Сообщение на тему положение основных слоев российского общества

Обновлено: 02.07.2024

2 План урока. 1.Социальная струк- тура. 2.Крестьянство. 3.Дворянство. 4.Буржуазия.

3 План урока. 5.Пролетариат. 6.Духовенство. 7.Интеллигенция. 8.Казачество.

4 Задание на урок. Какие изменения произошли в социальной сфере русского общества?

5 Свод законов Российской империи делил населе ние на:Дворян(личные и потомственные),Го- родские обыватели (купцы,мещане,ремесле нники,почетные граж дане),Сельские обыва- тели (крестьяне и ка- заки). Но постепенно на 1-й план выходило эконо- мическое положение. Обшество делилось на помещиков, крестьян, буржуазию и пролета- риат. Какие новые группы появились в р. общ-ве? Каковы причины их появления? Социальная структура. (1 в-с, 235) Сословия 19 в. Что такое сословия?

6 Крестьянство составляло большинство населения. Оно входило в самоуправляющиеся сельские общины, объединенные в волость. Круговая порука ограничивала свободу передвижения крестьян. Община выбирала старосту и сборщика податей.Крестьян судил волостной суд, применявший телесные наказания. Характерными чертами крестьянства были патриархальность, монархизм и православие. Но суровый быт погружал их в мир суеверий. Крестьянство (р.т.3) Крестьяне с.Богородское Нижегородско й губернии.

7 Отмена крепостного права привела 1) к расслоению кре стьян. Более половины из них жили на грани бедности и нищеты. 2. Рыночные отношения изменяли жизнь людей, усилилась потребность в деньгах. Основной доход шел от продажи зерна, его экспорт шел в ущерб собственному потреблению. Нищета была вызвана сохранением выкупных платежей.3. В тоже время появилось кулачество. 4. Расслоение привело к подрыву общинных устоев жизни. Крестьянство (2 ворос, 235, р.т.2) И.Репин.Прием волостных старшин Александром III.

8 1. Расслоение прошло и среди дворян, с1856г.личное дво рянство стали получать с 12 чина Табеля о рангах для военных и с 9 для гражданских,а потомственное с 6 и 4 чинов соответственно. 2. Но численность дворян увеличилась в 2 раза. 3. Для чиновников жалованье стало единственным источником существования. Дворяне сохранили привилегии в органах местного самоуправления, но теряли экономические преимущества, так как теряли землю. Дворянство (вопрос 3, 235, р.т.4) Б.Кустодиев. В московской гостиной.

9 Дворянство (вопрос 3, 235) Мебель из усадьбы Ольгово. 4. Часть дворян стала участвовать в предпринимательской деятельности В 1895г.40 % их земель было заложено.Часть дворян вкладывала деньги от выкупных операций в акции банков, заводов, железных дорог. Другие стали врачами, юристами, деятелями культуры.Третьи пополняли ряды рабочих. 5. Упадок помещичьего хозяйства ослабил их роль в го- сударственном аппарате. Политическая власть при надлежала чиновникам, экономическая - буржуазии.

11 К пролетариату относятся все наемные рабочие,но главную роль играет промышленный пролетариат. Его формирование завершилось в сер.90-х гг. В это время пролетариат насчитывал 1,5 млн.чел. Его особенностями были: 1) связь с крестьянством, 2) высокая концентрация на крупных предприятиях (1890 г. На предприятиях с числом рабочих более 100 человек было сосредоточено ¾ всех фабрично- заводских и горных рабочих 3) сочетание промышленного и сельскохозяйственного труда. Пролетариат (вопрос 5, 236) К.Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге.

12 В городах рабочие придер живались общинных норм жизни. В казармах они селились но гу берниям и уездам отку- да приехали в город. 4)Отрыв от деревни приво- дил к падению мораль- ных устоев - многие на- чинали пьянствовать. В е гг. выступления рабочих принимают ос трые формы. Наиболее крупной стала стачка на Морозовской ману- фактуре в Орехово - Зуе- ве в 1885 году. Пролетариат (р.т.6) Разгрузка судна в торговом порту Санкт-Петербурга.

14 В 1862г.особое присутствие Синода начинает решать проблему улучшения быта духовенства. В 1864г.воз никли приходские попечительства.В гг.доходы священников выросли за счет установления жалования в р. в год, было введено и пенси- онное обеспечение. В г.выпускники духовных заведений получили право поступать в светские заведения, было отменено наследственное занятие духовных должностей. Духовенство. Съезд миссионеров Нижегородской губернии.

15 В к 19 в. в России человек занималось ин теллектуальным тру-дом. После отмены кре- постного права интел- лигенция стала попол- няться из представите- лей разных сословий. Разночинцы хорошо знали нужды народа и от- ражали их в своем тво- рчестве. Часть интеллигенции не смогла найти примене- ния своим силам, т.к. ка питалистическая про- мышленность развива- лась медленно. 2. Чем была недовольна интеллигенция? Интеллигенция (р.т.7 В парадном зале Императорской библиотеки.

16 Высшее образование не было гарантией повы- шения социального ста туса. Это рождало наст- роения протеста. Интел лигенция принимала активное участие в ли- берально - земском дви- жении и стала основой для формирования ле- гальных оппозиционных самодержавию по- литических партий, ста новилась выразителем идей и чаяний буржуа- зии. 3. Почему интеллигенция была в оппозиции к власти? Интеллигенция. Художник М.В.Добужинский за работой.

17 Казачество относилось к полупривилегирован-ным сословиям.Казак одновременно был и воином, и крестьянином. В России было 11 казачих войск: Донское, Кубанское,Терское,Астрах анское, Уральское, Оренбургское, Се- миреченское, Сибирс-кое, Забайкальское, Амурское,Уссурийское. Казаки подчинялись Уп- равлению казачьих во- йск Военного минис- терства. Казачество (вопрос 8, 236) Рядовой казачьего войска

18 Во главе войска стоял ата ман, при нем-штаб.В ста ницах и хуторах были свои выборные атама- ны.Служба начиналась с 18 лет - 3 года подгото- вки,12 лет строевая слу жба и 5 лет в запасе. Каждый казак получал участок в 30 десятин зе мли. Угодья находились в общественном пользо- вании. В к. 19в. казаки начинают заниматься торговлей, коневодством и др. Уровень жизни казаков был выше, чем у крестьян. Казачество. Офицер казачьего войска

19 Выводы 1. Во 2/2 19 века происходила ломка сословных перегородок по экономическому, классовому признаку 2. В состав нового предпринимательского класса вливаются представители купечества и удачливые крестьянские предприниматели и дворяне-чиновники 3. Класс наёмных рабочих пополнялся за счёт крестьян, мещан, даже дворян и духовенства 4. Происходит значительная демократизация интеллигенции, т.к. она пополнялась из различных слоёв населения. 5. Духовенство теряет былую замкнутость, т.к. отменялось наследственное занятие духовных до.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Россия во второй половине XIX в. Тема урока: Положение основных слоев о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Россия во второй половине XIX в. Тема урока: Положение основных слоев о.

Тема: Россия во второй половине XIX в. Тема урока: Положение основных слоев общества История 8 класс МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Гудзишевская Н.В.

Домашнее задание § 32-33

Домашнее задание § 32-33

План: 1. Социальная структура пореформенного общества. 2. Характеристика осно.

План: 1. Социальная структура пореформенного общества. 2. Характеристика основных сословий и классов: 2.1. крестьянство 2.2. дворянство 2.3. буржуазия 2.4. пролетариат 2.5. духовенство 2.6. интеллигенция 2.7. казачество.

1. Социальная структура пореформенного общества.

1. Социальная структура пореформенного общества.

? Вспомните, что такое сословие? Можно ли использовать сословную структуру дл.

? Вспомните, что такое сословие? Можно ли использовать сословную структуру для характеристики российского общества конца XIX в.?

Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других экономическим.

Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других экономическим положением.

Социальная структура российского общества (классовый критерий) Буржуазия Прол.

Социальная структура российского общества (классовый критерий) Буржуазия Пролетариат Помещики Крестьяне Классы капиталистического общества Классы феодального общества

2. Характеристика основных сословий и классов. Задание: с.224 – 235. Выяснить.

2. Характеристика основных сословий и классов. Задание: с.224 – 235. Выяснить, какие изменения произошли в положении основных сословий и классов, выводы записать в таблице. Сделать общий вывод о причинах перемен.

Изменения в положении основных сословий и классов Крестьянство Дворянство Бур.

Изменения в положении основных сословий и классов Крестьянство Дворянство Буржуазия Пролетариат Духовенство Интеллигенция Казачество

Изменения в положении основных сословий и классов Крестьянство усиление рассл.

Изменения в положении основных сословий и классов Крестьянство усиление расслоения увеличение бедных (безлошад-ных) крестьян усиление потребности в деньгах вовлекло крестьян в рыночные отношения появление крестьян, желавших освободитьсяот общины подрыв общинных устоев усиление роли женщин в хозяйственной жизни и самоуправлении привели к падению нравственности

Дворянство усиление расслоения дворянства ослабление политическогополо-жения.

Дворянство усиление расслоения дворянства ослабление политическогополо-жения потеря большей части дворян связи с землей утрата экономическихпреиму-ществ включение части дворян в предпринимательство, часть пополнила ряды интеллигенции

Буржуазия рост численности усиление роли в жизни страны установление связей с.

Буржуазия рост численности усиление роли в жизни страны установление связей с чиновничеством распространение меценатства

Пролетариат пополнение за счет выходцев из деревни многонациональный состав к.

Пролетариат пополнение за счет выходцев из деревни многонациональный состав концентрация пролетариата на крупных предприятиях обострение борьбы рабочих за свои права

Духовенство улучшение материальногополо-жения: введение государственного жало.

Духовенство улучшение материальногополо-жения: введение государственного жалования и пенсий по старости право выпускников семинарий поступать в университеты разрушение сословныхперего-родок, обновление духовенства

Интеллигенция пополнение интеллигенции за счет разночинцев высшееобразование.

Интеллигенция пополнение интеллигенции за счет разночинцев высшееобразование не гарантировало повышение материального и общественного положения рост антиправительственных настроений

Казачество закрепление общинного землевладения развитие торгового земледелия.

Казачество закрепление общинного землевладения развитие торгового земледелия,сдачи земли в аренду, занятие огородничеством, табаководством, виноградарством и виноделием развитие коневодства

? Каковы причины перемен? Какая социальная группа подверглась самым заметным.

? Каковы причины перемен? Какая социальная группа подверглась самым заметным переменам? Какая группа менее всего претерпела перемены?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 561 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.05.2018 7684
  • PPTX 447.5 кбайт
  • 97 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гудзишевская Нина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сословие – это большая социальная группа, члены которой имеют ряд определённых формально закрепленных прав и обязанностей. Статус наследуется и затрудняет социальную мобильность. Впервые сословия условно стали выделяться в Средневековье и исторически делятся на две категории: привилегированные (дворяне, духовенство и т.д.) и не привилегированные (крестьяне, ремесленники и т.д).

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй.

Основные сословия

    – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  1. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  2. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  3. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

soslovija

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Права и привилегии

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.

Сословие – это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству: Крестьянство Дворянство Горожане Духовенство Казаки Слой населения – это группа людей, которая выделяется по каким-либо общим признакам: Буржуазия Пролетариат Интеллигенция

Дворянство Делилось на личное и потомственное Утрата дворянами господствующего положения в жизни российского общества

Буржуазия были ведущей силой в экономике, но не в политике р аспространено меценатство (покровительство наукам и искусствам со стороны богатых людей)

Пролетариат сохраняли связь с крестьянством стачки – борьба рабочих за улучшение условий труда рабочие не поднимали вопроса о политических правах

Интеллигенция профессионально занимались умственным трудом состав интеллигенции не был однородным (выходцы из разных сословий) среди интеллигенции росли антиправительственные настроения

Духовенство Делилось на черное и белое 1867 – указ об отмене наследования церковных должностей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по истории Татарстана "Волжская Булгария: история становления государственности"

Презентация к уроку по истории Татарстана (НРК) для 6-го класса.


презентация к уроку "Конституция - механизм взаимодействия между человеком, обществом и государством"

Презентация к уроку, посвященному 20-летию Конституции РФ, является наглядным пособием и помогает заинтересовать учеников и активизировать их познавательную активность.


Презентация "Учебные проекты по истории для основной школы."


Положение основных слоев общества

самостоятельная работа по истории.


Презентация к уроку "Роль права в жизни человека, общества и государства". 9 класс. Обществознание.

Определение права.Основные черты и признаки права.Виды правонарушений.Виды юридической ответственности.


Презентация к уроку ИЗО "Украшения в жизни древних обществ" 5 класс

Искусство древности по археологическим раскопкам, украшения в первобытном обществе, украшения в древнем Египте, украшения на Руси, современные украшения. История поиска сокровищ города Трои Генрихом Ш.

На этом уроке мы продолжим рассмотрение положения основных слоев общества. Речь пойдет о духовенстве и русской интеллигенции. Рассмотрим состав русского духовенства – черное и белое (так называемое мирское), его место в жизни общества. Упомянем реформы положения священников и церковного обучения. Узнаем о проблемах русской интеллигенции, познакомимся с личностями Айвазовского, Шаляпина, П.Я. Чаадаева и др.

Сегодня мы поговорим с вами о духовенстве и о русской интеллигенции. Давайте начнем с духовенства. Тем более, что это было привилегированное сословие русского общества, хотя в действительности, при ближайшем рассмотрении, мы можем с вами видеть, что положение этого привилегированного сословия, было зачастую не всегда таким уж однозначным. Русское духовенство делилось на две части: это, так называемое, черное духовенство и белое духовенство. В чем здесь смысл?

Положение основных слоев общества — духовенство и интеллигенция

Черное и белое духовенство

Это разумеется не противоборствующие какие-то группы, а это единое тело русской церкви, русской православной церкви. А тогда, в изучаемый период, именно русское православие, было государственной религией. Более того, надо сказать, что даже национальность определялась через вероисповедание. Говорили представители коренной национальности, коренной народности, если человек, соответственно, исповедует православие. И было неважно, в общем, какой он в действительности национальности.

Так вот, две части русской православной церкви, как бы отделились, в силу того, что одна часть черное духовенство — это были монахи, то есть монашествующие священнослужители. Это в последующем они могли становиться архиереями и епископами. То есть, условно говоря, это были люди, которые, как бы, отрешились от мира, в пользу служения Богу. И в дальнейшем, они могли рассчитывать на самую высокую карьеру в рамках православной церкви. Белое духовенство – это, так называемые, мирские священники.

То есть, это священники, которые остаются в миру. Они живут среди своих прихожан, они имеют право жениться, создавать семью и в общем-то несут слово пастырское напрямую к тем людям, которые и составляют их окружение.

Положение русских священников

Но положение русских священников, как мы с вами уже сказали, было в общем совсем неоднозначным. Причин здесь было много, но, пожалуй, главной причиной был тот факт, что сельские священники, они жили, в общем-то, жизнью неотрывной от сельской общины, а сельские общины, как правило, в России были бедными. Отсюда, соответственно, и было бедственное положение сельских священников.

Выйти за рамки этого, скажем так, материального неблагополучия, было крайне сложно. Потому что вообще русские священнослужители представляли из себя такую замкнутую корпорацию. Дело в том, что, как правило, после смерти приходского священника, его престол, его паству принимал на себя его сын, либо кто-то из ближайших родственников, кто-то, кто мог исполнять соответствующие обязанности. И вот эта корпоративность, она, как бы, не давала с одной стороны влиться в ряды священников кому-то извне.

И в конечном итоге, все-таки, положение русских священников, приходских священников, оно стало улучшаться.

Главный итог либеральных преобразований

Но пожалуй главным итогом вообще либеральных преобразований, следует назвать тот факт, что теперь официально было отменено вот это корпоративное устройство русской православной церкви. Дело в том, что теперь наследовать, как бы автоматический приход, родственники умершего священника не могли. И самое главное, еще второй момент — это то, что теперь на обучение в семинариях не требовались какие-то специальные ограничительные преодолевать барьеры.

Потому что все барьеры и все рамки, ограничивающие поступление в духовные учреждения, учебные учреждения, были отменены. И в церковь, что называется, пошли широкие массы населения. Там оказались теперь и люди самых разных сословий. Это безусловно привело к очень серьезной либерализации церкви вообще. Но не стоит, конечно, считать церковь самым либеральным институтом русского общества. Это, конечно же, не так.

Церковь была таковой, каковым было государство, каковым было время, она отвечала, соответственно, существующим реалиям.

Русская интеллигенция

А вот по-настоящему либеральной в России, была русская интеллигенция. Это очень интересное сословие. Его даже трудно назвать сословием, потому что это скорее всего, какая-то прослойка общества.

Хотя русская интеллигенция к концу 19 века была в общем достаточно многочисленной. Некоторые ученые полагают, что в общей сложности к русской интеллигенции можно причислить свыше 800 тысяч человек. Кто эти люди? Это люди получившие высшее образование. Представители самых разных сословий, но всех этих людей объединяло такое общее понимание того, что интеллект в России, к сожалению, является невостребованным.

Учителя, врачи, инженеры, художники, писатели, поэты — эта огромная армия, если можно так сказать, умных, образованных людей в России, к сожалению, оказывалась в таком, ну если не экономическом вакууме, то в достаточно ущемленном положении. Причин опять-таки, как всегда, их много. Одна причина вряд ли когда-либо в жизни бывает. Но вот здесь действительно было много самых разных причин.

Причины ущемления интеллигенции

Начиная с того, что русский капитализм развивался по совершенно особенному образу, и далеко не всегда капиталистам было выгодно, чтобы к ним на работу поступали образованные люди. Им не нужно было много образованных, дорогих работников. С другой стороны, государство не очень-то хотело заботиться о том, чтобы массы населения все больше и больше были образованы в этой стране. Потому что образованный человек, в конце концов, для государства, особенно такого типа, какой была российская империя, это опасный человек.

Начнёт задавать вопросы, начнет, о чем то задумываться, все ему будет не так, все ему будет не этак. И не дай бог возьмет еще в руки оружие, прочитав предварительно какую-нибудь ненужную, нелепую книжку. Вот поэтому лучше б этих людей вообще много и не было. Но после реформы 1861 года, ну и далее, конечно, просто мы берем 1861 год, как такой рубеж, пожалуй, один из самых важных рубежей в российской истории. Так вот, после 60-х годов, ряды интеллигенции начинают пополняться очень серьезно и дворянством, и купеческими сыновьями и сыновьями священников и так далее, так далее, так далее.

И появляются такие имена, что отмахиваться, просто так уже от интеллигенции было невозможно. Ну, как отмахнуться от историков Ключевского и Соловьёва. Или как можно отмахнуться от Айвазовского? Даже сам Николай I говорил, все, что будет нарисовано Айвазовским, я обязательно куплю. Притом, что там критиковали, безусловно, Айвазовского, говорили, что вот он какой-то уж очень быстро пишущий автор. Вместе с тем, все-таки, это заслуженный художник. Это академик и всеми признан. И очень много появляется вот таких людей, которых просто так выбросить, сказать, что их нет — было нельзя.

Это настоящее достояние России. Тот же самый Шаляпин. Ну, как можно было сказать, что ну раз ты выходец не из того сословия, раз ты вот какое-то такое промежуточное состояние имеешь… или Чехов — ты же купец, куда же ты лезешь со своим интеллектом в написании книжек, постановку пьес, вселенского содержания. Нельзя было так поступить, потому что общество в 60-е — 70-е годы оно очень серьезно изменилось. И государство конечно, делает некую коррекцию своих взглядов на интеллигенцию.

Но вместе с тем, экономическое положение людей, связанных с умственным трудом, к сожалению, в России не улучшалось. Вот эта материальная не обустроенность, это отсутствие взаимосвязи между хорошим университетским образованием и достатком жизни, оно приводило, безусловно, к озлоблению. Люди выучившиеся, люди много знающие и люди, не могущие применить на практике эти знания и умения свои, не могущие применить на практике свои таланты, конечно, озлоблялись на общество.

Они видели в нем несправедливость. Они понимали, что так нельзя, нужно что-то менять. И вот это недопонимание между государственной политикой и взглядами образованных людей друг на друга, в конечном итоге сыграло с Россией очень и очень злую шутку.

Читайте также: