Живопись сообщение кратко для детей

Обновлено: 18.05.2024

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

• о чём произведение

• какими красками написано

• какое в нём передано настроение

• что особенно понравилось

• какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Второй этап Задачи:

• развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

• выделять выразительные средства,

• мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

• Почему думаете так, расскажите?

• Как бы вы назвали картину?

• Почему именно так?

• Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже,

• Как он изобразил это в картине?

• Какое настроение вызывает картина?

• Отчего возникает такое настроение?

• Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

• Что понравилось на картине?

• Почему она понравилась?

• Чем она понравилась?

Третий этап Задачи:

• Формирование творческого восприятия картины.

• Сравнение изображенного с личным опытом

• Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения. Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Подборка старшим дошкольникам

Подборка старшим дошкольникам Белая черемуха Расцвела черёмуха Около ручья, На апрельском солнышке Ветками шепча. Лёгкая, как облачко, Чистая, как снег. Радовался.

Жанры живописи в изобразительном искусстве

С какого возраста следует знакомить ребенка с таким понятием, как жанры живописи в изобразительном искусстве? Исследователями и учеными многих стран мира определены виды изобразительного искусства и жанры живописи для детей дошкольного возраста, в соответствии с этим определены способы освоения искусства.

Лет 40-50 назад в нашей стране почти в каждом доме висели репродукции картин русских художников. Помню, как в детстве любовалась ими и меняла местами. Самое интересное, что в домах всех наших знакомых все стены были украшены подобными репродукциями. Так просто и ненавязчиво шло знакомство детей с прекрасными творениями художников. Став мамой, я точно также старалась приобщать детей к искусству.

Жанры живописи для ребенка 2-3 лет

Знакомство ребенка с искусством нужно начинать с 2-3 лет. В этом возрасте уместны три жанра: пейзаж, портрет, натюрморт. Не стоит объяснять малышу смысл картины и рассказывать о биографии художника. Вокруг ребенка необходимо создать культурное пространство для воспитания хорошего вкуса.

В детской комнате можно организовать небольшую домашнюю экспозицию (репродукции картин Васнецова, Перова, Айвазовского, Шишкина…), которая будет постепенно обновляться и расширяться. Родителям нужно научиться улавливать детские эмоции, которые вызывает картина. Малыш замечает красоту, воспринимает ее и получает радость при соприкосновении с ней. Так происходит первое общение ребенка с искусством.

Для двухлетнего малыша картина является самым интересным объектом исследования. Рассматривайте и описывайте с ним то, что на ней изображено, изучайте цвета, займитесь поиском предметов…

Родителям следует обращать внимание на реакцию малыша и подбирать для просмотра те репродукции, которые будут ему интересны.

При изучении основных цветов в живописи (красный, желтый, синий) можно использовать репродукции картин разных жанров, где доминируют эти цвета.

Это нужно знать:

Очень важно соблюдать меру в количестве репродукций.

Для детского восприятия лучше всего выбирать репродукции большого формата (A4, A3) с крупными контрастными изображениями.

Все работы должны быть расположены на уровне глаз ребенка.

Как знакомить ребенка 4-5 лет с жанрами изобразительного искусства?

Для ребенка 4-5 лет уместны информативные игры и беседы.

Есть прекрасные загадки о жанрах из известного мультфильма Григория Гладкова, которые ребенок легко запомнит:

Если видишь: на картине нарисована река.

Или домик в дымке синей, или луг и облака,

Или тонкая рябина, или поле иль шалаш

Это значит, что картина называется пейзаж.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется портрет.

Если видишь на картине самовары на столе,

Или виноград в корзине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.

Спустя какое-то время, посетив музей, ребенок увидит своих старых знакомых в подлинниках. От этой встречи он получит новые впечатления, почувствовав разницу между живой картиной и копией. Следующие походы в музеи ребенок совершит с новым предвкушением красоты и радости.

Воспитанию вкуса служат сказки, иллюстрированные известными художниками-иллюстраторами (И. Я. Билибин, Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, Б. А. Дехтерёв, Н. Э. Радлов, Е. М. Рачев, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, и др.

Картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

Е.А.Флерина

При чтении сказок малыш рассматривает книжные иллюстрации, которые помогает ему полнее представить героев и их жизнь. Иллюстрации оказывают воздействие на чувства ребенка, помогают раскрыть до конца содержание сказки, стимулируют воображение, формируют эмоции, воспитывают культуру восприятия.

Сегодня во многих музеях проводятся тематические занятия для дошкольников и школьников. Это хорошая возможность для воспитания ценностного отношения к искусству.

Родители должны понимать, что посещение музея для ребенка будет самым счастливым воспоминанием детства.

Что такое жанр изобразительного искусства?

Художник может отдавать предпочтение одному жанру или одному виду изобразительного искусства, а может успешно работать в разных жанрах и в разных видах изобразительного искусства (в живописи и скульптуре, в живописи и графике…)

Обычно художника называют по жанру, который является основным в его творчестве (баталист, анималист, портретист, пейзажист…)

Жанры живописи для детей старшего дошкольного возраста с примерами картин и художников.

Как познакомить дошкольника с жанром пейзажа?

Из словаря С. Ожегова: Пейзаж. (франц. paysage, от pays — страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором объектом внимания художника является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

Знакомство дошкольника с пейзажной живописью лучше начинать с произведений русских художников-пейзажистов И. И. Шишкина, И. И. Левитана, К. К. Саврасова, И. К. Айвазовского.

Расскажите дошкольнику о разновидностях жанра. Пейзаж подразделяется на жанры: романтический, лирический, эпический, драматический.

Романтический пейзаж

Природа, представленная в романтическом пейзаже, передает чувства человека.

Лирический пейзаж

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки …

Эпический пейзаж

Драматический пейзаж

Как познакомить дошкольника с натюрмортом?

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей: предметы быта, орудия труда, цветы, снедь (хлеб, рыба, фрукты, овощи…), книги, музыкальные инструменты и др.

В жанре натюрморта работали такие известные художники как И. Т. Хруцкий, И. Э. Грабарь, К. С. Петров-Водкин, В. Ф. Стожаров, К. А Коровин и др.

В изобразительном искусстве два вида натюрморта.

Рассказывая сыну (дочери) о натюрморте нужно отметить:

  • Название, автора (Как называется картина? Кто ее написал?);
  • Содержание, композиция (Что мы видим?);
  • эпоху (когда люди пользовались такой посудой (такими предметами)?);
  • манеру письма художника (любимые цвета, крупные мазки…);
  • главную идею (о чем говорит художник в своей картине?)

Рассказ о натюрморте должен быть эмоциональным, чтобы привлечь внимание ребенка:

Как познакомить дошкольника с портретом?

Портрет (от фр. слова portrait — изображение) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портреты – это часть истории. В них даны образы людей разных эпох. По портретам мы можем понять, в каком мире жил художник и как он относился к людям.

Человек на портрете может быть нарисован в полный рост, по грудь (погрудный), по пояс (поясной), по колени (поколенный).

По способу исполнения портрет делится на карандашный, пастельный, масляный, акварельный, гравированный, фотографический и т. д.

По характеру изображения выделяются две группы: парадные (изображение человека на коне, стоящим в полный рост или сидящим на фоне пейзажа или архитектуры) и камерные портреты (погрудное, поясное изображение человека на нейтральном фоне).

Портрет может передавать не только индивидуальные черты человека, но и характерные черты эпохи, в которой жил портретируемый.

По лицу, позе и жестам модели можно угадать ее особенности поведения, темперамент и характер.

Изображая конкретного человека, портретист отражает время, переживания, мечты его соотечественников, а также свои идеалы и свое отношение к модели.

С жанром портрета связано творчество известных художников: В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, Х. П. Платонова, В. И. Сурикова, А. А. Пластова, И. Е. Репина, В. Г. Перова, И. Э. Грабаря и др.

Ребенку дошкольного возраста близки по чувствам детские портреты. Они вызывают у них положительные ассоциации. Мимика лица, расположение рук помогают дошкольнику понять настроение, характер, душевный мир портретируемого.

Примерная беседа о портрете:

Вопросы по содержанию картины: Кто изображен на этой картине? Что ты можешь рассказать о нем (о ней)? Сколько ему (ей) лет? Как его (ее) зовут? Что он делает? Что изображено рядом с ним (с ней)? Что эти предметы рассказывают о нем (о ней)?

Вопросы, раскрывающие эмоциональное состояние, настроение человека: о чем думает мальчик (девочка)? Что он (она) видит (слышит)? Что он (она) хочет сделать? Что ты видишь в его (ее) глазах? О чем они говорят? О чем рассказывает его одежда? Какую тайну можно разгадать, глядя на руки этого мальчика (этой девочки)? Почему художник изобразил его (ее) в этой позе?

На картине изображен мальчик. Ему 4 года. Его зовут Мика. Он сидит на большом стуле. Рядом с ним лежит игрушка. Мальчик отложил ее в сторонку, потому что увидел за окном маленькую синичку. В его глазах я вижу удивление. Вот-вот он спрыгнет с высокого стула и побежит к окну, чтобы хорошо разглядеть красивую птичку.

На этой картине художник изобразил девочку. Ей 5 лет. Она сидит на изгороди, свесив ножки. Девочка очень похожа на стрекозу. Она не боится высоты. У нее красивое зеленое платье. Она радуется солнцу, траве, небу.

В процессе беседы можно попросить ребенка придумать свое название портрету, открыть тайну в картине, скрытую художником и т. д.

Жанровая живопись

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены исторические события и запечатлены герои прошлого. Исторический жанр часто перекликается с портретным, бытовым и батальным жанрами.

Бытовой

Бытовой жанр – это картины, на которых изображена повседневная жизнь людей, их быт.

Батальный

Батальный жанр – (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвящённый военной жизни.

В батальном жанре главное место занимают военные походы и сцены сражений. Художник-баталист стремится показать самый важный момент битвы, передать исторический смысл военных сражений, что сближает батальный жанр с историческим. Сцены, где представлен военный быт, связывают батальный жанр с бытовым жанром.

В. В. Верещагин

Знакомить дошкольника с батальным жанром можно на произведениях выдающегося русского художника-баталиста В. В. Верещагина.

Анималистический

Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным мотивом которого являются животные.

Рисунок Е. И. Чарушина

Рисунок Е. И. Чарушина

Мифологический

Мифологический жанр — ветвь исторического жанра, повествующая о сюжетах преданий и легенд.

Способы развития восприятия произведений искусства

Представление о жанрах изобразительного искусства формируется не только на выставках и экскурсиях в музеи, но и в процессе игр.

Восприятие произведений искусства – это эмоционально-интеллектуальный труд, который требует от ребенка определенной подготовки.

Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник.

Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Какое настроение передаёт тебе художник? Давай представим себе, что мы оказались в этом лесу (на этой поляне, на этой дорожке, на этой горе…). Дотронься до дерева (до воды, до листвы)! Что ты почувствовал? Какое оно? Пройдись по этой листве! Ты слышишь шелест? Потрогай воду (траву, листву и т.д.). Посмотри на небо! Какое оно? Попробуй вдохнуть в себя воздух! Что ты почувствовал? и т.д.

Выразить свое эмоционально-личностное отношение к картине может прием установки. Дошкольнику дают установку составить мини-рассказ по картине: «Прежде чем сказать, что тебе нравится в этой картине и что ты думаешь ней, надо вспомнить, как она называется, чему она посвящена и что хотел художник нам передать.

Познавательные и развивающие игры с картинами

После ознакомления с жанрами изобразительного искусства можно предложить ребенку различные игры-задания

«Картины этого жанра помогают нам узнать о жизни и повадках животных и птиц (анималистический жанр).

Ребенку дают репродукции картин разных жанров и предлагают выбрать среди них картину, соответствующую описанию.

Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи — цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Джанни Стрино. Художница

Виды живописи

Различают следующие основные виды живописи:

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Доменико Гирландайо. Рождение Богородицы (фрагмент фрески в капелле), 1486-1490

Существует еще и декоративная живопись, главное призвание которой — украшать. Отличается чистыми, сочными цветами, тщательно проработанными формами, логическим построением композиции. К особенностям направления относятся: нарушение перспективы, изменение пропорций, отсутствие объема, наличие контура и орнаментальных узоров. Декоративная живопись может быть и станковой, и монументальной.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Олег Давыдов. Декоративный натюрморт

Основные стили живописи

На протяжении многовекового развития изобразительного искусства образовались все новые стили написания произведений. Некоторые стили существовали совсем не долго и не нашли поддержку в обществе. Другие же стали эталонами, на которые ориентируются и современные художники. Рассмотрим основные стили живописи:

Жанры живописи

В зависимости от сюжета, произведения изобразительного искусства принято делить на такие жанры живописи:

Техники живописи

История возникновения и развития живописи

История живописи берет свое начало с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.

История живописи. Первые наскальные рисунки

История живописи. Роспись в древнеегипетской усыпальнице

От античности до наших дней

Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.

История живописи. Аид и Персефона (древнегреческая фреска), 340 г. до н.э.

Живопись в средние века обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой, все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.

Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.

История живописи. Андреа Соларио, Клеопатра, 16 в.

История живописи. Жан-Батист Симеон. Прачка. ок. 1735

В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм, вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм — направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.

Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению. Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.

В се дети стремятся к познаванию окружающего мира, увлекаются разными процессами. Они многим интересуются, осваивают новые навыки легко и быстро. Именно поэтому уже в раннем возрасте полезно воспитывать в человеке чувство эстетики, развивать творческие наклонности. Живопись детям для этих задач подходит едва ли не лучше всего.

Для чего нужно обучение детей живописи?

Занятия живописью формируют вкус, развивают воображение. Они учат замечать красоту вокруг себя, воссоздавать ее посредством изобразительного искусства, а также выражать на бумаге собственные идеи, фантазии в виде визуальных образов. Неважно, что детские рисунки гораздо менее точны и реалистичны, чем работы взрослых художников. Главное, что ребенок постепенно учится говорить на языке искусства.

Живопись детям. Художественная школа Вдохновение

Даже если малыш просто рисует абстрактные каракули или ставит ладошками цветные пятна на листе бумаги – это занимательная игра для него. Но в процессе рисования развивается мелкая моторика, координация, воображение, в игровой форме малыш легко запоминает названия цветов и фигур. Начинать такие веселые и полезные уроки родители могут даже с маленькими детьми.

Если же ребенок постарше хочет заниматься живописью, но не знает, с чего начать, можно рассмотреть несколько вариантов:

  • несложный мастер-класс в художественной студии;
  • пробный частный урок у преподавателя;
  • покупка картины по номерам.

Мальчик рисует за мольбертом

Мастер-класс или частный урок позволит ребенку погрузиться в учебную среду. Так он сможет понять, готов ли учиться дальше или можно оставить рисование в роли хобби.

Картина по номерам – простой способ начать рисовать. Ее не трудно подобрать с учетом возраста. Без особой подготовки можно воспроизвести даже шедевр мирового искусства. Такие результаты точно вдохновят и порадуют. Но минус в той же простоте: рисования как такового нет, маленький художник просто раскрашивает квадратики нужными цветами.

Живопись для детей полезна. Но что делать родителям, которые не могут сами заниматься со своим чадом творчеством? Или когда домашних уроков уже недостаточно? Пора выбирать школу живописи для детей.

Девочка рисует за мольбертом

Как обучают детей на занятиях живописью?

Для начала нужно выбрать, какой из инструментов для рисования нравится больше всего: краски, мелки, карандаши. У самых маленьких творцов живописи есть огромный интерес, но обычно нет даже элементарных навыков владения этими инструментами. Поэтому начинающих живописцев учат правильно держать их и регулировать силу давления. Затем приходит черед более сложных заданий: гармонично располагать объекты на бумаге, не выходить за ее границы, рисовать простые фигуры, закрашивать их.

Конечно, на начальных этапах программы речь не идет о создании осмысленных картинок и сюжетов, только о простейших, но самых важных навыках. Помимо этого, педагог может рассказывать интересные и поучительные истории, которые помогут лучше запоминать цвета и ориентироваться в новом для них мире живописи.

Девочка рисует гуашью

Уроки живописи для детей постарше

Курсы живописи для детей школьного возраста или чуть младше позволяют серьезнее погрузиться в создание художественных изображений. На курсах учат смешивать краски, получать различные оттенки цветов, различать жанры, правильно отображать пропорции на бумаге.

В преподавании живописи детям особенно важно, чтобы учитель делал занятия увлекательными, объяснял сложную теорию интересно. В этом помогут картины и биографии легендарных авторов. Дети познакомятся с историей искусства, работами живописцев, постепенно узнают про азы композиции, научатся ценить красоту картин. Со временем они смогут применить все эти знания на практике и вдохновиться уже своими результатами.

Девочка с кисточкой смеется

Дети более открыты и восприимчивы к творчеству. У малышей почти нет страхов, сомнений, негативного опыта. Они воспринимают живопись как игру. Рисовать у них получается легко, естественно. Именно поэтому так важно взяться за кисти, карандаши, мелки – что угодно – в детском возрасте. Тогда во взрослой жизни человек обладает лучшими навыками самовыражения. А это не только помогает в творчестве, но и в любых других сферах.

Развивайте навыки ребенка уже сейчас, вовлекайте его в творчество! Результаты усилий будут видны и в ближайшей, и в самой далекой перспективе.


Живопись родилась практически одновременно с появлением самого человечества. Пещерный человек обрел способность ходить прямо, использовать орудия труда и обустраивать для себя элементарное жилище. Вместе с этим он почувствовал потребность изображать окружающий мир.Первые рисунки были созданы примерно 30 000 – 10 000 лет до н.э. Их нашли археологи в пещерах на Юге Франции и в Испании. Древние художники рисовали то, что видели вокруг себя – животных, природу, сцены сражений. Уже в те времена они использовали некоторое подобие красок, которые делали из природных материалов, и кисти из волоса животных.

Вслед за периодом древности пришел античный период. Живопись продолжала развиваться. В это время ее рассматривали как нечто общее с другими эстетическими направлениями – скульптурой, архитектурой. Произведения искусства использовались для украшения жилищ, религиозных и погребальных центров. В период античности зародились многие приемы живописи – объемно-пространственное изображение, принцип светотени, элементы перспективы.

Следующий значимый период в истории живописи – Средневековье. В эту мрачную эпоху любые направления искусства были связаны с религией. Однако полотна, написанные в том время, поражают нас и сегодня своей экспрессией, игрой цвета, выразительностью очертаний. Символика – также характерная черта средневековой живописи. Более поздние художники, чье творчество было связано с иконописью и другими религиозными мотивами, черпали вдохновение именно в этом периоде.

На смену мрачному Средневековью пришел светлый период Ренессанса – эпохи Возрождения. В это время появляется множество новых техник и необычных веяний в живописи. Портрет и пейзаж становятся самостоятельными жанрами. Появляются новые приемы выразительности, которые художники используют для отображения внутреннего мира человека, его эмоций.



Женский портрет (эпоха Ренессанса)

В 17 – 18 веках живопись становится еще более серьезным искусством. Это период, когда католическая церковь утрачивает свои позиции. Ее безраздельное господство ставится под сомнение. Художники начинают все больше обращаться к реальным образам. Они рисуют людей, природу, бытовые сцены и события повседневной жизни.В это время формируется ряд направлений авторской живописи – маньеризм, барокко, рококо, классицизм. Появляются национальные школы в Италии, Нидерландах, Германии, России и других крупных странах.

В 19 веке изобразительное искусство становится принадлежностью развитого общества. Особенности того или иного направления живописи зависят от настроений в массах. Появляется романтизм – стремление к идеалу и совершенству. Позже на смену ему приходит импрессионизм – более реалистичный, беспристрастный, эффектный.


С приходом технического прогресса в 20 веке, глобально меняется и живопись. Техничность, жесткость форм, некоторое утрирование – вот характерные черты направлений, возникших в начале столетия. Абстракционизм, авангардизм, андеграуд – это течения, которые относятся к абстрактной живописи.

К концу 20 века и по сегодняшний день в живописи продолжают происходить изменения. С одной стороны – это появление инновационных цифровых технологий, позволяющих создавать уникальные современные произведения. Но современные художники не менее охотно обращаются и к истокам – масляной и акварельной живописи, потому как классическое искусство, созданное при помощи кисти красок и холста, и по сей день не утрачивает своей актуальности.

Читайте также: