Сообщение на тему речь средство передачи мысли и чувства

Обновлено: 05.07.2024

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.

1. Понятие речи

Основная функция сознания — это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, — это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

Речь — это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т.д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего — не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Так же как индивидуальное сознание отлично от общественного сознания, психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание опосредовано общественным, психология человека — идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.

Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое — семантическое — содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т.д.), который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.

Но значение — не пассивное отражение предмета самого по себе как "вещи в себе", вне практически действенных отношений между людьми. Значение слова, обобщенно отражающее предмет, включенный в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деятельности, оно включено в процесс общения между людьми. Значение слова — это познавательное отношение человеческого сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.

Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

2. Виды речи

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные

особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает

устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может

размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание, но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только

слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения

людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности—достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.

Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой процесс. Она

недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь—словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности,

которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

3. Речь как средство общения

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы, находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жесто-мимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.
У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты — приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.
Обратим внимание еще на одну генетическую предпосылку развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайней мере в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.
В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачньных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь. С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.
Имеются определенные экспериментальные доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков, избирательно на нее реагировать и очень быстро обучаться. Если иметь в виду то, что основное отличие врожденных и приобретенных форм поведения состоит в том, что наследственно обусловленные (имеющие соответствующие задатки) его виды при наличии соответствующих внешних условий развиваются быстрее, то вполне можно допустить, что какие-то генотипические факторы, способствующие быстрому усвоению ребенком столь сложной формы поведения, какой является речь, все же существуют.
Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и прогрессирует медленно, совсем не так, как это имеет место в случае усвоения речи. Сначала при его развертке появляются простейшие элементы приобретенного поведения, которые становятся своеобразными задатками, и только затем на их основе конструируются более сложные формы поведения. Этот процесс, как правило, длителен и охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому является процесс усвоения детьми понятий, который завершается лишь к подростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже в возрасте около трех лет.
Другим доказательством возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у человека является типичная последовательность стадий ее развития. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где, в какой стране и когда они родились, в условиях какой культуры развивались и на каком языке говорят. Дополнительным, косвенным доказательством той же самой мысли является следующий факт: речь ребенком, как известно, не может быть усвоена раньше определенного периода времени, например до одного года жизни. Это становится возможным лишь тогда, когда в организме созревают соответствующие анатомо-физиологические структуры.

2 Речь - это способность говорить. При помощи слов мы передаем свои мысли. Народная мудрость гласит: Хорошую речь приятно слушать.

3 ? Как ты понимаешь значение пословиц? 1. Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь. 2. Твоими бы устами да мёд пить 3. Слово - полководец человечьей силы 4. Язык до Киева доведёт

4 Без общения человеку трудно жить на свете, а может быть, даже невозможно. Почему? А ты прочитай удивительную историю, которая произошла с маленькой крысой по кличке Крысёныш и получишь ответ на этот вопрос.

6 Крысёныш с увлечением начал учить зверька новым словам. Сначала он показал на себя и представился: -Я Крысёныш. А ты кто? – спро- сил он и показал лапкой на нового друга. -Фротик, - пискнул зверёк. Так состоялось их знакомство. Целый день Крысёныш занимался с Фротиком. К вечеру зверёк уже знал достаточное количество слов, чтобы объяснить кто он и откуда. Оказалось, что Фротик прилетел с далёкой планеты Грэйдж. Но что-то случилось, и космический корабль улетел назад на планету без него. -Я помогу тебе вернуться домой! – сказал Крысёныш. – Завтра мы с тобой построим космический ко-рабль. Я знаю как. Ведь я долгое время жил в подвале кухни на кос- модроме. Я там многое видел! -Спасибо, - сказал Фротик.

8 ? Прочитав рассказ, ответь на вопросы: 1)Как чувствовал себя Фротик, когда остался один на незнакомой планете? Почему? 2) Как ты думаешь, почему Крысёныш сначала не мог помочь Фротику? 3) Придумай другой конец истории и расскажи его соседу по парте.

Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее.

Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).

Ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией.

Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания).

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-10; 191.

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 9 – 13; 296 с.

3. Рыбченкова Л. М., Учебник. – В 2-х частях. – 2-е изд., испр. / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2012. – с. 4, 8 – 127 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Язык и речь – тесно связанные понятия. Язык – это средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее. С помощью языка люди общаются между собой, тот есть передают информацию (мысли, чувства, накопленный опыт в различных областях) различными способами.

Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе, поэтому язык и речь – две стороны одного и того же явления.

То, о чём вы подумали – это внутренняя речь.

Итак, чтобы передать мысль, мы обращаемся к языку и с помощью языковых средств строим речь.

Думаем, что нет, Вы и так видите опасность;

  1. Почему, когда Вы заметили опасность, сказали о ней другу? Что заставило Вас заговорить?

Предположим, чтобы не было столкновения.

  1. Если бы рядом с вами шел человек, не владеющий русским языком, имело ли смысл произносить русское слово?

Конечно, нет. Это слово иностранцу ничего не сообщит.

Следовательно, чтобы речь возникла, нужны определённые условия:

– должно быть хотя бы два человека (говорящий и слушающий; пишущий и читающий);

– потребность человека что-то сказать или написать;

– говорящий и слушающий (пишущий и читающий) владели одним и тем же языком.

Для того чтобы познакомиться с информацией обычно используют ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Такое чтение поможет сориентироваться, например, в содержании книги.

Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания), следовательно, помогает понять, запоминать информацию.

Слушать тоже необходимо уметь. Постарайтесь не отвлекаться, не перебивать говорящего, если что-то не поняли, вежливо спросите об этом. Например, на уроке, если что-то не понятно, можно спросить так:

– Извините, я не понял (а), как выделить … .

– Скажите, пожалуйста, что означает слово… .

– Объясните, пожалуйста, как обозначить… .

Во время слушания обращайте внимание на интонацию говорящего, его мимику, жесты.

Теоретический материал для углубленного изучения

Основные приёмы изучающего чтения

  1. Прочитайте весь текст медленно, вдумчиво.
  2. О чём говорится в тексте? Что в нём исследуется? (определить тему текста).
  3. Уточните, что нового вы для себя узнали, а что было знакомым.
  4. Просмотрите шрифтовые выделения в тексте (курсив, жирный шрифт).
  5. Выделите непонятные слова, узнайте их значение.
  6. Прочитайте еще раз весь текст или трудные части.
  7. Приведите свои примеры, объясните их, перескажите текст; ответьте на вопросы в конце текста (если есть).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбери правильное утверждение.

а) деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе;

б) средство общения.

Разбор задания: вспоминаем, что речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе. Ответ: а.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите виды речевой деятельности:

А) прямая, косвенная;

б) устная, письменная;

в) эмоциональная, спокойная.

Разбор задания:

Вспоминаем виды речевой деятельности: общение бывает устным и письменным, поэтому речь бывает устной и письменной. Устная речь произносится, письменная записывается. Ответ: б.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речь и ее значение.

Речь делится на письменную и устную. Письменная речь состоит из письма, телеграммы, телетексты, вывески, объявления и т.д. Может быть в газетах, журналах, по телевизору, в телефоне, в книгах и т.д. Устная речь произносится человеком, может быть в оригинале непосредственно или с помощью средств передачи речи: радиоприемник, телефон, видеофон, телевизор и т.д.

Устная речь может хранится в копии на магнитных лентах, жестких дисках, флешках, лазерных компакт дисках и других средствах, пригодных для запоминания.

Самый простой пример устной речи-разговор между людьми.

Говорить можно громко и тихо, быстро и медленно с мимикой и жестами и без них, с интонацией и без.

Все это относится к устной речи и зависит от людей, участвующих в разговоре.

Речь, с помощью которой люди узнают о последних событиях в мире, о новостях в городе или районе, в котором они живут, в школе или дома, служит для передачи информации.

Речь, с помощью которой люди узнают о том, как себя вести в школе, является примером речи, организующей деятельность учеников в школе.

Урок математики пример не только речи, которая учит, т.е. организует детей решать задачи и примеры, но и пример речи, где ученики и учитель обмениваются своими мыслями (знаниями).

После интересного кино, дети обмениваются не только своими суждениями о событиях, которые они видели, но и впечатлениями, а значит и чувствами.

В жизни, как правило, речь содержит не только передачу информации, но и обмен мыслями и чувствами людей.

1. В доступной форме раскрыть детям мысль о том, что речь важнейшее средство общения.

Читайте также: