Сообщение на тему педагоги гуманисты об уважительном отношении к личности ребенка

Обновлено: 29.04.2024

Тема: Советская гуманистическая педагогика как философская система.

Климанова Екатерина Юрьевна

Глава 1. Гуманистическая педагогика и ее возникновение………….3

Глава 2. Отечественные педагоги-гуманисты и их учения…………..6

Глава 1. Гуманистическая педагогика и история ее возникновения.

Отличительными признаками гуманистической педагогики являются: смещение приоритетов педагогики на психические, интеллектуальные, нравственные и физические сферы развития личности, вместо овладения ею определенным объемом информации; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно мыслящей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного принять самостоятельное решение в различных жизненных ситуациях; обеспечение благоприятных условий для создания нового учебно-воспитательного процесса.

Гуманистические тенденции в педагогике существовали с давних времен. Идея гуманизма в педагогике проявилась, когда стало ясно, что успешное обучение возможно только при условии согласия ребенка (шаг к индивидоцентризму). Этого предполагалось достичь, развивая его мышление (Локк) или способности к социальной самореализации (Руссо).

Многие мыслители эпохи Просвещения задумывались о формировании свободной, всесторонне развитой личности, размышляли о том, какие условия нужны для образования и воспитания. Однако их рассуждения носили абстрактно-философский характер и не опирались на конкретные педагогические методики. Поэтому рассуждения просветителей на эту тему еще нельзя назвать учениями гуманистической педагогики.

Позднее появились отдельные ученые, занимавшиеся собственно педагогикой и продвигавшие гуманистические идеи. Это были Я. А. Коменский, руководствовавшийся принципом гармоничного объединения обучения и воспитания, И. Песталоцци, реализовывавший в обучении принцип природосообразности, требовавший следовать природным возможностям и склонностям ученика, К. Д. Ушинский, создавший педагогическую антропологию на основе физиологии и психологии, опора на которую должна правильно, т.е. научно, выстроить весь процесс образования, и т.д. Окончательно же гуманистическая педагогика как направление оформилась в середине 20 века.

В данной работе мы рассмотрим учения наиболее известных представителей гуманистической педагогики: В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили и Ю. Гиппенрейтер. Также мы постараемся выявить в их концепциях философские основания и выяснить, как они повлияли на педагогическое творчество этих авторов.

Глава 2. Отечественные педагоги-гуманисты и их учения.

Э. В. Ильенков.

Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979) известен, в первую очередь, как исследователь марксистско-ленинской диалектики. Его работы посвящены вопросам марксистской теории познания, природы личности, идеального, творческой деятельности. Помимо этого, одной из основных сфер его интересов была педагогика.

Ядро философии Ильенкова – учение о всесторонней и гармонично развитой личности. Именно Ильенков специально исследовал, как реально осуществима всесторонность, гармоничность, универсальность человеческого, разумного существа.

Разработка проблем универсальности человека и его воображения обусловила обращение Ильенкова к вопросам личности и творчества, основанной на теоретическом обосновании К. Марксом и Ф. Энгельсом необходимости универсального, всестороннего и гармоничного развития личности. Согласно Ильенкову, личность обнаруживает себя при условии, когда индивид производит некоторый всеобщий продукт, оказывающий обновляющее влияние на судьбы других индивидов. Личность может опережать в своих устремлениях коллектив, если тот ориентируется на устаревшие образцы и нормы деятельности. Неповторимость подлинной личности, по Ильенкову, состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех. Понятия личности, свободы и таланта, согласно Ильенкову, синонимичны.

Ильенковское понимание становления индивида личностью (педагогическая позиция) вырастает из логики человеческой истории, из логики исторического развития человека. Понять эту логику и означает определить внутреннюю форму становления индивида человеком, форму, на которой может и должна быть основана любая педагогическая практика. Центральная мысль этой позиции заключается в том, что все, что делается человеком в истории, так или иначе снимается ее движением и воспроизводится в жизнедеятельности человека во всеобщей форме его универсальных способностей. Реальное движение исторического содержания преисполнено противоречий, - и культура личностного развития снимает эту форму, противоречие, как форму собственного полагания в бытии и в мышлении.

Ближайшими сознаваемыми смыслами деятельности человека фактически всегда выступают прагматические интересы в их конечных формах, а всеобщее содержание человеческого бытия формируется и проявляется как непреднамеренное следствие его исторического творчества. Даже так называемое духовное производство встроено в общественные отношения таким образом, что мотив и оценка его продукта осуществляется скорее с точки зрения ближайших утилитарных интересов, нежели с позиций всеобщего содержания субстанциальных оснований культурно-исторической действительности. Ясно, однако, что именно эти общественные отношения определяют и мотив, и оценку, и само всеобщее духовное содержание истории и тем самым самого человека. С этим обстоятельством и связано педагогическое кредо Ильенкова.

Ильенковское понимание становления индивида личностью (педагогическая позиция) вырастает из логики человеческой истории, из логики исторического развития человека. Понять эту логику и означает определить внутреннюю форму становления индивида человеком, форму, на которой может и должна быть основана любая педагогическая практика. Центральная мысль этой позиции заключается в том, что все, что делается человеком в истории, так или иначе снимается ее движением и воспроизводится в жизнедеятельности человека во всеобщей форме его универсальных способностей. Реальное движение исторического содержания преисполнено противоречий, - и культура личностного развития снимает эту форму, противоречие, как форму собственного полагания в бытии и в мышлении.

Ближайшими сознаваемыми смыслами деятельности человека фактически всегда выступают прагматические интересы в их конечных формах, а всеобщее содержание человеческого бытия формируется и проявляется как непреднамеренное следствие его исторического творчества. Даже так называемое духовное производство встроено в общественные отношения таким образом, что мотив и оценка его продукта осуществляется скорее с точки зрения ближайших утилитарных интересов, нежели с позиций всеобщего содержания субстанциальных оснований культурно-исторической действительности. Ясно, однако, что именно эти общественные отношения определяют и мотив, и оценку, и само всеобщее духовное содержание истории и тем самым самого человека. С этим обстоятельством и связано педагогическое кредо Ильенкова.

В "производстве" человека педагогика, конечно, занимает особое место. Э.В. Ильенков, по свидетельству А. Новохатько в предисловии к книге "Философия и культура" (М., 1991), педагогике в будущем отводит важнейшую роль - и это понятно, потому что именно эта форма деятельности непосредственно связана с "производством" человека, с формированием свободной, универсально развитой личности, не измеряемой никаким "заранее заданным масштабом" (К. Маркс). Личность как самоцель истории в педагогике становится прямой и ясно осознанной целью особенной формы деятельности, превращающей всеобщее содержание исторической культуры в форму единичного бытия.

Педагогический момент, разумеется, несет в себе любая форма деятельности, поскольку она являет собой общественно-коллективный процесс. Школа очищает и концентрирует в своей деятельности суть общественных отношений, и с этой стороны рассматривая сегодняшнюю ситуацию в образовании, нельзя не заметить тех страшных противоречий, в которых находится педагогика: противоречия общественных отношений явно или неявно проявляются в бытии школьно-образовательной действительности. А коль скоро личностная форма бытия всегда связана с истиной, то понятно, сколь актуальной тут и теперь каждый раз оказывается проблема истины, способы ее постижения и удержания. Истины как принципа субъективного отношения к социально-исторической действительности, внутри которой живет и школа, и ученик.

2. Ш. А. Амонашвили.

Основной особенностью гуманной педагогики является ее философская идея: надо знать, что такое человек и какую цель мы ставим перед собой при его воспитании.

Ш.А. Амонашвили предлагает три постулата:

1. Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно.Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.

2. У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.

3. Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.

· страсть к развитию;

· страсть к взрослению;

· страсть к свободе.

Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.

Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:

· погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…;

· направим его взор на свой внутренний, духовный мир;

· пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;

· разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;

Амонашвили считает, что человек по своей природе прекрасен, добр и талантлив. В нем от рождения сокрыты многие возможности, задача педагога – раскрыть их с помощью правильного воспитания, основными элементами которого являются любовь и свобода. В этом проявляется гуманизм воззрений Ш. Амонашвили.

3. В. А. Сухомлинский.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Сферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Заключение

Сходными взглядами отличался и В. А. Сухомлинский, но он писал о месте человека не в Космосе, а в обществе. По мнению Сухомлинского, человек – прежде всего общественное существо, а значит, ребёнка нужно воспитывать так, чтобы он умел жить в обществе и был ему полезен.

Теории всех троих мыслителей объединяет схожий взгляд на человека. Гуманная педагогика основана на вере в изначально добрую природу человека и заложенные в него изначально (природой или высшими силами) многие способности. Идеалом человека для педагогов-гуманистов была свободная, гармонично развитая личность. Такой подход они применяли и в обучении, и в воспитании.

Список литературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Личность ребенка в гуманистической системе воспитания

В российских школах, утверждает профессор Д. Левитес из Мурманска, воспитание все еще тяготеет к авторитаризму, т. е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении зависимости. Иногда такое воспитание называют директивным (руководящим), вследствие чего воспитанник вырастает пассивным, безынициативным исполнителем.

Личностно- ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Ученика не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами. Поскольку многие качества у ребенка заложены на подсознательном уровне, то воспитатель лишь создает условия для детского саморазвития.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка. А важнейшая потребность ребенка – быть правильно понятым, принятым, признанным. Он подсознательно надеется, что его поймут в любом состоянии.

Только воспитатель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях: в труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими, - словом, в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только воспитатель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией. Ненавидим поступки – любим ребенка.

Для каждого своего воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания. Определившись с системой воспитательных целей, он подбирает такие средства воспитательного воздействия, которые актуализируют присущие ребенку функционально-психологические особенности. При этом учитывается, что независимо от своих индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять необходимые моральные требования.

Принципиальное положение гуманизации воспитания – принятие ребенка. Принятие – это признание того, что ребенок имеет право быть таким, какой он есть. Если педагог принимает ребенка, то принимает и его особенности, не выделяя и оценивая их. Чаще приходится принимать неблагополучных. В основе принятия – любовь. Любящий ребенка воспитатель всегда воспитывает лучше, т.к. он действует не только умом, но и сердцем. Путь к любви лежит через справедливость. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть обязательно. Состояние полного принятия максимально способствует самоутверждению воспитанника, предоставляя ему свободу для саморегуляции.

1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, закреплять дружеский тон в практике повседневного общения. Стремится быть таким учителю очень важно. Учитель – это посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений . Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя , только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель.

Итак, существенными чертами гуманистической школы воспитания являются: 1) особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) - главная задача школы, а становление индивидуальности личности - ее главный результат.

2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.

3) гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;

4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.

В российских школах, утверждает профессор Д. Левитес из Мурманска, воспитание все еще тяготеет к авторитаризму, т.е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении зависимости. Иногда такое воспитание называют директивным (руководящим), вследствие чего воспитанник вырастает пассивным, безынициативным исполнителем.

Личностно- ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса. Ученика не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами. Поскольку многие качества у ребенка заложены на подсознательном уровне, то воспитатель лишь создает условия для детского саморазвития.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка. А важнейшая потребность ребенка – быть правильно понятым, принятым, признанным. Он подсознательно надеется, что его поймут в любом состоянии.

Только учитель и воспитатель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях: в труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими, - словом, в реальных жизненных ситуациях. Они ближе всех к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, могут составить наиболее правильное и целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией. Ненавидим поступки – любим ребенка.

Для каждого своего воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания. Определившись с системой воспитательных целей, он подбирает такие средства воспитательного воздействия, которые актуализируют присущие ребенку функционально-психологические особенности. При этом учитывается, что независимо от своих индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять необходимые моральные требования.

Принципиальное положение гуманизации воспитания – принятие ребенка. Принятие – это признание того, что ребенок имеет право быть таким, какой он есть. Если педагог принимает ребенка, то принимает и его особенности, не выделяя и оценивая их. Чаще приходится принимать неблагополучных. В основе принятия – любовь. Путь к любви лежит через справедливость. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть обязательно.

1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, закреплять дружеский тон в практике повседневного общения. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя , только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель.

Итак, существенными чертами гуманистической школы воспитания являются: 1) особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) - главная задача школы, а становление индивидуальности личности - ее главный результат.

2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.

3) гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;

4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человеческих отношений между людьми.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям.

Гуманный – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью.

Педагог-гуманист — это прежде всего личность с многомерным мышлением, поскольку окружающий мир и многие явления не укладываются в нормативные одномерные толкования.

Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным.

Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как Личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности.

Гуманизация образования предполагает также необходимость помочь ребенку, школьнику, студенту самореализоваться в жизни.

При этом очень важна личность педагога-гуманиста: его мировоззрение, воля, характер, чувства, эрудиция, культура, его способности и специальные ЗУН, т.к. личность учителя формирует личность ученика.

Педагог-гуманист должен придерживаться правил, выработанных практикой:

– подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, чтобы не допускать проникновения тех требований, которые противоречат гуманистической направленности воспитания. И хотя в методах и формах осело все само ценное, существенное и важное, нельзя забывать, что разрабатывались они в тех воспитательных теориях, которые господствовали в других социально-экономических условиях;

– исключать методы наказания, унижающие личность, оскорбляющие ее достоинство;

– выбирать только такие формы организации воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников, не травмируют психику. Воспитателя-гуманиста ужаснет традиция проводить двухчасовую линейку по случаю окончания начальной школы под палящими лучами солнца на асфальте школьного двора;

– всеми силами поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям;

– принципиально, строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника, растолковывать, почему нельзя поступать так, как поступил он;

– помогать воспитаннику обнаруживать ошибки, мягко, убедительно объяснять, какие недостатки выявлены в его работе;

– поддерживать эмоциональное благополучие ребенка;

– формировать положительную самооценку школьника, веру в себя, уважение к себе;

– постоянно увеличивать требования, закреплять достигнутые результаты;

– активизировать деятельность личности в нужном направлении, не ждать негативного поступка, чтобы затем укорять им;

– понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью;

– жить интересами, переживаниями ребенка, не вторгаться, а входить в его внутренний мир осторожно, тактично, проявляя эмпатию;

– понимать себя, знать свои сильные и слабые стороны, использовать в воспитании других только свои преимущества. Следить за своим поведением, быть образцом для детей;

– зорко всматриваться в своих воспитанников, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания;

– искренне радоваться малейшему успеху своего воспитанника;

– предоставлять ребенку возможности для самоутверждения;

– постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят видеть его;

– слушать ребенка внимательно, демонстративно отложив в сторону даже срочную работу;

– крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии;

– получать удовольствие от общения с воспитанниками;

– разговаривать с воспитанником так, как он хочет, чтобы разговаривали с ним;

– не смотреть на воспитанника сверху вниз, глаза воспитателя должны находиться на уровне его глаз;

– направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Если семья крепко держится за традиционные нормы жесткого воспитания, не ослаблять попыток до тех пор, пока не наступит смягчение. Но ни взглядом, ни словом не настраивать ребенка против родителей;

С е м и н а р 2

Тема: Требования к личности и профессиональной компетентности педагога,

Государственный образовательный стандарт

Вопросы для обсуждения:

1. Профессия педагога и ее роль в современном обществе.

2. Профессиограмма современного педагога. Требования Государственного об-

Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эта­лоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера, к которой следует стремиться начинающему педагогу. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обу­словлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Такой портрет педагога-мастера создавался в разные исторические эпохи и обязательно учитывал нравственные (моральные) эталоны его профессио­нальной деятельности. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставни­ком, вдохновителем, другом [29].

Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегко­му труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Аксиома 1.Учитель должен уметь любить детей. Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Нужно ли любить ученика или достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям педагога? Какова Ваша точка зрения? (при затруднении в ответе см. статью Ражникова В.Г. [85]).

Способы выражения любви к ребенку: визуальный, кинестетический, психологический, педагогический.

Визуальный (контакт глаз) - предполагает умение педагога смотреть пря­мо в глаза воспитаннику, когда он общается с учеником. Любящий взгляд стимулирует и окрыляет ребенка, воодушевляет и эмоционально поддержи-

вает его в трудных начинаниях. Ласковый взгляд снижает уровень тревожно­сти, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.

Кинестетический (физический контакт) - выражение любви к воспитан­нику с помощью ласкового прикосновения (к руке, можно обнять за плечи, погладить по голове и т. д.) в зависимости от ситуации, возраста, индивиду­альных особенностей ученика. Не следует использовать вульгарные и пани­братские формы воздействия.

Психологический - проявляется в пристальном внимании к воспитаннику. Терпеливое выслушивание просьб ученика, полное сосредоточение на про­блемах воспитанника во время общения с ним. Умение педагога вовремя прореагировать на душевный дискомфорт ученика.

Педагогический - любовь проявляется в умении педагога оценить по дос­тоинству действия воспитанника, в умении радоваться искренне вместе с ре­бенком его успехам и огорчаться в случае неудач. Настоящая любовь к уче­нику строга и требовательна.

Аксиома 2.Учитель должен относиться к детям с уважением.

Аксиома 3.Ученик - имеет право на незнание.

Аксиома 4.Злой учитель - непрофессионал.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определение сущности нравственного сознания педагога. Какую роль играет нравственность учителя в педагогической деятельности?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте элементы структуры нравственного сознания педагога.

4. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог? Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к ро­дителю, как педагогу, воспитывающему собственного ребенка?

7. Что разделяет чувство личного достоинства и высокомерие?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Читайте также: