой, стихов и рассказов о весне, о жизни животных или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра или два рассказа с моральным содержанием, или же несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукции картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с прослушиванием музыкальных произведений.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи (достаточно показывать примерно 10 раз в году, на занятиях и вне занятий – в уголке книги, при повторном чтении какой-либо сказки, рассказа. Но, учебное средство, сильно воздействующее на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивает свою действенность, если они используются слишком часто [12].

Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Семья – это главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения. Именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, и именно семья, является той средой, где формируется с раннегодетства интерес и любовь к книге, считает С. А. Денисова.

Предварительная работа. После прочтения сказки воспитатель показывает детям ее иллюстрированные издания (рисунки Ю. Васнецова, Е. Рачева, Н. Устинова, А. Елисеева). Периодически он привлекает детей (2–4 человека) к рассматриванию иллюстраций, уточняя, кому какой рисунок особенно понравился.

Ход занятия

Воспитатель предлагает малышам вспомнить сказку. Интересуется у детей, как они думают, испугалась ли маленькая девочка, когда медведь в свою избушку вернулся. (Зачитывает соответствующий отрывок.)

Педагог предлагает детям поиграть. Он выбирает из желающих мальчиков медведя, а из девочек – Машеньку. Воспитатель рассказывает : «Идет медведь между елками (за плечами ребенка короб, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит: „Сяду на пенек, съем пирожок! “

(В. В. Гербова. Занятия по развитию речи впервой младшей группе детского сада. Планы занятий. -2-е изд., испр. и доп. –М. : Мозаика-Синтез, 2008. –С. 80-81).

Консультация для родителей на тему

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитыватьчеловечность в самом себе.

Книга раскрывает человеческие, духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения – нечто другое. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы, авторский идейный замысел.

При отборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературныхпроизведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественногосодействия является неповторимый языковой образ, который привлекает ребенка, останавливает его внимание своей красотой, необычностью. Это побуждает ребенка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становится его достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует ее форму.

Необходимо вводить в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров тематики, а также учитывать педагогические критерии, которые позволяют устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они поднимали и вели ребенка по ступеням литературного развития.

Интерес к книге, возникающий в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолеть все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; включает сказки и загадки, рассказы и повести, стихотворения, песни и потешки и др. Она удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом и т. д. Принцип жанрового и тематического многообразия книг для чтения позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, многообразие интересов и дел современных людей.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности воспитателя рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения, а являются результатом длительной работы над собой.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование – основа роста педагога как специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Педагог, по словам А. Дистервега, лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях: а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; б) постоянное повышение профессиональной компетентности; в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Составляющие процесса самообразования педагога:

- изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;

- посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

- периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

- повышать уровень своей эрудиции.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

- систематический просмотр определенных телепередач;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- чтение методической и педагогической литературы;

- посещение семинаров, конференций, занятий коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- посещение выставок и экскурсии;

- общение с коллегами;

- ведение здорового образа жизни, занятие спортом, физическими упражнениями.

Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании выше перечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый воспитатель составляет личный план для профессионального роста.

Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии.

Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.

Следующим шагом самовоспитания является формирование целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность работы. Для достижения цели, необходимо научиться продуктивно организовать свою учебную деятельность, развивать познавательный интерес, коммуникативные умения, организаторские способности.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:

- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);

- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий);

- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

Приступая к работе по самовоспитанию, воспитатель должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.


Процесс обучения не должен заканчиваться при достижении определенных результатов. Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Особенно это касается некоторых профессий. Развитие цивилизации основано на развитии отдельных личностей. Повышение уровня профессиональных качеств человека отражается не только на его деятельности. Например, самообразование педагога влияет на уровень развития его учеников. Чем больше знает учитель, тем больше может получить знаний его ученик. Стремление человека к саморазвитию в профессиональном плане положительно отражается на карьерном росте и делает его ценным, незаменимым сотрудником для организации. Специалисты в своей области всегда учитывают новые тенденции в определенной сфере деятельности.

Таким образом, человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Развитие невозможно без самообразования. Постараемся разобраться, Самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Самообразованием занимаются практически все люди, однако его объем и характер может быть не у всех одинаков. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.

Личность, обладающая высокой культурой, исходит из того, что от нее требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.

Для того, чтобы лучше понять, что такое самообразование, необходимо рассмотреть цели и задачи, которые преследует данный процесс. Цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов. Общая стратегия самообразования гуманной, демократической, максимально подготовленной личности заключается в обеспечении для себя возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит достижению целей, поставленных человеком перед самим собой. Это служит мотивацией к действию, к совершенствованию собственных знаний, умений и навыков. Полученные знания применяются как в профессиональной деятельности, обеспечивая наилучшие результаты работы и повышение квалификации работника, так и в общественной жизни. Всесторонне развитая личность постоянно следит за новыми достижениями в различных областях науки и общества, интересуется не только вопросами, которые касаются исключительно его специализации, но и другими аспектами прогресса. Широкий кругозор является необходимым условием для становления и развития личности.

Главной задачей самообразованияявляется самостоятельное развитиеи совершенствование личности.Личность проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека. Гармония возможна в том случае, если есть единство между мыслями, словами и делами человека.

Процесс самообразования для достижения наилучших результатов должен проходить целеустремленно и систематично. Для обеспечения данных аспектов необходимо прибегать к планированию. При планировании важно предусматривать объем намечаемой работы, ее примерное содержание, сроки, отводимые на осуществление работы. Кроме того, следует ставить перед собой цели, которые будут достигаться при работе с данным планом. Цель — обязательный компонент процесса самообразования. Необходимо ясно представлять, зачем я это делаю и где мне это пригодиться.

Один из главных инструментов интеллектуального и духовного развития человека — чтение. Благодаря чтению мы получаем большой объем различной информации. Важно уметь сортировать эту информацию, выделять в ней необходимое для собственного развития. Чтение является ведущим способом самообразования: чтение книг различных жанров и направлений способствует развитию познавательной, духовной, эмоциональной сферы личности.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

  1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

– эпизодичность прохождения курсов;

– качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

  1. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

– возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

– нехватка у педагогов свободного времени;

  1. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

– возможность пройти их в удобное для педагогов время;

– возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

– дистанционные курсы проводятся на платной основе;

– документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

Данная работа может включать в себя:

– научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

– посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

– участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

– посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Как понимать эту связь? В чем она заключается? Для сформировавшейся личности характерна тенденция к постоянному самоусовершенствованию, стремление развивать в себе определенные качества, искоренять отрицательное в поведении и чертах характера. Необходимо проделывать огромную работу над собой для того, чтобы осознавать наличие некоторых упущений в определенных областях и начинать работу по их искоренению. Для развития необходимо осознание того, что это развитие необходимо. Самовоспитание– кропотливый труд, который ведет к становлению достойной личности.

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

– компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;

– адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

Кроме того, для осознания связи между самообразованием и самовоспитанием необходимо знать принципы самовоспитания. К ним относятся:

  1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:

– установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;

– установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;

– установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).

  1. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:

– на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;

– на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;

– на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.

  1. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

– на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

– на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;

– на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Подводя итог, необходимо отметить, что самообразование, самовоспитание и самоуправление являются неотъемлемой частью развивающейся личности. Личность должна развиваться вместе с обществом. Многие тенденции развития диктует именно общество

Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, знание, самовоспитание, форма самообразования, общественная жизнь, профессиональная деятельность, процесс самообразования, развитие, умение, установка.

Похожие статьи

Профессиональное самообразование педагога

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, педагогическая деятельность, самовоспитание, умение, учебное.

Самообразование как основа успешности человека

Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку

Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и

К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс.

Самообразовательная деятельность современного учителя

активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое самообразование, самообразовательная деятельность, самообразование, педагогическая деятельность.

Организация процесса самообразования педагога

 освоение информационных концепций, знаний и навыков;  наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования

Самообразование как условие профессионального становления.

Данная статья посвящена теме развития и самообразования профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания.

Самообразование взрослого человека: цель или средство

Самообразование — это система умственного и мировоззренческого самовоспитания

Рис. 1. Этапы процесса самообразования.

1. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: пособие / Под. ред. докт. псих. наук, акад. Ю. М. Забродина.

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного.

непрерывное образование, самообразовательная деятельность, образование, самообразование, референтная группа, жизнь, образовательная деятельность, процесс образования, образовательный процесс.

Самообразование педагога как условие профессионального.

Л. П. Вишневская под самообразованием понимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества.

Самообразование как фактор формирования и развития.

Вместе с тем самообразование является мощным средством самовоспитания, вырабатывает профессионально значимые личностные качества, необходимые для осуществления

Происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения.

Все в окружении личности с каждым годом совершенствуется, поэтому и сам человек старается не стоять на месте. Разобраться с особенностями и этапами развития индивидуума поможет сочинение на тему самовоспитания. Целеустремленность, сдержанность, терпеливость и другие положительные черты характера появляются именно благодаря самосовершенствованию.

Определение понятия и этапы развития личности

Определение понятия

Психологи считают, что личность нужно формировать с самого детства, поэтому ребенку необходимо давать некоторую самостоятельность в его поступках. Новые образовательные стандарты и программы позволяют детям развиваться с помощью особых домашних заданий и на наглядных примерах людей, которые благодаря самовоспитанию достигли успеха.

У человека, который решил совершенствоваться, должна быть железная сила воли и настойчивость. Ведь чтобы начать развиваться, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • помогать окружающим;
  • добросовестно выполнять свои обязанности;
  • ставить интересны коллектива или семьи выше своих;
  • быть честным;
  • не хвастаться своими достижениями.

Что написать в сочинении на тему самовоспитания

Нужно составить план своих действий, четко обозначить цели, понимать суть и преимущества саморазвития. Проявить упорство и желание совершенствоваться недостаточно. Необходимо также познать себя, разобраться в своих проблемах, блокировать все отвлекающие факторы. Нелишним будет обучиться контролировать свои эмоции и поведение, придерживаться режима дня, ставить на приоритетные места важные дела и обязанности.

Преимущества и недостатки

Не у каждого человека хватает силы воли для самопознания и развития. Из-за этого возникают определенные трудности. У самовоспитания есть свои преимущества и недостатки. К первым относят:

  • решение проблем;
  • приобретение опыта;
  • выработка настойчивости;
  • достижение жизненных целей.

Этапы самовоспитания

Каждый хоть раз задумывался о том, какова роль самовоспитания в жизни человека. Совершенствование личности позволяет решить большинство проблем. Чем развитее индивидуум, тем больше у него шансов найти любимое дело, престижную работу, стать образованным.

Небогатый жизненный опыт расширяется благодаря самостоятельному воспитанию. Появляются новые увлечения, знания, изучаются правила поведения в обществе, развивается чувство ответственности. У ребенка и взрослого человека вырабатывается упорство и целеустремленность. Это помогает быстро достигать желаемого и научиться не отступать при появлении преград. Планировать свое будущее станет проще, как и добиваться установленных целей.

Но возникают и некоторые трудности у того, кто решил самосовершенствоваться:

  • борьба с ленью;
  • устранение недостатков;
  • отсутствие мотивации;
  • необъективная оценка собственных возможностей.

Первое, с чем придется столкнуться, — это лень. Для малейших изменений нужно приложить достаточно усилий. Если не перебороть себя и не перестать лениться, то добиться развития не получится. Самовоспитание обычно происходит в сложных ситуациях, когда для положительных перемен нужно что-то в себе изменить. Иногда достаточно просто избавиться от некоторых недостатков.

У человека должен был стимул для совершенствования. Без желания изменить себя самовоспитание невозможно. Необходимо придерживаться режима дня, соблюдать дисциплину, проявлять терпение и настойчивость. Такая непростая задача как самовоспитание требует усидчивости, упорства и стремления к лучшей жизни.

Этапы самовоспитания

Основная цель саморазвития заключается в выработке полезных навыков и избавлении от недостатков. Главное — нужно перебороть лень. Сделать это можно в несколько этапов:

  • принять решение об изменениях;
  • познать себя;
  • составить план;
  • реализовать его.

Сначала необходимо осознать неправильный образ жизни и понять, что именно может дать самовоспитание. После этого человек оценивает уровень своего развития, познает себя и свои положительные качества.

Также важно определить сферу занятий, в которой хочется достигнуть успехов. Это может быть изучение иностранных языков, какой-либо из видов искусства, владение оружием, спортивные игры или наука, другие увлечения.

Понятие самовоспитание

Далее, нужно составить план действий — расписать дневной режим, определить часы занятий и отдыха. И в заключение необходимо реализовать намеченное. Обязательно нужно преодолевать барьеры и соблазны. Нельзя отказываться от поставленных целей из-за отвлекающих факторов, жертвовать занятиями ради отдыха. Стоит также избавиться от нерешительности, в большинстве случаев именно она мешает что-то поменять в себе. Страх перед переменами заставляет оставаться на месте.

Примеры из реальной жизни

Если по-прежнему человеку трудно решиться изменить себя, то он постоянно находится в рассуждениях о том, нужно ли заниматься самообразованием. Иногда задуматься о переменах заставляют примеры из реальной жизни. В мире есть люди, которые благодаря самовоспитанию достигли значительных успехов:

  • Бетани Хэмилтон;
  • Людвиг ван Бетховен;
  • Джон Нэш;
  • Кристи Браун;
  • Альберт Энштейн.

Истории из жизни

У ирландского художника Кристи Брауна был церебральный паралич. У него двигалась только одна нога, которой он и создавал свои картины. Браун стал известным и как писатель.

Великое наследие оставил после себя Альберт Эйнштейн. До трех лет будущий ученый вообще не разговаривал, доктора считали его отстающим в умственном развитии, а учителя в начальной и средней школе жаловались родителям на неуспеваемость. У него действительно были проблемы с усвоением информации. Но Эйнштейн нашел науку, которая его заинтересовала, и начал развиваться в этой области. Благодаря настойчивости он добился колоссальных успехов и стал выдающимся ученым.

Литературные произведения

В произведениях русских и иностранных писателей также есть множество примеров людей, занимавшихся самовоспитанием. Наиболее интересные книги:

Примеры самовоспитания из реальной жизни и литературы

Главный герой романа в стихах Пушкина — Онегин — читал много литературы, что и позволило ему сформировать свою личность и стать отличным экономом. В комедии Фонвизина Простакова, мать Митрофанушки, тратила много денег на учителей для своего сына. Но высокомерный студент не желал заниматься, поэтому не знал даже азов разных наук. А Софья, воспитанница барского дома, сама изучала разные тексты, много времени проводила в библиотеке, что сделало ее образованной и интеллигентной девушкой.

План сочинения на тему саморазвитие и самовоспитании

Совершенствоваться необходимо постоянно, развитие начинается с малых лет и не прекращается до конца жизни. Независимо от возраста каждый должен воспитывать себя, добиваться новых целей. Только тогда получится стать образованной личностью, хорошим собеседником и просто воспитанным человеком.

Читайте также: