Сообщение на тему прикладное значение гимнастики 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

Гимнастика, созданная на основе многовекового опыта и достижений современной науки в области физического воспитания.

Особенно велико значение гимнастики в физическом воспитание детей и подростков. С помощью многообразных гимнастических упражнений наиболее успешно решаются задачи начального физи­ческого воспитания, когда создается основа для развития двигательных способностей

Гимнастика формирует важные прикладные навыки и умения в преодолении различных препятствий, переноса. Тяжестей и т. д, совершенствует координационные способности человека.

Гимнастика — незаменимое средство в борьбе со смещениями внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократному повторению, различных переворотов, вращений, спадов, подъемов организм гимнастов все меньше и меньше реагирует на необычные положения тела.

Умение сохранять работоспособность в необычных условиях особенно важно для летчиков и парашютистов, для моряков и рыбаков, для верхолазов и монтажников, а также для представителей многих других специальностей.

Гимнастика — эффективное средство эстетического воспитания человека, так как в ней широко используется музыкальное сопровождение. Техника гимнастических упражнений предусматривает легкость и выразительность движений, элегантность действий исполнителя. Это способствует развитию эстетических вкусов гимнастов.

Физическое воспитание осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: обще подготовительном и прикладно-­специализированном (профессионально-прикладное, военно-прикладное и спортивно-прикладное). Средства гимнастики, ее методы и формы организации занятий широко применяются как в том, так и в другом направлении.

Большое значение придается умению составлять и выполнять комплекс гигиенической гимнастики, объяснять его роль в повседневной жизни. Данный норматив предполагает владение необходимым количеством обще развивающих упражнений для всех частей тела, умение распределить их в определенной последовательности и выполнить в соответствии с принятыми в гимнастике требованиями к качеству исполнения: точности исходных и конечных положений, амплитуде движений, осанке. Благодаря систематическому выполнению комплексов гигиенической гимнастики в форме утренней зарядки или упражнений в течение дня развиваются силовые качества мышц, подвижность в суставах, приобретается потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Навыки проведения гигиенической гимнастики являются основой и в деятельности общественных инструкторов физкультуры, производственной гимнастики.

Другие гимнастические нормативы в основном направлены на определение уровня развития силовых качеств, преимущественно рук, плечевого пояса и туловища. Умения и навыки удержании веса своего тела в упоре, подтягивание в висе, лазанье имеют прикладное значение, характеризуют ловкость человека во многих жизненных ситуациях. Подготовка к сдаче данных нормативов предполагает многократное повторение подготовительных упражнений, укрепляющих и развивающих определенные мышечные группы.

Силовые нормативы для мужчин несколько отличаются от нормативов для женщин и по содержанию, и по числу повторений в каждой ступени комплекса. Это определяет подбор подготовительных упражнений и методику работы с занимающимися. Хорошая гимнастическая подготовка инструктора, преподавателя физвоспитания способствует не только успешной сдаче учениками нормативов по гимнастике, особенно упражнений на снарядах, но и подготовке их к сдаче других норм, связанных с развитием качеств, приобретаемых занятиями гимнастикой.
1. Оздоровительное, прикладное и оборонное значение гимнастики

Оздоровительное значение гимнастики – разностороннее, гармоническое физическое развитие организма, совершенствование двигательных функций, укрепление здоровья, физическая подготовка. Являясь частью ЛФК - лечение заболеваний, травм, восстановление трудоспособности и здоровья.

Прикладное и оборонное значение гимнастики – оздоровительное, повышает работоспособность, повышение результатов в трудовой, оборонной, спортивной деятельности.

Оздоровительные виды гимнастики:

· Утренняя гигиеническая гимнастика;

Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и общественной деятельности.

Утренняя гигиеническая гимнастика – используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, трудовой и общественной активности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения. В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и бег, ОРУ и прикладные упражнения.

Вводная гимнастика – направлена на быстрое вхождение занимающихся в предстоящую учебную или трудовую деятельность. Здесь применяются упражнения близкие по структуре в профессиональном двигательном действии. Продолжительность выполнения 5-10 минут.
Лечебная гимнастика – помогает восстановлению временно утраченных отдельных функций организма после травмы, ранения, болезни. Комплекс лечебной гимнастики составляется врачом совместно с учителем физической культуры в зависимости от индивидуальных отклонений в состоянии здоровья больного.

Ритмическая гимнастика- комплекс упражнений составляется из ОРУ, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. К оздоровительным направлениям ритмической гимнастики относятся: классическая аэробика, гимнастика с использованием базовых шагов, танцевальная; аэробика с использованием предметов и приспособлений (степ, фитбол, слайд).

Нетрадиционные виды: стретчинг (гимнастика поз, преимущественно на растягивание), калланетика (гимнастика статических упражнений, состоит из 30 упражнений, дозировка за счет увеличения времени удержания позы), шейпинг-система.

Физкультурная минутка, пауза - применяется для поддержания физической и умственной работоспособности на высоком уровне в течении всего учебного или трудового дня, предупреждения нарушения осанки, локального физического утомления. Комплекс может состоять из 5-10 упражнений и продолжаться 2-5 минут.

В массовой физической культуре широко используется оздоровительная (ускоренная) ходьба: при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч) ее интенсивность может достигать зоны тренирующего режима (ЧСС 120–130 уд/мин). В США, например, ускоренной ходьбой (по данным института Гэллопа) занимается 53 млн американцев.

При таких условиях за 1 ч ходьбы расходуется 300–400 ккал энергии в зависимости от массы тела (примерно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути). Например, человек с массой тела 70 кг при прохождении 1 км расходует около 50 ккал (70ХО.7). При скорости ходьбы 6 км/ч суммарный расход энергии составит 300 ккал (50*6). При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект — для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональных возможностей организма.

Это подтверждается результатами исследования максимальной аэробной производительности. Так, через 12 недель тренировки в оздоровительной ходьбе (по 1 ч 5 раз в неделю) у испытуемых наблюдалось увеличение МПК на 14 % по сравнению с исходным уровнем. Однако такой тренировочный эффект возможен лишь у неподготовленных начинающих с низким УФЕ. У более подготовленных физкультурников оздоровительный эффект ходьбы снижается, так как с ростом тренированности интенсивность нагрузки становится ниже пороговой. Увеличение же скорости ходьбы более 6,5 км/ч затруднительно, ибо сопровождается непропорциональным ростом энергозатрат. Вот почему при передвижении со скоростью 7 км/ч и более медленно бежать легче, чем быстро идти.

Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.

Группа ученых Вашингтонского университета наблюдала 11 мужчин и женщин в возрасте 60–65 лет, имеющих избыточную массу тела (в среднем 75,3 кг при росте 161 см) и нарушения холестеринового обмена. На первом этапе тренировки в течение 6 месяцев использовались нагрузки низкой интенсивности: оздоровительная ходьба при ЧСС, равной 60 % от максимума (5 раз в неделю по 30 мин); после этого было отмечено увеличение МПК на 12 % по сравнению с исходным уровнем. Следующие 6 месяцев интенсивность занятий была увеличена до 80 % от максимальной ЧСС (бег); в результате МПК увеличилось еще на 18 %, холестерин крови снизился, а содержание ЛВП возросло на 14 %.

Интересные данные о комбинированном воздействии на организм длительной ходьбы в сочетании с низкокалорийным питанием приводят финские ученые. 13 женщин и 10 мужчин во время 7-дневного пешего перехода преодолели 340 км, проходя в среднем по 50 км в день (со скоростью 3,5 км/ч). Их пищевой рацион состоял из воды, включая минеральную, фруктовых соков и нескольких натуральных продуктов. За это время масса тела снизилась на 7 %, холестерин и триглицериды крови — на 30–40 %, содержание ЛВП повысилось на 15 %. В вечерние часы наблюдалось резкое снижение содержания глюкозы в крови и инсулина. Несмотря на это, работоспособность испытуемых сохранялась на достаточно высоком уровне. Авторы отмечают, что метаболические сдвиги в организме были существенно больше, чем при раздельном использовании ходьбы и голодания.

Также существует производственная гимнастика.

Этот вид оздоровительной физкультуры используется в различных формах непосредственно на производстве. Вводная гимнастика перед началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она необходима особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения мелких механических операций.

Физкультурные паузы организуются непосредственно во время работы. Время их проведения определяется фазами изменения уровня работоспособности — в зависимости от вида деятельности и контингента работающих. Физкультурная пауза по времени должна опережать фазу снижения работоспособности. С помощью выполнения упражнений с музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и концентрации внимания, что благотворно влияет на результаты производственного процесса.

Утренняя гигиеническая гимнастика:

Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Они могут быть реализованы за счёт многоструктурности упражнений и многофункциональности каждого из них. Это открывает перед педагогом неисчерпаемые возможности творческого подхода к обогащению занимающихся системой специальных знаний, умений и навыков. Такими знаниями в области гимнастики могут быть сведения о ней как о спортивно-педагогической дисциплине: о её содержании, социальной значимости, истории, технике исполнения упражнений и законах, лежащих в её основе; о возможности использования упражнений в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях; о воздействии на отдельные органы и системы организма с целью повышения их функциональных возможностей, развития двигательных и психических способностей к избранному виду учебной, спортивной или профессиональной деятельности, обогащения учащихся разносторонним опытом, обучения прикладным упражнениям и др.

Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом педагога и музыкальным сопровождением являются эффективным комплексным средством и методом воспитания у занимающихся личностных свойств: добросовестного, глубоко осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к учёбе, трудовой и общественной деятельности.

Широкие возможности использования основной гимнастики в целях гармонического физического и духовного развития личности сделали её самостоятельным средством и методом физического воспитания всех возрастных категорий занимающихся. Поэтому она положена в основу государственных программ физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных заведений, а также лиц среднего и пожилого возраста. Систематические занятия в зрелом возрасте способствуют поддержанию высокой физической и умственной работоспособности на долгие годы. В школе основная гимнастика включена в уроки физической культуры, применяется в группах здоровья, общей физической подготовке. На занятиях используется весь арсенал входящих в неё упражнений.

2. Гимнастика для глаз

Сегодня многие проводят за компьютером большую часть рабочего времени. Это требует максимального напряжения глаз, от чего мы испытываем дискомфорт, сухость, усталость. Эти, казалось бы, незначительные симптомы и есть первые признаки ухудшения зрения.

Даже если человек обладает стопроцентным зрением, ему все равно необходим полноценный отдых для глаз. В этом поможет специальная гимнастика для глаз.

Глаза работают благодаря мускулам, а мускулы надо тренировать. Движения глазами лучше делать утром или вечером, перед сном. Каждое упражнение повторяйте по 5-30 раз, начинайте с малого, постепенно увеличивайте нагрузку. Движения плавные, без рывков, между упражнениями полезно поморгать. И не забудьте снять очки или контактные линзы.

Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Упражнение 5:

Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь!), затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.

Первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.


Упражнение 7 представлено на рисунке ниже.

Рисунок 2.1 – Упражнение 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения, перестроения, размыкания и смыкания) используют для обучения ходьбе, бегу, воспитания правильной осанки, организации занимающихся и их коллективных действий. Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, подготовке занимающегося к более сложным двигательным действиям. Прикладные упражнения (ходьба и бег, метание, лазание, упражнения в равновесии, преодолевании препятствий, переползании, поднимании и переноски груза и др.) формируют необходимые навыки. Вольные упражнения развивают и совершенствуют координационные способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья, перекладина) развивают силу, ловкость и высокую координацию движений. Прыжки опорные и простые тренируют органы дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др. В России развивается основная гимнастика (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (производственная гимнастика, профессионально-прикладная, спортивно-прикладная и др.), спортивная гимнастика, художественная гимнастика и спортивная акробатика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гимнастика / Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 2-3.

2. Энциклопедический словарь юного спортсмена / Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. – М.: Педагогика, 1980. – с. 104.

3. Палыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982. – с. 26.

4. Гимнастика / Под ред. А. Т. Брыкина. - М., 1971, с. 6.

5. Палыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982. – 28.

6. Теория и методика гимнастики / Под ред. В. И. Филиппови­ча. М., 1971, с. 15.

7. Гимнастика / Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 9.

8. Гимнастика / Под ред. А. Т. Брыкина. - М., 1971, с. 17.

9. Гимнастика [Статья]// Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Т. 6. – М.: Советская энциклопедия, 1971. – с 527.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прикладное значение гимнастики

1. Пояснительная записка…………………………………….. 3 стр.

2. Теоретическая часть………………………………………. 4-7 стр.

3. Практическая часть………………………………………….8 стр.

5. Список литературы и интернет – источников……………..10 стр.

1. Пояснительная записка.

Актуальная тема связана с тем, что за последние десятилетия в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста.

hello_html_m6c882a8b.jpg

Цель проекта: оздоровление учащихся путём повышения психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности.

Задачи проекта: улучшать функциональное состояние организма; повышать физическую и умственную работоспособность; способствовать снижению заболеваемости.

Продукт проекта: комплекс упражнений направленный на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения.

Практическая значимость связана с тем, чтобы научиться составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки.

2. Теоретическая часть.

Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с развитием физических и морально-волевых качеств, необхо-димых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных целях. К этой группе относятся: профессионально-прикладная гимнастика; военно-прикладная; спортивно-прикладная; гимнастика на производстве; лечебная гимнастика.

Профессионально-прикладная гимнастика имеет своей целью способствовать развитию специальных двигательных качеств и навыков, от которых зависит успешная профессиональная деятельность человека. Во многих областях современного производства от человека, кроме общего физического развития, еще требуются и специальные физические и моральные качества.

hello_html_4f7930fe.jpg

Военно-прикладная гимнастика способствует формированию умений и воспитанию специализированных качеств, необходимых для успешного овладения военными профессиями. Этот вид гимнастики применяется в работе с юношами допризывного возраста и в системе физической подго-товки слушателей военных учебных заведений. К средствам данного вида гимнастики относятся: строевые упражнения, различные прикладные способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, ползания, преодоление всевозможных препятствий, переноска партнеров различными способами, овладение навыками сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры, специальные упражнения на тренажерах. Изучение упражнений военно-прикладной гимнастики проводится на открытой местности. Большое место занимает преодоление различных полос препятствий на время.

hello_html_5d6ff108.jpg

Спортивно-прикладная гимнастика применяется в учебно-тренировочном процессе во всех видах спорта. Она обеспечивает общую и специальную физическую подготовку спортсмена, способствует целенаправленному совершенствованию тех физических качеств, которые необходимы для достижения наиболее высоких результатов спортсменов в избранном ими виде спорта. Содержание этой гимнастики определяется в зависимости от содержания соответствующего вида спорта, так как в каждом виде спорта есть своя специфика применения общеразвивающих и специальных упражнений. Специализированные комплексы гимнастических упражнений применяют лыжники, борцы, штангисты и спортсмены всех других видов спорта. В тренировочном процессе спортсмена-гимнаста эта гимнастика, как правило, проводится в конце тренировки и состоит главным образом из упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести.

hello_html_m44ebea1c.jpg

Главной задачей гимнастики на производстве является укрепление здоровья трудящихся и повышение производительности труда. При правильной организации производственной гимнастики снижаются производственный брак, травматизм, заболевания. Многочисленными наблюдениями доказано, что в результате систематических занятий рабочие движения становятся более ловкими, экономичными, снижается степень усталости. Таким образом, исходя из анализа динамики работоспособности человека, гимнастику на производстве проводят перед работой, во время и после работы. Так называемую вводную гимнастику проводят перед началом работы на протяжении 7-10 мин, цель ее состоит в том чтобы активизировать общую деятельность организма, повысить готовность и ускорить переход к трудовому процессу. Упражнения гимнастики до работы применяются для общего воздействия и могут быть даны вне зависимости от характера производства: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения. Во время работы проводятся физкультпаузы (5-7 мин). Они создают условия активного отдыха, снижают усталость длительно работающих мышц, ускоряют восстановление работоспособности. Средствами гимнастики после работы являются простейшие упражнения, главным образом связанные с расслаблением мышц, с повышением кровообращения, что в свою очередь способствует удалению из мышц продуктов распада, накопившихся во время работы.

hello_html_6473280c.jpg

Лечебная гимнастика направлена на восстановление здоровья и трудоспособности, утраченной вследствие различных заболеваний, ранений, несчастных случаев. Особенно велика ее роль при исправлении недостатков телосложения. Кроме того, она играет большую роль в улучшении общего самочувствия больных, в повышении их жизненного тонуса. В настоящее время лечебная гимнастика как средство лечения широко применяется в самых разнообразных лечебно-профилактических учреждениях, больницах, поликлиниках, госпиталях, курортах и санаториях. В лечебной гимнастике применяются различные активные и пассивные упражнения на растягивание, увеличение амплитуды, силы, гибкости, выносливости, ловкости. Занятия по лечебной гимнастике проводятся в следующих формах: урок гигиенической гимнастики, сеанс занятий (процедур), урок лечебной гимнастики, прогулка. На занятиях используется как обычный, так и специальный инвентарь, а также гимнастические снаряды: перекладина, кольца, гимнастическая стенка. Лечебная гимнастика не ограничивается влиянием на пораженный орган, а преследует общее воздействие на весь организм больного. Это осуществляется путем постепенной тренировки больного и обучения его правильно и экономно выполнять жизненно необходимые двигательные действия. Разновидностью лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, цель ее: содействовать исправлению таких дефектов, как деформация позвоночника, грудной клетки, стопы. Успех корригирующей гимнастики зависит от своевременного и систематического ее применения в сочетании с общеразвивающими упражнениями, укрепляющими организм в целом.

3. Практическая часть.

Комплекс упражнений утренней зарядки для детей - школьников.

1. Ходьба на месте. Зарядка выполняется 60 секунд. Ноги не должны быть далеко друг от друга, руки можно опустить или положить на пояс.

2. Наклоны вперед. Упражнение выполняется 6-8 раз. Ноги раздвинуть пошире, руки касаются плеч:

1) на вдохе нагнуться вперед и потянуть руки в стороны;

2) выдохнув, поставить руки и ноги в исходное положение.

1) на вдохе руки развести в стороны, одну ногу отодвинуть влево;

2)на втором подходе нога отводится вправо.

4. Касание пола. Выполняется 9-10 раз. Ноги на ширине плеч руки вытянуты вдоль туловища:

1) на вдохе делается наклон вперед и руки касаются пола;

2) на выдохе тело поднимается и принимает изначальное положение.

5. Подъем рук вверх рывком. Повторять упражнение до 15 раз. В начале упражнения ноги вместе, рука поднята вверх и сжата в кулак вторая рука вдоль туловища:

1) Делается шаг вперед, руки сменяют положение, производится рывок назад;

2) возврат в исходное положение.

6. Повороты туловища. Повторять упражнение до 15 раз. Начальное положение предусматривает ноги сомкнуты вместе, а руки поставлены на пояс:

1) Производятся развороты в разные стороны;

2) при поворотах ноги остаются в исходном положении.

7. Прыжки на месте. Выполнять до 15 раз. Руки ставятся на талию, ноги вместе:

1) делаются три прыжка на месте, затем на счет четыре прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов;

2) после чего все повторяется в другую сторону.

8. Расслабление. Делается 5 раз. Ноги расставлены в стороны, руки по швам:

1) на вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются;

2) на выдохе резко туловище с руками опускается вперед.

4. Заключение.

Гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья.

Путём гимнастических упражнений формируются жизненно необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются основные физические качества – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Наблюдающаяся у учащихся неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины, живота. Гимнастические упражнения в основных движениях укрепляют мышцы туловища, способствуют воспитанию правильной осанки.

Для этого и был создан продукт, комплекс упражнений утренней зарядки для детей - школьников, на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки.

Лучшего средства от хвори нет – делай зарядку до старости лет.

5. Список литературы и интернет – источников.

1. Агаджанян Н. А., Шабатура, Н. Н. Биоритмы, спорт, здоровье.— М.: Физкультура и спорт,1989.

2. Белов В. И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет: Справ, изд. — М.: Химия,1993.

Балабанова Елена Владимировна, Балабанов Сергей Николаевич

Гимнастика — спорт, а также часть физической культуры, делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой.Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений. Этот реферат даст ответы на вопросы об этом виде спорта.

ВложениеРазмер
referat.docx 25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №17 г. Сызрань Самарская обл.

Выполнила : ученица 8А класса

Руководитель: учитель физической культуры

-гимнастика в России

Гимнастика — спорт, а также часть физической культуры, делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой.Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений. Этот реферат даст ответы на вопросы об этом виде спорта .

1)Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта с 1896 года. Как вид спорта существовал в Древней Греции. Соревнования проходят в опорных прыжках, вольных упражнениях и разных снарядах — брусьях, кольцах, колоде, коне, бревне.

2)Художественная гимнастика — исполнение упражнений (со скакалкой, обручем, лентой, булавой, мячом), которые объединены в музыкальный танец. Есть групповые упражнения, в которых спортсменки пользуются одновременно мячами и обручами или одним видом предметов.

3)Командная гимнастика происходит из скандинавских стран, соревнования проводятся с 1996 года. Есть три вида упражнений — вольные, акробатические прыжки и мини-батут. Есть индивидуальный и командный зачеты, занимаются женщины, мужчины или вместе и те и те в одной команде.

4)Цирковая гимнастика — зрелищные выступления на снарядах, закрепленных на полу (турники, кольца, батуты) или в воздухе, воздушная гимнастика (корд де волане, трапеции, воздушный турник, полотна, кольца и другие).

5)Акробатическая гимнастика — парные, групповые упражнения, акробатические прыжки.

6)Спортивная аэробика — спорт, в котором упражнения сложно скоординировать, также нужно взаимодействовать между партнерами, выполняя своеобразные аэробные шаги. В 1995 году аэробика получила признание и вошла в Международую федерацию гимнастики.

Разные виды оздоровительной гимнастики.

Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали еще в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.

Олимпийские соревнования проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр — военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла нравственное воспитание молодежи.

В средние века гимнастики как таковой не было, однако в воинской подготовки рыцарей несомненно были гимнастические элементы. Например, тамплиерам запрещалось отступать, даже если противников было в три раза больше по численности — поэтому тренировки включали растяжки, изворотливость и акробатические элементы, чтобы устоять в неравном бою.

Гимнастика была хорошо развита в среде бродячих цирковых артистов, но именно из-за этого она не воспринималась в высшем обществом, считалась уделом простолюдинов. Но с развитием равноправия в обществе все вскоре поменялось, что и покажет реферат в следующем разделе.

Были созданы другие национальные гимнастические системы — француская Ф.Аморосом, шведская П.Лингом, чешская (сокольская) — М.Тыршем. В 1817 году ученики Ф.Амороса провели в Париже первые гимнастические соревнования. Шведская система базировалась на вольных упражнениях, немецкая отдавала предпочтение снарядам. Многочисленные попытки возрождения олимпийских игр закончились в 1896 году их возрождением, гимнастика была включена в эти игры как отдельный вид спорта, до сегодняшнего дня это самая зрелищная часть этого мероприятия.

Сразу в программу были включены все нынешние снаряды, только вольные упражнения были включены в 1932 году на олимпиаде в Лос-Анджелесе. Другие древние виды гимнастики — метание копья, ядра, прыжки, бег стали отдельными дисциплинами. Женщины выступали с 1928 года, а окончательно программа приняла современный вид на ХІ играх в Берлине, 1936 год.

В 1881 году три страны — Голландия, Бельгия и Франция создали ФЕГ — Европейскую гимнастическую федерацию. Идейным вдохновителем, основателем и президентом стал бельгиец Николас Куперус.

В 1921 году эта организация превращается в Международную Федерацию Гимнастики (ФИЖ), которая до сегодняшнего дня объединяет спортивную, художественнную гимнастику, акробатику, спортивную аэробику и прыжки на батуте. В федерацию входят 125 стран, объединение насчитывает 30 000 000 спортсменов и почти 3000 постоянных участников международных соревнований. С 1995 года также в гимнастическую федерацию было создано отделение аэробики, в Российской Федерации есть Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России.

В 1982 году был основан Европейский гимнастический союз, который на сегодняшний день насчитывает 46 стран, он независимо от международной организации проводит чемпионаты Европы. В дальнейшем реферат поведает о оздоровительных типах спорта.

Оздоровительные виды гимнастики развивают опорно-двигательный аппарат, реакцию, подвижность, гибкость, силу, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы:

Ритмическая гимнастика состоит из прыжковых, беговых движений, наклонов, приседаний, которые исполняются под быструю, танцевальную музыку.

Йога — разные позы (асаны), упражнения по дыханию и психорегуляции. Именно особенности психорегуляции приводят к выводам, что йога — не что иное, как своеобразная восточная секта, пагубно влияющая на психику, так как в основе лежат религиозные индийские практики. Асаны приводят к чрезмерным нагрузкам и ненужным растяжениям, оздоровительный эффект возможен в основном посредством самовнушения. Вред йоги еще не до конца изучен. Поскольку гимнастика связана с подвижностью, а йога в основном статическая, гимнастическими здесь можно назвать только методы растяжек.

Оздоровительная ходьба практикуется в ускоренном режиме, скорость более семи километров в час. Поскольку при таких темпах бежать легче, чем ходить, это гимнастический вид рекомендуется только при наличии противопоказаний, например болезней сердца. Практикуется на занятиях по физкультуре.

Производственная гимнастика также относится к физкультуре. Принцип — активизация мышц, нужных для отдельного вида работы, а также усиление кровообращения при сидячей работе, где от физического самочувствия зависит производительность труда.

Утренняя гимнастика имеет гигиенические цели, тренировка организма после пробуждения.

Женская гимнастика предназначена для облегчения материнства, развивается выносливость мышц, живота, спины, ног, таза. Гимнастика для беременных, после родов также относятся к этому виду.

Профессиональная гимнастика повышает возможности организма для определенного направления физической деятельности, улучшения профессионального мастерства.

Атлетическая гимнастика направлена на рост мышечной массы, выносливости, силы. К увеличению мышц нужно относится осторожно, так как оно может приводить к сердечно-сосудистым заболеваниям. Развиваться нужно гармонично — улучшать дыхательную систему, укреплять сосуды.

Лечебная физкультура — вид простых гимнастических упражнений, которые помогают преодолевать последствия разных болезней, в основном ортопедического характера.

Гимнастика в России.

В 1774 году Екатерина Вторая приказала обучать гимнастике кадетов сухомлинского корпуса. В начале 19 века этой дисциплине обучались гвардейцы, а к середине этого века все в армии в обязательном порядке должны обучать элементы гимнастики. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт платный гимнастическо-фехтовальный зал, причем офицеры занимались бесплатно. В конце ХІХ века професор П.Ф.Лесгафт создает теоретическую основу внедрения гимнастики в физическое воспитание, на базе его курсов в 1918 году был создан современный институт физкультуры.

В СССР гимнастика была чрезвычайно развита, на эту тему есть множество публикаций, но достаточно взглянуть на факты — женская команда на олимпиадах была рекордных 10 раз первой, а мужская — пять раз. Лариса Латынина завоевала 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Николай Андрианов завоевал 15 медалей на олимпиадах, из них 7 золотых. А в 1980 году гимнаст Александр Дитятин завоевал восемь медалей из восьми возможных, из них 3 золотых. В 1992 году Виталий Щербо (сборная СНГ) завоевал 6 золотых медалей.

Гимнастика является, как и олимпийским, так и оздоровительным видом спорта. Она помогает людям, у которых есть какие-либо проблемы со здоровьем. Гимнастика помогает девушкам поддерживать себя в форме. Лично мне очень нравится этот вид спорта.

Гимнастика, сделанная на базе многолетнего опыта и достижений современной науки в области физического воспитания.

Необыкновенно велико значение гимнастики в физическом воспитание малышей и подростков. С поддержкою многообразных гимнастических упражнений более удачно решаются задачки исходного физического воспитания, когда создается база для развития двигательных возможностей.

Гимнастика имеет огромное оздоровительно-гигиеническое значение. Один из выдающихся историков старого мира Плутарх, расценивая оздоровительное значение гимнастики, увидел: Гимнастика есть целительная часть медицины. Русские ученые с мировым именем: И. М. Сеченов, И, П. Павлов, И. И. Мечников, П- Ф. Лесгафт, В. В. Гориневскнй, отдавая подабающее двигательной деятельности человека, великое значение придавали физическим упражнениям (гимнастике), рассматривая их как наихорошее средство увеличения жизнедеятельности и работоспособности, а также оздоровления и активного отдыха.

Гимнастика формирует важные прикладные навыки и умения в преодолении различных препятствий, переноса . Тяжестей и т. д, улучшает координационные способности человека.

Гимнастика неподменное средство в борьбе со смещениями внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократному повторению, разных переворотов, вращений, спадов, подъемов организм гимнастов все меньше и меньше реагирует на необычные положения тела.

Умение хранить трудоспособность в необычных условиях неподражаемо важно для летчиков и парашютистов, для моряков и рыбаков, для верхолазов и монтажников, а также для представителей многих иных квалификаций.

Гимнастика эффективное средство эстетического воспитания человека, так как в ней обширно используется музыкальное сопровождение. Техника гимнастических упражнений предугадывает легкость и выразительность движений, элегантность действий исполнителя. Это содействует развитию эстетических вкусов гимнастов.

Велико и педагогическое значение гимнастики. Находясь в коллективе, спортсмены воспитываются в духе сознательности, активности и творческого дела к делу. Жесткий, регламентированный порядок занятий дисциплинирует гимнастов, приучает их пристально относиться к процессу физического воспитания. Применяемые в гимнастике способы позволяют провоцировать активность умственной деятельности занимающихся. П. Ф. Лесгафт, расценивая значение гимнастики в школе, писал: Интеллектуальное и физическое образование так узко связаны меж собой, что обязаны сочинять нераздельную задачу школы; всякое одностороннее развитие непременно нарушит гармонию в образовании и не создаст критерий для развития цельного человека.

Физическое воспитание исполняется в 2-ух взаимосвязанных направлениях: обще предварительном и прикладно-спец (мастерски-прикладное, военно-прикладное и спортивно-прикладное). Средства гимнастики, ее способы и формы организации занятий обширно применяются как в том, так и в ином направлении.

Великое значение придается умению сочинять и исполнять комплекс гигиенической гимнастики, разъяснять его роль в ежедневной жизни. Данный норматив подразумевает владение нужным количеством обще развивающих упражнений для всех частей тела, умение распределить их в определенной последовательности и выполнить в согласовании с принятыми в гимнастике требованиями к качеству исполнения: точности начальных и конечных положений, амплитуде движений, осанке. Благодаря периодическому исполненью комплексов гигиенической гимнастики в форме утренней зарядки или упражнений в течение денька развиваются силовые свойства мускул, подвижность в суставах, приобретается потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Способности проведения гигиенической гимнастики являются основой и в деятельности общественных инструкторов физкультуры, производственной гимнастики.

Иные гимнастические нормативы в главном ориентированы на определение уровня развития силовых свойств, предпочтительно рук, плечевого пояса и туловища. Умения и навыки удержании веса собственного тела в упоре, подтягивание в висе, лазанье имеют прикладное значение, характеризуют ловкость человека во многих актуальных ситуациях. Подготовка к сдаче данных нормативов предполагает неоднократное повторение подготовительных упражнений, усиливающих и развивающих определенные мышечные группы.

Силовые нормативы для парней несколько отличаются от нормативов для дам и по содержанию, и по числу повторений в каждой ступени комплекса. Это определяет подбор подготовительных упражнений и методику работы с занимающимися. Превосходная гимнастическая подготовка инструктора, преподавателя физвоспитания содействует не только удачной сдаче воспитанниками нормативов по гимнастике, необыкновенно упражнений на снарядах, но и подготовке их к сдаче иных норм, связанных с развитием качеств, приобретаемых занятиями гимнастикой.

Читайте также: