Сообщение на тему правоведение

Обновлено: 04.05.2024

Смотрите и качайте готовые доклады на тему "основы права" бесплатно без регистрации. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти доклады по вашей теме. Банк готовых работ будет полезен студентам, которым нужны примеры написания работы

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Специфика договора поставки, являющегося, пожалуй, одним из самых распространённых гражданско-правов.

В Конституции отсутствует понятие общих принципов организации местного самоуправления. Однако систе.

Ответственность личности имеет социальную природу, предопределенную как общественным характером отно.

Государство характеризуется следующими основными признаками: 1. территориальная организация власти. .

Понятие социального партнерства Социальное партнерство — система взаимоотношений между работни.

В нашем городе имеется множество музеев, посвящённых выдающимся писателям и поэтам. Например, музей.

Можно ли говорить об исключительных правах на информацию, составляющую коммерческую тайну (ноу-хау).

Правовой основой ВТО являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994 (ГАТТ – 1994) (Ge.

Доклад на тему «Разрешение международных споров в рамках Организации Объеди.

Создание Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава заложили прочную основу для дальнейшего.

В начале XXI века в международных отношениях международные организации играют важную роль как форма .

Доклад на тему «Закон Украины о разрешённой деятельности в сфере использова.

«Закон Украины о разрешённой деятельности в сфере использования ядерной энергии. Основные задачи и ц.

Вступление во Всемирную торговую организацию было и остается одним из приоритетных направлений внешн.

Доклад на тему «Роль прецедента в английской правовой системе и его значени.

Вопрос о роли и сущности прецедента в современном правовом мире сохраняет свою актуальность, которая.

Рынку необходимы самостоятельные, хозяйственно независимые организации — гибкие, оперативные, .

В жизни человека различают пренатальный (до рождения) и постнатальный периоды. В постнатальном перио.

Доклад на тему «Тенденции развития уголовного законодательства об экономиче.

Когда мы говорим о правовом регулировании общественных отношений, то мы должны ясно понимать, что пр.

Трудовое право — это отрасль права , которая регулирует порядок возникновения, действия и прек.

Давайте на минуту представим, что я стал депутатом. Какой законопроект я стал бы готовить и разрабат.

Правоохранительная деятельность таможенных органов — одна из важнейших форм государственного к.

Доклад на тему «Оценка результатов реформы Гражданского кодекса РФ. Принцип.

Одним из этапов реформы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) стало принят.

Аннотация:Признаки и условия информационного века начали формироваться еще в начале 1950-х гг. Если .

Ответственность — это та цена, которую мы платим за власть. Уинстон Черчилль. Проблема власти .

Доклад на тему «Содержание и порядок реализации конституционного права на с.

На протяжении всей истории нашего государства религия и совесть занимали в нём особое место. С полно.

Отличительной особенностью учреждения являются его права на имущество, которое оно использует. Учреж.


Оглавление

  • 1. Понятие, предмет и методы правоведения
  • 2. Понятие, признаки и функции государства
  • 3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления
  • 4. Формы государственного устройства
  • 5. Механизм государства. Органы государственной власти
  • 6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение — это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки — это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза — диспозиция — санкция; гипотеза — диспозиция.

Системный метод — это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

7. Формы правления, государственного устройства, политического режима.

8. Государство и гражданское общество.

9. Право вое государство: понятие и признаки.

10. Проблемы и пути формирования правового государства в России.

11. Понятие системы права. отрасли права.

12. Соотношение права и государства.

13. Функции права и сферы его применения.

14. Норма права, ее структура.

15. Формы (источники) права.

16. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства и общества.

17. Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права и норм морали.

18. Право вое сознание. Право вая и политическая культура.

19. Понятие и состав правоотношения.

20. Участники (субъекты) правоотношений.

21. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. 22.Деликтоспособность.

23. Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица.

24. Понятия компетенции и правомочий.

25. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды.

26. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

27. Понятие, признаки и состав правонарушения.

28. Виды правонарушений.

29. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности.

30. Основание возникновения юридической ответственности.

31. Общая характеристика основ российского конституционного строя.

32. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы.

34. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

35. Международные стандарты прав и свобод человека. Гарантии реализации правового статуса человека и гражданина.

36. Понятие и принципы федеративного устройства России.

37. Принцип разделения властей.

38. Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства.

39. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ.

40. Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства и структура.

41. Законодательный процесс.

42. Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия.

43. Министерство образования РФ и его органы. Органы исполнительной власти в субъектах федерации.

44. Понятие и основные признаки судебной власти.

45. Судебная система, её структура: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и общие суды. военные суды; Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды.

46. Право охранительные органы: понятие и система.

47. Понятие, законодательство и система гражданского права.

48. Понятие и формы права собственности.

49. Наследственное право.

50. Понятие трудового права.

51. Коллективный договор и соглашения.

52. Трудовой договор : понятие, стороны и содержание.

53. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха.

54. Дисциплина труда. Материальная ответственность.

55. Особенности регулирования труда женщин и молодежи.

56. Трудовые споры. Механизмы реализации и защиты трудовых прав граждан.

57. Понятие и принципы семейного права.

59. Понятие и система административного права.

60. Понятие административного проступка.

61. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.

62. Виды административной ответственности.

63. Понятие, функции и принципы местного самоуправления в РФ.

64. Органы местного самоуправления. Гарантии правомочий местного самоуправления.

65. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный закон и преступление как основные понятия уголовного права.

66. Понятие уголовной ответственности, ее основание.

67. Ответственность несовершеннолетних.

68. Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния.

69. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний.

70. Экология. Экологические системы как объект правового регулирования.

71. Источники и содержание экологического права.

72. Ответственность за экологические правонарушения.

73. Общая характеристика земельного законодательства.

74. Право в сфере образовательной деятельности и культуры.

75. Право вые основы организации и деятельности студента, механизмы реализации и защиты его прав, исполнения обязанностей.

Юриспруденция (лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость) — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
  4. Систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.

Содержание

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана [1] .

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образоуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Франция

К концу XV века во Франции начинается серьезная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выдаются Луэ (Louet), составивший сборник решений (около 1602 года), и Денизар (Denisart). Затем следует ряд юристов, направивших свое внимание, кроме изучения римского права, на обработку редижированного уже обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие собирания французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделяются Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой Французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создаёт научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития права Франции.

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.

Как правило, во всех странах существуют юридические факультеты в университетах, а также отдельные юридические школы, где готовят кадры для различных звеньев государственного управления, адвокатов. Однако юридическое образование до сих пор не унифицировано и в каждой стране построено по своему. Например, во Франции после событий 1968 года разделение университетов на факультеты отменено, вместо этого создан ряд специализированных учебных центров (на базе Парижского университета — 13 учебных центров, в том числе 6 — юридических специальностей) [1] .

В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследуeт советскую систему поготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
  • применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право; национальнойсистемы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т.д.
  • а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также специальные юридические учебные заведения: Российская академия правосудия, готовящая специалистов для судебной системы; Академии МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самуоправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присовением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

Примечания

  1. 123Юридическое образование // Большая Советская энциклопедия в Яндекс.Словари
  2. ↑ Г.Дж. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования. — М.: Изд-во МГУ, 1998. Часть II, гл. 11.

Литература

Юриспруденция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907.

Читайте также: