Сообщение на тему особенности содержания и структуры романа капитанская дочка

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Рассказать об истории создания повести

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: учебник

1.Вступительное слово учителя.

-тестирование (второй тест на 3 б,, первый 4-5б)

Как называется 5 глава?

Кто стоял перед Гринёвым, когда он очнулся?

Что просил Гринёв в письме к родителям?

Кто, по мнению Гринёва, выдал его перед отцом?

Как называется 6 глава?

Какой год упоминается в 6 главе?

Кого пытал Иван Кузьмич и его соратники?

Как называется 7 глава?

Почему Марьи Ивановне не удалось уехать?

Как погиб Иван Кузьмич?

Благословения жениться на Марьи Ивановне

Путь был отрезан, крепость окружена

в) пару серег.

2.Швабрин переведён в крепость:

а) за смертоубийство

б) по собственному желанию

в) получил наказание

3. Пётр Гринёв во время поединка с Швабриным был ранен:

а) Савельич;

б) капитан Миронов;

в) Иван Игнатьевич.

5.Чем увлекается Петр Гринев во время службы в крепости?

а) литературой

6. Как зовут единственную крепостную крестьянку семьи Мироновых?

7.. С кем Петр Гринев дважды встречается на дуэли?

а) с Мироновым с Иваном Игнатьичем

б) со Швабриным

8.Как зовут "капитаншу", жену капитана Миронова?

а) Василиса Егоровна

б) Марья Ивановна

в )Авдотья Васильевна

2. Историческая основа повести.

В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

-XVII век - век царствования Екатерины II. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы, фавориты становились могущественными вельможами.

Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. В годы ее правления расширилась территория государства. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение искусства требовало денег.

В 1773 года в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился, об этом говорили воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Петром III объявил себя Емельян Пугачев. Народ поверил в своего царя и пошел за ним. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года, оно было жестоко подавлено.

(чтение статьи в учебнике об Пугачеве)

- Какой конфликт положен в основу произведения?

- Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? ( В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

Жанровое своеобразие и композиция.

Вывод: Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий.

- Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва.

1. I – V гл. рисуют формирование личности рассказчика.

2. VI – XII гл. - картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика.

3. XII – XIV гл. – роль развернутого эпилога.

Каждую главу мы с вами будем анализировать на следующих уроках.

VII. Итого уроки

1. Чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II?

2. Чем можно объяснить многочисленные крестьянские бунты в екатерининскую эпоху?

3. Как власть и общество восприняли «Историю Пугачевского бунта?

Главный прием, который использовал Пушкин при написании своего последнего большого произведения, был принцип историзма. Хотя все герои повести вымышленные, их судьбы тесно переплетаются с реальными историческими событиями, которые они проживали.

Кроме того, Пушкин показывает нам события той эпохи глазами дворянина. Будучи дворянином и офицером, Гринев давал присягу императрице на верность, он должен был быть тем, кто подавляет народные волнения. В трудную минуту главный герой остался верен присяге, он не предал императрицу, не признал власть мятежников. Пушкин, устами Гринева, не признает этого восстания, говорит о его бесполезности и бессмысленности.

В своем повествовании автор старается быть последовательным и не однобоким. Наряду с жестокими и кровавыми расправами Пугачева со своими врагами, перед нами открывается справедливый человек с необъятной русской душей и многогранным характером. Так, Пугачев, трижды спасет жизнь Гриневу, освобождает Машу Миронову и наказывает Швабрина за его злодеяния.

Немаловажную роль в раскрытии событий повести играет образ автора. Образ автора сопровождает нас от первой до последней страницы произведения. Мы слышим его отношение к происходящим событиям. Петр Гринев является его устами.

Пушкин сумел создать не только оригинальное литературное произведение, но и показал нам интересные моменты русской истории.



Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Художник В. Боровиковский. 1794
Екатерина II в повести "Капитанская дочка"

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 12-18

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю

IV. Особенности композиции романа
Аналитическая беседа:

краткие сведения об авторах и названиях произведений,
откуда взяты эпиграфы,
выявление пафоса эпиграфов (иносказание, созвучие, ирония и т. п.).

— Комментирование основных элементов сюжета романа: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки.

— Какова композиционная роль портретов в романе? Какова динамика портретов Гринёва и Швабрина?

— Какую роль играют пейзажи в композиции романа: буран в степи, морозная ночь, императорский сад и др.?

V. Фольклорные мотивы в романе
Аналитическая беседа:

— Какие произведения фольклора использованы в эпиграфах?

— Какова смысловая роль народных песен, сказок, пословиц и поговорок, включённых в структуру романа?

— Какие принципы фольклора использованы в системе образов и сюжете романа?
(Чтобы соединиться с возлюбленной, герой Гринёв преодолевает испытания; герою Гринёву противостоит антигерой Швабрин; у героев есть верные помощники и слуги: Савельич у Гринёва, Палашка у Маши; в судьбах героев решающую роль играют случайные обстоятельства: встреча Гринёвым Зурина и вожатого, чудесное спасение Гринёва от виселицы и др.)

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Групповые задания.

Подготовить коллективный учебный проект.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД А. С. ПУШКИНА

Давно известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и историческое мышление. Историзм — одно из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.

Можно сказать, что историю, особенно русскую, Пушкин воспринимал исключительно лично, интимно, и это нисколько не мешало, наоборот, помогало ему видеть истинный, хотя подчас затаенный, отнюдь не лежащий на поверхности ее смысл. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю России, которую. в свою очередь, просматривал и через призму своей судьбы человека и поэта. Это органическое слияние личного удела и исторического движения покоилось на убеждении Пушкина в неостановимости исторического процесса, который определяет вполне постигаемые чувством и разумом законы, побуждающие людей, участников исторического действа, выбирать ту или иную позицию, не оставаться пассивными и равнодушными зрителями.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

2. Внимательно прочитайте статью об историческом труде Пушкина и постарайтесь пересказать по содержание.

4. Главный из семи холмов, на которых расположен Рим; здесь находилась цитадель города и центр его политической жизни. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся должны уметь: работать с текстом художественного произведения; использовать цитаты для аргументации своей точки зрения, анализировать материал из различных источников и выбирать главное; вести дискуссию.

Методы обучения: проблемный, исследовательский.


Оборудование: учебник, доска, тетрадь.

1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая правда", "художественный вымысел"; выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения; показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

- закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой по теме;

- развитие умения обобщать и анализировать материал из разных источников;

- обучение ведению дискуссии, умению выслушивать различные точки зрения и доказывать свою.

Подготовительный этап: Задача: подготовить исследовательскую информацию для ведения дискуссии по следующим вопросам:

Образ Е.Пугачева в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.

История бунта в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках (Данный вопрос обсуждается в течение всего урока).

1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок злободневен?

Записывают в тетради тему урока

Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте.

2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами.

Переносят в тетради таблицу. Готовят её к заполнению.

3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.

Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/

Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем?

историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III

1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III

1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников.

2.Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II.

Обобщение полученных данных/ показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

Я думаю, что после всего, что мы узнали о нашем главном герое, ваше мнение о нём будет близко к высказываниям о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры:

1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания?

А вот мнение одного из историков, современника Пушкина, резко противоположно мнениям Достоевского, Чайковского, Цветаевой:

Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва?

Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался?

Давайте ещё раз обратимся к 11 главе. Сказка, рассказанная Пугачёвым и реакция на неё Гринёва?

Почему Пётр Гринёв, называя Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, всё-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?

Дети внимательно читают цитаты. Высказывают свои мнения, аргументируют их.

Учащиеся работают с текстом и отвечают на поставленный вопрос.

Чтение по ролям 11 главы.

Гринёв не может называть Пугачёва иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того Гринёв помнит расправу над комендантом. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. Пугачёв не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за верность слову, доброту.

Подведение итогов/закрепить понятия "историческая правда", "художественный вымысел"; завершить работу по таблице.

Каждый из вас по-своему прав. К какому бы жанру не отнесли мы это произведение, главное, что хотел донести до нас автор, вы поняли: человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. И мы еще раз вглядываемся в пушкинский идеал – извечные, в основе всего лежащие начала любви, добра и красоты.

Учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос.

Учащиеся предлагают свои варианты вывода. Запись в тетради.

Домашнее задание/ подготовиться к письменным ответам на проблемные вопросы

2. Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем?


Композиция романа капитанская дочка

Историческая повесть

Композиция романа капитанской дочки

  1. Экспозицией выступает биография Гринева, все моменты до его приезда Белогорскую крепость.
  2. В качестве завязки описывается знакомство с Марией Ивановной.
  3. Развитие действия продолжается с описания жизни в крепости и конфликт со Швабриным.
  4. Кульминация в виде дуэли и письмо отцу в пятой главе.

В результате развитие любовной линии завершается. Основной особенностью окончательно становится историческая часть. Аналогичного мнения придерживалась и Марина Цветаева. Она остро восприняла образ лидера мятежников, что побудило ее записать мнение о произведении.

Вторая версия

Это позволяет оправдать историческое название романа и то, какова роль Марии Мироновой. Тогда сюжетная схема становится близка первой версии:

Композиция капитанской дочки

  1. Сначала наблюдается второстепенная линия между Гриневым и Пугачевым.
  2. А также раньше происходит развязка исторической линии.
  3. Главным становится любовный сюжет, его кульминация и развязка происходят позже.

Важно учитывать, что поездка в мятежную слободу нужна была для спасения Маши Мироновой. Без этого третья встреча Гринева и Пугачева не состоялась бы. При каждой встрече последний миловал сына барского класса за подаренный когда-то тулуп. И все-таки, гораздо важнее для героя любовь к будущей жене и матери будущих детей.

Интересный момент в произведении

Композиция капитанской дочки

Кратко по сюжету, Гринев возвращается в имение. На плоту располагается виселица с 3 телами. Пугачевцы тем временем захватывают родителей Гринева и Машу. Их удерживают в амбаре, чтобы впоследствии сжечь. При этом местные крестьяне положительно относятся к хозяевам.

Именно Швабрин приводит злодеев в имение. После этого Гринев приходит с небольшим по численности отрядом, противники бегут, а родители высвобождены. По мнению Красухина, указанную главу не стоило печатать в романе, раз сам автор ее исключил из кольцевого плана.

Роль случая

Интересно, сколько случайностей происходит в произведении. Несмотря на то что никаких упреков к Пушкину не предъявляют, романисты не обязаны соблюдать правдоподобие. Роман должен стоять из других моментов, включая романтическую линию.

Особенности композиции романа капитанская дочка

Тем не менее в романе слишком много случаев. Например, случайно Зурин, коему Гринев отдал 100 рублей, управляет отрядом, арестовавшем героя. Маша спокойно переправляется с Савельичем к родителям Гринева. А он остается нести службу в правительственных войсках.

Случайно бродяга, получивший теплый тулупчик со стаканом вина, оказывается предводителем бунтовщиков. Когда Савельич падает к ногам лидера, тот отмечает, что старика сразу признал. После чего милует Гринева.

И случайно женщина, которую встречает Маша Миронова на прогулке в саду, оказывается императрицей. А Пугачев соглашается продолжить путь вместе с Гриневым, ведь никто не может обидеть сироту.

По мнению Пушкина, провидение считается благим промыслом. Добро должно быть под защитой, а зло наказано. И какие бы жестокости и неприятности ни происходили, мир устроен правильно. И есть высокий недоступный смысл в том, что читатель оказывается свидетелем происходящих событий в произведении.

Еще материалы по повести А.C. Пушкина "Капитанская дочка":

Читайте также: