Сообщение на тему полиграфия

Обновлено: 02.07.2024

Полиграфия - (от поли. и . графия), отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от др. способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под полиграфией понимают также отрасль промышленности - полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т.п.). Полиграфия, или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела.

Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. Её технической основой является изобретённое около 1440 И. Гутенбергом книгопечатание. Уже в 16 в. полиграфия приобрела характер развитой мануфактуры. В 19 в. с изобретением печатной машины в полиграфии происходит промышленная революция, ознаменованная созданием полиграфического машиностроения. В середине 20 в. в ходе научно-технической революции полиграфия развивается по следующим направлениям: переход к электронным способам изготовления печатных форм для всех способов печати (использование ЭВМ для фотонабора и электронных цветоделителей для цветной печати), широкое применение ролевой офсетной печати на высокоскоростных машинах, создание автоматических поточных линий в отделочных цехах, комплексная механизация и автоматизация всего производства, использование фототелеграфной техники для передачи газетных полос (см. Газетное производство).

Технология полиграфии содержит 3 основные группы производственных процессов: формные, печатные (собственно полиграфические) и отделочные. Формные процессы направлены на изготовление печатной формы - приспособления или устройства, формирующего красочный слой в соответствии с конфигурацией изобразительных элементов оригинала. Задача печатных процессов - получение множественных печатных оттисков, воспроизводящих оригинал. Отделочные процессы завершают изготовление печатной продукции.

Формные процессы включают наборные процессы (изготовление текстовой печатной формы) и процессы изготовления иллюстрационной печатной формы. Текстовая форма может быть получена из типографского шрифта методами ручного набора или же с помощью наборных машин, комплектующих литеры и изготовляющих форму или её полуфабрикат (в виде, например, фотокопии, см. Фотонаборная машина). Широкое распространение получили различные методы автоматического набора. Ручные способы изготовления иллюстрационной печатной формы в современной полиграфии используются в качестве методов станковой графики или для создания оригиналов, впоследствии воспроизводимых фотомеханическим или иным путём. Среди ручных способов высокой печати наибольшей известностью пользуются гравюра на дереве, или ксилография, линогравюра; глубокой печати - резцовая гравюра на металле, офорт, акватинта; плоской печати - литография. Иллюстрационные формы изготовляют фотомеханическими методами (автотипия, фотоцинкография, фотолитография, фототипия и др.), а также с помощью электронных гравировальных машин. Оригинал, подлежащий фотомеханическому репродуцированию, фотографируют на репродукционном фотографическом аппарате (полутоновые оригиналы фотографируют через растр). Негативное или позитивное изображение в копировальных рамах копируют на металлическую пластину, на которую предварительно нанесён светочувствительный слой. Затем пластину подвергают соответствующей обработке и травлению в травильных машинах. При воспроизведении многокрасочных оригиналов изготовляют цветоделённые печатные формы посредством цветоделительного фотографирования или с применением электронных цветоделителей - цветокорректоров. При необходимости одновременного печатания тиража на нескольких машинах оригинальную печатную форму копируют, изготовляя т. н. вторичную форму. Для изготовления вторичных форм высокой печати широко используется стереотипия, а также электролитические методы (см. Гальваностереотипия).

Различают 3 вида печатных процессов: печатание с формированием изображения в красочном резервуаре (гектография, туркинотипия); печатание с формированием изображения на промежуточной поверхности - форме (т. н. классические способы печати); печатание с формированием изображения на воспринимающей поверхности (способы с электростатическим и электромагнитным переносом красочного слоя). Классические способы печати различаются в зависимости от метода разделения печатающих и пробельных элементов. Формирование красочного слоя может осуществляться как в процессе перемещения краски сквозь форму (трафаретная печать, мимеографирование, ротатор), так и путём нанесения краски на поверхность формы. В последнем случае применяется пространственная (высокая печать и глубокая печать) или физико-химическая (плоская печать) разделение печатающих и пробельных элементов. В печатных процессах, использующихся в современной полиграфии, красочное изображение переносят с формы на воспринимающую поверхность непосредственно или же с помощью одной (офсетная печать) либо двух (орловская печать) промежуточных поверхностей. Печатание осуществляется на печатных машинах, которые различают по способу печати, по схеме построения печатного устройства, по количеству переносов красочного слоя, по типу подачи воспринимающих поверхностей. Перед печатанием проводится ряд подготовительных процессов: расстановка, или спуск полос формы, её закрепление, приводка, приправка.

Совокупность формных и печатных процессов и применяющегося для них оборудования, предназначенных для воспроизводства малотиражной документации (обычно информационного или управленческо-административного характера), называется оперативной полиграфией.

Характер отделочных процессов зависит от вида печатной продукции. Наиболее сложны брошюровочно-переплётные процессы, применяемые в процессе изготовления книг и журналов (см. Брошюрование, Переплёт книжный).

Полиграфическая промышленность. Полиграфические предприятия в зависимости от характера производства носят название типография, типолитография, фабрика цветной печати, офсетная фабрика и т.д.; предприятия, объединяющие несколько типографских процессов или видов печати, называются полиграфическими комбинатами. По выпускаемым видам печатной продукции предприятия могут быть универсальными или специализированными (газетные, газетно-журнальные, книжные, картографические и т. д,). В СССР в состав полиграфической промышленности входят также вспомогательные предприятия - шрифтолитейные, красочные и др.

Полиграфия в России и в СССР. В дореволюционной России (1913) насчитывалось 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. чел. За исключением нескольких крупных типографий главным образом в Петербурге и Москве, оснащенных ввозимым из-за границы оборудованием и выпускавших небольшими тиражами дорогие издания на высоком полиграфическом уровне, основную массу предприятий составляли мелкие полукустарные типографии, где господствовал ручной труд. В среднем на каждую типографию приходилось меньше чем 3 печатные машины, на каждые 6 типографий - 1 наборная машина.

Великая Октябрьская социалистическая революция передала в руки трудящихся все технические и материальные средства печатания газет, брошюр, книг и др. произведений печати, что было зафиксировано в первой советской Конституции, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918.

Первым советским учреждением, ведавшим вопросами полиграфии, был Технический совет по управлению государственными типографиями при Наркомате просвещения, созданный в декабре 1917; с апреля 1918 П. руководил Полиграфический отдел ВСНХ, который провёл национализацию крупных и средних предприятий полиграфии и их перестройку (к концу 1920 было национализировано 1042 типографии), а также концентрацию типографий и упразднение мелких предприятий. Началось создание полиграфических предприятий в республиках: в 1922 построены Ташкентская типография №1 - первенец советского полиграфического производства в Средней Азии, типографии в Азербайджане и др. В 1926-27 в Москве был сооружен первый полиграфический комбинат - типография газеты "Известия". Итоги восстановления и развития П. были подведены Всесоюзной полиграфической выставкой в 1927.

В годы довоенных пятилеток (1929-40) были построены крупные полиграфические предприятия, при этом главное внимание уделялось обеспечению технической базой газетной печати. Вступили в строй крупнейшие московские газетные типографии - типография газеты "Правда", типография газеты "Рабочая Москва", "За индустриализацию" и др.; ряд газетных типографий в республиканских и областных центрах (Киеве, Минске, Алма-Ате, Баку, Ташкенте, Казани, Харькове, Свердловске и др.), созданы небольшие газетные типографии в районных центрах (в 1934 их насчитывалось 1800); для политотделов МТС и на транспорте было организовано свыше 2300 мелких газетных типографий. Создание в начале 30-х гг. отечественного полиграфического машиностроения позволило не только оснастить полиграфической техникой новые предприятия, но и технически перевооружить многие давно действующие. Так, значительно были расширены и переоборудованы основные книжные предприятия - Первая образцовая типография имени А. А. Жданова и типография "Красный пролетарий" в Москве, типография "Печатный двор" в Ленинграде. Построены книжный полиграфический комбинат (типография № 2) в Москве, книжно-журнальные типографии в Киеве, Харькове и др. В Москве и Ленинграде проведена специализация книжных типографий по видам литературы. Крупные полиграфические книжные предприятия созданы в Ташкенте, Ашхабаде, Душанбе, Алма-Ате и др. В 1940 в СССР имелось 4784 предприятия полиграфии, на которых работало свыше 110 тыс. чел. По сравнению с 1913 средний тираж книги вырос более чем в 3 раза, а разовый тираж газеты - более чем в 10 раз.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в районах, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками, по неполным данным, было уничтожено или разрушено около 3 тыс. полиграфических предприятий.

За 1944-47 была восстановлена большая часть типографий. В первые послевоенные годы (1946-50) было завершено восстановление полиграфической промышленности и начата её реконструкция. Реконструированы ведущие типографии Москвы, Ленинграда и др. крупных промышленных и культурных центров, организовано 3500 районных типографий. На 1 марта 1949 насчитывалось около 6000 полиграфических предприятий, на которых работало 190 тыс. чел. Выросла концентрация производства: в 1950 почти 3/4 всего выпуска печатной продукции приходилось на 16,5% полиграфических предприятий. С 50-х гг. начался новый этап в развитии сов. полиграфии, ознаменованный строительством мощных специализированных полиграфических комбинатов. Построены крупнейшие комбинаты: Калининский полиграфический комбинат цветной печати, Ярославский полиграфический комбинат, Саратовский комбинат для издания школьных учебников, новый комплекс типографии газеты "Правда", Минский полиграфический комбинат, Калининский полиграфический комбинат детской литературы, Чеховский полиграфический комбинат (Московская область), газетно-журнальный комбинат издательства "Радянська Украина" и фабрика цветной печати в Киеве и др. Реконструированы старые и построены новые корпуса типографии издательства "Молодая гвардия", типографии "Красный пролетарий", фабрики "Детская книга" в Москве, типографии № 3 им. Ивана Федорова, типографии им. В. Володарского, комбината цветной печати и фабрики офсетной печати №12 в Ленинграде, типографии им. К. Пожелы в Каунасе, Рижской образцовой типографии, Кишиневского полиграфкомбината и др. За период 1960-70 введено в строй свыше 400 новых предприятий, реконструировано и расширено более 1 тыс. На 1 марта 1973 действовало 3204 полиграфических предприятия и 3623 множительных центра.

Современный уровень советского полиграфического производства характеризуется внедрением передовой техники и технологии, механизацией основных и вспомогательных процессов, комплексной механизацией участков, цехов и в целом предприятий, автоматизацией ряда процессов и участков. За 1966-70 комплексно механизировано 16 полиграфических предприятий, 130 цехов, создано более 100 поточно-механизированных линий.

Руководство и управление советской полиграфией осуществляются Государственными комитетами Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, а также управлениями издательств, полиграфии и книжной торговли краевых и областных исполкомов.

Научно-исследовательскую работу в области полиграфии ведут Всесоюзный НИИ комплексных проблем полиграфии (основан в 1931) в Москве с филиалом в Киеве, Украинским НИИ полиграфической промышленности во Львове (основан в 1932), Всесоюзный НИИ оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары (основан в 1945) в Москве, НИИ электрографии в Вильнюсе (основан в 1957) и др. Проектирование предприятий ведётся Государственным проектным и научно-исследовательским институтом по комплексному проектированию предприятий полиграфической промышленности (Москва). Исследования в области экономики полиграфии, а также научно-технической информация отрасли сосредоточены в Центральном бюро научно-технической информации и технико-экономических исследований по полиграфической промышленности, издательскому делу и книжной торговле (ЦБНТИ по печати, основан в 1968).

Кадры для полиграфии готовят Московский полиграфический институт (основан в 1930), Украинский полиграфический институт им. И. Федорова (основан в 1930) во Львове; Московский полиграфический техникум им. И. Федорова (основан в 1929) и др. средние специальные учебные заведения, а также ряд профессионально-технических училищ.

С 1924 выходит ежемесячный научно-технический и массово-производственный журнал "Полиграфия". ЦБНТИ по печати издаёт ежемесячные научно-технические информационные сборники "Полиграфическая промышленность", ежемесячные библиографические указатели "Полиграфическая промышленность", а также обзорную, реферативную и экспресс-информацию по вопросам полиграфии издательство "Книга" выпускает научно-техническую и научно-производственную литературу по полиграфии.

В других социалистических странах полиграфия развивается главным образом путём организации механизированных и специализированных предприятий.

В Болгарии крупнейший полиграфический комбинат им. Д. Благоева в Софии специализирован на выпуске художественной литературы. В Венгрии научные книги печатаются главным образом в Академической типографии, в области высококачественной иллюстрационной печати специализируются типографии им. Кошута, "Атенеум", Офсетная типография в Будапеште. В ГДР сложную по технологии изготовления книжную продукцию выпускает на высоком уровне типография им. М. Андерсена-Нексё (Лейпциг), среди крупнейших полиграфических предприятий - типография им. О. Гротеволя, "Интердрук" (Лейпциг), типографии им. Э. Тельмана (Заальфельд), им. К. Маркса (Пёснек) и др. В Румынии в послевоенные годы построен крупнейший полиграфический комбинат газеты "Скынтейя". В Польше самая крупная типография - "Дом слова польского" в Варшаве, универсальное предприятие; типография им. Октябрьской революции (Варшава) специализирована на выпуске технических книг со сложными видами набора; типография в Лодзи - для производства малоформатных изданий высоким способом печати; типография в Кракове - для выпуска книжно-журнальной продукции и т.д. Во всех социалистических странах преимущественное развитие получает офсетная печать, широко внедряется фотонабор, организуются фотонаборные центры (ГДР, ЧССР).

В капиталистических странах полиграфические предприятия тесно связаны с издательскими корпорациями, фирмами и большей частью принадлежат им. По оценке, число работающих в П. капиталистических стран - около 3 млн. чел., 60% из них сосредоточены в США, Японии, ФРГ и Великобритании.

Ведущее место в полиграфической промышленности капиталистических стран занимают США, где на долю полиграфии приходится около 3% совокупного национального общественного продукта. Издательской деятельностью и типографскими работами заняты 38 тыс. предприятий. По данным на 1972, 50% всей полиграфической продукции выпускается способом высокой печати, 35% - офсетной и 10% - глубокой печати.

В полиграфической промышленности Японии (1972) около 18 тыс. предприятий, однако около 30% продукции приходится на 5 крупнейших фирм. Широко применяются синтетические бумаги, главным образом на основе полистирола и полипропилена.

В ФРГ в 1972 имелось 6447 полиграфических предприятий. Широко развиваются офсет, глубокая и трафаретная печать, но в процентном отношении первое место по-прежнему занимает высокая печать - 57%; офсетная печать составляет 25%, глубокая печать - 18%.

В Великобритании в 1972 насчитывалось около 8 тыс. типографий, свыше половины которых входит в "British Federation of Master Printers". Основной вид печати - высокая печать (более 50%). Успешно развивается ролевый офсет. Большое количество продукции выпускается способом глубокой печати (типографий глубокой печати очень мало, но все они представляют собой крупные предприятия).

Во Франции в 1972 насчитывалось 8768 полиграфических предприятий. Способы печати в процентном отношении распределяются следующим образом: высокая печать - 42,6%; офсетная печать - 40,1%; глубокая печать - 11,0%.

Развитая полиграфическая промышленность существует также в Италии, Канаде, Швеции, Швейцарии.

За рубежом научно-исследовательскую работу в области полиграфии ведут институт полиграфической техники в Лейпциге, Научный центр Комитета по печати в Софии, Научно-исследовательский институт полиграфической и упаковочной промышленности ПИРА (ранее ПАТРА) близ Лондона, научно-исследовательское общество ФОГРА в Мюнхене, Научно-исследовательский институт полиграфической техники ПТ в Амстердаме и др. Крупнейшим зарубежным специализированным издательством литературы по полиграфии является "Полиграф ферлаг" во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Выпускается много научно-технических журналов по общим и специальным вопросам П. Наиболее известные полиграфические музеи: Гутенберговский музей в Майнце (основан в 1900), Немецкий музей книги и шрифта в Лейпциге (основан в 1884), Отделение полиграфии Народного технического музея в Праге (основан в 1954).

Все имеет свою историю. До изобретения книгопечатания делались надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или на восковом слое дощечек. То были надписи. С изобретением и распространением технологии изготовления бумаги появились рукописные свитки и книги. Переписывание книги стало профессией. Появились хранилища рукописных изданий. Переписка и указы опечатывались, как правило, с помощью печаток царей, императоров, военачальников и государственных мужей высокого ранга. То были отпечатки на размягченном при нагревании материале, сохраняющие изображение после остывания.


Рождение книгопечатания и его революционная роль

Книгопечатание началось с того момента, когда красящее вещество нанесли на рельефную форму и сделали серию одинаковых отпечатков. Это был важный шаг в развитии средств информации, что способствовало развитию ремесел, промышленности, науки, техники и культуры [1]. Печатные издания стали средством коммуникации между людьми. Они обеспечивали сохранение информации от искажения переписчиком. Рукописные и печатные издания на первых порах соперничали между собой. Хотя изготовление печатной формы и требовало много времени, тем не менее процесс печати все равно оказывался более производительным, качественным и дешевым.


Период младенчества в книгопечатании

Единственным материалом для печати книг долгое время оставалась листовая бумага ручного изготовления. При производстве бумаги бумажную массу зачерпывали из больших чанов рамкой с натянутой на ней сеткой. Размеры рамки определяли формат бумаги, а мастерство ремесленника — ее качество. Поскольку печатная форма была основой всего и именно от нее зависело качество печати, то первоначально все усилия были направлены на изобретение новых формных технологий и материалов.

Этот период характеризуется сосредоточением всех процессов книгопечатания в одних руках. Издатель был гравером и литейщиком литер, изготовителем краски и печатником, занимался переплетом и был распространителем продукции. Печатный пресс состоял из двух плоских плит, на одну из которых устанавливалась печатная форма. Все процессы: накат краски, размещение бумаги и ее выравнивание, создание давления печати, снятие давления и удаление оттиска — выполнялись вручную. Из-за прозрачности и высокой пористости бумаги печатали только на одной стороне листа.

Изобретение литер и набора текста существенно ускорило изготовление текстовых форм и разделило формный процесс на два этапа: получение наборных текстовых форм и изготовление иллюстрационных форм. И это деление сохранилось в высокой печати до второй половины ХХ века, когда появились фотовыводные устройства и фотополимерные материалы. В плоской, глубокой и трафаретной печати такого деления не происходило.

Изначально печатали только черной краской, а цветные иллюстрации получали путем раскрашивания оттисков вручную.


Индустриализация полиграфии

Развитие ремесел, промышленности, науки и техники, зарождение капиталистического уклада экономики, а также развитие общественных связей требовали ускорения обмена и распространения информации. Старые оборудование и технологии уже не могли удовлетворить возросшие требования к тиражности и оперативности выпуска печатной продукции. Увеличение количества печатных станков без повышения их производительности было тупиковым путем. Рост производительности печатного оборудования стал особенно актуальным с появлением газет. Делать много одинаковых печатных форм и печатать на многих станках одновременно, чтобы получить большой тираж газеты за короткое время, было экономически невыгодно. В результате были изобретены однокрасочные листовые печатные машины с автоматическим накатом краски, позиционированием листа, созданием и снятием давления печати. Ручными остались только процессы подачи бумаги и приемки оттиска. Так создавалось промышленное производство печатной продукции — полиграфия.

Развитие производства бумаги и дальнейшее развитие полиграфии

По мере развития общества требования к скорости распространения информации постоянно росли. Для возросших тиражей требовалось все больше бумаги. В результате производство бумаги из ручного преобразовалось в промышленный отлив полотен, которые затем сматывались в рулоны. Это, в свою очередь, привело к созданию печатных машин нового типа.

Были изобретены плоскопечатные машины [3], сочетающие плоскую форму и цилиндрическую давящую поверхность. Величина давления при этом уменьшилась и появилась возможность увеличения формата печати.

С созданием ротационных печатных машин стало возможно эффективно работать не только с листовой, но и с рулонной бумагой. Листовые ротационные печатные машины требовали участия человека в процессе печатания для подачи листов и приемки оттисков. С появлением рулонных печатных машин необходимость в этом отпала: человек должен лишь готовить машину к печати, контролировать ее работу и менять рулоны. Производительность первых рулонных печатных машин достигала 20 тыс. отт./ч. Для сравнения: листовые плоскопечатные и листовые ротационные машины с ручной подачей листов печатали в среднем 400-500 отт./ч.

Печатные машины и их значимость

Печатная машина — это еще не типография, но без нее типография не может обойтись. При использовании печатных станков печатная форма определяла как время подготовки издания и себестоимость продукции, так и технологию и качество печати. Печатник (он же и издатель) мог на одном станке использовать формы разных типов — все зависело от его понимания рациональности и выгоды, от его умения и желания.

Автоматические и полуавтоматические печатные машины, как правило, являются строго специализированными и связаны с конкретной технологией печати, что определяет тип печатной формы. Высокая скорость работы ротационных машин потребовала совершенствования печатных красок и другого уровня качества изготовления механизмов. В результате дерево из полиграфического машиностроения исчезло — все детали печатных машин стали делать из металла.

С разработкой самонакладов листов и автоматизированных приемных устройств появились листовые печатные машины-автоматы. Стали создаваться многокрасочные машины. Расширился спектр печатной продукции — помимо изданий полиграфисты стали производить промышленные изделия: упаковку, этикетки, обои, бумажные и пленочные покрытия для мебельной и строительной промышленности. Развитие рекламы создало новое направление в полиграфии — печатную рекламу. Бумажная индустрия стала производить все больше разнообразной бумаги высокого качества. Полиграфисты освоили новые запечатываемые материалы: ткани, пленки, пластик, фольгу, жесть, гофрокартон, стекло, промышленные изделия (ручки, осветительные тела, бутылки, майки, кепки), природные продукты — яйца, дерево.

Полиграфия стала тесно кооперироваться с другими отраслями промышленности. Возросла зависимость полиграфистов от производителей оборудования, расходных и запечатываемых материалов. Этот процесс достиг своего максимума в конце ХХ века.

Печатные машины, определяя капиталовложения, производительность, печатную технологию, качество печати и особенности готовой продукции, стали основным звеном в полиграфии. Печатные технологии теперь тесно связаны с определенными рыночными нишами. Чтобы поменять технологию печати, требуется не только заменить печатную машину — нужны колоссальные капиталовложения, затраты времени и проведение разнообразных мероприятий по замене структуры предприятия, специалистов и исполнителей.

Полиграфия — заложник рынка и чиновников

В ХХ веке полиграфия стала зависимой от машиностроительной, химической и бумажной промышленности. Раньше печатник (полиграфист в сегодняшнем понимании) был сам себе издателем, печатником, художником-оформителем, сам готовил печатную форму, часто сам занимался переплетными работами и реализацией продукции. Сегодня полиграфисты только производят печатную продукцию. Для печатных изданий содержание и форму определяют издатели, для упаковки, этикеток и декоративных изделий — производители потребительской продукции, а для печатной рекламы — рекламные агентства.

Полиграфия является заложником не только заказчиков, химиков, машиностроителей и бумажников, но и государственных чиновников, которые зачастую определяют направления развития отрасли. Так, в середине ХХ века для изготовления форм высокой печати уже применялись фотополимеры и пластмассы, которые постепенно заменяли свинец. Однако эксперты пришли к выводу, что использование свинца необходимо исключить полностью, в связи с чем было принято государственное решение о замене высокой печати плоской офсетной печатью. Машиностроители прекратили изготовление печатных машин высокой печати, потребность в расходных материалах для высокой печати пошла на убыль, и химики свернули соответствующие производства. Шрифтолитейные заводы прекратили свое существование. Учебные заведения свернули программы по подготовке специалистов для высокой печати. Так экологи и государственные чиновники в борьбе за производство без свинца фактически уничтожили и высокую печать. Полиграфия Америки, Европы и СССР после Второй мировой войны стала офсетной. Сегодня эта технология возрождается — прежде всего в этикеточном производстве.

В начале ХХI века агрессивный маркетинг привел к свертыванию изготовления фотоформ и к использованию прямого изготовления печатных форм: технология CtF была заменена технологией CtP [6]. В результате свертывается производство фотоматериалов и оборудования CtF, а полиграфисты вынуждены переходить на технологию CtP, хотя ресурс оборудования CtF отнюдь не исчерпан.

Таким образом, полиграфия является заложником производителей оборудования и расходных материалов, рынка и маркетинга, моды и рекламы, профессионализма экспертов и рвения чиновников.

Технологии, которые изменят ситуацию в полиграфии

История полиграфии возвращается к истоку, но на новом витке диалектики. Цифровые технологии управления и печати изменили основы полиграфии. Сегодня полиграфическая индустрия переживает революционные преобразования. Высокоскоростные печатные машины с цифровым управлением и с переменными изображениями на печатной форме при каждом обороте формного цилиндра (технология цифровой печати) сделали возможным выпуск изданий с внесением изменений в содержание (без изменения формы) печатной продукции в процессе печати тиража. Издания стали персонифицированными. Таким образом, полиграфические технологии, развиваясь, пришли к своей противоположности: от множества идентичных экземпляров издания к бесконечному разнообразию вариантов в тираже одного издания.


На заре полиграфии весь процесс изготовления печатных форм был сосредоточен в руках одного человека. Изобретение наборных литер явилось первым шагом в автоматизации подготовки текста для печати. Допечатная стадия разделилась на два потока: репродукционный — подготовка иллюстраций, и наборный — подготовка текста. Репродукционную и наборную подготовку к печати осуществляли специалисты разного профиля с использованием различных средств. Появились такие профессии, как наборщик ручного набора, линотипист, монотипист, корректор, метранпаж, стереотипер, верстальщик, копиист, травильщик, фотограф, ретушер, оператор фотонабора, оператор цветоделителя-цветокорректора, художник-иллюстратор, художник-шрифтовик, дизайнер, технолог, механик.

В конце XX — начале XXI века началась интеграция допечатных, печатных и послепечатных технологий. Лазерные и компьютерно-цифровые технологии теснят традиционные аналоговые технологии. Сегодня дизайнер сам набирает и даже пишет текст, подбирает изображения и проводит их подготовку к печати, а также верстает страницы издания. Он может напечатать тираж на принтере, плоттере или на печатной машине с использованием цифровых технологий печати. Ему не важен способ печати — он в этом не разбирается, да и нет производственной необходимости разбираться в этом. Ему важны качество печати и производительность. Цифровая печатная машина — это всего лишь периферийное устройство к большой компьютерной системе. Замена цифровой печатной машины не требует почти никаких изменений в структуре и организации производства, в замене специалистов и исполнителей. Сегодня можно безболезненно менять принтеры и плоттеры разных форматов и технологий печати, можно к компьютерной системе присоединять печатные машины цифровой печати или отправлять файлы по каналам связи и печатать тираж или единичные экземпляры издания в любой точке земного шара.


Эра вычислений

Путь развития — улучшение или смена идеи

Инновационные технологии, объединяясь, создают новое направление, которое нарушает статус-кво. Сначала его применение ограничено, а затем оно становится нормой [5]. Прогнозируя перемены, самое важное понять, где незначительное улучшение или тупиковое направление, а где инновация — нечто отличающееся от прежнего настолько, что полностью изменяет ход вещей [6].

1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 357 с.

2. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство, 1971. 116 с.

3. Каган Б.В., Стефанов С.И. Словарь полиграфических терминов. М.: Репроцентр М, 2005. 588 с.

4. Пенроуз Р. Тени разума. М.; Ижевск, 2005. 687 с.

5. Романо Ф. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. М.: ПринтМедиа центр, 2006. 454 с.

6. Стефанов С.И. CtP — революция или эволюция? М.: Репроцентр М, 2004. 44 с.

7. Стефанов С.И. Технологии и цивилизации// Вестник технологии в области полиграфии и печатной рекламы. 2006. № 1. С. 2.

Полиграфия - (от поли. и . графия), отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от др. способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию.

Содержание

Введение
I. Начальные этапы развития полиграфии.
II. Полиграфия вчера.
III. Полиграфия сегодня.
IV. Полиграфия завтра.
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

Министерство образования РФ

ФГБОУ Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова

Кафедра экономико-правовых дисциплин

по дисциплине Полиграфия

Выполнила: ст-т 4 к,42 гр.

Гобедашвили О. Ю.

I. Начальные этапы развития полиграфии.

II. Полиграфия вчера.

III. Полиграфия сегодня.

IV. Полиграфия завтра.

Список используемых источников и литературы

Полиграфия - (от поли. и . графия), отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от др. способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под полиграфией понимают также отрасль промышленности - полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т.п.). Полиграфия, или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела.

I. Начальные этапы развития полиграфии


История возникновения печатного дела уходит своими корнями глубоко в историю нашего человечества. Три основные системы письма возникли в государствах Египта, Вавилона и Китая.

Египтяне 4 000 лет назад вырезали исторические повествования и легенды на камне своих пирамид. Письменные знаки сохранились на кирпичах развалин Вавилона. Писали на глиняных дощечках, и эти записи составляли общественные книгохранилища и библиотеки древней знати.

Позднее у египтян, греков и римлян разного рода известия, повествования и официальные документы вырезались на каменных и бронзовых пластинках.

Обычай писать на покрытых воском деревянных дощечках возник в древности и перешел в средние века. Очевидно, что камень, глина, металл и дерево были неудобным материалом для писания. Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до нашей эры. Греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.

Ограниченность географического распространения папируса и трудность его получения вызвали появление нового материала для письма - пергамента. Впервые он был введен в Пергаме во втором веке нашей эры царем Эвнимом II, который для создания большой библиотеки организовал выделку кожи.

Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами - переписчиками.

Но все это не годилось для массового изготовления книг,- книгопечатание, как полиграфия требовало предварительного создания нового дешевого материала.

Распространение бумаги в Европе обогнало книгопечатание почти на столетие. К этому времени производство бумаги прошло уже длительный путь и было испробовано в ряде стран земного шара.

Изобретение бумаги относится к 153 году до нашей эры, имя изобретателя - Небесная Империя-Китай. Сырьем для изготовления бумаги, как говорит предание, послужило волокна бамбука и шелковичного дерева. Процесс был очень прост: изобретатель разваривал эти компоненты в горячей воде, измельчал их и из жидкой массы формовал бумажные листы. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение.

Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов: около IV века китайцы заносят изготовление бумаги в Туркестан, отсюда оно попадает в Персию, Сирию, к арабам в Аравию и Египет.

На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII - XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах - сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.

Несомненный вклад в историю книгопечатания внес немецкий ученый Гутенберг. Будучи одарен выдающимися техническими способностями, Гутенберг соединил с этим основным занятием и другие, как например шлифование камней, применявшихся для ювелирных работ. Основу изобретения Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на одном конце, дающей отпечаток буквы.

Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать. Он предрек появление такой вещи, как офсетная печать.

II. Полиграфия вчера.

Первым способом репродуцирования графических иллюстраций была ксилография, печать с помощью деревянной формы. Доски с вырезанными на них изображениями могли закрепляться в одной раме с деревянными литерами.

В XIX веке машины для печати с гравированных форм были значительно усовершенствованы. Краска стала наноситься с помощью валиков, а убираться с формы — при помощи вращающихся щеток или дисков с прикрепленной к ним калькой.

Процесс глубокой печати использовался и при нанесении рисунка на ткань, при этом формой служил цилиндр с выгравированным на нем рисунком; лишняя краска убиралась с помощью скребка. В 1860 году эта технология была применена во Франции для печати обложек к школьным учебникам. На медный цилиндр было нанесено множество штрихов, настолько мелких, чтобы они могли удержать в себе краску несмотря на гравитацию, центробежную силу и воздействие скребка. Таким способом можно было печатать лишь совсем простые рисунки.
Литография, основанная на том, что вода и жир не смешиваются между собой, была третьим (после ксилографии и интаглио) печатным процессом, подвергшимся значительным усовершенствованиям.

В 1796 году пражский картограф Алоиз Зенефельдер исследовал свойства известняка, камня состоящего из углерода кальция и имеющего однородную пористую поверхность. Он обнаружил, что если на его поверхность нанести изображение краской на масляной основе, затем смочить камень водой, а после этого покрыть его обычной краской, то эта краска останется лишь в тех местах, куда до этого был нанесен жир. Изображение можно было воспроизвести на бумаге, прижав под давлением лист к поверхности известняка. Зенефельдер установил также, что некоторые металлы, в частности, цинк, имеют схожие свойства.

К 1850 году появились первые механические литографские прессы с известняковой формой, фланелевыми увлажняющими валиками и резиновыми красочными. Замена известняка на цинковую пластину изогнутой формы позволило создать ротационную литографскую машину. Первая такая машина была построена в 1868 году.

В 20-х годах XIX века Джозеф Ньепс установил, что некоторые химические вещества обладают чувствительностью к свету. Это привело к изобретению фотографии (между 1829 и 1838 годами) и созданию технологии печати фотографических изображений. Это, в свою очередь, положило начало технике фотогравюры, созданию фотохимическим способом рельефа на литографском камне или металлической форме для глубокой печати.

Уильям Генри Фокс Телбот, английский ученый и изобретатель, провел в 1852 году следующий опыт. Он поместил кусок черного тюля между объектом, который он хотел воспроизвести (лист дерева) и фоточувствительным веществом, нанесенным на металлическую пластинку. Изображение на фотопластинке появилось лишь в тех местах, где прохождению света не препятствовала тюлевая сетка. Протравив затем фотопластинку кислотой, он получил рельеф, испещренный тонкими штрихами, глубина которых варьировалась в зависимости от плотности изображения и временем воздействия кислоты.

Таким образом, Телбот изобрел полиграфический растр и в то же время открыл путь к новому направлению в глубокой печати: ротогравюре.

Растр сделал возможным создание воспроизведение всего диапазона тонов фотоизображения такими методами, как высокая печать и литография.
Применение ротации в глубокой печати требовало технологии гравирования бесконечного количества маленьких ячеек, причем непосредственно на формном цилиндре. Этот создавало определенные трудности: использование резинового скребка для снятия лишней краски исключало использование изогнутой металлической пластины-формы (она не могла идеально прилегать к поверхности формного цилиндра), а нанести фоточувствительный слой на сам цилиндр было невозможно.

Однако, в 1862 году англичанин Дж.В.Сван изобрел углеродную ткань — бумагу, покрытую слоем желатина, которую можно было сделать светочувствительной, проэкспонировать, а затем приклеить к металлической поверхности любой формы.

III. Полиграфия сегодня.

В 1904 году американский печатник Айра Рубель изобрел офсетную печать, что краску с печатной пластины можно перенести на резиновый валик, а с него - на бумагу. В 1930 году этот метод был скомбинирован с растровой печатью - получением изображения из крохотных точек. Благодаря растровой печати основными красками появилась возможность тиражировать цветные изображения. Сегодня многие издания набираются и макетируются на компьютерах, а готовый оригинал-макет распечатывается при помощи лазерных принтеров.

В последние годы высокими темпами растет конкуренция на рынке продуктов и услуг. Выделиться, выиграть в этой борьбе невозможно без использования эффективных способов рекламы, одним из которых и является Полиграфическая деятельность, безусловно, имеет привлекательность с точки зрения бизнеса, что подтверждается объемом привлекаемых инвестиций и организацией многочисленных частных предприятий. Полиграфию представляют государственные и частные газетные, журнальные и книжные издательства, типографии. Бизнесу необходима полиграфия, как средство развития и продвижения своей продукции и услуг. И роль полиграфии здесь очень велика. Большим достоинством полиграфии является ее экономичность и эффективность. Не зря же она по-прежнему существует, несмотря на развитие интернета, радио- и телерекламы.

Полиграфия - одна из самых динамично развивающихся и интересных областей деятельности человека. Дизайнер, работающий над созданием различных видов полиграфической продукции, может чувствовать себя настоящим творцом, причем в отличие от писателя, художника или архитектора, результаты своего творчества он может увидеть через достаточно короткий промежуток времени. Обычно цикл работы дизайнером над проектом рекламного буклета, этикетки или упаковки составляет всего несколько дней или даже часов, после чего проект передается для конкретного воплощения в типографию.

В типографии процесс проходит через несколько стадий: изготовление печатных форм для печати, собственно сам печатный процесс и послепечатная обработка. Чем лучше скоординированы все процессы полиграфического производства в типографии, тем лучше и качественнее получится конечный продукт.

IV. Полиграфия завтра.

Суть полиграфии можно определить одной фразой: перенос текста и/или изображения с печатающих элементов формы на поверхность запечатываемого материала.

Высокий, плоский, глубокий и трафаретный способы печати являются базой всех технологий печати, применяемых в полиграфии вчера и сегодня. Однако всех интересует, что будет завтра.

Новые многослойные фотополимерные формные материалы создали предпосылки для возрождения технологий способа высокой печати. Возможно, мы станем свидетелями того, что малые и средние тиражи газет, журналов и книжной продукции снова будут печататься технологиями способа высокой печати. Высокая печать воспроизводит тонкие штрихи и текст лучше других. Разные по твердости и эластичности слои печатной формы исключают приправку перед печатью тиража, что снижает время подготовки машины к печати тиража и способствует повышению качества печати.

Офсетные технологии способа плоской печати с увлажнением в будущем будут вынуждены потесниться под натиском технологий высокого и глубокого способов печати. Самое вероятное направление развития аналоговых офсетных технологий — это технологии способа плоской печати без увлажнения. Наиболее реальное направление развития цифровых офсетных технологий — это технологии такого способа плоской печати, как электрография, которые и сегодня входят в основной блок цифровых технологий печати.

Прогресс ожидается и в струйной печати, например в цифровых технологиях способа трафаретной печати, у которых качество отпечатка близко к фотографическому.

Большие тиражи будет захватывать глубокая печать, особенно в области упаковки, массовых иллюстрированных журналов и продукции без разрыва печатного сюжета — обоев, декоративных оттисков для каширования картона, гофрокартона и дерева в мебельной и строительной промышленности.

Печатные машины стали определять технологию печати, способ печати и геометрию поверхности печатной формы: она должна быть либо плоской, либо иметь форму цилиндрической поверхности или ее части. Были изобретены технологии создания вторичных печатных форм с использованием матриц и литья — плоские и круглые стереотипы. Для ротационных печатных машин потребовались быстрозакрепляющиеся краски и много рулонной бумаги. Высокая скорость работы диктовала другой уровень изготовления механизмов. Дерево, как материал для изготовления отдельных деталей печатных машин, больше не применялось. Все детали печатных машин стали делать из металла. Листовые печатные машины были снабжены самонакладами и автоматизированными приемками оттисков. Появились многокрасочные листовые и рулонные машины. Рулонные машины превратились в агрегаты, работающие одновременно с несколькими рулонами — сегодня до 12.

Полиграфическая промышленность стала печатать не только газеты и книжно-журнальную продукцию, но и промышленную печатную продукцию: упаковки, этикетки, обои, бумажные и пленочные покрытия для мебельной и строительной промышленности. Развитие капиталистического рынка и рекламы создало новое направление в полиграфии — печатную рекламу. Бумажная промышленность производила все большие объемы бумаги, отличающейся широким ассортиментом, высоким качеством и большим разнообразием форматов.

Продолжая печатать на бумаге и картоне, полиграфисты освоили и новые материалы: пленки, пластик, фольгу, жесть, гофрокартон, стекло, промышленную продукцию (ручки, осветительные приборы, бутылки, елочные игрушки, майки и кепки, природные продукты — яйца, орехи и апельсины).

Полиграфисты из печатников превратились в организаторов и исполнителей заказов на печатную продукцию. С развитием полиграфической промышленности полиграфисты в какой-то мере стали заложниками производителей оборудования и расходных и запечатываемых материалов, требований заказчиков и особенностей рынка печатной продукции и печатной рекламы.

Полиграфические предприятия стали специализироваться на разных видах печатной продукции и технологий печати, в результате возникли газетные и книжно-журнальные предприятия и комбинаты, типографии и фабрики литографии, офсетной и глубокой печати.

Этот процесс достиг своего пика в конце ХХ века. Печатные машины, определяющие капиталовложения, производительность, печатную технологию, качество печати и готовой продукции, стали главным звеном в полиграфии. Чтобы поменять технологию печати, необходимо заменить печатную машину, изменить технологии и оборудование допечатной подготовки издания и даже технологии послепечатной обработки, а следовательно, и готовую печатную продукцию и ее заказчиков.

Появление новых технологий печати потребует создания нового печатного оборудования и материалов для его изготовления. Можно сказать, что оборудование становится более производительным не только за счет скорости, формата печати, красочности, но и за счет быстрой переналадки для перехода с одного тиража на другой, регулировки, текущего обслуживания и управления в процессе печати тиража. Цифровые технологии управления и программное обеспечение в перспективе будут определяющими в печатном и не только печатном оборудовании.

Рулонные офсетные машины поражают скоростью работы и гигантскими возможностями —
до 90 тыс. об./ч одновременно с 12 рулонами. Они выдают газетно-журнальную продукцию в упакованном виде с впечатанными адресами получателей. Это уже целые фабрики по производству печатной продукции.

ПОЛИГРА́ФИ́Я (от по­ли . и . гра­фия ), тех­нич. сред­ст­ва и тех­но­ло­гич. приё­мы, ис­поль­зуе­мые для ти­ра­жи­ро­ва­ния (ре­про­ду­ци­ро­ва­ния) тек­сто­вых и изо­бра­зит. ори­ги­на­лов. В от­ли­чие от др. спо­со­бов ти­ра­жи­ро­ва­ния (напр., све­то­ко­пи­ро­ва­ния), по­ли­гра­фич. спо­со­бы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся пе­ре­но­сом кра­соч­но­го слоя из не­ко­то­ро­го ре­зер­вуа­ра на вос­при­ни­маю­щую по­верх­ность (ча­ще все­го на бу­ма­гу), при­чём фор­ми­ро­ва­ние слоя осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с за­ра­нее дан­ным ори­ги­на­лом, под­ле­жа­щим ти­ра­жи­ро­ва­нию. Под П. по­ни­ма­ют так­же по­ли­гра­фич. пром-сть, объ­е­ди­няю­щую пром. пред­при­ятия, ко­то­рые из­го­тов­ля­ют пе­чат­ную про­дук­цию. По­ли­гра­фич. пром-сть яв­ля­ет­ся ма­те­ри­аль­но-тех­нич. ба­зой из­да­тель­ско­го де­ла .

Читайте также: