Сообщение на тему патриотизм в фольклоре разных народов

Обновлено: 05.07.2024

ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВ СТВЕННОЙ КУЛЬТ УРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬ КО Д.И.

расширение знаний о российской многонациональной ку льтуре,

способность к работе с информацией, представленной разными средствам и;

народов. Познакомится с героями национального эпоса разных народов.

• воспитывать чувство патриотизма, ува жение к Отечеству;

• воспитывать осознанное и уважительное отношение к ку льтурному наследию страны;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

• умение строить логические рассу ждения, делать вы воды;

• пользоваться дополнительными источниками получ ения информации.

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различны х позиций в сотру дничестве;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать другу ю точк у зрения;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения рез у льтата;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсу тствия

• в диалоге с учителем вырабатыва ть критери и оценки своей работы.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно -

диалогического обучения, здоровье сберегающая технология, проектная технология,

учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно - нравственно й

1. Организационный момент. Психологи ч еский настрой Здравствуйте ребята. Займите свои

места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в у влекательное п у те шествие в м ир к у льтуры.

Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – героями и защитниками нашей Родины.

Почему люди воюют? Каковы причины того, что одна страна нападает на другую? Как

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужезе мцами, выр аботал и

житейское представление о патриотизме, о тех каче ствах человека, благодаря кот о рым

У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине. « Человек

позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как лю бят и

защищают самого близкого человека — мать. Предать Отчизну, не встать на её защит у

ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВ СТВЕННОЙ КУЛЬТ УРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬ КО Д.И.

В древних преданиях, свяще нных книгах прославлялись подвиги воинов,

защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для

народа. Читая или слушая сказания о героях — защитниках родной земли, человек

проникался чувством глубокого уважения к ним. И ему тоже хотелось поступать так же,

как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу. Так воспитывались

Нравственность - Правила, определяющие поведение; духовные и душевные

качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

3. Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим

внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.

Главный герой якутского героического эпоса — Нюргун Боотур по прозвищ у

Стремительный. Он борется за счастливу ю мирн у ю жизнь людей, противостоит чудовищам,

которые пытаются разру шить его стран у и уничтожить вс ё живое. Герой изобража ется не

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу и гербу.

В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122).

Объектом нашей работы является патриотическое воспитание, Целью исследования выступает патриотическое воспитание детей и подростков средствами фольклора.

Задачи, которые мы ставим перед собой, таковы:

1) рассмотреть теоретический аспект процесса патриотического воспитания;

2) исследовать значение фольклора в патриотическом воспитании детей;

3) выделить основные средства фольклора, способствующие патриотическому воспитанию.

I . Теоретический аспект патриотического воспитания

Дружба народов Российской Федерации — это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей.

Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.

Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.

В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, З.Т Гасанов определяет следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них:

· любви к Отечеству – Российской Федерации и ее многонациональному народу;

· российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);

· уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

· любви к родному языку, культуре и истории своего народа;

· уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности;

· уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;

· дружеского отношения к народам СНГ, формирование чувства принадлежности к Содружеству Независимых Государств;

· уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;

· глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

· уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

· глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);

· уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;

· уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;

· уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;

· непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

· веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

· уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер [4, 63].

Не менее важны принципы воспитания патриотизма. З.Т. Гасанов выделяет следующие принципы патриотического воспитания в современной России:

· укрепление единства и целостности Российской Федерации;

· учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

· сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;

· содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

· содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

· развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

· обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

· обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

· укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

· гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

· сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

· обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

· формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

· предотвращение межнациональных конфликтов;

· учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

· распространение объективной информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;

· учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

· сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

· учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики, особого геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;

· защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;

· овладение русским языком — средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ; обеспечение культурного взаимодействия Российской Федерации и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурного пространства [4,64].

Патриотизм и патриот – явления, рассматривающиеся многими науками: психологией, педагогикой, философией, политологией, историей и т. д.

Но, во-первых, при исследовании данных понятий нужно узнать, как понимают их авторы различных толковых словарей.

Также явление патриотизма рассматривают энциклопедии и узконаправленные словари. Большинство данных изданий дают определение только патриотизма.

В настоящее время в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольную систему образования происходит перестройка, обновление и дополнение образовательных программ. То есть на современном этапе жизни дошкольное образование перестало удовлетворять потребности подрастающего поколения. Российская система дошкольного образования пришла к тому, что появилась необходимость в такой модели образования, которая бы удовлетворяла потребности подрастающего поколения. Одной из важных задач данной модели является патриотическое воспитание дошкольников. Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей. Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного и патриотического развития
Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования.
Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Используя фольклорные средства в своей работе, перед собой ставлю следующие задачи:

Задачи:
- познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
- прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно–оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;

Начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.

В нашем дошкольном образовательном учреждении выделено небольшое помещение и оборудовано в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта: коромысло, горшки, миски, лапти, самовар, печь, лавочки, чугунный утюг, керосиновая лампа, ухват и т.д.

В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда:
- оборудован уголок патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе, стране; широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы; иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага; дидактические игры по патриотическому воспитанию, куклы в национальном русском костюме и в военной форме советских времен;
- книжный уголок, где имеются книжки (сказки, потешки, загадки), настольные игры по мотивам этих же произведений. Дети с радостью и большим желанием просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений.

Работа с детьми:
- Чтение сказок, показ кукольного, пальчикового, теневого, настольного театра, просмотр альбома по русским народным сказкам, знакомство со сказочными персонажами, драматизации сказок, показ спектаклей
- разучивание потешек, закличек;
- непосредственно образовательная деятельность
- Совместная деятельность с детьми:
1) режимные моменты: хороводные и народные игры
2) индивидуальная работа: раскрашивание русского национального костюма цветными карандашами
- использование фольклора на занятиях;
- знакомство с народными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними
- знакомство с русскими народными инструментами, их звучанием
- прослушивание музыкальных произведений.
- постоянное использование русских народных игр и сказок в воспитательно-образовательном процессе;
- экскурсии:
Посещение комнаты в ДОУ, оборудованной в виде комнаты русской избы, детьми среднего возраста посвящаются знакомствам с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способами действий с ними.
Посещение Дома-музея Чапаева позволило почувствовать быт, в котором жили люди нашего края в начале прошлого века, ознакомиться с предметами старины

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях чувство патриотизма, духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература, фольклор, русское народное творчество для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Фольклор – это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Таким образом, применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств старших дошкольников. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников.

В настоящее время, когда одним из требований ФГОС является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию всех педагогов ДОУ.

Поскольку фольклор способен воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир,мы стараемся работать в тесном контакте со всеми педагогами ДОУ.

Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные,фольклорные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют:

- развитию первоначальных певческих навыков у детей;

- очень эффективны в качестве распевания.

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и стали активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания как педагогами, так и музыкальным руководителем нашего детского сада, дает ощутимые результаты:

- фольклор прочно вошел в быт детей, занял значительное место в их жизни.

- у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;

Читайте также: