Сообщение на тему органная музыка

Обновлено: 05.07.2024

Орган берет свое начало от маленькой и совсем не похожей на него флейты Пана. Всего лишь несколько трубочек, которые были связаны вместе. Но что это за лейтенант, который не хочет стать генералом. вот так и маленькая и скромная флейта Пана превратилась в короля всех инструментов — величественный и божественный орган, который имеет от 800 до 30 тысяч (. ) труб разных размеров и форм, несколько рядов клавиатур (от трех до семи), множество педалей (которые тоже можно считать клавиатурами, но только для ног), воздухонагнетающий механизм и кафедру, которая служила системой управления инструментом. А все началось с того, что люди просто захотели сделать побольше труб в маленькой флейте Пана — просто подумали о том, что можно «заставить трубы издавать звучание каким-то механизмом. Так и появились сначала заслонки, которые нужно было выдвигать и задвигать, а позже появилась и клавиатура, которая приводила в действие трубы за счет специальных клапанов.

Таким образом орган — это самый большой клавишно-духовой инструмент. К слову, на свете почти не существует чисто клавишных инструментов, так, пианино и рояль — это клавишно-струнные инструменты, хотя сюда можно отнести челесту — самозвучащий ударно-клавишный инструмент. Однако мы отвлеклись. Так вот орган — это клавишно-духовой инструмент, клавиши которого заставляют звучать тысячи труб, которыми оснащен инструмент. Трубы в органе могут быть деревянными, медными или из некоторых других материалов, могут быть с язычками и без язычков. Воздух в трубы нагнетается при помощи специальных мехов. Орган обладает огромной выразительностью и диапазоном и поэтому часто используется при церковных богослужениях.

Орган — это самый древний инструмент мировой культуры, именно по этой причине для него создано такое огромное количество музыкальных произведений. Так, в столице Голландии в одной из церквей работал органист-виртуоз Ян Питерс Свелинк, который часто устраивал органные концерты прямо в своей церкви, а также передавал опыт многочисленным ученикам и писал блистательные произведения для этого инструмента. Однако самой сильной была именно немецкая школа игры на органе — именно в этой стране появилось множество органистов, которые удерживали первенство вплоть до появления такого гения, как Бах. Первые органисты из Германии были учениками венецианских мастеров — Андреа и Джовани Габриэли. А многие были учениками фрескобальди и Свелинка. Ну а С.В. Бах, конечно же, был признанным органистом и композитором музыки для этого инструмента. Он с ранних лет любил орган и чувствовал своим призванием именно работу органистом. С раннего детства он заслушивался игрой дяди и брата. В Арнштадте Бах пробует работу органиста и там же начинает сочинять свои первые музыкальные произведения. А во время работы в Веймаре полностью сформировался самобытный стиль композитора. Там же он сочинил Пассакалию c-moll, Фантазию и фугу g-moll, Прелюдию и фугу a-moll, Токкату и фугу d-moll, Токкату, adagio и фуга C-dur.

А еще для органа писали Ф. Лист, Н. Рота, В.А. Моцарт, С. Франк и многие другие известные и не очень композиторы.

Возникновение органа

Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.

Возникновение органа

Развитие органа

Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.

Иоганн Себастьян Бах за органом

Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения. Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.

Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.

В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.

Современный орган

Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.

Современный орган

Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.


Орган имеет до нескольких тысяч труб, разбитых на регистры (или группы). Общее число регистров от 1 до 150 и более. Число труб в регистре соответствует числу клавиш мануала. До конца 19 в. передача от клавиш к трубам осуществлялась при помощи тяжей, а воздух нагнетался мехами одним или несколькими рабочими. Такой орган называется механическим.

В ХХв. вводятся органы с пневматическими и электропневматическими передачами, в которых нагнетание воздуха осуществляется вентиляторами, действующими от электродвигателя. Появились и электрические органы. Органы строились замечательными мастерами в Германии, Франции, Чехословакии, Великобритании, Италии, России, Польше.

Значительное внимание органной музыке уделял М.И. Глинка. В 17в. крупнейшим исполнителем и автором органных сочинений был органист собора Св. Петра в Риме Фрескобальди. Произведения французских мастеров 18в.- Куперена, Дандрие, Клерамбо - входят в репертуар современных исполнителей. Выдающимися представителями английской органной музыки являются Перселл, Гендель.

В Германии в 17в. выделялись органисты - композиторы Рейнкен, Букстехуде, Пахельбель, и вершиной органной музыки 18в. является творчество И.С. Баха, получившее мировое признание.

Венские классики Моцарт, Гайдн, Бетховен широко использовали орган в своих ораториальных произведениях.

Произведения для органа писали Шуман, Брамс. Выдающимися органистами - композиторами 19 - нач. 20вв. были Мендельсон, Лист. Большой вклад в органную литературу внесли композиторы Сен-Санс, Хиндемит, Бриттен, Онеггер и др.

Виртуоз - исполнитель, Бах создал для этого инструмента произведения, которые явились вершиной развития органной литературы. В становлении неповторимого стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям.

Бах рассматривал их как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирических поэмах зарождался сложный музыкальный язык, опережавший свое время. В свободных фантазиях сплавлялись воедино народное и высокопрофессиональное начала, что определяло доступность этих произведений Баха. Хоральные фантазии воплощают одно настроение и образ, отличаются широким диапазоном выразительных средств, образов и форм.

В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Бах выступает как преемник немецкой органной школы, в особенности своих непосредственных предшественников - Рейнкена и Букстехуде. В годы юности Бах ездил учиться к Букстехуде, он ездил в г. Любек с целью ознакомления с произведениями Букстехуде и его игрой на органе. Для органных произведений Баха характеры эмоциональное богатство, глубокая внутренняя сосредоточенность, свободная форма.

Бах объединял в двухчастные циклы противоположные по своей выразительности части- импровизационную токкату, фантазию или прелюдию гомофонно-гармонического характера и строгую полифоническую фугу.

Лекция-концерт на тему Органная музыка

Творчество Баха ознаменовало и вершину многовекового развития органной музыки, ведущей свое начало от раннего Возрождения и ее завершения.

Бах создал более 150 хоральных обработок. Хорал - это старинное духовное песнопение, основанное на народных немецких мелодиях. Обычно хорал бывает четырехголосным. Пример: хоральная прелюдия фа минор представляет собой небольшую пьесу лирического характера. Мелодия хорала звучит в верхнем голосе, как - будто гобой ее проводит. Органист так подбирает регистр, что получается подобие тамбра различных инструментов. Движение нижних голосов спокойное, мягкое, глубокое.

Предками органа были два маленьких, незатейливых древних народных инструмента - свирели волынка. От свирели орган унаследовал трубы, а от волынки - мехи. Ведь орган, как и труба, флейта, баян - духовой инструмент, а точнее клавишно-духовой.

Кто и когда впервые снабдил орган клавишами, сказать трудно. Возможно, клавиши, как и шахматы, появились впервые на арабском Востоке. О шахматах мы вспомнили не случайно - кто знает, быть может, последовательность белых и черных клавиш повторяла чередование квадратов на шахматном поле.

Тем более, что клавиши первых органов были во много раз больше современных, а по форме - скорее квадратные, чем продолговатые. И звук на них извлекали не пальцами, а всей рукой, попросту говоря, кулаком. В те далекие времена орган использовали как инструмент аккомпанирующий, помогающий настроиться певцам.

Похожими на современные клавиши сделались позднее, когда орган стал инструментом с листом. Произошло это, видимо, незадолго до наступления новой эры. В Древнем Риме орган не только сопровождал торжественные церемонии, но и был инструментом, игра на котором включалась в конкурс, проходившем в цирке наряду со знаменитыми боями гладиаторов.

По воспоминаниям современников, большим любителем органа и весьма искусным исполнителем был сам император Нерон.

Но орган древних римлян - уже довольно совершенный инструмент. В нем, в частности, было одно удивительное приспособление, называемое механизм регистров. Это устройство позволяло органисту пользоваться каждым рядом труб отдельно. При этом, нажимая на одну и ту же клавишу, при включенном или выключенном регистре, можно было добиться разного звучания. Высота звука оставалась прежней, но менялась его окраска.

В пестрой многовековой истории органа бывали разные периоды - бурного подъема и полного забвения. Так, например, вскоре после падения Великой Римской империи, в период смуты, переселения народов, орган с другими достижениями цивилизации исчезает. А появившись спустя несколько веков, имеет тот же вид, что и в пору своего младенчества: в нем лишь один ряд труб, примитивные кузнечные мехи и вовсе нет клавиатуры.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Предмет: музыкальная литература

Подготовила: Чурсина Т.А.

Старший преподаватель высшей категории

С У Д А К 2013 год

Органная музыка.

Значительное внимание органной музыке уделял М.И. Глинка. В 17в. крупнейшим исполнителем и автором органных сочинений был органист собора Св. Петра в Риме Фрескобальди. Произведения французских мастеров 18в.- Куперена, Дандрие, Клерамбо - входят в репертуар современных исполнителей. Выдающимися представителями английской органной музыки являются Перселл, Гендель. В Германии в 17в. выделялись органисты - композиторы Рейнкен, Букстехуде, Пахельбель, и вершиной органной музыки 18в. является творчество И.С. Баха, получившее мировое признание.

Венские классики Моцарт, Гайдн, Бетховен широко использовали орган в своих ораториальных произведениях.

Произведения для органа писали Шуман, Брамс. Выдающимися органистами - композиторами 19 - нач. 20вв. были Мендельсон, Лист. Большой вклад в органную литературу внесли композиторы Сен-Санс, Хиндемит, Бриттен, Онеггер и др.

Виртуоз - исполнитель, Бах создал для этого инструмента произведения, которые явились вершиной развития органной литературы. В становлении неповторимого стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям. Бах рассматривал их как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирических поэмах зарождался сложный музыкальный язык, опережавший свое время. В свободных фантазиях сплавлялись воедино народное и высокопрофессиональное начала , что определяло доступность этих произведений Баха. Хоральные фантазии воплощают одно настроение и образ, отличаются широким диапазоном выразительных средств, образов и форм.

В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Бах выступает как преемник немецкой органной школы, в особенности своих непосредственных предшественников - Рейнкена и Букстехуде. В годы юности Бах ездил учиться к Букстехуде, он ездил в г. Любек с целью ознакомления с произведениями Букстехуде и его игрой на органе. Для органных произведений Баха характеры эмоциональное богатство, глубокая внутренняя сосредоточенность, свободная форма. Бах объединял в двухчастные циклы противоположные по своей выразительности части- импровизационную токкату, фантазию или прелюдию гомофонно-гармонического характера и строгую полифоническую фугу.

Творчество Баха ознаменовало и вершину многовекового развития органной музыки, ведущей свое начало от раннего Возрождения и ее завершения.

Бах создал более 150 хоральных обработок. Хорал - это старинное духовное песнопение, основанное на народных немецких мелодиях. Обычно хорал бывает четырехголосным. Пример: хоральная прелюдия фа минор представляет собой небольшую пьесу лирического характера. Мелодия хорала звучит в верхнем голосе, как - будто гобой ее проводит. Органист так подбирает регистр, что получается подобие тамбра различных инструментов. Движение нижних голосов спокойное, мягкое, глубокое.

Предками органа были два маленьких, незатейливых древних народных инструмента - свирели волынка. От свирели орган унаследовал трубы, а от волынки - мехи. Ведь орган, как и труба, флейта, баян - духовой инструмент, а точнее клавишно-духовой.

Кто и когда впервые снабдил орган клавишами, сказать трудно. Возможно, клавиши, как и шахматы, появились впервые на арабском Востоке. О шахматах мы вспомнили не случайно - кто знает, быть может, последовательность белых и черных клавиш повторяла чередование квадратов на шахматном поле. Тем более, что клавиши первых органов были во много раз больше современных, а по форме - скорее квадратные, чем продолговатые. И звук на них извлекали не пальцами, а всей рукой, попросту говоря, кулаком. В те далекие времена орган использовали как инструмент аккомпанирующий, помогающий настроиться певцам.

Похожими на современные клавиши сделались позднее, когда орган стал инструментом с листом. Произошло это, видимо, незадолго до наступления новой эры. В Древнем Риме орган не только сопровождал торжественные церемонии, но и был инструментом, игра на котором включалась в конкурс, проходившем в цирке наряду со знаменитыми боями гладиаторов. По воспоминаниям современников, большим любителем органа и весьма искусным исполнителем был сам император Нерон.

Но орган древних римлян - уже довольно совершенный инструмент. В нем, в частности, было одно удивительное приспособление, называемое механизм регистров. Это устройство позволяло органисту пользоваться каждым рядом труб отдельно. При этом, нажимая на одну и ту же клавишу , при включенном или выключенном регистре, можно было добиться разного звучания. Высота звука оставалась прежней, но менялась его окраска.

Правда, в эпоху расцвета органа - в 15-16вв.-наряду с огромными церковными органами существовали и совсем маленькие, переносные органы - портативные и регали.

Возросшая популярность органа была связана с появлением оригинальных, написанных специально для органа, произведений. Одним из первых выдающихся виртуозов - органистов был итальянский композитор Фрескобальди, творивший в первой половине 17в. В Рим, где он жил и работал, из далеких городов и стран съезжались люди, чтобы послушать его игру.

Для органа писали многие замечательные композиторы. Но замечательные произведения писал Бах. И действительно, более двух столетий отделяют нас от того времени, когда жил и творил этот гениальный немецкий композитор. Но и сегодня его произведения для органа - лучшее, что создано для этого инструмента за всю его мировую историю. Непревзойденный органист - виртуоз, Бах знал все "секреты" этого инструмента. Не случайно его часто приглашали в соседние города опробовать только что построенный орган. И он не только выносил оценку новому инструменту, но и , к удивлению присутствующих, точно указывал те места в соборе, где звуки органа будут казаться "глухими", а где будут слышны лучше всего.

Бах писал для органа в течение всей своей долгой жизни. Есть среди его многочисленных произведений и " Восемь маленьких прелюдий и фуг", сочиненных им специально для юных музыкантов, обучающихся игре на органе.

Середина 18в.- пора наивысшего расцвета органного искусства и в то же время начало его упадка. За редким исключением, композиторы почти совсем перестают писать музыку для этого инструмента. Орган, как и другой клавишный инструмент - клавесин, полностью вытесняется фортепиано. Так начинается почти вековое, уже второе в его истории, забвение этого инструмента.

И только на рубеже 19-20вв. вновь возрождается интерес к старинной музыке, и вновь появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и стилей.

Мало - помалу начинается строительство органов и в России. Однако, если в начале 20 столетия их можно было, буквально, пересчитать по пальцам, то ныне в нашей стране их несколько десятков. И опять композиторы пишут музыку для этого инструмента, пытаясь по-новому осмыслить его звучание и раскрыть его огромные возможности. Среди советских органистов был композитор Старокадомский.


-75%

Музыкальный инструмент орган

Орган – музыкальный инструмент, поражающий не только звучанием, но и размерами. Его называют королем в мире музыки: он настолько монументален и величественен, что никого не оставляет равнодушным.

Основные сведения

Группа инструментов, к которой относится орган – духовые клавишные. Отличительная особенность – огромные размеры конструкции. Самый большой орган в мире находится в США, городе Атлантик-Сити: включает более 30 тысяч труб, располагает 455 регистрами, 7 мануалами. Самые тяжелые органы, сделанные руками человека, весили более 250 тонн.

Орган в Атлантик-Сити

Орган в концертном зале Boardwalk Hall (Атлантик-Сити)

Звучит инструмент мощно, многоголосо, вызывая бурю эмоций. Нотный диапазон данного ограничен пятью октавами. В реальности звуковые возможности гораздо шире: переключая регистры органа, музыкант спокойно переносит звучание нот на одну-две октавы в любую сторону.

Устройство органа

Устройство достаточно сложное, включающее многообразие элементов, деталей, частей. Основными составляющими являются:

  • Кафедра или пульт. Место, предназначенное музыканту для управления конструкцией. Оборудовано рычагами, переключателями, кнопками. Тут же находятся мануалы, ножные педали.
  • Мануалы. Несколько клавиатур для игры руками. Количество индивидуально для каждой модели. Максимальное число на сегодняшний день – 7 штук. Чаще остальных встречаются конструкции, имеющие 2-4 мануала. Каждый мануал обладает собственным набором регистров. Главный мануал расположен ближе остальных к музыканту, оснащен наиболее громкими регистрами. Количество клавиш мануала – 61 (соответствует диапазону 5 октав).
  • Регистры. Так называются органные трубы, объединенные схожим тембром. Чтобы включить определенный регистр, музыкант производит манипуляцию с рычагами или кнопками на пульте. Без этого действия регистры не зазвучат. Органы разных стран, разных эпох обладают различным количеством регистров.
  • Трубы. Различаются длиной, диаметром, формой. Некоторые оснащены язычками, другие нет. Мощные трубы издают тяжелые, низкие звуки, и наоборот. Количество труб различается, иногда достигая десяти тысяч штук. Материал изготовления – металл, дерево.
  • Педальная клавиатура. Представлена ножными клавишами, служащими для извлечения низких, басовых звуков.
  • Трактура. Система устройств, передающих сигналы от мануалов, педалей трубам (игровая трактура), либо от тумблера регистрам (регистровая трактура). Существующие варианты трактуры – механическая, пневматическая, электрическая, смешанная.

Устройство органа

История

Орган, действующий при помощи гидравлики, придумал древнегреческий умелец Ктесебием во II веке до н.э.: воздух внутрь нагнетался водяным прессом.

Средневековые органы не отличались изящным строением: обладали толстыми, неудобными клавишами, располагавшимися на некотором расстоянии друг от друга. Играть пальцами не представлялось возможным – исполнитель ударял по клавиатуре локтем, кулаком.

Расцвет инструмента начался в момент, когда им заинтересовались церкви (VII в. н.э.). Глубокие звуки идеально сопровождали богослужения. Началось усовершенствование конструкции: легкие органы превратились в огромные орудия, занимающие существенную часть помещения храма.

В IX веке лучшие органные мастера работали в Италии. Затем лидерство перехватила Германия. К XI веку каждое европейское государство освоило производство популярной вещицы.

Клавиатура органа

Клавиатура современного органа

XIV век – период расцвета инструмента: конструкцию усовершенствовали, уменьшили размер клавиш, педалей, разнообразили регистры, расширили диапазон. XV век – время появления таких модификаций, как маленький орган (переносной), стационарный (средних размеров).

Сегодня органы можно увидеть, услышать в католических храмах, на концертах камерной музыки. Инструмент используется в роли аккомпанемента, исполняет соло.

Разновидности

Органы классифицируют по нескольким признакам:

Устройство: духовой, электронный, цифровой, язычковый.

Функционал: концертный, церковный, театральный, камерный.

Диспозиция: классический, барочный, симфонический.

Число мануалов: одно-двух-трех-мануальный и т.д.

Музыкальный инструмент орган

Наиболее распространенные виды органов:

  • Духовой – оснащен клавишами, трубами, является крупногабаритным инструментом. Принадлежит классу аэрофонов. Выглядит так, как представляет себе орган большинство – масштабная конструкция высотой в пару этажей, размещенная церквях, иных просторных помещениях.
  • Симфонический – разновидность духового органа, имеющая преимущество в звучании. Широкий диапазон, высокие тембральные, регистровые возможности позволяют данному инструменту одному заменить целый оркестр. Некоторые представители группы оснащены семью мануалами, десятками тысяч труб.
  • Театральный – не отличается разнообразием музыкальных возможностей. Способен издавать звуки фортепиано, ряд шумов. Изначально создавался с целью музыкального сопровождения театральных постановок, сцен немого кино.
  • Орган Хаммонда – электрический инструмент, принцип работы которого основан на аддитивном синтезе звукового сигнала из динамических рядов. Инструмент изобрел в 1935 году Л. Хаммонд, как альтернативу для церквей. Стоила конструкция недорого, вскоре активно начала использоваться военными оркестрами, джазовыми, блюзовыми исполнителями.

Применение

Игра на органе

Как играть на органе

Стать органистом сложно. Потребуется работать руками и ногами одновременно. Стандартной схемы игры нет – каждый инструмент оснащен разным числом труб, клавиш, регистров. Овладев одной моделью, невозможно пересесть на другую, понадобится заново изучить устройство.

Игра ногами – дело особенное. Потребуется специальная, чувствительная обувь. Манипуляции производятся носком, пяткой.

Музыкальные партии пишутся отдельно для ножной клавиатуры и мануалов.

Композиторы

  • М. Дюпре
  • В. Моцарт
  • Ф. Мендельсон
  • А. Габриели
  • Д. Шостакович
  • Р. Щедрин
  • Н. Гриньи

Читайте также: