Сообщение на тему поэты пушкинского круга баратынский
Обновлено: 23.06.2024
В целом его творчество более соответствует тенденциям развития русской поэзии 30-х годов, чем 20-х, хотя Баратынский участвовал в литературном движении и предшествующего периода. Белинский писал: “Лирический поэт нашего времени более грустит и жалуется, нежели восхищается и радуется, более спрашивает и исследует, нежели безотчетно восхищается… Мысль – вот предмет его вдохновения”. Эти слова определяют характер поэтической оригинальности Баратынского, которая как раз и заключалась в том, что он, по точному определению Пушкина, мыслил
Очень показательна в этом отношении прямая полемика Баратынского с Батюшковым и Жуковским. Их принцип поэтической деятельности выражен в афоризме: “Живи, как пишешь, и пиши, как живешь”. Для Баратынского этого уже мало.
В послании “Богдановичу” (1824) он выдвигает свое понимание задачи, стоящей перед ним: “Что мыслю, то пишу”.
Баратынский привлек внимание современников прежде всего оригинальной разработкой жанра элегии, которая отличалась у него глубокой искренностью и психологизмом. В самый субъективный вид поэзии он внес большое философское содержание. Его лирический
Это придает его мироощущению трагический характер. Анализ раздвоенности, внутренней противоречивости натуры человека, столкновения в его душе добра и зла в первую очередь привлекает внимание поэта. Он не столько описывает душевное состояние героя, сколько стремится объяснить его.
Это же относится и к его любовной лирике, в которой намечаются драматические столкновения психологического плана, как, например, в известном “Разуверении” (“Не искушай меня без нужды…”, 1821), положенном на музыку М. И. Глинкой.
В лирике Баратынского уже наметился тот “диалог” между героем и героиней, который впоследствии будет глубоко разработан Тютчевым. Несомненную роль сыграл Баратынский и в развитии русской романтической поэмы. Его первый опыт в этом жанре (“Эда”) до некоторой степени отличался от творческого опыта Пушкина.
Баратынский подчеркивал обыденность происшествия, положенного в основу сюжета его поэмы, простоту характеров, отсутствие экзотики в описаниях. Тем не менее полностью уйти от романтических традиций и, в частности, от традиций Пушкина ему не удалось.
Близость литературных позиций Пушкина и Баратынского выразилась в том, что оба поэта в 1828 г. совместно выпустили книгу “Две повести в стихах”, куда вошли пушкинская поэма “Граф Нулин” и “Бал” Баратынского. Как в этой, так и в следующей поэме “Цыганка” (раннее название – “Наложница”, 1831–1832) Баратынский переносит действие в московское дворянское общество, критикуя его за лицемерную мораль. Герои поэм – люди бурных, неудержных страстей, которые в конечном счете их и губят.
Следует отметить, что творческие открытия Пушкина-реалиста, выразившиеся в “Евгении Онегине”, не были в полной мере восприняты Баратынским. Его герои но столько обусловлены средою, сколько противопоставлены ей. В этих поэмах Баратынский следовал общим принципам романтического искусства.
Бытовые детали (и даже натуралистические подробности), встречающиеся в поэмах, не свидетельствуют о реалистических тенденциях в его творчестве. Романтики могли обращаться и к изображению быта, но он воспринимался как нечто низкое, противостоящее героям, никак не объясняя и не определяя их характеров. Это был всего лишь контрастный фон.
Не случайно сам Баратынский назвал “Цыганку” (“Наложницу”) “поэмой ультраромантической”. Однако – пристальный интерес автора к сложной, внутренне противоречивой психологии его героев, раскрытие двойственности человеческих чувств, диалектической борьбы “добра” и “зла” в их характерах намечают пути к психологическому реализму.
В 30-е годы усиливаются философские мотивы в лирике Баратынского, что сближало его с творчеством поэтов-“любомудров”. Немецкий философ Шеллинг, на которого постоянно ориентировались “любомудры”, выдвигал положение о единстве мира, о родстве жизни человека и природы. Этими идеями был увлечен и поздний Баратынский, что отчетливо выразилось в его известном стихотворении “На смерть Гете” (1832):
“Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна”.
Романтики не просто приобщались к природе, они стремились как бы “слиться” с нею, погрузиться в ее внутреннюю жизнь. Баратынский одним из первых передавал в своих стихах ощущение таинственной связи человеческой души с природою. Его описание водопада, например, явно отталкивается от знаменитого стихотворения Державина “Водопад”.
Державин восхищен блеском, сверканием водопада, он сравнивает его с алмазной горой, жемчугом. серебром. Баратынский же, отказываясь от ярких, живописных, красочных сравнений и эпитетов, прежде всего вслушивается в тайную речь шумящего потока:
Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою… (“Шуми, шуми с крутой вершины…”, 1827)
Для характеристики миропонимания Баратынского 30-х годов очень важно его стихотворение “Последний поэт” (“Век шествует своим путем железным…”, 1835), в котором отчетливо выражено типичное для поэта-романтика неприятие идей просвещения: они ведут к промышленному прогрессу, но убивают духовность и поэзию, разрушают гармоническую цельность человека. Стихотворение это вызвало резкую критику Белинского, который считал, что Баратынский не понял требований своего времени и тем самым защищал консервативные идеи. Необходимо учитывать все же, что Баратынский одним из первых затронул вопрос о противоречии между прогрессом цивилизации и духовным обнищанием человека при капитализме. В этом конфликте поэт почувствовал трагическую сторону, придя к выводу о ненужности поэзии для поколений, которые “.промышленным заботам преданы…” . Образ железного века использовал еще Батюшков в “Видении на берегах Леты” (1809), но он еще не придавал ему обобщенно-философского звучания.
Трагические же предчувствия Баратынского о судьбах искусства, культуры, его мысли о положении поэзии в “железном” мире будут подхвачены другими русскими поэтами XIX-XX веков. В 1828 г. Баратынский написал прекрасное стихотворение:
Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земле мое Кому-нибудь любезно бытие: Его найдет далекий мои потомок В моих стихах; как знать душа моя Окажется с душой его в сношеньи, И как нашел я друга в поколенья, Читателя найду в потомстве я.
Предчувствие не обмануло поэта. Творчество Баратынского является одной из ярких страниц в истории русской поэзии. По словам Белинского, “из всех русских поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит Баратынскому.
Идеи и образы Баратынского, его творческий опыт не прошли бесследно даже для Пушкина, который высоко ценил талант своего современника, и для поэтов последующих поколений – Лермонтова, Тютчева, Блока, Брюсова, а в советский период – Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Е. Винокурова и др.
"Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит г.Баратынскому", - писал Белинский о крупнейшем поэте пушкинской эпохи, близком друге Дельвига и Пушкина. Уже первые стихи Баратынского обратили на себя внимание читателей. В его "прелестных элегиях" они нашли "стройность и зрелость необыкновенную" ("Оправдание", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды"), "Водопад", "Две доли", "Истина", "Буря"). Лучшей русской любовной элегией считал Пушкин "Признание" Баратынского:
Притворной нежности не требуй от меня,
Я сердца моего не скрою хлад печальный…
Философская направленность отличала уже ранние стихи Баратынского, но наиболее сильно своеобразное дарование "поэта мысли" развилось в 30-40-е годы. Он создает много произведений, ставших достоянием русской классики, -"Приметы", "Бокал", "Последний Поэт", "Осень":
И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Философские раздумья о судьбах человека и поэта, человечества и искусства придавали особую тональность позднему творчеству Баратынского, определили исключительное своеобразие его художественного мира. Высоко ценил "необщее выражение" поэтического облика Баратынского Пушкин: "Он у нас оригинален, ибо мыслит. мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко".
"Читателя найду в потомстве я" -это предсказание Баратынского, мастера тонкой философской лирики, сбылось. Он читаем и любим.
На сайте РУССКАЯ ПОЭЗИЯ можно ближе познакомиться с творчеством Евгения Абрамовича Баратынского.
Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров,
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?
Быть так, прощаю комаров!
Но признаюсь — пустыни житель,
Покой пустынный в ней любя,
Комар двуногий, гость-мучитель,
Нет, не прощаю я тебя!
Полное собрание стихотворений.
Новая библиотека поэта.
Санкт-Петербург: Академический проект, 2000.
Старательно мы наблюдаем свет,
Старательно людей мы наблюдаем
И чудеса постигнуть уповаем.
Какой же плод науки долгих лет?
Что наконец подсмотрят очи зорки?
Что наконец поймет надменный ум
На высоте всех опытов и дум,
Что?- точный смысл народной поговорки.
Русские поэты. Антология в четырех томах.
Москва: Детская литература, 1968.
1810-1830-е гг. считаются золотым веком русской поэзии, которая в эту романтическую эпоху достигла значительных художественных успехов. Данный период смело можно назвать началом творческой зрелости отечественной литературы. Центральной фигурой поэтического процесса в 1-й трети 19-го столетия был Пушкин. Первое тридцатилетие так и принято называть Пушкинской эпохой. Вокруг поэта группировались многие сочинители, при этом одни сохраняли в своих произведениях собственную интонацию и почерк, а другие подражали Александру Сергеевичу и сформировали так называемый пушкинский круг поэтов.
Общность литературного искусства
Какого-то формального объединения стихотворцев в то время не существовало. Поэты пушкинского круга, список которых содержит такие имена, как Вяземский, Баратынский, Языков, Дельвиг, были самобытными и индивидуальными, со своим неповторимым голосом. Они, так или иначе, в своем творчестве отталкивались от стихов Пушкина, но не занимали по отношению к нему подчиненного положения, иногда даже спорили и не соглашались с ним, а порой и вовсе противопоставляли ему собственное понимание проблем и природы поэзии. Главным образом это было свойственно Языкову и Баратынскому. Каждый поэт, приближаясь к Александру Сергеевичу, старался при этом сохранить свою творческую независимость от него.
Денис Давыдов
Константин Батюшков
Петр Вяземский
Этот стихотворец воспринимал себя поэтом современности, но если в начале творческого пути он был в согласии со временем, в котором жил, то после 1837 года переосмыслил действительность и, увидев ее негативную сторону, стал за норму принимать прошедшее. Собственную судьбу Вяземский оценил как трагедию человека, не желающего и не способного жить в соответствии с теми устоями, которые были характерны для его века.
Антон Дельвиг
Николай Языков
В заключение
ПРОШЛО 215 лет со дня рождения поэта. Он родился 18 марта 1800 года в имении Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии в дворянской семье.
История Мары такова. В 1797 году император Павел I за усердную службу братьев Баратынских – Богдана Андреевича и Абрама Андреевича – подарил им село Вяжля Тамбовской губернии с двумя тысячами душ крестьян. Через год сюда с женой Александрой Фёдоровной приехал Абрам Андреевич и занялся благоустройством усадьбы: был построен добротный дом, разбиты парки, появились пруды в обрамлении ухоженных деревьев… Пройдёт время, и поэт Евгений Баратынский воспоёт в стихах свою малую родину с её необыкновенной природой, вдохновляющей его на создание произведений, которые до сих пор не оставляют читателей равнодушными.
Дав мальчику традиционное в дворянских семьях домашнее воспитание и образование, в 1812 г. ему пришлось ехать в Петербург, т.к. родители отдали его в Пажеский корпус – элитное военное училище. Преподавали в Пажеском корпусе не особенно старательно, да и с нравственным воспитанием дело обстояло слабовато. В 1816 г. Евгений попал под влияние дурной компании и стал участником серьезного преступления – кражи. В результате его исключили из корпуса, лишив права поступать на службу, за исключением простой солдатской. Эти события надломили Баратынского и сильно повлияли на формирование его характера. Три года родные хлопотали о прощении - в то время, как сам он бездействовал. Но был один вариант – начать с нуля, став рядовым военным, и продвигаться по службе к офицерскому чину. И вот в 1818 г. он приехал в Петербург, и его зачислили в царскую гвардию.
ЕЩЁ с детства полюбивший поэзию и сам сочинявший стихи, Баратынский в эти годы службы познакомился с несколькими людьми из литературной среды, в частности, с Дельвигом, который в свою очередь познакомил нового друга с Пушкиным и стал наставником и покровителем Баратынского в литературных делах.
Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой
Боролся я, почти лишённый сил?
Я погибал, - ты дух мой оживил
Надеждою возвышенной и новой.
Ты ввёл меня в семейство добрых муз…
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
И если в творчестве Евгения Абрамовича появились определённые успехи, то военная служба не продвигалась. В 1820 г. его произвели в чин унтер-офицера и перевели в Финляндию. Там он провёл больше пяти лет, но имел возможность приезжать в Петербург, часто и надолго. Служба его не особенно обременяла, поэтому он много времени посвящал литературе. Росла его писательская известность. А друзья в это время усиленно хлопотали, чтобы Баратынский получил офицерский чин. Наконец, в 1825 г. он получил чин прапорщика, после чего сразу вышел в отставку и уехал в Москву. Он вращался в кругах передовой литературной молодёжи, близкой к декабристам, и это тоже повлияло на его становление. Находился в оппозиции существующему полицейскому режиму, и даже сохранились его стихи, обличающие Аракчеева и самодержавие. И все же Баратынский не был одержим злободневными политическими темами, и те стихи были единственными и не характерными для него. Он все больше замыкался на философских и чисто художественных интересах.
Что ж? пусть минувшее минуло сном летучим!
Ещё прекрасен ты, заглохший Элизей,
И обаянием могучим
Исполнен для души моей.
27 октября 2000 года в помещении Софьинской средней школы Умётского района был открыт музей Е.А. Баратынского, в котором хранятся произведения поэта, копии документов, фотографии, рассказывающие о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка.
Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой
Боролся я, почти лишённый сил?
Я погибал, - ты дух мой оживил
Надеждою возвышенной и новой.
Ты ввёл меня в семейство добрых муз…
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть,
всевидящей судьбе.
С детства влекла меня сердца тревога
В область свободную влажного бога;
Жадные длани я к ней простирал.
Тёмную страсть мою днесь награждая,
Кротко щадит меня немочь морская,
Пеною здравия брызжет мне вал!
Осмеливаясь петь, я помню
преткновенья
Самолюбивого искусства песнопенья…
Природа, каждого даря особой страстью,
Нам разные пути прокладывает к счастью.
А я, владеющий убогим дарованьем,
Но рвением горя полезным быть и им,
Я правды красоту даю стихам моим,
Желаю доказать людских сует ничтожность
И хладной мудрости высокую возможность.
Что мыслю, то пишу. Когда-то веселей
Я славил на заре своих цветущих дней
Законы сладкие любви и наслажденья.
Другие времена, другие вдохновенья;
Теперь важней мой ум, зрелее мысль моя…
С душой твоей
Что в пору ту? скажи, живая радость,
Тоска ли в ней?
Эта неизбывная тоска не проход
ит даже тогда, когда всходит заря, предвещая новый день, который будет
. любимцу счастья в сладость!
Душе моей
Противен он! что прежде было в радость,
То в муку ей.
Давно кругом меня о нём умолкнул слух,
Прияла прах его далёкая могила,
Мне память образа его не сохранила,
Но здесь ещё живёт его доступный дух;
Здесь, друг мечтанья и природы,
Я познаю его вполне;
Он вдохновением волнуется во мне,
Он славить мне велит леса, долины, воды…
Читайте также: