Сообщение на тему подвиг юноши кожемяки из сказаний о святославе

Обновлено: 04.07.2024

Никита Кожемяка – герой славянских народных сказок, богатырь. Его прозвище связано с работой – он занимался тем, что разминал кожу, используемую для пошива одежды и других нужд, чтобы она стала мягче.

Скоро Никите представился случай проявить себя. В древние времена на Русь часто совершал набеги печенежский народ. Одно из сражений сильно затянулось, ни одна из армий не решалась напасть. Чтобы всё-таки понять, кто победил, князь печенегов решил выставить по одному воину от каждой стороны.

Противником Никиты Кожемяки стал печенежский великан. Русский богатырь был не очень высоким, но обладал невероятной силой и просто задушил врага.

Другой подвиг Никиты – победа над Змеем Горынычем. Тот влюбился в юную царевну и похитил её, взял себе в жёны. Царевна долго пыталась узнать у чудовища, кто может его победить, и Змей рассказал, что сильнее его есть только Никита Кожемяка из Киева.

Царь отправился к юноше, но уговорить его помочь получилось не сразу. Разжалобить Никиту смогли только плачущие дети, которые заставили и его самого прослезиться, и тогда Кожемяка согласился помочь.

Когда Никита освободил царевну, повалил Змея и собирался убить его, тот попросил пощады и сказал, что им нужно разделить весь мир поровну, и каждый будет владеть своей половиной. Сначала они поделили сушу, а затем, когда Змей делил море и заплыл на его середину, богатырь и утопил его.

Никита Кожемяка – не только сильный и смекалистый, но и скромный, бескорыстный человек: когда Змей Горыныч был побеждён, богатырь не взял за свой подвиг награду и вернулся к прежней работе – продолжил мять кожу.

Никита Кожемяка. И. К. Тарнагурская

Никита Кожемяка — герой киевского былинного эпоса, богатырь невероятной силы, способный разорвать несколько бычьих шкур, сложенных вместе. Предания о нем в различных вариациях бродили по России, Украине и Беларуси.

Сюжет о змееборце можно считать классическим для русских преданий. Обычно именно в поединке с огромным ящером богатырь доказывает свою силу, побеждает благодаря хитрости или чужой подсказке. В отличие от иных витязей, Никита демонстрирует свою силу еще до боя со Змеем. Более того, о его мужестве и мощи, видимо, уже было известно. Сам противник говорит о том, что во всем белом свете боится лишь Никиты Кожемяки.

Самая древняя летопись, схожая по сюжету с былинами о Никите Кожемяке, относится еще к концу X в. В ней рассказывается о юном силаче, который в правление Владимира Святого одолел печенежского великана. Якобы во славу этого подвига и был построен город Переяславль. Однако в первоначальной версии предания богатырь был безымянным. Уже в летописном своде Никона его называют Яном Усмошвецом. Длительное время данный персонаж существовал, побеждал печенегов в одиночку и при поддержке именитого богатыря Алёши Поповича.

Одной из наиболее известных была история, в которой рассказывалось, как отец Яна, похвалившись необычайной силой своего сына, пробудил любопытство в князе Владимире. Юношу подвергли испытанию — выпустили против него быка, раздразненного каленым железом. Но молодой богатырь не только не испугался, но и выдрал у бегущего противника кусок мяса вместе с кожей. После этого он был сочтен достойным ратного подвига и одолел печенежского великана.

Со временем сказание утратило свои исторические черты и превратилось в былину. Имя героя изменилось с Яна на Никиту. Побеждал он уже не исконно русского врага печенега, а фантастического Змея. Одним словом, история превратилась в сплошную метафору.

ЗНАМЕНИТЫЙ ПОДВИГ

Змей уносит в полон дочь киевского князя. Девице удается вызнать от него, что боится он только Никиту Кожемяку. И тем же днем к князю улетает голубь с письмом, в котором княжна просит разыскать богатыря и уговорить его на битву.

По одной из версий, поверженный противник предлагает Никите поделить землю пополам. Кожемяка выковывает 300-пудовую соху и на Змее пропахивает борозду от стольного Киева вплоть до черноморского побережья. А как приступает к дележу самого моря, Змей тонет. До сих пор в Украине есть Змиевы валы — якобы следы от Никитиной борозды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Планируемые результаты учебного предмета, курса

.1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

2.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,

Метапредметные

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения .

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД

6 . Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

8. Смысловое чтение.

 резюмировать главную идею текста;

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

12 . Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

I / Орг момент - определение темы, цели урока.

Работа с классом : .Работа над значением слов: древнерусская литература ( Древнерусская литература — период русской литературы с XI по XVII век), кожемяка, пенькА ( грубое лубяное волокно, полученное из стеблей конопляного растения. Добывают путём долгого (до трёх лет) отмачивания. Для верёвок), соха ( пахотное орудие с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, оснащённой двумя железными сошниками и железной лопаткой — палицей и соединённой в верхней части с оглоблями, в которые запрягали лошадь).

III >. Новый материал 1.Беседа. Главные герои сказания о юноше Кожемяке и их характеристика .

Змей - мифологическое чудовище, он побеждён не сказочным воином-богатырём, а простым человеком ремесленником. Змей, завалившись бревнами, оказывается трусливым. Только после того, как Никита стал разбирать его змеиную берлогу, видя, что неминучая смерть наступает, вышел в чисто поле. Это помогло Никите заманить его в море, в котором змея топит. Освобождает народ от кровожадного змея. Победив змея, Никита возвращается к любимой работе. Не получает выгоды для себя.)

2.Презентация к уроку (повторение теории лит-ры)

Теория литературы: сказание

3.Конкурс на самого внимательного читателя: продолжите сказку словами

А) Утaщил змeй цapckyю дoчь, нo нe cъeл ee, a. ( kpeпko-нakpeпko зaпep в cвoeй бepлoгe)

Б) Kak yвидeл Ниkитa цapя — иcпyгaлcя: pykи y Ниkиты зaдpoжaли, и. ( paзopвaл oн paзoм вce двeнaдцaть koж).

В) Вoт и пpидyмaл цapь c цapицeй. ( coбpaть пять тыcяч мaлoлeтних cиpoт — ocиpoтил их лютый змeй, — и пocлaли их пpocить Koжeмяky ocвoбoдить вcю pycckyю зemлю oт вeлиkoй бeды)

Д) Cдeлaл Ниkитa coхy в тpиcтa пyдoв, зaпpяг в нee змeя и cтaл oт Kиeвa мeжy пpokлaдывaть, бopoздy пpoпaхивaть; глyбинoй тa бopoздa. ( двe caжeни c чeтвepтью).

4. Вступительное слово. Работа над текстом с чтением фрагментов произведения.

-Как противопоставлены друг другу главные герои сказания змей и Кожемяка?

- Вновь д елаем вывод: основными признаками, которые отличают положительного героя сказки от отрицательного, являются его поступки.

IV . Вывод (умение анализировать/рефлексировать опыт)

Работа в группах: В чем поучительный смысл сказания? (Главный герой сказания – труженик, ремесленник, патриот. Он чужд политике, не участвует в междоусобных войнах и берется за оружие только для отражения атаки трехголового змея. После победы Никита вспоминает о еще одном добром навыке - землю возделывать, и использует чудище для взведения земляных укреплений).

Какая из пословиц подходит к этому сказанию? Не родом славен богатырь, а подвигом. Богатырская рука один раз бьет. Богатырь умрет, а подвиг его останется. Не дели шкуру неубитого медведя. Поменьше говори, а побольше делай.

Доп материал

1.Князь Святослав Игоревич (945–972 г.г.) - правитель Руси. ( Годы княжения 962 — 972) На момент правления Святослава печенеги решились пойти войной на Киев в 968 году, но Святослав одержал победу, ведь его с детства учили в варяжских традициях - воевать и побеждать! После такого фиаско кочевникам ничего не оставалось как пойти на мир с Святославом. Они даже выступили на стороне князя в походе на Византию.

( Византийская империя , государство , возникшее в 4 в . при распаде Римской империи в её восточной частии существовавшее до середины 15 в . Столицей В . был Константинополь) , но, к сожалению, этот союз просуществовал недолго и уже в 972 году на порогах Днепра они убьют князя, когда тот будет возвращаться из военного похода на болгарские земли.

После этого набеги и военные конфликты возобновляться.

2. КОЖЕМЯКА - богатырь, герой киевского былинного эпоса и народных сказок, получивших распространение у восточных славян. Существует варианты рус, укр и белор. сказок. 3. Кожемяка - старинная профессия, вошедшая в историю благодаря русскому богатырю. В нем воплощены качества, прославляемые народом больше всего: сила, мужество, смекалка и скромность

свиточек.jpg

В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?". И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж, и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, но испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?". И нашли быка, большого и сильного, и приказал он разъярить быка; возложили на него раскаленное железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться". На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Где же муж? Вот наш готов!". Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули наши, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.

Никита Кожемяка

Если верить историческим документам, Никита Кожемяка существовал на самом деле. Он был сыном ратника, обладавшим огромной силой и недюжинным здоровьем. Однажды в войске решили проверить, настолько ли силен юноша, как о нем говорят. На него натравили огромного быка, которого предварительно разъярили каленым железом.

Молодой человек подпустил к себе животное очень близко, а затем разорвал его кожу. Считается, что после этого юноше и дали прозвище Кожемяка.

Через несколько дней состоялась битва с печенегами. Чтобы победить в бою и не потерять много воинов, обе армии выставили по богатырю. Со стороны русичей это был Никита.

По росту и комплекции он сильно проигрывал печенегу. Но когда ратники сошлись в бою, Кожемяка задушил врага в объятиях. Вражеские войска разбежались в страхе, решив, что и остальные солдаты столь же сильные. На месте победы над печенегами князь Владимир приказал поставить город, который был назван Переяславль.

LiveInternetLiveInternet

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Легенда о Никите Кожемяке


Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит; на единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего — чудовищем (Идолище); при виде русского богатыря — человека нормальных размеров — он заранее торжествует победу; князь награждает богатыря, хочет возвысить его.

В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг без-вестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.

История, традиции, обычаи, легенды, загадки: Вадосов блог

Сказка для детей

Сказание о Никите Кожемяке в скором времени приобрело сказочное значение, в нем появился еще один герой — Змей. Согласно былине о русском богатыре, возле Киева поселилось огромное страшное чудище, которое крало людей и съедало их. Однажды оно похитило княжескую племянницу.

Но не стало чудище есть ее, а заперло в своей берлоге. Не учел Змей того, что за девушкой увязалась ее собачка, или решил, что вреда от нее не будет. Когда же чудовище улетало по своим делам, то принцесса отправляла с нею записочки родителям.

Княжна разговорила Змея

Однажды родители написали, чтобы девушка узнала у Змея, кто в мире превосходит его по силе. Княжне удалось разговорить чудище и оно сообщило, что сильнее его только Никита Кожемяка. Она отправляет матери и отцу письмо, в котором просит найти богатыря Микитку и прислать его на выручку.

Царь и царица отправляются на поиски сами. Как говорится в народном сочинении, богатырь в это время мял двенадцать воловьих шкур и так разволновался, что порвал их все за один раз. Поняв, какой убыток понес, молодой человек сильно рассердился и отказался идти спасать красавицу.

Тогда царь с царицей собрали пять тысяч сирот, у которых родителей съел Змей. Они смогли уговорить богатыря, тогда тот согласился помочь уничтожить чудище.

Никита Кожемяка на экране

Главная мысль и концовка

Именно эта мысль отражается в окончании сказки о подвиге юноши Кожемяки, краткое содержание которой нужно прочесть ученикам, не желающим читать произведение полностью. Силач во время битвы почти задушил Змея, но пожалел его и отпустил. Но чтобы запретить чудовищу посягать на русские земли, богатырь предлагает:

  • заключить перемирие;
  • разделить земли.

Никита и Змей

Никита делает соху, в которую запрягается Змей. С ее помощью они пропахивают огромную борозду через сушу. Но чудовищу этого оказалось мало, поэтому он решает разделить морские просторы. В Черном море Змей тонет.

Царь с царицей и богатырь

На поиски добра молодца царь с царицей отправились сами. Когда они его нашли, тот как раз мял 12 воловьих кож. Когда он увидел правителей, то испугался, и руки у него задрожали. От страха богатырь разорвал разом эти кожи. После этого Никита осерчал на то, что царь с царицей наделали ему столько убытку, и ни в какую не захотел идти спасать царевну. Тогда правители собрали 5 тысяч маленьких сирот, родители которых были съедены страшным змеем, и послали их умолять Кожемяку спасти народ. Тот сжалился и согласился.

Отзывы о произведении

Пересказ былины нам задали на уроке. Прочитала ее в краткости в учебнике. Очень интересное произведение, которое учит тому, что зло всегда проиграет, насколько бы хитрым и сильным оно ни было.

Делая анализ русских былин и презентацию к ним на уроке литературы, я для себя сделал определенный вывод — богатыри не только защищали Родину и служили правителям, но и были весьма уважаемы всеми жителями Руси. Если говорить коротко, то воин был другом для каждого, кто к нему обратился за помощью.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.

Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека – Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее — убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Анализ произведения

На примере главного героя показано, что сила в человеке хоть важное качество, но не главное. Должны быть еще ум, сообразительность и находчивость. Но даже имея такие качества, нельзя зазнаваться.

Краткое содержание

С давних пор на прекрасный город Киев совершает налеты страшный Змей. Он загубил много людей, а недавно схватил царскую дочь. Есть ее не стал, а оставил в своем убежище. Девушке повезло, к ней привязалась маленькая собачка, которая в дальнейшем сыграла добрую службу для царевны.


В следующую отлучку похитителя царевна вновь отправила послание с собачкой. Она молила отца найти в городе Никиту Кожемяку, чтобы он вытащил ее из змеиного логова.

Родители лично отправились на поиски силача. Они его застали, когда тот мял одновременно 12 воловьих кож. Никита растерялся при виде царских особ настолько, что порвал разом все изделия. Это рассердило богатыря, он отказался идти к Змею.

Змей молил о пощаде, предложил богатырю разделить пополам всю землю. Никита решил схитрить. Он согласился, а сам тем временем утопил врага в море и спас царевну.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить кратко план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:

  1. Змей одолевает Киев.
  2. Похищение царской дочки.
  3. Собачка и записки.
  4. Кто сильнее Змея.
  5. Родители царевны отправились за Кожемякой.
  6. Отказ.
  7. Осиротевшие дети уговорили богатыря.
  8. Победа над Змеем.

Основная мысль и характеристика героев

В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:

  1. Никита Кожемяка — добродушный, ответственный, справедливый, отзывчивый и храбрый богатырь.
  2. Змей — чудовище, которое загубило много душ, враг главного героя.
  3. Царевна — прекрасная девушка, оказавшаяся в плену.

На примере героя видно, что настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но и умом.

Произведение учит:

  • смелости;
  • смекалке;
  • помогать людям, не отказывать им в помощи;
  • быть справедливым и находчивым человеком;
  • уметь постоять за себя;
  • верить в добро.

Читайте также: