Сообщение на тему реформы образования

Обновлено: 07.07.2024

Невозможно спорить с тем фактом, что образовательная система страны является краеугольным камнем государственно-общественного развития. От ее содержания, структуры и принципов во многом зависят перспективы интеллектуального и духовного совершенствования населения. Система образования чутко реагирует на изменения в сфере общественного развития, порой становясь их первопричиной. Именно поэтому периоды государственных изменений всегда затрагивали образования. Основные реформы образования в России часто происходили на фоне резких перемен в жизни общества.

Вам будет интересно: Понятие об ускорении. Ускорение тангенциальное, нормальное и полное. Формулы

Отправной точкой в этом отношении можно считать XVIII век. В этот период начались первые реформы образования в истории России, ознаменовавшиеся переходом от религиозной школы к светской. Изменения были в первую очередь связаны с масштабным переустройством всей государственной и общественной жизни. Появились крупные центры просвещения, Академия наук и Московский университет, а также новые типы школ: навигацкие, математические, цифирные (государственные). Система образования стала носить сословный характер, появились специализированные учебные заведения для дворянства.

Традиционная ступенчатая система обучения начала формироваться в начале XIX века, в период правления Александра I. Был принят устав учебных заведений, предусматривающий уровни высшего, среднего и начального образования. Открылся ряд крупных университетов.

Реформа образования в России была продолжена в 60-е гг. XIX века, став частью целого комплекса социальных изменений. Школы становились бессословными и общедоступными, появилась сеть земских учреждений, университеты получали автономию, начало активно развиваться женское образование.

Вам будет интересно: Терруар - это. Определение и значение понятия

московский университет

Наступивший вслед за этим реакционный этап свел на нет многие положительные изменения в сфере образования. Однако к началу XX века ситуация стала налаживаться, учебные планы гимназий и реальных училищ были приближены друг к другу, среди обучающихся увеличилось число мещан. В 1916 году был подготовлен проект изменений, предусматривавший отмену сословных ограничений и автономию школ.

Реформы образования в России в 20 веке

Революционные события 1917 года означали резкий перелом в жизни общества и государства, затронувший все сферы жизни. Не стала исключением и область образования. Советской властью был взят курс на ликвидацию безграмотности, общедоступность и унификацию обучения, усиление государственного контроля. Первой реформой образования в России новой формации стал декрет 1918 года, утвердивший положение о единой трудовой школе (ряд его принципов действовал вплоть до 90-х гг. прошлого века). В сфере образования были провозглашены бесплатность и гендерное равенство, взят курс на воспитание человека новой формации.

Период 20-30-х гг. стал эпохой экспериментов в образовании. Нетрадиционные формы и методики обучения, классовый подход подчас приводили к неожиданным результатам. Изменения коснулись не только школ и университетов. Примечательными были и реформы художественного образования в советской России. Необходимость перемен назрела еще в начале века. Академическая система преподавания не соответствовала запросам времени. Реформа художественного образования в советской России изменила формат обучения, учащиеся получили свободу выбирать себе преподавателей. Итоги таких перемен были не самыми блестящими, поэтому уже через два года в систему художественного образования были возвращены многие черты академического обучения.

Вам будет интересно: Из свинца золото: метод получения, необходимые материалы, советы и рекомендации

в советской школе

Традиционные элементы обучения вернулись также в школьное и вузовское образование. В целом советская система образования стабилизировалась к середине 60-х гг. Произошла реформа среднего образования в России, которое стало всеобщим и обязательным. В 1984 году была предпринята попытка уравновесить приоритетность высшего образования дополнительным профессиональным обучением в школах.

Смена ориентиров

Очередные масштабные перемены в сфере управления, системе государственного устройства, произошедшие в 90-е гг., не могли не отразиться на образовании. Тем более, к тому моменту модернизации требовали многие образовательные структуры. В условиях смены политического и экономического курса очередная реформа системы образования в России должна была:

  • способствовать укреплению демократической системы, развитию национального самосознания;
  • облегчить переход к рыночной экономике;
  • строиться на принципах открытости и дифференциации;
  • создать различные виды образовательных учреждений, программ, специализаций;
  • предоставить учащемуся возможность выбора при сохранении единого образовательного пространства.

Процесс изменений не был однозначным. С одной стороны, было обеспечено многообразие типов образовательных учреждений и учебных программ, вузы получили права академической автономии, активно начал развиваться негосударственный образовательный сектор. В 1992 был принят закон об образовании в РФ, подчеркивающий гуманистическую и социальную сущность системы образования. С другой, резкое снижение уровня государственной поддержки и финансирования на фоне непростой социально-экономической ситуации сводили на нет многие положительные начинания. Поэтому уже к началу 2000 гг. вновь был поставлен вопрос о реформе образования в современной России.

Доктрина отечественного образования

Именно в этом документе были сформулированы основные приоритеты дальнейших изменений в образовательной системе. Ключевые положения Национальной доктрины были одобрены федеральным правительством в 2000 году. На этом этапе реформы в области образования в России определялись цели обучения и воспитания подрастающего поколения, средства и пути их достижения, планируемые результаты вплоть до 2025 года. Задачи образования напрямую связывались с общественными:

  • рост потенциала государства в области науки, культуры, экономики и современных технологий;
  • улучшение качества жизни населения;
  • формирование основы для устойчивого социального, духовного, экономического роста.

В доктрине были сформулированы следующие принципы:

  • образование в течение жизни;
  • преемственность образовательных ступеней;
  • патриотическое и гражданское воспитание;
  • разностороннее развитие;
  • постоянное обновление содержания и технологий обучения;
  • внедрение методов дистанционного образования;
  • академическая мобильность;
  • систематизация работы с одаренными учащимися;
  • экологическое воспитание.

Вам будет интересно: Нафтеновая кислота — особенности, свойства, применение и формула

Одним из направлений реформ образования в России была определена модернизации нормативно-правовой базы, обеспечивающей эту сферу общественного развития. При этом государством должны гарантироваться: реализация конституционного права на образование; интеграция науки и образования; активизация государственно-общественного управления и социального партнерства в образовании; возможность получения качественных образовательных услуг социально незащищенными группами населения; сохранение национальных образовательных традиций; интеграция систем отечественного и мирового образования.

на уроке

Этапы и цели изменений

Концепция масштабных перемен была сформулирована к 2004 году. Правительством были одобрены ключевые направления реформы образования в современной России. В их число вошли: повышение качества и доступности образования, оптимизация финансирования данной сферы.

Ряд принципиальных моментов был связан со стремлением присоединиться к Болонскому процессу, в задачи которого входило создание общего образовательного пространства на европейской территории, возможность признания национальных дипломов. Для этого понадобился переход к двухуровневой форме высшего образования (бакалавриат + магистратура). Кроме того, болонская система подразумевала изменение зачетных единиц результатов обучения, новую систему оценки качества программ и образовательного процесса в вузах, а также нормативно-подушевой принцип финансирования.

В начале реформ образования в России было также одобрено новшество, вызывающее споры и по сей день. Речь идет о повсеместном введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2005 году. Данная система должна была ликвидировать коррупционную составляющую при поступлении в вузы, дать возможность талантливым абитуриентам поступать в лучшие образовательные учреждения.

Введение стандартов

Важнейшим этапом реформы системы образования в России стало внедрение новых федеральных стандартов на разных уровнях обучения. Стандарт – совокупность требований к определенному образовательному уровню или специальности. Первые шаги в этом направлении начали предприниматься еще с начала 2000 гг., но новый формат был разработан только через десять лет. Начиная с 2009 года были введены стандарты профессионального образования, а с первого сентября 2011 года школы начали работать по ФГОС для начальной школы. Сроки обучения по программам общего образования были изменены еще раньше и составили 11 лет.

Если говорить кратко о реформе образования в России в этом направлении, стандарт определял структуру программ обучения, условия их реализации и обязательные образовательные результаты. Изменения были внесены в:

  • содержание, цели, формы организации учебного процесса;
  • систему оценки и контроля образовательных результатов;
  • формат взаимодействия педагога и учащихся;
  • структуру учебного плана и программ, а также их методическое обеспечение.

В новых положениях установлены два уровня образовательных результатов, обязательный и повышенный. Достигнуть первого должны все учащиеся. Уровень достижения второго зависит от интеллектуальных потребностей и мотивации школьника.

учебный процесс

Особое внимание уделяется воспитательной работе в образовательной организации и духовно-нравственному развитию учащихся. К основным результатам воспитания отнесены: патриотические чувства, гражданская идентичность, толерантность, готовность взаимодействовать с людьми.

Федеральные стандарты предусматривают:

В 2012 году переход на новые стандарты начала основная школа (5-9 классы). Через год в пилотном режиме по новой схеме стали учиться старшеклассники, а также был принят стандарт дошкольного образования. Таким образом обеспечивалась преемственность программ на всех ступенях общего образования.

Новые векторы школьного образования

внеурочная деятельность

Среди требований к результатам обучения было выделено три основных группы.

Отдельное внимание уделяется организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, разнообразию форм внеурочной практики, внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. В образовательных программах помимо федерального компонента предусмотрены разделы, формируемые коллективом образовательных учреждений самостоятельно.

Реформа высшего образования в России

Представления о необходимости принципиальных изменений на этой ступени обучения сформировались еще на рубеже XX и XXI вв. С одно стороны, это было вызвано определенными кризисными тенденциями в сфере вузовского образования, с другой – идеей интеграции в европейское образовательное пространство. Реформа высшего образования в России предусматривала:

  • укрепление взаимодействия науки и образования;
  • создание двухуровневой системы обучения в вузах;
  • привлечение непосредственных работодателей к формированию социального заказа на специалистов различных категорий.

Вам будет интересно: Бараньи рога: значение и символика

В 2005 году был запущен процесс аттестации отечественных вузов, по итогам которого им присваивался определенный статус: федеральный, национальный, региональный. От этого стал зависеть уровень академических свобод и финансирования. Через несколько лет прошли массовые проверки вузов, в результате более ста были признаны неэффективными и лишились лицензии.

высшее образование

Переход на программы бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года) в 2009 году вызвал неоднозначную реакцию со стороны заинтересованных участников образовательного процесса. Предполагалось, что данное решение в ходе реформы образования в России удовлетворит массовый спрос на вузовское образование, одновременно способствуя формированию категории научно-образовательных кадров высшего уровня. Также произошел переход на федеральные стандарты нового поколения. В качестве образовательных результатов в них предусматривался комплекс общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник по итогам прохождения программы подготовки. Большое внимание уделялось и формам организации учебного процесса, предпочтение было отдано практико-ориентированным технологиям (проекты, деловые игры, кейсы).

В 2015 году ,sk принят ряд положений, призванных совершенствовать образовательные программы, приведя их в большее соответствие с профессиональными стандартами. По мнению разработчиков, это будет способствовать подготовке специалистов, в полной мере отвечающих требованиям работодателей.

Закон об образовании РФ

Вступление этого документа в силу стало знаковым событием в рамках новой реформы образования в России. Новый закон, пришедший на смену варианту 1992 года, был принят в декабре 2012 года под номером 273-ФЗ. Его задача – регламентация общественных отношений в сфере образования, обеспечение реализации права граждан на его получение, регулирование правовых отношений, возникающих в образовательной деятельности.

Положениями закона устанавливаются меры социального обеспечения, обязанности и права участников образовательных отношений (детей, их родителей, педагогов). Впервые четко определяются принципы обучения граждан с особыми образовательными потребностями, иностранцев и проч. Разграничиваются полномочия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, устанавливается формат государственного и общественного надзора в сфере образования.

В законе четко определены уровни образования в РФ: общее, дошкольное (ставшее первой стадией общего), среднее профессиональное, высшее, а также дополнительное и послевузовское. При этом провозглашается принцип доступности и качества обучения на всех ступенях. В этой связи регламентируются сферы интерактивного и дистанционного образования, позволяющие большинству граждан получать образовательные услуги удаленно.

Впервые определяются принципы и задачи инклюзивного образования, которое может осуществляться как в общеобразовательном, так и в специализированном учреждении.

Информационная открытость становится обязательным условиям работы образовательной организации. Все необходимые сведения размещаются в свободном сетевом доступе.

Ряд положений закона посвящен вопросам независимой оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях. В комплекс оценочных процедур входит анализ образовательных результатов, условий обучения, программ.

Перспективы дальнейших изменений

Векторы предстоящих реформ России в сфере образования определяются как в рамках федеральных программ развития, так и на уровне оперативно принимаемых решений. Так, согласно положениям целевой программы развития образования до 2020 года, сохраняются традиционные ориентиры модернизации:

  • обеспечение качественного, доступного образования, соответствующего направлениям общественного развития;
  • развитие современной творческой, научной среды образовательных организаций;
  • внедрение технологических инноваций в сфере профессионального образования;
  • активизация применения современных технологий в общем и дополнительном образовании;
  • обеспечение подготовки высокопрофессиональных кадров для современной экономической сферы;
  • развитие системы действенной оценки образовательных результатов и качества обучения.

Еще один документ, определяющий приоритетные направления реформ образования в России, – государственная программа развития до 2025 года. Помимо общей установки на повышение рейтинга российского образования в различных международных программах оценки качества, в ней выделено несколько ключевых подпрограмм:

  • развитие дошкольного, общего и дополнительного образования;
  • повышение эффективности мероприятий молодежной политики;
  • модернизация системы управления в области образования;
  • реализация востребованных программ профессионального обучения;
  • повышение значимости и распространение русского языка.

В апреле текущего года было внесено предложение об увеличении расходов на развитие образования до 4,8% ВВП. В список приоритетных проектов вошли: обеспечение разнообразия форм раннего развития детей (до 3 лет), массовое внедрение электронных учебных пособий (с функциями искусственного интеллекта), расширение сети центров поддержки талантливых детей, обеспечение инновационного развития вузов.


В годы правления императора Александра II в Российской империи был проведен ряд реформ, которые охватили разные сферы общественной жизни. Не стало исключением среднее и высшее образование. Начало образовательной реформы относится к 1863–1864 годам. Следует понимать ее суть, плюсы и минусы, а также цели, которые ставило правительство Александра II в деле развития высшего и среднего образования.

Содержание реформы высшего образования

Уровень народного образования в Российской империи в середине XIX века был ниже большинства стран Европы. От государства требовались шаги по улучшению ситуации в этой сфере.

Император Александр II

Рис. 1. Император Александр II.

Датой проведения реформы высшего образования следует считать 18 июня 1863 года. Тогда был принят университетский устав. Он стал самым либеральным за весь период истории Российской империи.

Подготовка устава шла с конца 1850-х годов. Важную роль в этом играли профессор Константин Кавелин, князь Григорий Щербатов и министр народного просвещения Евфимий Путятин. Он занимал эту должность несколько месяцев в 1861 году. С его деятельностью связаны некоторые нововведения в области образования, например, зачетные книжки. Однако он был отправлен в отставку по причине своей некомпетентности и из-за студенческих волнений.

В конце 1861 года его сменил министр Александр Головнин. При нем была проведена всесторонняя разработка университетского устава, который включал в себя 12 глав. Основными положениями устава стало:

  • утверждение в составе каждого университета 4 факультетов (медицинский, юридический, историко-филологический, физико-математический);
  • выборы ректора раз в 4 года;
  • создание университетского суда;
  • студентом можно было стать с 17 лет, ему требовалось окончить гимназию;
  • университеты считались императорскими, они получали больше самостоятельности в делах внутреннего управления.

В период деятельности министра Александра Головнина открылся Новороссийский университет в Одессе. В 1866 году на посту министра его сменил Дмитрий Толстой. В следующие 15 лет в России открылись университеты в Томске и Варшаве, высшие женские курсы в Москве и историко-филологические институты и в Нежине и Петербурге.

Народное образование в Российской империи

Рис. 2. Народное образование в Российской империи.

Реформа среднего образования

Школьное образование в Российской империи в годы правления Александра II было представлено земскими школами и городскими гимназиями. Самыми массовыми и простыми школами для выходцев из крестьянской среды, после появления земств в 1864 году, стали земские школы, которые также называли народными училищами. В них предполагался 3–4-летний учебный курс с преподаванием русского языка, арифметики и Закона Божьего.

Учебными заведениями более высокого уровня стали реальные училища и классические гимназии. Их реформированием занимался министр народного просвещения граф Дмитрий Толстой в 1871 году. Только выпускники гимназий получили право поступления в университет. С 1872 года реальные гимназии преобразовали в реальные училища. Образование в них было семилетним и выпускников до 1888 года не брали в университеты, но принимали в институты. Разработкой реформы занимался известный публицист и профессор Михаил Катков.

Итогом реформы стало сокращение преподавания литературы, но увеличение объемов математики, латыни и греческого. В 1862 году в России появились и женские гимназии. Уровень образования населения за 25 лет царствования Александра II заметно вырос, но все равно отставал от уровня, например, Германии.

Реальное училище Российская империя

Рис. 3. Реальное училище Российская империя.

Что мы узнали?

Кратко реформу образования Александра 2 проходят в школьном курсе истории 8 и 10 класса. В ее ходе был принят университетский устав 18 июня 1863 года. Реформа была нацелена на повышение уровня образования в Российской империи.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформа образования 1864 годапри Александре 2

Реформирование начальной школы

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

Особенности и виды гимназий в России после реформы 1864 года
Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.

Первая в России женская гимназия (Екатеринбург)

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Реформа образования Александра II

Если кратко описать реформу образования Александра II, то можно сказать, что она была очень либеральной. Впрочем, затронуто было как высшее образование, так и среднее, а целей у этих преобразований было несколько, и не все они были направлены на повышение степени образованности населения. Александр II претворял в жизнь эти реформы с помощью своих приближённых. Значительную роль сыграл граф Дмитрий Толстой, реформировавший сферу среднего образования, руководствуясь при этом интересами императорского престола. С университетами дело обстояло несколько сложнее, и было разработано несколько масштабных проектов, один из которых и был в итоге принят. Вступивший в силу Университетский устав 1863 года стал наиболее либеральным из всех за всю историю дореволюционной России, но, как мы знаем, императору это не помогло. Несмотря на все свои реформы, Александр II на протяжении всего царствования продолжал медленно, но верно утрачивать популярность в народе, несмотря на то, что его поддерживала большая часть дворянства. Все мы помним, к чему это в результате привело – самодержец был убит террористической организацией “Народная воля”.

Александр II с семьёй

Причины реформы образования Александра II

Причины реформы образования Александра II

Одной из причин реформы было отсутствие доступного женского образования

Необходимость модернизации образовательной системы в России стала очевидной ещё в середине XIX века. Первый проект начал разрабатываться в 1856 году (всего проектов было три, в итоге был принят последний из них, разработанный императорской комиссией). Вот список основных причин реформы образования Александра II:

  • Отсутствие у женщин доступа к нормальному обучению. Эта давно назревшая проблема стояла очень остро, и её надо было как-то решать. Успешные попытки устроить женское образование в Российской империи предпринимались и ранее, но они никогда не носили масштабного характера.
  • Необходимость улучшения образовательной системы. До этого все школы можно было поделить на две условных группы – для богатых и для бедных, но ничего “среднего” не было.
  • Развитие страны шло очень медленно. Основной причиной тому был низкий уровень образованности населения в целом, и самодержец прекрасно это понимал. Крестьяне так и вовсе были практически поголовно безграмотны, в первую очередь из-за отсутствия у них доступа к нормальному обучению.

Королевская власть. Реформация в Англии.

Королевская власть и Реформация в Англии

Война за испанское наследство

Война за испанское наследство. Причины, ход событий, итоги, участники, суть кратко.

Великие реформы Александра II

Содержание, суть и значение реформы образования Александра II

Суть реформы образования Александра II

Суть образовательной реформы Александра II кратко

Во второй половине XIX века, до всех этих преобразований, образовательная система Российской империи была, несомненно, устаревшей. Времена менялись, а она оставалась прежней, и уже не могла ни покрыть потребности населения в обучении, ни обеспечить соответствующий времени уровень этого самого обучения. Так что значение реформы образования Александра II нельзя недооценивать, несмотря на то, что её итоги несколько расходились с первоначальной задумкой. Собственно, целей было несколько:

  • Улучшить качество образования
  • Сделать его более доступным для всех слоёв населения
  • Совместить обучение с воспитательным процессом, формировать у студентов подходящий властям взгляд на мир

Конечно, содержание реформы образования Александра II этими пунктами не ограничивалось, но это были основные моменты. По большей части их удалось воплотить в жизнь, о чём написано чуть ниже, но стоит отметить, что некоторые преобразования продержались недолго. В последние годы жизни императора церковь вернула себе контроль над начальным образованием, а в учебных заведениях был внедрён полицейский контроль. Тем не менее, значение реформы было огромным: она дала стране мощный толчок к дальнейшему развитию

Итоги и результаты реформы образования Александра II

Итоги реформы образования Александра II

Суть и основные итоги образовательной реформы Александра II

В целом воплотить задуманные преобразования самодержцу удалось, но не до конца, и результаты оказались неоднозначными. Впрочем, плюсов всё-таки было больше, чем минусов – с этим соглашаются все историки. По итогу образовательной реформы Александра II доступность образования заметно повысилась для всех сословий, и теперь, например, купеческие дети могли учиться в престижной гимназии наряду с дворянскими, если, конечно, их родители могли себе позволить оплату такого обучения. Для народа победнее отдушиной стали реальные училища, которые также предоставляли среднее образование. Качество обучения в реальных училищах было ниже, и в программу не входило изучение иностранных языков, так что дальнейшее поступление в университет для выпускников училищ было осложнено. Зато они действительно подходили всем, включая выходцев из беднейших семей, что было немаловажно. Нельзя упомянуть и некоторые другие результаты реформы образования:

Читайте также: