Сообщение на тему открытия и разработки в области российского севера

Обновлено: 04.07.2024

33—35 тыс. лет назад в связи с глобальным потеплением территория на севере Евразии стала пригодной для жизни. В Арктике появились первые люди. Дальнейшие вехи в расселении людей по Арктике также были связаны с различными климатическими эпохами — потеплениями или ледниковыми периодами, которые вынуждали людей уходить с нажитых мест и искать новые. По этой же причине 11—16 тыс. лет назад люди перешли так называемый Берингийский мост и начали заселять Аляску и Юкон.

Осваивая земли Арктики, древние люди в первую очередь занимали две области: бассейны Печоры в Восточной Европе и бассейн Лены в Северной Азии. Затем они пришли в Западную Сибирь и Северо-Восточную Азию, заняв территорию вплоть до Берингова пролива.

На протяжении этих долгих тысяч лет в Арктике формировались народы, которые теперь считаются коренными для этой местности.

Новгородцы, поселившиеся на берегах Белого моря, получили название поморы. В суровом климате они занимались рыбным промыслом и стали родоначальниками арктического мореплавания. Поморские кочи имели яйцевидный корпус и прочную обшивку. Особая конструкция защищала судна от вмерзания в лёд и открыла возможности для ледового мореплавания.

Поморы первыми исследовали остров Вайгач и архипелаг Новая Земля. В конце XV века они освоили острова архипелага Грумант (современный Шпицберген) и остров Медвежий в Баренцевом море. Был основан город Беломорск (1419 год).



В этот же период зарождались города российской Арктики. Первый заполярный русский город Пустозерск был основан в низовьях Печоры в 1499 году. А в 1584 году в устье Северной Двины, вокруг Михайло-Архангельского монастыря, начали расти Новые Холмогоры, которые позже станут ключевым российским портом Архангельском.

Были основаны города: Архангельск (1584 г.), Салехард (1595 г.), Сургут (1594 г.), Надым (1597 г.), Кандалакша (1526 г.).



В этот же период зарождались города российской Арктики. Первый заполярный русский город Пустозерск был основан в низовьях Печоры в 1499 году. А в 1584 году в устье Северной Двины, вокруг Михайло-Архангельского монастыря, начали расти Новые Холмогоры, которые позже станут ключевым российским портом Архангельском.

Были основаны города: Архангельск (1584 г.), Салехард (1595 г.), Сургут (1594 г.), Надым (1597 г.), Кандалакша (1526 г.).

В 1601 году по указу царя Бориса Годунова на реке Таз был основан первый заполярный город в Сибири — Мангазея. Он стал отправной точкой для освоения прилегающих территорий.

В этот период купцы активно использовали для торговли пушниной Мангазейский морской ход — путь от Архангельска до Мангазеи.

К 1642 году русские казаки достигли Чукотки — естественной границы продвижения на восток по суше. Продолжая покорять северные моря, казаки под руководством Исая Игнатьева впервые отправились в плавание к востоку от устья реки Колымы в 1646 году.

Спустя пару лет, в 1648 году, атаман Семён Дежнёв с группой казаков прошёл на деревянных кочах вдоль Чукотского полуострова и вышел в Тихий океан. Он обнаружил пролив между Евразией и Северной Америкой — уникальное для тех лет открытие.

В 1667 году стрелец пятидесятник Иван Сорокин основал Дудинку как ясачное зимовье. Первый город на Таймыре в будущем стал базой для многих исследователей полуострова: Харитона Лаптева, Семена Челюскина, Фритьофа Нансена и других.

В 1686—1688 годах экспедиция мангазейского торговца Ивана Толстоухова впервые обошла Таймырский полуостров по морю с запада на восток на трёх кочах.

К 1642 году русские казаки достигли Чукотки — естественной границы продвижения на восток по суше. Продолжая покорять северные моря, казаки под руководством Исая Игнатьева впервые отправились в плавание к востоку от устья реки Колымы в 1646 году.

Спустя пару лет, в 1648 году, атаман Семён Дежнёв с группой казаков прошёл на деревянных кочах вдоль Чукотского полуострова и вышел в Тихий океан. Он обнаружил пролив между Евразией и Северной Америкой — уникальное для тех лет открытие.

В 1667 году стрелец пятидесятник Иван Сорокин основал Дудинку как ясачное зимовье. Первый город на Таймыре в будущем стал базой для многих исследователей полуострова: Харитона Лаптева, Семена Челюскина, Фритьофа Нансена и других.

В 1686—1688 годах экспедиция мангазейского торговца Ивана Толстоухова впервые обошла Таймырский полуостров по морю с запада на восток на трёх кочах.

В 1712 году казаки Яков Пермяков и Меркурий Вагин начали исследовать Новосибирские острова и посетили Большой Ляховский остров.

В 1728 году по приказу Петра I к восточным рубежам направилась первая Камчатская экспедиция во главе с офицером российского флота Витусом Берингом. Она подтвердила существование пролива между Чукоткой и Аляской.


В 1733—1743 годах была организована Великая Северная экспедиция, в которой приняли участие Витус Беринг, Семён Челюскин, Степан Малыгин и братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. Они нанесли на карту почти всё российское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей.

В 1741—1742 годах Семён Челюскин в пешем походе исследовал северное и западное побережье полуострова Таймыр. Он определил самую северную точку Азии, которую через сто лет назовут его именем — мысом Челюскина.

В 1799 году начала свою деятельность торгово-промышленная Российско-Американская компания. Она содействовала русским поселенцам в исследовании и освоении Аляски и Алеутских островов.

В этот период были открыты: полуостров Аляска, мыс Челюскина, Новосибирские острова, остров Врангеля.


В 1733—1743 годах была организована Великая Северная экспедиция, в которой приняли участие Витус Беринг, Семён Челюскин, Степан Малыгин и братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. Они нанесли на карту почти всё российское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей.

В 1741—1742 годах Семён Челюскин в пешем походе исследовал северное и западное побережье полуострова Таймыр. Он определил самую северную точку Азии, которую через сто лет назовут его именем — мысом Челюскина.

В 1799 году начала свою деятельность торгово-промышленная Российско-Американская компания. Она содействовала русским поселенцам в исследовании и освоении Аляски и Алеутских островов.

В этот период были открыты: полуостров Аляска, мыс Челюскина, Новосибирские острова, остров Врангеля.

В 1820—1824 годах экспедиция Фердинанда Врангеля и Фёдора Матюшкина подробно исследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В этот же период полярный исследователь Фёдор Литке составил карту архипелага Новая Земля и описал берега Белого моря.

В 1820—1824 годах экспедиция Фердинанда Врангеля и Фёдора Матюшкина подробно исследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В этот же период полярный исследователь Фёдор Литке составил карту архипелага Новая Земля и описал берега Белого моря.

В XIX веке у России впервые появились серьёзные конкуренты в исследовании и освоении Арктики. Российское правительство решило начать активное заселение арктического побережья. В 1870-х годах было организовано переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля. Министр финансов Российской империи Сергей Витте в 1894 году разработал план освоения Крайнего Севера, по которому переселенцы освобождались от воинской службы и налогов.

В это же время Российская Империя наращивала военное присутствие в Арктике. В 1898 году в Кольском заливе Баренцева моря был основан первый военный порт Александровский (современный Полярный).

В этот период были открыты: архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Были основаны города: Анадырь (1889 г.), Североморск (1896 г.), Лабытнанги (1868 г.).

В это же время Российская Империя наращивала военное присутствие в Арктике. В 1898 году в Кольском заливе Баренцева моря был основан первый военный порт Александровский (современный Полярный).

В этот период были открыты: архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Были основаны города: Анадырь (1889 г.), Североморск (1896 г.), Лабытнанги (1868 г.).

В 1900—1902 годах Императорская Академия наук снарядила Русскую полярную экспедицию. Экипаж во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком исследовал Новосибирские острова и добавил на карту Арктики около 200 новых географических названий.

В 1913—1915 годах экспедиция на этих ледокольных пароходах во главе с Борисом Вилькицким открыла архипелаг Северная Земля и впервые в истории прошла по Северному морскому пути с востока на запад — из Владивостока в Архангельск!

В 1916 году на побережье Кольского залива был основан город Романов-на-Мурмане (современный Мурманск). Это не только крупнейший город в мире, находящийся за Полярным кругом, но и, благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению, незамерзающий порт, имеющий стратегическое значение. В этот период были открыты: архипелаг Северная Земля. Были основаны город Мурманск (1916 г.) и порт Диксон (1915 г.).

В 1913—1915 годах экспедиция на этих ледокольных пароходах во главе с Борисом Вилькицким открыла архипелаг Северная Земля и впервые в истории прошла по Северному морскому пути с востока на запад — из Владивостока в Архангельск!

В 1916 году на побережье Кольского залива был основан город Романов-на-Мурмане (современный Мурманск). Это не только крупнейший город в мире, находящийся за Полярным кругом, но и, благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению, незамерзающий порт, имеющий стратегическое значение. В этот период были открыты: архипелаг Северная Земля. Были основаны город Мурманск (1916 г.) и порт Диксон (1915 г.).

В 1920 году была основана Северная научно-промысловая экспедиция при Высшем Совете народного хозяйства. В 1925 году она преобразована в Институт по изучению Севера.

В 1920 году была основана Северная научно-промысловая экспедиция при Высшем Совете народного хозяйства. В 1925 году она преобразована в Институт по изучению Севера.


В 1931 году в Коми было открыто первое промышленное нефтяное месторождение в Российской Арктике — Чибьюское.

В 1937 году советские лётчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелёт через Северный полюс. На АНТ-25 они преодолели путь в 8504 км из Москвы в Ванкувер (США).

В 1930—1940-е годы продолжалось интенсивное промышленное освоение Арктики и заселение её территории. Строились новые арктические порты: Певек, Тикси, Игарка и Диксон. Росли молодые города: Воркута, Нарьян-Мар и Норильск. В заполярной Западной Сибири были обнаружены крупные запасы нефти и газа.


ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге в "Экспофоруме" начался V Международный арктический форум "Арктика - территория диалога".

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку по истории освоения Российской Арктики.

Российская Арктика - полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" от 2 мая 2014 года.

Первые исследования Арктики в XI-XVII веках

В XI веке русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В 1032 году, согласно записи в Никоновской летописи, новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к "Железным воротам", то есть к проливу Карские ворота либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая Земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII веках поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века - острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII века началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 годк в низовьях Печоры был основан Пустозерск - первый русский заполярный город (просуществовал до 1960-х годов; находился в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем на одноименном острове в Белом море (1429) стал важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века оставался Архангельск, основанный в 1584 году.

В XVI-XVII веках русскими купцами активно осваивался так называемый Мангазейский морской ход, участок Северного морского пути (СМП) от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

XVII-XVIII века

В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

XIX - начало XX века

С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля для постоянного проживания. В 1894 году правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 году в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне - Полярный), а в 1916 году - Романов-на-Мурмане (ныне - Мурманск). Для скорейшего освоения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин - от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 годах Императорской Академией наук была снаряжена Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком (в будущем - Верховный правитель России). Она провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 года правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути - первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-1930-х годах в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции; с 1925 года - Институт по изучению Севера, с 1958 года - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Перед ней была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. 15 апреля 1926 года было принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса.

В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере - Чибьюское (Северный край, ныне - Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 года.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода "Сибиряков", который прошел СМП за одну навигацию (65 дней).

В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция "Северный полюс". Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года (программа действовала также в 2003-2015 годах).

В 1930-1940-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 году для активизации в регионе геологоразведочных работ в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне - Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И. С. Грамберга). В 1960-1970-е годы были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и другие. В 1980-х годах нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и другие.

В 1962 году советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, достигнув Северного полюса и всплыв на поверхность (первыми аналогичную акцию в 1959 году осуществил военно-морской флот США). В 1977 году советский атомный ледокол "Арктика" стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 году почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х годах финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры оказались заброшены, почти на треть снизилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 году до 1,65 млн т в 1996 году.

В 1996 году был принят федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Документ обеспечивал "государственный протекционизм" и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 года была поставлена задача "в кратчайшие сроки" разработать "механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера".

В 2000-х годах были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных объектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод "Ямал - Европа".

19 сентября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" - главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 году стать "ведущей стратегической ресурсной базой" страны. В феврале 2015 года была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 году Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике. Первая партия нефти была отгружена с платформы "Приразломная". 8 декабря 2017 года на полуострове Ямал состоялось открытие первой очереди завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта "Ямал СПГ".

Арктика: история географических открытий, исследования и освоения

Между тем на севере Сибирь граничит с Северным Ледовитым океаном, в который впадают почти все ее многоводные реки. Организовать морские перевозки вдоль северного побережья Сибири значило создать новый жизненно необходимый для хозяйственного развития Севера путь в широтном направлении. Для решения этой задачи в первой половине XX в. на побережье и островах Ледовитого океана строились радио- и метеостанции, геофизические обсерватории, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, обновлялись морские карты.

Как чужая земля стала своей

Предприимчивые, смелые новгородцы первыми из русских начали осваивать территорию, которую сейчас мы называем Русским Севером. Главной их мотивацией в освоении сурового края были, конечно, деньги, которые давала пушнина. Путь новгородцев на север лежал через Онежское озеро, по реке Выг, по Онеге — на южные берега Белого моря.

Почти одновременно с русскими к Белому морю вышли карелы. Конкуренции между народами не было — наоборот, как показывают археологические данные, нередко случались смешанные браки, а захоронений, свидетельствующих о битвах, не найдено.

Сначала людей на севере было совсем мало. Часто промысловики приходили на сезон, добывали мех, рыбу, морского зверя, а потом возвращались домой.


Зачем поморы двинулись на восток


В поисках промысловой рыбы и зверя поморы издавна освоили Грумант (Шпицберген), Матку (Новую Землю), многочисленные острова и побережья Белого моря и Ледовитого океана. Ходили в Норвегию. Участвовали они и в освоении Арктического морского пути, имевшего большое значение не только для России, но и для всей Европы.

Когда русские пришли на Север за пушниной, ее здесь было много. Но через некоторое время зверя выбили, и нужно было искать новые охотничьи угодья на востоке. Из Белого моря, которое, хоть и большое, но, по сути, внутреннее, поморы выдвинулись в сторону Карского моря, Северного Урала, к устью Оби. В XVI веке англичане и голландцы удивлялись, что, оказавшись в этих краях, постоянно встречали русские корабли, которые уверенно двигались дальше и дальше на восток, во льды, туда, куда, казалось, пройти было нельзя.

Поморский след на востоке

Большинство покорителей Сибири и Дальнего Востока были выходцами из областей Русского Севера. Это неудивительно — суровые условия жизни закалили их и подготовили к трудному и опасному освоению северо-восточных рубежей нашей страны.


Михаил Стадухин (ум. 1666). Помор, племянник московского купца, родился в деревне на реке Пинеге, в Архангельской области. Русский землепроходец, исследователь Северо-Восточной Сибири. Экспедиция Михаила Стадухина, стартовав от Индигирки, открыла реку Колыму. Стадухин одним из первых достиг рек Анадыря, Пенжины и Гижиги и северной части Охотского моря.


Федот Попов (ум. 1648). Родился в Холмогорах, Архангельской области, имел прозвище Колмогорец. Русский землепроходец, промышленник, организатор и, вместе с Семеном Дежнёвым, — участник экспедиции 1648 года из Северного Ледовитого океана в Тихий, открывшей пролив между Азией и Северной Америкой (Берингов пролив).


Семен Дежнёв (около 1605 — 1673). Родился в деревне Есиповская на Пинеге (по другим сведениям — в Великом Устюге). Русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной, Восточной Сибири и Северной Америки, казачий атаман, торговец пушниной. Первый мореплаватель, прошедший Берингов пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски, причем сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году, по пути посетив острова Ратманова и Крузенштерна, находящиеся посередине Берингова пролива.


Ермак Тимофеевич (1532–1585) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Русского государства. По недоказанной версии, Ермак был выходцем из северных краев. В онежских былинах, записанных в XIX веке, говорилось, что часть есаулов в дружине Ермака были родом с Двины. Землевладельцы Строгановы, добывавшие соль и пушнину на пермской земле и нанявшие отряд Ермака для защиты от зауральских племен, были выходцами с Подвинья, северянами. Отряд Ермака разгромил за Уралом войско сибирского хана Кучума, сухопутная дорога в Сибирь была проложена.


Ерофей Хабаров (ок. 1603 — ок. 1671). Родился в деревне Дмитриево современного Котласского района Архангельской области. Русский землепроходец, продолжатель дела Еналея Бахтеярова и Василия Пояркова по освоению Приамурья.Занимался пушным промыслом, участвовал в походах по рекам Сибири, жил в верховьях Лены. Открыл соляные источники и построил соляную мельницу в устье реки Куты в Иркутской области.


Владимир Атласов (ок. 1661/1664 — 1711). Родился в Великом Устюге Вологодской области. Русский землепроходец, совершивший поход по Камчатке в 1697–1698.

Весной 1697 года Атласов во главе отряда из 120 человек на оленях прошел на юг от Анадырского острога через Корякский хребет до Камчатки.

В 1700 году в Якутске Атласов систематизировал собранные в походе материалы, написал подробный отчет о полуострове и ближайших островах и составил первую карту Камчатки.


Александр Баранов (1746–1819). Первый главный правитель Русской Америки. Родился в Каргополе, в купеческой семье. В 1790 году возглавил Северо-восточную компанию, в 1799 году ставшую Российско-американской. Основал на острове Ситка форт Новоархангельск, ставший столицей Русской Америки. По распоряжению Баранова в Калифорнии в 1812 году создана российская фактория Форт Росс. Баранов строил верфи, заводы по выплавке меди, организовал добычу каменного угля. Практически стал создателем недолговечной Русской Америки. Был женат на дочери туземного вождя.

Сейчас Новоархангельск называется Ситка, а памятник основателю города планируется переместить в местный музей. Сам остров имеет альтернативное название на картах — Baranof island (остров Баранова).


Геннадий Невельской (1813–1876). Родился в усадьбе Дракино Солигачского уезда Костромской губернии. Исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре, доказавший, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин — остров.

Летом 1849 года Невельской достиг устья Амура и обнаружил пролив между материком и островом Сахалин. Ему удалось открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. Он основал в устье Амура Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре). Позже Невельской и его подчиненные детально исследовали берега устья Амура, Амурского лимана и Татарского пролива, а также континентальных частей Амурского и Уссурийского края и острова Сахалин, устанавливая власть России на дальневосточных территориях.

Читайте также: