Сообщение на тему природные красители

Обновлено: 28.06.2024

Мы привыкли к изобилию тканей разнообразных цветов и оттенков и зачастую даже не задумываемся, каким образом тот или иной был получен – просто выбираем понравившийся. Ещё совсем недавно наши предки использовали растения в качестве красителей, те, что росли в зоне досягаемости. Это и экологично и наполнено живой энергией. И труд этот был кропотливым, ручным. А сейчас ткани красят химическими красителями на больших заводах машинным способом. Потом микроскопические химические компоненты через одежду, которую мы носим, через бельё, на котором спим, попадают и в наше тело, сначала на его поверхность, а следом и внутрь. Незаметно лишая нас здоровья и сил.

Сейчас, когда здравомыслие берёт верх над жаждой дешевезны, разнообразия и обладания как можно большим количеством вещей, мы всё чаще склоняемся к использованию только натуральных веществ для любых домашних целей. И травы-красители являются для нас в этом большими помощниками.

Древнее искусство окрашивания тканей природными способами возрождается в наши дни. А если при этом ещё применяются травы выращенные заботливой рукой в собственном саду, то одежда, которую мы носим, наполняется бОльшим смыслом и обережной силой.

Богатство природных красителей

Велики возможности растительного царства. Что же именно использовали для крашения русичи? Каким способом красили и какие цвета получали?

Красильными считаются растения, которые накапливают в различных органах (корнях, стеблях, листьях, цветках, древесине, коре) и тканях красящие вещества – пигменты. Некоторые культуры раньше использовали в промышленных масштабах, специально выращивая для этого.

В современных условиях, для потребностей одной семьи, достаточно всего лишь 3-10 растений, которые можно удачно вписать в дачный цветник или создать из них живую изгородь.


Жёлтый и коричневый

Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это безсмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.
С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а ещё лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья берёзы и чернотала (или верболоза).

О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору.

Иногда определённые части растений выбирались с учётом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчёт при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.

Восковник, невысокий кустарник с большими листьями, распространен на севере России, имеет несколько разновидностей, известных под именем восковой ягоды, воскового вереска и т.д.; на плодах имеется восковой слой. Восковник имеет много красящего вещества, дающего ярко-жёлтый цвет. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Толокнянка — медвежий виноград, по виду напоминает бруснику, ягоды мучнистые, растёт на песчаных местах и в сосновых лесах, собирать нужно после появления ягод. Дает жёлтый цвет.

Крушина — волчьи ягоды, красящее вещество находится в коре. Произрастает на всей территории России, имеет много местных названий: корушатник, медвежина, крушина колючая, слабительная, окостер, проскурина и др. Кора некоторых видов крушины в свежем виде даёт жёлтую окраску, а в сухом — коричневую.

Василёк угластый — листья красят шёлк и шерсть.

Василистник — листья красят шерсть.

Золототысячник — трава красит шерсть.

Одноягодник — красит полотно.

Полынь — трава красит в соломенный и палевый цвет, с квасцами — в лимонный цвет.

Подмаренник — цветы с прибавлением квасцов красят в тёмно-жёлтый цвет.

Барбарис — кустарник. Красящее вещество получается из коры, корней и древесины.

Желтинник — на Украине называют скомпия, красящее вещество в листьях и молодых ветвях, собирают в августе, сушат, толкут и мелют.

Лишайники, торчовка, дубовая лапка — растут почти повсюду, на земле и камнях. Лишайник, растущий на камнях, даёт особенно прочную коричневую окраску.

Ольха чёрная — распространена в умеренной полосе России, красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре.

Сухая кора крушины — даёт коричневую окраску.

Кора сливяного дерева — даёт коричневую окраску.

Трава серпуха — красит льняные и шёлковые ткани.

Щавель конский — корень его, выкопанный осенью, даёт коричневый цвет.

Оранжевый и красный

Голубой, синий и зелёный

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовётся травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда. Этот самый вайда применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров.

Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.

Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зелёного цвета. Впрочем, наряду с другими растениями.

Плаун ликоподий — травянистое растение; красящее вещество в стебле растения.

Вайда (синило, синиль, фарбовник) — растёт в умеренной полосе России, красящее вещество содержится в листьях.

Гречиха — дикорастущая на берегах Каспийского моря. Красящее вещество в листьях, густого синего цвета (индиго).

Гераний лесной — красящее вещество в цветах.

Ежевика — ягоды красят в тёмно-синий цвет.

Черника — ягоды красят шерсть, смоченную квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.

Шалфей луговой — трава красит в тёмно-синий цвет.

Бузина — используют не спелые ягоды, как для красной краски, а листья бузины, которые дают хороший зелёный цвет.

Хвощ болотный, железник, беличий хвост — растёт повсюду; красящее вещество в стебле, даёт зелёный цвет.

Щавель — растёт почти повсюду; красящее вещество в листьях.

Можжевельник — растёт почти повсюду; красящее вещество в ягодах.

Рута и цветок синего касатика — сок из них, смешанный вместе, даёт прочный зелёный цвет.

Бирючина — ягоды окрашивают шерсть в тёмно-зелёный цвет.

Черёмуха — внутренняя кора окрашивает в зелёный цвет.

Тополь — внутренняя кора красит пряжу в зелёный цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1:10).

Чёрный

Для того чтобы добиться чёрного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).


В качестве пищевых красителей применяют отвар шелухи лука, соки свеклы, моркови, зелёных культур (петрушки, укропа); сок ягод черноплодной рябины, черники. Интересно, что в качестве красителей используют не только высшие растения, но и грибы.

В своём травяном садике вы можете создать уголок трав-красителей. Их можно выращивать среди других культур или размещаться отдельно.

Общие правила сбора и заготовки красильных растений

  • для заготовки цветков, соцветий – в период от бутонизации до конца цветения;
  • для заготовки корней и корневищ – выкапывают поздно осенью или рано весной;
  • для заготовки травы или надземной части – растения срезают сектором (или небольшим серпом) свежими, не увядшими: вечером – до появления росы, утром – после её схода;
  • убирают только в сухую погоду или после того, как растения обсохнут от дождя;
  • сбор сырья проводят (согласно убираемой части растения): цветки – почти распустившиеся, но не завядшие; листья и стебли – в основном перед распусканием цветков; плоды – в момент зрелости; корни – весной или осенью;
  • собранные растения укладывают как можно рыхлее или подвешивают;
  • при использовании свежевыжатого сока его делают сразу же после заготовки сырья.

Этапы растительного крашения ткани

Собранные растения необходимо измельчить, залить водой и прокипятить.

Прокипятив раствор, его лучше всего оставить остывать на всю ночь вместе с растениями, так они настоятся и отдадут все свои красящие вещества. На следующий день необходимо вынуть все части растений из воды. Теперь водный раствор красителя необходимо упарить, для более интенсивной окраски и процедить.

Ткань перед окрашиванием необходимо выстирать и высушить.


Ткань варить после точки кипения в течении часа. Потом остудить в растворе не вынимая ткань, чем дольше её продержать, тем больше она прокрасится. После этого остудить раствор и прополоскать ткань в проточной воде несколько раз. В последнее полоскание добавить 2 ст. л. уксуса столового или эссенции 1 ст. л. Уксус закрепит краситель.

Высушить ткань и насладиться результатом.


Важные правила окрашивания ткани натуральными средствами

Перед тем как приступить к процессу окрашивания ткани и одежды, давайте разберёмся в нюансах.

Самое важное: прежде, чем красить ткань целиком, поэкспериментируйте на маленьком кусочке ткани, пройдя все технологические процессы.

Помещение домашней красильни должно быть хорошо проветриваемым.

Учтите наличие аллергии на растения, которые решитесь использовать в качестве красителя. Некоторые растения могут быть ядовитыми. Используйте перчатки, чтобы не получить ожог, или яркие пятна краски.

Как видите, красить ткань в домашних условиях не слишком лёгкое занятие. Здесь нужно быть предельно аккуратным в подборе красителей, закрепителей и потратить много времени, чтобы получить нужный результат.

Красить ткань, как и писать картины – всё в руках художника. Смешение красок, время выдержки, различная обработка ткани перед крашением, даёт совершенно разные результаты при использовании одинаковых компонентов.


В заключении хотелось бы ещё привести список трав-красителей из статья В.П.Левашевой "Добывание и использование вспомогательных производственных материалов", опубликованной в сборнике серии "Труды Государственного Исторического музея" "Очерки по истории руской деревни X-XIIIвв.", М., 1959 стр.94-104

Наименование растения – Источник красителя – Цвет краски:

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Доклад о природных красителях для тканей - растениях. А также о методики крашения.

ВложениеРазмер
doklad.docx 31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Федосеева Евгения Сергеевна

Руководитель: преподаватель биологии Долинко О.В.

Природные красители, как экологически чистый материал.

Синтетические красители были созданы около 150 лет назад. До этого ткани окрашивали в разные цвета природными красителями, получаемыми в основном из растений. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры.

В настоящее время тема работы остается актуальной, так как наблюдается возрождение и стойкое нарастание интереса к природным красителям. Главный аргумент в пользу возврата к природным красителям это их безопасность как соединений, синтезированных самой природой. Особенно для тех, кто думает о своём здоровье и о состоянии окружающей среды. Использование природных красителей может найти применение в окраске тканей для одежды людей, страдающих аллергией.

Объем исследований по расширению ассортимента растений, которые могут представлять ценность в качестве сырья для производства природных красителей, неуклонно растет. Можно выделить монографию профессиональных английских ботаников Джона и Маргарэт Кеннон, в которой приведены сведения о 48 растениях со всего мира, используемых с целью получения красителей для природных волокон, в основном шерсти и шелка.

Целью нашей работы является: изучение технологии использования природных красителей как экологически чистого материала при крашении тканей.

Для достижения цели работы были поставлены следующие практические задачи:

  • подбор и анализ литературы по данной теме;
  • получение практических навыков по окрашиванию хлопчатобумажной ткани;
  • получение натуральных красителей из растений;
  • обобщение и выводы на основе результатов наблюдения.
  • получить образцы ткани, окрашенные натуральными красителями, воспроизводящие цвета одежды наших предков.

1. 1 История возникновения природных красителей.

Широко использовались также ярко-желтые красители, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней — барбариса. Эти яркие и прочные краски шли на изготовление драгоценных тканей. Более дешевыми красными красителями были сафлор, красный сандал, орсейль (краситель средиземноморского лишайника) и орлеан, из которого получали оранжевую краску для шелка.

Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством.

В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, вытеснили природные красители из практики не только промышленного, но и кустарного окрашивания тканей и пряжи. На протяжении всего нескольких десятков лет большинство древних рецептов было забыто и утеряно.

1.2 Природные красители - растения.

Природные красители – это органические соединения, которые вырабатываются живыми организмами и окрашивают животные и растительные клетки. Их химическая природа различна. Они есть во всех клетках и выполняют немало функций.

Основным источником сырья для производства природных красителей в настоящее время являются растения. Растения имеют специальные красящие вещества – пигменты, которых известно около 2 тысяч. В растительных клетках чаще всего встречаются зеленые пигменты хлорофиллы, желто-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы.

Многие растительные пигменты используются в качестве красителей: корнеплоды моркови дают желтый краситель, свекла столовая – красный пищевой краситель, окрашенные лепестки растений тоже дают определенный краситель [2, с.8].

Антоцианы содержат лепестки роз, васильки, анютины глазки и ряд других растений, а также многие плоды: яблоки, вишни, виноград, черника, голубика и другие. Поэтому вытяжки из антоцианов можно использовать для получения натуральных красителей. В отличие от пластидных пигментов (хлорофиллов, каротиноидов) антоцианы сосредоточены в вакуолях клеток. В фотосинтезе не участвуют [4, с.22].

Из литературных источников мы выяснили, какие растения можно использовать для получения красителей определенного цвета.

Из травы тысячелистника, в зависимости от способов обработки, можно получить желтую и зеленую краски, если перед крашением в экстракте

тысячелистника ткань протравить в железном купоросе - она окрасится в

желтый цвет. Для получения зеленого цвета ткань вначале кипятят в отваре тысячелистника, а уже затем опускают в водный раствор хромовых квасцов.

Крушина - волчьи ягоды (красящее вещество находится в коре).Произрастает на всей территории России. Кора некоторых видов крушины в свежем виде дает желтую окраску, а в сухом - коричневую.

Береза - красящее вещество содержится в листьях и молодой коре; листья и кора собираются в начале лета; из листьев получается ярко-желтая краска, из коры - желтоватая.

Полынь - трава красит в соломенный и палевый цвет, с квасцами - в лимонный цвет.

Ежевика - ягоды красят в темно-синий цвет.

Черника - ягоды красят шерсть, смоченную, квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.

Щавель - растет почти повсюду; красящее вещество в листьях.

Можжевельник - растет почти повсюду; красящее вещество в ягодах.

Черемуха - внутренняя кора окрашивает в зеленый цвет.

Тополь - внутренняя кора красит пряжу в зеленый цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1:10).

Сухая кора крушины, кора дуба, кора сливяного дерева - дают коричневую окраску.

Трава серпуха - красит льняные и шелковые ткани.

Щавель конский - корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.

Крушина, волчьи ягоды - та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.

Душица - трава красит шерсть.

Барвинок - трава красит шерсть в темно-серый цвет.

Копытень - красит шерсть в темно-серый цвет.( Приложение № 1)

Глава 2. Методика крашение ткани натуральными красителями.

2.1. Разнообразие способов крашения тканей.

Окрашивание ткани состоит из трех этапов: экстракция, т.е. извлечение красителя, закрепления (протравки) и промывания. Каждый материал окрашивают по-своему.

Способы крашения зависят от рода волокон материала, который требуется окрасить.

Для извлечения красителей из листьев, плодов, коры или корней их предварительно отмачивают в течение суток в мягкой холодной воде. После этого растения кипятят в той же воде 15- 30 минут. На 100г. растений берут 1-2 литра воды. Полученный отвар процеживают в посуду для крашения. Для полного выделения краски из растений их кипятят еще 15-20 минут в 1-2 литрах воды, которую смешивают с отваром. Для более интенсивного действия краски отвару иногда дают прокиснуть.

Крашение тканей растительными красителями требует предварительной или последующей обработки волокна солями металлов — протравливания. Она необходима для закрепления красителя.

Они могут быть химическими (квасцы, медный купорос) или природными (натуральная муравьиная кислота, рассол квашеной капусты и другие). Протравка делает окраску значительно более устойчивой в стирке и на свету. Чаще всего применяются квасцы (KAL(SO4)2 - 12H 2О), при этом получаю! самые светлые и чистые оттенки: желтые и бежевые. Реже используют в качестве протравки сульфат меди или медный купорос (CuSO4 - 5Н 2О) - для получения желтых, различных зеленых и коричневых оттенков; сульфат железа или железный купорос (FeSO1) - для получения серых, серовато- и коричневато-зеленых, в также красновато-коричневых оттенков; дихромат калия (К2 Ст2 О7 - 7Н2 О) - для получения горчично-желтых, зеленых, бежевых, коричневых оттенков и винную кислоту (Cu4 Н6 О6) - для получения бежевых и светло-коричневых оттенков. В качестве закрепителей используется также соль, уксус, березовая зола и другие. Протравка производится тремя способами:

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОТРАВКА .

Химические вещества растворяют воде. При температуре 40° С материал погружают в раствор и кипятят 15—20 минут, время от времени помешивая. Затем его вынимают и воду сцеживают. Мокрую ткань, пряжу или волокна кладут в холодный отвар, доводят до кипения и кипятят 45—60 минут. Отжи-мать пряжу во время протравки или после нее нельзя — окраска будет неровной. Протравленную пряжу надо осторожно переложить в отвар красителя.

II. ОДНОВРЕМЕННАЯ С ОКРАСКОЙ ПРОТРАВКА .

Самый удобный и распространенный способ. Прежде чем опустить окрашиваемые вещи в отвар красителя, в нем, тщательно помешивая, растворяют закрепители. В полученную смесь кладут чистый мокрый материал. До кипения смеси материал переворачивают все время, а затем с небольшим перерывами. Кипятить 45— 60 минут.

III. ПОСЛЕДУЮЩАЯ ПРОТРАВКА. Материал кипятят в отваре красителя. Затем вынимают его, добавляют в отвар раствор закрепителя и кипятят окрашиваемый материал еще 30 минут. Одно и то же растение при разных способах протравки дает различные оттенки цвета.

В работе мы применяли одновременное с окраской протравливание. Мы брали одинаковые количества протравителя и красителя, опускали туда смоченную в теплой воде ткань, а затем начинали кипятить в течении 30 минут.

Данные, полученные в ходе исследований, позволяют сделать следующие выводы:

  • из растительных пигментов можно получить природные красители;
  • природные красители можно использовать для крашения тканей.
  • в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал.
  • природные красители можно получать в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань.
  • эти красителя не загрязняют окружающую среду.

по результатам исследования нами составлена таблица (Приложение№1табл.1), в которую внесены названия растений-красителей, которые встречаются в нашей местности. И которые можно использовать, как красители для натуральных тканей

На основании проделанной работы мы пришли к выводу, что природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал. Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань. Эти красителя не загрязняют окружающую среду. Но главный недостаток природных красителей в том, что они дают неяркие цвета при крашении ткани, а если не использовать при крашении закрепители, то окраска ткани со временем становится блеклой. Тем не менее природные красители производятся и применяются, завоевывая свою нишу в текстильной продукции. Производство природных красителей составляет 10 000 тонн в год, т.е. 1% от общего выпуска синтетических. Прогнозируется возрастание в ближайшее время производства природных красителей до 90 000 тонн в год. Производство природных красителей сосредоточено, главным образом, в Мексике, в некоторых странах Средиземноморья и в Азии. Существуют немного компаний, производящих природные красители в промышленном масштабе:

– Rablia (Италия) с 1992 года производит природные красители, экстрагированные водой из хлорофилла, кошинеля, резеды, кампешевого дерева, которые используются для производства эко-текстиля.

– AlegnoNaturalDyes (США) производит природные красители с маркировкой Ecolour для текстиля;

– BleudePastel (природные красители из листьев woad);

– Много небольших компаний в Индии и Китае. Из сложившейся ситуации вытекает, что внедрение природных красителей в текстильные технологии можно оценивать как интенсивно развивающееся и прогрессирующее научно-техническое направление.

Список использованной литературы.

2. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. – Мн.: Нар.асвета, 1991. – 208 с.

3. Полевой В.В. Физиология растений: Учеб.для биол. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1989. – 464 с.

4. Чуб В. Для чего нужны антоцианы // Цветоводство. – 2008. №6 – С. 22

6. Я.М. Грушко. Вредные неорганические соединения в промышленных сточных водах: Справочник. – Л.: Химия, 1979. – 160 с.

7. Энциклопедический словарь юного химика – М.: Педагогика, 1982. – 141 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Из истории красителей.

3. Природные красители.

4. Использование красителей для крашения тканей.

5. Исследовательская работа.

«Ум заключается не только в знании,

(Аристотель).

Актуальным на сегодняшний день является использование недорогих, экологически чистых травяных красителей, доступных в домашних условиях и не оказывающих негативных последствий для организма. К тому же, естественные краски сохраняют яркость цвета в течение десятков лет, не поддаются атмосферным влияниям.

В своей работе я хотела показать способ окрашивания хлопчатобумажных тканей в различные цвета с помощью красителей, полученных из листьев крапивы, коры дуба, шелухи репчатого лука, гранатового сока, листьев и стеблей чистотела, а также необходимость использования моего метода в домашних условиях при окрашивании постельного белья, скатертей, полотенец и детского белья.

Введение

Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развития мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения.

С развитием промышленности органического синтеза, особенно анилинокрасочной промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с синтетическим красителями, так как они менее дорогие и более устойчивы к природным воздействиям, и в основном, утратили свое практическое значение. Однако до сих пор часть натуральных красителей применяется в пищевой, легкой и косметической промышленности, для реставрационных работ, в аналитической химии и в других целях. Знаменитые своей яркостью и многоцветием, дагестанские ковры окрашены краской, которую дают корни марены красильной. В зависимости от способа приготовления это чудесное растение окрашивает пряжу в ярко-красный, оранжевый, фиолетовый, синий, желтый и другие цвета, отличающиеся чистотой оттенков и не меркнущие в течение многих лет.

До второй половины 19 века природные красители были единственными веществами для крашения текстильных изделий.

Процессы крашения и печатания достаточно полно изучены и постоянно усовершенствуются, в связи с огромной потребностью текстильной и легкой промышленности в прочных, дешевых, экологически безопасных способах крашения и красителях.

Из истории красителей .

Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры.

В русских деревнях крестьяне приготовляли их из растений, которые росли у них под рукой: на огороде, на лугу, в лесу.

В древности широко использовались некоторые минеральные краски для наскальной и стенной живописи, в качестве малярных красок и в других целях. Для окраски тканей, а также и для косметических целей использовались растительные и животные краски.

Для наскальной и стенной живописи в Древнем Египте применялись земляные краски, а также искусственно полученные окрашенные оксиды и другие соединения металлов. Особенно применяли охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, оксиды железа и меди и другие вещества.

В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также и некоторые животные организмы.

Алканна — род многолетних растений семейства Asperifoliaceae, близких к известной у нас медунице. Наиболее интересна A. tinctoria, фиолетово-красный корень, которой содержит смолистое красящее вещество, растворяющееся, например, в маслах, с образованием раствора яркого красно-малинового цвета. Краситель хорошо растворяется в щелочах, даже в водном растворе соды, окрашивая его в голубой цвет, но при подкислении он выпадает в виде красного осадка. Дает окраску красивую, но весьма непрочную. Древнейшие обнаруженные в Египте выкраски алканной датируются XIV в. до н. э.

Куркума — многолетнее травянистое растение семейства имбирных. Для крашения использовали желтый корень С. longa, который высушивали и истирали в порошок. Краситель легко экстрагируется содой с образованием красно-бурого раствора. Окрашивает в желтый цвет без протравы и растительные волокна, и шерсть. Легко изменяет цвет при малейшем изменении кислотности, бурея от щелочей, даже от мыла, но так же легко восстанавливает яркий желтый цвет в кислоте. Нестоек на свету.

Марена красильная — хорошо известное растение, толченый корень которой носил название крапп. Содержащийся в краппе ализарин давал с железной протравой фиолетовые и черные выкраски, с алюминиевой — ярко-красные и розовые, а с оловянной — огненно-красные. В Египте этот краситель был в ходу, но шумеры его не знали.

Сафлор — высокорослое (до 80 см) однолетнее травянистое растение с яркими оранжевыми цветками, из лепестков которых изготовляли краски — желтую и красную, легко отделяемые друг от друга с помощью уксуснокислого свинца. Несмотря на относительную нестойкость к свету и мылу, сафлор, даже не разделяя, использовали для прямого, без протравы, окрашивания хлопка в желтый или оранжевый цвет. В Египте найдены окрашенные сафлором ткани, относящиеся к XXV в. до н. э.

Итак, что же такое крашение?

Крашение тканей проводится с целью придания ткани определенного цвета.

Различают следующие стадии крашения: 1) диффузию красителя в водном растворе к поверхности волокна; 2) сорбцию красителя активными центрами поверхности волокна; 3) диффузию сорбированного красителя в глубь волокна; 4) закрепление красителя на активных центрах волокна. Первая стадия существенно ускоряется простым перемешиванием раствора, а также созданием на поверхности волокна заряда, противоположного заряду красителя. Вторая стадия зависит от диаметра волокна и его порами, от концентрации красителя на границе фаз волокно-краситель. Эта стадия определяет равномерность окраски. Третья стадия ускоряется повешением температуры и изменением рН раствора с использованием текстильно-вспомогательных веществ. Четвертая стадия протекает достаточно быстро. Характер образуемой связи определяет глубину проникновения в волокно красителя, устойчивость окраски к стирке и зависит от вида волокна и природы красителя. Для проведения работы я брала отбеленную х/б ткань. Она относится к растительным целлюлозным волокнам. Такие волокна окрашиваются прямыми, активными, кубовыми красителями и кубозолями и азогенами. К сожалению, мне не удалось выяснить классификацию и структурные формулы наших красителей – листьев крапивы, коры дуба, стеблей и листьев чистотела, луковой шелухи, гранатового сока . Природные красители относятся к органическим соединениям.

Закрепление красителя

Для закрепления природного красителя пользуются закрепителями –протравой. Без протравки пряжа после крашения приобретает в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет. При различных закрепителях одна и та же растительная краска дает различную окраску. Для получения светлых тонов применяют квасцы, темных — хромовую протравку, медный и железный купорос. Иногда в качестве закрепителей употребляют соль, уксус, березовую золу, рассол квашеной капусты.

Чувашская земля издревле славится своим уникальными цветными вышивками. Для него использовали яркоокрашенные в красные, желтые, черные цвета.

Процесс крашения очень интересен и увлекателен. Для крашения нитей, тканей, выделанных шкур и кож наши предки использовали в основном различные растения и их части: кору, листья, ягоды, шишки, корни.

Обычно сушеные растения заливали водой и так держали примерно сутки, затем нагревали в течении 1-2 часов и процеживали. В полученной краске изделия кипятили около часа. Затем полоскали и высушивали. Иногда этот процесс нужно было повторять несколько раз. Но цвета получались насыщенные и долго не выгорали. До сих пор на старинных чувашских вышивках ( а некоторым из них более 200 лет) цвета яркие, не поблекшие.

В своей работе я попыталась установить основные закономерности и принципы крашения хлопчатобумажных тканей. Я использовала доступные, дешевые, безопасные натуральные красители – листья крапивы, кору дуба, стебли и листья чистотела, луковую шелуху, гранатовый сок .

Практическая часть.

1) Получение растительных красителей из натурального сырья: листьев крапивы, коры дуба, стеблей и листьев чистотела, шелухи репчатого лука, гранатового сока.

2) Крашение тканей в светло-коричневый и темно- коричневый цвета, в желтый, зеленый и сиреневый цвета.

1) листья крапивы;

3) стебли и листья чистотела;

4) шелуха репчатого лука;

5) гранатовый сок;

Правила техники безопасности.

При выполнении работы необходимо соблюдать меры безопасности и правила обращения с нагревательными приборами и горячими растворами.

Ход работы:

Для проведения испытаний был приготовлен красильный раствор из 30 гр природного красителя, 3 литров воды и 30 гр.закрепителя. Природный краситель помещали в марлевый мешочек и опускали в кипящую воду на 1-2 часа. После приготовления красильного раствора мешочек вынимался из кастрюли. Затем в раствор опускали образец ткани (размером 5*5 см). Раствор помешивался стеклянной палочкой.

Крашение ткани в светло-коричневый цвет.

1) Кору дуба опустить в кипящую воду на 1-2 часа.

2) Отфильтровать полученный раствор.

3) Опустить в фильтрат ткань для окрашивания на 5-6 часов.

4) Добавить для закрепления цвета алюмокалиевые квасцы.

5) Извлечь ткань из фильтрата и промыть её холодной водой.

6) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

Крашение ткани в зеленый цвет.

1) Листья крапивы опустить в кипящую воду на 1-2 часа.

2) Отфильтровать полученный раствор.

3) Опустить в фильтрат ткань для окрашивания на 5-6 часов.

4) Добавить для закрепления цвета алюмокалиевые квасцы.

5) Извлечь ткань из фильтрата и промыть её холодной водой.

6) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

Крашение ткани в желтый цвет.

1) Листья и стебли чистотела опустить в кипящую воду на 1-2 часа.

2) Отфильтровать полученный раствор.

3) Опустить в фильтрат ткань для окрашивания на 5-6 часов.

4) Добавить для закрепления цвета алюмокалиевые квасцы.

5) Извлечь ткань из фильтрата и промыть её холодной водой.

6) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

Крашение ткани в сиреневый цвет.

1) Опустить ткань в гранатовый сок на 1-2 часа.

2) Для закрепления цвета добавить поваренную соль.

3) Извлечь ткань из раствора и промыть её холодной водой.

4) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

Крашение ткани в темно-коричневый цвет.

1) Замочить на 3-4 часа шелуху репчатого лука .

2) Опустить в раствор ткань и кипятить 1-2 часа.

3) Добавить для закрепления цвета поваренную соль.

4) Извлечь ткань из раствора и промыть её холодной водой.

5) Высушить и разгладить выкрашенную ткань.

По старинным рецептам крашение х/б нитей луковой шелухой проводилось так:

Заключение.

В результате проведения исследовательской работы я получила образцы хлопчатобумажных тканей, окрашенных в следующие цвета: светло-коричневый (кора дуба), темно-коричневый (шелуха репчатого лука), желтый (листья и стебли чистотела), зелёный (листья крапивы) и сиреневый ( гранатовый сок) цвета.

Своей работой я хотела показать возможность использования природных красителей, как в лабораторных, так и в домашних условиях. Окрашивание тканей не занимает много времени, а приобретение природных красителей доступно и не требует больших денежных затрат. Таким способом можно придать различные цвета белым тканям, покрывалам, постельному белью, полотенцам, обновить многие старые вещи.

Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей в быту уменьшает риск возникновения многих кожных заболеваний, различные проявления аллергических реакций, особенно в детском возрасте.

Окрашенные ткани будут радовать глаз яркостью и разнообразием цветовой гаммы, а самое главное не причинят вред здоровью человека.

Данная работа приостановлена, а не закончена, так как процесс крашения тканей интересный и увлекательный. Результаты можно наблюдать наглядно. Жаль только, что возможности школьной лаборатории не дают проводить более полный и научный эксперимент по изучению других видов красителей.

Приложение 1

Дуб обыкновенный — Quercus robur L.

Крупное листопадное дерево с мощным развитым стволом и глубоко растрескавшейся корой (высотой до 40 м). У молодых деревьев кора гладкая, блестящая. Молодые побеги и почки красно-бурые, с густым войлочным серым или желтовато-серым опушением. Листья простые, очередные, продолговато-обратнояйцевидные, лопастные, длиной до 15 и шириной 7 см с короткими черенками, голые, блестящие, зеленые (снизу бледные) с выступающими жилками и ясно выраженными ушками при основании.

Плод - желудь с неглубокой чашевидной плюской. Цветет в конце апреля - начале мая. Плоды созревают в сентябре - начале октября. Встречается в Европейской части России до Урала, на Украине, Кавказе, в Крыму, Беларусии. Растет в смешанных лесах и образует чистые насаждения - дубравы.

Кору, заготавливают весной с молодых ветвей. Кору сушат в тени или в проветриваемом помещении. Готовое сырье - куски коры длиной 25-30 см, с поверхности слегка морщинистые. Необходимо отметить, что с увеличением возраста дерева содержание дубильных веществ в его коре снижается. Кора дуба обладает сильно выраженным вяжущим, противовоспалительным, антисептическим, кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием.

Крапива двудомная — Urtica dioica L.

Многолетнее травянистое растение с четырехгранным прямым стеблем, супротивными яйцевидно-ланцетовидными крупнозубчатыми листьями. Стебли и листья имеют жгучие волоски с едкой ядовитой жидкостью. Волоски заканчиваются ломким, пропитанным кремнеземом острием.

При прикосновении к ним головки волосков обламываются, вонзаются в кожу, образуя ранку, в которую попадает ядовитая жидкость, вызывая жжение. Цветки крапивы невзрачные, однополые. Плод - орешек. Встречается по обочинам дорог почти на всей территории бывшего Союза.

Крапива — богатое витаминами и другими биологически активными веществами растение. В ней содержатся витамины С, А, Л, дубильные вещества, муравьиная кислота, гликозиды, белковые вещества, гистамин, много хлорофилла, секретин.

Из крапивы получают безвредную растительную краску — хлорофилл, которая используется в пищевой, парфюмерной и фармацевтической промышленности.

Чистотел большой — Chelidonium majus L.

Травянистый многолетник, достигающий порой высоты 100 см Корень маловетвистый, снаружи красно бурый, внутри желтый. Стебли прямостоячие, ветвистые, внутри полые. Листья нежные, снизу голубоватые, сверху зеленые. Листовые доли округлые или яйцевидные, верхушечная - трехлопастная. Цветки золотисто-желтые, имеют двухлистовую опадающую чашечку и четырехлепестный венчик. Цветки располагаются в простых зонтиках по 3—8. Плод - одногнездная стручковидная двухстворчатая коробочка

Гранат — Punica granatum L.

Небольшое красивое дерево высотой 5-10 м, реже кустарник с блестящими узколанцетными листьями и мощной корневой системой. Ствол граната покрыт слегка растрескавшейся корой и небольшими шипами. Цветки крупные, пурпурные, собранные в пучки; в верхней части одиночные. Плоды крупные, округлые, красноватые, с кожистым околоплодником. Плод содержит от 400 до 700 семян. Семена окружены сочной, кисло-сладкой мякотью.

Окраска семян от бело-розовой до темно-красной. Цветет в мае-августе. Плоды созревают с сентября по ноябрь.

Гранат растет в субтропическом климате. Родина граната — Передняя Азия, Закавказье, Дагестан, Средняя Азия (Копет-Даг), Памиро-Алтай, а также Малая Азия. Иран и Афганистан.

Лук репчатый — Allium сера L.

Травянистое многолетнее растение, имеет простую сплюснуто-шаровидную луковицу; цветки беловатые на длинных ножках, образуют шаровидное, зонтичное соцветие. Цветет летом. Сортов много. Распространен в самых разнообразных условиях обитания, от пустынь до полярных зон Севера.

Лук репчатый очень широко культивируется, используется в пищу как овощ.

В растении содержатся белковые вещества, клетчатка, соли кальция, фосфора, микроэлементы, сахара, эфирное масло, в состав которого входят сульфидные вещества, обладающие слезоточивым действием.В состав лука входят гликозиды, инулин, фитин, ферменты, витамины С, A, Bi, B2, РР, и что очень ценно, в листьях и луковицах обнаружены фитонциды, угнетающие рост патогенных микроорганизмов.

Список использованной литературы.


Долгое время люди применяли около тридцати естественных красителей — это синие, красные, черные, желтые, коричневые и зеленые тона. Сегодня вместо природных красителей стали использовать искусственные. Но если посмотреть на них с экологической точки зрения, то преимущество возьмут на себя природные красители. Мы решили исследовать свойства природных красителей, сравнить их с искусственными и изучить особенности окрашивания тканей природными красителями. Нас заинтересовал и тот факт, что красители, выделенные из растений, можно использовать и для получения акварельной краски.

Несмотря на то, что искусственные красители используют чаще, но тем не менее натуральные красители можно получить даже дома использовать их для крашения тканей, пряжи, получения других экологически чистых материалов.

Целью нашей научно-исследовательской работы является изучение возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при крашении тканей и для получения акварельных красок.

Для достижения цели работы были поставлены следующие практические задачи:

  • подбор и анализ литературы по данной теме;
  • получение практических навыков при работе с лабораторной посудой, химическими реактивами;
  • получение натуральных красителей и исследование их свойств;
  • обобщение и выводы на основе результатов наблюдения.

1. Общие сведения о красителях

1.1. Историческая справка о получении и использовании красителей

Народный способ окраски растениями известен издавна. Например, был найден женский костюм из деревни Рабивере Хагериского прихода, который относится к концу XVII века.

Природных красителей, дающих прочную красную и синюю окрас­ку— цвета, считавшиеся во все времена особенно ценными, немного. Первыми по красоте и долговечности были два красных красителя жи­вотного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до ХIV в., кармин, который получали из насекомых разных видов: из червеца и кермеса (в Европе, Азии и Африке) и из кошенили (в Южной Америке).

Наиболее популярным растительным красителем, красного цвета был крап, который экстрагировали из корней марены красильной.

Известный краситель синего цвета — индиго получали из растения индигоферы, произрастающего в странах с теплым, климатом: в Индии и Юго-Восточной Азии.

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ МАТЕРИАЛ

Широко использовались также ярко-желтые красители, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней — барбариса. Эти яркие и прочные краски шли на изготовление драгоценных тканей. Более дешевыми красными красителями были софлор, красный сандал, орсейль (краситель средиземноморского лишайника) и орлеан, из которого получали оранжевую краску для шелка.

Кроме того, существовало множество желтоватых и коричневых красителей разных оттенков, которые получали в каждой стране из местно­го сырья — корней и коры растений самых разнообразных видов. Эти красители были самыми доступными, и поэтому коричневые, бурые и неяркие желтые тона считались цветами бедности.

Естественные природные красители использовались в текстильной промышленности вплоть до 60? 70-х гг. XIX в. Только после изобретения анилиновых красителей стали применять другие способы крашения. Однако в ковроделии, при выработке художественных изделий ручным способом древние методы сохра­няются и в настоящее время.

В реставрации памятников текстильного искусства прошлого знание старинной технологии крашения особенно необходимо. Натуральные красители для текстильных волокон извлекают из высушенного при­родного сырья: травы, коры, корней, древесины, плодов и высушенных насекомых, вываривая их в воде. Исключение составляет только си­ний краситель индиго, который в воде не растворяется [1, с.98].

1.2. Химический состав красителей

Растения имеют специальные красящие вещества — пигменты, которых известно около 2 тысяч. В растительных клетках чаще всего встречаются зеленые пигменты хлорофиллы, желто-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы.

Многие растительные пигменты используются в качестве красителей: корнеплоды моркови дают желтый краситель, свекла столовая — красный пищевой краситель, окрашенные лепестки растений тоже дают определенный краситель [2, с.8].

Антоцианы содержат лепестки роз, васильки, анютины глазки и ряд других растений, а также многие плоды: яблоки, вишни, виноград, черника, голубика и другие. Поэтому вытяжки из антоцианов можно использовать для получения натуральных красителей. В отличие от пластидных пиментов (хлорофиллов, каротиноидов) антоцианы сосредоточены в вакуолях клеток. В фотосинтезе не участвуют [4, с.22].

Антоцианы — растительные гликозиды, содержащие в качествеве агликона (антоцианидина) гидроксипроизводные 2-фенилхромена (рис. 1.1).

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ МАТЕРИАЛ

Антоцианы? окрашенные кристаллы. Углеводная часть молекулы (обычно остаток глюкозы, рамнозы, галактозы, ди- или трисахарида) связана с агликоном в положении 3, реже — 3 и 5. У многих антоцианов некоторые группы ОН метилированы или ацетилированы. Антоцианы — окрашенные кристаллы. Легко растворяются в воде и других полярных растворителях, трудно — в спирте, бензоле. Цвет и строение антоцианов зависит от рН среды (рис. 1.2).

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ МАТЕРИАЛ

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ МАТЕРИАЛ

2. Крашение ткани натуральными красителями

2.1. Разнообразие способов крашения тканей

Окрашивание ткани состоит из трех этапов: экстракция, извлечение красителя, закрепления (протравки) и промывания. Каждый материал окрашивают по-своему.

Способы крашения зависят от рода волокон материала, который требуется окрасить. К главнейшим волокнистым материалам относятся шерсть, хлопок, шелк, лен, пенька, солома Волокнистые материалы как животного, так и растительного происхождения окрашиваются в виде готовой ткани или в пряже. Процесс крашения состоит в поглощении краски волокнами.

В зависимости от материала протравливание можно производить перед окрашиванием, во время окрашивания и после него.

2.2. Получение натуральных красителей и окрашивание ими тканей

Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными.

2.2.1. Подготовка текстильных материалов к крашению

Материал, предназначенный для крашения, должен обладать хоро­шей смачиваемостью. Без предварительной тщательной подготовки, ткань не прокрашивается и становится неустойчивой к любым воздей­ствиям.

Мы отваривали ткани в растворе, содержащем 3,6 г 40%-ного олеино­вого мыла, 0,25 г кальцинированной соды, 1000 мл воды. В раствор олеинового мыла при температуре не ниже 93? 96° С мы опус­кали сухую ткань и варили ее в течение 30 минут. Затем тщательно промывали, чтобы не оставалось отработанное мыло и другие загрязнения, которые препятствуют равномерному окрашива­нию волокна.

Лён перед крашением кипятили 1 час в растворе стирального порошка (1 л воды — 2,3 г порошка и хозяйственное мыло). На 100 г материала брали 1−3 л воды. После этого полоскали 2−3 раза в теплой воде.

2.2.2. Протравливание

Крашение тканей растительными красителями требует предвари­тельной или последующей обработки волокна солями металлов — про­травливания. Она необходима для закрепления красителя.

В качестве протрав мы использовали алюмокалиевые квасцы, железный купорос, дихромат калия, медный купорос и другие.

Раствор протравы делали из расчета 10 г на 1 литр воды (1%-ный). Раствор алюмокалиевых квасцов требует нейтрализации кальциниро­ванной содой. После обработки холодным раствором протрав в тече­ние суток ткань хорошо выполаскивали и сушили.

По алюмокалиевой протраве на волокне образуются лаки красите­лей, цвет которых соответствует цвету истинного красителя взятого растения. Все другие соли металлов образуют с красителями лаки раз­личных оттенков. Поэтому алюмокалиевые квасцы — основная главная протрава при крашении естественными красителями.

Соли других металлов изменяют цвет истинного красителя: соединения меди образуют лаки с коричневым или оливковым оттенком, хромовая протрава — с зеленоватым. С железной протра­вой волокна окрашиваются в черные или оливковые цвета, в зависи­мости от красильного растения. Одним и тем же красильным растением можно окрасить текстильные волокна в разные цвета, пользуясь раз­личными протравами. В красильную емкость можно погружать образцы ткани, протравленные только одним каким-либо способом. Перед опусканием в протравную емкость ткань обязательно смачивали водой.

2.2.3. Приготовление красильных отваров

Красильные отвары готовили в посуде из эмали. 100 г красящего материала заливали на 30−35 минут теплой водой (1 л).

Красящий материал выщелачивали кипячением с добавлением соды (чайная ложка соды на 1 л воды)

Растения или их части (траву, корни, кору или плоды, содержащие красящие вещества) вываривали в воде в течение некоторого времени (до 30 минут для травы, до 2—4 часов для коры и древесины). Выва­ривали осторожно, при медленном кипении. После экстрагирования красителя отвар сливали в другую посуду, а растения снова доливают водой, чтобы получить второй отвар.

2.2.4. Крашение тканей

После окрашивания ткань полоскали в теплой воде, в которую добавлено немного столового уксуса.

Крашение - сложный физико-химический процесс, в результате которого между молекулами ткани и молекулами красителя образуются достаточно прочные связи. Мы применяли способ протравного крашения. Поскольку растворы протрав должны обладать кислой реакцией среды, то каждый приготовленный раствор проверялся универсальным бумажным

индикатором. В работе мы применяли одновременное с окраской протравливание. Мы брали одинаковые количества протравителя и красителя, опускали туда смоченную в теплой воде ткань, а затем начинали кипятить в течении часа. Применяя различные протравы, мы добились того, что при использовании одного и того же красителя ткань окрашивалась в разные цвета. По результатам исследования нами составлена таблица (табл.1), в которую внесены названия растений-красителей, применявшиеся протравы и результат окрашивания.

3. Получение акварельных красок

3.1. Выделение антоцианов из растений

Антоцианы хорошо растворимы в воде. Содержатся в клеточном соке (вакуолях), значительно реже — в клеточных оболочках. Они могут существовать в различных формах. При действии минеральных и органических кислот образуют соли красного. При действии щелочи — синего цвета. На цвет антоцианов влияет не только кислотность клеточного сока, но и способность этих пигментов образовывать комплексные соединения с металлами. Например, для проявления синего цвета необходимо наличие в клетках комплексного соединения антоцианов с магнием, алюминием, оловом, а также белками и сахарами. [2, с. 13]

Для опыта мы брали ягоды клюквы, смородины, лепестки красной розы, фиалок (фиолетовой, розовой, бледно-розовой), чешую лука, кору дуба и ольхи, плоды шиповника, хвою, цветки гибискуса, так как они содержат антоцианы.

Чтобы получить антоциановую вытяжку, мы 0,5 — 1 г красящего материала помещали в пробирку, заливали его 5 мл воды и доводили до кипения над пламенем спиртовки. Нагревание выше 70 0 С приводит к разрушению мембран клеток. Антоцианы свободно выходят из клеток, окрашивая воду в различные соответствующие цвета. Полученный раствор отфильтровывали в чистую пробирку через бумажный фильтр. Часть вытяжки каждого из пигментов мы отливали в другие пробирки и добавляли несколько капель 1% соляной кислоты, в другую часть добавляли несколько капель 0,001% раствора едкого натра. В зависимости от того, добавляли мы кислоту или щелочь, вытяжка пигментов изменяла свою исходную окраску: при добавлении кислоты — раствор светлел, при добавлении щелочи, наоборот, приобретал более темную окраску.

3.2. Акварельные краски из антоцианов

В приготовлении акварельных красок можно использовать растворы антоцианов. Но для того, чтобы краски загустели, необходимы связующие вещества. Это гумми-смолы (камеди), гуммиарабик, вишневый, сливовый, урюковый и другой растительный клей косточковых плодовых деревьев, а также декстрин, мед, сахар, патока Мы использовали мед и глицерин.

Главная составная часть пчелиного меда представляет смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16? 18%), воска и небольшого количества белковых веществ. В акварели лучше применять фруктозу, некристаллизующуюся часть меда, отделяя от меда глюкозу кристаллизацией из спирта, воды или уксусной кислоты. Глюкоза имеет температуру плавления 146 °C, растворяется в 3 частях воды. Мед, превратившийся в зернистую массу, состоит из кристаллов глюкозы. Если мед разбавить водой и нагревать в течение 5 — 6 часов при температуре 60 — 90° С, то он теряет способность кристаллизоваться.

Мед придает акварели мягкость и способствует сохранению краски в полужидком состоянии в течение длительного времени.

Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Густая сиропообразная жидкость с водой смешивается во всех соотношениях. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии. Находится в качестве составной части в жирах и получается как побочный продукт при мыловарении. В акварели применяется после тщательной очистки и отбелки.

Вследствие большой гигроскопичности глицерин жадно притягивает воду из воздуха и сообщает красочному слою влажное и неустойчивое состояние; краска при избытке глицерина неровно и рыхлым слоем ложится на бумагу.

Краски необходимо упарить на водяной бане [5].

Заключение

Данные, полученные в ходе исследований, позволяют сделать следующие выводы:

  • из растительных пигментов можно получить природные красители;
  • природные красители можно использовать для крашения тканей и получения акварельных красок.

На основании проделанной работы мы пришли к выводу, что природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал. Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань. Эти красителя не загрязняют окружающую среду, а синтетические содержат соединения аммония, олова, свинца, фтора, хлора, хлориды, щелочи, барий, хром, медь, калий. Цвет окрашиваемого материала зависит и от применяемой протравки: алюмокалиевые квасцы дают в основном бежевое окрашивание или цвет самого красителя, медный купорос — зеленоватое и желтое, железный купорос — серое, дихромат калия — желтое и оранжевое.

Но главный недостаток природных красителей в том, что они дают неяркие цвета при крашении ткани, а если не использовать при крашении закрепители, то окраска ткани со временем становится блеклой. Ткани, окрашенные синтетическими красителями, напротив могут иметь различные яркие окраски в зависимости от красителя.

Акварельные краски, полученные из растительных пигментов имеют свои и недостатки и преимущества. Положительная сторона их состоит в том, что эти краски совершенно безвредны: использовались растительные экстракты, а как загуститель — мед. Главный их недостаток в том, что они медленно высыхают и имеют бледные неяркие цвета.

Список использованной литературы

1. Ольшанская О.М., Артемоа А.В. Текстильная химия, 2000, № 1, с. 98−106.

2. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. — Мн.: Нар. асвета, 1991. — 208 с.

3. Полевой В.В. Физиология растений: Учеб. для биол. спец. вузов. — М.: Высш. шк., 1989. — 464 с.

4. Чуб В. Для чего нужны антоцианы // Цветоводство. — 2008. № 6 — С. 22

6. Я.М. Грушко. Вредные неорганические соединения в промышленных сточных водах: Справочник. — Л.: Химия, 1979. — 160 с.

7. Энциклопедический словарь юного химика — М.: Педагогика, 1982. — 141 с.

Читайте также: