Сообщение на тему промышленный переворот в россии и его последствия
Обновлено: 12.05.2024
Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва. Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:
— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во Франции — в начале XIX в.);
— не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.;
— происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.
К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:
— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;
— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;
— имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса Положение его было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;
— чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).
Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва. Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:
— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во Франции — в начале XIX в.);
— не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.;
— происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.
К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:
— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;
— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;
— имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса Положение его было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;
— чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).
Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва. Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:
— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во Франции — в начале XIX в.);
— не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.;
— происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.
К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:
— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;
— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;
— имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса Положение его было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;
— чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).
Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва. Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:
— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во Франции — в начале XIX в.);
— не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.;
— происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.
К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:
— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;
— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;
— имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса Положение его было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;
— чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).
Промышленная революция в России – это массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного к фабричному производству.
Особенностью промышленной революции является быстрый рост производительных сил на основе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма как господствующей системы хозяйства в мире. В некоторых странах этот процесс начался в XVIII веке, в России же начало промышленной революции было положено в XIX веке.
Еще Петр I понимал необходимость ускоренного развития промышленности в России, так как она достаточно сильно отставала от Европы (особенно, Голландии), где индустриализация началась раньше и шла эффективней. Тем не менее, в течение XVIII века между Западной Европой и Россией разница в уровне промышленности продолжала увеличиваться.
Догоняющая индустриализация России началась только в 1830-1860-х гг. и достигла пика своей интенсивности в 1890-е годы.
Промышленность в XVI-XVIII веках
При Иване Грозном Россия довольно успешно развивалась в области промышленного и ремесленного производства, что особенно проявлялось в производстве артиллерии и оружий. Также были развиты металлообработка, производство мебели, посуды, льняного масла. Также в тот период была построена первая в стране фабрика по производству бумаги. Однако период Смуты прервал развитие производства, поскольку Россия пережила глубокий экономический кризис.
Во второй половине XVIII в. появилось несколько новых предприятий: заводы по производству железа, ткацкие, стеклянные и бумажные фабрики. Часто предприятия находились в частной собственности, а рабочие были наемными. Например, голландский купец Андрей Виниус построил неподалеку от Тулы заводы по производству пушек, холодного оружия, ядер и пр.
Готовые работы на аналогичную тему
Петр I решительно занялся индустриализацией в стране, используя, в основном, командно-административные методы: труд приписных крестьян, заключенных, строительство заводов в приказном порядке. Крупные мануфактуры строились за государственный счет, и заказы на них выполняли государственные. К концу правления Петра в России находилось 233 завода и более 90 известных мануфактур. При этом не на всех предприятиях использовался крепостной труд, многие частные заводы брали свободных работников по найму.
Однако после смерти Петра многие основанные им мануфактуры закрылись в силу непродуманности их создания. При Екатерине II экономика развивалась, но основное внимание было уделено металлургии.
"Промышленная революция" в XIX веке
Политика протекционизма, которая была вновь утверждена в 1822 г. Александром I, способствовала развитию промышленности, особенно текстильной и сахарной. Также развитие промышленности провоцировало и частичное предоставление крестьянам свободы передвижения и хозяйственной деятельности.
Беспрецедентный рост хлопчатобумажной промышленности начался в России в 1820-х и достиг своего пика в 1840-х гг. Многие из владельцев хлопчатобумажных фабрик были крестьянами, ставшими предпринимателями, а рабочие этих фабрик – наемными работниками.
В этот период развиваются и производство изделий из металла, дерева, стекла, фарфора, а также одежды.
В 1830-1860 гг. в России произошел промышленный переворот. В начале 1830-х гг. на российских фабриках можно было найти единичные механические ткацких станки и паровые машины, а к 1860 г. только в хлопчатобумажной промышленности было около 200 тыс. паровых машин и 16 тыс. механических станков.
В 1830 г. во всей стране было лишь 7 машиностроительных заводов, а в 1860 г. – целых 99 заводов, что демонстрирует поднявшийся уровень промышленного производства.
Вместе с механизацией производства шел процесс вытеснения крепостного труда из промышленности. В 1830-е гг. число заводов, использующих крепостной труд сократился на 15 %, а согласно указу Николая I, были закрыты все посессионные фабрики, где работали крепостные крестьяне.
В указанный период происходило и развитие новых технологий, которые активно внедрялись в производство, к примеру, на Гороблагодатских уральских заводах.
В начале 1860-х гг. промышленность в России переживала кризис, что стало причиной замедление ее развития до 1880-х гг. В это время периоды роста сменялись периодами спада. Хоть и в целом объемы производства в машиностроительной, текстильной и др. видах промышленности выросли (в меньшем размере, чем за предыдущие три десятилетия), однако они не изменились в расчете на душу населения, так как в России произошел быстрый демографический рост.
Правительство Александра III вернулось к протекционистскому курсу, что значительно улучшило экономическую ситуацию. За 1887-1897 гг. промышленное производство удвоилось, количество производства чугуна выросло в 5 раз, а сахара в 2 раза; активно шло строительство сети железных дорог – каждый год запускалось около 5 тысяч километров железнодорожного полотна.
До сих пор ведутся споры по поводу определения времени промышленной революции. Пик ее пришелся на 1890—е гг., что считается неоспоримым. Вопросы же вызывает время начала индустриализации:
- 1830-е гг.;
- 1840-50е гг.;
- 1860-70-е гг.,
Промышленная революция в России – это массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного к фабричному производству.
Особенностью промышленной революции является быстрый рост производительных сил на основе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма как господствующей системы хозяйства в мире. В некоторых странах этот процесс начался в XVIII веке, в России же начало промышленной революции было положено в XIX веке.
Еще Петр I понимал необходимость ускоренного развития промышленности в России, так как она достаточно сильно отставала от Европы (особенно, Голландии), где индустриализация началась раньше и шла эффективней. Тем не менее, в течение XVIII века между Западной Европой и Россией разница в уровне промышленности продолжала увеличиваться.
Догоняющая индустриализация России началась только в 1830-1860-х гг. и достигла пика своей интенсивности в 1890-е годы.
Промышленность в XVI-XVIII веках
При Иване Грозном Россия довольно успешно развивалась в области промышленного и ремесленного производства, что особенно проявлялось в производстве артиллерии и оружий. Также были развиты металлообработка, производство мебели, посуды, льняного масла. Также в тот период была построена первая в стране фабрика по производству бумаги. Однако период Смуты прервал развитие производства, поскольку Россия пережила глубокий экономический кризис.
Во второй половине XVIII в. появилось несколько новых предприятий: заводы по производству железа, ткацкие, стеклянные и бумажные фабрики. Часто предприятия находились в частной собственности, а рабочие были наемными. Например, голландский купец Андрей Виниус построил неподалеку от Тулы заводы по производству пушек, холодного оружия, ядер и пр.
Готовые работы на аналогичную тему
Петр I решительно занялся индустриализацией в стране, используя, в основном, командно-административные методы: труд приписных крестьян, заключенных, строительство заводов в приказном порядке. Крупные мануфактуры строились за государственный счет, и заказы на них выполняли государственные. К концу правления Петра в России находилось 233 завода и более 90 известных мануфактур. При этом не на всех предприятиях использовался крепостной труд, многие частные заводы брали свободных работников по найму.
Однако после смерти Петра многие основанные им мануфактуры закрылись в силу непродуманности их создания. При Екатерине II экономика развивалась, но основное внимание было уделено металлургии.
"Промышленная революция" в XIX веке
Политика протекционизма, которая была вновь утверждена в 1822 г. Александром I, способствовала развитию промышленности, особенно текстильной и сахарной. Также развитие промышленности провоцировало и частичное предоставление крестьянам свободы передвижения и хозяйственной деятельности.
Беспрецедентный рост хлопчатобумажной промышленности начался в России в 1820-х и достиг своего пика в 1840-х гг. Многие из владельцев хлопчатобумажных фабрик были крестьянами, ставшими предпринимателями, а рабочие этих фабрик – наемными работниками.
В этот период развиваются и производство изделий из металла, дерева, стекла, фарфора, а также одежды.
В 1830-1860 гг. в России произошел промышленный переворот. В начале 1830-х гг. на российских фабриках можно было найти единичные механические ткацких станки и паровые машины, а к 1860 г. только в хлопчатобумажной промышленности было около 200 тыс. паровых машин и 16 тыс. механических станков.
В 1830 г. во всей стране было лишь 7 машиностроительных заводов, а в 1860 г. – целых 99 заводов, что демонстрирует поднявшийся уровень промышленного производства.
Вместе с механизацией производства шел процесс вытеснения крепостного труда из промышленности. В 1830-е гг. число заводов, использующих крепостной труд сократился на 15 %, а согласно указу Николая I, были закрыты все посессионные фабрики, где работали крепостные крестьяне.
В указанный период происходило и развитие новых технологий, которые активно внедрялись в производство, к примеру, на Гороблагодатских уральских заводах.
В начале 1860-х гг. промышленность в России переживала кризис, что стало причиной замедление ее развития до 1880-х гг. В это время периоды роста сменялись периодами спада. Хоть и в целом объемы производства в машиностроительной, текстильной и др. видах промышленности выросли (в меньшем размере, чем за предыдущие три десятилетия), однако они не изменились в расчете на душу населения, так как в России произошел быстрый демографический рост.
Правительство Александра III вернулось к протекционистскому курсу, что значительно улучшило экономическую ситуацию. За 1887-1897 гг. промышленное производство удвоилось, количество производства чугуна выросло в 5 раз, а сахара в 2 раза; активно шло строительство сети железных дорог – каждый год запускалось около 5 тысяч километров железнодорожного полотна.
До сих пор ведутся споры по поводу определения времени промышленной революции. Пик ее пришелся на 1890—е гг., что считается неоспоримым. Вопросы же вызывает время начала индустриализации:
- 1830-е гг.;
- 1840-50е гг.;
- 1860-70-е гг.,
Читайте также: