Сообщение на тему ритмика в современном мире

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Мирошниченко Ирина Владимировна

Магнитогорск 2021г

Если ты движешься в унисон с тем, что хочешь познать, тебе открываются тайны, различные оттенки неведомого ранее. Но что же делать, если ты не попадаешь в ритм. Ты либо спешишь, либо твой импульс медленнее. Учиться.

Учиться ритмике – значит понять соотношение длительности звуков, развить чувство ритма. Научиться двигаться в ритм с музыкой процесс долгий, но, воспитав, научив чувству ритма - человеку открывает огромный мир возможностей, ни только в области музыки, но и области хореографии.

Ритмика – это начало, база, толчок для будущей гармонической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров и богат внутренне.

Какова бы не была форма развития ритмических навыков важно, чтобы была последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Благодаря системе музыкально – ритмического воспитания, основателем которой стал Эмиль Жак-Далькроз, который, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков.

Жизнь не стоит на месте и в музыкально – ритмические движения и композиции вплетаются игры, пальчиковая гимнастика, используется логоритмика, тексты, элементы актерского мастерства, применяются различные виды инновационных педагогических технологий. Все служит для всестороннего развития детей, посредством раскрытия творческих способностей и осмысленного восприятия музыкального произведения.

Выполняются главные задачи:

- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер;

- понимание содержания музыкальных произведений;

- развитие двигательных качеств и умений координировать движения;

- развитие способностей фантазии и импровизации;

- развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) и

умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме;

-развитие координации между нервной и мускульной деятельностью человека.

Чем раньше ребенок получает дополнительные занятия по ритмике, тем легче усваивается учебный материал, эмоциональнее воспринимается музыкальное произведение. Развитию музыкальности, способствует проведение в первые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение. Использование на уроках ритмики различных образов, копируя и подражая им, приближает детей к жизни (повадки животных, отличительные особенности мультяшных персонажей и сказочных героев).

Трудно переоценить значение регулярных занятий ритмикой для укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции двигательных нарушений и недостатков, возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Основная цель на занятиях ритмики со школьниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

Ритмика - это выполнение танцевальных движений под музыку. Кажется, что это очень просто: надо только освоить простые шаги, разучить движения и можно танцевать. Это не совсем так, потому что невозможно красиво и пластично двигаться под музыку, не чувствуя её, и не испытывая эмоций. Нельзя отделить танец от ритма, исполняется он под музыку и без ее участия. Многие, наверное, видели танцевальные постановки под стихи, в которых есть своя ритмичность. Танцевальное направление занятий с малышом связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координации движений.

Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте.

Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Профессор Крестовников в "Очерках о физиологии физических упражнений", писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.

Ритмика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.

Развитие ритма на уроках проходит с различной степенью усвояемости, так как дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли и мотивации. Поэтому нельзя ждать результата сразу от всех, выделяя кого-то более успешного ребенка, мы разрушим тонкую нить развития. Не могут же до сих пор понять педагоги – как научить детей, чтобы они хотели учиться, хотели искать и открывать, быть творцами, искать свои пути. Как часто дети учатся только для того, чтобы получить хорошую оценку, или не быть наказанным родителями, или потому что родители хотят, чтобы они были лучшими. Сложный педагогический вопрос…Важно понять:

- Чтобы получить развитие не нужно ставить границы этого развития.

- Дать ребенку время, пусть кому-то нужно больше, чем другим.

- Не в зависимости от успехов всех поощрять. У каждого есть своя исключительность и свои достижения.

У детей в раннем возрасте недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Поэтому наша задача – развивать органы чувств и сенсорные умения.

Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.

Систематичность, постепенность и последовательность раннего развития – основные педагогические принципы.

Осуществляя главные задачи обучения по ритмике, мы получим гармонично развитую личность.

- Развив у ребенка музыкальность, поможем ему воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, выражать свои эмоции под музыку, то есть ритмика развивает в малыше способность к самовыражению. понимать содержание, легче усваивать учебный материал.

- Развитие музыкального слуха, памяти и ритма обогатить ни только его музыкальный кругозор, разовьет психические познавательные процессы — память, внимание, мышление, воображение, но и позволит более увлеченно открывать для себя познавательный мир музыки.

- Развитие двигательных качеств позволяет координировать движения, обогащает разнообразными видами танцевальной лексики, фантазией и импровизацией.

- Тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) дает умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

Применение на уроках ритмики элементов инновационных технологий позволяет снять эмоциональное и мышечное напряжение, позволяет сохранять позитивный настрой и заинтересованность в усвоении учебного материала. Творческий подход к проведению уроков, использование ритмических упражнений в сочетании с игровой тематикой повышает творческий потенциал ребенка и позволяют проявить свои возможности ни только в области музыки, но и в других видах искусства.

Родители, преподаватели открывают мир ребенку, закладывают основу полноценной развитой личности, формируют мотивацию к обучению, к творчеству, познаванию мира звуков, красок, ритмов, оттенков цвета и музыки.

Краткий комментарий к статье от Нины Иосифовны:

Интересного чтения…

Ритмика как педагогическая система и, в настоящее время, как учебная дисциплина, возникла благодаря педагогическому новаторству швейцарского композитора Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950 гг.). Будучи профессором Женевской консерватории, Э. Жак-Далькроз заметил у своих учащихся сложности в разучивании ритмического характера некоторых музыкальных произведений. Пытаясь упростить понимание ритма музыкального текста, композитор старался добиться повторения музыкального ритма в движениях тела. И из простых движений, таких как ходьба, бег, прыжки, хлопки, отражающих природную ритмику живого организма, постепенно сложился целый комплекс ритмических двигательных упражнений.

Первоначально новая методика называлась по-разному: ритмической гимнастикой, ритмопластикой, ритмическим движением, эвритмикой в ранних работах самого Жак-Далькроза и затем уже, в работах последователей композитора и педагога, ритмикой. Основной акцент новой методики ставился именно на обусловленности движения осмысленным и эмоциональным восприятием метра и ритма звучащей в данный момент музыки. Таким образом, система Далькроза включала в себя музыкально-ритмические, волевые, пластико-гимнастические, выразительные упражнения, а также ритмические этюды, танцы и т.п. Подобное разнообразие позволяло новаторской педагогической системе гибко подстраиваться под разный возраст, пол, характер, индивидуальные особенности и типичные недостатки учеников [3] .

На сегодняшний день ритмика, как, в первую очередь, учебная дисциплина, по большому счету, ставит все те же цели, главная из которых, - научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание, совершенствуя при этом мышечные движения. Кроме того, за счет физической активности происходит укрепление физического здоровья учащихся, а музыкальная составляющая прививает детям эстетический вкус, любовь к музыке, культуру общения и поведения, развивает память, фантазию, расширяет кругозор. При этом нельзя не отметить тот факт, что даже при наличии достаточного количества информационно-коммуникативных средств, современные школьники в любом возрасте нуждаются в творческом развитии и самовыражении. Таким образом любая художественная практика, в том числе и базово необходимая ритмика, способствует самовыражению, самопознанию, и получению комплекса навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и, в конечном счете, достижению духовного и физического совершенства ребёнка.

Освоение музыкально-двигательных упражнений помогает ребенку научиться слышать, вслушиваться и запоминать мелодию и естественно заканчивать движения одновременно с окончанием музыкального сопровождения. Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают её логическое заключение, но не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, улучшение которой, в том числе, является одной из целей занятий ритмикой. Творческий педагогический подход в преподавании ритмики проявляется также в использовании элементов импровизации, позволяющей учащимся двигаться свободно, то есть так, как подсказывает им музыка.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все виды художественной деятельности имеют глубокое влияние на растущую личность. Особенность музыкально-ритмической деятельности заключается в том, что, во-первых, музыка имеет сильное эмоциональное воздействие, особенно на организм детей и подростков в нестабильный период, когда эмоции часто являются главным регулятором поведения. В этом случае занятия музыкой могут стать не только средством развития музыкальных способностей (восприятия, памяти, слуха, чувства ритма), но и средством воспитания эмоций и художественной культуры [4] . Вторая особенность заключается в том, что ритмика – это синтетический по своей природе вид деятельности, который объединяет несколько видов искусств (музыку, драматизацию, пантомиму, пластику, танец) в единое художественное целое. Кроме того, занятия ритмикой основываются на привычной и увлекательной для детей игровой, творческой деятельности, поэтому очевидным является тот факт, что включение занятий ритмикой в учебный процесс помогает учащимся не только физически и эстетически развиваться, но и сглаживать интеллектуальное и психическое утомление и поднимать настроение.

Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа здесь – это музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Ритмика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.

ритмика это

Целью рассматриваемой музыкальной деятельности является обучение ребят восприятию музыки, передаче с помощью движений ее содержания, закрепление и усовершенствование двигательных навыков, а также развитие чувства ритма, улучшение координации, ориентировки в пространстве и общей двигательной подготовленности занимающихся.

Влияние занятий ритмикой

После занятий ритмикой у детей любого возраста повышается двигательная активность, улучшается осанка. Происходит положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему ребенка. Также упражнения способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, силы, выносливости, подвижности в суставах и физической работоспособности.

Нужно отдать должное швейцарскому педагогу и композитору Эмилю-Жаку Далькрозу, который первый занялся просмотром и анализом данной области музыкальной теории, особо выделив ритмику как метод музыкального воспитания.

Виды ритмики всегда взаимосвязаны с той областью движений, откуда они были взяты. К источникам движений в музыкальном воспитании относят, как правило, танец и сюжетно-образные движения.

ритмика для детей

Ритмика для детей

Основная задача занятий состоит в развитии у ребенка способности выражать эмоциональное восприятие музыки с помощью движений в танце, а также благодаря мимике и жестам. Занятия ритмикой – это комплекс упражнений, состоящий из простых и легких танцевальных движений. Динамичные танцевальные упражнения, занятия ритмикой под музыку подходят детям любых возрастов и оказывают благотворное влияние на детское здоровье.

В ритмике применяются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки. Стоит уделить внимание общеразвивающим движениям – с предметами и без них. Также довольно популярны строевые упражнения, например передвижение, построение и перестроение.

занятия ритмикой

Данная музыкальная деятельность сопровождается простыми элементами, взятыми из народных танцев, хороводов, бальных танцев, образующих, в свою очередь, основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения могут представлять собой различную имитацию повадок животных и птиц, передвижения какого-либо вида транспорта, а также разнообразных действий, которые свойственны людям различных профессий.

Ритмика для самых маленьких

Ритмика для детей от года представляет собой сочетание игр, танцев и игры на музыкальных инструментах. Для ребят постарше к перечисленному комплексу упражнений добавляются танцевальные композиции, движения под зажигательные ритмы и современные песни, музыкальные игры для развития внимания, творчества и памяти малыша.

Задачи занятий ритмикой

К основным задачам, стоящим перед рассматриваемой музыкальной деятельностью, относятся следующие:

- обучение ребят отражать в движениях различные музыкальные образы;

- развитие у малышей музыкальных способностей;

- обучить взаимному согласованию движений и характера музыки;

- учить разбираться в музыкальных жанрах и видах ритмики;

- научить ребят различать простые музыкальные понятия;

- сформировать у малышей красивую осанку и обучить пластичным движениям;

- научить оценивать собственные движения во время занятий и движения рядом стоящих ребят;

- развить у ребенка творческие способности;

- привить такие качества, как внимание, воля, дисциплинированность, коммуникабельность;

- улучшить память и мышление.

логопедическая ритмика

Программа по ритмике

Программа представляет собой занятия, которые проходят обычно в игровой форме, сочетая в себе разнообразные важные элементы для развития детей. Ритмика – это занятия, включающие в себя элементы ритмопластики, легкого стретчинга, правильного дыхания, психогимнастики, парных и индивидуальных элементов, сюжетных танцев и различных игр.

Отдельное внимание на занятиях ритмикой для детей посвящается таким навыкам: владению телом, правильной осанке, уверенной и легкой походке, развитию координации движений, музыкальности ребенка, выразительному исполнению, гибкости, а также умению выступать перед публикой. Из огромного спектра упражнений для занятий выбор падает на такие, которые обеспечат достойный эффект, смогут развить координацию и придадут ловкости движениям. Как правило – это набор танцевальных па, игры с музыкальным сопровождением, разнообразные сценки, а также выполнение движений под разнообразные инструменты.

логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика

Данная ритмика построена на дидактических и специфических принципах. Эти принципы взаимосвязаны между собой и отображают единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей, у которых имеются некие речевые расстройства.

Так, принцип систематичности всегда обуславливает последовательность в изложении информации общего курса логопедической ритмики, что соотносит теоретические положения с практическими разработками.

Данный принцип обязателен как для логопедического, так и для логоритмического набора мероприятий, которые используются во время занятий с ребятами, страдающими речевыми патологиями.

ритмика детей года

В чем заключается польза занятий логопедической ритмикой?

При регулярных и планомерных занятиях с такими ребятами происходит их развитие, воспитание, а также формирование необходимых функций при речевых расстройствах. Каждодневные логоритмические упражнения в установленное время приучают ребят к соблюдению оздоровительного режима. В комплекс упражнений входит: утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных звуков и небольших песен, упражнения на сочетание ритма движений и речи. Благодаря выполнению перечисленных упражнений в организме ребенка появляется положительная тенденция, влияющая на различные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, сенсорную, речедвигательную).

Польза от занятий ритмикой

Кроме того, что упражнения веселят малыша и приносят ему радость, также есть большое количество положительных моментов, ознакомившись с которыми, большинство родителей убедятся, что данные занятия необходимо включить в общеобразовательную систему. К основным из них можно отнести следующие:

- уроки ритмики помогут воспитать у малыша музыкальный вкус, а также привить любовь к музыке;

- малышу прививают знания об элементарных танцевальных движениях;

- значительно улучшаются его физическая форма и координация движений;

- с помощью занятий по ритмике у ребят развивается творческая активность;

- дети обучаются выражать свои чувства и эмоции, контролируя свое душевное состояние и спокойно реагируя на различные ситуации;

- посещая уроки ритмики, стеснительные малыши чувствуют себя более раскрепощенными;

- для активных ребят это чудесная эмоциональная и физическая разрядка.

программа по ритмике

Заниматься ритмикой можно с легкостью и в домашних условиях. Единственное, нужно обзавестись музыкальными записями и заниматься упражнениями по паре часов в неделю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЧТО ТАКОЕ РИТМИКА И В ЧЕМ ЕЕ ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ?

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений

ЧТО ТАКОЕ РИТМИКА И В ЧЕМ ЕЕ ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ?


Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РИТМИКА?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз. Какую же пользу несет ритмика детям?

- Развивает музыкальные способности.

- Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.

- Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.

- Способствует развитию творческого воображения.

- Формирует навык самовыражения с помощью движений.

- Развивает эстетические чувства, вкус.

- Повышает познавательную активность ребенка.

- Помогает дать выход отрицательной энергии.

- Снимает излишнее нервное напряжение.

- Способствует развитию инициативы.

- Улучшает координацию движений.

- Помогает дошкольнику развиваться физически.

- Формирует уверенность в себе.

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление. Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.

При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ЗАНИМАТЬСЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ?

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д. Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу. На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

ОСОБЕННОСТИ ТАНЦА В РИТМИКЕ

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости. Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений. Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца. Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании. Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств. Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.

ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике. Кроме того, такие программы решают и другие задачи: прививают детям основы музыкальной культуры; помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память; учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы. На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать: основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш); основные виды ритмики (игра, упражнение, танец); простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков). Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку. Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

ТАНЦЫ (ПЛЯСКИ, ХОРОВОДЫ)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок: с фиксированными движениями; комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений; свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску; плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений; характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы); бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:

  • Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);
  • Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);
  • Игры (сюжетные и несюжетные);
  • Драматизации.

Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.

Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.

О пользе ритмики для детей

Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?

  1. Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
  2. Эстетическое развитие;
  3. Развитие творческих способностей и артистизма;
  4. Снятие эмоционального напряжения;
  5. Развитие коммуникативных способностей;
  6. Развитие навыков самоконтроля;
  7. Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
  8. Улучшение координации движений;
  9. Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
  10. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:

В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.

Выводы

Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.

Читайте также: