Сообщение на тему пластика движений

Обновлено: 05.07.2024

Произвольная программа начинается с мо­мента включения фонограммы, которое производится по сигна­лу помощника судьи или старшего арбитра. После объявления фамилии участницы и ее выхода на старт судья должен убедить­ся, что она заняла исходное положение и готова начать выпол­нение программы. Произвольная программа может начинаться на бортике бассейна (в любой его точке) или непосредственно в во­де. Выполнять движения на бортике бассейна разрешается не более 20 с. Если при выполнении групповой композиции спорт­сменки входят или прыгают в воду не одновременно, то отсчет времени ведется от первых звуков аккомпанемента до вхождения в воду последней участницы. Хотя в правилах соревнований ни­чего не сказано о судействе движений на бортике бассейна, эти движения играют далеко не последнюю роль в создании предва­рительного впечатления о гармоничности всей композиции. Если вспомнить, как беспомощно и невыразительно выглядели движе­ния на суше участниц первых соревнований по художественному плаванию, и сравнить их с сегодняшними, то становится понят­ным внимание, которое уделяют им судьи. В эти короткие мгно­вения оцениваются и хореографическая подготовка, и костюм участницы, и ее артистизм, и оригинальность вхождения в воду.

Движения на бортике бассейна по характеру и пластике долж­ны соответствовать содержанию основной темы произвольной программы. Это экспозиция, т. е. первый раздел движений, со­держащий изложение основного тематического материала, даже если он дан краткими хореографическими приемами. Здесь мо­гут быть применены позы для пар и групп, поддержки типа пар­терных поддержек в балете, элементы пантомимы, акробатические упражнения и танцы . Завершаются движения на бортике прыжком в воду, спадом, соскальзыванием и т. п.

Некоторые спортсменки отказываются от выполнения движений на бортике, учитывая их необязательность по правилам соревно­ваний. Происходит это по двум причинам. Первая причина — пло­хая подготовка, неуверенность в хорошем прыжке, аккуратном погружении в воду. Вторая причина состоит в том, что экспози­ция по фонограмме не укладывается во времени и спортсменка переносит ее в воду. Всякое вхождение в воду с резким погру­жением (как это бывает после прыжка) требует музыкальной паузы или специально вмонтированного звукового отрезка, не­обходимого для перемещения спортсменки под водой. В парном выступлении этот отрезок времени используется для подготовки первого выталкивания или взаимодействия в центре бассейна. В групповом выступлении вхождение в воду часто бывает каскад­ным: первые номера должны занять исходное положение для по­строения группы и ожидать под водой остальных участниц. Часто эффектное передвижение в воде требует аккуратного погружения, чтобы неизбежно вызванное волнение на поверхности воды ми­нимально мешало наблюдать за спортсменками сверху. И, напро­тив, это требование исключается при маскировке построения груп­пы под водой.

Передвижение в композиции

Перемещение спортсменок в бас­сейне при выполнении произвольной программы планируется за­ранее. Надо исходить из возможности преодолеть возможно боль­шее расстояние в квадрате бассейна, чтобы все судьи-арбитры могли одинаково хорошо видеть спортсменок, когда они проплы­вают вблизи. Часть композиции выполняется в центре бассейна на одинаковом удалении от всех судей. Композиция должна ориентироваться на основные трибуны бассейна таким образом, чтобы самые эффектные, кульминационные моменты просматри­вались в наиболее выигрышном ракурсе. Заканчивается компо­зиция, как правило, в центре бассейна. Целесообразно при раз­работке схемы передвижения пользоваться уменьшенным планом, на котором пунктиром наносится путь спортсменки, пары, участ­ниц группы с обозначением мест остановок для выполнения ком­бинаций, фигур, подводных движений, выпрыгиваний, выталкива­ний и т. д. Наиболее распространенный путь передвижения для солисток и пар после выхода в центр—смещение к одной из три­бун и движение по замкнутому кругу с возвращением в центр. В 25-метровом бассейне хорошо подготовленные фигуристки успе­вают преодолевать расстояние по периметру более чем в полтора круга. Могут применяться и другие траектории движения, напри­мер по форме восьмерки, девятки. Моделирование траекторий пе­ремещения спортсменок в группе производится из всех основных последовательных фаз. Они изображаются на отдельных стра­ничках, чтобы перестроения не наслаивались одно на другое.

Техника передвижения спортсменок должна отвечать следую­щим требованиям:

1) соответствовать темпу музыки;

2) обеспечивать непрерывность движения между выполнени­ем фигур и их соединений, а в ряде случаев — передвижение в. позициях;

3) обеспечивать выполнение движений руками или ногами над, поверхностью воды для решения пластических задач;

4) обеспечивать стабильность выполнения элементов фигур. За счет эффективности техники гребковых движений спорт­сменка может поддерживать высокое положение тела, быстро и плавно перемещаться в интервалах между выполнением фигур и их соединений.

Передвижение спортсменок в парах осложняется требования­ми согласованности движений, зеркальности, симметричности действий и моментами совместных действий. Кроме этого, судьями поощряется близкое расположение спортсменок во время пере­мещения, что создает дополнительные трудности. Возмущенные слои воды от движений ногами или руками входят во взаимо­действие с такими же потоками в зоне гребков партнерши; в ре­зультате трудно рассчитывать силу гребков, чтобы сохранить их синхронность.

В групповых упражнениях перемещения особенно трудны и осложнены требованиями к коллективным действиям. Перестрое­ния под водой требуют быстрого и точного ориентирования, что­бы выстраивание линий на поверхности не отнимало времени на равнение диагоналей, кругов и других геометрических фигур. Возникают трудности с изменением скорости движения, разной для средних и крайних участниц, когда из линии они перестраи­ваются в более сложные фигуры или, наоборот, из какой-либо фи­гуры в прямую линию. При групповых композициях добиться синхронности движений гораздо труднее, особенно при одновре­менном всплывании или выталкивании участниц в парах.

Выполнение фигур, гибридов и других соединений в компози­ции

Правила соревнований не ограничивают участниц в выборе движений и их количестве, но пример лучших выступлений фигу­ристок позволяет сделать вывод о некоторых критериях количест­ва и трудности включаемых фигур и соединений.

В отличие от обязательной, в произвольной программе приме­няется много неклассификационных, оригинальных фигур и дви­жений, соединяющих их в цепочки, последовательных действий. В них угадываются элементы классификационных фигур и пере­ходов из одной позиции в другую, но встречаются и оригинальные движения.

Разнообразие, вариативность и сложность движений

Общеизвестно, что разнообразие проплывов между комбина­циями фигур, разнообразие выполненных фигур и вариативность их выполнения существенно влияют на оценку за произвольную программу.

Разнообразие предусматривает включение фигур из разных групп, выполнение винтов, поворотов и вращений. Если выполне­ние сложных фигур какой-либо группы невозможно из-за их дли­тельности, то спортсменки используют лишь наиболее характер­ные элементы. Для того чтобы показать владение элементами фигур разнообразных групп, можно соединять их в одной или не­скольких комбинациях. Почти никогда не включаются в произ­вольные композиции круги в вертикальной плоскости: они плохо просматриваются с трибун и очень продолжительны по времени.

Разнообразить композицию можно не только исполнением ком­бинаций фигур и гибридов из разных групп. Следует использо­вать различную технику начала движения, т. е. необычные исходные положения. Радует глаз необычность перестроений в групповых композициях, разнообразие рисунка построений. В пар­ных выступлениях поощряются разнообразие взаимодействий парт­нерш, их соединений в парных фигурах. Эффект разнообразия создают синхронизированные движения, выполняемые на рас­стоянии и при сближении участниц, а также смена партнерш в выталкиваниях при поддержках.

Вариативность исполнения демонстрируется прежде всего в разнонаправленных, разносторонних движениях, т. е. в одинаковом владении поворотами и винтами в обе стороны, выполнении двух схожих фигур (например, сначала с подъема правой, а затем с подъема левой ноги). Эффект вариативности создают открытые повороты, выполняемые в обе стороны, быстрые и закрывающие­ся повороты, продолженные винты, винты, выполняемые вверх-вниз.

К трудным комбинациям фигур относятся такие, которые тре­буют продолжительной задержки дыхания при непрекращающих­ся движениях; согласования движений, которые точно следуют изменяющемуся ритму музыкального сопровождения. Остановки движения в фигурах и фиксация позы при высоком положении тела, точность перемещения за счет малозаметных движений ру­ками также относятся к категории трудных элементов. В парных и групповых выступлениях трудными считаются: выполнение фи­гур на близком расстоянии друг от друга, равномерное передви­жение участниц на поверхности, соблюдение точных интервалов в сложных построениях. Сохранение рисунка построения считается более трудным, если он не нарушается при передвижении всей группы. Равнение поддерживать труднее при дугообразных по­строениях, чем при прямолинейных. Считается более трудным выполнение перестроений под водой без длительных задержек. Поддержки и выталкивания относятся к трудным взаимодействи­ям, если они выполняются высоко и с хорошим управлением при взаимодействии партнерш. Выполнение рискованных элементов (акробатических входов, одновременных выталкиваний) также относится к трудным моментам. Особенно трудно синхронизиро­вать действия при выталкиваниях в групповых композициях, ко­гда четыре фигуристки находятся внизу и четыре — вверху. В та­ких случаях синхронизация движений у выталкиваемых спорт­сменок целиком зависит от согласованности опорных действий нижних партнерш.

Сложные элементы должны оцениваться в соответствии с уров­нем совершенства их выполнения. Фигуры и гибриды, включаемые в комбинацию, необходимо рассматривать с позиций судейства обязательных фигур. Считается более трудным выполнение фигу­ры близко к поверхности. Если комбинация заканчивается в вер­тикальном положении, то максимальной высоты труднее достичь при выпрямленном положении обеих ног, чем в позиции с одной, горизонтально вытянутой ногой. В гибридах необходимо соблю­дать узнаваемые формы из классифицированных позиций, иначе судьи могут принять за ошибку отклонения от канонов. Техника передвижения между комбинациями фигур должна отличаться мощностью и эстетичностью движений, несмотря на то что ско­рость передвижения и плавность движений антагонистичны. Ори­гинальные фигуры должны оцениваться по: сложности самого движения, фиксированию высоты тела, сбалансированности вра­щательных элементов, задержке дыхания, трудности изменения скорости в зависимости от меняющегося ритма музыкального со­провождения. Комбинация считается более трудной, когда достаточно сложные элементы выполняются в конце программы, не­жели аналогичные им, но выполняемые в начале композиции.

Пластика движений

Пластика в широком понимании — это объемная выразительность движений. В художественном плавании мы сталкиваемся с необходимостью применять пластические средства выразитель­ности в движениях руками, головой, туловищем. Пластика (в от­личие от элементов пантомимы, иногда применяемых в выступле­ниях на бортике), подчинена музыкальному ритму и допускает повтор элементов в соответствии с музыкой. Пластические акцен­ты в движениях должны соответствовать кульминациям в музы­кальном сопровождении.

Так как в художественном плавании руки играют большую роль в выразительности движений, необходима специальная под­готовка для постановки пластики рук. Подготовка должна вклю­чать широкий диапазон движений—от позиций классического танца до танцев типа модерн. Не менее важно совершенствовать пластику движений руками на материале народных танцев.

Мимика, жесты, пластические интонации служат средством пе­редачи восприятия спортсменкой музыкального материала. Как может оценить судья или зритель тот или иной жест, если он ни­чего не означает?! Или, например, если его значение не интони­ровано музыкальной темой?! Вся совокупность движений пласти­ческого характера семиотична 2 , поэтому важно найти такие фор­мы пластики движений руками, которые могли бы подчеркнуть эмоциональную и смысловую характеристики фрагмента. Далеко не каждое выбранное музыкальное сопровождение предоставляет возможность для образного решения пластики. Часто выбранная музыка для парных и групповых выступлений имеет только рит­мическую структуру. В этих случаях пластика может иметь толь­ко орнаментальный характер. Для эмоционального решения плас­тики необходимо ее узнавание, т. е. перед хореографом ставит­ся задача найти характерные признаки выразительного движения, которые придали бы ему определенную смысловую окраску. На­пример, как показал анализ специальной литературы, сделанный Э. П. Аверкович, музыка героического характера выражается гор­до поднятой головой, напряженными движениями вытянутых рук; кисти при этом прямые и продолжают линию рук. Прослежива­ются черты, свойственные призывному и повелительному жесту. В музыке романтического, лирического плана движения кистями расслабленные, повороты кисти ладонью к груди подчеркивают интимный характер темы.

Интерпретация одного и того же музыкального произведения может быть примерно одинаковой по подбору пластических средств, по содержанию комбинаций, по стилю решения композиций. В та­ких случаях предпочтение отдается спортсменкам, выполнившим композицию на более высоком эмоциональном уровне, более ар­тистично. Критериями оценки манеры представления, отмеченной в одном из параграфов правил соревнований, являются свобода владения композицией, раскрепощенность спортсменки и ее обая­тельность, которые зритель видит при исполнении программы.

1 Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. М., ФиС, 1984.

2 Семиотика — наука о знаковых системах, под которыми понимаются все формы языкового общения между людьми.

В настоящее время возросло внимание к изучению двигательно-координационных качеств (ДКК). Однако среди многочисленных публикаций, посвященных данной проблеме, пластичности уделяется незначительное внимание. Впервые на это качество указал Н.А. Бернштейн (1947, 1991), назвав его пластикой. По его мнению, - это определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир. В трудах других авторов мнение Н.А. Бернштейна о пластике движений не нашло отражения, и пластичность как одно из важных ДКК до настоящего времени не изучена. Известный американский ученый Бенджамин Лоу (1984) обращает внимание на такую двигательную характеристику в спорте, как плавность , то есть изящество, грациозность. По его мнению, плавность возникает благодаря динамической форме и создает впечатление повышенного контроля, равновесия, чувства времени (Л.Д. Назаренко, 1999).

В каждом виде спорта обращает на себя внимание пластичность движений, привлекающая особое внимание зрителей и создающая его специфическую привлекательность. Так, например, поза штангиста, передающая глубокое внутреннее спокойствие, достоинство, готовность к преодолению огромного веса, плавное и размеренное начало подготовительных действий свидетельствуют о наличии у спортсмена определенного уровня пластичности. Движения высококлассного бегуна, сравнимые с образом парящей птицы, также характеризуются высокой пластичностью. Грациозность присуща и прыгунам с шестом в высоту, выполняющим сложнейшие упражнения настолько плавно, виртуозно, что полет их тела в безопорной фазе воспринимается зрителями как естественные легкие, красивые движения. Именно двигательные действия, близкие к совершенству, характеризуются наличием пластичности. Как двигательно-координационное качество, пластичность невозможна без высокого уровня согласованности двигательной активности мышц, ритмичности движений, обеспечивающей чередование работы мышц - сгибателей и разгибателей, а также темпа, динамики и гармонии. Уровень развития пластичности находится в прямой зависимости от двигательного опыта, координационных способностей и технического мастерства.

Характерной особенностью пластичности как ДКК является ее зависимость от эмоционального настроя, особого состояния души, связанного с проявлением различных чувств: уверенности в победе и радости от ее предвкушения, готовности донести до зрителей красоту своего вида спорта.

Составными компонентами пластичности являются:

1) индивидуальный стиль:

- выверенность движений (приземление в ожидаемой точке, выполнение упражнений по четко рассчитанной траектории, амплитуде, высоте);

- cамоконтроль (правильно выбранный главный момент приложения усилий, чередование напряжения с расслаблением, строго избирательное участие мышечных групп);

-насыщенность двигательными действиями, требующими мощности, резкости (сочетающей силу и быстроту), точности;

2) грация (грациозность движений):

- сочетание силы и красоты движений;

- пространственная точность и максимальная амплитуда;

- манера держаться свободно, раскованно при больших нагрузках;

- контакт со зрителем ("чувство зрителя").

Гармоничность двигательных действий, обеспечивающая единство, согласованность, соразмерность частей единого двигательного акта, а также включение разнохарактерных движений:

- симметричных и асимметричных;

- силовых и маховых;

- динамических и статических;

- быстрых и медленных;

- длинных и коротких;

- контрастных и дополняющих друг друга;

- простых и сложных;

3) артистичность исполнения в сочетании со сложностью упражнений:

- непрерывность движений от начала до конца без пауз, отсутствие неоправданных остановок, нарушающих композицию;

- единство физического и внутреннего состояния (тела и духа).

Пластичность имеет две разновидности: статическую и динамическую, каждая из которых представлена специфическими и неспецифическими проявлениями. Статическая пластичность отражает эмоциональное состояние человека в один из моментов, когда его духовный мир раскрывается наиболее полно. Она может передавать внутреннее состояние спортсмена в момент максимального усилия, позволяя демонстрировать его физическую и духовную мощь. Любое проявление статической пластичности связано со стремлением к совершенству и может проявляться в момент окрыления, когда спортсмен максимально близок к победе, ощущает ее всем своим существом. Поэтому каждое произведение искусства с изображением спортивной символики служит средством общения между людьми, так как содержит информацию, воздействующую на человека, его внутренний мир. Скульптура дает представление об идеальной форме и красоте тела людей разных веков и является свидетельством постоянного стремления человека к физическому совершенству.

p51_pic.jpg (46963 bytes)

Пластичность движений нижних конечностей более всего проявляется во время легкоатлетических, акробатических прыжков, пируэтов, поддержек в фигурном катании, в беге. О стиле бега чемпиона Олимпийских игр 1936 г. на дистанции 1500 м Джека Лавлока написано следующее: "…это чистейшее колдовство: нечто почти сверхчеловеческое в совершенной координации каждого его движения, видимое отсутствие напряжения и лирическая плавность стиля и ритма бега. Воистину, это была поэзия движения" [3, с.22].

Особенно большое значение имеет пластичность ног в хореографии, гимнастике и балете.

Группу неспецифических проявлений пластичности составляют разнообразные бытовые, трудовые движения. Так, движения высококлассного токаря, плотника отличаются не только отсутствием лишних движений, но и высокой степенью их соразмерности, плавности, подчиненности строгому ритму. Каждое движение имеет четко выраженное начало, постепенное увеличение его интенсивности и завершенность.

Мимика передает настрой человека и его состояние в данный момент. Например, спокойная улыбка является свидетельством хорошего расположения духа. Нахмуренные, сдвинутые брови, сжатые губы - признак недовольства, глубокой сосредоточенности.

Критериями пластичности являются:

1. Степень внутреннего ощущения характера двигательного действия:

- точность пространственных, временных и силовых характеристик движения.

2. Уровень развития артистичности:

- выражение чувства вдохновения, окрыленности, раскованности;

- ощущение полного слияния движений с музыкой.

3. Степень самообладания:

4. Степень сопереживания и контакт со зрителями.

Одним из ведущих факторов, определяющих степень проявления пластичности, служит соразмерность развития и выраженности физических и ДКК. Известно, что без определенного уровня силы, быстроты, выносливости, а также ловкости, подвижности, точности, гибкости невозможно передать характер любого достаточно сложного двигательного действия. Далеко не каждое упражнение требует максимального проявления силы или гибкости. Вместе с тем очевидно, что при их слабой выраженности также невозможно освоить двигательное действие без искажения его качественных характеристик. Поэтому строгое соответствие физических и ДКК является одним из важных составляющих проявления пластичности.

Следующим фактором выступает уровень развития межмышечной и внутримышечной координации. Любое двигательное действие характеризуется проявлением нервной, мышечной и двигательной координации [7,11]. Благодаря взаимодействию этих видов координации обеспечивается программирование действий, позволяющее решить двигательную задачу.

Генетические особенности, как один из факторов, в определенной мере определяющих проявление пластичности, формируют индивидуальный стиль спортсмена, артистизм, гармоничность движений и грациозность. Например, мощность, безудержность, напор большого мастера фигурного катания Ирины Родниной резко контрастируют с мягким, грациозным стилем Натальи Линичук.

Типологические особенности нервной системы - также один из факторов, влияющих на проявление пластичности. Явно выраженный холерический темперамент человека находит выход в резких, контрастных движениях, в высоком темпе, скоростно-силовой направленности. Уравновешенный спортсмен предпочитает движения широкой амплитуды, соразмерные, более ритмичные.

Эмоциональное состояние во многом определяет внешнее и внутреннее поведение человека, способствуя всплеску чувств, подъему настроения. При этом важен самоконтроль, так как чрезмерное проявление эмоций приводит к нарушению гармоничности и искажению индивидуального стиля.

Естественное состояние пластичности развивается у человека в процессе его индивидуальной жизни, в зависимости от определенных условий. Одно из них - уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Трудно говорить о пластичности движений при низких показателях скоростно-силовых качеств.

Специально организованные занятия приводят к закономерному приросту пластичности независимо от того, ставится ли такая задача. Однако по мере повышения мастерства происходит возрастание физических и ДКК, в том числе и пластичности.

Таким образом, пластичность как двигатель но-координационное качество есть гармоничное по форме и ритму движение, отражающее духовный и внутренний мир человека.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 96208
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 1


1. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: В 4-х т. 3-е изд. стереотип. - М.: Русский язык, Т.1., 2006. - 245 с.

2.Курысь В.Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения : учеб. пособ. - М.: Советский спорт, 2013. - 368 с.

3. Сайкина Е.Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц. Автореф. дис. канд. пед. Наук. - Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 18 с.

4. Сеченов И.М. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. - М.: Наука, 1975. - 132 с.

5. Сляднева Л.Н. Основы познания двигательной пластики: учеб. пособ. - Ставрополь: СФРВИРВ, 2002. - 124 с.

6. Сляднева Л.Н. Телесная пластика в теории биомеханики и физического воспитания : дис. докт. пед. наук. - Майкоп, 2005. - 416 с.

7. Сляднева Л.Н. Теоретические основы телесной пластики: монография. - Ставрополь: СГПИ, 2006. - 274 с.

Духовный потенциал человека в аспекте его физической культуры, одухотворенность телесности во многом определяется такими родственными составляющими, как телесно-двигательная пластичность, эстетичность и грациозность, что, прежде всего, относят к людям женского пола и, в частности к девушкам - студенткам высшего учебного заведения. Бесспорность этой позиции заключается в логической формуле, в соответствии с которой выпускница вуза, специалист в любой сфере профессиональной деятельности, должна быть воплощением ума, сопровождаемого, на наш взгляд, двигательной пластичностью, такой же эстетичностью и желательно грациозностью [2]. Гармония сущностных составляющих этих компонентов приближает человека, и в первую очередь женщину, к телесно- двигательному идеалу.

Целью статьи является выделение роли характеристик пластичности - эстетичности движений и грациозности как частного случая проявления эстетического в телесно-двигательной пластике.

Этот вопрос важен с позиций возможностей невербального общения будущего специалиста со своими учениками или коллегами. Как отмечает Л.Н. Сляднева [5], существующие способы невербального общения подчиняются закономерностям как восприятия телесно-двигательной пластичности, так и ее производства, демонстрации. Полагали, что и процесс подготовки человека к продуктивному, невербальному общению с другими людьми посредством телесно-двигательной пластичности подчиняется определенным требованиям и закономерностям.

Отмеченное выше характерно и свойственно содержательной сущности ритмической гимнастики как составляющей физической культуры, избранной нами в качестве модели для раскрытия феноменальности телесно-двигательной пластики в пространстве физической культуры. Для телесно-двигательной пластики характерно посредством движений, жестов, демонстрации внешнего облика человека отражать отличительные признаки исполнителя движений, его индивидуальность. Это обстоятельство предопределяет большие, но, на наш взгляд, далеко не в полной мере используемые воспитательные и образовательные возможности ритмической гимнастики как вида развивающей и оздоровительной деятельности женщин различного возраста.

В теории искусства телесных движений существует представление о том, что пластика - это состояние контактного взаимодействия двух объектов - исполнителя и созерцателя. В данном случае руководствовались положением о том, что приобретенная пластичность занимающейся студентки, так или иначе отразится в форме эстетичности ее движений и грациозности в восприятии и сознании повседневно контактирующих с ней объектов. Здесь уместно сказать о том, что в процессе занятий ритмической гимнастикой роль носителя и передатчика ценностей двигательной пластики несет преподаватель, а занимающиеся не только созерцают пластичность педагога, но и двигательно воспринимают, переживают, вживаются в сущность ритма движений и музыки, постигают мастерство исполнения. Таким образом, осуществляя самосовершенствование занимающегося, преподаватель в свою очередь становится носителем ценностей пластики с развитой способностью демонстрировать (невольно или вольно) пластичность своих движений.

В теории физического воспитания телесная пластика представляется как сложная гипотетическая система, характеризующаяся переходящим состоянием необратимого визуального контакта субъекта телесной пластики с телесно-двигательной активностью объекта [7]. В качестве объекта пластики может быть и случайный созерцатель и занимающаяся, которая наблюдает, повторяет движения педагога, становясь, таким образом, носителем ценностей телесно-двигательной пластики.

Основными элементами системы телесно-двигательной пластики являются: телесное движение, установка на восприятие телесного движения, опыт предметно-двигательной активности, образ движения; понимание причинности движения, адекватность образа движения пониманию его причинности, катарсическое (возвышенное удовлетворение и просветление от сопереживания) как системообразующий компонент.

Исходя из целей и задач, решаемых ритмической гимнастикой как ярким видом физической культуры, в перечень элементов системы телесно-двигательной пластики, видимо, целесообразно включать и рефлексию занимающегося исполнителя упражнений как копирование действий педагога, самостоятельного выполнения и самооценки осуществленных действий.

Телесная пластика как системообразующий фактор ритмической гимнастики, как средство и метод физического воспитания представляет собой сознательную, целеполагающую деятельность педагога, ориентированную на развитие и обогащение телесно-двигательных возможностей человека, такую деятельность, которая формирует чуткое отношение обучаемого к собственной телесности, развивает способность к эмоционально-чувственному, образно-художественному восприятию телесной пластичности, а также умение на этой основе понимать и сопереживать другому человеку [5].

Формирование пластичности двигательного действия, его высших форм проявления эстетичности и грациозности есть не что иное, как приобретение и совершенствование двигательной компетентности занимающегося. Осуществление отмеченного в процессе занятий ритмической гимнастикой должно основываться на осознанном отношении обучаемого к развитию собственной двигательной компетентности и возможности для реализации потребности индивида в персонолизации через собственное двигательное действие.

Ритмическая гимнастика как вид двигательной активности, родственный художественной гимнастике, обладает широкими возможностями для формирования двигательной компетентности, благодаря широчайшему спектру ритмопластических действий и упражнений. Спецификой ритмической гимнастики является яркая возможность в самооценке двигательной компетентности, в данном случае самооценке степени пластичности двигательных действий через ощущение радости, удовлетворенности движениями, общей одухотворенности. Ритмическая гимнастика представляет собой широкое поле проявления телесно-двигательного самосовершенствования, самопознания и самооценки двигательной компетентности, в нашем случае - степени телесно-двигательной пластичности субъекта. Овладение двигательными действиями как приобретение двигательной компетентности основано на познании элементарной биомеханики [2]. Познание в этом случае определяется как творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний не только о телесно-двигательной пластике, но, прежде всего, о себе как индивидуальном биологическом виде.

Знания есть избирательная, упорядоченная определенным способом полученная и в соответствии с определенными нормами оформленная информация [4]. В свою очередь информация есть сведения, являющиеся объектом хранения переработки и передачи [4]. Наше внимание к отмеченному не случайно, так как в процессе занятий по формированию двигательной пластичности средствами ритмической гимнастики есть реальная возможность передачи знаний двумя способами.

Отмеченное является важным основанием для целенаправленной реализации в процессе занятий по ритмической гимнастике и традиционного педагогического способа формирования знаний у занимающихся как предпосылки появления осознанных мотивов и потребностей в специфической двигательной активности и как способа формирования двигательных знаний посредством ощущений, что характерно для сферы проявления искусства двигательных действий.

При всей важности биомеханического представления о сущности телесно-двигательной пластики представляется целесообразным охарактеризовать этот феномен двигательной деятельности человека применительно к ее общепринятому лексическому восприятию, более приближенно к педагогической практике физического воспитания.

Различают телесно-двигательную пластичность как осознанную и неосознанную. В первом случае пластичность проявляется человеком с целью доведения ее сути до сознания другого. В другом случае исполнитель не намеренно проявляет пластичность. Первый случай характерен для действий преподавателя, например, ритмической гимнастики, проводящего занятия и демонстрирующего обучающее действие упражнения. Второй случай отражает проявление элементов приобретенной пластичности в обычной двигательной деятельности человека и выступает как признак эстетичности, грациозности, в данном случае студентки вуза.

Полагаем, что при выполнении упражнений ритмической гимнастики имеет место, точнее должно проявляться самовосприятие создаваемых самой исполнительницей упражнения эффектов эстетического в собственных двигательных действиях, поскольку все эстетическое связано с созданием, воспроизведением (показ преподавателя) и восприятием (самовосприятием) прекрасного, то есть эстетизацией собственных телесных движений.

Телесно-двигательная пластичность, полагаем, есть свойство, способность человека отражать ценности двигательной пластики. Двигательно-пластичный - это тот человек, который обладает строгим соответствием, соразмерностью элементов двигательных действий. Он зрительно осязаем, яркий, отчетливый по своим выразительным средствам, которым и являются движения, владеет искусством художественной выразительной демонстрации своих двигательных действий, изображений двигательных реалий окружающего мира [3]. К ценностям, признакам телесно-двигательной пластичности человека относим гармоничность, плавность или контрастность, изящность выполнения двигательных действий. Все то, что может найти отраженное, понятное и благодарное восприятие у объекта пластики, у созерцателя действий исполнителя и, что важно в самооценке, рефлексии занимающегося.

Телесно-двигательная пластичность обладает уникальным свойством, развивающим в человеке способности приобретать, а затем и отражать посредством движений многогранные ценности двигательной пластики, ценности физической культуры. Важнейшей ценностной феноменологической характеристикой пластичности является эстетичность движений. Именно эстетика движений человека во многом отражает его общекультурный потенциал. В соответствии с теорией телесно-двигательной пластики, частной, но в то же время одной из высших форм проявления эстетического, в телесно-двигательном содержании женщины является её грациозность как данность или как вектор телесно-двигательного совершенствования.

Таким образом, рассмотренные ценности телесно-двигательной пластики, характерные для видов двигательной деятельности, связанных с искусством движений, можно правомерно отнести к исключительным, феноменальным для пространства физической культуры как явления и, в частности для её вида - ритмической гимнастики. Именно ритмическая гимнастика имеет значительные, ещё не в полной мере выявленные возможности для формирования качеств телесной пластичности, эстетичности и грациозности в женщине, особенно занятой в сфере педагогической деятельности.

Рецензенты:

Сляднева Л.Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой хореографии, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский Государственный Педагогический Институт (ГБОУ ВПО СГПИ), г. Ставрополь.

Шумакова Н.Ю., д.п.н., профессор кафедры теоретических основ физического воспитания,
Федеральное Государственное Автономное Учреждение Высшего Профессионального Образования Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону.

В материале изложены теоретическое обоснование программы, технологии и способы реализации в дошкольном учреждении,включая календарное планирование.

ВложениеРазмер
programma_plastika_dvizheniya_kontemporari_dlya_detey_3-7let_.ndou_.doc 151.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММA ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

как вид арттерапии для детей всех возрастов

Педагог дополнительного образования

ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на СПб

Атнашев Александр Анатольевич

для детей дошкольного возраста.

1. Пояснительная записка

Модерн(контемпорари)-танец как выразительное средство, позволяющее воплотить на сцене переживания и проблемы современного человека. Идеи танца модерн предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, утверждавший, что только жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.

  1. Направленность и уровень программы (задачи, категория детей, возраст детей, показания и противопоказания к применению)

Основными задачами занятий являются:

- обучение основам пластики движения с элементами пантомимы;

- обучение модерну, элементам восточной пластики;

- развитие чувства ритма, формирование культуры и эстетики движения;

- развитие координации, гибкости;

- обучение основам актерского мастерства через овладение искусством движения;

- воспитание творческого мышления, художественного вкуса;

- постановка сценических номеров.

Рассчитана на 4 года.

1 год-для детей от 3 до 4 лет

2 год-для детей от 4 до 5 лет

3 год-для детей от 5 до 6 лет

4 год-для детей от 6 до 7 лет

Противопоказания к занятиям пластикой движения-модерн – такие же, как противопоказания к занятиям физической культурой.

1.4. Содержание программы (общая характеристика)

1.4.1. Особенности методики , общие положения

Изучение пластики движения основывается на принципах изучения классической (французской) пантомимы

Пантомима –это искусство движения тела. Основным принципом искусства пантомимы является принцип идентификации , отождествления себя с кем-то или с чем –то, иначе говоря, отождествления творящего субъекта с созидаемым объектом.

Специфическим материалом искусства актера является его тело, он должен научиться с помощью своего тела творить на сцене любые пространственно-временные композиции подобно тому, как творит их живописец на пустом холсте.

Для успешного решения творческих задач актеру прежде всего необходима суставно-мышечная гимнастика, поскольку в дело может быть вовлечен любой сустав ,каждый и которых должен быть готов к определенной нагрузке. Благодаря гимнастике , актер узнает механизм собственного тела, преодолевает его естественную инертность и подчиняет тело своей воле.

Поэтому обучение пластике движения целесообразно начинать с занятий с так называемой суставно-мышечной гимнастики в виде экзерсиса (разминка), которая нацелена на разработку природных и наиболее характерных для человека способов движения : смещение, вращение, наклоны, отклонения корпуса от привычного ему вертикального положения.

При этом тело человека условно разделяется на несколько поясов: голова, шея, плечи, грудь, талия, таз.(Ноги и руки играют роль «продолжателей движений ,начатых корпусом).

Целесообразно занятия пластической гимнастикой в виде экзерсиса (разминки) проводить на протяжении всего курса обучения, добиваясь увеличения амплитуды смещения во все стороны каждого из вышеназванных поясов. То же самое можно сказать о вращениях и наклонах. В конце концов, тело актера приобретет необычайно широкий диапазон пластической выразительности, не нарушая при этом свойственной ему природной органики.

Изучение модерна основывается на использовании гравитации и работы с весом тела, на отсутствии стремления скрыть усилие, затрачиваемое при движении, на нарушение вертикальной оси держания тела, на фокусирование внимания на центре тела и работа с ним. Результатом ее становится эффективное, т.н. “экономичное” движение. Оно естественно, раскрепощено и прекрасно, как прекрасна свобода.

Итак, основными пластическими упражнениями являются:

- круговые движения головой, шеей, плечевым поясом, грудным отделом, туловищем, тазом;

- смещение вперед, назад, вправо, влево головой, шеей, плечевым поясом, грудным отделом, туловищем, тазом;

- волновые движения в кисти, руке, включая плечо, в туловище до поясницы, во всем корпусе в профиль и фас;

- синтезированные движения разными частями тела в разной и амплитуде.

А так же добавляются разминочно-танцевальные движения для поддержания общей динамики экзерсиса (переступания, махи руками, развороты туловища, сгибания в локтевых и коленных суставах рук, ног). Весь процесс сопровождается танцевальной музыкой.

Основными упражнениями на обучение модерну являются:

- сюжетно-сценическое перемещение в пространстве (нарочито) головой, плечевым поясом, грудным отделом, туловищем, тазом

- сюжетно-сценическое перемещение в пространстве (нарочито) (ведущие запястья, локти, кончики пальцев, кончики пальцев ног, колени.)

От занятий пластикой постепенно переходят к элементам пантомимы .

Основными упражнениями на развитие пантомимических навыков движения являются:

- изображение стеклянной стены в различных плоскостях;

- изображение передвижения конвейера с помощью рук в разных плоскостях;

- перетягивание воображаемого каната с разных сторон;

- воображаемое лазание по канату с различными заданиями;

- хождение по воображаемому канату;

- движение пассе (имитация нарочито замедленного бега);

- различные движения в рапиде (преувеличенно замедленное движение).

Неотъемлемой частью обучения пантомимой является развитие творческого мышления детей и актерского мастерства посредством этюдов. С первых занятий детям 3-его и 4-ого года обучения предлагается самостоятельно придумать и изобразить тот или иной сюжет согласно своему пониманию. Чтобы пробудить воображение, возбудить творческую фантазию детей в задания вносятся занимательные элементы. При работе над этюдом происходит закрепление пройденного материала, отработка движений и комбинаций будущего номера, а также используется джазовые импровизация.

Существует различное множество объектов ,которые могут быть воспроизведены с помощью пластики движения и использованы в пластических этюдах.

  1. Актер играет сразу два объекта : некий персонаж- человека и некий предмет (одушевленный или неодушевленный), с которым персонаж-человек вступает в непосредственное взаимодействие
  2. Человек, идущий против ветра. Ветер деформирует пластику человека, пытающегося продвигаться ему навстречу.
  3. Актер может сыграть только ветер, или пламя, или какое-то растение, или животное, или только человека, полностью подчиняя этой задаче пластику своего тела
  4. Несколько актеров могут создать единый образ, например дерева, или движущегося конвейера.

К концу 1-ого, 2-ого года обучения дети овладевают элементарными основами актерского мастерства через овладение искусством движения, умению подражать, начинают творчески мыслить, координировать себя.

К концу 3-его, 4-ого года обучения дети овладевают элементарными пластическими навыками, элементами пантомимы, у них появляется координация, пластичность, придумывают пантомимические этюды, могут сценически импровизировать, формируется эстетический вкус.

1.5.2.Формы и методы проведения занятия.

Основной формой проведения занятий является групповое занятие. В группе занимается от 6-ти до 14-ти человек . Занятие проводится как в форме игры (придумывается сюжет игры, в который вплетаются различные упражнения по пластике и модерну) , так и в виде разминки и постановки пластических этюдов, номеров.

Чтобы дети сразу поняли и почувствовали точную форму движения, то используется ПОКАЗ его детям; дробление движения на части , отработка каждого элемента , соединение воедино а затем выполнение движения ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. При этом педагог следит за правильностью исполнения движения, при необходимости индивидуально помогает понять и правильно исполнить то или иное движение.

На занятии используются упражнения, в которых ребенок ИНДИВИДУАЛЬНО работает над выразительностью своих движений, а также упражнения , в которых есть моменты импровизации , о чем говорилось выше. Также используется прием, когда один или два успевающих ребенка показывают движение всей группе. Это учит видеть и оценивать хорошее исполнение.

Если нужно добиться синхронного исполнения движений, прочувствовать ритм, то используется метод исполнения упражнения под счет.

Во время постановки пластических номеров и этюдов очень важную роль играет эмоциональное перевоплощение в задуманного персонажа, которое является стимулом для осознания и более выраженного исполнения движений. Проводится краткая БЕСЕДА с отрывками пластического движения, направляющая воображение детей на понимание того или иного образа.

1.5.3. Структура занятия

2. Вовлечение детей в игру.(правила игры , распределение ролей)

3. Экзерсис (тематический)

4.Фиксация внимания на разучивании и отработке упражнений на развитие пластических навыков движения.

5.Разработка, постановка, показ пластических номеров (этюдов) детьми или постановочная работа педагогом.

1.6.Условия реализации программы

Занятия проходят в просторном зале. На занятиях используется аудиозаписи на CD-дисках. Известно, что первые впечатления обычно оставляют наиболее яркий след в психике детей и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям и поведение на занятии. В силу этого, организация и проведение первых занятий может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а следовательно и решающим для успеха в обучении.

1. Эстетический внешний вид: дети переодеваются в специальную форму ( спортивные брюки, майки и футболки, не стесняющие движения , гибкая спортивная обувь или чешки или балетная обувь. Волосы должны быть убраны или на макушке головы, или внизу затылочной части)

2. При выполнении творческих заданий по возможности соблюдать тишину и проявлять уважение к выступающему.

1.7. Взаимодействие специалистов

При реализации программы по пластике и пантомиме возможно привлечение следующих педагогов : воспитателя, педагога по изобразительному искусству, музыке, театру.

Возможно привлечение художника по костюмам, парикмахеров, визажистов для создания того или иного образа.

Читайте также: