Сообщение об одном храме или церкви нижнего тагила название район города в котором находится

Обновлено: 05.07.2024

Продолжая традицию, расскажу об очередном утраченном храме нашего региона.

Тема грустная, но помнить об этих памятниках нужно. Тем более о таких – памятниках не только веры, но и более чем достойной архитектуры!

Никита Демидов, заказчик храма, не поскупился, и заказал проект в столицах. Мы не знаем имени архитектора, но именитые искусствоведы предполагают, что это был Карл Иванович Бланк – очень популярный в те годы. Хотя есть и такие исследователи, которые считают автором проекта самого Дмитрия Васильевича Ухтомского.

Мы можем никогда не узнать подлинного авторства, но во что известно точно. В 1764 г. по присланным чертежам возводить собор начала артель ярославского крестьянина Якова Ивановича Колоколова. Сохранился контракт с каменщиками – и читать его огромное удовольствие!

Освятили главный престол в 1776 г. Никита Акинфиевич не скупился на содержание храма: перечень утвари и ее стоимости читается как каталог крупного музея.

До революции храм был главным в Нижнем Тагиле, хотя те же Демидовы построили там еще две больших церкви.

Свято-Троицкий кафедральный собор

Многие церкви Тагила и другие религиозные сооружения имеют богатую историю и глубокую культурную составляющую. В Нижнем Тагиле насчитывается 12 приходов и монастырей центрального благочиния Епархии нижнетагильской, Русской Православной Церкви.

Девятнадцатым веком также датировано строительство наиболее известных гостям и жителям города храмов Нижнего Тагила. Храм во имя Святого князя Александра Невского (храм Александра Невского Нижний Тагил) – однопрестольная каменная церковь на Александровской (Вересковой) горе, Свято-Троицкий кафедральный собор (Троицкий Собор Нижний Тагил), Скорбященский женский монастырь (Скорбященский монастырь Нижний Тагил), Мужской монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери. Со времен своего основания здания претерпели многочисленные изменения от частичной реставраций подсобных помещений до полной реконструкции основных объемов, тем не менее, сохранили живые традиции русской православной культуры.

Храм во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского (Храм Сергия Радонежского в Тагиле) и Храм во имя Святого Благоверного князя Дмитрия Донского – прекрасные примеры зданий современной храмовой архитектуры. Уместно вписанные в ландшафт рабочего мегаполиса, эти шедевры зодчества вот уже на протяжении двух десятков лет радушно принимают в своих стенах неравнодушных к богоуслужению горожан.

Нижний Тагил – современный, многонациональный город, здесь проживают представители различных вероисповеданий и конфессий. Несмотря на бытующую сейчас повсеместно толерантность, жители Нижнего Тагила в большей степени придерживаются преемственно переданных вековых устоев. В пределах города и его окрестностях есть несколько католических и протестантских приходов и синагог, а также традиционная мусульманская мечеть.

Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев

Храм Николая Чудотворца

Собор Казанской иконы Божией Матери

Новоапостольская церковь

Храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона

Слово Истины

Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца местная православная религиозная организация

Храм во имя Святого апостола Иоанна Богослова

Храм-памятник во имя Святого Благоверного князя Димитрия Донского

Церковь иконы Божией Матери Взыскание погибших

Храм во имя Преображения Господня

Церковь во имя Святого Преподобного Максима Исповедника

Евангелическо-Лютеранская церковь

Храм во имя святого преподобного Максима Исповедника

Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского

Православный храм в честь новомучеников исповедников Российских

Приход во имя Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского

Воскресения Христова

Приход во имя Святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова Екатеринбургсокй Епархии Русской православной церкви


  • Храмы, соборы, церкви в Нижнем Тагиле — у каких культурных мест самый высокий рейтинг?

Да! Каждый день мы фильтруем до 20 тыс. отзывов и удаляем найденные фейки и спам.

Очередная наша поездка состоялась по церквям пригородного района Нижнего Тагила. Пригородный район Нижнего Тагила - часть земельной территории вотчины заводовладельцев Демидовых. Демидовы строили здесь не только заводы, строили дома для рабочих, возводили храмы.

Очередная наша поездка состоялась по церквям пригородного района Нижнего Тагила. Пригородный район Нижнего Тагила — часть земельной территории вотчины заводовладельцев Демидовых. Демидовы строили здесь не только заводы, строили дома для рабочих, возводили храмы.

К этой поездке мы готовились особенно тщательно: созванивались с батюшками, изучали схемы проезда, искали информацию в Интернете. Маршрут обещал быть насыщенным: восстановленные и только-только начинающие возрождаться сельские церкви (этакий контраст), источники с купелями. Выехали рано утром. Первой точкой нашего маршрута было село Покровское — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сразу оговорюсь, сфотографировать не удалось, так как, когда приехали и уехали, было темно. Поэтому фотографии взяты из Интернета.


В эти края приехал известный промышленник Демидов. Здесь он вознамерился вести добычу золота. С этой целью в село были привезены сотни рабочих. Но первым их делом стали не поиски золота, а строительство храма. Каменная церковь была построена в начале XIX века, как гласит предание, без копейки денег: населению заводского поселка приходилось самим месить глину голыми ногами, делать кирпич, валить деревья и пилить бревна.





Паломники, бывающие в храме, постоянно обращались к настоятелю с вопросом: нет ли воды, освященной у чудесного образа? И решили в приходе выкопать источник. Два года трудились люди. Источник оборудован купелью.


Деревня расширяла свои границы, население увеличивалось, и появилась настоятельная потребность в собственном храме. В 1871 году жители ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении своего прихода и строительстве церкви. По благословения архиепископа Пермского и Верхотурского Антония храм был заложен в сентябре 1871 года. Построили деревянную церковь, материалом для которой послужили запасные хлебные амбары, безвозмездно уступленные заводовладельцами Демидовыми. Со всех концов села видна белоснежная каменная церковь во имя святого Николая-чудотворца, которая гордо стоит на возвышенности.


До наших дней сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, ещё до революции из Нижнего Новгорода привёз купец Карпов, каменный дом которого до сих пор стоит напротив храма.



Храм был богатейший, т.к. в селе проживали золотоискатели. И до сих пор там моют золото. Храм трехпрестольный: Троицы, Воскресения и Вознесения. В советское время храм разворовали, закрыли и превратили в лесопилку. Некоторые иконы успели разобрать прихожане. Сейчас они украшают храм, особенно почитается Казанская икона.


В 90-е местная власть никак не соглашалась передать здание храма Церкви, только после пожара, уничтожившего пол, окна, старинные росписи, храм в таком страшном состоянии передали существующему уже приходу. Сейчас храм закрыт, открыта небольшая часть, где проходят службы. Интересный случай, чудесный, произошел, когда оформлялись документы по передаче храма. Не сохранились архитектурные проекты, и священник не знал где какой придел. И вот на Пасху надвратный крест повернулся в сторону Воскресенского Придела. Удивление людей возросло, когда крест на Вознесение повернулся в другую сторону, показывая на другой Придел. На Троицу крест встал прямо. Долгое время храм был приписным, т.е. не имел настоятеля, приезжали для совершения молебнов священники. Сейчас храм стал самостоятельным, ведутся восстановительные работы. Поставлены купола, сделаны окна почти все, проблема та же — нет средств.



Следующая точка нашего маршрута посёлок Черноисточинск — Церковь Петра и Павла (1862). Фото автора и со страниц Интернета.тПостроена на средства заводовладельцев Демидовых. История этого небольшого, но очень живописного поселка связана с Демидовыми и железноделательными заводами. Еще в 1726-ом году в Черноисточинске на реке Черный Исток началось строительство железноделательного завода. В 1729-ом году уже был произведен запуск предприятия, образовавшийся поселок начали звать заводским. В начале 19-го века на нескольких речках (Черная, Чауж, Бобровка, Березовка) были найдены золото-платиновые россыпи. А в середине 19-го века для обеспечения завода водяной энергией и пополнения Черноисточинского пруда крепостным гидротехником Клементием Константиновичем Ушковым была построена знаменитая Ушковская Канава.





И последняя точка нашего маршрута село Большая Лая — Церковь Марии Магдалины (год постройки: между 1900 и 1903). Село известно благодаря роду Демидовых, устроивших здесь свой завод. Строился храм на средства прихожан. В советское время храм не закрывался. Фото из Интернета.




От этой поездки мы получили незабываемые впечатления. Получилось благодатное, тёплое, светлое и насыщенное паломничество. Хочется ещё раз посетить эти места. Фото Ермильевой Светланы и по материалам Интернета.

ТИ_126_001

Введенская церковь (фото 1914 г.)

Новую церковь строили три года на средства Павла и Анатолия Демидовых.
Чугунную плитку для пола храма изготавливали в мастерских Фёдора Звездина под его личным присмотром; над резьбой для иконостасов работали тагильские резчики Тихон Трифонов и Иван Шаньгин совместно с золотарём Ларионом Синюковым. Часть икон для Введенской церкви была написана Павлом Веденецким, часть – тагильским иконописцем Григорием Абрамовым, а часть – Павлом и Василием Худояровыми. Были среди икон и произведения итальянских мастеров из флорентийской коллекции Николая Никитича Демидова. Колокола отливали в Тагиле и в Гатчине.
К сожалению, до наших дней сохранились всего две картины, украшавшие некогда Введенскую церковь, а о внутреннем убранстве храма мы можем судить по немногим фотографиям, которые сохранилась в частных собраниях. Почти всё богатое убранство церкви было утрачено в смутные годы Гражданской войны и последующем периоде воинствующего атеизма.

ТИ_126_002

Левый престол алтаря Введенской церкви (фото 20-х г. ХХ в.)

Введенская церковь была первым храмом, который встречался на пути приезжавших в заводской посёлок купцов. По обычаю, приезжие коммерсанты молились и за успех в предстоящих делах, и за успешное завершение торговых сделок, и, как водится, щедро жертвовали храму…

ТИ_126_004

Введенская церковь (фото 20-х г. ХХ в.)

ТИ_126_000
ТИ_126_005

ТИ_126_006

Ещё несколько лет храм действовал.
В 1931 году храм закрыли, затем, спустя некоторое время, открыли, но в феврале 1933-го закрыли окончательно. Оставшееся церковное имущество передали по описи в Выйско-Казанскую церковь. Вопрос о судьбе самого здания ещё не раз поднимался на заседаниях городского Совета, выносился в вышестоящие инстанции, но в 1936 году, в разгар антицерковной истерии, Введенская церковь была разрушена.

Читайте также: