Сообщение на тему рекомендации для успешного публичного выступления меня

Обновлено: 04.07.2024

Любое публичное выступление – как свидание. У хорошего свидания всегда есть продолжение: либо встреча перерастает в отношения, либо оставляет приятное послевкусие. Плохое свидание – это когда ты срываешься с места раньше времени и пытаешься забыть его, как страшный сон. С выступлением та же история.

Успешное выступление – это встреча спикера, человека говорящего, с аудиторией. Встреча, на которой он смог донести главную мысль так, чтобы ее восприняли максимально корректно, чтобы она в полной мере дошла до слушателя, чтобы его правильно поняли. И чтобы мероприятие закончилось, а послевкусие от человека осталось.

Успех, безусловно, зависит от подготовки, от понимания для чего тебе это надо, кто твоя аудитория. Даже если вы выступаете с одной и той же темой 20 лет, вы каждый раз делаете это перед разной аудиторией.

Оцените аудиторию по двум параметрам. Информированность – насколько они погружены в проект и осведомлены о нем. Мотивация – насколько они хотят углубляться, нужно ли им это.

Разместите их по осям системы координат: Х – информированность, Y – мотивация. У каждого показателя есть два полюса: плюс и минус. Получится 4 квадранта. Важно понять, какой аудитории будет больше и чем вы будете цеплять тот или иной квадрант.

Например, информированность+, мотивированность+ – это ваши коллеги, которые эксперты в теме и при этом у них высокий уровень мотивации, они хотят узнать больше. И это идеальная аудитория, поэтому их можно привлекать к активности, им нужно передавать слово, они будут поддерживать вас и работать на то, чтобы выступление сложилось. Они будут вашей группой поддержки в некотором смысле.

Обратная противоположность – это не информированная и не мотивированная аудитория. Они могли случайно оказаться в зале и теперь будут мешать, разлагать обстановку, отвлекать вас и других участников, портить общий фон, общую динамику. Если нет возможности от них избавиться, нужно вовлекать. К ним стоит обращаться, втягивать в практику. Например, давать роли: следить за временем, фиксировать нарушения или отступления от правил.

Если вы этого не сделаете, то рискуете попасть в ловушку слишком сложной подачи. Вы любите свой предмет и хотите, чтобы люди видели его таким же. Но так не бывает. Нужно рассказывать понятно.

Понятно не значит примитивно. Понятно – это максимально приближенно. Если вы можете рассказать об устройстве вселенной на примере корзины с фруктами, это идеально, потому что нас всегда слушают люди с разным уровнем подготовки. И важно говорить на языке своей аудитории.

Есть волшебная вещь – закон края. Мы лучше запоминаем мысли, идеи, слова, расположенные в самом начале и в самом конце выступления и речи. В начале вы свежи для аудитории, она настроена, у нее есть энергия, она готова слушать. В финале слушатели уже подустали, но собираются с силами для осмысленного завершения. И здесь тоже есть возможность вторгнуться в их ментальное пространство и оставить свой след.

Старый добрый закон Миллера гласит, что кратковременная память может удерживать синхронно 7±2 объектов, будь то цифры, знаки, фото, фамилии, слова, концепты. По последним данным, человеку сложно удерживать 79579, комфортнее – 357. Мы идем по нисходящей, потому что информации слишком много. Позаботьтесь о том, чтобы слушатель спокойно ориентировался в информации, и она его не перегружала.

Добавьте в выступление информацию по теме денег, любви, жизни и смерти, экстремальных или экстраординарных событий, чего-то удивительного или милого, угрожающего или вызывающего эмоции. Людям всегда интересно, кто сколько заработал, сколько денег было вложено и сколько можно было бы купить на эту же сумму телефонов или машин. Людей всегда цепляет что-то душевное, человеческое: истории про детей и родителей, конфликты. Людей увлекают истории провалов.

Сегодня мало быть просто профи – информацию можно найти в Гугл. Но там нет одного – вас! Если вы дадите людям эмоции, если они благодаря вам удивляются, восхищаются, если почувствуют себя таким как вы или чем-то лучше вас – считайте, что контакт случился, и они уже на вашей стороне.

Будьте ближе и проще. Конечно, не стоит опускаться до полоскания собственного белья, но можно рассказывать о себе, о своих слабостях, о провалах. Не нужно делать из себя идеальную картинку. В Штатах есть популярный жанр FuckUp Nights, когда на сцену выходит спикер и рассказывает свою историю серьёзного провала и как он из него выбирался.

Тем эти истории и ценны: вы рассказываете о себе в контексте некого преодоления и демонстрируете, что у вас есть для этого знания и инструменты. То есть вы надежны, вам можно доверять.

Результатом будет и уверенность в себе, и рост в карьере. Человек может запустить свои консультации, будучи в найме. Или уйти из найма в онлайн. Вы можете выступать на конференциях, где вас заметят и предложат работу. Участницу одного из моих проектов увидели на форуме по маркетингу и предложили ей написать книгу. Никто не мог подумать, что в числе сотен зрителей будут ребята из издательства. Сейчас книга на стадии проработки.

Результат тренировки – накачанные мышцы. Результат публичного выступления и вообще работы с речью – контакт с аудиторией и ее ангажирование, привлечение на свою сторону. Благодаря тому, что мы доносим свои мысли корректно, правильно, понятно, не расплескав.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

студентка Ш-41 группы

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с публичным выступлением. По мере того как мы развиваемся в этом направлении, начинаем задумываться об успешности публичных выступлений. Мы стремимся к тому, чтобы наше публичное выступление произвело впечатление на аудиторию, цель была достигнута и главная мысль была донесена до каждого слушателя. Именно такие критерии мы выдвигаем успешному выступлению.

В чем же заключается успешность публичного выступления? Может быть, в яркой презентации с невероятно профессиональными анимациями, графиками, диаграммами, клипартами? Или может в образе элегантно - модно одетого выступающего, что, конечно, не может не произвести впечатления на аудиторию. Что же движет успехом выступлений?

Попробуем с этим разобраться. Для начала сформулируем определение. Успешное выступление – симбиоз риторики, техник актёрского мастерства (подача) и психологических приёмов.

Залог успешного выступления – доверие аудитории к выступающему. Если аудитория доверяет оратору, то воспринимает его слова не поверхностно, а пропуская через себя; она открыта и готова к изменениям, которых добивается оратор, благосклонна к нему и щедра на аплодисменты и позитивные эмоции.

Вот некоторые рекомендации для публичного выступления:

Не откладывайте ответы на вопросы аудитории. Если вопрос возник в середине вашей презентации, это замечательно: значит, кто-то вас слушает. Используйте эту возможность. Если вы ответили на заданный вопрос в предыдущем слайде, вернитесь назад. Лучшая презентация воспринимается как обсуждение, так что никогда не упускайте возможности взаимодействия с аудиторией.

Задавайте вопросы, на которые не знаете ответа. Когда вы задаёте вопросы, чтобы вовлечь людей в обсуждение, это может ощущаться как принуждение. Вместо этого задайте вопрос, на который аудитория не знает ответа, а потом скажите, что и сами его не знаете. Тот факт, что вы не знаете, но хотите узнать ответ, не только делает вас более простым и человечным в глазах публики, но и заставляет людей более внимательно слушать то, что вы рассказываете.

Установите запасную цель. Давайте представим, что вы выступаете перед людьми в рамках благотворительной программы и понимаете, что ваше выступление не имеет успеха. В такой ситуации люди, как правило, либо начинают слишком сильно стараться, чтобы выступление всё же понравилось, либо просто сдаются.Если вашей целью было наладить контакт с аудиторией и вы понимаете, что сделать это не удалось, попробуйте сменить цель. Если вы не достигли своей изначальной цели, подумайте, что ещё вы можете получить от выступления. Запасная цель поможет вам остаться позитивным и сосредоточенным до конца выступления.

Поделитесь эмоциональной историей. Многие ораторы рассказывают истории из жизни, но не всегда это приносит очевидную пользу. Если история своего промаха рассказана только для того, чтобы показать, как далеко продвинулся рассказчик, это не вызовет отклика у аудитории.Другое дело — рассказать историю, которая заставит вас проявить эмоции. Если вам было грустно, покажите это. Если вы кричали, расскажите историю на повышенных тонах. Если вы чувствовали раскаяние, дайте ему пробиться наружу.Когда вы проявляете неподдельные эмоции, возникает немедленный и продолжительный контакт с аудиторией. Эмоции делают ваше выступление проникновенным, впечатляющим и запоминающимся.

Сделайте паузу на 10 секунд. Остановитесь на 2 секунды — и аудитория подумает, что вы потеряли мысль. Возьмите паузу на 5 секунд — и публика решит, что вы остановились умышленно. После 10 секунд паузы даже те, кто переписывался во время вашей речи, поднимут голову, чтобы посмотреть, в чём дело. Когда вы снова начнёте говорить, все будут уверены в том, что ваша пауза была намеренной и что вы уверенный в себе и продвинутый оратор. Неуверенный рассказчик боится пустоты, и только опытный оратор хорошо чувствует себя во время тишины. Сделайте одну длинную паузу, чтобы собраться с мыслями, и аудитория автоматически добавит вам очков.

Заканчивайте подготовку до выступления. Когда вы стоите перед аудиторией, время для подготовки уже прошло. Не проверяйте микрофон, свет, пульт для перелистывания слайдов — сделайте это заранее. Если за техническую сторону вашего выступления отвечают специалисты, заблаговременно узнайте у них, что делать, если что-то пойдёт не так. Если во время вашего выступления что-то сломалось, постарайтесь выглядеть уверенно, пока решаете проблему (или пока техники налаживают оборудование). Когда что-то идёт не так, самое главное — то, как вы на это реагируете.

Никогда не читайте слайды. Ваши слушатели должны скользить взглядом по слайдам. Если им придётся читать, вы потеряете их внимание. Кроме того, вы упустите аудиторию, если сами будете читать слайды во время выступления.Слайды должны акцентировать ваши слова, подчёркивать какие-то пункты вашего выступления, но не являться этими пунктами.

Завоюйте внимание. Вместо того чтобы просить людей выключить мобильные устройства (никто этого не сделает), постарайтесь полностью завоевать их внимание, чтобы у них и мысли не возникло проверить email во время вашего выступления.Сделайте свою презентацию такой интересной и вдохновляющей, чтобы люди поневоле слушали её от начала до конца. Аудитория не обязана вас слушать, это вы обязаны заставить её слушать.

Всегда повторяйте вопросы аудитории. Микрофон есть у каждого оратора, но редко доступен людям из зала. Поэтому, если вам задали вопрос, обязательно повторите его для аудитории, прежде чем начать отвечать.Во-первых, это поможет всем слушателям понять, о чём идёт речь в вашем ответе. Во-вторых, это даст вам несколько секунд, чтобы найти самый лучший ответ.

Повторяйте ключевые пункты. Продумайте структуру своего выступления так, чтобы вы могли иногда повторять ключевые пункты своей речи. Сначала объясните пункт, затем приведите примеры, как можно применить эту информацию в жизни, и закончите описанием конкретных действий в соответствии с рассказанным.Поскольку никто не может запомнить абсолютно всё, что вы говорили, чем больше вы повторяете ключевые пункты, тем больше шансов, что они отложатся в памяти ваших слушателей и будут использованы в жизни.

Будьте кратки. Если на ваше выступление отвели 30 минут, используйте 25. Если вам дали час, говорите в течение 50 минут. Всегда уважайте время своей аудитории и заканчивайте раньше.Стараясь сократить своё выступление ещё на этапе подготовки, вы отточите свою речь и уберёте из неё всё ненужное.Закончите пораньше и потратьте оставшееся время, отвечая на вопросы аудитории. Если времени не хватает, предложите слушателям встретиться после презентации, чтобы обсудить непонятные моменты.Никогда не затягивайте выступление. Это может разрушить положительное впечатление и оставить у аудитории неприятный осадок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное выступление - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, выступле­ние, адресованное определенной аудитории. Публичное выступ­ление произносится с целью информирования слушателей и ока­зания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). По своему характе­ру оно представляет собой монологическую речь, то есть речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.Публичное выступление - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, выступле­ние, адресованное определенной аудитории. Публичное выступ­ление произносится с целью информирования слушателей и ока­зания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). По своему характе­ру оно представляет собой монологическую речь, то есть речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПУБЛИЧНОМУ
ВЫСТУПЛЕНИЮ

Публичное выступление - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, выступле­ние, адресованное определенной аудитории. Публичное выступ­ление произносится с целью информирования слушателей и ока­зания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). По своему характе­ру оно представляет собой монологическую речь, то есть речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, опре­деляющих ее сущность.

В процессе выступления оратор имеет возможность наблю­дать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улав­ливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, ив соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь превращает монолог орато­ра в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.
2. Форма общения.

Публичное выступление представляет собой живой непо­средственный разговор со слушателями. В нем реализуется форма литературного языка. Устная речь в отличие от письмен­ной обращена к присутствующему собеседнику и во многом за­висит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное вы­ступление таким образом, чтобы его содержание сразу понима­лось и легко усваивалось слушателями.
3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.

Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В про­цессе обдумывания, разработки и написания текста речи высту­пающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литера­тура, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст - это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, ора­тор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а про­изнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импрови­зировать с учетом реакции слушателей. Выступление становит­ся спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.

Использование различных средств общения.

Поскольку публичная речь - это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. .Язык — глав­ное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступле­ния играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонации, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков, жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).
РАЗРАБОТКА ПЛАНА И ПОСТРОЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

При подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план.

При составлении плана важно соблюдать основное требова­ние, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдер­жанным, последовательным, с естественным переходом от од­ного пункта к другому.

Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить материал, в какой последовательности его из­лагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопро­сов: какими словами начать выступление, как продолжить раз­говор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное вни­мание работе над композицией речи.

В теории ораторского искусства под композицией речи по­нимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Есть общие принципы построения выступления, которые не­обходимо знать оратору и учитывать в процессе создания речи.
Основные принципы построения выступления:

последовательности - каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;
усиления - значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения;
экономии - умение достигать поставленной цели наиболее простым рациональным способом, с минимальной затратой уси­лий, времени, речевых средств. Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, вклю­чающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.
ВСТУПЛЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересо­вать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспе-

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с ин­тересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выраже­ния, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая за­ставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей -вопросы. Они позволяют оратору вовлечь аудиторию в актив­ную умственную деятельность, определенным образом настраи­вают слушателей.

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть публичного выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъ­ясняются высказанные положения, доказывается их правиль­ность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. Речь должна быть доказа­тельной, суждения и положения убедительными.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психо­логические - к чувствам. Они бывают сильными, против кото­рых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опроверга­емыми/Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.

Как бы ни было интересно выступление, внимание со време­нем притупляется и человек перестает слушать. По этой причи­не выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Продумывая заключение, особенно тщательно надо порабо­тать над последними словами выступления, так называемой кон­цовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст.

Античные теоретики ораторского искусства считали написа­ние единственно верным способом подготовки выступления.

Важным моментом является необходимость помнить о том, что нужно сказать обязательно. Специалисты, занимающиеся коммуникативными презентациями, рекомендуют четыре ос­новных варианта запоминания текста:

Второй способ - запоминание, может производить впечатле­ние искусственной речи и вызвать трудности у презентатора при ответах на вопросы, при установлении непосредственного кон­такта с аудиторией. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал в памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале и т. д.

Импровизации, как известно, могут производить блестящее впечатление на публику на неформальных встречах и празднич­ных мероприятиях. Презентационная импровизация, то есть вы­ступление без подготовительной работы, может вызвать самые разнообразные трудности у выступающего. Оратор из-за необ­работанности речи не всегда может уложиться в отведенное время. Не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен. Поэтому целесообразно под­готовить некоторые фрагменты, заранее продумать аргумента­цию и контраргументацию, потенциальные ответы на вопросы, а затем уже смело приступить к импровизированной презентации.

Самый эффективный способ для выступающего - превен­тивная подготовка материалов в детализированном, схематич­ном виде. Это могут быть краткие тезисы или проспект выступ­ления, блок-структура будущей информации или карточки с ключевыми словами. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возмож­ность оратору уверенно общаться со слушателями.
Несомненно, в современных условиях самый лучший вари­ант презентационного материала должен быть подготовлен с помощью технических средств. Вместе с тем следует помнить, что хорошо выполненные визуальные материалы улучшают проведение устной презентации, но вряд ли смогут привести презентатора к успеху, если информационная, содержательная часть выступления не будет продумана и подготовлена на самом высоком уровне требований, которые включают все моменты, описанные выше. Помните, что даже самое современное про­граммное обеспечение презентаций имеет не только сильные, но и слабые стороны. Если погаснет свет или поломается техника — имейте запасной вариант.
В заключение несколько правил, нарушение которых может оттолкнуть аудиторию, утомить слушателей и способствовать потере контакта, а значит, привести к провалу презентации. Чтобы не допустить такой ситуации, презентатору нельзя демонст­рировать плохие привычки, а необходимо соблюдать следу­ющие ПРАВИЛА:

Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.

1. Структура доклада

Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.

2. Тайминг

Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.

Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление

В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))

3. С кем он говорит?

Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.

Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.

Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.

Да, да, из этого вытекает следующий пункт…

4. Не читать с экрана

Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.

5. Подсказки

Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.

Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:

  • Доклад, распечатанный на А4 – слишком большие листы, мелкий шрифт (или куча листов), сбивает на чтение (а цель всё же научиться говорить вживую, со своими настоящими интонациями, то есть стать оратором, а не актёром озвучки)
  • Зубрить – для одного доклада выход, но долгосрочно тупик. Сам процесс неприятен, а главное – не приближает к цели, вы не качаете скилл публичных выступлений. Но выглядит и звучит это лучше, чем частое обращение к большой смятой бумажке
  • Короткие подсказки в телефоне – доступ к информации не в одно действие (телефон блокируется, приложение сворачивается), нельзя тактильно управлять подсказками, глядя в зал
  • Карточки размером с треть А4, по одной на слайд – близко к идеалу. На карточке можно разместить миниатюру слайда (чтоб понимать, к чему подсказка) и несколько ключевых слов – хлебных крошек, которые позволят вам вспомнить мысль
  • Дублирующий монитор для докладчика — идеально. Но не всегда он есть

6. Качество картинок на слайдах

Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.

Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.

8. Качество речи

Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.

Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.

9. Кто моя аудитория?

Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.

Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.

10. Контакт с аудиторией

11. Авторский стиль

Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.

Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.

И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).

Читайте также: