Сообщение на тему ритм в литературе

Обновлено: 16.05.2024

Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982. С. 5-39.

Несколько лет тому назад я обратился к ряду писателей-прозаиков и переводчиков со следующими вопросами:

2. Важна ли для Вас проблема ритмического строения собственных прозаических произведений? Осознается ли ритм прозы в процессе творческой деятельности, и если осознается, то на каких этапах творческого процесса?

Зато поэт владеет такой взрывчаткой, какой не выдержит никакая проза. Зато у поэта нет такой громоздкой аппаратуры, как у прозаика. С первого же приступа к работе поэт стремится сжать и сгустить свое слово до последнего мыслимого предела. За этой сжатостью подразумеваются сознательно опущенные ряды значений, обертоны и оттенки, синонимы и омонимы.

Наконец, самое главное. Среди общих закономерностей, обступающих поэта, существует одна, которая и решает дело, - ритм , как предпосылка и первооснова мышления и поэтического познания мира. Ритм и противополагает поэзию прозе, равно как противостоят друг другу поэтическое и прозаическое мышление и познание мира.

В свете этих предпосылок можно обратиться и к роли ритма в прозе. Очевидно, речь идет о прозе русской. Оговорка необходимая, ибо каждый язык в этом отношении своеобразен, и соответственно и ритм у каждого свой. В русском языке речь может и должна идти о ритме тоническом, то есть о чередовании слогов ударных и неударных. Ведь даже в раскованном стихе Маяковского, рядом с ним, непременно ощущается тоника, пускай и нарушаемая. В ином случае ритм неуловим для русского стиха.

Сложно обстоит дело с ритмом в синтаксическом строе прозы. Особенно если речь идет о долгих периодах. Случается, что такой период приобретает ритмический характер, особенно если отдельные звенья его коды примерно равновелики.

С другой стороны, нарочито короткие, рубленые фразы в прозе Гюго тоже иной раз построены ритмически. Но это ощутимо больше в подлиннике, ибо у французов стихосложение силлабическое, то есть по счету слогов, и только.

Нельзя путать интонацию и ритм. Речь автора и его персонажей отличается интонационно, а не ритмически.

Очень поучителен пример Пушкина в его прозе. Как тщательно отгораживал он свою сжатую, строгую, суховатую и твердую прозу от всех признаков поэтизма, в том числе и от ритма. Для поэта это естественно и неизбежно: переходя к прозе, но как бы меняет коня. Он ищет и находит другой способ передвижения в пространстве и времени…

И тщательно разгораживаю ритм поэта от ритма прозаика, как явления абсолютно не совпадающие. На этом продолжаю настаивать.

Короче говоря, по моему глубокому убеждению, о ритме худо­жественной прозы нельзя говорить как об исключительно надречевом или — тем более — внеречевом явлении.

Так! Раз и навсегда: язык печали

И вдохновения – язык тех дум

Таинственных, которых полон ум, -

Мне кажется, от посторонней силы

Заемлет на мгновенье мощь и крыла,

Чтобы постичь и высказать предмет,

Для коего названья в прозе нет, -

Язык тех дум не есть язык газет.

Все это не просто случайные расхождения: в них отражаются разные творческие позиции, разные стадии литературного развития. И при всем богатстве оттенков и вариаций в оценочных суждениях отношения между стихом и художественной прозой в современном литературном мире воспринимаются, как правило, не как контраст между искусством и неискусством, но лишь как внутреннее противостояние двух типов искусства слова.

Новые подтверждения актуальности данной проблемы, разнообразные свидетельства эстетической значимости и творческой необходимости ритма принесла та анкета, о которой говорилось в самом начале.

В ряде современных лингвистических исследований всесторонне обоснованы функции синтагмы как первич­ной семантико-синтаксической и ритмико-интонационной единицы речи, а также основные критерии и правила синтагматического членения предложений. Это дало возможность сравнить данные о слоговом объеме син­тагм, с одной стороны, в ряде произведений художест­венной прозы, а с другой — в научных и научно-публи­цистических текстах.

В распределении зачинов и окончаний отличия художественной прозы от других речевых разновидностей выступают еще более отчетливо. В ней мы прежде всего сталкиваемся с совершенно не характерным для других типов речи противопоставлением межфразовых и внутрифразовых зачинов и окончаний. Они взаимно отличаются друг от друга, и в каждом обнаруживается рас­хождение как со средними для данного произведения показателями, так и с теоретической вероятностью. Раз­личие это выявляется или в значительно более интенсив­ном выделении определенных ритмических форм, преоб­ладающих и на внутренних разделах, или даже в изме­нении не только количества, но и качества основного, чаще других встречающегося типа зачинов и окончаний по сравнению с внутрифразовыми показателями. Во всяком случае, в каждом литературно-художественном тексте выделяется преобладающий тип межфразовых зачинов и окончаний, охватывающий больше половины общего количества. Он выступает, по-видимому, в качестве своеобразной ритмической доминанты и вместе с тем составляет ту основу, на которой приобретает определенность и становится ощутимо выразительным господствующее и здесь разнообразие.

Выявившиеся отличия художественной прозы от дру­гих речевых разновидностей подтверждают целесообразность существования специального термина колон – для обозначения первичной ритмической единицы прозаических художественных текстов (термина, имеющего многовековую традицию, идущую еще от античной поэтики). Но важно подчеркнуть в связи с этим, что терминологический переход от синтагмы к колону – это для нас переход от рода к виду: если синтагма первичная ритмическая единица речи вообще, любого вида словесно-речевой деятельности, то колон – это ритмическое единство именно художественной прозы, колон – это синтагма художественной прозы. Ритмическая оформленность колонов определяется, во-первых, относительной устойчивостью, плотностью и симметричностью колебаний их слогового объема около средней и наиболее часто встречающейся величины и, во-вторых, определенной структурой зачинов и окончаний. Представляя ритмическую единицу художественной речи вообще как трехчлен, состоящий из зачина (в стихе – анакруза), основы (от первого до последнего сильного слога) и окончания (в стихе – клаузула), можно утверждать, что для художественной прозы характерна преимущественная урегулированность зачинов и – особенно – окончаний при большей емкости и вариативности основы ритмического ряда.

Кроме названных известную ритмообразующую роль могут играть также следующие акцентно-силлабические признаки: количество удалений в колонах, расположе­ние безударных интервалов и словоразделов. Их повто­ряемость и урегулированность служат прежде всего для выделения отдельных фрагментов прозаического повест­вования, тогда как средние данные по разным произве­дениям в целом не обнаруживают в этих показателях сколько-нибудь заметных отличий.

Последовательное противопоставление внутрифразовых и межфразовых зачинов и окончаний является важным материальным средством ритмического оформления следующей, высшей единицы художественной речи — фразы, которая в отличие от синтагмы, всегда пунктуационно отмечается точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Между колоном и фразой выделяется, как уже говорилось, промежуточная ритмическая ступень – фразовый компонент, которому синтаксически соответствует предикативная единица, простое предложение в составе сложного.

— Вот вы говорите, || что че­ловек | не может сам по себе понять, || что хорошо, || что дур­но, || что все дело в среде, || что среда заедает.


Так заговорил | всеми ува­жаемый Иван Васильевич | по­сле разговора, | шедшего меж­ду ними, | о том, || что для лич­ного совершенствования | необ­ходимо прежде всего изменить условия, || среди которых жи­вут люди.

Разница в слоговом объеме, распределении ударных и безударных окончаний сочетается здесь с изменениями ритмико-синтаксического строения: в первой фразе не только больше малых колонов, ударных окончаний, лексико-синтаксических повторов и параллельных ритмико-синтаксических конструкций, но и колоны в ней гораздо более синтаксически самостоятельны, они в большинстве своем (5 из 7) одновременно и фразовые компоненты, простые предложения в составе сложного, тогда как во второй фразе простые предложения (кроме последнего) в свою очередь состоят из нескольких колонов.

Вообще объединяющее взаимодействие всех ритмических определителей художественной прозы может быть выяснено лишь с учетом синтаксической структуры , связей и взаимоотношений колонов во фразовых компонентах и фразах, а фраз в сверхфразовых конструкциях, и прежде всего в абзацах — более сложных ритмико-синтаксических единствах прозаического по­вествования. Особенно важными в системе ритмико-синтаксических связей являются противопоставления простых и сложных, союзных и бессоюзных, параллельных и непараллельных, симметричных и асимметричных синтаксических конструкций. Вообще в каждой единице прозаического ритма непременно взаимодействуют и переплетаются фонетико-ритмические (акцентные, силлабические) и ритмико-синтаксические характеристики, а разные произведения могут быть типологически противопоставлены друг другу в зависимости от характера и взаимодействия доминирующих в них акцентно-силлабических и синтаксических тенденций и признаков речевого строя.


Дует порывами мощный ве­тер из Хивы, бьется в черные горы Дагестана, отраженный, падает на холодную воду Каспия, развел у берега острую, короткую волну.
Тысячи белых холмов высоко вздулись на море, кружатся, пляшут, точно расплавленное стекло буйно кипит в огромном котле, рыбаки называют эту игру моря и ветра — толчея.

В основе стихотворного ритма (размера) лежит поэтическая стопа. Она бывает двух видов – состоящая из двух слогов или из трёх, с определённым обязательным местом ударения в них. В зависимости от места ударения в стопе выделяют:

I. Двухсложные ритмы (размеры):

1). Xорей: _|_ ___ – ударный / безударный.

БУрЯ мглОЮ нЕбО крОЕт,

ВИхрИ снЕжнЫЕ крУтЯ…

(А.С. Пушкин. Зимний вечер), 4/3-стопный хорей.

Хорей лежит в основе стихотворений М. Лермонтова “Из Гёте: Горные вершины…”; С. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы…”.

2). Ямб: ___ _|_ – безударный / ударный.

РОнЯЕт лЕс бАгрЯнЫй свОй УбОр,

СрЕбрИт мОрОз УвЯнУвшЕЕ пОлЕ…

(А.С. Пушкин. 19 октября, 1825 г.), 5/4-стопный ямб

Ямбом написаны стихотворения А. Пушкина “Мороз и солнце; день чудесный”, “Няне”, поэма “Руслан и Людмила”, роман “Евгений Онегин”.

II. Трёхсложные ритмы (размеры):

1). Дактиль: _|_ ___ ___ – ударный / безударный / безударный.

ТУчкИ нЕбЕснЫЕ, вЕчнЫЕ стрАннИкИ!

СтЕпьЮ лАзУрнОЮ, цЕпьЮ жЕмчУжнОЮ…

(М.Ю. Лермонтов. Тучи), 4-стопный дактиль.

Дактилем написаны стихотворения М. Лермонтова “Пленный рыцарь”, “Молитва”, “Небо и звёзды”; А. Пушкина “Царскосельская статуя”.

2). Амфибрахий: ___ _|_ ___ – безударный / ударный / безударный.

НА сЕвЕрЕ дИкОм стОИт ОдИнОкО

НА гОлОй вЕршИнЕ сОснА…

(М.Ю. Лермонтов. На севере диком стоит одиноко…), 4/3-стопный амфибрахий

Амфибрахием написаны стихотворения А. Пушкина “Узник”, “Песнь о вещем Олеге”, “Кавказ”, “Туча”; М. Лермонтова “Листок”, “Три пальмы”.

3). Анапест: ___ ___ _|_ – безударный / безударный / ударный.

НА грИвАстЫх кОнЯх нА кОсмАтЫх,

НА злАтЫх стрЕмЕнАх нА рАзлАтых

ЕдУт брАтьЯ, мЕньшОй И стАршОй…

(И.Бунин. Святогор и Илья), 3-стопный анапест

Анапестом писал Н. Гумилёв (“Мечты”, “Выбор”, “В небесах”), М. Лермонтов (“Соседка”).


Размер и ритм в стихотворении - это два критерия, связанные неразрывно. Читатель воспринимает их как чарующее, неотделимое от поэзии ощущение гармонии, смысла и стиля.

Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы. Качественная классическая поэзия всегда характеризуется правильно выстроенным ритмом. Без него даже идеально рифмованные строки звучат коряво.

Влияние гармонии на восприятие произведения

Что такое ритм в стихотворении? Это звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах - это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.

Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил. Есть еще такая разновидность, как античный стих. Этот способ стихосложения ввел в поэзию Асклепиад Самосский более чем за триста лет до нашей эры. В простом (коротком) античном стихе используют дактиль, спондей и трохей. Сейчас эти строфы мало употребляются, так как больше популярны свободные верлибры. Но знаменитый стих Горация "Памятник" написан именно античным стихом с уникальной ритмикой.

Девушка за сочинением

Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.

Мы рассмотрим, как образуется ритм, какие его уровни различают в литературоведении. Также приведем некоторые примеры поэтических произведений.

Определение ритма в стихотворении

Но начнем с самого начала, то есть с определения. Ритм - это гармоничное чередование звуковых элементов в фразах. Что это за понятие в стихосложении? Звуковые фразы не предложения, это все те буквенные элементы, которые проговариваются от одной паузы до другой. Фразы объединяются в строфы; а строфы - в стопы.

Как определить ритм стихотворения? Для этого выписывается вспомогательная схема с ударными и безударными слогами, между которыми ставятся разделители. Благодаря ритму мы отделяем двусложный ямб от хорея. И даже когда некоторые безударные слоги пропущены, все-равно можно четко определить размер. Определение ритма в стихотворении дает понимание законов гармонии в искусстве поэзии.

изучение ритма и стиля

Можно годами изучать литературу и ее теорию, но так и не понять внутреннюю красоту гармоничных строф. Что такое ритм в стихотворении? Это своеобразная музыка в слоге. То явление, которое в музыке называется тактом, в поэзии именуется метром. Владение метром и определяет профессионального художника слова.

Разнообразие чередований звуковых элементов

Как ритм помогает восприятию стихотворения? Чередование звуков в строфах может быть изменчивым, чтобы ощущалось благозвучие. Ведь постоянное однотонное звучание действует на человека угнетающе.

Чтобы стих был приятным для слуха, ритм должен подчиняться законам гармонии. Стихотворения, чтобы они отличались от армейского марша, должны дополняться диссонансами или ассонансами.

Размеры и ритмы в одном куплете могут быть разными. Все зависит от замысла автора, жанра и выбранного способа рифмовки. Например, авангардный стих будет иметь свое звучание, соответствующее теме образного повествования. А одическая строфа имеет свой особенный ритм, так как строф здесь 6, а мужская и женская рифма чередуются особым образом.

В больших произведениях, особенно в детских сказках, сочиненных в стихах, допускаются вольно рифмованные строки. Это дает больше свободы автору в формировании сюжета. Но основное правило вольной рифмовки - это благозвучие.

ритм в стихах и музыке

Слова должны сочетаться на звук, а не визуально. В сложных строфах нужно подбирать рифму на слух. Как дирижер определяет по звуку качество исполнения фуги, так и поэт подбирает слова для поэмы так, чтобы они поддерживали ритм, а не сбивали его.

Образ маятника

Что такое ритм в стихотворении своими словами? Наиболее подходящий образ, на основании которого удобно представить его сущность - это маятник, размеренно разделяющий время на определенные отрезки.

Определение ритма. Уровни

Образующие элементы ритма - это размер, рифма и наличие упорядоченной структуры. Все они очень важны для составления легко читающегося стихотворения.

Какие различают уровни ритма? Классификация по уровням нужна для тех, кто посвятил жизнь изучению и развитию литературы. Но также эти знания будут интересны тем, кто только начинает интересоваться этой областью гуманитарных знаний.

Первый уровень - это, как уже говорилось, простейшие слоги. Второй - тропы, третий - поэтические строки, четвертый уровень - это строфы. На первый взгляд это кажется сложным. Но разобравшись, все становится на свои места.

Сложные строфы и ритмика

Попробуем по-другому объяснить, что такое ритм в стихотворении, своими словами. Для среднестатистического читателя и для учеников средней школы вовсе не обязательно знать ритмические рисунки. Также не требуется определять размер каждого прочитанного стиха. Скажем просто, что ритм - это чередование ударных и безударных слогов. В некоторых произведениях авторы ставят их несколько необычно. Например, встречается 2 ударных слога подряд или 2 безударных. Это несколько сбивает ритм, но тоже является допустимым приемом в литературе.

Сложные размеры, где учитывается масса нюансов, - это особый уровень гармонии звучания. Если ритм в них будет не выдержан, то все старания напрасны. Новые виды строф нужно осваивать постепенно.

Ритм и рифма

Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.

Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае - под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.

Ритм и рифма в поэзии

Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.

Какие бывают ритмы

Литература имеет свою историю и сложившиеся традиции, но она все время развивается и впитывает новые тенденции. Поэтому ритмика не ограничена какими-то нормами. Свой стиль вырабатывается поэтом на протяжении творческой жизни.

Библиотека поэта

Для наглядности, чтобы определить ритм, приведем несколько стихотворений в различных размерах:

Утро ту/манное, /утро се/дое,

Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

Это дактиль четырехстопный. Благодаря разметке можно определить его ритм. Трехсложные размеры характеризуются двумя безударными слогами и одним ударным. Дактиль, амфибрахий и анапест - три размера, которые обретают благозвучность в большинстве 4- и 5-стопных стихах силлабо-тонической структуры.

пример стихотворения

Это стихотворение А. Блока, написанное анапестом. При анализе строф явно видны закономерности ударения, образующие ритм.

Есть в русском языке и чисто тонические стихотворения, в которых поэт упорядочивает только ударные слоги, а безударные употребляются несогласованно. Такой стиль написания использовал достаточно часто В. Маяковский.

На́ш бо́г бе́г,

Се́рдце — на́ш бараба́н

Ритм в таком стихотворении очень своеобразен. Конечно, В. Маяковский мог так самовыражаться. Но начинающий поэт обязан сначала освоить силлабо-тоническую систему.

Ассонанс и диссонанс в поэзии, как способ создания ритма

Поясним эти основные понятия. Ассонанс - это такой троп, при котором употребляются одинаковые гласные в стихе. Этот прием усиливает эмоциональность сказанного автором. Строки с такими часто повторяющимися звуками легко читаются и быстро учатся.

Очень часто ассонанс можно встретить в стихах С. Маршака, есть эти тропы и у М. Лермонтова. Этот троп схож с аллитерацией, но при ее использовании таких повторных звукосочетаний на порядок больше.

Что такое диссонанс? Этот троп характеризуется тем, что в последних слогах строк здесь совпадают именно согласные звуки, а ударные гласные совершенно разные. Это придает своеобразную изюминку стихам. Автор выигрывает на интересе, который испытывает читатель, пытающийся понять, почему стих звучит гармоничный, хотя стандартной рифмы на слух не слышно.

И аллитерация, и диссонанс, и ассонанс делают ритм интереснее, вносят разнообразие в общую картину, созданную художником слова. Но употребление этих тропов требует хорошей теоретической подкованности и опыта в поэзии.

Вывод

Разбор стихотворений по стопам и определение размера - это программа школы. Все, кто любил уроки литературы, знает немного о стиле и рифме, помнит, что такое ритм в стихотворении; 4 класс знает уже, что есть перекрестная и кольцевая форма рифмовки. А старшие школьники изучают уже размеры.

Но начинающие поэты должны уже интересоваться более сложными вопросами теории поэзии. Ритм, размер и рифма, как видим, - взаимосвязанные понятия. Поэт должен иметь не только значительный лексический запас, но и знания законов ритма.

Ритм (греч. - "соразмерность", "стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения.
В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин ритм употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
Все системы стихосложения едины в одном, главном: ритм образуется с помощью членения на соотносимые отрезки - стихи (строки).
Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, "лесенкой". Поэтому стихотворный ритм существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк.

Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) - безударная гласная; ( | ) - ударная гласная.
Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает. Стихи без ритма - это уже проза. Ритм - закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Например, стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные явления (стук, удар), во-вторых, - соизмеримость, однородность этих единиц (все удары звучат одинаково), в-третьих, - повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых, - упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, - чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Ритм, в широком смысле, присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.). Ритмичность является свойством любого живого организма. "Система, насквозь пронизанная ритмами", - так образно назвал человека один из ведущих российских биоритмологов Б.С. Алякринский.

Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти по-вторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала - сильной паузы - и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как "уж", "бы", "так" и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка "так уж и мне хотелось бы побыть"- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.

А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.

В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог ( /) , а слабый (-) , то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения:

Каждая строчка устроена одинаково.
В каждой семь слогов; сильные 1-й, 3-й, 5-й и 7-й. То есть идёт чередование: сильный - слабый, сильный - слабый. А теперь посмотрим, как здесь стоят ударения в словах. Легко заметить, что они как бы "тянутся" к сильным слогам: большинство сильных слогов - под ударением, большинство слабых - безударные. Это естественно: ведь "с нажимом" мы обычно произносим именно ударные слоги.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА

1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха.
Ритмический слух может развить в себе каждый человек, но для этого нужно усиленно тренироваться - читать стихи хороших поэтов (желательно вслух), запо-минать их, декламировать на память в любой аудитории. К нарушению ритма ведёт скопление в стихотворении большого количества рядом стоящих согласных букв или шипящих звуков.

2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.

3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).

5.Если начинающий автор пытается рифмовать слова с "женской" и "мужской" рифмой (напомню, что женская рифма - это рифма с ударением на предпоследний слог, мужская - на последний).

6. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного - двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как "тот", "тут", "значит", "сё", "уж" и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку.

Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.

Помните: первые две строки любого стихотворения являются камертоном для любого стихотворения. Как прозвучали эти строки, так должны звучать и любые первые две строки всех куплетов. Чтобы не сбиться с ритма можно пробовать петь про себя все строки стихотворения. Допустим, за основу вы взяли ритм стихотворения Пушкина "Буря мглою. " Про себя вы поёте:
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та -та,
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та-та
Точно также можно пропеть и любой другой вид ритма. Мелодия, которую вы поёте, можно назвать внутренним ритмом стиха. Очень важно, чтобы она жила в вас непроизвольно.

И ещё: Если в первой строке стихотворения у вас 8 слогов, во 2-ой - , то 9 это повторение должно следовать до конца всего стихотворения. Наглядно это можно представить себе так:

1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9

Второй куплет 8
9
8
9

То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)

Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.

Читайте также: