Сообщение на тему поэты пушкинского круга баратынский

Обновлено: 23.06.2024

В целом его творчество более соответствует тенденциям развития русской поэзии 30-х годов, чем 20-х, хотя Баратынский участвовал в литературном движении и предшествующего периода. Белинский писал: “Лирический поэт нашего времени более грустит и жалуется, нежели восхищается и радуется, более спрашивает и исследует, нежели безотчетно восхищается… Мысль – вот предмет его вдохновения”. Эти слова определяют характер поэтической оригинальности Баратынского, которая как раз и заключалась в том, что он, по точному определению Пушкина, мыслил

Очень показательна в этом отношении прямая полемика Баратынского с Батюшковым и Жуковским. Их принцип поэтической деятельности выражен в афоризме: “Живи, как пишешь, и пиши, как живешь”. Для Баратынского этого уже мало.

В послании “Богдановичу” (1824) он выдвигает свое понимание задачи, стоящей перед ним: “Что мыслю, то пишу”.

Баратынский привлек внимание современников прежде всего оригинальной разработкой жанра элегии, которая отличалась у него глубокой искренностью и психологизмом. В самый субъективный вид поэзии он внес большое философское содержание. Его лирический

Это придает его мироощущению трагический характер. Анализ раздвоенности, внутренней противоречивости натуры человека, столкновения в его душе добра и зла в первую очередь привлекает внимание поэта. Он не столько описывает душевное состояние героя, сколько стремится объяснить его.

Это же относится и к его любовной лирике, в которой намечаются драматические столкновения психологического плана, как, например, в известном “Разуверении” (“Не искушай меня без нужды…”, 1821), положенном на музыку М. И. Глинкой.

В лирике Баратынского уже наметился тот “диалог” между героем и героиней, который впоследствии будет глубоко разработан Тютчевым. Несомненную роль сыграл Баратынский и в развитии русской романтической поэмы. Его первый опыт в этом жанре (“Эда”) до некоторой степени отличался от творческого опыта Пушкина.

Баратынский подчеркивал обыденность происшествия, положенного в основу сюжета его поэмы, простоту характеров, отсутствие экзотики в описаниях. Тем не менее полностью уйти от романтических традиций и, в частности, от традиций Пушкина ему не удалось.

Близость литературных позиций Пушкина и Баратынского выразилась в том, что оба поэта в 1828 г. совместно выпустили книгу “Две повести в стихах”, куда вошли пушкинская поэма “Граф Нулин” и “Бал” Баратынского. Как в этой, так и в следующей поэме “Цыганка” (раннее название – “Наложница”, 1831–1832) Баратынский переносит действие в московское дворянское общество, критикуя его за лицемерную мораль. Герои поэм – люди бурных, неудержных страстей, которые в конечном счете их и губят.

Следует отметить, что творческие открытия Пушкина-реалиста, выразившиеся в “Евгении Онегине”, не были в полной мере восприняты Баратынским. Его герои но столько обусловлены средою, сколько противопоставлены ей. В этих поэмах Баратынский следовал общим принципам романтического искусства.

Бытовые детали (и даже натуралистические подробности), встречающиеся в поэмах, не свидетельствуют о реалистических тенденциях в его творчестве. Романтики могли обращаться и к изображению быта, но он воспринимался как нечто низкое, противостоящее героям, никак не объясняя и не определяя их характеров. Это был всего лишь контрастный фон.

Не случайно сам Баратынский назвал “Цыганку” (“Наложницу”) “поэмой ультраромантической”. Однако – пристальный интерес автора к сложной, внутренне противоречивой психологии его героев, раскрытие двойственности человеческих чувств, диалектической борьбы “добра” и “зла” в их характерах намечают пути к психологическому реализму.

В 30-е годы усиливаются философские мотивы в лирике Баратынского, что сближало его с творчеством поэтов-“любомудров”. Немецкий философ Шеллинг, на которого постоянно ориентировались “любомудры”, выдвигал положение о единстве мира, о родстве жизни человека и природы. Этими идеями был увлечен и поздний Баратынский, что отчетливо выразилось в его известном стихотворении “На смерть Гете” (1832):

“Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна”.

Романтики не просто приобщались к природе, они стремились как бы “слиться” с нею, погрузиться в ее внутреннюю жизнь. Баратынский одним из первых передавал в своих стихах ощущение таинственной связи человеческой души с природою. Его описание водопада, например, явно отталкивается от знаменитого стихотворения Державина “Водопад”.

Державин восхищен блеском, сверканием водопада, он сравнивает его с алмазной горой, жемчугом. серебром. Баратынский же, отказываясь от ярких, живописных, красочных сравнений и эпитетов, прежде всего вслушивается в тайную речь шумящего потока:

Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою… (“Шуми, шуми с крутой вершины…”, 1827)

Для характеристики миропонимания Баратынского 30-х годов очень важно его стихотворение “Последний поэт” (“Век шествует своим путем железным…”, 1835), в котором отчетливо выражено типичное для поэта-романтика неприятие идей просвещения: они ведут к промышленному прогрессу, но убивают духовность и поэзию, разрушают гармоническую цельность человека. Стихотворение это вызвало резкую критику Белинского, который считал, что Баратынский не понял требований своего времени и тем самым защищал консервативные идеи. Необходимо учитывать все же, что Баратынский одним из первых затронул вопрос о противоречии между прогрессом цивилизации и духовным обнищанием человека при капитализме. В этом конфликте поэт почувствовал трагическую сторону, придя к выводу о ненужности поэзии для поколений, которые “.промышленным заботам преданы…” . Образ железного века использовал еще Батюшков в “Видении на берегах Леты” (1809), но он еще не придавал ему обобщенно-философского звучания.

Трагические же предчувствия Баратынского о судьбах искусства, культуры, его мысли о положении поэзии в “железном” мире будут подхвачены другими русскими поэтами XIX-XX веков. В 1828 г. Баратынский написал прекрасное стихотворение:

Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земле мое Кому-нибудь любезно бытие: Его найдет далекий мои потомок В моих стихах; как знать душа моя Окажется с душой его в сношеньи, И как нашел я друга в поколенья, Читателя найду в потомстве я.

Предчувствие не обмануло поэта. Творчество Баратынского является одной из ярких страниц в истории русской поэзии. По словам Белинского, “из всех русских поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит Баратынскому.

Идеи и образы Баратынского, его творческий опыт не прошли бесследно даже для Пушкина, который высоко ценил талант своего современника, и для поэтов последующих поколений – Лермонтова, Тютчева, Блока, Брюсова, а в советский период – Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Е. Винокурова и др.

5649779_20140805_194124_Rabochii_stol (491x664, 471Kb)


"Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит г.Баратынскому", - писал Белинский о крупнейшем поэте пушкинской эпохи, близком друге Дельвига и Пушкина. Уже первые стихи Баратынского обратили на себя внимание читателей. В его "прелестных элегиях" они нашли "стройность и зрелость необыкновенную" ("Оправдание", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды"), "Водопад", "Две доли", "Истина", "Буря"). Лучшей русской любовной элегией считал Пушкин "Признание" Баратынского:

Притворной нежности не требуй от меня,
Я сердца моего не скрою хлад печальный…

Философская направленность отличала уже ранние стихи Баратынского, но наиболее сильно своеобразное дарование "поэта мысли" развилось в 30-40-е годы. Он создает много произведений, ставших достоянием русской классики, -"Приметы", "Бокал", "Последний Поэт", "Осень":

И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.

Философские раздумья о судьбах человека и поэта, человечества и искусства придавали особую тональность позднему творчеству Баратынского, определили исключительное своеобразие его художественного мира. Высоко ценил "необщее выражение" поэтического облика Баратынского Пушкин: "Он у нас оригинален, ибо мыслит. мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко".
"Читателя найду в потомстве я" -это предсказание Баратынского, мастера тонкой философской лирики, сбылось. Он читаем и любим.


На сайте РУССКАЯ ПОЭЗИЯ можно ближе познакомиться с творчеством Евгения Абрамовича Баратынского.

Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров,
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?
Быть так, прощаю комаров!
Но признаюсь — пустыни житель,
Покой пустынный в ней любя,
Комар двуногий, гость-мучитель,
Нет, не прощаю я тебя!

Полное собрание стихотворений.
Новая библиотека поэта.
Санкт-Петербург: Академический проект, 2000.

Старательно мы наблюдаем свет,
Старательно людей мы наблюдаем
И чудеса постигнуть уповаем.
Какой же плод науки долгих лет?
Что наконец подсмотрят очи зорки?
Что наконец поймет надменный ум
На высоте всех опытов и дум,
Что?- точный смысл народной поговорки.


Русские поэты. Антология в четырех томах.
Москва: Детская литература, 1968.

1810-1830-е гг. считаются золотым веком русской поэзии, которая в эту романтическую эпоху достигла значительных художественных успехов. Данный период смело можно назвать началом творческой зрелости отечественной литературы. Центральной фигурой поэтического процесса в 1-й трети 19-го столетия был Пушкин. Первое тридцатилетие так и принято называть Пушкинской эпохой. Вокруг поэта группировались многие сочинители, при этом одни сохраняли в своих произведениях собственную интонацию и почерк, а другие подражали Александру Сергеевичу и сформировали так называемый пушкинский круг поэтов.

поэты пушкинского круга

Общность литературного искусства

Какого-то формального объединения стихотворцев в то время не существовало. Поэты пушкинского круга, список которых содержит такие имена, как Вяземский, Баратынский, Языков, Дельвиг, были самобытными и индивидуальными, со своим неповторимым голосом. Они, так или иначе, в своем творчестве отталкивались от стихов Пушкина, но не занимали по отношению к нему подчиненного положения, иногда даже спорили и не соглашались с ним, а порой и вовсе противопоставляли ему собственное понимание проблем и природы поэзии. Главным образом это было свойственно Языкову и Баратынскому. Каждый поэт, приближаясь к Александру Сергеевичу, старался при этом сохранить свою творческую независимость от него.

пушкинский круг поэтов

Денис Давыдов

Константин Батюшков

поэты пушкинского круга список

Петр Вяземский

Этот стихотворец воспринимал себя поэтом современности, но если в начале творческого пути он был в согласии со временем, в котором жил, то после 1837 года переосмыслил действительность и, увидев ее негативную сторону, стал за норму принимать прошедшее. Собственную судьбу Вяземский оценил как трагедию человека, не желающего и не способного жить в соответствии с теми устоями, которые были характерны для его века.

поэты пушкинского круга стихи

Антон Дельвиг

поэты пушкинского круга предшественники и современники

Николай Языков

поэты пушкинского круга

В заключение

ПРОШЛО 215 лет со дня рождения поэта. Он родился 18 марта 1800 года в имении Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии в дворянской семье.

История Мары такова. В 1797 году император Павел I за усердную службу братьев Баратынских – Богдана Андреевича и Абрама Андреевича – подарил им село Вяжля Тамбовской губернии с двумя тысячами душ крестьян. Через год сюда с женой Александрой Фёдоровной приехал Абрам Андреевич и занялся благоустройством усадьбы: был построен добротный дом, разбиты парки, появились пруды в обрамлении ухоженных деревьев… Пройдёт время, и поэт Евгений Баратынский воспоёт в стихах свою малую родину с её необыкновенной природой, вдохновляющей его на создание произведений, которые до сих пор не оставляют читателей равнодушными.

Дав мальчику традиционное в дворянских семьях домашнее воспитание и образование, в 1812 г. ему пришлось ехать в Петербург, т.к. родители отдали его в Пажеский корпус – элитное военное училище. Преподавали в Пажеском корпусе не особенно старательно, да и с нравственным воспитанием дело обстояло слабовато. В 1816 г. Евгений попал под влияние дурной компании и стал участником серьезного преступления – кражи. В результате его исключили из корпуса, лишив права поступать на службу, за исключением простой солдатской. Эти события надломили Баратынского и сильно повлияли на формирование его характера. Три года родные хлопотали о прощении - в то время, как сам он бездействовал. Но был один вариант – начать с нуля, став рядовым военным, и продвигаться по службе к офицерскому чину. И вот в 1818 г. он приехал в Петербург, и его зачислили в царскую гвардию.

ЕЩЁ с детства полюбивший поэзию и сам сочинявший стихи, Баратынский в эти годы службы познакомился с несколькими людьми из литературной среды, в частности, с Дельвигом, который в свою очередь познакомил нового друга с Пушкиным и стал наставником и покровителем Баратынского в литературных делах.

Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой
Боролся я, почти лишённый сил?
Я погибал, - ты дух мой оживил
Надеждою возвышенной и новой.
Ты ввёл меня в семейство добрых муз…

Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

И если в творчестве Евгения Абрамовича появились определённые успехи, то военная служба не продвигалась. В 1820 г. его произвели в чин унтер-офицера и перевели в Финляндию. Там он провёл больше пяти лет, но имел возможность приезжать в Петербург, часто и надолго. Служба его не особенно обременяла, поэтому он много времени посвящал литературе. Росла его писательская известность. А друзья в это время усиленно хлопотали, чтобы Баратынский получил офицерский чин. Наконец, в 1825 г. он получил чин прапорщика, после чего сразу вышел в отставку и уехал в Москву. Он вращался в кругах передовой литературной молодёжи, близкой к декабристам, и это тоже повлияло на его становление. Находился в оппозиции существующему полицейскому режиму, и даже сохранились его стихи, обличающие Аракчеева и самодержавие. И все же Баратынский не был одержим злободневными политическими темами, и те стихи были единственными и не характерными для него. Он все больше замыкался на философских и чисто художественных интересах.

Что ж? пусть минувшее минуло сном летучим!
Ещё прекрасен ты, заглохший Элизей,
И обаянием могучим
Исполнен для души моей.

27 октября 2000 года в помещении Софьинской средней школы Умётского района был открыт музей Е.А. Баратынского, в котором хранятся произведения поэта, копии документов, фотографии, рассказывающие о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка.

Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой
Боролся я, почти лишённый сил?
Я погибал, - ты дух мой оживил
Надеждою возвышенной и новой.
Ты ввёл меня в семейство добрых муз…

Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть,
всевидящей судьбе.

С детства влекла меня сердца тревога
В область свободную влажного бога;
Жадные длани я к ней простирал.
Тёмную страсть мою днесь награждая,
Кротко щадит меня немочь морская,
Пеною здравия брызжет мне вал!

Осмеливаясь петь, я помню
преткновенья
Самолюбивого искусства песнопенья…
Природа, каждого даря особой страстью,
Нам разные пути прокладывает к счастью.

А я, владеющий убогим дарованьем,
Но рвением горя полезным быть и им,
Я правды красоту даю стихам моим,
Желаю доказать людских сует ничтожность
И хладной мудрости высокую возможность.
Что мыслю, то пишу. Когда-то веселей
Я славил на заре своих цветущих дней
Законы сладкие любви и наслажденья.
Другие времена, другие вдохновенья;
Теперь важней мой ум, зрелее мысль моя…

С душой твоей
Что в пору ту? скажи, живая радость,
Тоска ли в ней?

Эта неизбывная тоска не проход
ит даже тогда, когда всходит заря, предвещая новый день, который будет
. любимцу счастья в сладость!
Душе моей
Противен он! что прежде было в радость,
То в муку ей.

Давно кругом меня о нём умолкнул слух,
Прияла прах его далёкая могила,
Мне память образа его не сохранила,
Но здесь ещё живёт его доступный дух;
Здесь, друг мечтанья и природы,
Я познаю его вполне;
Он вдохновением волнуется во мне,
Он славить мне велит леса, долины, воды…

Читайте также: