Сообщение на тему постмодернизм и его влияние на развитие культуры

Обновлено: 02.07.2024

Культурой постмодернизмаявляется культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 50-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. Как особое явление постмодернизма достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам, массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

XIX век стал временем конкретного воплощения в жизнь просветительских идеалов и ценностей, всей программы в целом.

В искусстве постмодернизма отчетливо выделяются две основные тенденции: первая находится в русле массовой культуры. Она противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм, гедонизм настоящего. Ее участники реабилитируют классическую эстетику прекрасного или, вернее, красивого (Д. Ваттимо); вторая связана со структурно-семиотическим течением и имеет менее выраженный постмодернистский характер. Сторонники данной тенденции исповедуют семиотический принцип, согласно которому под изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У. Эко).

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С. Киа, Ф. Клементе, Э. Кукки, М. Палладино. К нему также примыкают художника Ж. Гаруст – во Франции, А. Пенк – в Германии, Д. Шнабел – в США.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссеры П. Гринуэй – в Англии, Ж.-Ж. Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М. Наймен, американский композитор Дж. Адамс, польский композитор Г. Горецки.

Для него не существует никаких правил жанра или стиля. Его не мучают противоречивость, амбивалентность, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи современности. Что же касается положительного вклада, то пока он даже не претендует на него. Тем не менее некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего столетия.

Природа и культура образуют жизненную среду обитания человека, они являются главными и непременными условиями его существования.

Экология природы неотделима от экологии культуры. Если природа накапливает, сохраняет и передает генетическую память человека, то культура делает, то же самое с его социальной памятью. Нарушение экологии природы несет угрозу генетическому коду человека, ведет к его вырождению. Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует на личность человека, ведет к его деградации

Культурное наследиепредставляет собой главный способ существования культуры. То, что не входит в культурное наследие, перестает быть культурной и, в конечном счете, прекращает свое существование. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с сохранением культуры вообще.

Как проблема, охрана культурного наследия существует для всех обществ. Однако более остро она встает перед западным обществом. Восток в этом смысле существенно отличается от Запада.

Особенности культуры восточного мира включают в себя: наличие эволюции; отсутствие радикальных, революционных разрывов; преемственность традиций и обычаев; прочное положение религии как фундамента культуры.

Ценность культурного наследия не ставилась под сомнение. Его сохранение выступало как нечто естественное. Возникавшие при этом проблемы имели главным образом технический или экономический характер.

Начиная с Возрождения, религия в западной культуре теряет свою роль и значение. Ее место занимает наука, которая обращена к будущему.

Всё в нашей жизни меняется, в том числе и культурные парадигмы. Многие люди вполне обоснованно считают, что сегодня эпоха Постмодерна. Одни люди считают, что этим всё закончится, так как это эпоха упадка, а другие верят в смену парадигмы на что-то лучшее. Разбираемся, что же такое постмодерн и как он повлиял на культуру.

Перед тем, как перейти к такому явлению, как постмодерн, нужно понять — что было до него?

1. Премодерн
Это тип общества, регулируемый религией и божественными силами. Все процессы, происходящие в жизни, были обоснованы божьей волей. Этот источник порядка для нас трансцендентен, т.е. выходит за пределы нашего опыта. Человек в данном обществе — выражение божественных сил и он является частичкой Бога. Смысл жизни была в приближении к Богу.

2. Модерн
Эпоха модерна — это историческая эпоха нового и новейшего времени, ее главной чертой является непрерывная модернизация. Вера в прогресс и наилучшие идеалы.

3. Постмодерн
Появление постмодерна тесно связано с Первой Мировой войной и её итогами. Человек понял, что идея прогресса, которая должна помогать человечеству и двигать его вперед, разрушена. Люди осознали бессмысленную жестокость войны, где технологии использовались против них самих. Постмодерн — это разочарование в модерне и в его вере в прогресс, разум и человека. Это осознание того, что уже нельзя придумать ничего нового, ведь всё возможное уже создано, а завтрашний день не будет лучше предыдущего. Смысл в обществе постмодерна утрачен, так как нет веры ни в Бога, ни в прогресс. Остаётся только переосмыслять старые идеи и иронизировать над ними, доводя до абсурда.

Постмодерн сильно повлиял на искусство. Точного понимания постмодерна в искусстве нет, так как представители данного течения отказались создавать универсальный канон со своей иерархией. Своё начало постмодернистское искусство берёт с дадаизма — авангардистского течения в живописи, кино, театре, литературе и перфомансе. Данное течение было ответом Первой Мировой войне и обществу. Дадаизму был присущ интернационализм, игровой элемент, эпатаж, ирония и множественное интерпретирование. Впоследствии данные черты охарактеризовали постмодернистское искусство, затем к ним добавились ещё несколько особенностей:

1. Использование готовых форм. Постмодернизм намеренно возвращается к уже готовым формам, художественным стилям, сюжетам. И сквозь призму иронии автор занимается деконструкцией (понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст) классических сюжетов и тропов с целью переосмысления.

4. Плюрализм стилей и культур.

5. Смешение массовой и элитарной культуры.

Влияние постмодернизма на искусство. Функционализм как направление в архитектуре 20 в. Концептуальное искусство как разновидность постмодернизма. Его истоки и программы. Черты русского концептуального искусства. Цели и устремления российского постмодерна.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 06.06.2012
Размер файла 26,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра теории и истории искусств и художественного мастерства

Контрольная работа по дисциплине

Тема: «Постмодернизм и его влияние

студент группы ЗКД-111с

___________ Шаронова Я.О.

канд. соц. наук, доцент

__________ Фатеева Н.А.

Содержание

1. Влияние постмодернизма на искусство

2. Российский постмодерн. Цели и устремления

3. Этапы постмодерна

4. Концептуальное искусство как разновидность постмодернизма

4.1. Истоки и программы концептуального искусства

4.2. Концептуализм в России

Введение

1. Влияние постмодернизма на искусство

В литературе постмодернизм выделяется наиболее просто - это определенный стиль письма. Согласно постмодернизму, выражение современной мысли возможно только посредством поэтических языка и мышления. Кроме того, современная литература не порывает связи с методом, основанным на идеях постструктурализма.

2. Российский постмодерн. Цели и устремления

3. Этапы постмодерна

Отдельные предвестия постмодернизма не раз возникали в среде прежнего авангарда (например, в дадаизме), но первым этапным стилистическим рубежом явился постмодернизм в архитектуре (который противопоставил чистому функционализму разнообразные иронические диалоги с традицией), а также поп-арт.

Поп-арт (англ. popart, сокр. от popularart -- общедоступное искусство), модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).

Гиперреализм (фотореализм), направление в изобразительном искусстве последней трети 20 в., сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Живопись и графика тут зачастую уподобляются фотографии (отсюда его второе название), скульптура представляет собой натуралистические тонированные слепки с живых фигур. Многие мастера гиперреализма (например, живописцы Ч. Клоуз и Р. Эстес, скульпторы Дж. де Андреа, Д. Хэнсон в США) близки поп-арту с его пародиями на фотодокумент и коммерческую рекламу; другие же непосредственно продолжают линию магического реализма, сохраняя более традиционные структуры станковой композиции.

Искусство хэппенинга обновило взаимосвязь изобразительных искусств с театром.

4. Концептуальное искусство как разновидность постмодернизма

Концептуальное искусство, концептуализм, разновидность постмодернизма, сложившаяся к концу 1960-х гг. и поставившая своей целью переход от вещественных произведений к созданию более или менее свободных от материального воплощения художественных идей (или т. н. концептов). Творчество осмысляется здесь как близкий по духу хэппенингу и перформансу, но, в отличие от них, зафиксированный в стабильной экспозиции процесс вовлечения зрителя в игру подобных концептов. Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и др. визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника.

4.1 Истоки и программы концептуального искусства

4.2 Концептуализм в России

Подобные документы

Модернизм и постмодернизм. Влияние постмодернизма на искусство. Российский постмодерн. Цели и устремления. Этапы постмодерна. Концептуальное искусство как разновидность посмодернизма. Программы концептуального искусства. Концептуализм в России.

автореферат [28,8 K], добавлен 10.11.2007

Анализ постмодернизма общественной жизни и влияние его на развитие современного искусства. Философско-мировоззренческие установки постмодернизма, их отличие от иных течений. Эстетическая специфика постмодернизма, его перспектива в будущем человечества.

реферат [25,5 K], добавлен 24.11.2009

Художественный авангард на Западе. Идейная платформа постмодернизма. Принципы исторического построения композиции. Черты постмодернизма в архитектуре и искусстве. Постмодернизм в творчестве Роберта Вентури, Роберта Стерна, Марио Ботта и Арата Исодзаки.

реферат [39,4 K], добавлен 07.05.2009

Определение постмодернизма, его отличие от иных течений в мировой культуре. Анализ постмодернистских тенденций в искусстве, их разновидности. Отличительные черты постмодернизма в российской литературе. Специфические признаки постмодернизма в философии.

реферат [28,7 K], добавлен 18.05.2014

Характерные черты постмодернизма. Кубизм, футуризм и сюрреализм. Искусство декоративно-плоскостной миниатюры. Современное искусство живописи: сущность и особенности динамики. Белорусское изобразительное искусство как форма организации диалога культур.

реферат [36,5 K], добавлен 01.10.2014

Раскрытие особенностей проявления и развития постмодернизма в искусстве, выявление его философско-эстетических принципов. Определение стилевых характеристик постмодернизма в музыке. Оценка данного культурного направления в творчестве композиторов.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 27.09.2014

Модерн - художественное направление в искусстве. История зарождения стиля. Стилистическое многообразие архитектуры русского модерна, проявление его особенностей в Санкт-Петербурге. Вклад объединения "Мир искусства" в европейскую художественную культуру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Постмодернизм

1. Постмодернизм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и XXI века.

2. Постмодернизм возник как интеллектуальное течение, призванное осмыслить не экономические, а скорее политические и культурологические проблемы. Явление постмодернизма возникает тогда, когда сфера культуры заявила о своих претензиях не только на особое, но и на доминирующее положение среди других социальных сфер.

3. Характерными чертами постмодернизма являются:

· Ориентация постмодернистской культуры и на "массу", и на "элиту" общества.

· Существенное влияние искусства на вне-художественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, информатику и т.д.).

· Широкое цитирование в своих произведениях искусства предшествующих эпох.

· Ирония над художественной традиции прошлых культур.

· Использование приема игры при создании произведений искусства.

4. Важнейшей философской отличием постмодернизма является переход от классического антропоцентризма гуманизма к современному универсальному гуманизму, экологическое измерение которого охватывает все живое – человека, природу, Вселенную.

5. Философско-эстетической основой постмодернизма есть идеи деконструкции французских постструктуралистов и пост-фрейдистов (Деррида), языка бессознательного (Лакан), шизоанализ (Делез, Ф. Гаттари), а также концепция иронизму итальянского семиотика У. Эко.

Постмодернизм как теория приобрел существенного обоснование в трудах Т. Бодрийяра "Система вещей" (1969), Т. Ф. Лиотара «Постмодернистская значение" (1979) и "Спор" (1984), П. Слотейдийка "Волшебное дерево" (1985).

6. Термин "постмодернизм" возник в период Первой мировой войны. Его принял Р. Паннвица в своей работе "Кризис европейской культуры" (1917).

Ведущие западные социологи (Хабермас, Д. Белл) объясняют постмодернизм как культурный итог неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, симптом глубинных трансформаций социализма, нашел свое выражение в тотальном конформизме, идеях "конца истории" (Фукуяма), эстетическом эклектизме.

Специфика постмодернистской эстетики связана с неоклассическим толкованием классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, постмодернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе.

7. Постмодернистская эстетика принципиально анти-систематическая, адогматична, лишенная жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символ - лабиринт. В теории деконструкции смещается акцент на проблему отсутствия перво-смысла.

8. Неоклассическая онтология разрушает систему символических противоположностей, дистанцируется от бинарных оппозиций: реальное - воображаемое, оригинальное - вторичное, естественное - искусственное, внешнее - внутреннее, поверхностное - глубинное, мужское - женское, индивидуальное - коллективное, часть - целое, Восток - Запад, о ' объект - субъект.

9. Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, а его место занимают неизвестные языковые структуры, аналогичные потоки либидо, машинность желаемого производства.

Читайте также: