Сообщение на тему речевая агрессия в газетном тексте

Обновлено: 05.07.2024

Речевая или языковая агрессия — это форма речевого доведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. Речевая агрессия мотивирована агрессивным состоянием говорящего и зачастую преследует цель вызвать или поддержать агрессивное состояние адресата. Поэтому речевая агрессия является нарушением этико-речевой нормы. Основываясь на существующих классификациях, можно перечислить следующие виды речевой агрессии:

  1. активная прямая речевая агрессия — словесное поношение кого-л. или чего-л., оскорбление или унижение кого-л.; высказывание угроз, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес; призывы к агрессивным действиям, насилию;
  2. активная непрямая речевая агрессия — распространение злостной клеветы или сплетен о ком-либо;
  3. пассивная прямая речевая агрессия — отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.;
  4. пассивная непрямая речевая агрессия — отказ дать определенные словесные объяснения, демонстративное молчание.

Активная прямая речевая агрессия — довольно распространенное явление современной речевой действительности. В повседневном бытовом общении и в публичных выступлениях речевая агрессия встречается одинаково часто. Покажем это на примерах, взятых из художественных и газетных текстов.

К активной прямой речевая агрессия относится высказывание угроз в чей-либо адрес:

  • Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня. Я ему покажу кузькину мать! (А. Чехов);
  • Если ты, сявка неучёная. на её [Аллы Сергеевны] уроке хоть слово вякнешь, — по стенке размажу. Понял, засранец? (Кунин).

Разновидность активной прямой речевой агресии — вербальное выражение злых, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес (смерти, увечий, разрушений и т.д.):

К этой же группе относятся выступления, в которых содержится прямой призыв к агрессивным действиям против предмета речи (призыв к ликвидации и т.п.). Нередко автор агрессивно вводит предмет речи в сферу адресата и побуждает его совершить неагрессивное, но прямо или косвенно выгодное адресату действие. Такой вид речевого воздействия является манипулятивным (см. языковое манипулирование).

Речевая агрессия в текстах СМИ — это прежде всего средство манипулирования массовым сознанием. Тот или иной предмет речи можно представить так, чтобы вызвать или поддержать агрессивное состояние у аудитории и сформировать к нему негативное отношение:

  • И что же теперь, когда спустили воду в пруду, и на липком дне — только мятые банки от пива, мокрый башмак Собчака, драный лиф Новодворской? Туда, на это липкое дно, осторожно, с одышкой, спустился близорукий Примаков и лазает там в мокрой тине. Что-то передает Маслюкову, о чем-то просит Геращенко. И они втроем, как Дуремары, таскают гнилой мешок, в котором — мокрые гайки, гнутые велосипедные колеса и рыжий, из конского волоса, парик Чубайса (Зав., № 38, сентябрь, 1998).

Для создания и закрепления в сознании аудитории дискредитирующего образа (портрета-обличения) в текстах СМИ могут использоваться такие разновидности речевой агрессии, как

  1. наклеивание ярлыков;
  2. обыгрывание имени объекта речевой агрессии;
  3. нагнетание отталкивающих сравнений и ассоциаций;
  4. смакование непривлекательных и неприятных для объекта речевой агрессии деталей, подробностей, обстоятельств и мн. др.
  • Что бы вы сказали, если бы несвежий кусок мяса, который вы не смогли доесть, не дожевали, выкинули куда-то в траву, где его несколько дней грызли собаки, обсиживали мухи, обклевывали вороны, — если бы этот кусок вам снова принесли на тарелке? Нечто подобное испытали люди, узнав о повторном назначении Черномырдина (Зав., № 34, август, 1998);
  • Если бы Гайдар был грибом, он был бы свинушкой (Зав., № 38, сентябрь, 1998).

Одним из способов выразить агрессивное отношение к предмету речи является дисфемизация (см. Дисфемизм).

Активная прямая речевая агрессия может быть открытой (эксплицитной) и скрытой (имплицитной). Тексты, содержащие открытую речевую, имеют явную агрессивную направленность, содержат прямые выпады, угрозы или оскорбления. Скрытая речевая агрессия интересна тем, что ее цели адресантом маскируются (например, под простое информирование), а языковые средства подбираются таким образом, чтобы вызвать у адресата негативные чувства и эмоции по отношению к объекту.

Публичное самобичевание и словесное самоунижение — самая безобидная для окружающих разновидность активной прямой речевой агрессии.

Активная непрямая речевая агрессия — преднамеренный оговор, злословие, распространение клеветы, недоброжелательных домыслов: активная непрямая речевая агрессия в текстах СМИ стала причиной многих шумных судебных процессов в последние годы.

Пассивная прямая речевая агрессия, как правило, является выражением пренебрежения к инициатору общения, демонстрацией негативного к нему отношения или протеста против его поведения: одной из форм речевой грубости является молчание в ответ на вопрос покупателя.

Пассивной непрямой речевой агрессией можно считать, например, нежелание вмешаться и пресечь словесные оскорбления в чей-либо адрес, расцениваемое как молчаливое согласие с агрессором, одобрение его поведения. Способом давления на политического противника могут оказаться многозначительное молчание, т.е. временный отказ от выступлений и публицистических высказываний политиков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Речевая агрессия. Основные виды, формы проявлений и разновидности ……………………………………………………………………………. 5
1.1. Определение речевой агрессии………………………………………………5
1.2. Виды речевой агрессии……………………………………………………….6
1.3. "Языу вражды" и языковое насилие, как составляющие части речевой агрессии в СМИ……………………………………………………………………………10
1. 4. Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте………………14
1.5. Выводы по теоретической части…………………………………….……. 17
Глава 2. Анализ публикаций газеты «Комсомольская Правда на наличие проявлений речевой агрессии…………………………………………………………..17
2.1. Языковое насилие……………………………………………………….…..18
2.2. Языковая агрессия по отношению к публичным личностям. ……….….21
2.3. Язык вражды: гомофобия………………………………………………. 28
2.4. Ззык врыжды: сексизм…………………………………………………..….35
2.5 Язык вражды: национализм……………………………………………. 38
Заключение …………………………………………………………………….…40
Библиографический список……………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

kursovaya (4).docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

студента 196 группы

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры

Глава 1. Речевая агрессия. Основные виды, формы проявлений и разновидности ……………………………………………………………………………. ..5

1.1. Определение речевой агрессии…………………………………… …………5

1.3. "Языу вражды" и языковое насилие, как составляющие части речевой агрессии в СМИ……………………………………………………………………… ……10

1. 4. Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте………………14

1.5. Выводы по теоретической части…………………………… ……….……. 17

Глава 2. Анализ публикаций газеты «Комсомольская Правда на наличие проявлений речевой агрессии………………………………………………………… ..17

2.2. Языковая агрессия по отношению к публичным личностям. ……….….21

2.3. Язык вражды: гомофобия………………………………………………. ..28

2.5 Язык вражды: национализм…………………………………………….. ..38

Введение.
Одной из главных задач журналиста является информирование о событиях, которые его окружают, но оставаться при этой объективным достаточно сложно. Так устроен человек: одно вызывает у него симпатию, другое отторжения, причём чего-то определенно положительного или отрицательного в понимание всех практически не существует.
Языковая агрессия окружает нас повсюду и газетные тексты не исключение. Является ли её появление заранее продуманным шагом автора текста или же её возникновение в тексте может быть обусловлено только неумением скрыть собственное негативное отношение к тому или иному вопросу?

В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

Методы научного исследования:

  • описательный;
  • сравнительно-сопоставительный;
  • аналитический

Теоретическая платформа исследования – труды авторов Я.Н. Засурского, Ю.В.Щербининой, А.А. Тертычного.

Наша работа состоит из введения, двух глав (одной теоретической, одной практической), заключения и списка использованной литературы.

  1. Речевая агрессия. Основные виды, формы проявлений и разновидности.

1.1. Определение речевой агрессии

Объединив вышеперечисленные определения, мы можем в дальнейшем руководствоваться следующими характеристиками: речевая агрессия это выражение средствами языка негативного эмоционально-оценочного жесткого отношения к кому, чему-либо, чаще всего нарушающее общепринятое представление об этических и эстетических нормах. Также в некоторых случаях вербальной агрессией можно назвать перенасыщение текста словесно выраженной негативной информацией, вызывающее у адресата тягостное впечатление.

1.2. Виды речевой агрессии.

Ю.В. Щербинина рассматривает виды речевой агрессии в форме дихотомий – бинарных оппозиций.

Классификация по интенсивности: а) слабые, стертые и б) сильные. К сильным формам агрессии она относит брань, ругань, порицание, грубое требование, крик. Сюда же она включает враждебные замечания, язвительные насмешки, веские угрозы. Слабые проявления, по ее мнению, содержат в себе очень грубый отказ, непрямое оскорбление, косвенное осуждение [Щербинина 2001: 103].

По характеру, способу выраженности Ю.В. Щербинина выделяет явную (открытую) и скрытую (неявную) агрессию. В открытой вербальной агрессии план содержания соответствует плану выражения в пределах одного агрессивного высказывания. К нему относятся явная угроза, намеренное оскорбление, грубое требование, отказ, замечание-порицание. Скрытая речевая агрессия реализуется чаще всего во враждебных намеках, иронических замечаниях, скрытых угрозах; иногда в виде сплетен, доносов [Щербинина 2001: 106-108].

А.К. Михальская обращает особое внимание на классификацию речевой агрессии по числу участников ситуации общения – массовую и социально-замкнутую. Она говорит о речевой агрессии, в которой участвуют массы людей под руководством лидера, где все участники объединяются в акте речевой агрессии против некоего общего врага, представленного/не представленного в ситуации конкретным лицом [Михальская 1996: 149]. Примером таких ситуаций могут служить мероприятия массового характера (политический митинг, футбольный матч и др.).

Обобщенную классификацию видов речевой агрессии дает К.Ф. Седов. Он выделяет десять бинарных оппозиций в соответствии с проявлением речевой агрессии:

1. Вербальная / невербальная.

Здесь критерием разграничения выступает природа знаковых средств выражения речевой агрессии. К числу невербальных форм К.Ф. Седов относит, прежде всего, жесты, а также молчание (угрожающее, ироническое, протестующее и т.п.).

2. Прямая / косвенная (непрямая).

Прямая речевая агрессия – результат коммуникативного акта, иллокуция которого содержит открытую, очевидную враждебность. Это такие проявления речевой агрессии как оскорбления, угрозы, злопожелания.

3. Инструментальная / неинструментальная.

Инструментальная агрессия в коммуникативном акте, помимо враждебного намерения, содержит еще и стремление достичь какой-либо иной цели. Неинструментальная агрессия – это агрессия ради агрессии. Она служит задачам катартической разрядки за счет коммуникативного партнера и обычно имеет аффективный характер.

4. Инициативная / реактивная.

Инициативная агрессия является средством нападения. Реактивная агрессия выполняет функцию защиты от агрессора (реального или мнимого).

5. Активная / пассивная.

К.Ф. Седов отмечает, что такое членение очень напоминает вышеприведенную оппозицию – инициативная / реактивная. Однако здесь он видит существенные отличия между реактивной и пассивной агрессией. Реактивная агрессия – это агрессия на агрессию; пассивная – агрессия методом прекращения контакта или демонстрация нежелания в него вступать.

6. Непосредственная / опосредованная.

Эта диада выделяется на основании характера коммуникативного контакта. Непосредственная речевая агрессия протекает в рамках речевого акта, в котором коммуниканты находятся в одном пространстве и времени. Опосредованной агрессией считается речевое воздействие, осуществляемое в разных временных отрезках.

7. Спонтанная / подготовленная.

Критерием дифференциации в этом случае К.Ф. Седов называет своеобразие процесса порождения высказывания. Спонтанная агрессия проявляется в рамках речевого акта, где мотив и коммуникативное намерение реализуется практически одновременно с их словесным выражением. Подготовленная агрессия является заранее спланированной. Иногда она становится выражением коммуникативного намерения индивида, которое было подготовлено в течение определенного промежутка времени.

8. Эмоциональная / рациональная.

Эмоциональная агрессия обычно проявляется в рамках спонтанного речевого акта. К.Ф. Седов характеризует эмоционально- агрессивные речевые действия как аффективные. Рациональная агрессия – это заранее спланированное речевое высказывание, которое находит выражение в непрямых формах воздействия разного рода: колкостях, шутках, иронии.


2. Изюмская С.С. К вопросу о соотношении понятий "речевая агрессия" и "англицизмы" в современном русском языке (на материале текстов СМИ) // Культура. Наука. Интеграция. 2013. № 4 (24). С. 31-35.

4. Зоринич Н. Англоязычные заимствования как лексическое средство выражения речевой агрессии в современных российских и хорватских СМИ // European Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. № 6. С. 37-46.

8. Чеботарева К.В., Матящ В.С. В сборнике: Современные исследования и проблема научных коммуникаций в России. Сборник статей. Нижний Новгород, 2018. С. 190-197.

10. Черкасова, М. Н. Иностранное слово в СМИ: агрессивный маркер или элемент языкового кода / М. Н. Черкасова // Вестник Северо-Осетинского гос. ун-та им. Л. Л. Хетагурова. 2011. С.194-195

Введение

В процессе диалога культур, социальных, экономических и политических преобразований в российском обществе статус английского языка актуализировался в глобальном масштабе. Доминирование английского языка отразилось на проникновении англицизмов в русский язык.

Цель исследования – раскрытие функции англицизмов в СМИ, в частности, в современном газетном тексте, и исследование того, как из-за чрезмерного использование заимствованных слов статьи приобретают агрессивный характер.

Материал и методы исследования:

Материал исследования: статьи, база данных E-LIBRARY.

Методы исследования: обобщение, изучение и анализ литературы, наблюдение, описание.

Автор указанного дискурса для реализации своих стратегий и тактик (тактика дистанцирования относительно злоупотребления иноязычными словами и др.) обращается к различным языковым приёмам:

Заключение.

В век интернет-инноваций следует:

- развивать в себе лингвистическую компетентность, обращаться к произведениям выдающихся авторов классической литературы;

- повышать качество речи;

- не пренебрегать немотивированным использованием англицизмов. [8]


Речевая агрессия (вербальная и невербальная) представляет собой довольно интересное явление, особенно с точки зрения лингвистики, так как является особым способом проявления эмоций (в большей степени негативных) в ходе межличностного взаимодействия индивидов. Проще говоря, это подача, направленная на конфликт сторон, выраженная в использовании особых языковых средств, манеры речи, направленных на затрагивание самолюбия и достоинства оппонента, например: метафоры, имеющие негативную окраску, ирония, каламбуры, грубая просторечная лексика. Проявляясь в рамках любого вида общения, речевая агрессия несет в себе агрессивное навязывание определенного мнения, не совпадающего с личным опытом, точкой зрения другого субъекта взаимодействия. При чем, в большинстве случаев агрессия является следствием недостаточно убедительной аргументации или её отсутствием вовсе. Также речевая агрессия может быть примером проявления негативных эмоций, отрицательного отношения к самому оппоненту(ам), а не к предмету дискуссии.

Речевая агрессия — процесс многосторонний, имеющий особую классификацию, а, следовательно, и цели применения данного негативно-эмоционального акта. Дабы систематизировать научное знание по этому предмету, некоторые филологи представляют свои классификации речевой агрессии, схожие во многих параметрах. Мы решили проанализировать и представить вниманию читателя свою обобщенную версию, включающую наиболее интересные и часто встречающиеся случаи.

Вербальная же речевая агрессия осуществляется во время непосредственного говорения, таким образом, к ней относится вся последующая классификация:

Но некорректно будет утверждать, что речевая агрессия является только лишь средством нападения, нет, это не так. Таким образом, мы подходим к следующему делению: инициативная и реактивная. Реактивная агрессия выполняет функцию защиты субъекта от нападающего (инициатора).

Все вышеупомянутые примеры агрессивного поведения находят применение не только в социальных ситуациях, но и, как ни печально, в средствах массовой информации. Таким образом, мы вплотную подходим к тебе данной работы.

1.Одним из наиболее распространенных примеров речевой агрессии в СМИ является инвективная лексика, т. е. бранная лексика, включающая вульгарные и грубые выражения, находящая применение в спонтанной речевой реакции на неожиданную ситуацию:

2. Неоправданное использование иноязычной лексики, затрудняющей восприятие текста:

4.Языковая демагогия, т. е. приемы непрямого воздействия на слушающего или читателя, когда идеи, которые необходимо внушить ему, не высказываются прямо, а навязываются ему исподволь, путем использования возможностей, предоставляемых языковыми механизмами:

5. Использование оксюморонов, подчеркивающих негативное отношение к предмету речи:

6. Излишняя метафоризация:

7.Использование устойчивых выражений, пословиц, поговорок, связанных с негативно оцениваемыми ситуациями:

8. Использование имен нарицательных, соотносимых с определенными отрицательно оцениваемыми явлениями:

Другая, не менее весомая теория, Фрустрационная концепция, где исследователь Джон Доллард рассматривает агрессивное поведение человека в качестве ситуативного процесса (а не эволюционного), следствия фрустрации — состояния растерянности, гнетущего чувства разочарования, безысходности. Последователи данных идей также указывают на эффективность катарсиса, т. е. освобождения накопившейся негативной энергии, приводящей к снижению уровня напряжения. Они считают, что выражение агрессии в безопасной, пассивной форме приводит к психологическому облегчению, равновесию, что в разы снижает вероятность ярко выраженного агрессивного действия по отношению к другим.

В противовес к вышеизложенным точкам зрения мы бы хотели привести другое научное знание — Бихевиористическая концепция. Проявление агрессии понимается здесь как форма поведения, приобретенная в процессе социализации индивида. Ребенок с детства копирует поведение окружающих, принимая его за единственно верное. Наблюдая за агрессивным поведением, индивид подсознательно перенимает некоторые черты. Из данной теории Джона Локка, мы видим, что здесь агрессивное поведение контролируемо, посредством отрицательного или положительного подкрепления. По крайней мере на ранней стадии развития индивида. Таким образом, случайный пример речевой агрессии, услышанный или увиденный в СМИ может стать негативно обучающим для не до конца сформированного сознания ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): речевая агрессия, газета, массовая информация, агрессивное поведение, Брюссель, косвенная речевая агрессия, Литературная газета, научное знание, прямая агрессия, русский язык.

Читайте также: