Авиационная промышленность россии сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Авиационная промышленность России — крупная отрасль российского машиностроения, осуществляющая разработку и производство авиационной техники. В сфере самолётостроения Россия выпускает, в частности, истребители, бомбардировщики, учебно-боевые, военно-транспортные, пассажирские самолёты, в сфере вертолётостроения — транспортные и боевые вертолёты. Также осуществляется выпуск беспилотных летательных аппаратов.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире (более 100 самолётов за 2010 год [1] ), вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов) [1] .

В 2018 году объём производства в авиационной промышленности России составил 987 млрд рублей ($15,7 млрд), объём экспорта авиатехники — 380 млрд рублей ($6 млрд) [2] .

Авиационная промышленность

Авиационная промышленность является одной из ведущих и важнейших отраслей отечественного машиностроения. Предприятия авиапрома полностью обеспечивают потребности в самолетах и вертолетах армии, силовых ведомств и государственных структур страны, а также частично удовлетворяют спрос на продукцию гражданского назначения.

Компании авиационной промышленности ежегодно производят в среднем около 100 самолетов военного назначения, 250 вертолетов и 30 пассажирских авиалайнеров. Значительная часть продукции военного авиастроения и вертолетов различного назначения поставляется на экспорт. По объемам производства военных самолетов Россия занимает второе место в мире (после США).

Исторический экскурс

Эпоха индустриализации, последовавшая вслед за Октябрьской революцией, дала мощный импульс развитию отечественного авиастроения. В стране были построены новые крупные авиазаводы, развернули деятельность конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Яковлева, Сухого, Микояна, Лавочкина.

В годы Великой Отечественной войны вся авиационная промышленность СССР была переведена на военные рельсы. Предприятия, многие из которых были перебазированы из центральных областей страны на восток, в ускоренном темпе осваивали производство новых, передовых для своего времени истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, что позволило свести на нет тотальное преимущество в воздухе немецко-фашистской авиации, имевшее место в первые годы войны.

Российская авиационная промышленность на фоне кризиса 90-х годов

На рубеже 80-90 годов в СССР были разработаны модели пассажирских самолетов нового поколения, призванные заменить устаревающую авиатехнику. Планировалось, что авиапромышленность в ближайшее десятилетие освоит серийный выпуск новых самолетов Ту-204, Ту-334, Ил-114 и Ил-96, которые станут основой гражданской авиации СССР.

Однако развал Советского Союза и последовавший вслед за этим системный кризис коренным образом изменили существующие планы. Отказ от планового хозяйства в пользу рыночной экономики, разрыв налаженных годами связей между предприятиями, находящихся в различных республиках СССР, нарушение действующих логистических коммуникаций, отсутствие финансирования – все это не могло не отразиться на деятельности предприятий авиапрома и конструкторских бюро.

В сложившихся условиях массовое освоение новой техники, требовавшей доводки и проведения большого количества испытаний, откладывалось на неопределенный срок. Многие предприятия авиационного комплекса перешли на мелкосерийное производство, что не позволяло получать достаточную прибыль для проведения технического обновления и совершенствования производственного цикла. Отсутствие господдержки привело в упадок деятельность конструкторских бюро и научных институтов, обеспечивающих разработку и сопровождение проектов.

Серьезным препятствием для развития авиапрома стал и массовый переход вновь образующихся авиакомпаний на эксплуатацию авиатехники западного производства, приобретаемую на достаточно выгодных условиях на вторичном рынке.

Несколько иной в 90-е годы оказалась ситуация в сегменте военного авиа- и вертолетостроения. Благодаря наличию экспортных заказов некоторые предприятия, специализирующиеся на производстве военной авиатехники и вертолетов, сумели относительно безболезненно преодолеть кризисный период и приспособиться к новым условиям.

Попытки преодоления кризиса в гражданском авиастроении. Проект SSJ-100

К началу нулевых ситуация в экономике России начала изменяться в лучшую сторону, чему способствовала благоприятная обстановка на рынке сырьевых ресурсов. На этом фоне правительство страны стало уделять больше внимания восстановлению некогда мощного гражданского авиастроения. Дальнейшая стагнация в этом сегменте грозила привести к полной утере компетенций в сфере разработки и производства пассажирских авиалайнеров, что не входило в планы государства.

В 2001 году была анонсирована госпрограмма по поддержке гражданского авиапрома, предусматривающая финансирование проекта создания нового пассажирского авиалайнера.

В 2000 году конструкторским бюро имени Сухого началась разработка нового регионального авиалайнера SSJ-100, создаваемого в тесной кооперации с ведущими западными авиапроизводителями. Проект наряду с разработками конструкторских бюро Ильюшина и Мясищева был представлен на рассмотрение экспертного совета Росавиакосмоса и стал победителем конкурса.

На мощностях авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) собрано около 200 самолетов SSJ-100. На сегодняшний день это единственный пассажирский авиалайнер, серийное производство которого осуществляется в России.

Несмотря на неоднозначное восприятие проекта, который подвергается критике по ряду параметров, SSJ-100 стал первым самолетом, разработанным и запущенным в серийное производство после развала СССР. Реализация проекта позволила освоить новые цифровые методы проектирования и передовые технологии производства, став тем самым отправной точкой для дальнейшего развития гражданского авиапрома страны.

Текущее состояние отрасли

Предприятия российской авиационной промышленности сегодня реализуют ряд проектов в сегментах гражданской, военной и транспортной авиации.

Среднемагистральный авиалайнер МС-21

На текущий момент собрано 4 опытных экземпляра МС-21, проходящих летные испытания. Начало серийного производства авиалайнера намечено на 2021 год.

Региональный самолет Ил-114

Ил-114-100, предназначенный для обслуживания региональных маршрутов, был разработан в конце 80-х годов прошлого века. Мелкосерийное производство лайнеров в 90-е годы осуществлялось на мощностях Ташкентского производственного объединения имени Чкалова. Всего было выпущено 20 машин, большинство из которых эксплуатировались в Узбекистане.

В 2014 году по инициативе правительства РФ было решено вернуться к возрождению проекта и его реализации на территории страны. Самолет планируется существенно модернизировать и оснастить новыми двигателями отечественного производства.

В настоящее время на воронежском авиазаводе (ВАСО), осуществляется сборка первой опытной машины. Серийное производство самолетов планируется наладить на Луховицком заводе корпорации МИГ в 2021 году.

Авиационная промышленность

Транспортный самолет Ил-476

Помимо вышеперечисленных проектов, предприятия авиационной промышленности РФ готовятся к серийному выпуску истребителей пятого поколения Су-57, легких транспортников Ил-112, возобновлению производства стратегических бомбардировщиков ТУ-160.

Одновременно на предприятиях авиационного комплекса страны осуществляется серийное производство истребителей и бомбардировщиков Су-30 СМ, Су-34, Су-35, вертолетов различного назначения, самолетов-амфибий Бе-200, а также мелкосерийное производство авиалайнеров Ту-204/214 и Ил-96-300 по заказу государственных и силовых структур.

Проблемы промышленности

Несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в российской авиапромышленности в последнее десятилетие, отрасль, особенно ее гражданский сегмент, до сих пор не сумела полностью преодолеть последствия кризиса 90-х.

В числе проблем авиационной промышленности стоит отметить нехватку квалифицированных кадров, низкую эффективность менеджмента предприятий, технологическое отставание в ряде ключевых подотраслей (авионика, авиадвигатели), зависимость от поставок комплектующих изделий западных производителей, недостатки в организации послепродажного обслуживания продукции.

Еще одной серьезной проблемой, тормозящей развитие российского авиапрома, стало санкционное давление, оказываемое на страну. Запрет на поставку российским предприятиям продукции двойного назначения оказывает негативное влияние на темпы обновления производственных линий, станочного парка и внедрения прогрессивных технологий.

Перечень ведущих предприятий

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Авиационные заводы.


Авиастроение в России имеет долгую и славную историю. Отрасль переживала моменты триумфа и глубочайшие кризисы. Однако во все времена, невзирая на трудности и экономическую обстановку, отечественные авиастроители и конструкторы умели удивлять мир, создавая качественные и передовые летательные аппараты. Сегодня сотни тысяч людей вовлечены в авиастроение в России. Города, в которых находятся заводы, производящие вертолеты и самолеты, порою строятся вокруг этих предприятий и процветают за счет них.

Истребитель Т -50

Авиастроительная промышленность постепенно восстанавливается после лихих 90-х и наращивает производственные мощности, занимая на данный момент третье место по количеству выпускаемой авиатехники после США и ЕС. В очередной раз российское авиастроение вынуждено наверстывать отставание от конкурентов. Впервые это случилось более века назад.

Царская Россия


После революции

Грянула революция, а за ней следом гражданская война. В государстве началось глобальное переустройство. В 1918 году по указу Советской власти были национализированы все авиационные предприятия. Но производство самолетов и без того практически прекратилось из-за ужасной экономической обстановки и политической неопределенности. Новой власти пришлось налаживать авиастроение в России практически с нуля.

Причем восстанавливали отрасль в суровых условиях: война, разруха, нехватка средств, ресурсов и кадров, ведь многие российские авиастроители иммигрировали, многие погибли в гражданскую или были репрессированы. Очень помогли немцы, которым после Версальского договора запрещалось иметь полноценную армию и производить оружие. В сотрудничестве с Россией немецкие специалисты получали возможность строить и конструировать новые самолеты, а советские инженеры приобретали бесценный опыт и знания.

Уже в 1924 году в небо поднялся первый цельнометаллический самолет АНТ-2, сконструированный легендарным Андреем Туполевым. Спустя всего год советские авиастроители создали передовой для своего времени самолет-моноплан АНТ-4. Двигатели бомбардировщика расположили вдоль крыла, такая схема стала классической для всех будущих тяжелых бомбардировщиков во время следующей мировой войны.

В 30-х годах бесповоротно закончилась эра дирижаблей, произошел качественный скачок в авиастроении в России. Заводы, выпускающие самолеты и двигатели, металлургические предприятия и конструкторские бюро появлялись десятками. В 1938 году производство самолетов увеличилось в 5.5 раз по сравнению с показателями 1933 года. В довоенные годы в отрасли разработали и выпустили такие известные самолеты, как АНТ-6, АНТ-40, И-15 и И-16.

Истребитель И -16

Несмотря на внушительные достижения и производительную мощь советской авиапромышленности, в конце 30-х годов обозначилось техническое отставание от немецких авиастроителей. Лучшие отечественные истребители И-16 и И-15, которые активно использовались во время гражданской войны в Испании, поначалу показывали себя прекрасно, но ближе к концу конфликта стали заметно уступать немецким машинам.

Катастрофа первых дней Великой Отечественной, когда сотни советских самолетов были уничтожены на земле, еще более усугубила преимущество немецких летчиков. Немцы безраздельно владели небом, чем во многом объясняются их успехи в первые месяцы войны. Без воздушной поддержки Красная Армия была не в силах остановить танковые клинья вермахта, которые охватывали целые армии.

Вновь авиационная отрасль оказалась в критической ситуации: все вокруг рушилось, государству грозило уничтожение, а руководство требовало не просто увеличивать производство самолетов, но и конструировать новые, более совершенные модификации. Поставленные задачи были с блеском выполнены. Советский авиапром внес внушительный вклад в будущую победу. Напрягая всю волю и силу, советские авиастроители совершили невозможное, как это часто случалось в России.

Центры авиастроения были оперативно эвакуированы на восток страны, все конструкторские бюро работали сутками, трудились на заводах женщины и дети. Итогом этих усилий стало создание таких выдающих самолетов, как простой и живучий истребитель Ла-5, внесший значительный вклад в Сталинградскую битву; универсальный Як-9, который использовался как истребитель вражеских самолетов, бомбардировщик, разведчик, эскорт; бомбардировщик Пе-2; наводивший на немцев ужас штурмовик Ил-2.

Штурмовик Ил -2

Без этих самолетов не были бы возможны перелом в войне, а затем и великая Победа. Однако она была добыта не только техническим усовершенствованием летательных аппаратов, но и удивительным ростом производственных мощностей. Советский авиапром в 1941 году дал армии примерно 7 900 самолетов, а в 1944 году эта цифра превысила 40 000 штук. Всего за годы войны было в СССР произвели свыше 150 000 самолетов, в Германии же около 120 000, хотя на нее работала вся европейская промышленность.

Период рассвета

Поставленная на военные рельсы авиастроительная отрасль после войны не сбавила оборотов, до самого распада СССР она продолжала исправно выпускать и совершенствовать авиатехнику. В пик своего развития советский авиапром производил в год около 400 вертолетов и 600 самолетов военного назначения, а также порядка 300 вертолетов и 150 самолетов гражданского назначения. В отрасль входило 242 предприятия, 114 заводов, 72 конструкторских бюро, 28 НИИ. Перед развалом Союза в авиапроме работало больше двух миллионов человек.

В послевоенный период СССР не собирался допускать техническое отставание от западных держав. Началась эра реактивных самолетов. Уже в начале 50-х годов в воздух поднялись околозвуковые и сверхзвуковые МиГ-15 и Миг-19, в 1955 году прошел испытание истребитель Су-7, а в 1958 налажен серийный выпуск Миг-21, который надолго превратился в символ и главную мощь истребительной авиации СССР.

Истребитель Миг -21

В Советский период авиастроение в России и Союзных республиках представляло собой единый механизм, который безостановочно создавал великолепные вертолеты и самолеты, опережавшие свое время. Причем Союз производил авиатехнику не только для собственных нужд, он был крупнейшим ее экспортером вместе с США и обеспечивал почти 40 % мировых авиапарков союзных государств.

Лучшими советскими самолетами для армии стали: истребители МиГ-27, Миг-29, Миг-31, Як-38; штурмовики Су-25 и Су-27; бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Для гражданской авиации создавались такие качественные самолеты, как Ту-104, сверхзвуковой Ту-144, Ту-154; Ил-62, Ил-86; Як-40; Ан-24. Не отставали отечественные вертолетостроители, давшие армии и гражданской авиации самый массовый на планете вертолет Ми-8, самый большой - Ми-26, вертолет-гибрид Ми-24, уникальный вертолет Ка-31, ударную военную всепогодную машину Ка-50.

Вертолет

Затяжное падение: 90-е годы

За распадом СССР закономерно последовал распад советского авиапрома. Рвались налаженные отраслевые связи между предприятиями, которые в одночасье оказались в новоявленных независимых государствах. Отрасль стремительно приватизировалась, лишь 3% авиапредприятий остались под контролем государства. Аэрофлот рассыпался на множество частных авиакомпаний.

Объемы заказов оборонного ведомства катастрофически упали, а гражданское авиастроение в России было на грани уничтожения. Авиаперевозчики предпочитали заменять устаревающие советские самолеты иностранными подержанными воздушными суднами, а не заказывать их у отечественного производителя. Весьма красноречивы цифры 1999 года, в течение которого российский авиапром произвел 21 военных и 9 гражданских самолетов.

Время надежд: 2000 годы

Военное авиастроение в России восстанавливалось быстрее гражданского за счет растущих отечественных и экспортных заказов. Иностранные государства с удовольствием закупали Миг-29, Су-30, Су-27. В гражданской авиации ситуация кардинально не изменилась: в 2000-х годах было закуплено более 250 зарубежных самолетов.

На пути к былой мощи: 2010 годы

С 2010 года и по сегодняшний день взятый курс на восстановление отрасли сохраняется, несмотря на последствия экономического глобального кризиса 2008 года и санкции, наложенные на РФ западными странами. Благодаря возросшим закупкам минобороны России, заводы работают на полную мощность, доведя уровень производства до сотен военных самолетов в год. Налажен серийный выпуск истребителей Су-30М и Су-35, транспортного военного самолета Ил-76МД, проходят летные испытания заправщик Ил-78М и новейший истребитель Су-57.

Суперджет 100

Возрождается и гражданский авиапром. Налажен серийный выпуск нового российского самолета "Суперджет 100", ведутся собственные и совместные с Китаем разработки магистральных пассажиров самолетов. Лучшей иллюстрацией положительных тенденций становится статистика. В 2010 году произведено свыше 100 военных воздушных судов разных типов, в 2011 году отечественные авиастроители выпустили более 260 вертолетов, в 2014 году построили 37 гражданских и 124 военных самолета.

Фундамент отрасли

Возрождение авиапромышленного комплекса произошло на фундаменте заводов и конструкторских бюро, которые были созданы еще в СССР. Советские власти прекрасно понимали, что для эффективной работы и развития отрасли нужно учитывать такие важнейшие факторы размещения авиастроения в России и республиках, как наличие квалифицированного персонала и удобных транспортных связей между предприятиями и ОКБ. Поэтому конструкторские бюро обустраивались в столице или в Подмосковье, а заводы строились в крупных городах, обладающих развитой транспортной инфраструктурой.

В настоящее время это положение дел не меняется. Прославленные ОКБ Яковлева, Сухого, Миля, Туполева, Илюшина, Камова продолжают успешно разрабатывать новые типы авиационной техники, а их головные офисы находятся в Москве или рядом с ней. Крупнейшие предприятия, занимающиеся производством вертолетов, самолетов и двигателей к ним, расположены в Москве, Смоленске, Казани, Улан-Удэ, Новосибирске, Иркутске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Саратове и других городах.

Перспективы авиастроения в России

Если власти продолжат принятую программу развития авиапрома и оставят финансирование на прежнем уровне, то перспективы отечественного авиастроения довольно оптимистичные. В 2017 году в РФ было произведено 33 лайнера SSJ100, 214 военных вертолетов и 139 военных самолетов. В 2018 году должен начаться серийный выпуск вертолета Ми-38 и пассажирского лайнера МС-21. Планируется возобновить производство дальнемагистрального пассажирского лайнера Ил-96 – 400М, начать выпуск вертолета Ка-62, наладить модернизацию самолета Ту-160М.


Авиационная промышленность России — отрасль российского машиностроения.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире (более 100 самолетов за 2010 год [1] ), вертолётостроения (267 вертолётов за 2011 год [2] , план на 2012 около 300 вертолётов) — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов). [1]

В России проводится Международный авиационно-космический салон (МАКС), на котором было заключено контрактов на сумму: в 2005 году — $5 млрд, в 2007 — $3 млрд, в 2009 — $10 млрд.

Содержание

История

Авиационная промышленность СССР

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

В Российской Федерации

К началу 2000-х годов большая часть среднемагистральных и региональных авиаперевозок в России совершалась на самолётах Ту-134, Ту-154 и Як-42. При этом серийное производство Ту-134 и Як-42 закончилось в 1984 и в 2000 году соответственно. Эти типы самолётов (за исключением Ту-154М и ЯК-42) не соответствуют современным требованиям ИКАО по выхлопам вредных веществ в атмосферу и шумовому загрязнению. При стремительном устаревании авиапарка российского/советского производства авиакомпании вынуждены были закупать самолёты (чаще всего бывшие в употреблении) за рубежом.

В 2007 году рост объёма производства в авиационной промышленности составил 16,6 % в реальном исчислении, из них в гражданском авиастроении — 10,2 %, в военном — на 19,7 %. За этот год объём производства в авиационной промышленности России составил 230 млрд руб, из которых на экспорт пришлось около 30 %. [3]

После саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной разработке и производстве самолёта для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт о использовании мощностей Казанского авиационного завода [4] .

В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % — доля самолётостроения, 18 % — вертолётостроения, 24 % — двигателестроения, 8 % — агрегатостроения, 11 % — приборостроения, 8 % — производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов. [1]

Предприятия и организации

Активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных интегрированных структурах: Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек. [1]

Крупнейшими научными центрами авиастроения являются [1] :

Государственная политика

Развитие авиастроения является одним из ключевых приоритетов российской промышленной политики. [7] В 2005 году была принята Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года. [8] С 2004 по 2009 год объём государственного финансирования авиапрома России увеличился в 20 раз. [7]

20 февраля 2006 года президент России В. В. Путин подписал указ о создании Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). ОАК была создана с целью возрождения российской авиапромышленности и усиления позиций российской авиапродукции военного и гражданского назначения на мировом рынке. В ОАК вошли шесть ведущих российских компаний по разработке и производству авиатехники.

В августе 2009 года пресс-служба правительства России сообщила, что в 2009 году государственное финансирование авиастроения составило 80 млрд рублей, которые пошли на закупку российских самолётов и субсидирование расходов на техническое переоснащение авиапредприятий. [7]

Выпускаемые и проектируемые самолёты

Ту-204

К 2015 году планируется снять самолёты семейства Ту-204 с производства, заменив их самолётами МС-21. [9]

Superjet 100



Ан-124

Международное сотрудничество и совместные предприятия

Экспорт

В конце 2005 — начале 2006 годов на Кубу были поставлены два российских самолёта Ил-96-300 на сумму свыше $100 млн. В апреле 2006 года был подписан новый контракт на закупку на тех же условиях ещё 5 авиалайнеров российского производства: двух Ил-96-300 и трёх Ту-204, один из которых в грузовом исполнении.

10 марта 2006 президент России В. В. Путин и президент Алжира Абдельазиз Бутефлика подписали пакетное соглашение на поставки российских вооружений и военной техники, в том числе 36 лёгких фронтовых истребителей МиГ-29СМТ, 28 тяжёлых многофункциональных истребителей Су-30МКА и 14 учебно-боевых самолётов Як-130 (в течение 4 лет).

В 2007 году Великобритания закупила у России два вертолёта Ми-17 примерно за $14 млн. [17]

В 2007 году Португалия закупила у России шесть вертолётов Ка-32А11ВС за $36 млн. [17]

В 2007 году был подписан твёрдый контракт на поставку армянской авиакомпании Armavia двух самолётов Sukhoi Superjet 100. [18]

В октябре 2008 года был подписан контракт о закупке Таиландом у России трёх вертолётов Ми-17 на сумму $27,5 млн. [19]

В феврале 2010 года было сообщено о заключении контракта на поставку из России во Вьетнам 12 истребителей Су-30МК2 и авиационного вооружения. [20] Сумма контракта — около $1 млрд. [20]

В марте 2010 года было объявлено о заключении российско-индийского контракта на поставку в Индию 29 самолётов МиГ-29К. [21] Стоимость контракта — $1,5 млрд. [21]

В 2010 году был подписан твёрдый контракт на поставку малайзийской авиакомпании Crecom Burj Berhad 50 российских самолётов МС-21. [22]

В 2010 году был подписан твёрдый контракт на поставку индонезийской авиакомпании Kartika Airlines 30 самолётов Sukhoi Superjet 100. [23]

До конца 2011 года из России будут поставлены в Бразилию 12 боевых ударных вертолётов Ми-35М. [24]

По данным на июнь 2010 года, заключено соглашение о поставках из России в Венесуэлу 3-х вертолётов Ми-26Т и 10-и вертолётов Ми-35М. [24]

Читайте также: